методическая разработка "изготовление водных извлечений"
методическая разработка
Методическая разработка практического занятия для преподавателя и обучающихся по МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм» на тему «Изготовление водных извлечений из ЛРС, содержащего эфирные масла и дубильные вещества» для специальности 33.02.01 Фармация, уровень подготовки- углубленный, квалификация- фармацевт направлена на профессионально- педагогическое совершенствование качества подготовки обучающихся. Данная тема является актуальной в связи с тем, что в процессе изготовления водных извлечений лекарственное растительное сырье измельчают, экстрагируют, смешивают, применяя разнообразные вспомогательные вещества и оборудование, многочисленные механические приемы, аппараты и т.д.
Данная тема направлена на более полное освоение ПМ 02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля», развитие познавательных способностей, формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию и самосовершенствованию.
Данный методический материал составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования для специальности 33.02.01 Фармация.
Методическая разработка может применяться при проведении практического занятия как по очной, так и очно-заочной (вечерней) форме получения образования. Разработка содержит подробную хронологическую карту занятия, которая содержит цель, задачи, формируемые ОК. Затем представлен материал содержания занятия: материал для контроля знаний по предыдущей теме, информационный материал по новой теме. К методической разработке прилагается презентация по теме «Технология изготовления водных извлечений в условиях аптеки» в электронном виде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_pz_9_na_temu_izgotovlenie_vodnyh_izvlecheniy.docx | 72.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОСЛАВЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ
ЦМК Зам.директора по УМР
Протокол № __1_ ОГБПОУ «Рославльский медицинский
От «_31_» августа 2022 г техникум»
________Т.А. Вишневская ______________Л.А. Иванова
«31 » августа 2022 года
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия
по дисциплине МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм»
на тему: «Изготовление водных извлечений из ЛРС, содержащего эфирные масла и дубильные вещества»
для студентов II, III курсов
специальности 33.02.01 Фармация
уровень подготовки: углубленный
квалификация: фармацевт
Подготовила: преподаватель А.А. Бойко
2022г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..…… Технологическая карта занятия…………………………………..…….. Содержание занятия…………………………………………………..… Организационный момент…………………………………...…….. Вводный инструктаж………………………………………..……... Контроль знаний……………………………………………..…….. Мотивация и целевая установка……………………………..……. Объяснение нового материала: демонстрационная часть….…… Рефлексия……………………………………………………..……. Подведение итогов…………………………………………….…… Задание на дом…………………………………………………….... Заключение…………………………………………………………………….. Список использованной литературы………………………………………… | 3 4 8 8 8 8 16 18 29 30 30 31 32 |
Введение
Методическая разработка практического занятия для преподавателя и обучающихся по МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм» на тему «Изготовление водных извлечений из ЛРС, содержащего эфирные масла и дубильные вещества» для специальности 33.02.01 Фармация, уровень подготовки- углубленный, квалификация- фармацевт направлена на профессионально- педагогическое совершенствование качества подготовки обучающихся. Данная тема является актуальной в связи с тем, что в процессе изготовления водных извлечений лекарственное растительное сырье измельчают, экстрагируют, смешивают, применяя разнообразные вспомогательные вещества и оборудование, многочисленные механические приемы, аппараты и т.д.
Данная тема направлена на более полное освоение ПМ 02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля», развитие познавательных способностей, формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию и самосовершенствованию.
Данный методический материал составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования для специальности 33.02.01 Фармация.
Методическая разработка может применяться при проведении практического занятия как по очной, так и очно-заочной (вечерней) форме получения образования. Разработка содержит подробную хронологическую карту занятия, которая содержит цель, задачи, формируемые ОК. Затем представлен материал содержания занятия: материал для контроля знаний по предыдущей теме, информационный материал по новой теме. К методической разработке прилагается презентация по теме «Технология изготовления водных извлечений в условиях аптеки» в электронном виде.
ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 9
Учебная дисциплина/МДК | 02.01Технология изготовления лекарственных форм | |||||||||
ПМ | 02 Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля | |||||||||
Раздел | Раздел МДК 02.01.3. Изготовление жидких лекарственных форм. | |||||||||
Разработчик: | Бойко Александра Александровна | |||||||||
курс | II,III | семестр | ||||||||
Тема занятия: | Изготовление водных извлечений из ЛРС, содержащего эфирные масла и дубильные вещества | |||||||||
Количество часов: | 6 | |||||||||
Место проведения: | Кабинет технологии изготовления лекарственных форм, организации деятельности аптеки | |||||||||
Цель: | Познакомить с основными понятиями темы, технологией изготовления водных извлечений в условиях аптеки | |||||||||
Задачи: | ||||||||||
образовательные: | Знать основные понятия: настои, отвары, алкалоиды, гликозиды, сапонины, дубильные вещества, эфирные масла, коэффициент водопоглощения, извлечение списка ВИСЛА, устройство инфундирного аппарата, деколятор. | |||||||||
воспитательные: | Выработка внимательности и аккуратности, продуктивного сотрудничества в коллективе | |||||||||
развивающие: | Упаковывать, оформлять к отпуску | |||||||||
Формируемые ОК: | ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 7 | |||||||||
Интегративные связи: | МДК 02.02, МДК 01.01.1, МДК 01.01.2, Латинский язык с медицинской терминологией | |||||||||
Учебно-методическая литература: |
| |||||||||
Оснащение занятия: | Наглядные пособия и ТСО: компьютер, презентация по теме «Приготовление водных извлечений» Раздаточный материал: тест по теме «Изготовление водных извлечений», рецептурные прописи, исходное сырье- лекарственные вещества, вода очищенная, вспомогательные вещества. Оснащение рабочего места: подставки, воронки, весы, разновес, флаконы, пробки, крышки, колпачки, стеклянные фильтры, вата, марля, этикетки основные, ступки с пестиками, инфундирный аппарат. | |||||||||
№ | Этапы занятия | Время этапа, мин. | Содержание обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Методы, формы организации деятельности студентов | ||||
Организационный момент | 2’ | Контроль готовности группы к учебному занятию (внешний вид, отсутствующие) | Приветствие студентов, контроль отсутствующих, контроль внешнего вида, сообщение плана практического занятия | Приветствие. Дежурные оглашают отсутствующих. | ||||||
Вводный инструктаж | 3’ | Беседа по технике безопасности | Беседа по технике безопасности | Слушают | ||||||
Контроль знаний по теме: «Изготовление эмульсий» | 40’ | Проверка качества знаний | Предоставляет материал (тесты), задает вопросы, выдает рецептур-ные прописи для решения студентами у доски | Отвечают на вопросы теста и устного опроса, ведут расчет рецептурных прописей. | Фронтальный опрос | |||||
Мотивация и целевая установка. Сообщение темы: «Изготовление водных извлечений из ЛРС, содержащих эфирные масла и дубильные вещества» | 10’ | Мотивация студентов, получение темы занятия совместно со студентами | Активизирует деятельность студентов, сообщает материал, помогающий определить тему занятия | Слушают, рассуждают, делают выводы | Фронтальная работа | |||||
Демонстрационная часть: объяснение материала по теме «Изготовление водных извлечений из сырья, содержащего эфирные масла и дубильные вещества», технология изготовления настоев и отваров. | 20’ | Предоставление нового материала с помощью презентационного оборудования | Объясняет новый материал. Разбирает задачу по новой теме с помощью студентов. | Слушают, рассуждают, делают выводы | Фронтальная работа, работа в тетради | |||||
Отработка практических навыков и формирование первичного опыта. Практическая работа по теме «Изготовление водных извлечений из сырья, содержащего эфирные масла и дубильные вещества» | 130’ | Самостоятельное решение рецептурных прописей по теме с последующим приготовлением лекарственной формы оформлением в тетрадь для практических работ. | Раздает рецептурные прописи для работы студентов. Контролирует выполнение задания | Выполняют задания под руководством преподавателя и самостоятельно | Работа за ассистенским столом, работа в тетради | |||||
Самостоятельная работа. Закрепление изученной темы. Смена деятельности (с работы за ассистенским столом на работу в тетради) | 15’ | Оформление рецептурной прописи в тетрадь для практических работ. | Проводит контроль оформления рецептурной прописи | Отвечают на вопросы по приготовлению лекарственной формы и ее оформлению | Фронтальный опрос | |||||
Отработка практических навыков | 20’ | Работа по оформлению рецептурной прописи (паспорт письменного контроля, этикетка). | Выдает учебный материал, контролирует выполнение задания. | Выполняют задания, рассказывают о технологии изготовления рецептурной прописи, опросный контроль | Работа за ассистенским столом, работа в тетради | |||||
Рефлексия | 10’ | Совместно со студентами подводит итоги, делает выводы. | Подводят итоги, делают выводы. | Фронтальная работа | ||||||
Подведение итогов (с проверкой выполненных заданий) | 15’ | Выставляет оценки за урок, поясняет результат,дает комментарии. | ||||||||
Задание на дом | 5’ | Дает домашнее задание, поясняет домашнее задание. |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент (2 минуты).Приветствие студентов, контроль отсутствующих, контроль внешнего вида,проверка готовности группы к занятию, сообщение плана практического занятия, создание рабочей обстановки в группе.
- Вводный инструктаж (3 минуты). Беседа по технике безопасности.
- Контроль знаний по теме «Изготовление эмульсий» (40 минут).
Фронтальный опрос (30 минут). Преподаватель вызывает студентов к доске, выдает рецептурные прописи, которые необходимо выписать на латинском языке, сделать расчет рецептурной прописии оформить ППК- паспорт письменного контроля.
Рецептурная пропись №1
Rp.: Emulsi ex oleosis 200,0
D. S. По 1 ч. л. 3 раза в день.
Рецептурная пропись№2
Rp.: Emulsi seminum Amygdalarum dulcis 180 ml
D. S. По 1 дес. л. 3 раза в день.
Рецептурная пропись №3
Rp.: Emulsi oleosi 100 ml
Camphorae 1,0
M. D. S. По 1 ч. л. 3 раза в день.
Рецептурная пропись №4
Rp.: Ol. Ricini 10,0
Amyli q. s., ut fiat emulsum 100 ml
M. D. S. По 1 дес. л. 3 раза в день.
Рецептурная пропись №5
Rp.: Emulsi olei Ricini 100 ml
Phenylii salicylatis 1,0
M. D. S. По 1 ч. л. 5 раз в день.
Рецептурная пропись №6
Rp.:Emulsi ex oleis Ricini 160,0
Bismuthi subnitratis 1,0
Sirupi simplicis 20 ml
Ol. Menthae piperitae guttas 5 ml
M. D. S. По 1 ч. л. 3 раза в день.
Рецептурная пропись №7
Rp.: Benzylii benzoatis 20,0
Saponis viridis 2,0
Aquae destillatae 78 ml
M. D. S. Смазывать кожу рук.
Рецептурная пропись №8
Rp: Coffeini Natrii Benzoatis 1,0
Extracti Belladonnae 0,15
Mentholi 1,0
Emulsii oleosi 200,0
M.D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день.
Рецептурная пропись №9
Rp: Emulsii olei Ricini 100,0
Phenilisalycilatis 2,0
Sirupisacchari 20 ml
M.D.S. По 1 чайной ложке через 4 часа.
Рецептурная пропись №10
Rp.: Emulsi ex oleosis 300,0
D. S. По 1 ч. л. 3 раза в день.
Рецептурнаяпропись №11
Rp.: Emulsi seminum Amygdalarum dulcis 200 ml
D. S. По 1 дес. л. 3 раза в день.
Рецептурная пропись №12
Rp.: Ol. Ricini 20,0
Amyli q. s., ut fiat emulsum 200 ml
M. D. S. По 1 дес. л. 3 раза в день.
Тестирование (10 минут). Возможно выполнение тестирования в рабочих тетрадях, возможно выполнение тестирования с использованием среды электронного обучения 3KLРусский Moodle.
Вариант 1
1.Настои готовят из сырья ………….. гистологической структуры .
- твердой
- мягкой
- рыхлой
- пористой
2. Если не указана концентрация водного извлечения, то для сырья общего списка готовят в соотношении ………..
- 1:400
- 1:30
- 1:10
- 1:20
3. . Если не указана концентрация водного извлечения, то сырье,содержащее сердечные гликозиды готовят в соотношении ………..
- 1:400
- 1:30
- 1:10
- 1:20
4. Чтобы приготовить прописанный объем водного извлечения, воду рассчитывают, используя коэффициент …………………
- расходный коэффициент
- увеличения объема
- водопоглощения
- эквивалентности
5. Какие биологически активные вещества, содержащиеся в ЛРС, извлекают в подкисленной среде?
- гликозиды
- алкалоиды
- сапонины
- дубильные вещества
6. Сырье, содержащее какие биологически активные вещества необходимо процеживать сразу после экстрагирования, горячим?
- гликозиды
- алкалоиды
- сапонины
- дубильные вещества
7. Из листьев толокнянки готовят ……………
- настой
- отвар
- слизь
8. Из семян льна готовят ……………
- настой горячим способом
- настой холодным способом
- отвар горячим способом
- отвар горячим способом
- слизь холодным способом
- слизь горячим способом
- Назовите время экстрагирования настоя объемом до 1 литра:
- Настаивают 15 мин, охлаждают 45 мин
- Настаивают 30 мин, охлаждают 10 мин
- Настаивают 25 мин, охлаждают 45 мин
- Настаивают 40 мин, охлаждают 10 мин
- Настаивают 25 мин, охлаждают искуственно
10. Назовите время экстрагирования настоя объемом более 1 литра:
- Настаивают 15 мин, охлаждают 45 мин
- Настаивают 30 мин, охлаждают 10 мин
- Настаивают 25 мин, охлаждают 45 мин
- Настаивают 40 мин, охлаждают 10 мин
- Настаивают 25 мин, охлаждают искусственно
Вариант 2
1. Отвары готовят из сырья ………….. гистологической структуры .
- твердой
- мягкой
- рыхлой
- пористой
2. Если не указана концентрация водного извлечения, то для сырья, содержащего алкалоиды готовят в соотношении ………..
- 1:400
- 1:30
- 1:10
- 1:20
3. Если не указана концентрация водного извлечения, то для сырья списка ВИСЛА используют соотношение ………..
- 1:400
- 1:30
- 1:10
- 1:20
4. Коэффициент водопоглощения показывает, какое количество жидкости задерживается ……… ЛРС после его отжима.
- 4,0
- 3,0
- 2,0
- 1,0
5. При изготовлении водных извлечений из какого вида сырья необходимо учитывать содержание биологически активных веществ (стандартность)
- гликозиды
- алкалоиды
- сапонины
- дубильные вещества
6. Сырье, содержащее какие биологически активные вещества необходимо экстрагировать в плотно закрытой инфундирке с деколятором?
- гликозиды
- алкалоиды
- сапонины
- эфирные масла
7. Из корней с корневищами валерианы готовят ……………
- настой
- отвар
- слизь
8. Из травы алтея готовят ……………
- настой горячим способом
- настой холодным способом
- отвар горячим способом
- отвар горячим способом
- слизь холодным способом
- слизь горячим способом
9. Назовите время экстрагирования отвара объемом до 1 литра:
- Настаивают 15 мин, охлаждают 45 мин
- Настаивают 30 мин, охлаждают 10 мин
- Настаивают 25 мин, охлаждают 45 мин
- Настаивают 40 мин, охлаждают 10 мин
- Настаивают 25 мин, охлаждают искусственно
10. Назовите время экстрагирования отвара объемом более 1 литра:
- Настаивают 15 мин, охлаждают 45 мин
- Настаивают 30 мин, охлаждают 10 мин
- Настаивают 25 мин, охлаждают 45 мин
- Настаивают 40 мин, охлаждают 10 мин
- Настаивают 25 мин, охлаждают искусственно
Эталон ответа на тестовый контроль к практическому занятию №9
" Изготовление водных извлечений из сырья, содержащего эфирные масла и дубильные вещества"
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1 | В | 1 | А |
2 | С | 2 | A |
3 | А | 3 | B |
4 | С | 4 | D |
5 | В | 5 | А |
6 | D | 6 | D |
7 | В | 7 | А |
8 | F | 8 | Е |
9 | A | 9 | B |
10 | С | 10 | D |
Тестирование оценивается следующим образом:
100-90 % правильных ответов на вопросы- отлично
90-80% правильных ответов на вопросы- хорошо
80-70% правильных ответов на вопросы- удовлетворительно
Мотивация и целевая установка. Сообщение темы: «Изготовление водных извлечений из сырья, содержащего эфирные масла и дубильные вещества» (10 минут). Мотивация студентов, получение темы занятия совместно со студентами.
Студенты изучили на теоретическом занятии тему «Изготовление водных извлечений, содержащих эфирные масла и дубильные вещества». Преподаватель совместно со студентами рассуждает о том, что в настоящее время водные извлечения повсеместно используются для лечения целого ряда заболеваний.
Настои и отвары – это водные извлечения лекарственного растительного сырья или водные растворы экстрактов, концентратов.
Запрещают заменять ЛРС настойками , экстрактами, эфирными маслами.
По физико-химической природе – это комбинированные системы (сочетание истинных, высокомолекулярных, коллоидных растворов.)
Водные извлечения ЛРС.
Сырьем является высушенные части лекарственных растений. Из мягкого по гистологической структуре сырья (трава, листья, цветки) готовят настои. Из плотного (кора, корни, корневища) – отвары.
Исключениями являются: кожистые листья толокнянки, брусники – из них готовят отвары. Из корней валерианы – настои – длительное нагревание приводит к улетучиванию эфирных масел.
Экстрагентом является вода очищенная. Извлечение (экстрагирование) – сложный процесс, т.к. извлекаемые вещества находятся в клетке. Механизм его складывается из таких массо-обменных процессов:
- диализ
- десорбция
- растворение
- диффузия (молекулярная, конвективная)
- вымывание
Движущей силой извлечения является разность концентраций БАВ в сырье и экстрагенте.
Факторы, влияющие на качество извлечений:
- Стандартность.
- Размер частиц.
- Соотношение сырья и экстрагента.
- Режим экстракции (время, температура, гидродинамические условия).
- Материал аппаратуры.
- Стандартность ЛРС.
В большинстве фармакопейных статей на ЛРС указан нижний предел концентрации БАВ. Например: лист мяты перечной – эфирных масел не менее 1%, кора дуба – 8% дубильных веществ.
Применение сырья содержащего БАВ ниже нормы не допустимо.
В траве горицвета нормируется нижний и верхний предел биологической активности 1 грамма сырья. В норме 50-66 ЛЕД. Можно использовать стандартное сырье или с завышенной активностью, после пересчета:
, где
а – масса стандартного сырья по рецепту, г.
b – стандартная активность (средняя)
с – завышенная активность
х – масса сырья с завышенной активностью, г.
Recipe: Inf. Herbae Adonidis vernalis ex 5,0 – 150 ml
Примечание: 1,0 – 75 ЛЕД
Расчеты:
- Размер частиц.
Чем меньше размер частиц – тем больше площадь контакта сырья и экстрагента, поэтому по закону диффузии облегчается экстрагирование. При излишнем измельчении в извлечение переходит множество балластных веществ, что приводит к мутности. Размер частиц должен быть оптимальным.
Листья, трава, цветки – не более 5 мм.
Кожистые листья толокнянки, брусники, эвкалипта не более 1 мм.
Кора, корни, корневища, стебли – не более 3 мм.
Плоды, семена – не более 0,5 мм
Используют цельными: плоды рябины, смородины, калины, шиповника, семена льна, подорожника блошного, некоторые цветки.
Индивидуальный размер частиц:
Кора дуба – 0,2 мм.
Кора крушины и корни солодки – 0,33-0,6 мм.
Отсев пыли проводят через сито 0,2 мм. Измельчение проводят без остатка.
- соотношение сырья и экстрагента.
Чем больше объема приходится на единицу массы сырья, тем полнее экстрагируется БАВ. Поэтому используют максимально возможный объем воды по рецепту.
Правила:
- нельзя готовить концентрированные водные извлечения, а затем разбавлять, т.к. при изготовлении концентрированного извлечения не достигается полнота экстракции.
- Чтобы не уменьшать объем воды не используют концентраты лекарственных веществ в микстурах с настоями и отварами.
В рецепте могут быть указаны массы ЛРС, и объем извлечения, или только объем.
А. Recipe: Inf. Foliorum Menthae ex 5,0 – 150 ml
Б. Recipe: Inf. Foliorum Menthae 200 ml
Если вмасса ЛРС не указана, извлечение готовят 1:10. Соотношение показывает, что из 1,0 готовят 10 мл извлечения.
Исключения: Из травы горицвета, ландыша, корней и корневищ валерианы, корней истода и семян льна готовят 1:30. Из корней алтея 1:20. Настои термопсиса, наперстянки 1:400.
По прописи Б берут 20,0 листьев мяты.
Объем воды определяют с учетом коэффициента водопоглощения (КВП) ЛРС.
КВП – это объем воды в мл, удерживаемый 1,0 ЛРС после его отжимания в перфорированном стакане инфундирки.
КВП 31 вида ЛРС находятся в приказе №308. Если КВП не указан, используют условный:
Цветки, листья, трава – 2.
Кора, корни, корневища – 1,5
Семена - 3
Брикеты – 2,3
КВП мяты 2,4 мл/г.
по прописи А – Vводы = 150 + 5,0⋅2,4 = 162 мл
по прописи Б – Vводы = 200 + 20⋅2,4 = 248 мл
- Режим экстракции.
Инфундирку прогревают 15 минут на водяной бане загружают сырье и воду, закрывают. Определенное время настаивают в начале на водяной бане, затем при комнатной температуре, периодически перемешивают (ΔС).
Правила введения лекарственных веществ:
- Если СМах<СРец или суммарная концентрация больше 3% объем воды для экстрагирования уменьшают на величину ΔV лекарственных веществ.
- Лекарственные вещества растворяют в профильтрованном извлечении и еще раз фильтрую через тот же фильтр. При необходимости доводят водой до объема указанного в прописи. Возможны потери за счет испарения и смачивания.
- Использование концентратов лекарственных веществ не допускается.
- Жидкие препараты добавляют в последнюю очередь по правилам.
Стадии приготовления:
- измельчение сырья
- прогревание инфундирки
- загрузка сырья и воды
- настаивание на кипящей водяной бане
- настаивание при комнатной температуре
- фильтрование и отжим сырья
- растворение лекарственных веществ
- фильтрование
- корректировка объема
- добавление жидких препаратов
- оформление.
Особенности извлечений из сырья, содержащего:
А. Эфирные масла.
Цветки ромашки, листья мяты, шалфея, валерианы.
- Готовят настои.
- Настаивают без перемешивания.
- Настой фильтруют после полного охлаждения.
Эти условия обусловлены летучестью эфирных масел.
Б. Алкалоиды.
Трава термопсиса.
- Встречаются настои из травы термопсиса. ГФ XI требует готовить из сухого экстракта концентрата.
В. Сердечные гликозиды.
Трава горицвета, ландыша, лист наперстянки.
- если нестандартные соотношения – проверяют дозы.
- Используют стандартное сырье или с завышенной активностью, после пересчета.
- Настой листьев наперстянки готовят из сухого экстракта, концентрата.
Технология:
Настои: строго соблюдают режим экстракции, учитывая термолабильность и плохую растворимость.
Г. Дубильные вещества.
Кора дубы, корневище змеевика, лапчатки, кровохлебки, лист толокнянки, и брусники.
Последние содержат фенологликозидаргутин и дубильные вещества. Аргутин оказывает антисептическое и диуретическое действие. Дубильные вещества – сопутствующие, но они могут адсорбировать аргутин.
- Готовят отвары без настаивания при комнатной температуре, т.к. дубильные вещества хорошо растворимы в горячей воде, при охлаждении растворимость снижается, следовательно они выпадают в осадок, поэтому фильтруют горячим.
- Не используют металлические инфундирки, т.к. образуются танаты.
- Особенности добавления гексаметилентетрамина и алюмо-калиевых квасцов. Они взаимодействуют с дубильными веществами с образованием осадка таннатов. Чтобы взвесь была тонкой и повысить точность дозирования добавляют к извлечению в виде раствора. Воду берут не достающего объема до прописывания, или минимальный объем воды (объем воды вычитают из объема взятого для экстракции). Если в прописи есть глицерин его добавляют к отвару + раствор лекарственных веществ (осадка меньше).
Д. Андрогликозиды.
Корни ревеня, кора крушины, ягоды жостера, листья сенны.
Готовят отвары:
- отвар из листьев сенныфильтруют после полного охлаждения при этом выпадают в осадок смолистые вещества, вызывающие боли в желудке.
- Отвар из корней ревеня и крушины фильтруют без охлаждения, т.к. уменьшается количество адрогликозидов за счет адсорбции на сырье.
Кора крушины – применяют со сроком хранения не менее 1 годы или прогревают при 1000С 1 час. При этом разрушается вещество, оказывающее рвотное действие.
Е. Сапонины.
Корни солодки, истода, синюхи, синеги и т.д.
- готовят отвары. Полнее извлекаются сапонины в щелочной среде. Ее создают добавляя в воду гидрокарбонат натрия из расчета 1,0 на 10,0 сырья. Если есть в прописи.
Ж. Полисахариды.
Корни алтея, семена льна, подорожника блошного.
Готовят слизи, оказывающие отхаркивающее, слабительное, обволакивающее действия (микстуры, клизмы).
Слизь корней алтея.
Содержит 35% слизи, 37% крахмала, который является балластным веществом. Крахмал растворяется в горячей воде, настаивать на водяной бане нельзя.
Готовят холодный настой. Настаивают при помешивании в подставке при комнатной температуре 30 мин.
Фильтруют, не отжимая сырье.
При расчете количества воды и сырья используют расходный коэффициент (КРасх). Он показывает, во сколько раз увеличить массу сырья и объем воды, чтобы получить заданный объем и концентрацию извлечения.
, где С – концентрация слизи по рецепту в процентах.
4,6 – КВП корня алтея.
Если в рецепте не указана концентрация слизи, готовят 5% (1:20). Для этой концентрации КРасх = 1,3
Слизь семян льна.
Сырье содержит около 6% слизи и 35 % жирного масла. Слизь накапливается в эпидермисе. Извлекается легко водой. Жирное масло – балластное вещество.
- чтобы не извлекалось жирное масло, используют цельные семена.
- Соотношение 1:30, если не указано в рецепте иное.
- КВП не используют, т.к. семена льна не поглощают воду.
- Слизь получают взбалтыванием семян в подставке с горячей водой (температура не менее 950 С) 15 мин. Подставка должна быть большого объема и обернута полотенцем.
Технология слизи семян подорожника блошного аналогично, но соотношение 1:10, если не указано иное.
Отработка практических навыков и формирование первичного опыта.
Практическая работа по теме «Приготовление водных извлечений из сырья, содержащего эфирные масла и дубильные вещества» (130 минут). Преподаватель раздает рецептурные прописи для работы студентов, контролирует выполнение задания. Студенты производят самостоятельное решение рецептурных прописей по теме с последующим приготовлением лекарственной формы, оформлением в тетрадь для практических работ. Выполняют задания под руководством преподавателя и самостоятельно.
Рецептурная пропись 1
Пример:
Recipe: Inf. Foliorum Urticae 200 ml
Analgini 5,0
Natrii Chloridi 2,0
M.D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день.
Расчеты:
- Готовят настой 1:10 Мсырья = 20,0
- ΣС% = 3,5%>3% поэтому учитываем ΔV
ΔV = 5⋅0,68 + 2⋅0,33 = 4 мл
КВП = 1,8 мл/г
Мводы = 200 + 20⋅1,8 – 4 = 232 мл
Технология:
Листья крапивы с размером частиц до 5 мм помещают в перфорированный стакан прогретой инфундиркидобавляют воду оставляют на водяной бане (15 минут), выдерживают 45 минут при комнатной температуре, перемешивают и фильтруют в подставку, отжимая сырье.
Растворяют анальгин, натрия хлорид вновь фильтруют через тот же фильтр, если необходимо доводят водой до 200 мл. Укупоривают во флаконе темного стекла.
Оформление: Внутреннее. Микстура.
Беречь от детей.
Хранить в прохладном, защищенном от света месте.
Перед употреблением взбалтывать.
Срок годности 2 суток.
Рецептурная пропись №2
Recipe: Inf. Radicis Althaeae ex 5,0 – 150 ml
Расчеты:
С = (5⋅100)/150 = 3,33%
КРасх = 1,18
Мсырья = 5⋅1,18 = 5,9
VВоды = 150⋅1,18 = 177 мл
Технология:
Подставка + корни алтея, измельченные до 3 мм + холодная вода. Настаивают 30 мин при комнатной температуре часто помешивая. Фильтруют в мерный цилиндр, не отжимая сырье.
Рецептурная пропись №3
Rp: Rhizomatis cum radicibusValerianae 8,0
Herbae Leonuri
Fоliorum Farfaraeaa 20,0
CorticisViburni 25,0
Aquaеpurificataеad 800 ml
D. S. По 1 ст. л. 3 раза в день.
Отвар коры калины готовят отдельно. Для этого надо из 1,0 г коры получить 10 мл извлечения, так как кора калины относится к общему списку. Чтобы получить 250 мл водного извлечения, необходимо взять воды:
250 + 25,0 х 2 = 300 (мл).
Для получения настоя нужно определить его объем:
800 – 250 = 550 (мл).
Для этого нужно взять воды:
550 + 8,0 х 2,2 + 20,0 х 2 + 20,0 х 3 = 673 (мл).
Технология
В одну предварительно прогретую инфундирку поместить 25,0 измельченной коры калины и 300 мл воды комнатной температуры и держать на водяной бане 30 мин, настаивать при комнатной температуре 10 мин. После этого процедить в цилиндр, отжать и при необходимости довести объем водой очищенной до 250 мл.
В другую (предварительно прогретую) инфундирку поместить 8,0 корневищ с корнями валерианы, 20,0 травы пустырника и 20,0 листьев мать-и-мачехи и налить 673 мл воды очищенной комнатной температуры. Настаивать на водяной бане 15 мин, при комнатной температуре — 45 мин. После этого процедить в цилиндр, отжать и при необходимости довести водой очищенной до 550 мл.
Рецептурнаяпропись № 4
Rp.:Infusi herbae Leonuri 200 ml
Analgini 5,0
Kalii bromidi
Natrii bromidi aa 4,0
TincturaeValerianae 6 ml
M. D. S. По 1 ст. л. 3 раза в день.
V0= 200 + 6 = 206 (мл).
ЧП = 2067 : 15 = 13
Анальгин, список Б, ВРД = 1,0, ВСД = 3,0
РД = 5,0 : 13 = 0,38
РД = 5,0 : 13 х 3 = 1,14
Дозы не завышены.
Технология
Инфундирку на водяной бане прогревают 15 мин. Траву пустырника измельчают до 7 мм, кладут в инфундирку и заливают 234 мл воды очищенной комнатной температуры. Помещают на водяную баню на 15 мин, затем настаивают при комнатной температуре 45 мин при периодическом помешивании. Процеживают в подставку через двойной слой марли и отжимают. Отвешивают 5,0 анальгина, растворяют, отвешивают 4,0 калия бромида, растворяют, отвешивают 4,0 натрия бромида, растворяют. Процеживают через сухой ватный тампон в цилиндр и при необходимости доводят обем водой очищенной до 200 мл через отжатое сырье. Переносят во флакон для отпуска, добавляют 6 мл настойки валерианы. Укупоривают и оформляют
Рецептурная пропись № 5
Rp.: Rad. Althaeae 6,5
Aquae destillatae 130 ml
M. D. S. Внутреннее.
Корень алтея (RadixAlthaeae) содержит до 35 % слизи и 38 % крахмала. Основным действующим веществом является слизь, обладающая отхаркивающим и противовоспалительным действием. Для получения препарата с максимальным содержанием слизи и минимальным количеством крахмала, который в данном случае является балластным веществом, настой готовят особым способом — настаиванием при комнатной температуре, а для предотвращения механического перехода зерен крахмала в настой сырье после настаивания не отжимают. При отсутствии указания в рецепте количества корня алтея готовят 5%-ный настой (5 частей корня алтея на 100 частей воды дистиллированной). Измельченный корень заливают холодной водой, настаивают при комнатной температуре в течение 30 мин, после чего жидкость сливают, не отжимая остатка, и процеживают. Экспериментально установлено, что 1,0 г корня алтея удерживает 4,6 мл воды, поэтому возникает необходимость использования так называемого расходного коэффициента (представляющего собой отношение выписанного объема извлечения к объему полученного извлечения), который для 5%-ного настоя корня алтея составляет 1,3.
Этот коэффициент показывает, во сколько раз следует увеличить количество корня и воды, чтобы получить требуемое количество извлечения.
Рецептурная пропись № 6
Rр.: Dec. rad. Althaeae ex 3,0 — 100 ml
Natrii hydrocarbonatis 2,0
Sirupi Glycyrrhizae 20 ml
M. D. S. По 1 ст.л. 3 разавдень.
Для приготовления препарата по данной прописи 3,45 г (3 х 1,15) г измельченного корня алтея заливают 115 мл (100 х 1,15) воды и настаивают при комнатной температуре в течение 30 мин при частом взбалтывании. Полученный настой процеживают, не отжимая остатка, а затем в нем растворяют натрия гидрокарбонат и солодковый сироп. Раствор процеживают через ватный тампон во флакон для отпуска, укупоривают, оформляют.
Рецептурная пропись № 7
Rp.: Seimnum Lini 1,0
Aquae destillatae ebullientis 30,0 ml
M. D. S. Внутрь.
Так как в семенах льна слизь содержится только в тонкостенных клетках кожицы, то она легко извлекается водой. Слизь льняного семени готовят из цельных семян в концентрации 1 : 30. Измельченные семена использовать нельзя, поскольку в извлечение будут переходить жирное масло, белковые и красящие вещества. Для приготовления слизи семена всыпают во флакон с хорошо пригнанной пробкой, заливают кипящей водой (95 °С) и встряхивают в течение 15 мин. Получается густоватая прозрачная бесцветная слизь, которую процеживают через холст. Слизь льняных семян неустойчива в микробиологическом отношении и не выносит длительного хранения. При назначении в рецепте DecoctiseminumLini приготовляют MucilagoseminumLini.
- Отработка практических навыков (20 минут). Преподаватель выдает учебный материал, контролирует выполнение задания. Студенты производят оформление рецептурной прописи (паспорт письменного контроля, этикетка). Студенты работают за ассистенским столом и в тетради.
- Рефлексия (10 минут). Выводы о необходимости применения специальных знаний и практических навыков в технологии изготовления лекарственных форм в целом и в изготовлении водных извлечений в частности. Выводы о применении данных знаний в профессиональной деятельности и личной жизни.
- Подведение итогов (с проверкой выполненных заданий) (15 минут). Преподаватель выставляет оценки за практическое занятие, поясняет результат, дает комментарии.
- Задание на дом (5 минут). Постановка домашнего задания, пояснение домашнего задания.
Студенты должны знать материал по теме « Приготовление линиментов и гомогенных мазей» [1, 229-239], конспект лекций.
Заключение
Водные извлечения применяются для лечения вялотекущих, хронических заболеваний и не используются для оказания первой медицинской помощи. Часто данный вид лекарственных форм (ЛФ) готовится больными на дому.
Недостатки экстемпоральных водных извлечений из сырья:
1) нестойкость при хранении, так как экстрагентом является вода, а ЛРС содержит микроорганизмы и ферменты;
2) нестандартность лекарственной формы в любом случае;
3) необходимость специальных приемов при изготовлении — измельчения, использованич аппаратуры и др.;
4) задержка отпуска больному;
5) невозможность использовать концентрированные растворы лекарственных веществ при изготовлении водных извлечений из ЛРС, так как произойдет разбавление водного извлечения.
Общая технология приготовления настоев и отваров
Особенностью расчетов и приготовления водных извлечений является то, что сырье при настаивании на водяной бане поглощает определенное количество воды, которая удерживается в нем даже после отжима. Поэтому, чтобы приготовить прописанный объем водного извлечения, воду рассчитывают, используя коэффициент водопоглощения (КВП), или с помощью расходного коэффициента (Кр — только для корня алтея).
КВП показывает, какое количество жидкости задерживается 1,0 ЛРС после его отжима. КВП можно найти в приложениях, таблицах ГФ.
Механизм процесса извлечения складывается из нескольких простых процессов.
Это диализ, простое растворение, десорбция, механическое вымывание и свободная диффузия.
Список использованной литературы
- В.И.Погорелов, «Фармацевтическая технология» под редакцией Ростов-на-Дону, 2002г.
- Государственная фармакопея XI, выпуск 1, Москва, Медицина, 1987 г., выпуск 2, Москва, Медицина, 1990 г.;
- Государственная фармакопея, XII, Москва. "Медицина", 2007 г.;
- Государственная фармакопея XIII, Москва, 2015 г.
- Муравьёв И.А. « Технология лекарственных форм», М.Медицина,1988г.
- Грецкий В.М., Хоменюк В.С. «Руководство к практическим занятиям по технологии лекарственных форм», М. Медицина, 1991 г.
- Синёв Д.И., Марченко Л.Г.,Синёва Т.Д. « Справочное пособие по аптечной технологии лекарств», С-Петербург, 1993 г.
- Фармацевтическая технология под редакцией И.И. Краснюка, Г.В.Михайловой, М. Академия, 2011 г
- Фармацевтическая технология-учебное пособие для медицинских училищ и колледжей, В.А.Гроссман.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы извлечения звука на гитаре. Приемы игры tirando и apoyando.
Данная методическая разработка посвящена основным способам звукоизвлечения на гитаре. В работе рассмотрены их основные характеристики и отличия....
Методические рекомендации по выполнению практических работ по Английскому языку по специальности: Обработка водных биоресурсов
Основной целью практических занятий по предмету является овладение общением на изучаемом языке, т.е. умение говорить на иностранном языке, понимать иностранную речь на слух, излагать свои мысли письме...
Методическая разработка теоретического занятия "Водные извлечения из сырья, содержащего слизи"
Методическая разработка теоретического занятия "Водные извлечения из сырья, содержащего слизи, из экстрактов-концентратов" используется при изучении МДК "Технология изготовления лекарст...
Разработка обобщающего теоретического занятия "Водные извлечения"
Методическая разработка обобщающего теоретического занятия "Водные извлечения" предназначена для студентов 2-го курса специальности "Фармация" при изучении МДК "Технология изг...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, регулирующие водно-солевой обмен.
Мочегонные средства, или диуретики, применяются для коррекции нарушений водно-солевого обмена. В практической медицине мочегонные средства широко применяются при отеках различного происхождения (серде...
Методическая разработка Водный баланс, суточный диурез. Василенко Ю.А (ГБПОУ "Троицкий медицинский колледж")
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОЯСНЕНИЕДанная методическая разработка разработана с целью подготовки студентов медицинского колледжа к практической деятельности медицинского работника, который должен выполнять манипул...
Рабочая программа по специальности 35.02.10 Обработка водных биоресурсов по ПМ 01. "Производство пищевой продукции из водных биоресурсов"
Программа профессионального модуля является обязательной частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.01 «Обработка водных биоресурсов», входящей в укрупненную группу спец...