©Пахомова И.А. Разработка рабочих программ на 2021-2022 учебный год в соотвествии с ФГОС
рабочая программа

Пахомова Инна Александровна

Разработка и создание рабочих программ по дисциплине "ОП.09 Психология" на 2021-2022 учебный год в соотвествии с ФГОС по очной форме обучения для специальности  34.02.01 Сестринское дело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rup_fgos_sd_psihologiya_2021-202523-24_9_kl_22-2311_kl.doc558.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 6»

             (ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»)

           УТВЕРЖДАЮ        

Директор ГБПОУ ДЗМ «МК №6»

                  __________А.Е. Суханова

           

                                                                                 «____»______________2021 г.                                                        

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины ОП.09. Психология

        

код, наименование специальности 34.02.01 Сестринское дело

Москва

2021

                РАССМОТРЕНА

Предметной (цикловой) комиссией

                          ОПД

(протокол от ____________ № ___)

Разработана на основе

ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело

код, наименование специальности

Составители (авторы):

Пахомова И.А., преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

___________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование образовательной организации

Рецензент:

Разумова А.Н.  главная медицинская сестра ГБУЗ ГКБ им. В.П. Демихова

____________________________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации

Полоса С.В. старший методист ГБПОУ ДЗМ «МК №6»

____________________________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

21

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

22


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы философии

1.1. Область применения программы

Рабочая учебная программа дисциплины ОП.09. Психология является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена

ОП.09. Психология относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального учебного цикла (ОП).

Дисциплина направлена на формирование общих компетенций:

ОК 1-4, 6,7,8,10,11;

ПК 1.1-1.3, 2.1-2.4, 2.7, 2.8, 3.1-3.3

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • эффективно работать в команде;
  • проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе;
  • осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения;
  • регулировать и разрешать конфликтные ситуации;
  • общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;
  • использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;
  • использовать простейшие методики саморегуляции, поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении.

   В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные направления психологии, психологию личности и малых групп, психологию общения;
  • задачи и методы психологии;
  • основы психосоматики;
  • особенности психических процессов у здорового и больного человека;
  • психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни;
  • особенности делового общения.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 126 часов, в том числе:

         - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 84 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 42 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

126

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

84

в том числе:

   лабораторные занятия

   практические занятия

   контрольные работы

   курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

42

в том числе:

   самостоятельная работа над курсовой работой

   (проектом) (если предусмотрено)

   другие виды самостоятельной работы

42

Итоговая аттестация в форме                                                             экзамена

2.2. Тематический план и содержание дисциплины ОП.09. Психология

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающегося

Объем часов

Уровень освоения*

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1. Общая психология.

32/50

2

Тема 1.1. Предмет и методологические принципы современной психологии.

Содержание учебного материала

2

1. Предмет психологии, ее задачи.

2. Психология как наука о закономерностях, механизмах, психической деятельности, поведения и их применении на практике.

3. Значение психологических знаний в профессиональной деятельности медицинской сестры.

4. Основные отрасли и направления в психологии.

5. Методологические принципы и методы исследования в психологии.

Самостоятельная работа обучающихся. Сравнительный анализ научных направлений и школ.

2

3

Тема 1.2. Особенности ощущения у здорового человека и пациента.

Содержание учебного материала

2

2

1. Познавательные (когнитивные) процессы: ощущения и механизмы их формирования.

2.  Классификации ощущений, их виды.

3. Изучение ощущений на примере тактильной чувствительности.

4. Отработка навыков следования и ведения, в основании которых лежат слуховые и тактильные ощущения, как важнейших факторов профессионального мастерства медсестры.

5. Нарушения процесса ощущений.

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.3. Особенности восприятия у здорового человека и пациента.

Содержание учебного материала

2

2

1. Восприятие и его основные характеристики.

2. Факторы, влияющие на восприятие.

3.  Нарушения процесса восприятия.

4.  Развитие ощущений и восприятия как необходимый фактор профессионального роста. 

5.  Изучение иллюзий восприятия.  

Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить сообщение или презентацию на тему: «Поддержка людей с нарушениями ощущений и восприятия».

2

3

Тема 1.4. Особенности памяти в норме и патологии.

Содержание учебного материала

2

2

1. Понятие память, виды и её особенности.

2. Классификация памяти по времени сохранения материала, по характеру психической активности, преобладающей в деятельности. .

3. Теории памяти. Нарушения памяти.

4. Развитие памяти как необходимый фактор профессионального мастерства.

5. Изучение кратковременной и долговременной памяти с применением непосредственного и опосредованного запоминания.

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.5. Особенности внимания в норме и патологии.  

Содержание учебного материала

2

2

1. Внимание, его виды и свойства. Нарушения внимания.

2. Теории внимания.

3. Развитие внимания как необходимый фактор профессионального мастерства.

4. Отработка навыков наблюдательности. Психологические приемы повышения концентрации внимания.  

Самостоятельная работа обучающихся. Разработать памятку с упражнениями и приемами, влияющими на эффективность свойств внимания, улучшения показателей памяти.

2

3

Тема 1.6.  Особенности мышления и речи в норме и патологии.

Содержание учебного материала

2

2

1. Мышление в структуре познавательных (когнитивных) процессов, его виды и формы. Теории мышления.

2.  Мышление как процесс.

3.  Индивидуальные особенности мышления.

4.  Мышление и речь.

5.  Нарушения мышления и речи.

6.  Развитие мышления как необходимый фактор профессионального роста.

Самостоятельная работа обучающихся: 

-

Тема 1.7.  Особенности интеллекта и воображения в норме и патологии.

Содержание учебного материала

2

2

1. Понятие об интеллекте, его структура и уровни.

2. Креативное мышление (пластичное, подвижное, оригинальное). Понятие креативной личности.

3. Нарушения интеллекта и его развитие как необходимый фактор профессионального роста.

4. Воображение как познавательный процесс, его виды и способы создания новых образов.

5. Понятие идеомоторного акта.

6. Значение воображения в профессиональной деятельности. Диагностика и развитие познавательных процессов.

Самостоятельная работа обучающихся. Способы, упражнения, приемы стимуляции мышления и интеллекта, воображения. Диагностика интеллекта. Литературные примеры создания новых образов разными способами.

2

3

Тема 1.8. Эмоционально-волевые процессы и состояния.

Содержание учебного материала

2

2

1. Классификация эмоциональных состояний человека: эмоциональный тон ощущений, настроение, аффект, собственно эмоции, страсти, чувства. Функции эмоций.

2. Эмоциональные особенности, свойства личности и эмоциональное обеспечение поведения.

3. Патологические эмоциональные состояния. Определение нарушений эмоционального состояния пациента.

4. Понятие воли. Волевые процессы. Нарушения волевых процессов.

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.9. Понятие стресса, психологические приемы его преодоления.

 

Содержание учебного материала

2

2

1. Стресс и его виды стресса.  Эустресс и дистресс, их влияние на продуктивность деятельности.

2. Зависимость здоровья и эффективности деятельности от уровня эмоциональной напряженности, психологические способы, приемы предупреждения и преодоления стресса.

3. Профессиональный стресс медсестры.

4. Механизмы психической защиты и приёмы коппинг-поведения.

5. Профилактика стресса, диагностика его уровня и способы выхода из него.

Самостоятельная работа обучающихся. Составить психологическую карту эмоций и эмоциональных проявлений. Составить памятку по методикам преодоления стресса.

2

3

Тема 1.10. Темперамент – психологические особенности личности.

Содержание учебного материала

2

2

1. Понятие и основные концепции темперамента, подходы к его изучению.

2. Типы темперамента и их психологическая характеристика.

3. Особенности свойств темперамента в общении и деятельности человека.

4. Диагностические методики на выявление темперамента.

5. Особенности трудовой и учебной деятельности в зависимости от типа темперамента.

Самостоятельная работа обучающихся 

-

Тема 1.11. Характер – психологические особенности личности.

Содержание учебного материала

2

1. Понятие о характере, его структуре.

2. Черты характера как устойчивая система отношений личности и их взаимосвязь. Природа и проявление черт характера.

3. Природные и социальные предпосылки развития характера. Характер как результат воспитания и самовоспитания.

4. Характер и деятельность. Знание характера - основа индивидуального подхода к людям. Место характера в индивидуальности человека.

5.  Психопатии и акцентуации характера. Диагностические методики на выявление акцентуаций характера.

Самостоятельная работа обучающихся. Определение типа собственного темперамента. Изучение черт собственного характера.

2

3

Тема 1.12. Сознание – высшая форма психики, причины и симптомы его нарушения.

Содержание учебного материала

2

2

1. Сознание – высшая форма психики. 

2. Самооценка и самооценность, принятие себя.

3. Нарушения сознания, причины и симптомы его нарушения.

4. Особенности психологического взаимодействия медсестры с пациентом, страдающим нарушениями сознания.

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.13. Самосознание – психологическая основа профессионализма медсестры.

Содержание учебного материала

2

1. Самосознание, его составляющие и компоненты.

2. Развитие самосознания, навыков осознанности, приемы повышения самооценки. 

3. Ответственность как центральное образование самосознания.

4. Особенности уровня субъективного локуса контроля (уровня интернальности).

5. Определение коммуникативно-организаторских склонностей.

Самостоятельная работа обучающихся. Доклад на тему: «Приемы повышения самооценки, ответственности и самостоятельности».

2

3

Тема 1.14.  Психология возрастных особенностей.

Содержание учебного материала

2

2

1. Составляющие развития человека. Основные особенности онтогенеза психики человека. 

2. Психология и возраст. Периодизации психического развития.

3. Возрастные особенности человека: новообразования, ведущая деятельность и социальная ситуация развития в разные возрастные периоды.

4. Психологические особенности пациентов разных возрастов. Психологические особенности продуктивного взаимодействия с людьми разного возраста.

5. Анализ факторов, влияющих на развитие человека.

6. Способы снижения влияния негативных факторов, влияющих на развитие человека.

Самостоятельная работа обучающихся.

-

Тема 1.15. Психология жизненного пути.

Содержание учебного материала

2

2

1. Психология жизненного пути. 

2. Приемы психологической оценки собственного жизненного пути.

3. Методы психодиагностики: беседа, интервью, наблюдение, тестирование (проективные методы исследования).

4. Этапы психодинамического развития ребенка.

5. Психологические аспекты пренатальное развития плода. Формирование привязанности к ребенку.

Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение проективной методики: «Моя семья» и его разбор. Составление профессионального и личностного плана на 5 лет. Исследование собственного психологического возраста.

2

3

Тема 1.16. Психологические особенности овладения профессией.

Содержание учебного материала

2

2

1. Профессиональный труд и классификация профессий.

2. Понятие, этапы профессионализации и профпригодность.

3. Теории профессионального становления. Модель специалиста.

4. Понятие профессионализма и его уровни.

5. Требования к психофизиологическим особенностям труда. Профессиональная и личностная деформация. Типология медицинских сестер применительно к сестринской деятельности.

Самостоятельная работа обучающихся.  Сравнительный анализ профессий системы здравоохранения с точки зрения объекта и субъекта труда.

2

3

РАЗДЕЛ 2.  Основы философского понимания мира.

24/34

Тема 2.1. Введение в социальную психологию. Личность и общество.

Содержание учебного материала

2

2

1. Предмет, методы социальной психологии.

2. Социальная психология и смежные науки.

3. Социальная психология и человеческие ценности.

4. Основные направления социальной психологии, социальная психология в медицине

5. Связь личности и общества.

Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить сообщение по одному из направлений социальной психологии.

2

3

Тема 2.2.  Проблема личности в социальной психологии.

Содержание учебного материала

2

2

1. Социализация: стадии, её институты.

2. Развитие Я-концепции.

3 Социальная установка личности, её функции и компоненты.

4.  Личность в группе. Роль потребностей, мотивов, ценностей, социальных установок в психической регуляции социального поведения личности.

Самостоятельная работа обучающихся.  Составить графологическую структуру, таблицу, схему к теме: «Мотивы, ценности, социальные установки»

Анализ внутригруппового взаимодействия, структуры группы.

2

3

Тема 2.3. Социальная психология групп.

Содержание учебного материала

2

2

1.  Понятие и основные характеристики группы. Классификация групп.

2. Структура малой группы. Виды малой группы. Групповые предпочтения.

3. Структура большой группы. Виды большой группы.

4. Социально-психологические аспекты взаимодействия группы и личности.  Виды психологического воздействия.

5.  Групповые процессы. Развитие группы (понятие групповой сплочённости). Конформизм. Сопротивление социальному давлению.

Самостоятельная работа обучающихся. 

-

Тема 2.4. Понятие об общении.

Содержание учебного материала

2

2

1. Понятие общения.

2. Личность и общение.

3. Самопонимание и саморегуляция в процессе общения.

3. Общение в работе медсестры.

4. Уровни общения.  Личностно-ориентированное общение. Общение в диаде и внутригрупповое общение.

Самостоятельная работа обучающихся  

-

Тема 2.5. Стороны общения.

Содержание учебного материала

2

2

1. Стороны общения.

2. Коммуникативная сторона общения. Структура коммуникативного акта. Коммуникатор и реципиент.

3.  Использование невербальных средств общения в процессе коммуникации.

4.  Перцептивная сторона общения. Понятие социальной перцепции. Характеристики наблюдателя, наблюдаемого.

5.  Механизмы социальной перцепции, межличностного познания. Рефлексия как ключевой механизм познания себя. Механизмы межличностного познания: эмпатия, идентификация, аттракция.

6.  Интерактивная сторона общения. Виды взаимодействия. Самопрезентация. Отработка навыков самопрезентации.

Самостоятельная работа обучающихся. Анализ аспектов невербальной коммуникации в процессе публичного выступления. Подготовить выступление-самопрезентацию.

2

3

Тема 2.6. Понятие и виды конфликтов.

Содержание учебного материала

2

2

1. Конфликтология, конфликт, конфликтная ситуация.

2. Понятие и виды конфликта. 

3. Причины возникновения конфликтов: общие, частные.

4. Стадии развития конфликтов.

5. Структура конфликта: объект, цели, мотив, инцидент как повод для столкновения.

6. Виды конфликтов.

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2.7. Пути разрешения конфликтов.

Содержание учебного материала

2

2

1. Пути разрешения конфликтов. Поведенческие стратегии в конфликтных ситуациях. 

2. Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов.

3. Сферы проявления межличностных конфликтов. Межличностные стили поведения в конфликтных ситуациях.

4. Межгрупповые конфликты.

5. Правила поведения в конфликтной ситуации. Эффективные способы преодоления конфликта.

Самостоятельная работа обучающихся. Составить памятку «Правила поведения в конфликтной ситуации»

2

3

Тема 2.8. Психология делового общения.

Содержание учебного материала

2

2

1. Психологический контакт и методы его установления.

2.  Дистанции общения и позиции расположения партнеров по общению.

3.  Виды и особенности переговоров в работе медсестры. Споры и дискуссии. Участие в совещаниях, конференциях.  

4.  Психологическая структура диалога. Методы активного слушания.

5.  Организация совместной работы. Взаимоотношение, личностная привлекательность друг друга.

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2.9. Основы построения эффективной коммуникации.

Содержание учебного материала

2

2

1. Основы построения эффективной коммуникации, используя приемы общения. 

2.  Приемы преодоления коммуникативных барьеров. Приемы установления психологического контакта.

3.  Отработка методов активного слушания.

4.  Роль «Я-высказываний» в деятельности медсестры. Взаимодействие на различных дистанциях общения.

5.  Наработка навыков сознательного управления невербальными компонентами общения. Понятия об «эмпатии», «ролевом поведении», «идентификации» и «трансфере».

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2.10. Психологические особенности общения медсестры в различных ситуациях.

Содержание учебного материала

2

2

1. Ролевое общение медсестер. Ориентация на сотрудничество.

2.  Имидж медсестры.

3.  Общение с коллегой, врачом.

4.  Подготовка запланированного выступления. Репетиции. Подведение итогов выступления. Незапланированное выступление. Страх выступления. Цели выступления медсестёр.

Самостоятельная работа обучающихся.

-

Тема 2.11. Агрессия: причинение вреда другим и себе.

Содержание учебного материала

2

2

1. Основные теории агрессии. Гнев и агрессивное поведение.

2.  Агрессия как проявление побуждения (мотивация причинения ущерба или вреда другим).

3.  Когнитивные модели агрессивного поведения.

4.  Агрессия как реакция на фрустрацию. Агрессия как приобретенный социальный навык.

5.  Девиантное поведение. Аутоагрессивное поведение. Коммуникативные девиации.

Самостоятельная работа обучающихся.

-

Тема 2.12. Синдром эмоционального выгорания: этиология, профилактика, коррекция.

Содержание учебного материала

2

2

1. Синдром эмоционального выгорания: этиология, профилактика, коррекция.  

2.  Причины и п профилактика синдрома эмоционального выгорания медработников.

3.  Психогигиена пациентов разных возрастных групп.

4.  Виды психопрофилактики.

5.  Психопрофилактические меры.

Самостоятельная работа обучающихся.  Составить памятку по стратегии поведения с агрессивными людьми; или составить памятку по профилактике синдрома эмоционального выгорания.

2

3

РАЗДЕЛ 3. Медицинская психология.

28/42

Тема 3.1.

Введение в медицинскую психологию, её предмет.

Содержание учебного материала

2

2

1. Медицинская психология: предмет, задачи, методы и структура.

2. Пренатальная и перинатальная психология.

3. Составляющие здоровья: телесная, психическая, социальная.

4. Основные признаки психического здоровья.

Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка устных сообщений на темы: «Составляющие здоровья: телесная, психическая, социальная», «Основные признаки психического здоровья»

2

3

Тема 3.2. Психологические аспекты обучения здоровому образу жизни

Содержание учебного материала

2

2

1. Личностное благополучие как залог здоровья.

2. Объективные и субъективные показатели качества жизни.

3. Психологические характеристики, на которых базируется обучение здоровому образу жизни.

4.  Формирование культуры здорового образа жизни.

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 3.3. Основы психогигиены и психопрофилактики в деятельности медсестры.

Содержание учебного материала

2

2

1. Основы психогигиены и психопрофилактики.

2. Понятие о психогигиене. Психогигиена сестринского персонала и пациента.

3. Понятие о психопрофилактике.

4. Анализ основных направлений психопрофилактической работы, тематики психопрофилактической деятельности.

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 3.4. Основы психокоррекции и психотерапии в деятельности медсестры.

Содержание учебного материала

2

2

1. Психокоррекция и психотерапия в деятельности медсестры.

2. Поддержание уверенности о пользе и значимости лечебных процедуры, что предстоящие процедуры значимы и принесут пользу.

3. Способы снижения тревоги.

4. Психотерапевтические методы в работе медсестры.

5. Особенности психологического взаимодействия медсестра-пациент в учреждениях различного профиля.

Самостоятельная работа обучающихся. Описать практический опыт, соответствующий теме: «Психологические приемы снижения у пациента болезненных ощущений». Составить памятку «Уважение чувств пациентов».

2

3

Тема 3.5. Основы психосоматики. Профилактика психосоматических расстройств.

Содержание учебного материала

2

2

1. Основы психосоматики; варианты взаимодействия «соматического» и «психического» факторов в болезни

2. Психосоматические теории.

3. Классификация психосоматических расстройств и их профилактика.

4.  Психологические воздействия на пациентов с психосоматическими заболеваниями.

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 3.6. Внутренняя картина болезни – психологический аспект болезни.

Содержание учебного материала

2

2

1. Понятие внутренняя картина болезни.

2. Факторы, формирующие отношение к болезни.

3. Типы отношения к болезни и их влияние на социальную адаптацию человека.

4.  Особенности психологического взаимодействия медсестра-пациент у пациентов с различной внутренней картиной болезни.

Самостоятельная работа обучающихся.  Анализ содержания индивидуального сознания каждого исследуемого, осознание параметров ВКБ и их влияние на активность человека.

2

3

Тема 3.7. Влияние хронических соматических заболеваний на психику, личность человека.

Содержание учебного материала

2

2

1. Типы реагирования на заболевание.

2. Явления психической жизни при хронических соматических заболеваниях.

3. Психологическо-поведенческие реакции людей на заболевание (психологические защиты и копинг-поведение).

4. Психологические и физиологические аспекты кесарева сечения.

Самостоятельная работа обучающихся.  

-

Тема 3.8. Психологический профиль пациентов с отдельными соматическими заболеваниями.

Содержание учебного материала

2

2

1. Психологический профиль пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, заболеваниями органов дыхания.

2. Психологический профиль пациентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, заболеваниями печени, почек, крови.

3.Психологический профиль пациентов с эндокринной патологией, хирургической патологией.

4.  Психологический профиль пациентов клиники акушерства и гинекологии, с инфекционными болезнями.

5. Психологический профиль онкологического пациента.

Самостоятельная работа обучающихся. Провести анализ психосоматических заболеваний. Разработать рекомендации для медработников по общению с пациентами, имеющими определенные соматические заболевания.

2

3

Тема 3.9. Психология аномального развития.

Содержание учебного материала

2

2

1. Психическая норма и аномалии развития.

2. Закономерности развития в норме и патологии.

3. Параметры нормального и аномального развития.

4.  Классификация психического дизонтогенеза.

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 3.10. Психологические особенности горюющего человека.

Содержание учебного материала

2

2

1. Понятие горя и основные характеристики понятий «переживание», «утрата».

2. Психологические особенности ситуаций переживания и горя.

3. Психологические особенности горюющего человека и психологическая помощь ему.

4. Приемы работы с собственными переживаниями, как способы сохранения психического здоровья и профессиональной продуктивности.

Самостоятельная работа обучающихся.  Подготовить сообщение на тему: «Психологические особенности горюющего человека, психологическая помощь ему».

2

3

Тема 3.11. Психологические аспекты экстремальных ситуаций.

Содержание учебного материала

2

2

1. Понятие экстремальной ситуации, виды.

2. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях.

3. Понятие посттравматического стрессового расстройства, его диагностика и поддержка пациента с ПТСР.

4. Психологические особенности поведения пациентов и персонала в экстремальных ситуациях.

5. Методы и приемы взаимодействия с человеком, находящимся в неустойчивом психологическом состоянии.

Самостоятельная работа обучающихся.  

-

Тема 3.12. Особенности поведения пациентов и персонала в экстремальных ситуациях.

Содержание учебного материала

2

2

1. Психологические особенности поведения пациентов и персонала в экстремальных ситуациях.

2.  Методы и приемы взаимодействия с человеком, находящимся в неустойчивом психологическом состоянии.

Самостоятельная работа обучающихся.  Составить памятку на тему: «Психологическая помощь в экстремальных ситуациях».

2

3

Тема 3.13. Психология семьи.

Содержание учебного материала

2

2

1. Понятие семьи как системы, её жизненный цикл и функции

2. Структура семьи и её нарушения семьи.

3.  Особенности функционирования семейной системы на новом этапе.

4.  Семья и здоровье.

Самостоятельная работа обучающихся        . Приготовьте сообщения на одну из предложенных тем: «Психологические аспекты семейных отношений». «Функции семьи». «Стили семейного воспитания». «Стрессоры семейной жизни». «Показатели функционального здоровья семьи». «Семейные стереотипы и правила взаимодействия».

2

3

Тема 3.14.  Психологические стили воспитания и болезни.

Содержание учебного материала

2

2

1. Расширение ролей, изменение границ семьи, особенности супружеского взаимодействия, дифференцировка семейной системы

2.  Стили дисгармоничного воспитания: причины и последствия.

3.  Влияние болезни ребенка на семью.

4.  Семья и пациенты различных клиник.

Самостоятельная работа обучающихся

-

Всего:

84/126

*Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Психологии», оборудованного ТСО.

Оборудование учебного кабинета:

- Доска рабочая

- Стол преподавателя

- Стул для преподавателя

- Столы для студентов

- Стулья для студентов

- Книжные шкафы

- Шкафы для хранения учебных пособий

- Шкафы для ТСО

Технические средства обучения:

- проектор

- экран

- компьютер с лицензионным программным обеспечением

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Островская И.В.  Психология: учебник для мед. училищ и колледжей - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 480 с.

2. Петрова Н.Н.  Психология для медицинских специальностей. - М.: КноРус, 2021. – 374 с.

Дополнительные источники:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - . М.: Аспект Пресс, 2017. – 363 с.

2. Жарова М.Н.  Психология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 368 с.

3. Руденко А.М., Самыгин С.И. Психология для медицинских колледжей. – М.: Феникс, 2016. – 383 с.

Интернет-ресурсы

1.        Островская И.В., Психология [Электронный ресурс]: учебник для мед. училищ и колледжей / Островская И. В. - 2-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 480 с. / http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970436530.html

2.        Жарова М.Н., Психология [Электронный ресурс] / М.Н. Жарова - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 368 с. / http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970444016.html

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе опроса, тестирования, решения задач, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, самостоятельных работ.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

ОК

ПК

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Уметь:

  • эффективно работать в команде;
  • проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе;
  • осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения;
  • регулировать и разрешать конфликтные ситуации;
  • общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;
  • использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;
  • использовать простейшие методики саморегуляции, поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении.

ОК 1-4, 6,7,8,10,11;

ПК 1.1-1.3, 2.1-2.4, 2.7, 2.8, 3.1-3.3

– домашние задания проблемного характера;

– практические задания по работе с оригинальными текстами;

подготовка и защита групповых заданий проектного характера;

- тестовые задания по соответствующим темам.

– мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

- оценка выполнения заданий по сопоставлению основных философских категорий и понятий;

- оценка результатов тестирования.

Знать:

  • основные направления психологии, психологию личности и малых групп, психологию общения;
  • задачи и методы психологии;
  • основы психосоматики;
  • особенности психических процессов у здорового и больного человека;
  • психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни;
  • особенности делового общения.

-  оценка точности определений различных философских понятий в форме терминологического диктанта;

-  оценка индивидуальных устных ответов;

-  оценка результатов письменного опроса в форме тестирования;

-  оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий;

- оценка точности определения различных философских концепций;

- оценка результатов защиты исследовательских проектов в форме презентаций и рефератов.

РЕЦЕНЗИЯ 

на рабочую программу дисциплины ОП.09. Психология

по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09. Психология предназначена для реализации программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело.

Рабочая программа дисциплины ОП.09. Психология цикла общепрофессиональных дисциплин для специальности 34.02.01 Сестринское дело, составлена на основе примерной программы учебной дисциплины.

Содержание рабочей программы включает: паспорт программы учебной дисциплины, структуру и содержание, условия реализации, контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.

Для эффективного усвоения знаний предусматривается применение информационных технологий, что позволит повысить интерес к изучению предмета.

В рабочей программе представлена система контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины. Преподаватель уделяет внимание работе с компьютерными программами, так как возросшие требования к уровню подготовки выпускника предполагают использование современных технологий в обучении.

В рабочей программе отдельно выделяется внеаудиторная самостоятельная работа студентов: определены время, тематика и ее виды. Темы, выносимые на самостоятельное изучение студентами, позволяют систематизировать, закрепить и расширить полученные теоретические знания и практические умения студентов по дисциплине ОП.09. Психология.

Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины соответствует Государственным требованиям, обязательным при реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности 34.02.01 Сестринское дело и может быть рекомендовано для реализации в учебном процессе.

Рецензенты:

Разумова А.Н.  главная медицинская сестра ГБУЗ ГКБ им. В.П. Демихова

Полоса С.В. – старший методист ГБПОУ ДЗМ «МК №6»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка рабочей программы ПМ.03 по новым ФГОС по "Технология обработки изделий и выполнение их в материале"

Разработка рабочей программы профессионального модуля (ПМ.03) по специальности "Художник по костюму" -3,5 г. обучения. Код профессии 262019.01...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Методические рекомендации подготовлены в связи с требованиями СМК, предъявляемыми к процессу управления....

Разработка рабочей программы ПМ.03 по новым ФГОС по "Технология обработки изделий и выполнение их в материале"

  Разработка рабочей программы профессионального модуля (ПМ.03) по специальности "Художник по костюму" -3,5 г. обучения. Код профессии 262019.01...

Основные подходы к разработке рабочих программ профессионального модуля на основе ФГОС для студ. спец. МХД (по отраслям)

Формирование компетенций требует соответствующей организации учебного процесса, предусматривающей не только интеграцию теории и практики, но и нахождение их разумного соотношения.Распределение часов, ...

©Пахомова И.А. Разработка рабочих программ на текущий 2019-2020 учебный год в соотвествии с ФГОС

Разработка и создание рабочих программ по дисциплине "ОП.08 Психология", "ОП.09 Психология" на текущий 2019-2020 учебный год в соотвествии с ФГОС по очной и очно-заочной форма...

©Пахомова И.А. Разработка рабочих программ по ОГСЭ.01 Основы философии на 2021-2022 учебный год в соотвествии с ФГОС очной и очно-заочной форм обучения для специальностей 31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело, 34.02.02 Медицинский массаж

Разработка и создание рабочих программ по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии на текущий 2021-2022 учебный год в соотвествии с ФГОС по очной и очно-заочной формам обучения для специальностей 31.0...