Методическая разработка практического занятия
методическая разработка
Методическая разработка практического занятия по теме : Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_prakticheskogo_zanyatiya_.doc | 389.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГАПОУ «БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МЗ РБ»
Кяхтинский филиал
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Раздел: Сестринский уход в педиатрии.
Тема: Сестринский уход при заболевания органов дыхания
Специальность: Сестринское дело (базовая подготовка)
Тип занятия: практическое
Методическая разработка
составлена согласно
ФГОС СПО и УП,
преподавателем Тугульдуровой Г.Д.
«__» _________ 20___ г.
Одобрена цикловой методической комиссией
специальных дисциплин
Протокол №_________________
«_____»______________20__ г.
Председатель ЦМК
_______________ Х.И. Тубанова
Содержание
- Мотивация
- Цели
- Интегративные связи
- Студент должен знать и уметь, ОК и ПК
- Оснащение занятия
- Литература
- Хронокарта занятия
- Структурно - логическая схема занятия
- Приложения
Мотивация
Болезни органов дыхания — наиболее частая патология у детей, ибо каждые два ребенка из трех, родители которых обращаются к педиатру, имеют респираторные заболевания. В структуре причин младенческой смертности болезни органов дыхания, занимают третье место, вслед за перинатальной патологией и врожденными пороками развития. По данным ВОЗ ежегодно в мире умирают от ОРЗ около 2,2 млн человек, % из них — от пневмонии.
В настоящее время респираторная заболеваемость у детей в России составляет примерно 5000 на 1000 детей в год, хотя обращаемость — 1000-2000 на 1000[ТаточенкоВ. К., Федоров A.M., 1997].В тоже время, по данным вирусологов (акад. Жданов В. М.), острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) дети в возрасте до трех лет болеют ежегодно от 2 до 12 раз (заболеваемость максимальна на 2-м и 3-м году за счет возросшей “социализации” ребенка, т.е. контакта с большим количеством людей — как детей, так и взрослых), в 3-7 лет дети болеют ОРВИ в среднем 6 раз в год, в 7-17 лет — 3 раза в год. В среднем от рождения до окончания школы ребенок болеет ОРВИ около 60 раз. В последующий 17-летний период взрослый болеет ОРВИ обычно 1 раз в год. Как и у взрослых, у детей значительная часть ОРВИ может протекать малосимптомно или бессимптомно.
Таким образом, болезни органов дыхания у детей возникают чаще и протекают более тяжело, чем у взрослых, с более быстрым развитием дыхательной недостаточности, что связано как с анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания, так и особенностями реактивности детского организма (прежде всего, иммунитета)
Указанные анатомо-физиологические особенности дыхательной системы постепенно исчезают примерно к 8 годам, но функционально внешнее дыхание приблизительно соответствует особенностям взрослого лишь в старшем школьном возрасте.
Своеобразие иммунологической реактивности детей раннего возраста (более низкая барьерная функция кожи и слизистых оболочек, в том числе и стенки бронхов, относительно меньшая способность к синтезу гуморальных антител — иммуноглобулинов, особенно секреторного иммуноглобулина А, особенности воспалительной реакции, фагоцитоза, Т-лимфоидной системы, синтеза цитокинов) обуславливают большую легкость проникновения и распространения инфекции, меньшие возможности для ее быстрого уничтожения в организме. В совокупности с упомянутыми анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания это и определяет большую частоту возникновения и более тяжелое течение респираторных инфекций у детей. Поэтому будущим медицинским работникам необходимо обратить внимание при изучении данной темы на АФО органов дыхания у детей различного возраста, особенности клинического течения , лечения и профилактики.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Образовательные:
- закрепить теоретические и практические знания студентов по семиотике и уходу при заболеваниях органов дыхания у детей.
- научить самостоятельно добывать знания, выбирать главное, уметь анализировать, делать выводы.
Развивающая:
- способствовать формированию у студентов клинического мышления;
- развивать у студента самостоятельность и чувство ответственности при работе с пациентами, заполнении учебной медицинской документации.
Воспитательная:
- формировать честное, добросовестное отношение к труду и выполнению своих профессиональных обязанностей;
- формировать у студентов принципы этики и деонтологии при общении с пациентами, их родственниками, с другими медицинскими работниками любого звена.
Методическая:
- использование педагогических технологий: информационная,
личностно – ориентированная, работа малыми группами, методы активного обучения, частично - поисковый, проблемно - ситуационная.
ИНТЕГРАТИВНЫЕ СВЯЗИ
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
После изучения темы студент будет представлять:
- механизм развития патологического процесса при заболеваниях органов дыхания, структуру заболеваемости;
Знать:
- анатомо-физиологические особенности органов дыхания;
- причины, факторы риска, проблемы, осложнения, принципы лечения, ухода, профилактики при рините, ангинах, стенозирующем ларинготрахеите, бронхитах, пневмониях, бронхиальной астме.
- современные инструментально-лабораторные методы исследования при заболеваниях органов дыхания
Уметь:
- выполнить все Этапы сестринского процесса по уходу за детьми при заболеваниях органов дыхания;
- оказать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях:
- лихорадке;
- стенозирующем ларинготрахеите;
- приступе бронхиальной астмы;
Навыки:
- подсчет числа дыхательных движений (ЧДД);
- подсчет числа сердечных сокращений (ЧСС);
- измерение температуры тела и запись результата;
- оксигенотерапия;
- постановка горчичников на грудную клетку;
- согревающий компресс на ухо;
- закапывание капель в ухо, нос, глаза;
- применять лекарственное средство ингаляционными способами;
- разведение антибиотиков и введение внутримышечно;
- создание дренажного положения и выполнение вибрационного массажа.
- Общие и профессиональные компетенции:
ПК 2.1. | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств |
ПК 2.2. | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса |
ПК 2.3. | Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами |
ПК 2.4. | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования |
ПК 2.6. | Вести утвержденную медицинскую документацию |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
Тип занятия: Практическое
Место проведения: учебный кабинет
Продолжительность - 270 мин.
Оснащение занятия:
- доска;
- мел;
- таблицы;
- мультимедийный проектор
- классный журнал
- лекционный материал
- слайды
-дидактический материал;
Фонендоскоп комбинированный | |||||
Шпатель металлический (одноразовый) | |||||
Шприц ёмкостью:
| |||||
Бланки лабораторных анализов:
| |||||
История развития новорожденного (форма 097/у). | |||||
Ребенка (форма 112/у) | |||||
Карта профилактических прививок (форма 063/у) | |||||
Контрольная карта диспансерного наблюдения (форма 030/у) | |||||
Медицинская карта стационарного больного (форма 003/у) | |||||
Рецепт детский (форма 107/у) | |||||
Бумага компрессная | |||||
Вата медицинская гигроскопическая | |||||
Грелка резиновая | |||||
Пипетка глазная | |||||
Пузырь резиновый для льда | |||||
Ампициллин. | |||||
Анальгин. | |||||
Вазелин. | |||||
Димедрол. | |||||
Пипольфен (преднизолон). | |||||
Перечень литературы
Основная:
- Сестринское дело в педиатрии - Тульчинская З.В., Соколова Н.Г. 2018 г.
- Конспект лекций
Дополнительная:
1. Ежова Н.В., Русакова Е.М., «Педиатрия». Минск, 2020 г.
- Соколова Н.Г., Тульчинская З.В., «Педиатрия с детскими инфекциями». Ростов на Дону, Феникс, 2018 г.
- Запруднов А.М., Григорьев К.М. «Детские болезни». Учебник «Медицина» 2019
Хронокарта занятия
№ | Этапы занятия | Время |
1. | Организационный момент | 5 мин. |
2. | Формулировка темы и мотивации | 10 мин. |
3. | Входящий контроль знаний | 40 мин. |
4. | Самостоятельная работа студентов | 160 мин. |
5. | Закрепление материала | 30 мин. |
6. | Оформление дневников | 10 мин. |
7. | Подведение итогов занятия | 10 мин. |
8. | Задание на дом | 5 мин. |
Итого: | 270 мин. |
Структурно-логическая схема практического занятия
№ п/п | Этапы занятия | ООД преподавателя | ООД студентов | Цель | Методическое обеспечение | |
1. | Организационный момент | Приветствует, проверяет посещаемость и внешний вид студентов, определяет готовность группы к занятию. | Приветствуют преподавателя, дежурный докладывает об отсутствующих. | Организация студентов, концентрация внимания, создание благоприятного климата для обучения. | Журнал учебной группы | |
2. | Формулировка темы и мотивации | Сообщает тему, излагает цели занятия, мотивирует и обращает внимание студентов на изучение данной темы | Осмысливают и записывают тему занятия. | Формирование познавательного интереса к учебной деятельности по данным темам. | ||
3. | Входящий контроль знаний Тест – контроль | Раздает тестовые задания, излагает правила выполнения. | Решают тестовые задания | Проверка исходного уровня знаний | Приложение № 1 | |
4. | Самостоятельная работа студентов | |||||
4.1 | Решение проблемно-ситуационных задач | Проводит инструктаж к решению задач, контролирует ход выполнения, слушает и корректирует ответы | Решают задачи малыми группами, выполняя все этапы сестринского процесса. Отвечают, дополняют. | Формирование умения интегрировать и применять знания в конкретной ситуации, логической взаимосвязи сестринского процесса. | Приложение № 2, 3 | |
4.2 | Работа с лекарственными препаратами | Объясняет ход выполнения, демонстрирует задание, контролирует правильность выполнения. | Распределяют по признакам и записывают в дневниках. | Обобщение и систематизация теоретических знаний. | Приложение №4 | |
4.3 | Освоение практических манипуляций | Опрашивает студентов, демонстрирует ход выполнения манипуляции. | Отвечают, наблюдают, демонстрируют. | Интеграция знаний, закрепление теоретических знаний по выполнению практических действий. | Приложение № 5,6,7,8 | |
4.4 | Изучение комплекса дыхательных упражнений для детей при заболеваниях органов дыхания | Предлагает изучить и выполнить комплекс упражнений. | Изучают, выполняют комплекс упражнений. | Создание положительного психоэмоционального настроя для сохранения и укрепления здоровья. | Приложение № 9 | |
4.5 | Отработка практических навыков. | Контролирует правильность выполнения манипуляции в соответствии с алгоритмами. | Отрабатывают манипуляции на муляжах малыми группами. | Формирование практических навыков. | Приложение № 5,6,7,8 | |
5. | Выходящий контроль знаний | |||||
5.1 | Выходящий контроль знаний Тест – контроль | Раздает тестовые задания, излагает правила выполнения. | Решают тестовые задания | Проверка уровня усвоения знаний | Приложение № 10 | |
6. | Оформление дневников практической работы. | Следит за правильным заполнением дневников. | Оформляют дневники, заполняют таблицу по уровню усвоения практических навыков. | Воспитание ответственности, аккуратности в работе с документами | Приложение № 11 | |
7. | Подведение итогов занятия.
| Анализирует работу студентов, выясняет мнение студентов, делает выводы об усвоении знаний, умений. Определяет степень достижения целей, комментирует и выставляет оценки. | Слушают, анализируют, намечают пути устранения ошибок. | Развитие умения анализировать результаты своей работы. | Приложение № 12 | |
8. | Задание на дом. | Сообщает тему, литературу, даёт рекомендации по выполнению домашнего задания. | Записывают домашнее задание. | Правильная организация подготовки домашнего задания. | Приложение № 13 |
Приложение №1
Входной тест-контроль
знаний по теме: СУ при заболеваниях органов дыхания
Вариант 1
Выберите один правильный ответ:
- Анатомические особенности евстахиевой трубы у ребенка, способствующие частому развитию отита
а) короткая и широкая
б) короткая и узкая
в) длинная и широкая
г) длинная и узкая
- Кратковременная остановка дыхания у детей
а) апноэ
б) брадипноэ
в) тахипноэ
г) асфиксия
- Наиболее частая причина острого бронхита у детей
а) бактерии
б) вирусы
в) простейшие
г) грибы
- Ведущий клинический симптом обструктивного бронхита у детей
а) боль в грудной клетке
б) лихорадка
в) одышка
г) слабость
- Основной симптом острого бронхита у детей
а) слабость
б) недомогание
в) снижение аппетита
г) кашель
- При обструктивном бронхите у детей развивается
а) инспираторная одышка
б) экспираторная одышка
в) дыхание Куссмауля
г) дыхание Чейна-Стокса
- Лихорадка, одышка, кашель, локальное укорочение перкуторного звука у детей характерны для
а) острого бронхита
б) хронического бронхита
в) острой пневмонии
г) бронхиальной астмы
- Красновато-коричневый цвет мокроты у детей отмечается при пневмонии
а) интерстициальной
б) очаговой
в) сегментарной
г) крупозной
- Решающее значение в диагностике пневмонии у детей имеет
а) общий анализ крови
б) общий анализ мочи
в) рентгенография легких
г) спирография
- Для определения этиологического фактора пневмонии у ребенка следует провести
а) общий анализ крови
б) общий анализ мочи
в) рентгенографию легких
г) посев мокроты
Приложение №1
Входной тест-контроль
знаний по теме: СУ при заболеваниях органов дыхания
Вариант 2
Выберите один правильный ответ:
- Этиотропная терапия пневмонии у детей — применение препаратов
а) противомикробных
б) десенсибилизирующих
в) отхаркивающих
г) бронхолитических
- Бронхиальная астма у ребенка характеризуется
а) лихорадкой
б) судорогами
в) приступом удушья
г) отеками
- Для купирования приступа бронхиальной астмы у детей используют β-адреномиметик
а) димедрол
б) интал
в) преднизолон
г) сальбутамол
- Для профилактики приступов бронхиальной астмы у детей применяют
а) пипольфен
б) интал
в) эуфиллин
г) эфедрин
- Сестринское вмешательство при приступе бронхиальной астмы
а) введение эуфиллина
б) проведение отвлекающих процедур
в) введение антибиотиков
г) проведение оксигенотерапии
- Воспаление слизистой оболочки полости носа и глотки у детей – это
а) ринит
б) назофарингит
в) ларингит
г) ларинготрахеит
- Клинические симптомы назофарингита у детей
а) отеки
б) желтуха
в) кровотечения
г) кашель
- При назофарингите у детей применяется
а) оксигенотерапия через пеногасители
б) оксигенотерапия
в) полоскание горла отваром ромашки
г) полоскание горла физраствором
- Осложнение ларинготрахеита
а) пилоростеноз
б) стеноз гортани
в) пневмоторакс
г) плеврит
- Причина затруднения дыхания при остром рините у детей
а) отек слизистой, гиперсекреция слизи
б) отек слизистой, гиперсекреция мокроты
в) атрофия слизистой, гиперсекреция слизи
г) атрофия слизистой, гиперсекреция мокроты
Приложение №1
Эталоны ответов к входному тест-контролю знаний по теме:
СУпри заболеваниях органов дыхания
Вариант 1
1 а, 2 а, 3 б, 4 в, 5 г, 6 б, 7 в, 8 г, 9 в, 10 г
Вариант 2
1 а, 2 в, 3 г, 4 б, 5 б, 6 б, 7 г, 8 в, 9 б, 10 а
Приложение № 3
Памятка для решения задач
- Внимательно прочтите и поймите условие задачи.
- Перескажите ее содержание.
- Запишите краткое условие задачи, анализируя данные.
- Если возможно, сделайте рисунок или схему, иллюстрирующие условия задачи.
- Разделите задачу на очевидные части.
Например: Сгруппируйте симптомы по синдромам.
- Осмыслите решение каждой части и их взаимосвязь.
- Дайте четкий ответ на поставленный вопрос. Проверьте ответ.
- Поищите другое решение задачи. Сравните его с первым. Сделайте выводы.
План – схема решения ситуационной задачи
Проблемы беременной (приоритетную подчеркнуть)
Настоящие | Потенциальные |
1. __________________________ 2. __________________________ 3. __________________________ | 1. __________________________ 2. __________________________ 3. __________________________ |
III этап
Планирование
Цели:
Краткосрочные | Потенциальные | |
1. __________________________ 2. __________________________ 3. __________________________ | 1. __________________________ 2. __________________________ 3. __________________________ | |
План действий | Мотивация | |
1. __________________________ 2. __________________________ 3. __________________________ 4. __________________________ 5. __________________________
| 1. __________________________ 2. __________________________ 3. __________________________ 4. __________________________ 5. __________________________ |
V этап
Оценка результатов выполненных вмешательств:
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Приложение № 4
Памятка
- При работе с лекарственными препаратами необходимо внимательно осмотреть лекарственный препарат на целостность упаковки, название и соответствие его листу назначения, изменение цвета, констистенцию, и изучить способ его применения.
- Изучить показания, противопоказания к данному препарату.
- Выписать рецепт данного препарата.
Заполните таблицу.
Препарат | Группа | Показания |
Парацетамол | ||
Димедрол | ||
Пипольфен | ||
Супрастин | ||
Тизин | ||
Галазолин | ||
Эфедрин | ||
Мукалтин | ||
Либексин | ||
Тусупрекс | ||
Интерферон | ||
Арбидол | ||
Эуфиллин | ||
Термопсис | ||
Амоксиклав | ||
Преднизалон | ||
Алтей |
Приложение № 5
Капли в нос (сосудосуживающие)
Цель: обеспечение терапевтического эффекта.
Оснащение:
- сосудосуживающие капли в нос;
- стерильные пипетки в мензурке;
- электроотсос или резиновый баллончик;
- салфетки;
- почкообразный лоток (2 шт.);
- маска, перчатки.
Обязательное условие: капли в нос закапывают после очищения носовых
ходов от содержимого.
Этапы:
1. Надеть маску; |
2. Объяснить ребенку/родственникам цель процедуры; |
3. Подготовить необходимое оснащение; |
4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки; |
5. Ребенка старшего возраста усадить, маленького - уложить на пеленальный стол; |
6. Очистить при наличии слизи носовые ходы с помощью электроотсоса (резинового баллончика); если в носовых ходах имеются корочки, удалить их жгутиками, смоченными в стерильном масле; |
Примечание: при вязком секрете для его разжижения используют раствор фурациллина 1 : 5000 или 2% раствор натрия бикарбоната. Ребенок старшего возраста должен высмаркиваться без напряжения, поочередно из каждой ноздри. Для предупреждения инфицирования среднего уха через слуховую трубу; |
7. Придать ребенку правильное положение: слегка запрокинуть голову малыша и повернуть ее в сторону той половины носа, куда закапывают капли |
8. Набрать в пипетку лекарственное средство, приподнять кончик носа ребенка пальцем и закапать 2-3 капли по наружной стенке в одну половину носа Для создания условий для равномерного распределения лекарственного средства по боковой стенке и проникновения в носовые ходы. |
9. Прижать пальцами крыло носа к носовой перегородке, удерживая ребенка в зафиксированном положении, и сделать легкие вращательные движения Через 1-2 мин., соблюдая те же правила, ввести капли в другую половину носа; |
10. Использованную пипетку, резиновый баллончик погрузить в дезраствор; Снять маску, перчатки, вымыть и осушить руки; |
11. Сделать запись о введении лекарственного средства и реакции пациента. |
Приложение № 6
Ингаляции лекарственных средств через рот (обучение)
Цель: обучение ребенка/родственников умению пользоваться ингалятором.
Оснащение: 2 пустых ингаляционных баллончика.
Этапы:
1. Познакомиться с ребенком, родственниками; | |
2. Объяснить ребенку/родственникам ход и смысл предстоящих действий; | |
3. Подготовить оснащение, вымыть и осушить руки; | |
4. Показать ход процедуры: - встать (если ребенок не может стоять, можно выполнять сидя или лежа); - снять с ингалятора защитный колпачок, перевернуть баллончик вверх дном и встряхнуть его; - сделать максимальный выдох; - мундштук ингалятора вставить себе в рот, обхватить его губами; - сделать глубокий вдох и одновременно нажать на дно баллончика. Примечание: если во время приступа ребенок не может сделать вдох, то первая доза распыляется во рту; - извлечь мундштук ингалятора изо рта, задержать дыхание на 5-10 секунд; - сделать глубокий спокойный выдох | · Используется ингаляционный баллончик без лекарственного средства: - дыхательная экскурсия в положении «стоя» эффективнее; - лекарственное средство перемешивается и перемещается к отверстию в баллончике; - подготовка дыхательных путей к вдоху; - лекарственное средство должно распыляться в ротовой полости; - распыление лекарственного средства из ротовой полости по дыхательным путям; - необходимое время для лучшего всасывания лекарственного средства; - нормализация дыхания |
5. Попросить ребенка повторить все действия самостоятельно; | |
6. При необходимости повторить демонстрацию использования ингаляционного баллончика; | |
7. Вымыть и осушить руки. |
Приложение 7
Определение типа и частоты дыхательных движений.
Цель: определить основные характеристики дыхания.
Оснащение:
- часы, ручка,
- температурный лист.
Условие: Считать строго за 1 мин. в состоянии покоя.
Алгоритм:
- Познакомить маму с ходом исследования обеспечить спокойную обстановку;
- Вымыть и осушить руки;
- Удобно уложить ребенка, чтобы видеть грудь и живот (желательно, чтобы грудной ребенок спал).
- Осуществить визуальное наблюдение за движениями гр. клетки и передней брюшной стенки.
Тип дыхания зависит от возраста ребенка: до 1 года – брюшной тип
дыхания, 1-2 года – смешанный, с 8 лет у девочек – грудной, у
мальчиков – брюшной.
5. Определить тип дыхания и подсчитать кол-во дыхательных движений за 1
мин.
Примечание: если визуальный осмотр ребенка невозможен, то положить руку на
грудную клетку или живот ребенка в зависимости от возраста и подсчитать частоту
дыхательных движений строго за 1 мин. так как дыхание у детей аритмичное (вдох и
выдох расценивается как одно дыхательное движение).
Оценка результата:
- новорожденный – 40-60 дд. в мин.
- грудной возраст – 30-35;
- старший возраст – 15-20.
Приложение № 8
РАССЧЕТ И РАЗВЕДЕНИЕ АНТИБИОТИКОВ
Цель: Подготовить антибиотики к введению.
Показания: по назначению врача при инфекционных и воспалительных заболеваниях.
Противопоказания: индивидуальная непереносимость, аллергические реакции
Антибиотики разводятся в соотношении 1:1, т.е. на каждые 100 000 ЕД антибиотика – 1 мл растворителя. (Растворителем может являться 0,25%, 0,5% раствор новокаина, 0,9% раствор натрия хлорида изотонического, вода для инъекций 1:2 – 1 мл растворителя на 200 000 ЕД антибиотика).
Приготовить оснащение:
- Флаконы с антибиотиком;
- Флаконы с растворителем;
- Процедурный журнал;
- Лист врачебных назначений;
- Стерильные шприцы, иглы;
- 70% спирт;
- Стерильные ватные шарики;
- Стерильный пинцет;
- Маска;
Техника:
- Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
- Приготовить флаконы, прочесть надпись названия, дозу, проверить срок годности, внешний вид лекарства, целостность флакона.
- Собрать шприц, соблюдая правила асептики.
- Рассчитать дозу антибиотика, необходимого для введения.
- Рассчитать количество растворителя, необходимое для разведения антибиотика.
- Обработать крышку флакона с растворителем ватным тампоном, смоченным 70% спиртом – сначала металлическую фольгу, затем, отогнув центральную часть, обработать резиновую пробку.
- То же самое сделать с флаконом лекарственного средства (антибиотиком)
- Взять шприц, иглу и ввести во флакон с растворителем, не касаясь стенок флакона.
- Набрать в шприц растворитель в количестве, необходимом для разведения антибиотика, иглу оставить во флаконе, шприц снять.
- Ввести растворитель через другую иглу во флакон с антибиотиком.
- Встряхнуть флакон до полного растворения а/б.
- После полного растворения антибиотика набрать стерильным шприцем дозу, назначенную ребенку.
- Сменить иглу, проверить проходимость, вывести воздух из шприца.
- Ввести в/м лекарственное средство ребенку, соблюдая все правила техники внутримышечного введения и асептики.
- Шприц промыть водой, обработать
- Снять перчатки, обработать.
- Вымыть и осушить руки
Возможные осложнения:
Аллергические реакции: отек Квинке, крапивница, анафилактический шок.
Профилактика осложнений:
Сбор аллергологическиго анамнеза.
Проведение пробы на переносимость антибиотиков (подъязычная, внутрикожная).
РАССЧЕТ АНТИБИОТИКОВ
Соотношение 1:1
100 000 ЕД – 0,1 г – 100мг лекарственного вещества – 1,0 мл растворителя;
250 000 ЕД – 0, 25 г – 250 мг – 2,5 мл растворителя.
500 000 ЕД – 0,5 г – 500 мг – 5,0 мл растворителя
1000 000 ЕД – 1,0 г – 1000 мг лекарственного вещества – 10 мл растворителя
Приложение № 9
Согревающий компресс на ухо
Цель: получение терапевтического эффекта.
Оснащение:
- марлевая салфетка;
- лекарственный раствор;
- емкость с водой 38 - 390С;
- компрессная бумага или полиэтилен;
- вата, бинт;
- ножницы;
- лоток для оснащения.
Обязательное условие: отсутствие повреждений на коже, проводить при температуре тела не выше 380С.
Этапы:
1. Познакомить ребенка/маму с целью и ходом процедуры, установить доброжелательные отношения; |
2. Приготовить необходимое оснащение; |
3. Вымыть и осушить руки; |
4. Осмотреть кожные покровы на месте постановки компресса: – при повреждениях на коже появляются болезненные ощущения – предупреждение ожога. |
5. Приготовить три слоя компресса, соразмерные околоушной области ребенка. Примечание: влажный слой – 6-8 слоев марли; изолирующий - компрессная бумага или полиэтилен, перекрывающий влажный слой на 1,5 - 2 см; утепляющий - вата толщиной 2-3 см, перекрывает все предыдущие слои на 1,5 - 2 см. |
6. Сделать срединный разрез, соответствующий размеру уха, во влажном и изолирующем слоях; |
7. Подогреть лекарственный раствор, поместив его в емкость с водой 38- 390С, теплый раствор вызывает расширение кровеносных сосудов, способствует улучшению кровообращения в тканях, оказывает болеутоляющее действие. Примечание: используют камфорное или растительное масло, раствор этилового спирта (у детей до 3 лет - 20 - 25 % раствор, у старших - 45 %), масляно-спиртовой раствор 1:1 |
8. Уложить ребенка на бок так, чтобы больное ухо было сверху
Примечание: детям старшего возраста компресс делается в положении сидя;
9. Смочить марлевую салфетку в лекарственном растворе, отжать и приложить к коже вокруг уха, затем положить компрессную бумагу;
10. Вывести ушную раковину наружу через влажный и изолирующий слои,
положить сверху вату;
11. Зафиксировать бинтом все слои компресса, зафиксировать время
Примечание: масляный компресс накладывают на 6-8 Ч., чаще на ночь;
спиртовой компресс - до 4 ч. – оптимальное время для получения терапевтического эффекта.
12. Провести контроль правильности постановки компресса через 2 часа –провести указательный палец под влажный слой, не нарушая плотности наложения повязки.
При правильно поставленном компрессе кожа и марлевая салфетка должны быть теплыми и влажными
13. Снять компресс, кожу протереть сухим ватным тампоном для предотвращения мацерации и раздражения кожи
Приложение № 10
Комплекс дыхательных упражнений
для детей при заболеваниях органов дыхания
Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют.
Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.
Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.
Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.
Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.
Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).
Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания..
Игры и упражнения на развитие дыхания
1.Учить малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью игрушек: дудочек, свистулек, а также при выдувании мыльных пузырей. Чтобы выдох через рот был сильным и целенаправленным, предложите малышу дуть на вертушки, бумажные игрушки, одуванчик, легкое перышко, ватный шарик. Дуя на игрушки, ребенок должен совершать вдох, не поднимая плеч (то есть надувать при этом животик), а выдыхать непрерывно.
2.Малыш до 3 лет может дуть через губы, сложенные трубочкой, а ребенку постарше необходимо учиться делать легкую улыбку и дуть в щелочку между губами. Важное условие – игрушка, на которую дует малыш, должна находиться на уровне губ ребенка, на расстоянии 10–15 см. Щеки во время дыхательных упражнений ни в коем случае не должны надуваться – можно предложить ему придержать щечки ладошками.
Внимание! Дыхательные упражнения могут привести к гипервентиляции и вызвать головокружение: не делайте более 3–5 упражнений подряд.
3.«Поиграй животиком!»
Для игры понадобится любая игрушка-зверушка. Предложите ребенку лечь в кроватку или на ковер и положить руки себе на живот.
Покажите, как надо глубоко вдохнуть, – надуть животик, а затем через несколько секунд выдохнуть, – животик при этом опустится. Делать упражнение можно не более 5 раз подряд, чтобы не было большой нагрузки на диафрагму и брюшные мышцы. А чтобы малышу было интересно выполнять дыхательное упражнение, положите на животик ребенка небольшую игрушку. Когда малыш вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.
Игра развивает физиологическое дыхание. Длина вдоха по продолжительности равна длине выдоха.
4.«Вертушка»
Для игры вам потребуется игрушка-вертушка, купленная в магазине или изготовленная собственными руками.
Покажите ребенку, как надо подуть на вертушку, чтобы она пришла в движение.
Пусть малыш сам подует на бумажную вертушку.
Игра развивает физиологическое дыхание.
5.«Бабочка»
Для игры надо вырезать бабочку из папиросной бумаги и прикрепить ее на нитку длиной 15–20 см.
Покажите ребенку, как можно дуть на бабочку, подвешенную на нитке.
Затем поднесите бабочку к губам малыша и попросите его подуть.
Игра помогает выработать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
6.«Сдуй пушинку»
Для игры потребуются легкое перышко, пушинка или кусочек ваты.
Покажите ребенку, как можно сдуть перышко с ладони.
Затем положите перышко на свою ладонь, поднесите ее к губам малыша и попросите его подуть на перышко.
В другой раз дайте задание ребенку сдуть с вашей ладони несколько пушинок или бумажек одним выдохом. Бумажки расположите так, чтобы они находились одна от другой на некотором расстоянии.
Игра помогает закрепить у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
7.»Мыльные пузыри»
Дыхательная гимнастика для детей
Упражнение 1. Встать на колени, ягодицы прижать к пяткам, руки поднять вверх. Ребенок должен медленно опускать руки и туловище вперед до тех пор, пока ладони и лоб не коснутся земли. Не поднимая ягодиц с пяток, вытянуть руки как можно дальше, потянуть спину.
Упражнение 2. Лечь на спину, руки вдоль тела. По диагонали вытянуть правую руку и левую ногу, потянуться; потом – левую руку и правую ногу, снова потянуться. Повторить несколько раз.
Упражнение 3. Встать на четвереньки, отвести прямую правую ногу назад как можно выше, выпрямить ее, потянуть. То же самое проделать с левой. Повторить несколько раз. Между повторами можно попросить малыша «выгнуться кошечкой».
Упражнение 4. Подняться, походить на носочках, поднимая руки вверх. Контролируйте дыхание малыша. Потом попросите поднимать попеременно руки вверх, пытаясь при этом вытянуться как можно выше.
Объясните малышу, что он не только подышал, но и помог себе расти.
Приложение № 11
Выходной тест –контроль
знаний по теме: СП при заболеваниях органов дыхания
Вариант 1
Выберите один правильный ответ:
- Возможное осложнение ринита у грудных детей
а) отит
б) асфиксия
в) ложный круп
г) ангина
- При остром рините детям раннего возраста вводятся лекарственные препараты
а) антибактериальные
б) антигистаминные
в) сосудосуживающие
г) сосудорасширяющие
- При остром рините действие сосудосуживающих препаратов направлено на
а) уменьшение отека слизистой носа
б) увеличение отека слизистой носа
в) уменьшение температуры тела
г) отхождение мокроты
- Ведущим симптомом при остром отите у детей является
а) кашель
б) одышка
в) боль в грудной клетке
г) боль в ухе
- При остром отите у детей применяют
а) горчичники
б) банки
в) холодный компресс на область уха
г) согревающий компресс на область уха
- Стенотическое дыхание, изменение тембра голоса, грубый кашель наблюдается у детей при
а) ларингостенозе
б) трахеите
в) бронхите
г) пневмонии
- Тактика медицинской сестры при угрозе стеноза гортани у ребенка вне лечебного учреждения
а) направление в поликлинику
б) срочная госпитализация
в) проведение оксигенотерапии
г) назначение физиотерапевтических процедур
- При остром бронхиолите у детей развивается выраженная недостаточность
а) дыхательная, сердечно-сосудистая
б) дыхательная, почечная
в) печеночная, почечная
г) печеночная, надпочечниковая
- При остром бронхите у детей применяют отхаркивающую микстуру с
а) термопсисом
б) толокнянкой
в) валерианой
г) пустырником
- При уходе за ребенком с острым бронхитом для лучшего отхождения мокроты медсестра осуществляет
а) оксинотерапию
б) оксинотерапию через пеногасители
в) постановку горчичников на грудную клетку
г) вибрационный массаж, постуральный дренаж
Приложение № 12
Эталоны ответов к выходному тест-контролю знаний по теме:
СП при заболеваниях органов дыхания
1 а, 2 в, 3 а, 4 г, 5 г, 6 а, 7 б, 8 а, 9 а, 10 г.
Приложение № 13
Уровни усвоения практических навыков
№ | Наименование манипуляции | Уровни усвоения | ||
Представление | Знание | Умение | ||
1. | подсчет числа дыхательных движений (ЧДД); | |||
2. | оксигенотерапия; | |||
3. | постановка горчичников на грудную клетку; | |||
4. | согревающий компресс на ухо; | |||
5. | закапывание капель в ухо, нос, глаза; | |||
6. | применять лекарственное средство ингаляционными способами; | |||
7. | разведение антибиотиков и введение внутримышечно; | |||
8. | создание дренажного положения и выполнение вибрационного массажа. |
Приложение №14
Задание на дом
Тема: СП при заболеваниях органов кровообращения. Ревматизм. ВПС.
1. Конспект лекций
2. Сестринское дело в педиатрии - Тульчинская З.В., Соколова Н.Г. 2020 г. - стр.40 -44
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия по МДК 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» Тема: Защита проекта предметно-развивающей среды класса в начальной школе
Представлен опыт проведения учебного занятия, построенного в контексте технологии проектного обучения....
Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"
Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...
Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»
Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»
Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по 01.01.4 Пропедевтика в акушерстве и гинекологии ПМ01 Тема занятия: Проведение диагностики ранних и поздних сроков беременности и обследования беременных, обследования внутриутробного состояния пло
Методическая разработка практического занятия. 2021г....
Методическая разработка практического занятия "Повторительно-закрепляющее занятие по разделу пищеварительная система"
Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы по дисциплине «Анатомия и физиология человек...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента
Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...