Опытно-экспериментальная работа по развитию общекультурной компетентности детей средствами музейной педагогики
методическая разработка
Опытно-экспериментальная работа по развитию общекультурной компетентности детей средствами музейной педагогики
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
М узейная культура , трактуется как степень подготовленности посетителя к восприятию предметной информации – осознание ценности подлинника и специфичности музейного языка, умение ориентироваться в музейной среде. В широком смысле музейная культура - это ценностное отношение человека к действительности, подлинное уважение к истории, умение выявить в реальной жизни предметы музейного значения . На развитие музейной педагогики оказала влияние теория диалога культур М. М. Бахтина, В. С. Библера . Музей становится местом осуществления культурно-исторического диалога , поиска новых форм общения с культурными ценностями . Педагогика музея основана на идее погружения личности в специально организованную предметнопространственную среду, включающую произведения искусства и памятники природы, экзотические предметы и исторические реликвии.
Компетентность - новая единица измерения образованности человека, т. к. знания, умения и навыки уже полностью не удовлетворяют и не позволяют измерить уровень качества образования. Компетентностный подход в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимых к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к разрешению разного рода проблем, к деятельности. Общекультурная компетентность в научно-педагогической литературе понимается как уровень образованности, достаточный для самообразования, самостоятельных и обоснованных суждений о явлениях в различных областях культуры, диалога с представителями иных культур. Общекультурная компетентность определяется как интегративная способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности , воспитанности и развития, ориентированная на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионально-педагогического характера.
структура общекультурной компетентности состоит из когнитивного, ценностно-ориентационного и коммуникативно- деятельностного компонентов. Когнитивный компонент соответствует такой форме присвоения продуктов культуры, как изучение и понимание. В разнообразных определениях культуры мы замечаем ее " знаниевую " характеристику: "комплекс знаний", "совокупность интеллектуальных элементов", "память мира ". Ценностно-ориентационный компонент предполагает приобщение к культуре как передаче ценностей через переживание в процессе духовного общения. При этом культура определяется как "система производства духовных ценностей", "специфический способ мышления, чувствования", "реализация верховных ценностей". Коммуникативно- деятельностный компонент соответствует операционно-поведенческой направленности и такому способу присвоения культуры как научение и сотворчество, что закреплено в определениях культуры как формы поведения, способов человеческой деятельности, системе хранения и передачи социального опыта.
Наличие поля значимых проблем, которое составляют мировоззренческие, проблемы социальной деятельности, личностного самоопределения и саморазвития, межличностных отношений и способность к их решению, определяют познавательную направленность когнитивного компонента общекультурной компетентности. Базовые показатели уровня общей культуры формируются в процессе освоения культурного пространства. Освоенное культурно-образовательное пространство является характеристикой ценностно-ориентационного компонента в структуре общекультурной компетентности. Присвоение продуктов культуры предполагает их чувственное восприятие, эмоциональное, ценностное отношение к ним . Среда общения также выступает важнейшим источником информации о культурных ценностях, выполняя ориентационную функцию в мире красоты. На базе освоенного культурно-образовательного пространства происходит формирование способности к культурной деятельности , общению. В учебновоспитательном процессе это составляет коммуникативно- деятельностный
Первым этапом экспериментальной работы можно считать опыт личного участия автора в создании временных музейных экспозиций в детском образовательном учреждении и организации в нем воспитательной и образовательной деятельности .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья для участия в Межрегиональной научно-пратической конференции " Гражданское и патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики"...
Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики.
Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики. Внима...
Опытно-экспериментальная работа по обучению младшего школьного возраста безопасному поведению на проезжей части дороги
Опытно-экспериментальная работа по обучению младшего школьного возраста безопасному поведению на проезжей части дороги Состояние работы по обучению младших школьников безопасному пове...
Технология познавательного развития детей "Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников"
Ребенок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения является любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий, впечатлений, стремление к экспериментированию и...
Консультация для педагогов МНЕМОТЕХНИКА В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ С ТНР
материал предназначен для педагогов дошкольного образования...
Методики оценки общекультурных компетентностей студентов СПО
В современных, динамически изменяющихся условиях развития общества, на первый план встает вопрос формирования у студентов общекультурных компетенций, овладение которыми помогает выпускникам быстро и э...
ОТЧЁТ по опытно-экспериментальной работе: «Полевой опыт» как форма организации практических занятий и научно-исследовательской работы студентов на учебном поле Мухоршибирского филиала ГАПОУ РБ «Республиканский межотраслевой техникум»
ОТЧЁТ по опытно-экспериментальной работе: «Полевой опыт» как форма организации практических занятий и научно-исследовательской работы студентов на учебном поле Мухоршибирского филиала ГАПО...