Выступление на ЦМК от 11.12.2019
учебно-методический материал

Стаханова Мария Александровна

11 декабря 2019 года состоялось очередное заседание цикловой методической комиссии №4. На заседании с докладом на тему: "Использование интеллектуальных карт на занятиях" выступила председатель ЦМК Стаханова Мария Александровна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на ЦМК №4

11.12.2019

Стаханова Мария Александровна (председатель ЦМК)

ЧТО ТАКОЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КАРТА

  • Интеллектуальная карта (известна также, как интеллект-карта, карта мыслей,  ассоциативная карта, ментальная карта, майнд -мэп ) — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем.
  • Термин "Интеллектуальные карты" придумал Тони Бьюзен.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАРТ

Интеллект-карты (диаграммы связей) используются:

  •  для создания, визуализации, структуризации и классификации идей;
  • как  средство для обучения;
  • как  способ   решения задач, принятия решений;
  • при написании статей;
  • как   прием раскрепощения  мышления;
  • для  структуризации  информации и  ее запоминания во всех ее деталях.

ПСИХО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно.

  • Левое полушарие отвечает за:

    •логику
• слова
• числа
• последовательность
• анализ
• упорядоченность.

  • Правое полушарие отвечает за:

     • ритм
• восприятие цветов
• воображение
• представление образов
• размеры
• пространственные соотношения

  • Интеллектуальные  карты задействуют правое полушарие мозга, которое в обычных условиях многие люди используют мало.
  • Процесс создания карты повторяет принцип действия нашего мозга, который оперирует случайными последовательностями.

Человек не только обобщает логические факты, но может сопровождать  записи картинками, что облегчает понимание.

КАК  ВЫГЛЯДЯТ  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАРТЫ

  • Интеллект-карты создаются  на обычном листе бумаги или с помощью специального программного обеспечения.
  • В центре интеллект-карты располагается главная тема, от которой затем исходят ее главные ветви – основные составляющие.
  • Каждая из главных ветвей, в свою очередь, содержит более тонкие ветви, которые олицетворяют собой более мелкие детали, и так далее.

Все ветви карты подписываются соответствующими ключевыми словами, вызывающими необходимые ассоциации.

1. Экономится время на распознавание и чтение только относящихся к теме слов.

2. Высокая концентрация внимания на существенных вопросах.

3. Ключевые слова более заметны и воспринимаются с большей легкостью.

4. Ключевые слова сведены в единое поле зрения, способствуя высокой творческой отдаче и высокой степени усвоения материала.

5. Ключевые слова связаны между собой ясными и уместными ассоциациями.

6. Мозгу легче воспринимать и запечатлевать в памяти разноцветную многомерную интеллект-карту, нежели монотонный, притупляющий внимание линейный конспект.

7. Метод интеллект-карт отвечает естественному стремлению мозга к законченному и целостному восприятию, в целом к познанию нового.

8. В результате постоянного использования всех способностей своего мозга человек становится интеллектуально более активным и восприимчивым к новой информации, а равно уверенным в своих силах.

ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ

  • Чем больше лист — тем лучше. Минимум — A4. Расположить горизонтально.
  • В центре располагается образ всей проблемы/задачи/области знания.
  • От центра исходят толстые основные ветви с подписями — они означают главные разделы диаграммы. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви
  • Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие
  • Использовать желательно печатные буквы
  • Желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки
  • Важно вырабатывать свой собственный стиль в рисовании диаграмм связей

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВА

  • Слова
  • Изображения
  • Числа
  • Цветовые и пространственные ассоциации
  • Четких правил по созданию карт не существует.
  • Каждый человек, который занимается построением карт, приобретает опыт со временем.
  • Правильность для вас зависит от того, насколько часто вы будете строить свои карты.

ПОПРОБУЕМ СДЕЛАТЬ КАРТУ СВОИХ ЦЕННОСТЕЙ        

  • Подумайте, что такое для Вас время, с какими областями жизни оно для Вас связано.
  • Что Вы делаете в течение суток, как Вы им распоряжаетесь.
  • Нарисуйте в центре листа бумаги кружок, напишите в него свое имя, от него, как листочки ромашки, нарисуйте несколько овалов. Получится "цветочек".
  • В лепестках напишите "сон, отдых, работа, здоровье, семья, спорт и т.д." - т.е. те большие области жизни, в которых проходит Ваше время. Всего не более 10 областей. По одной надписи в каждом лепестке.
  • Это и есть простейшая интеллектуальная карта


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАРТЫ Департамент здравоохранения города Москвы Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 1» (ГБПОУ ДЗМ «МК №1») Преподаватель: Стаханова М.А. 11.12.2019

Слайд 2

ЧТО ТАКОЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КАРТА Интеллектуальная карта (известна также, как интеллект-карта, карта мыслей, ассоциативная карта, ментальная карта, майнд -мэп ) — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Термин "Интеллектуальные карты" придумал Тони Бьюзен.

Слайд 3

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАРТ Интеллект-карты (диаграммы связей) используются: для создания, визуализации, структуризации и классификации идей; как средство для обучения; как способ решения задач, принятия решений; при написании статей; как прием раскрепощения мышления; для структуризации информации и ее запоминания во всех ее деталях.

Слайд 4

ОБУЧЕНИЕ создание ясных и понятных конспектов лекций; максимальная отдача от прочтения книг/учебников; написание рефератов, курсовых проектов, дипломов.

Слайд 5

ЗАПОМИНАНИЕ подготовка к экзаменам; подготовка к семинарам; запоминание списков дел

Слайд 6

ПРЕЗЕНТАЦИИ вы за меньшее время даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают; проведение деловых встреч и переговоров.

Слайд 7

ПЛАНИРОВАНИЕ управление временем: план на день, неделю, месяц, год… разработка сложных проектов: нового бизнеса,…

Слайд 8

МОЗГОВОЙ ШТУРМ генерация новых идей, творчество; коллективное решение сложных задач.

Слайд 9

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ четкое видение всех «за» и «против»; более взвешенное и продуманное решение.

Слайд 11

ПСИХО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за: • логику • слова • числа • последовательность • анализ • упорядоченность. Правое полушарие отвечает за: • ритм • восприятие цветов • воображение • представление образов • размеры • пространственные соотношения.

Слайд 13

ВАЖНО! Интеллектуальные карты задействуют правое полушарие мозга, которое в обычных условиях многие люди используют мало. Процесс создания карты повторяет принцип действия нашего мозга, который оперирует случайными последовательностями. Человек не только обобщает логические факты, но может сопровождать записи картинками, что облегчает понимание.

Слайд 14

ПРЕИМУЩЕСТВА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ

Слайд 16

КАК ВЫГЛЯДЯТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАРТЫ Интеллект-карты создаются на обычном листе бумаги или с помощью специального программного обеспечения. В центре интеллект-карты располагается главная тема, от которой затем исходят ее главные ветви – основные составляющие. Каждая из главных ветвей, в свою очередь, содержит более тонкие ветви, которые олицетворяют собой более мелкие детали, и так далее. Все ветви карты подписываются соответствующими ключевыми словами, вызывающими необходимые ассоциации.

Слайд 22

МАКЕТ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ

Слайд 23

КОНСПЕКТ ИЛИ ИНТЕЛЛЕТУАЛЬНАЯ КАРТА? 1. Экономится время на распознавание и чтение только относящихся к теме слов. 2. Высокая концентрация внимания на существенных вопросах. 3. Ключевые слова более заметны и воспринимаются с большей легкостью. 4. Ключевые слова сведены в единое поле зрения, способствуя высокой творческой отдаче и высокой степени усвоения материала. 5. Ключевые слова связаны между собой ясными и уместными ассоциациями.

Слайд 24

КОНСПЕКТ ИЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КАРТА? 6. Мозгу легче воспринимать и запечатлевать в памяти разноцветную многомерную интеллект-карту, нежели монотонный, притупляющий внимание линейный конспект. 7. Метод интеллект-карт отвечает естественному стремлению мозга к законченному и целостному восприятию, в целом к познанию нового. 8. В результате постоянного использования всех способностей своего мозга человек становится интеллектуально более активным и восприимчивым к новой информации, а равно уверенным в своих силах.

Слайд 25

ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ Чем больше лист — тем лучше. Минимум — A4. Расположить горизонтально. В центре располагается образ всей проблемы/задачи/области знания. От центра исходят толстые основные ветви с подписями — они означают главные разделы диаграммы. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие Использовать желательно печатные буквы Желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки Важно вырабатывать свой собственный стиль в рисовании диаграмм связей

Слайд 26

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВА Слова Изображения Числа Цветовые и пространственные ассоциации

Слайд 27

ВАЖНО! Четких правил по созданию карт не существует. Каждый человек, который занимается построением карт, приобретает опыт со временем. Правильность для вас зависит от того, насколько часто вы будете строить свои карты.

Слайд 28

ПОПРОБУЕМ СДЕЛАТЬ КАРТУ СВОИХ ЦЕННОСТЕЙ Подумайте, что такое для Вас время, с какими областями жизни оно для Вас связано. Что Вы делаете в течение суток, как Вы им распоряжаетесь. Нарисуйте в центре листа бумаги кружок, напишите в него свое имя, от него, как листочки ромашки, нарисуйте несколько овалов. Получится "цветочек". В лепестках напишите "сон, отдых, работа, здоровье, семья, спорт и т.д." - т.е. те большие области жизни, в которых проходит Ваше время. Всего не более 10 областей. По одной надписи в каждом лепестке. Это и есть простейшая интеллектуальная карта

Слайд 29

1. Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа

Слайд 30

От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.

Слайд 31

От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи написанные на ветках 1-го уровня.

Слайд 32

По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты.

Слайд 33

Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.

Слайд 34

При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.

Слайд 35

Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.

Слайд 36

МАКЕТ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ Т. ВАСИЛЕНКО

Слайд 37

РАБОТА С КАРТОЙ Техника ментальных карт удобна тем, что в ней можно прослеживать взаимосвязи между различными областями, которые Вы нарисовали. Вы можете связать одни ветви интеллектуальной карты с другими. Чем с большим количеством областей жизни связана Ваша цель, тем больше вероятности, что Вы ее осуществите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на тему Подготовка к открытому уроку

выступление на методическом объединении...

Выступление по теме: "ИКТ в начальной школе"

Применение ИКТ на уроках в начальной школе....

Выступление на школе педагогического мастерства в январе 2019 года

Презентация выступления на школе педагогического мастерства на тему "ИКТ в работе преподавателя"...

Мониторинг удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг в ДОУ за 2018-2019, 2019-2020 учебные годы

Мониторинг удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг в ДОУза 2018-2019, 2019-2020 учебные годы...

Психологические методы реабилитации преподавателей выступление на ПЦК 27.03.2019

27 марта 2019 года в рамках предметно-цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин было реализовано выступление на тему: "Психологические методы реабилитации преподавателей"...

Выступление на заседании Методического совета колледжа «Направления деятельности на 2019 -2020»

Выступление на заседании Методического совета колледжа «Направления деятельности на  2019 -2020»...