Конспект теоретического занятия по психологии "Психические познавательные процессы в норме и патологии. Ощущения и восприятие"
план-конспект занятия

Кишова Аминат Гаджиевна

Конспект теоретического занятия по психологии, раздел Общая психология, тема "Психические познавательные процессы в норме и патологии. Ощущения и восприятие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_teoreticheskogo_zanyatiya.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная дисциплина : Психология

Тема учебного занятия: Особенности психических процессов в норме и патологии. Ощущения и восприятие.

Формируемые компетенции: ОК1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 8, ОК 10, ПК 1.1.

Количество часов: 2

Вид учебного занятия: Лекция №5.

Тип учебного занятия: занятие изучения нового.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.

Цели учебного занятия:

Обучающая

         ознакомить студентов с познавательными процессами;

•        ознакомиться с ощущениями и их физиологией;

•        изучить закономерности ощущений и виды ощущений;

•        уметь определять нарушения ощущений;

  • ознакомить студентов с восприятием и его характеристиками;
  • научить определять нарушение восприятия.

Развивающая: продолжить развитие воображения, логической памяти, внимательности;

- развить самостоятельность при выполнении самостоятельной работы.

Воспитательная: продолжить привитие нравственных потребностей.

Методы контроля результатов обучения: фронтальный опрос.

   Познавательные процессы – это процессы, с помощью которых человек обогащает свои знания, познает окружающий мир. К познавательным психическим процессам относятся наши ощущения, восприятия, представления, память, внимание, мышление, речь. С помощью этих процессов мирв сознании отражается таким, каким он представляется человеку в данный момент; они позволяют возобновить в сознании прошлое, строить образные модели, обеспечивают решение задач, используя знания.

   Познавательная деятельность начинается с ощущений, в результате которых в головном мозге отражаются отдельные свойства окружающих явлений и предметов. Благодаря органам чувств человек слышит звуки, различает запахи, цвета. Ощущение – простейший психический процесс, чувственное познание мира.

  Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

   Органы чувств – это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль).

   Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из:

а) рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов и находящихся на переферии ЦНС;

б) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека;

в) центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов.

   В коре головного мозга каждому анализатору отведена отдельная область. Область зрительного анализатора, например, находится в затылочных долях коры головного мозга; область слухового анализатора локализуется в средней части верхней височной извилины; двигательная чувствительность – в центральной извилине.

   Способность иметь ощущение называется чувствительностью. У всех людей разная степень чувствительности. Ее определяют:

- индивидуальные особенности организма;

- возраст;

- переутомление;

- заболевания;

- снижение чувствительности при алкоголизме;

- влияют гормоны и вещества, вырабатываемые организмом.

  Все ощущения имеют общие закономерности:

  • Пороги ощущений. Нижний порог – та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора.. Верхний порог ощущения – та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться.
  • Адаптация – повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Смысл адаптации – привыкание и возможность обеспечить реакцию на новые раздражители.
  • Контраст ощущений. Это явление состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность. Например, серый треугольник на черном фоне кажется светлее, чем на белом.
  • Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов в результате взаимодействия ощущений. Часто она происходит в одном анализаторе при нарушении деятельности другого.
  • Последовательные образы – это продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.

   Рецепторы, находящиеся на поверхности тела, называются экстерорецепторами (зрительные, слуховые, кожные, обонятельные), во внутренних органах – интерорецепторами, рецепторы мышц и связок – проприорецепторами.

   Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Суть ощущения – субъективные образы объективного мира.

    Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды.

  С помощью зрительных ощущений человек способен азличать до 180 тонов цвета и более 10000 оттенков между ними.

  С помощью слуховых ощущений человек воспринимает речь других людей, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой.

  Обонятельные ощущения помогают человеку различать распространенные в воздухе летучие вещества и запахи.

  Вкусовые ощущения определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода.

  Температурные ощущения – это ощущения тепла и холода.

  Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов – их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.

  Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов.Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человеческого тела. Ощущение равновесия возникает в результате деятельности вестибулярного анализатора. Ощущения ускорения – это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.

   Проприоцептивные ощущения – это ощущения, отражающие движение нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию : о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц.

Нарушения ощущений.

Гиперестезии – повышенная чувствительность, повышенная восприимчивость больным тех раздражителей, которые в обычном состоянии человеком подчас не фиксируются.

Гипестезия – пониженная чувствительность к внешним раздражителям.

Анестезия – отсутствие чувствительности.

Сенестопатия – труднолокализуемые, тягостные, как правило, не поддающиеся точному описанию, ощущения, не имеющие в своей основе какой – либо соматической патологии.

Парестезия – ощущение жжения, покалывания, стягивания.

Ощущение кожного зуда.

Ощущение боли.

    Восприятие – воспроизведение в сознании целостного образа со всеми его свойствами и качествами. Восприятие – это отражение предмета в целом с его узнаванием. У каждого человека индивидуальное восприятие по быстроте, глубине, полноте, точности, тонкости, эмоциональной насыщенности. В процессе восприятия происходит синтез ощущений с подключением прошлого опыта, знаний, умений. Физиологической основой восприятия являются условные рефлекторные связи и деятельность межанализаторных систем. Восприятие можно различать по степени активности личности. Способность  к устойчивому и целеустремленному восприятию как черта личности называется наблюдательностью. К основным характеристикам восприятия относятся константность, предметность, целостность, обобщенность.

Константность – это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов, воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются.

  Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами как абсолютное в пространстве и во времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко данное свойство проявляется в феномене выделения фигуры из фона. Воспринимаемая реальность всегда разделяется как бы на два слоя: на фигуру – образ предмета и фон – образ окружающего предмет пространства.

  При анализе целостности восприятия можно выделить два взаимосвязанных аспекта : объединение разных элементов в целое и независимость образованной целостности от качества элементов. При этом восприятие целого влияет и на восприятие частей. Несколько правил группировки частей в целое: правило подобия, правило «общей судьбы», правило близости.

  Еще одной важной характеристикой восприятия является его обобщенность. Она обозначает отношение каждого образа к некоторому классу объектов. Значение обобщенности проявляется, например, в способности человека свободно читать текст, независимо от шрифта или почерка, которым он написан.

 Расстройства восприятий.

Причины: инфекционные агенты, отравления, интоксикации.

1. Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Иллюзии подразделяются на зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и вкусовые.

2. Галлюцинации – болезненное восприятие без раельного объекта.

3. Агнозии – это нарушение узнавания предмета.

4. Дереализация – искаженное восприятие объектов окружающего мира. Больные узнают окружающую обстановку, но она кажется им «какой –то не такой», все воспринимается как через толстое стекло, измененное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия (для преподавателя) «Сестринский процесс при раке легкого»

Методическая разработка теоретического занятия (для преподавателя) «Сестринский процесс при раке легкого»...

План-конспект интегрированного занятия по речевому, познавательному, художественно-эстетическому развитию. Возраст детей 6-7 лет. Тема: Будка для собаки.

Вниманию преподавателей и студентов предлагается методический материал:   план - конспект интегрированого занятия для детей старшего дошкольного возраста (по речевому,  познавательному,...

Дидактический материал План-конспекты теоретических занятий

Дидактические материалы - это наглядные развивающие учебные пособия, которые применяют для освоения и закрепления изучаемого материала....

Учебно-методический комплект практических занятий по теме «Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов как необходимый фактор профессионального роста»

Учебно-методический комплект к практическим занятиям по теме «Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов...

Презентация "Психология познавательных процессов. Норма и патология ощущений и восприятия"

Для квалифицированного оказания медицинской помощи и построения конструктивной коммуникации медицинскому персоналу необходимо   уделять  большое внимание психологическим знани...