Методическая разработка практического занятия для преподавателя на тему «Инфекционная безопасность»
методическая разработка
Инфекционная безопасность – важный раздел повседневной работы медицинской сестры. Без знаний принципов инфекционной безопасности и неумения применить их на практике - невозможно обеспечить профилактику внутрибольничной инфекции и соблюдение противоэпидемического режима в будущей профессиональной деятельности. Проведение этих мероприятий в лечебно-профилактическом учреждении возлагается на средний медицинский персонал, поэтому правильное выполнение предстерилизационных мероприятий и стерилизации изделий многократного использования будет способствовать снижению внутрибольничной инфекции.
Данное занятие должно помочь студентам в освоении учебного материала и приобретении того уровня знаний, навыков и умений, которые необходимы для эффективной и безопасной работы сестринского персонала и обеспечения инфекционной безопасности при работе с инструментарием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_ib2.docx | 158.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт - Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Медицинский колледж № 2»
Методическая разработка практического занятия
для преподавателя
на тему «Инфекционная безопасность»
ПМ.04. МДК 04.01 «Участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса»
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»
Составитель: Полищук Т. П.
Санкт - Петербург
2022 год
УТВЕРЖДАЮ | РАССМОТРЕНО на заседании ЦМК «Младшая медицинская сестра и общепрофильных дисциплин» Протокол № ____ от __________2022г. Председатель ЦМК Полякова Е. В.
|
Зам. директора по УР
________________ И.Г. Максимова
СОГЛАСОВАНО
Методист
_______________ О.А. Дятковская
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка практического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» по ПМ 04. «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 04.01 «Участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса».
В методической разработке по теме «Инфекционная безопасность» представлены все необходимые элементы проведения занятия: обоснование темы, цель, задачи занятия, знания и умения по данной теме, осваиваемые профессиональные и общие компетенции, оснащение, схемы межпредметных и внутрипредметных связей, план проведения занятия, список литературы. Представлены контрольно-оценочные средства: вопросы для устного опроса (блиц - опрос), тестовые задания, групповые задания.
Современные педагогические приёмы и методы, используемые на занятии, позволяют обеспечить усвоение знаний, умений и формирование общих и профессиональных компетенций по специальности.
МОТИВАЦИЯ
Инфекционная безопасность – важный раздел повседневной работы медицинской сестры. Без знаний принципов инфекционной безопасности и неумения применить их на практике - невозможно обеспечить профилактику внутрибольничной инфекции и соблюдение противоэпидемического режима в будущей профессиональной деятельности. Проведение этих мероприятий в лечебно-профилактическом учреждении возлагается на средний медицинский персонал, поэтому правильное выполнение предстерилизационных мероприятий и стерилизации изделий многократного использования будет способствовать снижению внутрибольничной инфекции.
Данное занятие должно помочь студентам в освоении учебного материала и приобретении того уровня знаний, навыков и умений, которые необходимы для эффективной и безопасной работы сестринского персонала и обеспечения инфекционной безопасности при работе с инструментарием.
Тема занятия: «Инфекционная безопасность»
Продолжительность занятия: 270 минут
Вид занятия: практическое доклиническое
Место проведения: медицинский колледж №2, кабинет доклинической практики
Актуальность темы: Данная тема вносит вклад в формирование следующих компетенций: ОК 1, 3, 4, 5, 6; ПК 4.1.1, 4.1.2.
Цели занятия: сформировать знания и умения, направленные на профилактику инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.
Задачи занятия:
Учебная:
Научить студентов (ПК 4.1.1, 4.1.2):
- Правилам предстерилизационной очистки, стерилизации;
- Правилам работы в центральном стерилизационном отделении;
- Обращению с многоразовыми медицинскими изделиями.
Развивающая (ОК 3, 6):
- Развивать навыки самоконтроля;
- Развивать навыки работы в команде, коллективе.
Воспитательная (ОК 1, 4, 5):
- Воспитывать формирование основ экологической безопасности;
- Воспитывать формирование требовательности к себе и другим;
- Способствовать формированию ответственного отношения к обучению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении.
КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ
Номер и название компетенции | Студент должен знать | Студент должен уметь |
ПК 4.1.1 Обеспечивать санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря. |
|
|
ПК 4.1.2 Обеспечивать перемещение и транспортировку материальных объектов и медицинских отходов. |
|
|
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляя к ней устойчивый интерес. | Сущность и особенность будущей профессиональной деятельности | Демонстрировать интерес к будущей профессиональной деятельности. |
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результат своей работы. | Последствия своих действий и степени риска, а также предвидеть последствия неправильных действий |
|
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения профессиональных задач. | Способы поиска информации для выполнения профессиональных задач | Находить и использовать информацию для выполнения профессиональных задач. |
ОК 5 Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Способы оперативного и точного осуществления различных операций с использованием общего и специализированного программного обеспечения. |
|
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами. | Эффективно взаимодействовать со всеми участниками процесса | Проводить самоанализ и коррекцию результатов собственной работы и работы команды. |
КАРТА МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
Истоки | Тема | Выход |
Основы микробиологии и иммунологии Фармакология Гигиена и экология человека Анатомия и физиология человека Химия | Инфекционная безопасность | ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» ПМ. 02 «Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах» |
КАРТА ВНУТРИПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
Истоки | Выход |
Практическое занятие «Инфекционная безопасность» | Учебная практика по ПМ.04 Экзамен ПМ.04 МДК 04.01 «Участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса» Производственная практика ПМ.04 Зачетное занятие по ПМ.04 МДК 04.02 Квалификационный экзамен ПМ.04 |
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ И КОНТРОЛЬ ИХ УСВОЕНИЯ
Этап занятия | Формы, методы проведения | Цель этапа | Примерное время | Обеспечение этапа |
Вводная часть | ||||
Организация занятия | Проверка присутствующих и внешнего вида | Сконцентрировать внимание студентов, создать рабочую обстановку | 3 мин | Журнал группы |
Формулировка темы и ее обоснование | В виде беседы с группой сообщить тему занятия, выделить роль медсестры. Рассказать о связях данной темы профессионального модуля с другими предметами. | Создать положительную мотивацию познавательной деятельности. Раскрыть актуальность и значимость темы | 2мин | Методические материалы преподавателя, рабочие тетради студентов |
Определение целей занятия | Определение и запись целей занятия, формулирование конечных целей | Сформулировать конечные результаты работы | 3 мин | Методические материалы преподавателя, рабочие тетради студентов |
Предварительный контроль знаний | Фронтальный опрос | Выявить исходный уровень, подготовка студентов к занятию | 12 мин | Приложение № 1 |
Основная часть | ||||
Самостоятельная работа студентов. Практическая часть. | Индивидуальная и групповая работа:
| Обобщить и систематизировать учебный материал, отработать манипуляции. Реализация целей занятия. | 210 мин | Приложения № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
Заключительная часть | ||||
Заключительный контроль | Решение итоговых тестовых заданий индивидуально | Закрепление знаний по пройденной теме | 15 мин | Приложение № 10 |
Подведение итогов занятия | Оценивание работы группы и каждого студента. Студенты высказывают мнение о трудностях в усвоении материала. | Получение обратной связи для дальнейшей работы преподавателя и стимуляция студентов для подготовки к следующему занятию | 5 мин | Групповой журнал |
Домашнее задание | Дается задание на самоподготовку к следующему занятию по теме «Инфекционная безопасность» | Ориентация студентов на самоподготовку | 5мин | Приложение № 11 |
КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
№ п/п | Этапы работы студентов | Способ выполнения | Вид контроля |
1. | Предварительный контроль знаний | Индивидуальная работа. Фронтальный устный опрос | Ответы на вопросы по эталону |
2. | Решение задач на приготовление моющего комплекса с использованием раствора перекиси водорода различной концентрации | Индивидуальная работа: - прочитать задачу; - оценить ситуацию; - составить алгоритм действий | Контроль преподавателя, взаимоконтроль |
3. | Составление графической структуры: «Этапы предстерилизационной обработки изделий медицинского назначения на примере металлического инструмента» | Индивидуальная работа | Контроль преподавателя, взаимоконтроль |
4. | Имитация приготовления моющего комплекса | Работа малыми группами | Взаимоконтроль, контроль преподавателя |
5. | Составление графической структуры и заполнение таблицы на приготовление и постановку универсальной азопирамовой пробы. | Индивидуальная работа | Контроль преподавателя, взаимоконтроль |
6. | Заполнение таблицы: «Упаковка изделий медицинского назначения» | Индивидуальная работа | Контроль преподавателя, взаимоконтроль |
7. | Заполнение таблицы: «Стерилизация изделий медицинского назначения» | Индивидуальная работа | Контроль преподавателя, взаимоконтроль |
8. | Решение ситуационных задач | Работа малыми группами: - прочитать задачу; - оценить ситуацию; - составить алгоритм действий | Контроль преподавателя, взаимоконтроль |
9. | Заключительный контроль | Итоговый тест | Контроль преподавателя |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ТЕМЫ
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Учебники | 14 |
2 | Лист блиц-опроса с эталонами ответов | 1 |
3 | Тексты ситуационных задач на разведение моющего комплекса | 14 |
4 | Флакон с раствором перекиси водорода 30% (имитация) | 7 |
5 | Флакон с синтетическим моющим средством (имитация) | 7 |
6 | Емкость с водой | 7 |
7 | Мерная емкость для воды | 7 |
8 | Мерная емкость для СМС | 7 |
9 | Мерная емкость для раствора перекиси водорода | 7 |
10 | Водный термометр | 7 |
11 | Деревянная палочка | 7 |
12 | Средства индивидуальной защиты (маска, халат, колпак, перчатки) | 14 |
13 | Ёмкости для проведения ПСО | 7 |
14 | Упаковочные материалы | 7 |
15 | Биксы | 7 |
16 | Индикаторы стерилизации | 14 |
17 | Тестовые задания | 14 |
18 | Тексты ситуационных задач | 14 |
19 | Методическое пособие для самоподготовки студентов | 14 |
20 | Критерии оценки | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Фронтальный опрос.
ИНСТРУКЦИЯ: устно ответить на вопросы.
- Дайте определение понятию асептика.
- Дайте определение понятию антисептика.
- Какие виды антисептики вы знаете?
- Дайте определение понятию деконтаминация.
- Дайте определение понятию стерилизация.
- Для чего проводят ПСО.
- Перечислите этапы ПСО
- Для чего проводится азопирамовая проба?
- Какое количество инструментов нужно взять для проведения азопирамовой пробы?
- Сколько перекиси водорода 33% нужно взять для приготовления 1л моющего комплекса?
- Сколько перекиси водорода 6% нужно взять для приготовления 1л моющего комплекса?
- Сколько перекиси водорода 3% нужно взять для приготовления 1л моющего комплекса?
- Сколько перекиси водорода 30% нужно взять для приготовления 1л моющего комплекса?
- Перечислите виды контроля стерильности.
- Перечислите способы стерилизации.
- Перечислите режимы стерилизации при автоклавировании.
- Расскажите режим стерилизации сухожарового шкафа.
- Перечислите режимы стерилизации при использовании перекиси водорода.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Решение задач на приготовление моющего комплекса с использованием раствора перекиси водорода различной концентрации.
ИНСТРУКЦИЯ: прочитать условие задачи, оценить ситуацию, составить алгоритм действий.
- Приготовьте 3 литра раствора моющего комплекса. У вас есть 33% перекись водорода, СМС и вода. Сколько нужно взять воды в мл, раствора перекиси водорода в мл и СМС в граммах?
- Приготовьте 4 литра раствора моющего комплекса. У вас есть 3% перекись водорода, СМС и вода. Сколько нужно взять воды в мл, раствора перекиси водорода в мл и СМС в граммах?
- Приготовьте 3 литра раствора моющего комплекса. У вас есть 30% перекись водорода, СМС и вода. Сколько нужно взять воды в мл, раствора перекиси водорода в мл и СМС в граммах?
- Приготовьте 2 литра раствора моющего комплекса. У вас есть 6% перекись водорода, СМС и вода. Сколько нужно взять воды в мл, раствора перекиси водорода в мл и СМС в граммах?
- Приготовьте 5 литров раствора моющего комплекса. У вас есть 33% перекись водорода, СМС и вода. Сколько нужно взять воды в мл, раствора перекиси водорода в мл и СМС в граммах?
- Приготовьте 2 литра раствора моющего комплекса. У вас есть 30% перекись водорода, СМС и вода. Сколько нужно взять воды в мл, раствора перекиси водорода в мл и СМС в граммах?
- Приготовьте 3 литра раствора моющего комплекса. У вас есть 6% перекись водорода, СМС и вода. Сколько нужно взять воды в мл, раствора перекиси водорода в мл и СМС в граммах?
- Приготовьте 5 литров раствора моющего комплекса. У вас есть 30% перекись водорода, СМС и вода. Сколько нужно взять воды в мл, раствора перекиси водорода в мл и СМС в граммах?
- Приготовьте 4 литра раствора моющего комплекса. У вас есть 3% перекись водорода, СМС и вода. Сколько нужно взять воды в мл, раствора перекиси водорода в мл и СМС в граммах?
- Приготовьте 4 литра раствора моющего комплекса. У вас есть 6% перекись водорода, СМС и вода. Сколько нужно взять воды в мл, раствора перекиси водорода в мл и СМС в граммах?
- Приготовьте 4 литра раствора моющего комплекса. У вас есть 33% перекись водорода, СМС и вода. Сколько нужно взять воды в мл, раствора перекиси водорода в мл и СМС в граммах?
- Приготовьте 3 литра раствора моющего комплекса. У вас есть 6% перекись водорода, СМС и вода. Сколько нужно взять воды в мл, раствора перекиси водорода в мл и СМС в граммах?
- Приготовьте 6 литров раствора моющего комплекса. У вас есть 3% перекись водорода, СМС и вода. Сколько нужно взять воды в мл, раствора перекиси водорода в мл и СМС в граммах?
- Приготовьте 8 литров раствора моющего комплекса. У вас есть 30% перекись водорода, СМС и вода. Сколько нужно взять воды в мл, раствора перекиси водорода в мл и СМС в граммах?
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Графическая структура на заполнение этапов обработки изделий медицинского назначения на примере металлического инструмента с использованием раствора нейтрального анолита 0.05% для дезинфекции.
ИНСТРУКЦИЯ: Ознакомьтесь с графической структурой, заполните пустые элементы, сохраняя последовательность.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Алгоритм приготовления моющего комплекса объемом 1л с применением раствора перекиси водорода 30%.
ИНСТРУКЦИЯ: ознакомиться с алгоритмом, выполнить манипуляцию по алгоритму.
Оснащение: маска, халат, резиновые перчатки; любое моющее средство: «Лотос», «Астра», «Прогресс» (порошок), раствор перекиси водорода 30%, водный термометр, деревянная лопаточка, мерная емкость, промаркированная «пергидроль», мерная емкость для моющего средства с отметкой 5 г, мерная емкость для воды, емкость для моющего раствора.
Последовательность действий:
- Надеть спецодежду.
- Налить подогретую воду до 55 градусов в емкость для моющего раствора.
- Взять мерную емкость для воды и убрать 22мл из емкости для моющего раствора
- Поместить 5 г любого моющего средства в приготовленную емкость с водой, используя мерную емкость для моющего средства
- Добавить 17 мл раствора перекиси водорода 30% к мыльному раствору, используя мерную емкость с маркировкой «пергидроль».
- Тщательно размешать деревянной лопаточкой до полного растворения
- Сделать отметку на бирке о времени приготовления раствора, поставить Ф. И. О. медицинской сестры.
- Снять спецодежду, вымыть руки.
Примечание: моющий раствор с применением пергидроля можно использовать в течение суток с момента приготовления подогревать его можно не более 6 раз. Изменение цвета говорит о непригодности моющего раствора.
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Составление графической структуры на приготовление универсальной азопирамовой пробы.
ИНСТРУКЦИЯ: вписать в пустые элементы составляющие рабочего раствора азопирама.
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Заполнение таблицы на постановку универсальной азопирамовой пробы.
ИНСТРУКЦИЯ: ознакомиться с таблицей, заполнить пустые графы.
Срок годности раствора | Количество инструмента для проведения пробы | Экспозиция | При наличии следов крови цвет раствора | При наличии следов ржавчины или остатков СМС цвет раствора |
Если раствор изменяет цвет, то … |
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
Заполнение таблицы «Упаковка изделий медицинского назначения».
ИНСТРУКЦИЯ: ознакомиться с таблицей, заполнить пустые графы
Вид упаковочного материала | Метод стерилизации, для которого он предназначен | Способ запечатывания | Срок сохранения стерильности |
Пакеты термосвариваемые комбинированные (бумага + пленка) | Клейкой лентой | ||
термосваривание | |||
При радиационной стерилизации | |||
Полиамидная термосвариваемые рулоны | Клейкой лентой | ||
термосваривание | |||
Пакеты бумажные влагопрочные | Клейкой лентой | ||
Крафт-пакеты | Самоклеящиеся | ||
Несамоклеящиеся (на скрепке) | |||
Двухслойная бязевая упаковка | |||
Бикс с фильтром КФ |
ПРИЛОЖЕНИЕ №8
Задание на заполнение таблицы «Стерилизация изделий медицинского назначения».
ИНСТРУКЦИЯ: ознакомьтесь с таблицей, заполните пустые графы.
Способ стерилизации | Режим стерилизации | Изделие медицинского назначения | Тест-контроль стерильности |
Воздушный в сухожаровом шкафу | |||
Паровой способ в автоклаве | Основной режим: | ||
Щадящий режим: | |||
Химический способ | Раствор перекиси водорода 6%,… | ||
Раствор перекиси водорода 6%,… |
ПРИЛОЖЕНИЕ №9
Ситуационные задачи.
ИНСТРУКЦИЯ: прочитать условие задачи, оценить ситуацию, составить алгоритм действий.
Задача №1
Для приготовления рабочего раствора азопирама использовались следующие реактивы:
- исходный раствор азопирама;
- 6% раствор перекиси водорода.
Смешав равные объемы растворов, медицинская сестра приготовила рабочий раствор азопирама и поставила азопирамовую пробу.
- Оцените ситуацию
- Составьте алгоритм ваших действий
Задача №2
Для контроля качества предстерилизационной очистки изделий медицинского
назначения медицинская сестра ЦСО приготовила рабочий раствор азопирама, который хранился при комнатной температуре 4 часа, проверила его пригодность. Затем медицинская сестра взяла 2% от одновременно обработанных изделий одного наименования и поставила азопирамовую пробу.
Азопирамовая проба читалась в течение 3-х минут. На третьей минуте появилось
фиолетовое окрашивание, перешедшее в сиреневое.
- Оцените ситуацию
- Составьте алгоритм ваших действий
Задача №3
Вы медсестра процедурного кабинета. При вскрытии стерильной коробки КФ с универсальной укладкой обнаружили, что цвет индикаторной ленты
ИС – 132 не изменен.
Задание:
- Оцените ситуацию.
- Составьте алгоритм ваших действий
Задача №4
Вы медсестра перевязочного кабинета. При вскрытии стерильной коробки КФ с универсальной укладкой обнаружили, что индикаторная лента
ИС – 132 отсутствует.
Задание:
- Оцените ситуацию.
- Составьте алгоритм ваших действий
Задача №5
Вы медсестра перевязочного кабинета. При вскрытии стерильной коробки Кф с перевязочным материалом обнаружили, что нужный вам материал отсутствует, ничего не взяв, вы закрыли бикс.
Задание:
- Оцените ситуацию.
- Составьте алгоритм ваших действий.
Задача №6
Вы медсестра процедурного кабинета. При вскрытии стерильной коробки КФ с универсальной укладкой обнаружили, что не ней нет соответствующей бирки с указанием даты стерилизации.
Задание:
- Оцените ситуацию.
- Составьте алгоритм ваших действий.
Задача №7
Вы медсестра перевязочного кабинета. При вскрытии сухожарового шкафа обнаружили, что в нем отсутствует индикаторная лента.
Задание:
- Оцените ситуацию.
- Составьте алгоритм ваших действий.
Задача №8
Вы операционная медсестра. При накрытии стерильного стола вы обнаружили, что индикаторы ИС – 180 заложенные в сухожаровой шкаф не изменили цвет.
Задание:
- Оцените ситуацию.
- Составьте алгоритм ваших действий.
Задача №9
Вы медсестра перевязочного кабинета. При работе сухожарового шкафа вы обнаружили, что температура в нем не достигает 180 градусов.
Задание:
- Оцените ситуацию.
- Составьте алгоритм ваших действий.
Задача №10
Вы медсестра перевязочного кабинета. При вскрытии крафт – пакета с хирургическими инструментами вы обнаружили, что край пакета запечатан не герметично, но при этом индикаторы стерильности в пакете поменяли цвет.
Задание:
- Оцените ситуацию.
- Составьте алгоритм ваших действий.
Задача №11
Проведена стерилизация изделий из стекла и металла в воздушном стерилизаторе. При этом использовался режим работы стерилизатора: 180°С — 45 минут. Изделия стерилизовались в пакетах из крафт – бумаги. Дата стерилизации 10 апреля. Упаковки
были вскрыты 14 апреля.
- Оцените ситуацию.
- Составьте алгоритм ваших действий
Задача №12
При проведении стерилизации изделий в воздушном стерилизаторе медицинская сестра выполнила следующие правила закладки:
–подготовила для стерилизации изделия чистые, влажные;
–загрузила изделия навалом, заняв более 70% площади полок воздушного
стерилизатора;
–сложные изделия не разбирала, замковые части не раскрывала;
–простерилизованные изделия достала сразу после стерилизации.
- Оцените ситуацию.
- Составьте алгоритм ваших действий
Задача № 13
Медицинская сестра, проводя предстерилизационную очистку, совмещенную с дезинфекцией, замочила в моюще-дезинфицирующем растворе инструментарий. После экспозиционной выдержки она промыла инструментарий проточной водой, сполоснула дистиллированной и погрузила в сухожаровой шкаф на сушку.
- Оцените ситуацию.
- Составьте алгоритм ваших действий
Задача №14
Медсестра, работая в перевязочном кабинете, заметила, что у нее нет раствора нейтрального анолита 0,05%, поэтому она погрузила инструменты сразу в моющий комплекс, подогрев до 45оС.
- Оцените ситуацию.
- Составьте алгоритм ваших действий
ПРИЛОЖЕНИЕ №10
Итоговое тестирование
1 вариант
ИНСТРУКЦИЯ: прочитайте задание, выберите один правильный ответ.
- Полное уничтожение микроорганизмов, их споровых форм называется:
а) дезинфекцией;
б) стерилизацией;
в) дезинсекцией;
г) дератизацией.
- Экспозиция при стерилизации инструментов в 6% растворе перекиси водорода комнатной температуры (в мин.):
а) 360;
б) 180;
в) 90;
г) 60.
- Для приготовления 1 л моющего раствора при предстерилизационной обработке инструментария необходимо взять 3% раствор перекиси водорода (в мл):
а) 240;
б) 210;
в) 170;
г) 120.
- Для стерилизации инструментов применяется перекись водорода:
а) 6%;
б) 4%;
в) 3%;
г) 1%.
- Режим стерилизации латексных изделий в автоклаве:
а) Т=132° С, давление 2 атм., 45 мин;
б) Т=132° С, давление 2 атм., 10 мин;
в) Т=120° С, давление1,1 атм., 45 мин;
г) Т=120° С, давление 0,5 атм., 20 мин. - В биксе с фильтром содержимое считается стерильным с момента стерилизации в течение:
а) 20 суток;
б) 7 суток;
в) 6 часов;
г) 24 часов. - Недостаточно обработанные руки медперсонала являются:
а) источником инфекции;
б) фактором передачи инфекции;
в) источником и фактором передачи инфекции;
г) резервуаром инфекции.
- Аппарат, применяемый для стерилизации перевязочного материала:
а) термостат;
б) автоклав;
в) сухожаровой шкаф;
г) стерилизатор. - Генеральную уборку процедурного кабинета проводят:
а) 2 раза в месяц;
б) 1 раз в месяц;
в) 1 раз в неделю;
г) 1 раз в день. - Самый надежный метод контроля стерильности:
а) визуальный;
б) бактериологический;
в) физический;
г) фармакологический. - Использованный уборочный инвентарь подлежит:
а) уничтожению;
б) проветриванию;
в) промыванию;
г) дезинфекции. - Щадящий режим стерилизации режущих мединструментов в паровом стерилизаторе:
а) Т= 120 ° С, 1,1 атм, время 45 мин;
б) Т=132 ° С, 2 атм, время 20 мин;
в) Т=180 ° С, время 60 мин;
г) Т=180 ° С, время 45 мин. - Метод дезинфекции постельных принадленостей (подушки, одеяла, матрасы) после выписки пациента:
а) замачивание в 3% растворе хлорамина;
б) кипячение;
в) обеззараживание в дезинфекционной камере;
г) проветривание. - Моющий раствор применяется:
а) в течение суток до появления фиолетовой окраски, нагревается до 3 раз;
б) в течение суток до появления фиолетовой окраски;
в) в течение суток до изменения цвета, но не более 6 раз;
г) до появления розовой окраски. - Экспозиция при стерилизации белья в автоклаве (в мин.):
а) 40;
б) 30;
в) 20;
г) 10. - ЦСО — это:
а) центральное специализированное отделение;
б) централизованное стерилизационное отделение;
в) централизованное специализированное отделение;
г) централизованное стерильное отделение. - В стерильном блоке ЦСО проводят:
а) выгрузку стерильного материала;
б) предстерилизационную очистку;
в) упаковку биксов;
г) упаковку крафт-пакетов. - Положительная азопирамовая проба на скрытую кровь дает окрашивание:
а) зеленое;
б) синее;
в) красное;
г) фиолетовое.
- Хранить изделия медицинского назначения после стерилизации в 6% раствором перекиси водорода необходимо в:
а) плотно закрытой стерильной ёмкости;
б) фурацилине;
в) спирте;
г) хлорамине.
2 вариант
ИНСТРУКЦИЯ: прочитайте задание, выберите один правильный ответ.
- Уничтожение в окружающей среде патогенных микроорганизмов называется:
а) дератизацией;
б) дезинфекцией;
в) стерилизацией;
г) дезинсекцией.
- Для приготовления 1 л моющего раствор необходимо взять перекись водорода 33% раствор (в мл):
а) 33;
б) 30;
в) 17;
г) 14.
- Ежедневная влажная уборка в палатах проводится:
а) 4 раза;
б) 3 раза;
в) 2 раза;
г) 1 раз.
- Для стерилизации одноразовых пластмассовых изделий медицинского назначения в промышленности используют:
а) УФ-излучение;
б) стерилизацию текучим паром;
в) радиационное излучение;
г) дробную стерилизацию. - Режим стерилизации инструментов в воздушном стерилизаторе:
а) 1800 – 60 мин;
б) 1600 – 120 мин;
в) 1320 – 20 мин;
г) 1800 – 30 мин. - Концентрация перекиси водорода для приготовления моющего раствора составляет:
а) 5%;
б) 3%;
в) 1%;
г) 10%. - Экспозиция при замачивании медицинских инструментов в моющем растворе при предстерилизационной очистке (в мин.):
а) 45;
б) 30;
в) 15;
г) 10. - Для контроля температуры в паровом стерилизаторе применяют:
а) ИС-160;
б) ИС-120;
в) ИС-180;
г) ИС-160. - Обработка слизистой оболочки рта медсестры при попадании на них крови пациента проводится:
а) 6% раствором перекиси водорода;
б) 3% раствором перекиси водорода;
в) 1% раствором перекиси водорода, проточной водой;
г) 0,05% раствором перманганата калия, 70° С спиртом. - Для контроля температуры в воздушном стерилизаторе применяют:
а) ИС-120;
б) ИС-120;
в) ИС-180;
г) ИС-132. - Режим стерилизации мединструментария многоразового использования в автоклаве:
а) Т=100° С, давление 1,1 атм., время 120 мин;
б) Т=180° С, давление 2 атм., время 60 мин;
в) Т=140° С, давление 1 атм., время 45 мин;
г) Т=132° С, давление 2 атм., время 20 мин. - Обработка кожи при попадании на нее ВИЧ-инфицированного материала проводится:
а) 96° спиртом;
б) 70° спиртом;
в) 6% раствором перекиси водорода;
г) 3% раствором перекиси водорода. - После проведения механической очистки при проведении ПСО для промывания мединструментов используется вода:
а) проточная;
б) кипяченая;
в) дистиллированная;
г) дважды дистиллированная. - При стерилизации водяным паром перевязочного материала используется давление (в атм.):
а) 4;
б) 3;
в) 2;
г) 1. - Длительность сохранения мединструментария в мягкой бязевой упаковке в условиях стерильности (в часах):
а) 72;
б) 48;
в) 24;
г) 12. - Стерилизация в сухожаровом шкафу проводится при температуре (в ° С):
а) 180;
б) 150;
в) 120;
г) 90. - Универсальная проба для проверки мединструментария на наличие скрытой крови и химических загрязнений называется:
а) бензидиновой;
б) фенолфталеиновой;
в) азопирамовой;
г) бензойной. - Хранить изделия медицинского назначения после стерилизации в 6% раствором перекиси водорода необходимо в:
а) плотно закрытой стерильной ёмкости;
б) фурацилине;
в) спирте;
г) хлорамине.
19.Положительная азопирамовая проба на скрытую кровь дает окрашивание в течение:
а) 1 мин;
б) 5 мин;
в) 3 мин;
г) 7 мин.
ПРИЛОЖЕНИЕ №11
Задание на самоподготовку:
1. Повторить лекционный материал и материал учебника на стр. 234-236 по теме: «Инфекционная безопасность. Медицинские отходы»
2. Изучить список рекомендуемой литературы.
3. Подготовить сообщения к практическому доклиническому занятию по теме «Инфекционная безопасность. Медицинские отходы» на следующие темы:
- Классы отходов;
- Демеркуризация;
- Современные методы дезинфекции и утилизации опасных отходов.
Литература, рекомендуемая для самоподготовки:
Основная:
- Двойников С.И. Младшая медицинская сестра по уходу за больными: учебник / С.И. Двойников, С.Р. Бабаян, Ю.А. Тарасова [и др.].; под ред. С.И. Двойникова, С.Р. Бабаяна. – М,: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 512с.: ил.
- Кулешова Л.И. – Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова; под ред. В.В. Морозова. – Изд.5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2019.
Дополнительная:
- Основы сестринского дела. Том 2 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Р. Вебер [и др.]. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 187 с.
- Манипуляции в сестринском деле : учеб. пособие / Андрушко [и др.] ; под ред. А. Г. Чижа. — Ростов н/Д : Феникс, 2018 — 351 с. — (Дополнительное медицинское образование)
- Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. Гэотар-Медиа, 2018г.
- Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии: учебник Издательство "Феникс" 2018г.
- Двойников С.И., Карасева Л.А. Основы сестринского дела. ОИЦ «Академия», 2019г.
- Электронная библиотека «Лань» https://e.lanbook.com/book/119655
ПРИЛОЖЕНИЕ №12
Эталон ответов к фронтальному опросу.
- Асептика - комплекс мероприятий, направленный на предупреждение попадания микроорганизмов в рану
- Антисептика — система мероприятий, направленных на уничтожение микроорганизмов в ране, органах и тканях, а также в организме больного в целом.
- Виды антисептики: механическая, физическая, биологическая, химическая, смешанная.
- Деконтаминация – обеззараживание рук медперсонала.
- Стерилизация – это уничтожение всех патогенных и непатогенных микроорганизмов, в том числе вегетативных и споровых форм.
- Целью ПСО является удаление белковых, жировых, химических и механических загрязнений.
- I этап – промывание инструмента под проточной водой до исчезновения запаха
II этап – замачивание в моющем комплексе на 15 минут
III этап – механическая очистка инструмента ватными тампонами по 30 сек
IV этап – промывание под проточной водой
V этап – обессоливание в дистиллированной воде 15 минут
VI этап – сушка в СЖШ 80гр-20 минут
VII этап – контроль качества ПСО –азапирамовая проба
VIII этап – упаковка
- Азопирамовая проба проводится для контроля ПСО, а именно для выявления механических, химических и биологических загрязнений.
- Контролю качества ПСО подлежит 1% из каждой партии обработанных инструментов, но не менее 3-5 единиц
- Для приготовления 1л моющего комплекса с перекисью водорода 33% нужно взять 15мл перекиси водорода
- Для приготовления 1л моющего комплекса с перекисью водорода 33% нужно взять 85мл перекиси водорода
- Для приготовления 1л моющего комплекса с перекисью водорода 3% нужно взять 170 мл перекиси водорода
- Для приготовления 1л моющего комплекса с перекисью водорода 3% нужно взять 17 мл перекиси водорода
- Технический – с помощью показаний приборов, химический – ТИС, биологический – посевы с инструментов
- Паровой(автоклав), воздушный (сухожаровой шкаф), химический (химические препараты), радиационный
- Режим автоклава: основной - 2 атмосферы 132С 20 минут; щадящий – 1,1 атмосфера 120С 45 минут
- Режим сухожарового шкафа 180С – 60 минут
- 6% перекись водорода, 18С 360 минут, 50С 180 минут
ПРИЛОЖЕНИЕ №13
Эталон ответов к задачам на приготовление моющего комплекса с использованием раствора перекиси водорода различной концентрации.
- Для приготовления 3л моющего комплекса с перекисью водорода 33% понадобится: 45 мл раствора перекиси водорода 33%, 15 г СМС, 2940 мл воды.
- Для приготовления 4л моющего комплекса с перекисью водорода 3% понадобится: 680 мл раствора перекиси водорода 3%, 20г СМС, 3300 мл воды.
- Для приготовления 3л моющего комплекса с перекисью водорода 30% понадобится: 51 мл раствора перекиси водорода 30%, 15 г СМС, 2934 мл воды.
- Для приготовления 2л моющего комплекса с перекисью водорода 6% понадобится: 170 мл раствора перекиси водорода 6%, 10 г СМС, 1820 мл воды.
- Для приготовления 5л моющего комплекса с перекисью водорода 33% понадобится: 75 мл раствора перекиси водорода 33%, 25 г СМС, 4900 мл воды.
- Для приготовления 2л моющего комплекса с перекисью водорода 30% понадобится: 34 мл раствора перекиси водорода 30%, 10 г СМС, 1956 мл воды.
- Для приготовления 3л моющего комплекса с перекисью водорода 6% понадобится: 510 мл раствора перекиси водорода 6%, 15 г СМС, 2475 мл воды.
- Для приготовления 5л моющего комплекса с перекисью водорода 30% понадобится: 85 мл раствора перекиси водорода 30%, 25 г СМС, 4890мл воды.
- Для приготовления 4л моющего комплекса с перекисью водорода 3% понадобится: 680 мл раствора перекиси водорода 3%, 20 г СМС, 3300мл воды.
- Для приготовления 4л моющего комплекса с перекисью водорода 6% понадобится: 340 мл раствора перекиси водорода 6%, 20 г СМС, 3640мл воды.
- Для приготовления 4л моющего комплекса с перекисью водорода 33% понадобится: 60 мл раствора перекиси водорода 33%, 20 г СМС, 3920 мл воды.
- Для приготовления 3л моющего комплекса с перекисью водорода 6% понадобится: 255 мл раствора перекиси водорода 6%, 15 г СМС, 3920 мл воды.
- Для приготовления 6л моющего комплекса с перекисью водорода 3% понадобится: 1020 мл раствора перекиси водорода 3%, 30 г СМС, 4950 мл воды.
- Для приготовления 8л моющего комплекса с перекисью водорода 30% понадобится: 136 мл раствора перекиси водорода 30%, 40 г СМС, 7824 мл воды.
ПРИЛОЖЕНИЕ №14
Эталон ответов к графической структуре на заполнение этапов обработки изделий медицинского назначения на примере металлического инструмента с использованием раствора нейтрального анолита 0.05% для дезинфекции.
ПРИЛОЖЕНИЕ №15
Эталон ответов к графической структуре на приготовление универсальной азопирамовой пробы.
ПРИЛОЖЕНИЕ №16
Эталон ответов к таблице на постановку универсальной азопирамовой пробы.
Срок годности раствора | Количество инструмента для проведения пробы | Экспозиция | При наличии следов крови цвет раствора | При наличии следов ржавчины или остатков СМС цвет раствора |
1 час | 1% от общего количества, но не менее 4 инструментов | 1 мин | розово-фиолетовый | бурый |
Если раствор изменяет цвет, то вся партия инструментов подвергается повторной обработке |
ПРИЛОЖЕНИЕ №17
Эталон ответов к таблице «Упаковка изделий медицинского назначения».
Вид упаковочного материала | Метод стерилизации, для которого он предназначен | Способ запечатывания | Срок сохранения стерильности |
Пакеты термосвариваемые комбинированные (бумага + пленка) | Паровая, газовая, радиационная | Клейкой лентой | 20 суток |
термосваривание | 1 год | ||
При радиационной стерилизации | 3 года | ||
Полиамидная термосвариваемые рулоны | Воздушная (сухожаровая) | Клейкой лентой | 20 суток |
термосваривание | 1 год | ||
Пакеты бумажные влагопрочные | Паровая, воздушная | Клейкой лентой | 20 суток |
Крафт-пакеты | Паровая и воздушная | Самоклеящиеся | 20 суток |
Несамоклеящиеся (на скрепке) | 3 суток | ||
Двухслойная бязевая упаковка | паровая | 3 суток | |
Бикс с фильтром КФ | 20 суток |
ПРИЛОЖЕНИЕ №18
Ответ к таблице «Стерилизация изделий медицинского назначения».
Способ стерилизации | Режим стерилизации | Изделие медицинского назначения | Тест-контроль стерильности |
Воздушный в сухожаровом шкафу | 180 градусов, 60 минут | Изделия из металла и стекла | Термоиндикаторные ленты ИС-180 |
Паровой способ в автоклаве | Основной режим: 132 градуса, 2 атмосферы, 20 минут | Изделия из коррозиестойких металлов, стекла, текстильных материалов (хирургическое белье, перевязочный материал) | Термоиндикаторные ленты ИС-132 |
Щадящий режим: 120 градусов, 1,1 атмосферы, 45 минут | Изделия из резины (клеенки), латекса, полимерных материалов (воронки, грушевидные баллончики) | Термоиндикаторные ленты ИС-120 | |
Химический способ | Раствор перекиси водорода 6%, 18 градусов, 360 минут | Изделия из полимерных материалов (пластмассы, резины), стекла, коррозиестойких металлов. Изделия вынимаются из раствора стерильным инструментом и используются сразу по назначению или помещаются в стерильный лоток | |
Раствор перекиси водорода 6%, 50 градусов, 180 минут |
ПРИЛОЖЕНИЕ №19
Ответы к ситуационным задачам.
Задача №1
Медицинская сестра приготовила рабочий раствор азопирама неправильно.
Непосредственно перед постановкой пробы готовят рабочий раствор, который состоит из равных частей азопирама и раствора перекись водорода 3%.
Задача №2
Медицинская сестра ЦСО поступила неправильно.
1. Рабочий раствор азопирама готовится непосредственно перед постановкой азопирамовой пробы и хранится при комнатной температуре не более 1-2 часов.
2. Для постановки пробы берут по 1% из одновременно обработанных изделий одного наименования, но не менее 3-5 штук каждого вида.
3. Азопирамовая проба читается в течение первой минуты с момента постановки.
Задача №3
1. Материал в биксе не пригоден к работе, т.к. при стерилизации не были достигнуты условия режима.
2. Отправить бикс в ЦСО для повторной стерилизации. В ЦСО должны проверить приборы на исправность
Задача №4
1. Материал в биксе не пригоден к работе, т.к. мы не знаем были ли достигнуты условия режима стерилизации.
2. Отправить бикс в ЦСО для повторной стерилизации. В ЦСО должны вложить ТИС и повторно стерилизовать.
Задача №5
1. Материал в биксе расстерилизован и должен быть использован в течении 6 часов, если материал не используется, то отправить в ЦСО для повторной обработки.
Задача №6
1. Материал в биксе не пригоден к работе, т.к. не известен срок стерилизации
2.Отправить бикс в ЦСО для повторной стерилизации. В ЦСО должны прикрепить бирку, упаковать материал по новой, поменять индикатор и отправить опять в стерилизацию.
Задача №7
1. Инструменты не пригодны к работе, нет контроля качества стерильности.
2. Положить индикатор и провести стерилизацию в полном объёме.
Задача №8
1. Инструменты не пригодны к работе, нет контроля качества стерильности.
2. Проверить исправность приборов. Положить новый индикатор и провести стерилизацию в полном объёме.
Задача №9
1. Сухожаровой шкаф не исправен, инструменты не пригодны к работе.
2. Доложить о неисправности, вызвать ремонтников.
Задача №10
1. Материал в пакете не пригоден к работе, т.к. пакет не герметичен.
2. Отправить в ЦСО. В ЦСО должны упаковать материал по новой, поменять индикатор и отправить опять на стерилизацию.
Задача №11
1. Не верный режим работы воздушного стерилизатора. Правильный режим - 180°С – 60 минут.
2. Изделия в упаковках из крафт-бумаги сохраняют стерильность до 3-х суток, поэтому упаковки должны быть вскрыты не позднее 13 апреля при правильном режиме стерилизации. Данные изделия не пригодны к работе, отправить в ЦСО.
Задача №12
- Стерилизации подвергаются чистые и сухие изделия.
- Недопустима загрузка стерилизатора навалом.
- Изделия должны занимать не более 70% площади полок.
- Сложные изделия разбирают, замковые части раскрывают.
- Простерилизованные изделия достают из камеры только после её остывания.
Задача №13
Нет, не правильно, она пропустила этап механической очистки. Предстерилизационная обработка проведена не качественно. Последующая стерилизация будет также не качественна. Провести все этапы ПСО повторно.
Задача №14
Медсестра допустила ошибку, она нарушила этапы обработки мединструментария, не выполнив один из основных этапов обработки – дезинфекцию. Провести дезинфекцию, затем приступить к этапам ПСО.
ПРИЛОЖЕНИЕ №20
Ответы по итоговому тестированию
1 вариант | |||
1 | Б | 11 | Г |
2 | А | 12 | А |
3 | Б | 13 | В |
4 | А | 14 | В |
5 | В | 15 | В |
6 | А | 16 | Б |
7 | Б | 17 | А |
8 | Б | 18 | Г |
9 | В | 19 | А |
10 | В |
2 вариант | |||
1 | Б | 11 | Г |
2 | В | 12 | В |
3 | В | 13 | А |
4 | В | 14 | В |
5 | А | 15 | А |
6 | Б | 16 | А |
7 | В | 17 | В |
8 | Б | 18 | А |
9 | Г | 19 | А |
10 | В |
ПРИЛОЖЕНИЕ №21
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Критерии оценки для решения проблемно-ситуационных задач
5 - «отлично» | - дается комплексная оценка предложенной ситуации; - демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; - умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы. |
4- «хорошо» | - дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; - возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя; - умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы. |
3- «удовлетворительно» | - затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; - неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя; - выполнение заданий при подсказке преподавателя; - затруднения в формулировке выводов |
2- «неудовлетворительно» | - неправильная оценка предложенной ситуации; - отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий |
Критерии оценки выполнения манипуляций
5 - «отлично» | Манипуляция выполнена правильно, в соответствии с алгоритмом, без ошибок и неточностей. |
4 - «хорошо» | Манипуляция выполнена правильно, но имеются 1-2 незначительные ошибки |
3 - «удовлетворительно» | При выполнении манипуляции допущено 3-4 ошибки (отклонения от алгоритма) |
2 - «неудовлетворительно» | Задание не выполнено, или выполнено с грубыми ошибками, либо допущено более 4 ошибок |
Критерии оценки решения тестовых заданий
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка уровня подготовки | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90-100% | 5 | отлично |
80-89% | 4 | хорошо |
70-79% | 3 | удовлетворительно |
Менее 70% | 2 | неудовлетворительно |
Критерии оценки составления и заполнения схем, таблиц, сравнительных характеристик
5 - «отлично» | задания составлены по заданной теме, своевременно, без ошибок и недочетов. |
4- «хорошо» | задания составлены по заданной теме, своевременно, допущены незначительные ошибки или неточности. |
3 - «удовлетворительно» | задания составлены по заданной теме, но с опозданием, либо допущены ошибки в формулировке задачи или эталоне ответа |
2 - «неудовлетворительно» | задание выполнено с грубыми ошибками или не выполнено |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия для преподавателя на тему"Осложнения беременности (гестозы)" по специальности "Сестринское дело".
В разработке указаны пояснительная записка, обоснование темы,технологическая карта, согласно которой проводится практическое занятие. Даны приложения №7 , с помощью которых проводится заня...
Методическая разработка ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Интегрированный урок по теме «The human body»
Методическая разработка практического занятия для проведения открытого интегрированного занятия по английскому и латинскому языкам по разделу "Анатомия"...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя по теме: " Безопасная больничная среда. Дифференцированный зачёт."
В методической разработке представлены вопросы к фронтальному опросу, проблемно-ситуационные задачи, тестовые задания для оценки знаний студентов по МДК 04.01 " Участие в организации безопа...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для преподавателя по теме: «Путешествие - лучший отдых».
Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме: «Путешествие – лучший отдых», в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине ОГ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для преподавателя по теме: "Органы дыхательной системы" Дисциплина: ОП.02. Анатомия и физиология человека Специальность: Сестринское дело
Тема актуальна: неблагоприятная обстановка окружающей среды приводят к росту заболеваемости органов дыхательной системы.Используемые в ходе занятия методы и приемы обучения способствуют выработке клин...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»
Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента
Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...