Методики оценки общекультурных компетентностей студентов СПО
статья
В современных, динамически изменяющихся условиях развития общества, на первый план встает вопрос формирования у студентов общекультурных компетенций, овладение которыми помогает выпускникам быстро и экономно адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям. Построение эффективного механизма формирования общекультурных компетенций и умений требует создания фонда оценочных средств и технологий для их измерения и оценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_otsenki_obshchekulturnyh_kompetentsiy_studentov_spo.docx | 15.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методики оценки общекультурных компетентностей студентов СПО
Смелова Е.А., преподаватель «Фельдшерский колледж»
В современных, динамически изменяющихся условиях развития общества, на первый план встает вопрос формирования у студентов общекультурных компетенций, овладение которыми помогает выпускникам быстро и экономно адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям. Построение эффективного механизма формирования общекультурных компетенций и умений требует создания фонда оценочных средств и технологий для их измерения и оценки. Разработать единые для всех образовательных программ методики оценки результатов обучения сложно из-за их разнообразия. Но, можно определить подходы к отбору диагностических методик, позволяющих качественно анализировать эффективность реализации образовательных программ СПО.
Для комплексного анализа результатов обучения используются методики оценки качества, основанные на применении достижений педагогической квалиметрии. Конечной целью квалиметрии является разработка методик, с помощью которых качество мы можем выразить одним числом. Общепринятая методика оценки качества результатов включает до 20 параметров, объединенных в блоки: содержание материала; оценка эффективности способов деятельности на занятии; общая и коммуникативная культура, стиль поведения; оценка основных характеристик деятельности; оценка целей и результатов занятия. Для определения степени проявления каждого качества предлагается пользоваться бальной шкалой, и выражать оценку в процентном отношении суммарного числа набранных баллов к максимально возможному числу. Пользуясь набранной статистикой можно оценивать эффективность деятельности педагога и образовательные результаты учащихся в объединениях среднего профессионального образования.
В оценке успеха учащегося отразить все компоненты образовательного процесса и достигнутые результаты трудно, но абсолютно точно он должен увидеть: качество своих успехов, на каком уровне освоения умений и навыков он находится, как он способен выразить своё отношение к изучаемой программе, удалось ли ему продвинуться вперед в повышении своих результатов. Для получения объективного свидетельства положительной динамики результатов процесс обучения должен предоставлять студенту возможности: реализации учащимся своего мотивационного образовательного выбора, разных моделей поведения, самообразования и создания конкретного продукта. Задачи по выполнению которых будут оцениваться результаты должны сочетать процессуальный (что делал?) и результативный (что сделал?), быть доступными для учащихся, избыточными, многоуровневыми, модульными. Успешность решения задач возможно определить, используя критерии: оценить качества личности, необходимые для решения образовательной задачи, оценить процесс и результат (продукт) образовательной деятельности, оценить социальные роли в предлагаемых обстоятельствах. Построить шкалу оценки результативности нужно, используя принципы составления оценочных шкал: принцип множественности оценочных параметров, принцип явного описания коррелятов, принцип количественной интерпретации.
На мой взгляд, всем педагогическим запросам отвечает мониторинг результатов формирования общекультурных компетенций у студента по комплексному использованию нескольких методик. Это определяется особенностью образовательной деятельности в системе среднего профессионального образования, которая предполагает не только обучение студентов определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся и о ее результатах необходимо судить, как минимум, по двум группам показателей: учебным и личностным. Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения студента за его труд, старание.
Развитие личностных качеств как способ формирования общекультурных компетенций у студента должно быть предусмотрено в каждой образовательной программе. На развитие личности студента влияет множество факторов. Предлагаемая методика позволяет отслеживать динамику личностного развития студентов по трем блокам личностных качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности. В совокупности личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности студента, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов. Совокупность измеряемых показателей оценивается по степени выраженности. В качестве методов диагностики личностных изменений учащихся используются наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие. Технология мониторинга личностного развития студента требует документального оформления полученных результатов на каждого студента. Этому служит индивидуальная карточка учета динамики личностных качеств развития студента.
Следует отметить, что традиционные методики не дают возможности определить эффективность освоения программы с точки зрения культурного самоопределения студента (его ориентацию в мире ценностей и смыслов, выбор моделей культуросообразного поведения, содержащихся в окружающем пространстве). Самоопределение в культуре – высший уровень личностного самоопределения. Поэтому, в качестве образовательных результатов необходимо рассматривать: выражение отношения студента к культуре, обществу, самому себе, другим людям в совокупности действий, которые складываются в дальнейшем в образ жизни; осмысление студентом социальной значимости своей деятельности; способность студента создавать в своем сознании образ культуры, себя и других людей; обусловленность поступков студента образом культуры, представлением о себе, других людях, обществе, которое существует в его сознании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа студентов по физике. От компетентного преподавателя к компетентному студенту.
Сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они могут адекватно выполнять свои функции, отличаясь высок...
Методика оценки загрязнения окружающей среды в результате строительства зданий и сооружений
Методика оценки загрязнения окружающей среды в результате строительства зданий и сооруженийС.С. Костюков преподаватель ГБПОУ ОКГ «Столица»Аннотация: Данная статья актуальна для обучающихся по специаль...
Методика оценки социально-экономической эффективности внутреннего туризма в ленинградской области
В данной статье рассмотрены вопросы обьективной оценки уровня развития внутреннего туризма в регионе. Предлагаемая автором методика, основываясь на заявленных принципах, учитывает не просто отде...
Изучение методики оценки уровня качества продукции
Данная презентация используется при выполнении практической работы в рамках МДК 01.01 "Теоретические основы организации контроля качества и испытаний продукции, работ и услуг"...
Формирование ИКТ компетентностей студента в рамках ФГОС, как одна из составляющих саморазвития личности студента
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет развитие личности обучающегося как цель и основной результат образования. Одним из условий ФГОС является создание в ОУ ИКТ-насыще...
Методики оценки общекультурных компетентностей студентов СПО
В современных, динамически изменяющихся условиях развития общества, на первый план встает вопрос формирования у студентов общекультурных компетенций, овладение которыми помогает выпускникам быстро и э...
Опытно-экспериментальная работа по развитию общекультурной компетентности детей средствами музейной педагогики
Опытно-экспериментальная работа по развитию общекультурной компетентности детей средствами музейной педагогики...