Анкетирование степени информированности обучающихся образовательной организации по вопросу террористической и экстремистской направленности.
классный час

Выступление на Школе педагогического мастерства 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкетирование степени информированности обучающихся образовательной организации по вопросу террористической и экстремистской направленности.

23 ноября 2019

Андреева Елена Борисовна, кандидат психологических наук,

 преподаватель высшей квалификационной категории, Медицинский колледж №7, Москва.

В течение последних лет деятельность организаций деструктивных идеологий является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием их форм, неоднородным составом, дестабилизирующим влиянием на социально-политическую обстановку в стране. Структурные преобразования в российском обществе привели к социальной поляризации, резкому социальному, имущественному и социокультурному расслоению, привели к тому, что молодежь является группой социального риска, балансирует на грани социального исключения, затруднено самоопределение молодежи, возрастает вероятность краха жизненных интересов, что приводит к возрастанию нелегальных способов реализации жизненных целей (девиантной карьеры). Социальные (социоструктурные) диспропорции в российском обществе, как и дефицит институциональных (легальных) форм самореализации молодежи, является общесистемным обстоятельством стимулирования молодежного радикализма.

         Для российской молодежи характерно противоречивое отношение к радикализму. С одной стороны, отсутствует готовность принять участие в радикальных акциях на личностном или групповом уровнях, то есть не сложился коллективный субъект радикализма. С другой стороны, присутствует равнодушие или позитивное отношение к проявлению молодежного радикализма как справедливой и обоснованной реакции молодежи на неудовлетворенность своим положением не только в сфере материального производства, но и в социально-политической жизни. Особенность молодежного радикализма состоит в недоверии или озлобленности по отношению к государству (низкий авторитет государственных институтов) и стихийности или конфликтности отношений на уровне межличностного взаимодействия. Радикальные идеи являются, своего рода, формой замещающей интеграции, так как механизмы и условия социально-профессиональной интеграции, социального включения молодежи (образование, профессия, территориальная мобильность) в российском обществе снижены.

          В 2015 году мировое интернет-сообщество столкнулось с массовой информационной угрозой со стороны экстремистских и террористических организаций. Главным инструментом распространения радикальной идеологии стала сеть Интернет. Ее специфика состоит в том, что большей частью ежедневной аудитории он-лайн-ресурсов являются лица моложе 30 лет, а аудитория социальных сетей -это преимущественно подростки и молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет, то есть учащиеся школ и вузов. Молодежь привлекают анонимность и масштабность сети Интернет, отсутствие как таковых социальных, нравственных и даже государственных границ. По этой причине интернет стал, в том числе, и эффективным инструментом пропаганды террористической и экстремистской деятельности.

        Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой легче приживаются радикальные взгляды и убеждения, наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Поэтому молодые граждане часто становятся мишенью экстремистских организаций, использующих российскую молодежь в своих интересах. Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных изменений чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Растет число подростков, причисляющих себя к неформальным молодежным течениям. Существенный отрыв молодежной субкультуры от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций и менталитета несет угрозу снижения уровня культуры общества. На ситуацию в образовательном пространстве существенное влияние оказывают многонациональный состав обучающихся, в частности в нашем Медицинском колледже №7 - русские, узбеки, таджики, татары, молдаване, армяне, азербайджанцы. Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, мы можем говорить о необходимости исследования проблемы степени информированности обучающихся по вопросу террористической и экстремистской направленности и  реализации целостной профилактической системы, целью которой является создание условий для формирования у обучающихся устойчивых жизненных установок.

        С целью изучения особенностей отношения обучающихся Медицинского колледжа № 7 г. Москвы к радикальным настроениям мною было проведено исследование.

Методом исследования являлось анкетирование. Обучающимся была представлена анкета из 15 вопросов, направленная на изучение особенностей проявления радикальных настроений в образовательной молодежной среде.

Выборка. В анкетировании принимали участие 15 респондентов – обучающиеся Медицинского колледжа №7, 3 года обучения. Гендерный признак не учитывался. Состав группы по национальному признаку: 8 респондентов – русские, 2 – азербайджанца, 4 – армяне, 1 – татарин.

Результаты исследования. В ходе анкетирования, проведенного 23 ноября 2019г., и состоявшего из 15 вопросов, в котором были рассмотрены вопросы степени информированности обучающихся по вопросу террористической и экстремистской направленности, были получены следующие данные.

В первом вопросе, направленном на определение понимания молодежью сущности деструктивных неформальных организаций 10 респондентов знают о сущности термина, 3 респондента затруднились с ответом. Причины распространенности информации о данных организациях среди молодежи респондентами видятся по-разному (гистограмма 1). Так, 12 респондентов считают, что причиной является интернет, а значит высокая  подверженность к чужому влиянию, мнению, 3 респондента затруднились с ответом и связано с невозможностью выбора из предложенных ответов.  Причиной появления деструктивных неформальных организаций современная молодежь видит в росте многонациональности населения – 8 респондентов, в национальной агрессии – 4 респондента, 3 респондента – в деформации системы ценностей в современном обществе (гистограмма 1).

На вопрос о проявлении девиантного поведения в молодежной среде, 8 респондентов связывают с ростом уровня преступности, 6 – с распространением расистских и национальных взглядов в социуме, 1 респондент затруднился с ответом. Приходилось ли Вам сталкиваться с проявлениями агрессии в повседневной жизни или самим участвовать в таких конфликтах? На эти вопросы респонденты ответили:  нет -  11 и не часто 5. Однако 6 респондентов сослались на опыт участия – 6 и 4. Основной причиной, по которой неприязненно относятся к той или иной национальности служит, по мнению большинства респондентов - 8, то, что представители других национальностей зачастую ведут себя вызывающе и в большинстве случаях провоцируют окружающих на конфликт. Однако 4 респондента отметили равнодушие к этой проблеме, а 3 – никаких чувств не испытывают по отношению к людям другой национальности. Отношение к религии не сформировано у 12 респондентов, что говорит о снижении значимости роли церкви как социального института. Ответ на вопрос об отношении к различным социальным группам был относительно предсказуем: высокий уровень безработицы в молодежной среде, бедность и социальная незащищенность провоцирует элемент агрессии к богатому слою населения, отношение к мигрантам – 7 респондентов и к представителям нетрадиционной ориентации – 4 респондента (гистограмма 2). В чем выражается Ваша неприязнь или агрессия? Словесная агрессия – 8 респондентов и 7 просто игнорируют данную проблему как несуществующую. Информацию о проблеме исследования респонденты черпают из интернета – 10, не доверяют никаким источникам информации 3 респондента и лишь 2 доверяют информации педагогов в стенах образовательного пространства. Отношение к сверстникам, участвующим в неформальных организациях скорее носит снисходительный характер, разделяющий взгляды – 8  или  безразличный – 7 респондентов. О свободном от учебы времени мнение респондентов было вполне предсказуемом – посещают тусовки 5, занимаются своим здоровьем в фитнес - клубах – 4, 4 респондента посещают регулярно драмкружок при нашем колледже и 2 затруднились с ответом.

          Результаты проведенного исследования показали, что среди опрашиваемых молодых людей не много тех, кто готов вступить в ряды различных неформальных организаций. Неприязненное отношение к людям другой национальности преломляется через поведенческие особенности различных диаспор и провоцирующие различные конфликтные ситуации. По сути, речь идет скорее о личных взаимоотношениях между сверстниками и деление на своих» и «чужих». Не последнюю роль играет информация из значимых для молодежи источников – интернет и значимые фигуры из мира взрослых. Причины данной проблемы в молодежном пространстве связаны с деформацией системы ценностей, потери идеалов, потребительского отношения к себе и другим. 

Основная причина высокого потенциала радикализма и иной деструктивной идеологии − наличие молодежи энергичной, но совершенно без места в жизни, без перспектив на карьеру, без выхода. Это у молодежи может нести непримиримую ненависть к обществу. В повседневной жизни радикализм молодежи существует преимущественно в форме настроений, представляя собой систему взглядов и эмоциональных состояний экстремистской направленности. Неудовлетворенность жизнью у части молодежи вымещается в форме неприязни к иммигрантам, этнической вражды.

Радикализм и деструктивное реагирование молодежи выступает как форма социального самоопределения и активности молодежи, как альтернатива повседневности и как способ достижения социальной справедливости в оппозиции государству и конкретным властным структурам, но следует учитывать, что радикализм выступает как деструктивная социальная энергия молодежи, как реакция на рост социальных противоречий. Не редко молодежный радикализм проявляется через молодежные организации.

Молодежный радикализм и деструктивная идеология в российском социуме является состоянием молодежной среды и провоцирует недоверие к государственным и социальным институтам, коим являются образовательные среды. Радикализм становится замещающим вариантом гражданско-политической активности молодежи, способом политической презентации, который является также неэффективным, как и социальная пассивность, но может внести серьезные элементы политической дестабилизации. Для молодежи радикальные идеи представляются привлекательными как потерянный и возрожденный идеал более или менее чистой политики.

Действующие оппозиционные молодежные организации и движения, выступая как уличная протестная сила, пытаются вообразить себя либо лидерами будущих изменений, что, несмотря на крайний популизм и «самоотверженность» ее участников не приводит к мобилизации широких масс молодежи.

          Игнорирование проблемы или наоборот карательные меры не дадут положительного эффекта и приведут к ухудшению ситуации в целом. Необходим системный подход, направленный на минимизацию всех экономических, политических, социоструктурных и идеологических факторов, детерминирующих радикализацию и деструктивную идеологию молодежи. Необходим диалог с массовыми участниками различных деструктивных организаций, нейтрализация «идеологов и лидеров», содействие росту активности и влияния молодежных гражданских и политических ассоциаций, выражающих интересы молодежи как самостоятельной социально-возрастной и социокультурной группы.

          Необходимо признать, что наиболее прогрессивной, организованной, интеллектуально и творчески развитой частью молодёжи является студенчество. Учащаяся молодёжь во многом определяет вектор будущих преобразований российского общества. Толерантность для студента подразумевает отношения внутри студенческой среды и, конечно, вне её. Контролировать эти отношения довольно сложно, поскольку они зависят от личной культуры каждого. Необходимо не только пропагандировать идею толерантного отношения, но и поднимать общий уровень культурного развития студентов. Решить эти вопросы под силу студенческому самоуправлению. К своим сверстникам студенты прислушаются быстрее, чем к представителям старшего поколения.

Ведение разъяснительной работы среди населения, и особенно, молодежи, о деятельности традиционных конфессий и создание всесторонней межконфессиональной системы толерантности должны быть приоритетным направлением, необходимым условием для укрепления единства среди народа разной национальности и разного вероисповедания. Включение традиционных конфессий в деле профилактики экстремизма создает условия для взаимодействия различных конфессий и повышения их образовательного уровня.

       

Приложения

Гистограмма 1

Гистограмма 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся.

Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся....

Методические указания к организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования очной формы обучения

Методические указания к организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования очной формы обучения по ОГСЭ.01 Осн...

Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся. Методика «Наш педагог» (О.И. Мотков) "Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью преподавателя"

laquo;Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью преподавателяМониторинг определения отношений между педагогом  и обучающимся.Методика «Наш педагог»(О.И. Мотков)...

Степень удовлетворенности родителей работой образовательной организации 2017-2018 гг.

Степень удовлетворенности родителей работой воспитателей 2017-2018 гг....

Подведены итоги Всероссийских конкурсных мероприятий, направленных на расширение практического опыта образовательных организаций по формированию у обучающейся молодежи навыков и компетенций здорового образа жизни

Более 2-х месяцев педагогические работники образовательных организаций разных уровней и лидеры Всероссийского молодежного движения ЗАЗОЖ принимали участие в дистанционных конкурсных мероприятиях.Всеро...