Статья "Модернизация экономики РФ"
статья

Старцева Елена Александровна

Статья в портфолио

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modernizatsiya_ekonomiki.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА И ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Автор доклада: Старцева Елена Александровна, преподаватель специальных дисциплин

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой», город Вольск

aleksu-elena@yandex.ru

Глобальная экономика на рубеже 20-21вв. создает новые тенденции развития, как макроэкономической системы, так и хозяйствующих субъектов.  Большинство стран мира стоит на развитии информационной экономики. В этих условиях мы видим ряд изменений в современных фирмах. Это увеличение размеров, усложнение внутренней  организации и необходимость развивать механизм адаптации к изменениям рынка.

Российская экономика завершила 2021 год с падением по всем ключевым показателям, но, несмотря на неопределенность, поводы для оптимизма есть. Можно говорить о том, что российская экономика и российский бизнес продемонстрировали высокую адаптивность и, что особенно важно, способность к развитию в любых, даже самых экстремальных условиях. Во многом устойчивость российской экономики объясняется эффективными мерами антикризисной и системной поддержки бизнеса. В частности, поддержка системообразующих компаний, а также малого и среднего бизнеса в наиболее пострадавших отраслях позволяет компаниям остаться на рынке, сохранить уровень занятости, продолжить реализацию начатых инвестиционных проектов, а в некоторых случаях — даже запустить новые. Правильным оказался также курс на эффективное импортозамещение: в условиях разрыва традиционных каналов поставок развитие новых сегментов производства внутри страны безусловно повысило устойчивость бизнеса. Одновременно с этим кризис помог выявить и «узкие места» взаимодействия бизнеса и власти: неготовности ряда органов работать в электронном формате спровоцировала продление сроков действия разрешений, лицензий и иных аналогичных документов.

 Эпидемия COVID-19 негативно повлияла на деятельность компаний. Для малого бизнеса последствия пандемии были серьезные.

Можно говорить о том, что компании, которые в докризисный период инвестировали в новые технологии, цифровизацию, повышение производительности и персонал, смогли воспользоваться наработанным бэкграундом для сильного рывка. Высоким остается спрос на антикризисные меры поддержки для бизнеса. Это особенно касается наиболее пострадавших отраслей. Не меньшей популярностью пользуются и системные меры поддержки, благодаря которым обеспечивается реализация инвестиционных проектов компаний, их выход на новые рынки, внедрение новых технологий.

Современный этап развития мирового сообщества характеризуется глубинными процессами перестройки общественно-экономических систем, связанными с переходом на инновационный путь развития, с качественными изменениями в формах и методах организации управления фирмами и предприятиями под воздействием научно-технического прогресса, и все в большей степени в последнее время – с расширением торгово-экономических связей на международном уровне. Одним из главных условий устойчивого развития каждого государства, а также роста общественного благосостояния сегодня является модернизация структуры производства с выделением высоко-технологичных отраслей, сфер науки и образования в качестве ключевых факторов роста. Среди специалистов существуют довольно серьезные разногласия в связи с вопросом о том, должна ли стратегия модернизации опираться главным образом на методы и инструменты стимулирования экономического роста, либо следует сосредоточить усилия на совершенствовании институтов. Хотя необходимость совершенствования институтов практически никем не отрицается, ряд экономистов считают, что пока не будет экономического роста, не будет и модернизации.

Модернизация предполагает:

 освоение производства высокотехнологичной продукции;

 обновление производственных фондов и технологий;

 осуществление структурных сдвигов в экономике с дальнейшим повышением в ВВП доли продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе продукции высокотехнологичных отраслей;

 переподготовка, переквалификация кадров, развитие человеческого и интеллектуального капитала;

 вовлечение в мировые инновационные процессы, интеграция в мировое сообщество,

использование достижений других стран для собственного успешного развития и международного сотрудничества во многих сферах хозяйствования;

 осуществление структурной модернизации экономики страны, формирование новой

структуры производства, которая будет отвечать всем критериям и показателям экономически развитого государства.

Это предполагает: уход от сырьевой ориентации экспорта; процесс роста наукоемких производств; развитие автоматизированных и высокотехнологичных производств.

Кризисные явления в мировой и национальной экономике обнажили один из главных недостатков российского экономического развития – специфика структурно-воспроизводственной модели, характеризующейся низкой конкурентоспособностью обрабатывающих отраслей, ведущая к сырьевому перекосу экономики и к соответствующему положению на мировом рынке. Само по себе наличие сырьевых ресурсов является для государства одним из ключевых факторов развития, но вместе с тем в долгосрочной перспективе показатели роста стран, обладающих значительными ресурсами, оказываются хуже, чем в странах со сходным уровнем дохода на душу населения, но располагающих меньшими ресурсами.

Природно-ресурсный потенциал российской экономики позволяет полностью обеспечить внутренний спрос на продукты питания, однако Россия при этом является одним из ведущих импортеров продовольствия. Критерий продовольственной безопасности – импорт не более 20 % потребляемых внутри страны продуктов, для России этот показатель составляет, по разным оценкам, от 30 до 40 % и более.

Главная задача – модернизация экономической структуры на базе огромных инвестиций и

осуществление коренного технико-технологического обновления национального производства с использованием достижений сферы НИОКР, включающее:

 формирование диалога государства и крупного корпоративного бизнеса. В связи с этим

в структурном отношении актуализируются такие понятия, как государственно-частное партнерство и индикативное планирование;

 использование преимуществ, связанных с природно-климатическими условиями и вытекающими особенностями пространственно-регионального развития России;

 выявление существующих на мировом рынке ниш для отечественных товаров с высокой добавленной стоимостью, прежде всего для высокотехнологичных (в противовес существующему в настоящее время перекосу в сторону экспорта сырьевых товаров).

В соответствии с обозначенными выше приоритетами модернизации национальной экономики можно выделить ключевые направления ее осуществления:

1) государственная структурная политика;

2) развитие рыночных институтов;

3) развитие и воспроизводство человеческого капитала.

Прежде всего, следует указать на модернизацию нынешних производительных сил России– на создание и внедрение качественно новых вещественных факторов процесса материального производства: средств труда (машин, оборудования, производственной инфраструктуры, соответствующих помещений), технологий, сырьевых материалов; на открытие и использование новых видов природных, в том числе энергетических, ресурсов, а также на подготовку квалифицированной и высококвалифицированной рабочей силы, отвечающей требованиям современного научно-технического прогресса.

В отличие от «перестроечной» политики второй половины 1980-х гг. нынешний курс на модернизацию российской экономики исходит из официального понимания того, что модернизация играет основополагающую роль в обеспечении перевода экономики на инновационный режим, а также в повышении производительности общественного труда, в экономическом росте страны в целом, рассчитанном на подъем уровня и качества жизни всего населения.

Направления модернизации российской экономики достаточно очевидны и предполагают следующие основные моменты:

 создание институциональной среды, позволяющей считать Россию страной с развитой

политической и правовой системой;

 преодоление сырьевой ориентации экономики страны и акцент на ее диверсификацию;

 поощрение реализации инновационных проектов (усиление стимулов

 для предприятий к повышению технологического уровня производства, ускоренное формирование современной системы технических регламентов и национальных стандартов, ориентированных на международные стандарты);

 серьезное преобразование образовательной сферы с учетом структурной и инновационной перестройки экономики страны;

 использование передового зарубежного опыта (насколько возможно) через привлечение

прямых (реальных) иностранных инвестиций, в том числе путем осуществления совместных проектов; снятие большинства отраслевых ограничений для иностранных инвестиций.

Крупнейшая проблема модернизации российской экономики – учет комплекса ее национальных особенностей: неосвоенные богатейшие природные ресурсы, огромная территория с большим разнообразием климатических условий при сокращающейся численности населения, при крайне небольшой его плотности в среднем по стране и особенно в ее восточной части. Вступая на путь модернизации, Россия не имеет научно разработанной, согласованной по целям, срокам и ресурсам программы на будущее, ведущей не только к дальней, но и к среднесрочной перспективе. Принимаемые отдельные решения не создают впечатления комплексного подхода к инновационным проектам, а порой вызывают недоумение.

Модернизация выдвигает особые задачи перед системой управления страной, требует преодолевать дисфункциональные связи в управлении и обществе. Бюрократические и коррупционные препоны, рейдерство, высокая степень монополизации экономики, отсутствие единого информационного ресурса для госзаказа, «крышевание» – вот неполный перечень причин, которые являются в России реальными препятствиями для претворения идеи модернизации в жизнь.

В рамках инфраструктурного обеспечения модернизации экономики сегодня обращается

внимание на необходимость крупномасштабных действий, а, следовательно, и вложений в дорожное строительство, потому что нынешнее состояние российских дорог выступает серьезным барьером для эффективного функционирования народнохозяйственного комплекса и определяет многомиллиардные потери из-за ограничения торгово-экономических связей между отдельными регионами страны.

Оценивая готовность российских региональных властей в деле преобразований в направлении модернизации, следует подчеркнуть наличие и здесь ряда ограничений. В России идея модернизации задумывалась сверху. В этих условиях региональные органы действуют, руководствуясь по преимуществу программами федеральной власти, и по сути не проявляют собственной инициативы, надеясь прежде всего на политическую и финансовую поддержку из центра (стремление удержаться «в кресле», получить гранты и субвенции).

В нашей газовой отрасли существует производственная и экспортная монополия. Модернизация обязательно должна приводить к повышению эффективности и снижению издержек. «Газпром» не стремится активизировать инвестиции в разведку и добычу

газа.

Таким образом, можно сделать определенные выводы о наличии серьезных ограничений

на пути процесса модернизации. Эти барьеры по преимуществу носят институциональный характер, и для успешного претворения идеи модернизации в жизнь требуются решительные шаги по их преодолению. Задача отечественной модернизации заключается в том, чтобы в глобализированном мире суметь вывести Россию в число стран с развитой экономикой, политикой и правовой системой, создающей равные возможности для всех слоев населения и обеспечивающей поощрение творческих и предпринимательских способностей членов общества.

Список литературы:

1.Розанова Н.М. Современная экономика: микроэкономический аспект, 2022год.

2.Тишкина Н.П., Рыбина Г.А., Экономика : в поисках новой модели инновационного развития, 2022год.

3.Таймасов А.Р., под ред. Муратова З.М., Мировая экономика и международные экономические отношения, 2022год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по экономики предприятия и отрасли "Увлекательный мир экономики"

разработка дидактической игры по экономике между двумя учебными группами....

Зачетный тест по дисциплине «Налоги и налогообложение» для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (экономика)»

На выполнение зачетного теста дается два часа. Зачетный тест состоит из двух вариантов.  Вариант включает 25 вопросов, все вопросы закрытые. На каждый вопрос задания даны четыре варианта ответов,...

Фонд тестовых и контрольных заданий по учебной дисциплине "Экономика" по профессии "Экономика и бухгалтерский учет"

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов контроль и оценка персональных достижений обучающихся становятся важным этапом образовательного процесса. В настоящее время...