Методические рекомендации для проведения практического занятия по фармакологии на тему "Сердечные гликозиды"
методическая разработка на тему
Предлагаются методические рекомендации по организации практического занятия, направленного на изучение свойств и механизмов действия сердечных гликозидов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Морозова Наталия Юрьевна
Преподаватель фармакологии
Санкт-Петербургское Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Среднего Профессионального Образования
«Медицинский техникум № 2»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФАРМАКОЛОГИИ НА ТЕМУ: «СЕРДЕЧНЫЕ ГЛИКОЗИДЫ»
ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ
Высокий темп развития фармакологии приводит к тому, что практическая медицина постоянно обогащается многочисленными новыми высокоэффективными лекарственными средствами и совершенствует уже имеющиеся. Фармакотерапия остается универсальным методом лечения большинства заболеваний, в том числе и кардиологических.
Широкая распространенность сердечной недостаточности требует знания особенностей использования сердечных гликозидов при работе медсестры в кардиологическом, общетерапевтическом и других отделениях. Данная патология может сопутствовать другим заболеваниям. Следовательно, ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ проблемы ее лечения встает у многопрофильных больных.
АКТУАЛЬНОСТЬ полученных знаний возрастает при оказании скорой и неотложной помощи.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Необходимо изучить фармакологические свойства, особенности механизмов действия сердечных гликозидов и принципы лечения сердечной недостаточности. Для лучшего понимания проблемы студентам целесообразно использовать теоретические знания, полученные на анатомии с физиологией и патологией. Изучение данной темы дает практическую пользу и готовит студентов к овладению терапией, кардиологией и другими дисциплинами, изучаемыми на старших курсах.
После окончания изучения темы студент должен:
ПРЕДСТАВЛЯТЬ: механизм действия сердечных гликозидов
ЗНАТЬ: основные лекарственные препараты сердечных гликозидов, их применение, побочное действие
УМЕТЬ: выписать в рецептах лекарственные препараты сердечных гликозидов.
ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ
Воспитание профессиональных качеств | Способы, пути реализации |
1. Терпимость и понимание к пациентам, находящимся на длительном лечении и подборе терапии | 1. Объяснение клиники и порядка назначения препаратов СГ |
2. Воспитание аккуратности при выборе средств для лечения ОСН и ХСН | 2. Ознакомление с показаниями и временем развития терапевтического эффекта СГ различных групп |
3. Ответственность за выполнение манипуляции введения препаратов СГ | 3. Изучение правил введения и вероятности развития передозировки и отравления СГ |
4. Внимательность к пациентам во избежание передозировки СГ и активная помощь при необходимости | 4. Знание признаков передозировки, кумуляции, отравления и принципов терапии |
ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ
№ | Вопросы для само-подготовки | Истоки | Литература | Установочная инструкция | Вопросы для самоконтроля |
1. | Круги кровообращения | Анатомия | лекции, учебник анатомии | Назвать и объяснить по схеме круги кровообращения | Сколько кругов кровообращения в организме и как они направляются? |
2. | Показатели работы сердца | Анатомия Физиология | лекции, учебник анатомии и физиологии | Перечислить 5 основных показателей | Что такое ЧСС, ССС, автоматизм, проводимость, минутный объем сердца? |
3. | Действую-щие вещества в чистом виде | Фармако-логия | лекция, учебник | Алкалоиды, гли-козиды. Опреде-ление. Характе-ристики. | Из каких растений можно получить действующие вещества? |
4. | Кумуляция | Фармако- логия | лекция, учебник | Определение. Виды | Кумуляция для ЛВ это: 1. выведение 2. обезвреживание 3. накопление |
5. | Калий и его препараты | Фармако- логия, анатомия, гигиена | Лекции, учебники, монографии | Как калий действует на сердце и где он содержится? | Механизм действия препаратов К при передозировке СГ |
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
ЦЕЛЬ: Проверка исходного уровня знаний студентов, проверка уровня самоподготовки.
ХАРАКТЕР КОНТРОЛЯ: вопросы, устное обсуждение, работа с таблицами-схемами, реферативное сообщение.
УЧЕБНАЯ КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ
№ | Этапы самостоятельной работы | Способы работы | Вопросы для самоконтроля |
1. | Объяснить основные направления кругов кровообращения и показатели работы сердца | Наглядное изложение с использованием таблиц-схем Устное обсуждение | Предложить клинические проявления при развитии сердечной недостаточности |
2. | Реферативное сообщение студента по теме: «Источники получения СГ» | Устное изложение, обсуждение с использованием наглядного материала, гербарии | Из каких растений получают СГ и где они произрастают? |
3. | Решение опытных задач | Работа «малыми» группами с использованием наглядного материала и таблиц-схем | Каковы механизмы действия СГ, признаки передозировки и тактика при них? |
4. | Решение ситуационных задач
| Работа «малыми» группами. Совместное обсуждение | Какое состояние описано в задачах? Методы лечения данного пациента? |
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
ЦЕЛЬ: Проверка знаний конкретного занятия
ХАРАКТЕР КОНТРОЛЯ: тестовые задания, индивидуальные рецептурные задания.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
№ | ЭТАПЫ | ЦЕЛЬ | Методы обеспечения | Время |
1. | Организационный | Организовать студентов к занятию | Контроль внешнего вида, обуви, посещения | 5 мин. |
2. | Обоснование темы занятия | Создание мотивации | Устное изложение | 5 мин. |
3. | Предварительный контроль знаний | Проверка исходного уровня знаний студентов | Вопросы, устное обсуждение, таблицы-схемы | 20 мин. |
4. | Реферативное сообщение «Источники получения СГ» | Самостоятельная работа студента для более глубокого изучения темы | Доклад-сообщение, наглядные пособия. Гербарий | 15 мин. |
5. | Микролекция с демонстрацией видеофильма | Закрепить основную теоретическую информацию по теме | Таблицы, схемы, примеры на доске, видеофильм с примерами на лабораторных животных. Обсуждение фильма. Запись результатов опытов в рабочую тетрадь. | 45 мин. |
6. | Самостоятельная работа студентов | Закрепление материала | Работа «малыми» группами над решением опытных и ситуационных задач. Вопросы, совместное обсуждение. Наглядный материал, таблицы, схемы | 45 мин. (25 + 20 мин.) |
7. | Итоговый контроль | Проверка и оценка знаний конкретного занятия | Тестовые задания, индивидуальные рецептурные задания | 30 мин. (15 + 15 мин.) |
8. | Подведение итогов, выдача задания на следующее занятие | Оценить степень усвоения материала в группе | Устный анализ | 15 мин. |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
- «Фармакология с рецептурой», учебник В.М.Виноградов, Е.Б.Каткова, Е.А.Мухин, Санкт-Петербург, СпецЛит 2013
- «Фармакология с рецептурой», учебник М.Д. Гаевый, В.И.Петров 2012 г., изд. центр «Март».
- «Фармакология с общей рецептурой», учебное пособие для средних специальных медицинских учебных заведений, В.В. Майский. В.М.Муратов 2012 г.
- Громова Э.Г. «Справочник лекарственных средств» С-Пб, «Фолиант», 2011.
- «Фармакология», Н.И. Федюкович, 7 изд., учебник для мед. училищ и колледжей, Ростов н/Д Феникс, 2014 г.
- «Полный лекарственный справочник медсестры», М.Б. Ингерлейб, Р-н-Д «Феникс» 2013 г.
Дополнительная литература:
- «Рецептурный справочник для фельдшеров и акушерок, медицинских сестер», Н.,И. Федюкович., М.Мед. 2012 г.
- «Фармакология» (в 2-х томах) под ред С.А.Крыжановского, изд. Центр «Академия», М. 2013
- «Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии», Р.Н. Аляутдин, ГЭОТАР МЕДИА, 2013 г.
- Малеванная В.И. «Фармакология. Конспект лекций», Р-н-Д «Феникс» 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению практического занятия по теме: "Вычисление неопределенных интегралов методом введения"
Пособие предназначено для проведения практического занятия, где разобраны примеры по теме и предложен тренажер для закрепления....

Методические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине "Метрология и стандартизация"
Методические указания к выполнению практических занятий являются частью учебно-методического комплекса для освоения дисциплины «Метрология и стандартизация»Приведены рекомендации по выполнению практич...

Методические рекомендации к проведению практического занятия по теме: "Сравнительная характеристика электровозов и тепловозов" по МДК 01.01 Конструкция, устройство, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава
Методические рекомендации к проведению практического занятия по теме: "Сравнительная характеристика электровозов и тепловозов" по МДК 01.01 Конструкция, устройство, техническое обслуживание и ремонт ...

Методические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
методическое пособие предназначено для использования преподавателями при проведении практических занятий по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»...

Учебно-методическая разработка для проведения практического занятия по фармакологии Тема: «Жидкие лекарственные формы»
В представленном материале - указания для преподавателя по проведению практического занятия...

Учебно-методическая разработка для проведения практического занятия по фармакологии Тема: «Мягкие лекарственные формы»
Учебно-методическая разработка для проведения практического занятия по фармакологии Тема: «Мягкие лекарственные формы»...

Учебно-методическая разработка для проведения практического занятия по фармакологии Тема: «Средства, влияющие на функции органов пищеварения»
Учебно-методическая разработка для проведения практического занятия по фармакологии Тема: «Средства, влияющие на функции органов пищеварения»...