Информационный проект "Профилактика профессионального заражения медицинского персонала гемоконтактными инфекциями"
проект
Настоящий проект, в рамках изучения ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе и ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий направлен на активизацию творческого потенциала студентов к пониманию сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проведению мероприятий по сохранению и укреплению собственного здоровья, коллег, пациента и его окружения.
Выбор темы группового исследовательского проекта «Профилактика профессионального заражения медицинского персонала гемоконтактными инфекциями» обусловлена тем, что в Российской Федерации второе место (более 30 %) в общей структуре профессиональной заболеваемости медицинского персонала занимают гемоконтактные инфекции, уступая лишь туберкулезу. В связи с этим в учреждениях здравоохранения должна реализовываться система профилактических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения медицинских аварий и профессионального инфицирования персонала. Статистика заражения ВИЧ показывает, что по частоте случаев инфицирования первое место занимает Южно-Африканская Республика. На втором месте – Нигерия. Тройку лидеров замыкает Россия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 7»
(ГБПОУ ДЗМ «МК №7»)
ГРУППОВОЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗАРАЖЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ГЕМОКОНТАКТНЫМИ ИНФЕКЦИЯМИ |
Специальности 34.02.01 Сестринское дело
2019 г.
ОДОБРЕНО предметной (цикловой) комиссией протокол № ___ «____»______2019 г. Председатель ПЦК________________ | Составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 34.02.01 Сестринское дело | |
СОГЛАСОВАНО Старший методист ____________________О.Н.Бавыкина «____»____________ 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе ______________ /З.М.Загретдинова/ «____»____________ 2019 г. |
Руководители проекта:
Кондратюк О.А. - преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №7»
Сычёва О.Ю. - преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №7»
Координатор и консультант проекта:
Бавыкина О.Н. - старший методист ГБПОУ ДЗМ «МК №7»
Рецензент: Веселова Е.М. - старший методист ГБПОУ ДЗМ «МК №7»
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях образования для развития профессиональной компетентности и повышения познавательного интереса у студентов особую важность приобретает потребность разработки новых методов творческой работы со студентами и выбора наиболее эффективных и рациональных. Такой эффективной педагогической технологией является проектная деятельность.
Основной целью проектной деятельности является формирование творческого и системного мышления учащихся. В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты.
Важное место в проектной деятельности занимает групповой проект. У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы; в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого; учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта — от рождения замысла до итоговой рефлексии; развиваются коммуникативные навыки, что является важными качествами в работе будущего медицинского работника.
Настоящий проект, в рамках изучения ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе и ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий направлен на активизацию творческого потенциала студентов к пониманию сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проведению мероприятий по сохранению и укреплению собственного здоровья, коллег, пациента и его окружения.
Выбор темы группового исследовательского проекта «Профилактика профессионального заражения медицинского персонала гемоконтактными инфекциями» обусловлена тем, что в Российской Федерации второе место (более 30 %) в общей структуре профессиональной заболеваемости медицинского персонала занимают гемоконтактные инфекции, уступая лишь туберкулезу. В связи с этим в учреждениях здравоохранения должна реализовываться система профилактических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения медицинских аварий и профессионального инфицирования персонала.
Статистика заражения ВИЧ показывает, что по частоте случаев инфицирования первое место занимает Южно-Африканская Республика. На втором месте – Нигерия. Тройку лидеров замыкает Россия.
Статистика заражения ВИЧ в России ежечасно фиксирует инфицирование 1 человека. В 2017 году было выявлено 104,4 тыс. новых случаев заражения. На 100 тыс. населения в среднем приходится 73 случая заражения. Самые опасные регионы – Кемеровская, Новосибирская, Иркутская, Свердловская, Самарская, Челябинская и Московская область. А также Пермский, Краснодарский и Красноярский край, Москва и Санкт-Петербург, Республика Башкортостан.
По состоянию на 01.07.2018 г. в РФ было инфицировано 1,27 млн. человек.
На планете около 2 млн. медсестер ежегодно страдают от случайного ранения на рабочем месте. В результате периодически происходит инфицирование медработников гепатитом В, С и ВИЧ инфекцией. Реальные цифры о количестве травмированных медсестер значительно больше. Причина – от 40 до 75% случайных ранений не документируется.
Медицинские работники могут заразиться гемоконтактными инфекциями при возникновении аварийных ситуаций, к которым относятся травмы и микротравмы загрязненными острыми медицинскими инструментами, попадание крови и других биологических жидкостей на слизистые оболочки и незащищенные кожные покровы.
Высокому риску заражения гемоконтактными инфекциями подвергаются: медицинские сестры, выполняющие инвазивные манипуляции, в том числе процедурные, постовые, палатные, операционные медицинские сестры; врачи хирургических специальностей, выполняющие оперативные вмешательства; акушеры-гинекологи; анестезиологи-реаниматологи; патологоанатомы; стоматологи; сотрудники лабораторных служб; сотрудники скорой медицинской помощи; младший медицинский персонал, участвующий в обработке изделий медицинского назначения однократного и многократного применения, обращении с медицинскими отходами.
Возникновению аварийных ситуаций среди медицинских работников способствуют следующие факторы: дефицит рабочего времени; высокая нервно-эмоциональная нагрузка; работа в ночное время; профессиональная неопытность медицинского работника; отсутствие инфекционной настороженности.
Важная роль в профилактике профессионального заражения медицинского персонала гемоконтактными инфекциями отводится непосредственно самому медицинскому персоналу.
Актуальность заключается в том, медицинские работники в своей деятельности могут подвергаться воздействию многих факторов, опасных для здоровья и способных вызывать профессиональные заболевания. Риск инфицирования многократно возрастает при несоблюдении персоналом мер индивидуальной защиты, в связи с этим в сознании медицинских работников необходимо формировать эпидемическую настороженность ко всем пациентам, как к возможным источникам гемоконтактных инфекций.
Персонал должен знать свои права на безопасные условия труда, на необходимость иммунизации против гепатита В, профилактических мероприятиях до начала медицинской практики в учреждении.
Отсутствие профилактических мероприятиях может привести к снижению качества жизни, к тяжелым осложнениям и инвалидизации в дальнейшем, а также увеличивает риск летального исхода в следствие хронической болезни печени, рака.
Гемоконтактные патогенные микроорганизмы - это патогены, которые передаются при контакте с инфицированной кровью или продуктами крови и вызывающие инфекционное заболевание у человека. К таким возбудителям, при которых установлены факты производственных заболеваний относятся вирус гепатита В, С и ВИЧ. Гемоконтактные инфекции могут вызываться и
бактериями, к примеру, сифилис, а также паразитами (малярия), но для этого
требуются большие объемы крови, например, переливание крови, тогда как при ВГВ/ВГС/ВИЧ достаточно минимального количества инфицированной крови («инфицирующая доза»).
Предотвращение распространения этих инфекций основано на выполнении соответствующих мероприятий, направленных на исключение контактов с кровью как пациентов, так и медицинского персонала. Основное внимание уделяется таким мерам предосторожности, как мытье рук, предотвращение контактов с кровью и контаминированными кровью выделениями пациента, а также обращению с кровью от любых пациентов как с потенциально инфицированным материалом. Рекомендуется проводить образовательные программы, посвященные инфекциям, передающимся через кровь, не только для инфицированных лиц, но и для всего медицинского персонала.
Одним из наиболее важных мероприятий, направленных на предотвращение распространение гепатита В среди медицинского персонала,
является вакцинация. В каждом стационаре должна разрабатываться стратегия вакцинации против гепатита В. Медицинские работники с активной формой гепатита В, также как и носители ВГВ, относятся к группе риска передачи инфекции. По результатам исследования 38 вспышек гепатита В, зарегистрированных в течение последних лет и связанных с передачей инфекции от медицинского персонала к пациентам, установлено, что риск передачи гепатита В выше, по сравнению с гепатитом С или ВИЧ.
Считается, что риск случайного повреждения кожи иглой во время этих операций значительно выше, по сравнению с другими хирургическими вмешательствами.
Все HвeAg-положительные медицинские работники должны быть отстранены от выполнения гинекологических, кардиохирургических операций и стоматологических манипуляций. Считается, что несмотря на адекватное выполнение мероприятий, риск инфицирования пациентов во время этих вмешательств остается очень высоким. Медицинский персонал, инфицированный ВГВ, при выполнении процедур с высокой вероятностью контакта пациентов с их кровью или другими биологическими жидкостями, должен использовать двойные перчатки.
Риск передачи ВИЧ от медицинского персонала к пациентам в 100 раз ниже, чем риск передачи ВГВ. Более высокий, по сравнению с ВИЧ, риск передачи инфекции характерен для ВГС.
Медицинские работники с подтвержденной ВИЧ-инфекцией или гепатитом С должны строго соблюдать универсальные меры предосторожности для того, чтобы свести к минимуму риск передачи инфекции пациентам.
Качество программы инфекционного контроля (ИК) в стационаре или другом медицинском учреждении является отражением в целом качества оказания медицинской помощи в данном учреждении. Качественные программы ИК позволяют снизить частоту инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП), длительность пребывания в стационаре и экономические расходы, связанные с госпитализацией.
Труд медицинских работников принадлежит к числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человека. Он характеризуется значительной интеллектуальной нагрузкой, а в отдельных случаях требует физических усилий и выносливости, внимания и высокой трудоспособности в экстремальных условиях, зачастую из-за жесточайшего дефицита времени.
Современное развитие медицины, повышение технической оснащенности лечебных учреждений, внедрение совершенных технологических процессов, современного оборудования, аппаратуры, инструментария, применение новых лекарственных средств и освоение новых методов диагностики и лечения ставят все новые задачи по профилактике неблагоприятных последствий для здоровья условий и характера трудовой деятельности медперсонала.
Условия и характер труда разных категорий и профессиональных групп работников здравоохранения заслуживают пристального внимания в плане охраны их здоровья.
Только качественная теоретическая подготовка и профессиональное владение практическими умениями и навыками позволят медицинской сестре не допустить риск развития гемоконтактных инфекций в леебно-профилактическом учреждении.
Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что данная тема проекта требует более глубокого изучения.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Объект исследования – профилактика профессионального заражения медицинского персонала.
Предмет исследования – профилактика профессионального заражения медицинского персонала гемоконтактными инфекциями.
Цель проекта для преподавателя – мотивировать к углубленному изучению изучаемого вопроса и активизировать познавательную и творческую активность студентов в процессе самостоятельного изучения темы, повысить уровень знаний о методах профилактики профессионального заражения гемоконтактными инфекциями.
Цели проекта для студента – собрать материал по теме, проанализировать и обобщить методы профилактики профессионального заражения гемоконтактными инфекциями среди медперсонала.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать материалы научной и медицинской литературы, интернет источников по теме профессионального заражения гемоконтактными инфекциями среди медперсонала.
- Обобщить и структурировать полученную информацию.
- Подготовить конечный продукт совместной деятельности.
Методы, используемые в проектной деятельности:
- поисковый (теоретическое изучение научной и медицинской литературы и интернет-источников по профилактике профессионального заражения медицинского персонала гемоконтактными инфекциями)
- анализ и обобщение результатов исследования
- творческий
Формируемые компетенции:
1. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
2. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
3. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
4. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
5. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
6. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
7. ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
8. ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
7. ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
8. ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
Тип проекта – групповой, краткосрочный
Вид проекта – информационный
Количество участников проекта – 5 человек
Состав проектной группы: студенты группы Т-31 С
1. Беликова Дарья Алексеевна
2. Курбанова Байгинат Рустамовна
3. Курбанова Земфира Исрапиловна
4. Леонова Юлия Николаевна
5. Теванян Карина Суреновна
Результат проекта – мультимедийная презентация по теме
Необходимое оборудование и ресурсы - компьютер с доступом в Интернет, мультимедийный проектор, экран, литературные источники
Защита проекта: мини-конференция на внеаудиторном занятии
Этапы работы над проектом:
№ п/п | Название этапа | Деятельность учащихся | Деятельность руководителя | Сроки исполнения | Результат |
I. | Подготовительный (мотивация, формирование проектной группы) | Выдвигают проблему, дискутируют, обсуждают | Мотивирует обучающихся. Распределяет по группам. Консультирует | 08.10. – 25.10.2019 г. | Выполнено |
II. | Поисковый (целеполагание, предварительное планирование) | Уточняют цели, задачи, продукт, решение проблемы. Составляют план выполнения проекта | Наблюдает и консультирует | 12.10. – 27.10.2019 г. | Выполнено |
III. | Аналитический (информационный) | Работают с литературой. Проводят синтез и анализ идей. Определяют наиболее оптимальный вариант | Наблюдает и консультирует | 16.10. – 05.11.2019 г. | Выполнено |
IV. | Практический (реализация проекта) | Выполняют и оформляют проект | Наблюдает. Советует (по просьбе) | 08.11. – 20.11.2019 г. | Выполнено |
V. | Контрольный (оценка результатов проекта) | Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке | Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо) | 08.11. – 20.11.2019 г. | Выполнено |
VI. | Презентационный (защита проекта) | Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта | Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта | 20.11.2019 г. | Выполнено |
Выводы:
- Совместная работа студентов в группе над проектом способствовала углублению изучаемого материала, активизировала поисковую и творческую деятельность, сформировала элементарные навыки анализа и критического отбора материала (особенно в Интернет-ресурсе);
- Полученный в ходе поисковой деятельности материал обобщён, структурирован и подготовлен для создания мультимедийной презентации;
- Защита проекта в форме мини-конференции способствовала формированию у студентов четких представлений о требованиях к составлению презентаций, позволила получить практический опыт докладчика и обратную связь от аудитории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, метод проектов активизирует познавательную деятельность студентов, позволяет приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов, стимулирует процесс критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать полученные знания, ориентироваться в информационном пространстве, способствует формированию общих и профессиональных компетенций, позволяет приобрести навыки эффективной коммуникации, выступает как фактор сплочения коллектива.
Проектный метод можно использовать как вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов, как форму проведения итоговых занятий по темам и разделам на профессиональных модулях и дисциплинах.
Литература
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 502 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело" [Текст]: // С изменениями и дополнениями от 9.04.2015, 24.07.2015
- СанПиН 2.1.3.2630-10 № 58 от 18.05.2010 «Общие требования к организации профилактических и противоэпидемических мероприятий» [Текст]: // Главный государственный санитарный врач РФ.
- СП 3.1.5.2826-10 N1 от 11 января 2011 г. Москва "Об утверждении СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции" [Текст]: // Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
- СанПиН 2.1.7.2790-10 от 9 декабря 2010 г. N 163 "Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" [Текст]: // Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
- Материалы «Школы педагогического мастерства» ГБПОУ ДЗМ «МК №7» «Проектная деятельность как способ реализации творческого потенциала обучающихся» Рябчикова А.М., Веселова Е.М., М., 2017
- Антонова, Т.В. Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии [Текст]: учебник / Т.В. Антонова [и др.] – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 416.
- Кулешова, Л. И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии" [Текст]: учебник / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоветова; под общ. ред. В. В. Морозова. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 734 с.
- Обуховец, Т.П. Сестринское дело и сестринский уход [Текст]: учебное пособие /Т.П. Обуховец. — М.: КНОРУС, 2016. — 680 с.
- Осипова, В.Л. Дезинфекция [Текст]: учебное пособие для медицинских училищ и колледжей / В. Л. Осипова – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 136.
- Смирнов, Д.Г. Защита медицинского работника от инфицирования гемоконтактными инфекциями при работе с кровью. Современные решения. [Текст]: Учебное пособие / Д. Г. Смирнов. – М.: BD, 2016. – 33 с.
- Шепринский, П.Е. Профилактика профессионального заражения медицинского персонала гемоконтактными инфекциями [Текст]: учебник / П. Е. Шепринский, Е. В. Дубель – В.: БУЗ ВО-Медиа, 2018. – 98 с.
- Аптечка АНТИ-СПИД [Электронный ресурс]. URL: https://xn--l1aks.57.xn--b1aew.xn--p1ai/Poleznaya_informaciya/Aktualnaja_informacija_po_sanitarno_prot. (дата обращения: 07.11.2019).
- Гепатит: виды, пути инфицирования, лечение, профилактика [Электронный ресурс]. URL: https://med-explorer.ru/gastroenterologiya/lechenie-gastroenterologiya/gepatit-vidy-puti-inficirovaniya-lechenie-profilaktika. (дата обращения: 01.11.2019).
- Использование защитной одежды [Электронный ресурс]. URL: http://tepka.ru/Sestrinskoe_delo/4.html. (дата обращения: 11.11.2019).
- Организация деятельности медицинской сестры [Электронный ресурс]. URL: https://knowledge.allbest.ru/medicine/3c0b65625a3bd79a4d53b89421216c36. (дата обращения: 10.11.2019).
- Правила обращения с медицинскими отходами [Электронный ресурс]. URL: https://otherreferats.allbest.ru/medicine/00716390_0.html. (дата обращения:15.11.2019).
- Техника безопасности при работе с биологическими жидкостями [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.net/6_114820_tehnika-bezopasnosti-pri-rabote-s-biologicheskimi-zhidkostyami.html. (дата обращения: 01.11.2019).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Профилактика гемоконтактных инфекций среди медицинских работников"
Статья создана на основе изучения источников литературы в области профилактики гемоконтактных инфекций среди медицинского персонала. В статье раскрыты основные причины инфицирования медици...
Учебно-практический проект "Профилактика профессионального заражения ВИЧ-инфекцией медицинских работников"
Данная методическая разработка включает в себя сценарий и материалы для проведения круглого стола «Профилактика профессионального заражения ВИЧ-инфекцией медицинских работников» и ...
"Профилактика профессионального заражения ВИЧ-инфекцией медицинских работников"
Учебно-практический проект "Профилактика профессионального заражения ВИЧ-инфекцией медицинских работников"...
Формирование информационно-коммуникационной компетентности среднего медицинского персонала в условиях медицинского колледжа
Текст выпускной кваликационной работы, представленной к защите 25 января 2019 года. Это - результат профессионального пути длиной в 15 лет. Но, если разобраться, то путь этот начался практически с рож...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения теоретического занятия по теме :«Гемоконтактные инфекции: ВИЧ-инфекция»
Методическая разработка: « Гемоконтактные инфекции: ВИЧ-инфекция ».Методическая разработка составлена в соответствии с ФГОС, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам осво...
Проект Профилактика профессионального заражения медицинского персонала гемоконтактными инфекциями
Проект Профилактика профессионального заражения медицинского персонала гемоконтактными инфекциями...
Техники безопасных манипуляций как профилактика профессиональных заражений медработников парентеральными инфекциями
В медорганизации важно разработать системумероприятий по профилактике профессионального заражения медперсонала вирусными гепатитами и другими парентеральными инфекциями....