Рабочая программа по учебной дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение"
рабочая программа
Рабочая программа по дисциплине Общественное здоровье и здравоохранения по специальности 34.02.01 Сестринское дело
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общественное здоровье и здравоохранение
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ
2021 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 34.02.01 Сестринское дело
Организация -разработчик:
- Кяхтинский филиал Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Байкальский Базовый медицинский колледж МЗ РБ»;
Разработчики:
Тугульдурова Гэрэлма Дабаевна преподаватель первой квалификационной категории Кяхтинского филиала Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Байкальский базовый медицинский колледж МЗ РБ»;
Эксперт:
Лысенок Е.Л. , преподаватель ГАПОУ «ББМК МЗ РБ»
Рецензент:
Дугарова С..В. , зав.АПО , врач ГБУЗ «Кяхтинская ЦРБ».
Рассмотрено: на заседании ЦМК протокол № ___ от _________ 2021 г Председатель ЦМК специальных дисциплин _______ /Тубанова Х.И.
СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | стр. 5 |
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общественное здоровье и здравоохранение
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки специалистов специальности СПО 34.02.01 «Сестринское дело»).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-консультировать по вопросам правового взаимодействия гражданина с системой здравоохранения;
-рассчитывать и анализировать показатели общественного здоровья населения;
-вести утвержденную медицинскую документацию.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-факторы, определяющие здоровье населения;
-показатели общественного здоровья населения, методику их расчета и анализа;
-первичные учетные и статистические документы;
-основные показатели, используемые для оценки деятельности лечебно-профилактического учреждения;
-систему организации оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению;
-законодательные акты по охране здоровья населения и медицинскому страхованию;
-принципы организации экономики, планирования и финансирования здравоохранения;
-принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях.
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
OK 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. | Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия |
OK 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку |
ОК 12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
ОК 13. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей |
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 12 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
1. Решение ситуационных задач 2. Составление кроссвордов 3. Составление электронных презентаций по заданной теме 4. Подготовка реферативных сообщений 5. Составление беседы с разными группами населения по вопросам формирования здорового образа жизни | |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Общественное здоровье и здравоохранение
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля[1]* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК.6.2., ПК.6.3. | Раздел 1. Общественное здоровье и здравоохранение | 48 | 32 | 12 | * | 16 | - | ||
Производственная практика (по профилю специальности), часов | - | - | |||||||
Всего: | 48 | 32 | 12 | * | 16 | * | - |
2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины Общественное здоровье и здравоохранение
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Раздел 1. Общественное здоровье и здравоохранение | Т-20/П-12/СРС-16 | ||||||
Тема 1. Введение. Здоровье населения и факторы его определяющие. | Содержание работы | 2 | 2 | ||||
1. . | 1. Основные понятия и статистические показатели оценки здоровья населения. Определение понятия «Здоровье». Индивидуальное. групповое здоровье, здоровье населения. Статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения. Их структура | ||||||
Самостоятельная работа № 1 | 1 | ||||||
История развития науки «Общественное здоровье и здравоохранение | |||||||
Тема 2 Показатели общественного здоровья. | Содержание работы | 2 | 2 | ||||
1. | 1 Понятие общественного здоровья Определение понятий «болезнь», «здоровье». Обусловленность здоровья населения, Показатели общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его формирование Расчет показателей здоровья населения (индекс здоровья и др.). | ||||||
Самостоятельная работа №2 | 1 | ||||||
Законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья населения | |||||||
Тема 3. Медико-социальные аспекты демографии. | Содержание работы | 2 | 2 | ||||
1. | Понятие о демографии. Демографические показатели, их структура и методика. Понятие о средней продолжительности предстоящей жизни. Виды миграции населения. | ||||||
Самостоятельная работа №3 | 2 | ||||||
Медико-демографическая ситуация в РФ, регионе по Республике Бурятия и по Кяхтинскому району | |||||||
Практическое занятие № 1 Методика расчета и анализ медико-демографических показателей | 2 | 2 | |||||
Тема 4. Заболеваемость населения | Содержание работы | 2 | |||||
1. | Заболеваемость: виды, источники информации и методы изучения заболеваемости. Показатели, используемые при изучении заболеваемости. Методы расчета. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (ВУТ), методика расчета показателей с ВУТ. Значение показателей с ВУТ для руководителей сестринских служб. Международная классификация болезней, травм и причин смерти: принципы классификации, система кодирования. | 2 | |||||
Самостоятельная работа№4 Социально значимые заболевания (туберкулез, сахарный диабет, злокачественные новообразования, ВИЧ, ИППП, гепатиты В и С, психические расстройства, алкоголизм)по Республике Бурятия, по Кяхтинскому району. | 2 | ||||||
Практическое занятие № 2 Методика расчета и анализа показателей заболеваемости | 2 | 2 | |||||
Тема 5. Физическое здоровье.Инвалидность. | Содержание работы | 2 | 2 | ||||
1. | Физическое развитие населения: основные понятия, оценка физического развития. Основные направления и методы изучения физического развития. Инвалидность: основные понятия, показатели, характеризующие инвалидность среди населения, структура инвалидности. | ||||||
Самостоятельная работа №5 | 2 | ||||||
Медико-социальные экспертные комиссии. Их структура, функции. | |||||||
Практическое занятие № 3 Методика расчета и анализа показателей физического здоровья и инвалидности | 2 | 2 | |||||
Тема 6. Система организации оказании медицинской помощи городскому населению | Содержание работы: | 2 | 2 | ||||
1. | Законодательные акты по охране здоровья населения и медицинскому страхованию. Номенклатура учреждений здравоохранения. Система первичной медико-санитарной помощи. Поликлиника: структура,функции, участковый принцип работы, диспансерный метод, профилактическое направление работы. Стационарная помощь населению. Многопрофильные и специализированные стационары. Организация скорой и неотложной помощи населении. Организация медпомощи работающему населению (МСЧ, врачебные, фельдшерские здравпункты, профилактории). Организация специализированной медпомощи. | ||||||
Самостоятельная работа №6 | 1 | 2 | |||||
Организация стоматологической помощи населению. Диспансеры: виды, формы, методы работы. | |||||||
Тема7. Система организации оказании медицинской помощи сельскому населению. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | ||||
1. | Этапность оказания медпомощи сельскому населению. Сельский врачебный участок : структура, функции. ФАПы: структура, функции, штаты. | ||||||
Самостоятельная работа №7 | 2 | ||||||
Структура и уровень заболеваемости сельского населения | |||||||
Практическое занятие № 4 Методика расчета и анализ показателей деятельности амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений | 2 | 2 | |||||
Тема 8. Охрана материнства и детства | 1. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | |||
Государственная система материнства и детства, цели, задачи, направления деятельности. Основные типы лечебно - профилактических медицинских организаций по организации помощи детям и женщинам. | |||||||
Самостоятельная работа №8 | 2 | ||||||
Должностные обязанности медицинской сестры детской поликлиники, ФАПа. | |||||||
Практическое занятие № 5 Методика расчета и анализа показателей деятельности учреждений охраны материнства и детства | 2 | 2 | |||||
Тема 9. Основы экономики здравоохранения | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | ||||
1 | Основы экономики здравоохранения. Экономическое обоснование форм и методов медицинской помощи. Формы взаиморасчета ЛПУ с территориальными страховыми организациями. Основы финансирования здравоохранения Планирование здравоохранения. | ||||||
Самостоятельная работа № 9 Экономические проблемы развития здравоохранения | 1 | ||||||
Тема 10 Рынок медицинских услуг. Особенности услуг в здравоохранении | Медицинское страхование, принципы, виды, субъекты. Услуга в здравоохранении. Виды услуг. Рыночный механизм услуг в здравоохранении. Бережливое производство (бережливые технологии в здравоохранении). Национальный проект «Здравоохранение» | 2 | 2 | ||||
Самостоятельная работа № 10 | 2 | ||||||
Добровольное медицинское страхование | |||||||
Практическое занятие № 6 Методика расчета и анализа показателей экономической деятельности учреждений здравоохранения | 2 | 2 | |||||
Самостоятельная работа студентов Изучение нормативных документов, Работа с лекциями, учебниками, справочниками, дополнительной литературой по темам с целью закрепления материала Изучение должностных обязанностей медицинской сестры Изучение показателей финансово-хозяйственной деятельности ЛПУ, составление схем и таблиц. Составление прогноза основных направлений деятельности ЛПУ. | 16 | ||||||
Всего | 48 |
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины Общественное здоровье и здравоохранение требует наличия учебного кабинета Общественного здоровья и здравоохранения
Оборудование учебного кабинета:
1. Шкаф для хранения учебно-наглядных пособий, приборов-1
2. Классная доска
3. Стол для преподавателя
4. Столы ученические
6. Стулья ученические
7. Калькуляторы
8. Наглядные средства обучения:
9.Таблицы
Технические средства обучения:
1. Проектор;
2. Электронные образовательные ресурсы:
3. Экран
3. 2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для медицинских училищ и колледжей. М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2017. 288 стр…
- Медик В.А., Лисицин В.И., Прохорова А.В. Общественное здоровье и здравоохранение: практикум. для медицинских училищ колледжей. М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2017. 144 стр …
- Сопина З.Е., Фомушкина И.А. Управление качеством сестринской помощи. М.: Издательство ГЭОТАР . 2016
Дополнительные источники:
- Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (с изменениями и дополнениями)
- Гражданский кодекс РФ
- Трудовой кодекс РФ
- Уголовный кодекс РФ
- Кодекс РФ об административных правонарушениях
- Гражданско-процессуальный кодекс РФ
- Законодательные акты РФ в области здравоохранения
- Приказы Министерства здравоохранении и социального развития РФ
Интернет – ресурсы:
1. htp://meduniver.com/ - МедУнивер.com – медицинский информационный портал;
2. http://www.medlit.ru/ - сайт медицинской литературы;
3. http://fcior.edu.ru/ - федеральный центр информационных образовательных ресурсов.
4. ЭБС «Лань» .Электронно-библиотечная система .
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Занятия проводятся в учебных кабинетах ОУ, компьютерных классах, в кабинетах.
Итоговая аттестация предусмотрена в форме зачета.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (медицинско-педагогических, инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение:
Наличие высшего профессионального образования: медицинского или юридического, управленческого, экономического, в области информационных технологий
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.
Врачебно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели.
Фельдшера высшей квалификационной категории с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 5 лет. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИТПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения | |
рассчитывать и анализировать показатели общественного здоровья населения | 1. Оценка результатов решения ситуационных задач 2. Оценка презентаций по теме 3. Защита реферативных сообщений |
Вести утвержденную медицинскую документацию. | 1. Заполнение форм медицинской документации |
Знания | |
факторы, определяющие здоровье населения | 1. Оценка электронных презентаций |
показателей общественного здоровья населения, методику их расчета и анализа | 1. Оценка компьютерных презентаций по заданной теме 2.Оценка решения ситуационных задач |
первичные учетные и статистические документы | 1. Оценка заполнения статистических документов. |
основные показатели, используемые для оценки деятельности лечебно-профилактического учреждения | 1. Оценка составления информационного листка или конспекта беседы с разными группами населения по вопросам формирования здорового образа жизни |
систему организации оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению | 1. Защита реферативных сообщений |
законодательные акты по охране здоровья населения и медицинскому страхованию | 1. Составление реферативных сообщений 2. Составление электронных презентаций по заданной теме |
принципы организации экономики, планирования и финансирования здравоохранения | 1. Оценка составления конспектов. 2. Оценка результатов решения ситуационных задач. |
принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях | 1. Оценка результатов решения ситуационных задач 2. Оценка результатов зачёта |
Разработчики:
Кяхтинский филиал ГАПОУ
«ББМК МЗ РБ» преподаватель Г.Д. Тугульдурова
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение"
Рабочая программа по дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение" содержит все основные требования по ФГОС СПО IV поколения...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ основной профессиональной образовательной программы по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электри...
Рабочая программа по учебной практике профессионального модуля ПМ.03 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих: 23548 Контролёр (Сберегательного банка)
Рабочая программа по учебной практике профессионального модуля ПМ.03 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих: 23548 Контролёр (Сберегательного бан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство» 5-7 класс для обучающейся с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования
Адаптированная образовательная программа по изобразительному искусству создана на основе рабочих программ предметной линии учебников под редакцией Б.М. Неменского: Изобразительное искусство. Рабочие п...
Рабочая программа по учебной дисциплине ОГСЭ. 03 «Иностранный язык» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности CПО 43.02.11 «Гостиничный сервис»
Рабочая программапо учебной дисциплинеОГСЭ. 03 «Иностранный язык» программы подготовки специалистов среднего звенапо специальности CПО43.02.11 «Гостиничный сервис»...
Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.07 Основы учебно-исследовательской деятельности
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС СПО по специальности 44.02.01. Дошкольное образование базовой подготовки.Программа учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской дея...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ДУП.01 ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ по программе дополнительных учебных предметов
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет.Цел...