Публичное выступление. Подготовка и структура выступления
план-конспект урока

Игнатова Мария Юрьевна

Как сделать так, чтобы вас завороженно слушали даже незнакомые люди? Как привлечь к себе внимание? Как говорить так, чтобы у собеседника не возникло желания вас "перемотать"? Урок развития речи посвящен ответам на эти и другие вопросы, а также нацелен на формирование навыков и умений публичного выступления учащихся, обретению свободы говорить, дносить свои идеи так, чтобы к ним прислушивались.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_vystuplenie_gotovoe.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Публичное выступление. Подготовка и структура выступления.

Технологическая карта урока

ФИО педагога: Игнатова Мария Юрьевна

Предмет: русский язык

Класс: 8

Тип урока: урок развития речи.

Используемая технология: кейс-метод

Тема урока: Как научиться владеть словом перед аудиторией.  Публичное выступление. Подготовка и структура выступления .

Цель: формирование навыка публичного выступления

Цели урока:                                   

Обучающие:

познакомить обучающихся с понятием «публичное выступление», его структурой и особенностями, продолжить отработку навыков самостоятельной работы с текстом, углублять знания по теории языка.

Развивающие:

развивать логическое мышление, устную речь; совершенствовать речевые умения; развивать умение высказывать свое мнение;развивать навыки индивидуальной, парной и групповой работы.

Воспитательные:

способствовать воспитанию у школьников интереса к русскому языку, уважению и любви к малой родине, формировать положительные нравственные и эмоциональные качества; помочь учащимся задуматься, как пробудить в себе готовность заниматься совершенствованием своей речи.

                                                                                               

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- интерес к созданию собственного публичного выступления; умение высказывать свое мнение, отражая его в собственном тексте публичного выступления; стремление к совершенствованию устной речи. Способность к взаимооценке и самооценке.

Метапредметные результаты:

- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в группе и парами: находить общее решение, формулировать, аргументировать свое мнение; умение преобразовывать информацию; соблюдение в процессе создания текста норм русского литературного языка.

Предметные результаты:

- знание правил построения выступления, умение создавать текст собственного выступления на заданную тему, понимать и формулировать тему и идею текста;

-умение пересказывать отрывки, отвечать на вопросы.

Коммуникативные результаты:  использовать языковые средства для выражения своих чувств; выступать перед аудиторией сверстников на заданную учебную тему; адекватно использовать жесты и мимику в процессе речевого общения; уметь вступать в диалог, высказывать свое мнение; владеть навыками монологической и диалогической убеждающей речи.

Организация пространства: ииндивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготовительный этап. Организационный

Поверяет готовность к уроку. Приветствует учащихся. Желает хорошего настроения всем.

Подготовка к работе на уроке

Мотивационный.

создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

прием «Интрига»

Обращается к обучающимся:

- Что бы это значило? Ваши версии. Фото (Ёжик взбирается на яблоко, преодолевает препятствие…)

- У этой картинки есть подпись « Большие препятствия …» (могут оказаться вкусным подарком судьбы) – в начале урока открываем только первые 2 слова. Как вы думаете, какое завершение имеет фраза? (2-3 гипотезы)

Отвечают на вопросы.

II. Ознакомительный этап Цель: Определение цели и задач урока, этапов и форм работы.

«Слова- это ключи(!!!), которыми можно открыть любую душу, и закрыть любой рот»

-Как вы понимаете эту фразу? Какова тема урока?

- Какие цели мы перед собой ставим?

Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос

III. Актуализация знаний.

(Беседа с учащимися)

Публичное выступление - это ваше общение с аудиторией. В публичном выступлении - будь то доклад, лекция или выступление - перед выступающим всегда стоит задача изложить свой материал таким образом, чтобы вызвать интерес у слушателей, облегчить им понимание сообщаемой информации и способствовать ее лучшему запоминанию.

Как часто вы выступаете публично? Где? По каким поводам?

Учащиеся отвечают на вопросы.

IV. Аналитический этап.

 Сбор информации по кейс-задаче

Кейс «Плохое и хорошее»

Цель: организация работы учащихся к выполнению учебного действия.

Учитель делит ребят на 2 команды.

Задача для 1 команды: Вспомните самое плохое публичное выступление, которое вам доводилось слышать: лекцию скучного или сердитого учителя, неудачный доклад одноклассника. Напишите в список признаки ПЛОХОГО выступления. Опишите его? Как вел себя выступающий? А слушатели?

Задача для 2 команды: Вспомните самое хорошее публичное выступление, которое вам доводилось слышать. Напишите в список признаки КРУТОГО выступления. По каким признакам можно понять, что выступление удалось? Как ведет себя выступающий? А слушатели?

Ребята, вы молодцы! Как думаете, зачем вам в жизни пригодится публичное выступление? (обязательно сделать акцент и на простых бытовых ситуациях: рассказываешь интересный случай в компании друзей, говоришь поздравление/тост на дне рождения друга и т.д.)

Учащиеся работают в командах, фиксируют на доске ответы в 2 колонки, сравнивают, делают выводы – что нужно для хорошего выступления.

V. Усвоение знаний.

Мини-лекция

упражнение «Две речи»

 «Как подготовить публичное выступление?»

Сегодня мы с вами будем говорить о том, как создавать содержание вашего выступления.

ЧТО говорить?

Когда вы готовите выступление, вы должны ответить себе на 3 вопроса:

Кто мои слушатели?

Важную роли грают:

- пол (выступление перед группой, в которой одни девочки, сильно отличается от выступления перед смешанной группой и уж тем более от группы, состоящей из одних мальчиков),

- возраст (как возраст слушателей влияет на выступление?)

- количество (как влияет на выступление?)

уровень осведомленности ваших слушателей о том, чему посвящена ваша речь (как влияет на выступление?)

Какова моя цель?

От того, чего вы хотите добиться от аудитории зависит многое.

Какие могут быть цели? (развеселить, изменить отношение к чему-либо, побудить к действию (купить, проголосовать, вложить деньги в ваш проект и т.д.)

Где и когда я буду выступать?

Совсем по-разному будут звучать выступления в начале или в конце мероприятия, на уроке и на вечеринке и т.д.

Ответив на эти вопросы, вы легко сможете понять, ЧТО говорить.

Предположим, вам нужно подготовить две речь о своем лучшем друге. Одна речь – доклад для урока обществознания, вторая – поздравление с днем рождения друга на вечеринке.

Рисуем таблицу на флипчарте  или доске. Заполняем вместе.

Как вы думаете из каких частей состоит выступление?

Очень часто спикеры сосредотачиваются на основной части, им кажется, что это самое важно.

Но существует «правило края» - лучше всего слушателям запоминается то, что было в начале и в самом конце (особенно, если мы говорим про речь длиннее 10 минут). Во время конференции или череды поздравлений, слушатели запомнят самого первого, последнего и самого оригинального/смешного.:)

От вступления зависит очень многое! У вас есть 20 секунд, чтобы привлечь внимание слушателей или потерять его.

Как думаете, что можно сказать в начале? Чем зацепить слушателей?

Подсказка:

О своих чувствах (Я рад быть здесь…, это важно для меня, потому что…, я мечтала сказать о… и т.д.)

Удивительный факт (он может быть напрямую или косвенно связан с темой выступления) – подготовить пример!

Анекдот или притча в тему – пример!

Сделать анонс выступления так, чтобы у слушателей появилось желание узнать подробнее: сегодня будем говорить о том, как выступать публично, и я поделюсь одним секретом, который позволил мне произнести такую речь, после которой меня сразу пригласили работать диктором на радио/ предложили контракт на 1000000р.

Краткая самопрезентация – почему вы можете говорить на эту тему и ваши слова заслуживают доверия (без бахвальства и ложной скромности) и др.

Обратиться к опыту зала (бывало ли с вами такое, что…)

Главное правило создания основной части – говори просто. Представьте, что ваша тема – это котлетка, которую нужно скормить малышу. Вся котлетка в рот не влезет. Нужно разделить ее на небольшие части и положить малышу в рот. Так и с вашей темой – выделите важные части, выстроите последовательность и помогите слушателем ее «съесть», понять.

Как думаете, чем можно закончить выступление?

Подсказка:

Пожелания аудитории,

Благодарности слушателям и организаторам (Но не банальное – спасибо за внимание! Например: за вовлеченность, за вопросы, за поддержку и т.д.)

Мотивирующий случай из жизни,

Призыв к нужному действию (голосуйте за Машу! Она будет отличным президентом школы!)

Параллельно учащиеся  выполняют упражнение «Две речи»

Доклад

Поздравление

Кто мои слушатели?

Одноклассники, педагог

30 человек

Не знакомы с моим другом

Друзья (ровесники)

5 человек

Близко знакомы с нашим общим другом

Какова моя цель?

Например: рассказать, как дружба изменила меня, чему научила; получить хорошую оценку; взбодрить одноклассников

Например: сделать приятно моему другу, показать как много он значит для меня и при этом всех развеселить

Где и когда будет выступление?

В классе, во время урока, есть тайминг на выступление, всем, скорее всего, неочень интересно, все зевают

На вечеринке, в кафе, где играет музыка, всем весело

Обсуждение: о чем вы будете говорить в первой речи? А во второй?

Упражнение «Выступление» 

Можно индивидуально или парами.

Представьте, что вам выпала честь открыть премию «Лучший ученик России» (произнести приветственную речь). Аудитория – школьники и их родители, 1000 человек. Цель – заинтересовать, взбодрить, зарядить на активное участие и голосование за участников.

VI.Рефлексия деятельности Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Предлагает учащимся на доске совместно составить схему-паутины.

Примерные вопросы для ответов:

Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

Благодаря каким инструментам ты нашел решение?

Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?

За что бы ты себя похвалил на уроке?

Что изменил бы в своих действиях на уроке?

Что бы ты изменил на уроке в последующем?

Учащиеся составляют схему-паутину на доске из ответов.

VII. Домашнее задание.

1.Организовывает обсуждение и запись домашнего задания. Домашнее задание (учащиеся выбирают один из вариантов самостоятельно).

2.Домашнее задание:

а)Приготовить рассказ о своем увлечении, хобби, любимом спорте и тд. Рассказ на 1,5 минуты. Продумать необычное, сильное начало и завершение.

б)Посмотреть видео о том, как преодолеть волнение, записать тезисы

https://www.youtube.com/watch?v=14diYB-mqy4 – Радислав Гандапас, как преодолеть волнение

Учащиеся выбирают задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая подготовка к концертному выступлению и проблема концертного волнения

В настоящей работе рассматривается концертное выступление уучащегося.как необходимый этап в системе обучения и становления музыканта. где многие компоненты( музыкальное мышление, творческое воображени...

Психологическая подготовка к концертному выступлению

Способы и методы психологической адаптации к сцене. Советы для возможности контролировать нервные процессы в организме....

Комплексная подготовка к публичному выступлению и коррекция эстрадного волнения у начинающего музыканта

Участие обучающихся в концертах – важная составляющая обучения юных пианистов в ДШИ. Согласно реализуемых образовательных программ, контроль успеваемости учащихся проводится не только на уроках, зачет...

«Вопросы подготовки музыканта к публичному выступлению»

В статье рассматриваются вопросы подготовки  учащихся к концерту ,выступлению на сцене....