Статья " Использование учебных игр для контроля и закрепления знаний на практических занятиях ПМ .04 Выполнение работ по должности Младшая медицинская сестра по уходу за больными"
статья

Богданова Галина Анатольевна

В статье  рассказывается о использовании учебных ролевых игр для практических занятий по сестринскому делу  представлен личный опыт преподавателя . Показана цель - активизировать учебный процесс,использовать знания, умения и  формировать ОК и ПК  по темам курса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                            Богданова Г.А

Использование учебных ролевых игр для контроля и закрепления знаний на практических занятиях ПМ.04 Выполнение работ по должности служащего Младшая медицинская сестра по уходу за больными.

Обучение по специальности специальности 34.02.01 «Сестринское   дело» в соответствии с ФГОС СПО

должно быть направлено на подготовку конкурентно-способного специалиста, обладающего профессиональными и общими компетенциями, коммуникативными навыками.

Одним из эффективных путей формирования профессиональной и коммуникативной компетенции посредством активизации обучения являются игровые методы, позволяющие непосредственно включить процесс обучения в модель будущей трудовой деятельности обучающихся . Основные интересы обучаемых лежат именно в сфере их специальности, и они чаще всего рассматривают клинические дисциплины как средство расширения своих деловых контактов, профессиональных умений в профессионально-трудовой сфере. Для создания и развертывания ситуации профессиональной деятельности должны быть созданы необходимые условия, которые обеспечивают ролевые игры.

Ролевая игра – одна из ведущих форм активного обучения в медицинском колледже, которая позволяет формировать у обучающихся не только профессиональные, но и коммуникативные навыки.

Учебная ролевая (деловая) игра используется  на  практическом занятие, моделируя различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых и обеспечивая условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствование их речи как средство профессионального общения.

В основе учебной ролевой игры лежат общеигровые элементы:

- наличие ролей;

- ситуации, в которых происходит реализация ролей;

- различные игровые предметы.

Однако, в отличие от других игр, в том числе и игр обучающего характера, ролевая игра обладает, наряду с перечисленными игровыми элементами, индивидуальными, присущими только этому виду учебной работы чертами, без наличия которых игра не может считаться ролевой (деловой):

- моделированием в игре, приближенным к реальным условиям профессиональной деятельности и самой профессиональной деятельности обучаемых,

- поэтапным развитием, в результате которого выполнение заданий предшествующего этапа влияет на ход последующего,

- наличием конфликтных ситуаций,

- обязательной совместной деятельностью участников игры, выполняющих предусмотренные условиями игры роли,

- описанием объекта игрового имитационного моделирования,

- контролем игрового времени,

- системой оценки хода и результатов игры,

- заранее разработанной и используемой в данной игре правилами, регулируемыми ход игры,

- элементом соревнования.

Практический опыт использования ролевых (деловых) игр в процессе обучения сестринскому процессу позволил сформулировать ряд позитивных моментов:

- повышается интерес к занятиям по  МДК 04.03 ,мотивацию к дальнейшему клинических дисциплин, к освоению инновационных знаний;

- возникает больший интерес обучающихся к проблемам, которые моделируются и разыгрываются на занятиях;

- происходит усвоение информации, основанной на конкретных примерах, что способствует приобретению участниками игры навыков принятия конструктивных решений;

- накопленный в процессе игры опыт дает возможность правильно оценивать возможные реальные ситуации.

Основными целями деловой игры на клинических дисциплинах являются: развитие у обучающихся культуры профессионального взаимодействия, овладение приемами вербальной и невербальной коммуникации и методами решения проблем, возникающих в профессиональной деятельности.

1. Деловая игра должна базироваться на реальном материале, отражающем конкретную ситуацию общения в профессионально-трудовой сфере.

2. Участие обучаемых в организации и проведении деловой игры активизирует их мыслительную деятельность, повышает творческую активность, так как позволяет им на деле применить свои знания по клиническим дисциплинам.

3. Существенный момент в ролевой (деловой) игре – ее проблемность. Конечно, и в профессионально-трудовой сфере есть ряд типичных ситуаций, однако здесь чаще, чем в какой-либо другой области, возникают проблемные ситуации, требующие оперативного решения. Большую методическую ценность представляют деловые игры, стимулирующие возникновение все новых и новых ситуаций общения. Такие деловые игры позволят привлечь как можно большее число обучаемых к участию в ней.

4. В деловой игре одними из ведущих являются принципы совместной деятельности и диалогического общения участников, последовательная реализация которых обеспечивает активное развертывание содержания этой игры. В деловой игре участники самоутверждаются не только как личности, но и, прежде всего, как специалисты в трудовой деятельности.

Каждый тип игры отличается спецификацией целей, на достижение которых направлены усилия ее участников. Предложенные типы ролевых игр охватывают весь диапазон ситуаций, возникающих в процессе профессионального общения.

Анализируя принципы разработки и применения ролевых игр в учебно-воспитательном процессе медицинского колледжа, можно сделать вывод о том, что в них не только сохраняются, но и значительно дополняются и совершенствуются следующие характеристики деловых игр: ситуативность, тематичность, моделирование естественного речевого общения, осуществление учебной деятельности посредством игровой, коллективная деятельность, реализация принципа воспитывающего обучения.

При проведении деловой игры преподаватель выполняет роль «администратора»: направляет общение, выводит его из тупика, создает новые проблемы (если не реализованы все речевые возможности коммуникантов), изменяет направление игры посредством введения новых участников и т. д. При этом исправляются только те ошибки, которые затрудняют или нарушают коммуникацию. Исправление происходит путем подсказки правильного варианта. На оценочном этапе преподаватель выслушивает мнение «группы экспертов», следивших за ходом игры, но не участвовавших в ней: достигнуты ли цели игры или нет, какие другие более эффективные пути достижения этих же целей возможны и др. Далее преподаватель сам подводит итог, завершив его оценкой корректности участников коммуникации.

Таким образом, в подготовке деловой игры выделяют следующие этапы:

1. Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Темой игры может быть практически любой раздел учебного курса. Желательным является то, чтобы учебный материал имел практический выход на профессиональную деятельность.

2. Формирование целей и задач с учетом не только темы, но и из исходной ситуации. Нужно построить игру в одной ситуации.

3. Определение структуры с учетом целей, задач, темы, состава участников деловой игры.

4. Диагностика игровых качеств участников деловой игры. Проведение занятий в игровой форме будет эффективнее, если действия преподавателя обращены не к абстрактному, а к конкретному студенту или группе.

5. Диагностика объективного обстоятельства. Рассматривается вопрос о том, где, как, когда, при каких условиях и с какими предметами будет проходить игра.

Обратимся к реализации метода ролевой игры при обучении обучающихся медицинского колледжа специальности «Сестринское дело».Вот примеры формирования компетенций ОК и ПК:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах полномочий

ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

На практических занятиях по МДК 04.01,МДК04.02,МДК04.03 можно использовать учебные игры .Например в темах :

Профессиональное общение и обучение  в сестринской практике.

Гигиена  и комфорт пациента.

Лечебно-охранительный режим в ЛПУ.

Применение простейших физиотерапевтических процедур.

 Можно провести игру «Прием и регистрация больного». В игре участвуют несколько 2 команды   обучающихся: фельдшер скорой помощи, врач поликлиники, медицинские сестры и пациенты. Фельдшер осматривает пациента и решает вопрос о его госпитализации. Медицинская сестра оформляет «Журнал учета приема больных и отказов в госпитализации», расспрашивая пациента, вносит все данные о нём (ФИО, домашний адрес, диагноз направившего учреждения, диагноз приемного отделения, куда направлен больной). Другая медицинская сестра заполняет титульный лист «Медицинской  карты стационарного больного» и т. д. В игре «Оценка функционального состояния пациента» обучающиеся  проигрывают различные ситуации: измеряют температуру больного термометром; записывают показания термометра в температурном листе больного,показывают свои умения в измерении артериального пульса и АД.

В деловой игре «Инъекции» подгруппа  обучающихся решают ситуационные задачи,демонстрируют проведения алгоритмов, описывая последовательность каждого действия медицинской сестры,профилактируют осложнения иньекций.

Выводы.

Ролевая игра – модель многих аспектов деятельности медсестры, имитирующая как чисто профессиональные ситуации, так и необходимые организаторские функции, а также и условия общения с коллегами, пациентами их родственниками. Ролевая игра проводится в качестве заключительного контроля знаний навыков и умений, которые сформированы в процессе обучения в ходе самостоятельной работы обучающихся на практическом занятии. Решение ситуационных задач в форме ролевой игры используется с целью расширения знаний о практической деятельности медсестры, является закреплением практических умений в соответствии с ожидаемым результатом.

Преподаватель, организуя учебное взаимодействие членов групп достигает обобщение и закрепление полученных знаний.

Итогом является выявление полноты выполненных и понимания поставленных целей и задач, оценка результатов.

Литература

  1. Володина Л.В. деловое общение и основы теории коммуникации. – М. 2018.
  2. Гольдштейн Я.В. Метод активизации как условие повышения эффективности педагогической деятельности // Активизация учебной деятельности / Под ред. Г.А. Китайгородской. – М., 202 2. – Вып. 2. – С. 45-53.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ИЦ «Академия», 2020. – 272 с.
  4. Атаманова Р.И., Толстой Л.Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения. [Электронный ресурс] http://www.businessmag.ru/ publishing/ksupp/ businessgame/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия по теме "Оксигенотерапия" ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

Методическая разработка предназначена и разработана для преподавателя профессионального модуля ПМ.04/07 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра МДК.04.03./07.03 Технологии оказания ме...

Методическая разработка практического занятия "Искусственное питание" ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

Методическая разработка практического занятия по теме «Искусственное питание» предназначена для работы преподавателя с обучающимися, осваивающими профессиональный модуль ПМ.04./07. Выполнение работ по...

Методическая разработка практического занятия по ПМ.04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» Тема: Действия медперсонала при возникновении аварийной ситуации

    В лечебно-профилактических учреждениях постоянно существует риск заражения инфекционными заболеваниями. Риску профессионального инфицирования подвержены медицинские работники по р...

Методическая разработка для проведения практического занятия « 1 этап-оценка состояния пациента» по специальности Сестринское дело 060501 Лечебное дело 060101 для ПМ 04; ПМ 07.«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным"

Методическая разработка для проведения практического занятия "1 - этап  -  оценка состояния пациента" по специальности Сестринское дело 060501 для ПМ 04 (МДК 04.01 "Теория и п...

Технологические карты для практических занятий МП07 ; ПМ04«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)» МДК 07.01; МДК 04.01 «Теория и практика сестринского дела»

Технологические карты для практических занятий МП07 ; ПМ04«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)...

Методическая разработка практического занятия по ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 04.03: «Технология оказания медицинских услуг» по теме: «Осуществление термометрии» 34.02.01 «Сестринское дело»

    Методическая разработка создана на основании требований ФГОС и рабочей программы ПМ. 04  «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными...

Методическая разработка практического занятия по теме Внутримышечные инъекции, ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными.

Методическая разработка  практического занятия по теме  Внутримышечные инъекции, ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными....