Презентация "Общая фармакология"
презентация к уроку
Вашему вниманию предлагается презентация по теме "Общая фармакология" для лекционного занятия. Специальность "Сестринское дело",
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Общая фармакология" лекция | 499.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Будем знать: Фармакокинетика и Фармакодинамика Виды действия лекарственных средств. Виды доз, их зависимость от пола, возраста, биоритмов. Последствия длительного приема и отмены ЛС: куммуляция , привыкание, лекарственная зависимость, синдром отмены, «рикошета», «обкрадывания» Виды ЛС: местное и резорбтивное, прямое и непрямое, основное и побочное. Токсического действие: тератогенное, эмбриотоксическое , фетотоксическое . Комбинированное применение лекарственных средств: полипрагмазия , синергизм (суммация, потенцирование), антагонизм Ятрогения
Фармакология – наука о взаимодействии ЛС и организма Действие ЛС на организм – ФармакоДИНАМИКА Влияние организма на ЛС – это ФармакоКИНЕТИКА
Фармакокинетика Включает: Всасывание Распределение Депонирование Превращение ( биотрансформация ) Выведение (экскреция)
Всасывание ( аб сорбция) зависит от пути введения Органы и ткани отличаются друг от друга по химическому составу И поэтому одно и то же вещество в разных местах организма по разному себя проявляет и по разному всасывается.
Магния сульфат (магнезия) Внутрь как слабительное В / м - Понижает давление
Пути введения: Энтеральный ( entr – кишка) – всасывание в кишечнике Через рот ( Per oralis – пероральный) Через прямую кишку ( Per rectum – ректальный) Под язык ( Sub lingua – сублингвальный ) 2. Парентеральный ( para enter – вне кишки) минуя ЖКТ Инъекции (в\м, в\к, п\к, в\в) Накожный Ингаляции Выписать из учебника и запомнить преимущества и недостатки
Основные понятия Фармакологический (терапевтический) эффект – это изменения в органах, вызванные ЛС Механизм действия – это способ, которым ЛС вызывает эффект
Виды действия ЛС на организм 1. Местное – это действие на месте введения до всасывания (новокаин) 2. Резорбтивное (общее) – это действие на весь организм после всасывания (но-шпа). 3. Рефлекторное - это действие на орган через рецепторы (валидол, горчичники). 4. Побочное - это действие нежелательное (резерпин понижает АД, но увеличивает секрецию желудочного сока). 5. Прямое – это первое действие на орган (но-шпа расслабляет гладкие мышцы) 6. Косвенное – это вторичное действие как следствие первого сердца (падение АД от но-шпы)
Виды взаимодействия ЛС 1. Комбинированное действие – это применение двух и более ЛС одновременно 2. Синергизм – это взаимное усиление действия обоих препаратов Суммарный синергизм – простое сложение эффектов (аддитивное действие) Потенциальный синергизм – совместный эффект возрастает в несколько раз (анальгин и коффеин ) 3. Антагонизм – это ослабление действия друг друга (вяжущая кора дуба и слабительное)
Виды побочного действия Аллергическое побочное д.: Не зависит от дозы Формы проявления: КОЖА– зуд, сыпь, крапивница, ОТЁКИ слизистой носа, гортани ( Квинке ), бронхов (астма), анафилактический шок 2. Неаллергическое побочное д.: Усиливается при повышении дозы Формы проявления: Тошнота, рвота, температура, сонливость, боли
Токсическое действие Это разрушающее действие на системы органов – нарушение всей ЦНС, почек, дыхания и т.д. Виды токсического д.: Эмбриотоксическое Фетотоксическое Тератогенное Выписать из учебника и запомнить определения и сроки
Распределение Распределение ЛС в организме всегда неравномерно из-за наличия гемато-барьеров Гемато-барьер - это особенность строения капилляров в органе, которые отделяют ткань от крови. Функция барьеров – самозащита организма от чужеродного химического вещества
Гематоэнцефалический барьер (ГЭБ) Препятствует проникновению гидрофильных (водорастворимых) веществ из крови в ткани мозга
Гематоофтальмический барьер Препятствует проникновению гидрофильных веществ из крови в ткани глаза
Плацентарный барьер Препятствует проникновению веществ из крови в организм плода
Депонирование Это задержка ЛС в тканях и постепенное их высвобождение: в жировой ткани (наркоз) в костной ткани в белках плазмы крови (большинство лекарств) При высвобождении из депо появляется фармакологический эффект
Депонирование тетрациклина в зубных зачатках проявляется при смене молочных зубов на коренные (чёрные пятна на эмали)
Биотрансформация - это превращение ЛС в другое вещество. Виды: Метаболическая (окисление, восстановление, гидролиз) 2. Конъюгация ( ацетилирование и др.) Иногда метаболиты могут быть токсичнее исходного вещества
Биотрансформация в печени 99% лекарств подвергаются биотрансформации микросомальными ферментами в гепатоцитах
Активность микросомальных ферментов печени Зависит от: 1. Пола – у мужчин они активнее, т.к. их синтез стимулируется мужскими половыми гормонами 2. Возраста – у новорожденных гепатоциты несовершенны, у пожилых старше 60 ферменты неактивны (поэтому доза 0,5) 3. Других лекарств (фенобарбитал угнетает печёночные ферменты)
Фенобарбитал в Валосердине-Корвалоле Подавляет микросомальные ферменты в печени. Следствие - замедляется обезвреживание других лекарств. И поэтому удлиняется их действие
Выведение Через почки (большинство ЛС) С желчью Слизистой желудка и кишечника (с калом) С дыханием (наркоз) Потовыми и сальными железами (одна из причин большинства прыщей и сыпей) С молоком у кормящих женщин
Элиминация Это биотрансформация и выведение
Период полуэлиминации (полувыведения) Это время, за которое концентрация ЛС в крови снижается наполовину. Обозначается как « Т ½ »
Виды доз Минимальная терапевтическая Средняя терапевтическая (лечебная) Высшая разовая (ВРД) Высшая суточная (ВСД) Токсическая Смертельная (летальная) Курсовая Выписать и запомнить определения доз , их зависимость от возраста, пола и веса . Как определить « Широту терапевтического действия » ?
Особенность расчёта дозы Детям дозу иногда рассчитывают от: массы тела Часть от дозы взрослого: 1/12 – 1/24 (до года) или 1/12 (один год) Пожилым – 2 /3 или ½ от дозы взрослого ВЗРОСЛЫМ (в фармакологии!) считается человек в возрасте от 25 лет до 60 лет
Изменения в действии ЛС при их повторном применении Привыкание. Кумуляция. Лекарственная зависимость. Самостоятельная внеаудиторная работа (с учебником) : 1. Выписать и запомнить определения по теме. 2. Чем отличается ТАХИфилаксия от АНАфилаксии ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фармакология
Фармакология...
Лекционный материал по дисциплине "Клиническая фармакология"
Курс лекций по клинической фармакологии для отделения "Сестринское дело"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Для самостоятельной работы по дисциплине: «Фармакология» Тема: «ПРЕПАРАТЫ ПОЛОВЫХ ГОРМОНОВ И ПРОТИВОЗАЧАТОЧНЫЕ СРЕДСТВА»
Данное методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности:31.02.02 «АКУШЕРСКОЕ ДЕЛО».ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «...
Рабочая тетрадь по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Ветеринарная фармакология»
Рабочая тетрадь разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 111801 Ветеринария. Самостоятельная работа ...
Методические рекомендации для проведения практического занятия по фармакологии на тему "Сердечные гликозиды"
Предлагаются методические рекомендации по организации практического занятия, направленного на изучение свойств и механизмов действия сердечных гликозидов....
Презентации по учебной дисциплине Фармакология, раздел 1. Введение.История фармакологии., раздел 2. Рецептура.
Презентации подготовлены для проведения теоретического занятия по УД Фармакология, тема: "Предмет и задачи фармакологии.История фармакологии.Источники получения лекарственных веществ. Пути изыск...
ДОКЛАД "Инновационные технологии в образовательном процессе - образовательный сайт по дисциплинам ОПД: ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, ОП.07.ФАРМАКОЛОГИЯ, ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФАРМАКОЛОГИИ И ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА
Инновационные технологии в образовании позволяют совершенствовать обучение. Обновление видов и способов обучения сейчас широко развивается. Преподаватели вводят инновации в современный образовательный...
- Мне нравится (1)