Дидактическая игра по экономики предприятия и отрасли "Увлекательный мир экономики"
методическая разработка по теме

Бобырева Ирина Валерьевна

разработка дидактической игры по экономике между двумя учебными группами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovyy_material.doc215 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональное училище № 66.

Дидактическая игра

 по предмету

 «Экономика предприятия и отрасли»

 в гр. М-81, С-83.

Разработал:                                                   мастера  п/о

                                                                        Бобырева И.В.

                                                                       

Московская область, г. Шатура

_______________2010 год

Викторина по рыночной экономики.

Тема урока:  Увлекательный мир экономики.

Тип урока:   дидактическая игра.

Цели:

  1. Обучающая: расширение кругозора учащихся; формирование и  

               закрепление знаний по темам, изученным в курсе «Экономики

                предприятия и отрасли».

  1.  Воспитывающая:  культуру общения, взаимное уважение;

               такие качества характера, как инициативность, самостоятельность,

               активность, настойчивость;

               правильные взаимоотношения между членами группы (команды),

               основанные на взаимопомощи, поддержке,  доброте;

              образ экономически грамотного и активного человека.

  1.  Развивающая: интерес к изучаемому предмету; способность четко

                и быстро мыслить, кратко и ясно выражать свою мысль;

              умение самостоятельно пополнять свои экономические знания.

 Задачи урока:

  1.   повторение и закрепление пройденного материала (экономика,

            калькуляция, деловая культура), представленного в нестандартном

            виде.

  1. воспитание стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать

              в команде.

 Наглядные пособия и оборудование: кроссворды для участников; задания для капитанов; карточки со словами; экономические тесты.

Задача участников игры: задача каждой команды – заработать  наибольшее количество баллов за счет использования собственных знаний, выполняя задания.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Постановка задачи командам. Каждая команда зарабатывает себе баллы за каждый правильный ответ. 3 мин.
  2. Представление жюри: 1 мин.

 III.    Представление команд,  приветствие болельщиков, приветствие жюри; 2 минуты. (Условия игры, условия для болельщиков( участвуя в игре со зрителями болельщики приносят дополнительные баллы своей команде за каждый правильный ответ 1 балл),   жюри подсчитывает баллы).    

IV.     Игра «Новогодняя экономическая елка» 2 минуты (каждая команда выбирает определение и на столе должна выбрать веточки, на которых написаны понятия относящиеся к выбранному определению).

V.   Разгадай кроссворд.

    Командам даны одинаковые кроссворды. За 5 минут. Вы должны решить кроссворд. Пока ребята отвечают на вопросы  у нас игра со зрителями. Зрители должны отгадать слово, кто отгадает первый, той команде присваивается 1 балл.

1. первые бумажные деньги в России назывались…

А

С

С

И

Г

Н

А

Ц

И

Я

 

2.Раньше так называлась монета в 3 копейки.

А

Л

Т

Ы

Н

3.Запрет на ввоз и вывоз золота, товаров, ценных бумаг

Э

М

Б

А

Р

Г

О

4. Как называется денежная единица Индии?

Р

У

П

И

Я

5. Как называется валюта в странах Алжир, Ирак, Ливия?

Д

И

Н

А

Р

6. Это древнейший вид торговли

Б

А

Р

Т

Е

Р

7. Долговое обязательство

В

Е

К

С

Е

Л

Ь

8. Загадка: Угадай, как то зовется,

                   Что за деньги продается

                    Это не чудесный дар,

                   А просто- напросто …   (Товар)

9. Загадка:  Та сумма, что заплатит покупатель,

                    Та сумма, что устроит продавца;

                    Как мера для обмена всех товаров,

                    На рынке называется … (Цена)

10. Возьми ты первую из нот,

    И к ней добавь ты слово "ход",

    Получишь то, о чем мечтает

    Любой, кто бизнес начинает.  (доход)

11.   Тимофей носки связал

И на рынке их продал

Дешевле, чем стоят нитки,

Получил одни …   (убытки)

         12. Чтоб продукты потреблять

В платьях ярких щеголять,

Чтобы вкусно есть и пить,

Надо все это …  (купить)

     13.    Сапоги стачал сапожник,

Пироги испек пирожник,

А муки для пирожков

Сделал мельник пять мешков.

На базаре повстречались,

Обменялись – распрощались.

Каждый мастер был в тот миг

Продавец и …  (поставщик)

      14. Баржа по морю плывет

И тяжелый груз везет,

Но стоит букву заменить –

Там можно акции купить

VI. Угадай слово. (10 мин.)

         На табло вывешивается набор букв, составляющих одно, два или три слова. Даётся определение понятия, которое нужно получить команде, переставив буквы.

1. Енот + кот + сад = несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора, требованиям, обычно предъявляемым к качеству товара (работы, услуги).

Ответ: недостаток.

2. Лак + мера = информация о продукте, имеющая целью его продвижение на рынок.

Ответ: реклама.

3. Тесто + мир + сан = набор одноимённой продукции (услуг), конкретизируемой по наименованиям, видам, сортам и т.д.

Ответ: ассортимент.

4. Траст + дан = нормы, правила, другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).

Ответ: стандарт.

5. Овод + рог = добровольное соглашение двух или нескольких лиц, заключаемое на предмет выполнения каждым из них принимаемых обязательств по отношению к другим участникам.

Ответ: договор.

6. Тиф + кит + сера = документ, подтверждающий соответствие продукции и услуг установленным требованиям.

Ответ: сертификат.

7. Зоб + пасть + сено = явление, при котором товар (работа, услуга) не наносит ущерб жизни, здоровью, имуществу потребителя при обычных условиях его использования, хранения и т.п.

Ответ: безопасность.

8. Рвота = продукт труда, предназначенный для обмена или продажи.
Ответ: товар.

9. Нить + поле + лис =организация, индивидуальный предприниматель, выполняющие работы (оказывающие услуги) потребителям по возмездному договору.
Ответ: исполнитель.

10. Нырок = место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок.
Ответ: рынок.

11. жюдтеб    (бюджет)

12.  кмэнаокои   (экономика)

13.  рарбет   (бартер)

14. лынобил  (биллоны)

15. садус  (ссуда)

16. зенсиб (бизнес)

VII. Конкурс капитанов.

         Капитанам  необходимо выполнить тестовые задания на листочках за 5 минуты. 

(1) Налоги 

(9) выпуск государством в обращение дополнительного количества денег.

(2) Монополия

(7) Исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

(3) Рента

(6) Период, в течение которого, в случае обнаружения в товаре недостатка, продавец обязан удовлетворить требования потребителя.

(4) Инфляция

(5) доход, получаемый владельцем акций по результатам деятельности предприятия.

(5)Дивиденд

(1) обязательные платежи, взимаемые государством с граждан или предприятий.

(6)Гарантийный срок

(8) Наука, которая решает проблему как при ограниченных экономических ресурсах наиболее полно удовлетворить растущие потребности населения.

(7) Договор

(3) доход, полученный собственником земли.

(8) Экономика

(4) повышение общего уровня цен, обесценивание денег.

(9) Эмиссия

(2) Организация рынка, при которой на нем существует единственный продавец с уникальным товаром.

Ответы (для примеров и определений из правой колонки указаны номера соответствующих им понятий в левой колонке): 9,7,6,5,1,8,3,4,2.

VIII. Экономические тесты:  5 мин.

( пока команды решают тесты, игра со зрителями: болельщикам необходимо отгадать слова, используя ассоциации). Один член команды болельщиков вытягивает экономический термин и, не называя его, дает определение так чтобы члены его команды догадались, если термин отгадают члены команды соперников, то очко присваивается им.

         Термины (на листочках): конкуренция, базар, теневой рынок, собственность, дивиденд, инфляция, валюта, пенсия, биржа труда, спрос и предложение, банк.

  1. В каком из вариантов ответа включены основные вопросы экономики?

а) Что производить, как производить, кем потребляется.

б) Цена, спрос, предложение.

В) Богатство, законы, ресурсы.

2)  Капитал – это…

     А) деньги;

    Б) машины;

    В) голова;

    Г) инструменты, машины, сооружения, используемые для производства благ.

3) Торговля – это …

      А) продажа;

       Б) покупка;

       В) общее название всех форм обмена;

       Г) бартер.

4) Главное предназначение банков:

  1. хранить ценные бумаги;
  2. Ссуда;
  3. Безналичные расчеты;
  4. Обмен валют разных стран;
  5. Все ответы вместе.

5) По каким видам ценных бумаг получают дивиденды?

    а)  по акциям;

    б)  по облигациям;

     в)  по векселям.

6)  При сдельной зарплате работодатель устанавливает работнику условие:

  1.  Сколько часов он должен работать каждый день;
  2. Сколько единиц продукции тот должен изготовить в течение рабочего дня;
  3. Сколько он досрочно изготовит продукции.

7) Ольге, Игорю, Ларисе и Петру по 25 лет. Ольга – домохозяйка, воспитывает ребенка, Игорь – студент ПУ-66, Лариса, активно искавшая работу в прошлом году, отчаялась ее найти и прекратила поиски, Петр не работает и состоит на учете в службе занятости. Кто из четверых считается безработным?

  1. Все четверо;
  2. Лариса и Петр;
  3. Только Петр;
  4. Только Лариса.

8)  Биллоны – это...

  1. баллоны, для газовой сварки
  2. монеты из неблагородных металлов;
  3. деньги в средние века.
  1. Что из перечисленного ниже не относится к принципам кредитования:
  1. Платность;
  2. Бесспорность;
  3. Возвратность;
  4. Гарантированность.
  1. Товарами-заменителями являются:
  1. Автомобильные покрышки и бензин;
  2. Перьевые ручки и чернила;
  3. Джинсы и футболки;
  4. Масло и маргарин.

11) Деньги – это …

  1. Количество ценных бумаг в обороте;
  2. Средство измерение стоимости товаров и средство оплаты товаров и услуг;
  3. Количество ценных бумаг, выданных за работу.

12) Какая ситуация возникнет на рынке, если цена товара будет выше равновесной цены?

  1. Равновесие;
  2. Избыток товара;
  3. Нехватка (дефицит) товара.

IX. Игра «Корректор»:  5 мин.

В игре "Корректор" ставится задача исправить ошибки и найти подходящие пары  противоположных экономических понятий:

Труд

Спад

Процветание

Прибыль

Конкуренция

зарплата

Убытки

Подъем

Банкротство

Монополия

Ответы: 1-8, 2-5, 3-10, 4-7, 6-9.

Подобрать пары страны и соответствующей ей валюте.

1

Россия

6

Евро

2

Дания

7

Рубль

3

Италия

8

Крона

4

Япония

9

Фунт

5

Англия

10

Иена

           

Ответы: 1-7,2-8,3-6,4-10,5-9.

X. «Пойми меня»

В магазине вам необходимо сделать покупку, а у вас пропал голос. С помощью мимики и жестов объясните продавцу что вы хотите купить.

 (30 сек на подготовку)

Купить хлеба

Диск с игрой

Тетрадь и ручку

Консервный ключ

Телевизор

Глобус

XI. Эколесица

1. Продолжи пары слов:

дорого-дешево,

оптом-…,

доход-…,

прибыль-…,

поставщик-…,

продавец-…,

потребление-… .

2. Какие из перечисленных ниже экономических понятий можно назвать положительными, а какие отрицательными: прибыль, инфляция, убытки, стабилизация, безработица, повышение производительности труда, рост издержек производства, снижение себестоимости?

Положительные понятия

Отрицательные понятия

прибыль

инфляция

стабилизация

убытки

Повышение производительности труда

безработица

Снижение себестоимости

Рост издержек производства

        3.Найди синонимы:

хозяин,

управление,

менеджмент

собственник,

изучение рынка

ценная бумага,

акция,

маркетинг.

 

ХI. Подведение итогов.(2 мин.)

Слово предоставляется жюри.

XII. Награждение победителей. (2 мин.)

  1. Итог урока, (выставление оценок) (1мин.).

Ребята! Сегодня вы показали хорошие знания по курсу рыночной экономики. Положительная сторона викторины в том, что она вносит в обучение занимательность, элементы соревнования, оживляет урок. Выставление оценок с комментарием преподавателя.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Экономика. 10 класс: поурочные планы по учебнику И.В. Липсица/авт.-сост. И.Б. Ремчукова. – Волгоград: Учитель.2008. – 191с.
  2. Стариченко Т.Н.

Экономика: Практикум. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.- 296 с. – (Портфель учителя).

  1. Травин Е.Н.

Экономика: Ролевые игры и практикумы. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.- 80 с.: ил.,  табл. – (Портфель учителя).

1

 Э

2

  Ч

Е

К

3

  С

П

Р

О

С

4

  Д

 Е

Н

Ь

Г

И

5

 М

О

Н

О

П

О

Л

И

Я

6

 М

О

Н

Е

Т

А

7

  К

В

А

Л

И

Ф

И

К

А

Ц

И

Я

8

  К

Р

Е

Д

И

Т

9

  Б

А

Н

К

  1. Деятельность людей, направленная на создание предметов и услуг, удовлетворяющая человеческие нужды и потребности.
  2. Ценная бумага, по которой в банке можно получать деньги.
  3. Количество продукта или услуги, которую может и желает приобрести человек по определенной цене.
  4. Все то, что может быть использовано для оплаты покупок.
  5. Господствующие положение предприятия.
  6. Металлический денежный знак.
  7. Другие получают заработную плату выше, потому-то у них выше …
  8. Предоставление денег в кредит под проценты.
  9. Финансовое учреждение, выполняющие операции с деньгами.


КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ВИКТОРИНЫ ПО РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ  

 

Игра

 Елочка

Разгадай

кроссворд

Игра со

зрителями

Угадай

 слово

Конкурс капитано

Экономичес-

кие

тесты

Игра «Коррек

тор»

Игра «Пойми меня»

Эколестница

 Итого

C-83

М-81


   ДЕНЬГИ

КОНКУРЕНЦИЯ

   ПОТРЕБИТЕЛЬ

        

   СЫРЬЕ

   ПРОИЗВОДСТВО

        

   ПОТРЕБНОСТИ

ЧЕЛОВЕКА

        

   ДЕНЬГИ

   БИРЖА

ЦЕНА

ТОВАРА

   ТОВАР

   ТОРГОВЛЯ

   ДЕФИЦИТ

   РЫНОК

        

ТРУД ЛЮДЕЙ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАПИТАЛ

        

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

        

   СЫРЬЕ, МАТЕРИАЛЫ

СПРОС

ЭКОНОМИ-

    ЧЕСКИЕ

РЕСУРСЫ

конкуренция

 базар

 теневой рынок

 собственность

 дивиденд

 инфляция

 валюта

пенсия

 биржа труда

 спрос и предложение

 банк

11. жюдтеб 

12. кмэнаокои    

13.  рарбет   

14. лынобил 

15. садус   

16. зенсиб 


Труд

Спад

Процветание

Прибыль

Конкуренция

зарплата

Убытки

Подъем

Банкротство

Монополия

Подобрать подходящие пары  противоположных экономических понятий:

Ответы:

Подобрать пары страны и соответствующей ей валюте.

1

Россия

6

Евро

2

Дания

7

Рубль

3

Италия

8

Крона

4

Япония

9

Фунт

5

Англия

10

Иена

           

Ответы:

Купить хлеба

Диск с игрой

Тетрадь и ручку

Консервный ключ

Телевизор

Глобус

______________________________________________________________

1. Продолжи пары слов:

Дорого - дешево,

оптом-

доход-

прибыль-

поставщик-

продавец-

потребление-

_________________________________________

2. Какие из перечисленных ниже экономических понятий можно назвать положительными, а какие отрицательными: прибыль, инфляция, убытки, стабилизация, безработица, повышение производительности труда, рост издержек производства, снижение себестоимости?

Положительные понятия

Отрицательные понятия

        3.Найди синонимы: маркетинг, собственник, ценная бумага, управление,

синоним

хозяин

менеджмент

изучение рынка

акция,

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста

В пособии подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленных на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста.Данные игры направлены на узнавание и различение неречевых звук...

Дидактические игры как средство мобилизации познавательной деятельности студентов

В данной работе рассмотрены :1) методические подходы к игровой деятельности студентов ;2) варианты применения дидактических игр на разных этапах проведения учебного занятия ;3) игры по общественным и ...

«Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»

Игра - основная деятельность детей. Игра может быть использована как эффективное средство в воспитании и развитии ребенка, также она способствует физическому и психическому развитию. Воспитательное зн...

Сборник дидактических материалов по дисциплине «Экономика организации» для студентов специальности «Экономика и бухгалтерский учет» (сельское хозяйство) «Коммерция».

Сборник содержит понятия, нагядный материал в виде схем, графиков, формул и таблиц. Адресован преподавателям экономических дисциплин и студентам специальности "Экономика и бухгалтерский учет" и "Комме...

Методическая разработка на тему «Дидактическая игра-конкурс «Своя игра»

Проведение соревновательного командного мероприятия, позволяющего принять в нем участие наиболее большему количеству обучающихся, в занимательной форме проверяющее знания по предмету «Математика»....