методическая разработка по ПМ02 МДК 02.02. "Планирование тактики ведения и ухода за пациентами при артериальной гипертензии"
методическая разработка

Арзанова Айкумуш

В данном материале представлены методы активного обучения, кейс-технологии, которые способствуют усвоению студентами медицинских колледжей знаний и умений по диагностике и лечению артериальной гипертензии, а также формированию соответствующих общих и профессиональных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrab_prakt_zanyatiya_arter_gipertenzii.docx35.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»

Мытищинский филиал

Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»

ЦМК учебных дисциплин и профессиональных модулей специальностей «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело»

ПМ 02 Лечебная деятельность МДК 02. 01 Лечение пациентов терапевтического профиля
Раздел 1 Лечение пациентов терапевтического профиля

Тема занятия: Планирование тактики ведения и ухода за пациентами при артериальной гипертензии

2 курс 4 семестр

Разработчик:

Арзанова А.Ж. – преподаватель первой квалификационной категории

ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 1» Мытищинский филиал

Рассмотрена и утверждена на заседании ЦМК                            Согласована

учебных дисциплин и профессиональных модулей                     Заместитель директора

специальностей «Лечебное дело», «Сестринское дело»,            по учебной работе

«Акушерское дело» __________________ 2020                          Шабарова М.Н.

Председатель ЦМК ____________

Ф.И.О. ________________________                                             « »______________ 2020 год

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей профессиональных модулей, для самостоятельной работы обучающихся 2 курса на практических занятиях по ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.01 Лечение заболеваний органов кровообращения.

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 31.02.01 «Лечебное дело»

Пояснительная записка

Методическая разработка практического занятия для преподавателей по теме: «Планирование тактики ведения и ухода за пациентами при артериальной гипертензии» ПМ 02 Лечебная деятельность МДК 02. 01 Лечение пациентов терапевтического профиля Раздел 1 Лечение пациентов терапевтического профиля специальность 31.02.01 Лечебное дело составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО.

В методической разработке практического занятия представлены методы активного обучения, кейс-технологии, которые способствуют усвоению студентами знаний и умений по диагностике и лечению артериальной гипертензии, а также формированию соответствующих общих и профессиональных компетенций.

На практическом занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес к будущей профессии, а также умение осмысливать и применять имеющиеся знания в практической деятельности.

При изучении темы используются элементы беседы, самостоятельной работы, самостоятельное выполнение практической работы.

Методическая разработка практического занятия включает себя методические и дидактические материалы: конспект занятия, тестовые задания, ситуационные задачи, алгоритм измерения артериального давления, мультимедийную презентацию и информационный блок. 

ПМ 02 Лечебная деятельность МДК 02. 01 Лечение пациентов терапевтического профиля
Раздел 1 Лечение пациентов терапевтического профиля

Тема занятия: Планирование тактики ведения и ухода за пациентами при артериальной гипертензии

Цели занятия:

  • оказать помощь студентам в изучении заболевания артериальная гипертензия;
  • оказать помощь студентам в усвоении знаний – этиологии, патогенеза, клиники, осложнений, диагностики, дифференциальной диагностики, принципов лечения;
  • оказать помощь студентам в отработке приемов диагностики АГ и гипертонических кризов (ГК) (сборе анамнеза, проведении объективного обследования);
  • овладеть методикой анализа и интерпретации данных субъективного и объективного обследования пациента;
  • разобрать принципы лечения заболевания;
  • научиться оформлять медицинскую документацию.

 Задачи занятия:

  1. Учебная – способствовать формированию и закреплению теоретических знаний на практике, оказать помощь студентам в усвоении на практическом занятии клинических симптомов артериальной гипертензии, гипертонических кризов (ГК). Изучить осложнения, принципы диагностики, дифференциальной диагностики лечения АГ и ГК.
  2. Развивающая – развивать у студентов клиническое мышление – умение выделять существенные признаки и симптомы, характерные для АГ и ГК, применение теоретических знаний на практике.
  1.  Воспитательная – воспитывать у студентов дисциплинированность, ответственность, бережное и внимательное отношение к больному, соблюдение этических норм медицинского работника, четкое выполнение медицинских назначений.


Изучение данной темы способствует формированию следующих профессиональных компетенций:
5.2.1. Диагностическая деятельность

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

5.2.2.  Лечебная деятельность

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.

ПК 2.8. Оформлять медицинскую документацию.

После изучения данной темы студент должен знать:

  • современные теории этиологии и патогенеза артериальной гипертензии, особенности современной манифестации этой патологии;
  • дифференциальную диагностику заболевания;
  • особенности диетотерапии при артериальной гипертензии;
  • методы внебольничной диагностики;
  • показания к экстренной и плановой госпитализации;
  • принципы леченияартериальной гипертензии

После изучения данной темы студент должен уметь:

  • оценить данные расспроса и выявить проблемы пациента;
  • провести объективное обследование;
  • обосновать предварительный диагноз и составить план обследования;
  • оказать доврачебную помощь при гипертоническом кризе;
  • назначить лечение в пределах компетенции фельдшера;
  • выявить возможные осложнения артериальной гипертензии;
  • выписать рецепты на гипотензивные препараты.

Место проведения занятия: аудитория

Продолжительность занятия: 180 минут

Материально-техническое обеспечение занятия: фонендоскоп, тонометр, мультимедийный комплекс.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: ситуационные задачи, тесты, таблицы «Определение и классификация уровня артериального давления (АД)», «Антиатеросклеротическая диета», рецептурный справочник, алгоритм оказания неотложной помощи при ГК, набор лекарственных препаратов для лечения АГ и ГК.

Тип занятия: практическое занятие с элементами моделирования профессиональной деятельности.

Методы обучения: инструктаж и самостоятельная работа, репродуктивный.

Метод контроля знаний: индивидуальный письменный опрос;

индивидуальный устный опрос.

Карта межпредметных связей:

Пропедевтика клинических дисциплин

Тема: «Методы обследования пациентов с заболеваниями сердечнососудистой системы».

Фармакология

Тема: «Средства, влияющие на сердечнососудистую систему».

Выполнение работ по профессии младшая медсестра по уходу за больными

Тема: «Оценка функционального состояния пациента».

Анатомия и физиология

Тема: «Анатомия и физиология сердечнососудистой системы».

Латинский язык

Тема: «Выписка рецептов».

Используемая литература:

  1. .Смолева ,Э.В., Шутов, Ю.Э.Терапия для фельдшера [Текст] / Э.В. Смолева , Ю.Э. Шутов.- Ростов-н/Д:Феникс, 2014.-213 с.
  2. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи / Э.В.Смолева, Е.Л.Аподиакос. – Изд. 10-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 652, [ 1] с.: ил. – (Среднее профессиональное образование).
  3. Федюкович Н.И. Внутренние болезни: учебник / Н.И.Федюкович. Изд. 7-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 573 с. (Среднее профессиональное образование).
  4. Мироненко О.И. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи. Теория и практика. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 286 с. (Среднее профессиональное образование).
  5. Отвагина Т.В. Неотложная медицинская помощь. Учебник. -3-е изд. Р н/Д. –Феникс. -2015. -251 с. /гриф Минобр.РФ/
  6. Артериальная гипертония у взрослых, авторы составители Чазова И.Е., Ощепкова Е.В., Жернакова Ю.В., клинические рекомендации, Российское медицинское общество по артериальной гипертонии, 2016 г.
  7. Отвагина Т.В. Терапия (оказание медицинских услуг в терапии): учебное пособие. - Издание 8-е, доп. и перераб. Феникс, 2017 стр.113-123
  8. лекционный материал, www.medcollegelib.ru;

Ход занятия (структура занятия)

Организационный момент

5 минут

Актуализация темы

5минут

Контроль исходного уровня знаний

20 минут

Изучение нового материала

40 минут

Отработка практических навыков

50 минут

Закрепление изученного материала

(Устный опрос)

30 минут

Итоговый контроль знаний

20 минут

Подведение итогов занятия, задание на дом

10минут

Всего

180 минут

Задания для входного контроля 
Тема: Артериальная гипертензия

1.

Дайте определение «артериальная гипертензия»

2.

Выделите факторы риска АГ:

1) гиподинамия

2) стресс

3) семейный анамнез ранних сердечнососудистых заболеваний

4) все верно

3.

Определите степени повышения АД:

1) 160-179/100-109 мм.рт.ст. (2ст)

2) 140-159/90-99 мм.рт.ст. (1ст)

3)180/110 мм.рт.ст. (3ст)

4.

Вторичная гипертония развивается на фоне:

1) повышения АД на физическую нагрузку

2) повышения АД во время стресса

3) повышение АД у больных с заболеванием почек

5.

Выделите, что относится к органам – мишеням:

1) сердце, мозг, почки, легкие

2)  почки, легкие, сердце

3) сердце, мозг, периферические артерии

4) сердце, мозг, почки, артерии сетчатки, периферические артерии

6.

Выделите, изменения в одном из органов – мишеней свидетельствует о том, что у больного АГ:

1) 1 степени

2) 2 стадии

3) 1 стадии

4) 3 степени

7.

Выделите, какое самое частое осложнение может развиться при АГ:

1) менингит

2) гипертонический криз

3) острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК)

4) острый инфаркт миокарда

8.

Выделите, какие симптомы не относятся к «общемозговым»:

1) головная боль

2) головокружение

3) тошнота, рвота

4) шум в ушах

5) «мушки» перед глазами

6) брадикардия

9.

Выделите основные группы препаратов для лечения АГ:

1) диуретики, беттаблокаторы, ингибиторы ангиотензин превращающего фермента (ИАПФ)

2) диуретики, беттаадреноблокаторы, ИАПФ, блокаторы рецептов ангиотензин II

3) диуретики, беттаадреноблокаторы, ИАПФ, блокаторы рецептов ангиотензин II, антагонисты кальция

10.

Для гиперкинетического криза характерно:

1) пожилой возраст

2) начало очень быстрое, без предвестников

3) тахикардия

4) головная боль выражена слабо

11.

Для гипокинетического криза характерно:

1) пожилой возраст

2) исходное АД слегка повышено 140/90 мм.рт.ст.

3) бледность лица

4) парезы, параличи часто

5) все верно

12.

Выделите факторы, способствующие развитию гипертонического криза:

1) стрессовые ситуации

2) значительное употребление соли

3) посталкогольные интоксикации

4) передозировка мочегонных средств

Изучение нового материала

Лекционный материал, информационный блок, таблицы, (Приложение 3)

Отработка практических навыков

Изучив ситуационные задачи составить алгоритм обследования пациента; демонстрировать технику измерения артериального давления (приложение 1, 2)

Ситуационные задачи

Задача 1.

Больной 45 лет, обратился с жалобами на утомляемость, раздражительность, периодически беспокоит сердцебиение. Подобное состояние отмечает в течение 6 месяцев. Иногда сам измеряет АД, которое чаще всего = 140/90 мм.рт.ст. За медицинской помощью раньше не обращался.

Известно, что работает на заводе мастером. Работа сменная, часты психоэмоциональные стрессы. Курит. Из хр.заболеваний – хр.гастрит.

Объективно: кожные покровы обычной окраски, сухие, чистые. Частота дыхательных движений (ЧДД) 16 в 1 мин., дыхание везикулярное, хрипов нет. Частота сердечных сокращений (ЧСС) 92 в 1 мин., АД 140/90 мм.рт.ст. Температура тела 36,4. живот мягкий, б/б, диурез и стул в норме (N). Волнуется.

Задание:

1. Поставить диагноз, обосновать.

2. Назначить лечение.

3. Какие обследования необходимо назначить.

Задача 2.

Женщине 55 лет на рабочем месте внезапно стало плохо – головная боль «затылочной» локализации, тошнота, мелькание «мушек» перед глазами. Подобное состояние впервые. Обратилась за медпомощью на здравпункт предприятия.

Известно, что накануне сильно нервничала, плохо спала. Из перенесенных заболеваний АГ 1 степени.

Объективно: кожные покровы обычной окраски, сухие, чистые. ЧДД 16 в 1 мин., дыхание везикулярное, хрипов нет. ЧСС 85 в 1 мин., АД 170/100 мм.рт.ст. Температура тела 36,6. живот мягкий, б/б, диурез и стул в N.

Задание:

1. Обосновать диагноз

2. Тактика ведения больной.

Задача 3.

Мужчина 74 года в течение 4 дней отмечает ухудшение состояния. Жалуется на головную боль, шум в ушах, тошноту, 2 раза рвоту, периодически головокружения.  Известно, что принимает постоянно эналаприл 10 мг 1 раз утром, гипотиазид 25 мг 1 раз в сутки. Ведет дневник контроля АД (165/100 мм.рт.ст.). В течение 4 дней АД повышается до 200/100 мм.рт.ст. Из перенесенных заболеваний – транзиторная ишемическая атака. На электорокардиограмме (ЭКГ) – гипертрофия левого желудочка.

Объективно: кожные покровы обычной окраски, сухие, чистые. ЧДД 16 в 1 мин., дыхание везикулярное, хрипов нет. ЧСС 78 в 1 мин. АД 195/100 мм.рт.ст. Температура тела 36,6. Живот мягкий, б/б, диурез и стул в N. Пастозность голеней.

Задание:

1. Поставить основной диагноз

2. Какое осложнение развилось у больного

3. Тактика ведения

Задача 6.

Мужчина 70 лет, отмечает ухудшение состояния в течение 7 дней. Жалобы на сонливость, вялость, головную боль, мелькание «мушек» перед глазами, слабость в конечностях, снижение диуреза. Со слов больного, ел много соленой рыбы.

При осмотре кожные покровы бледные, нормальной влажности, лицо одутловатое. ЧДД 16 в 1 мин., дыхание везикулярное, хрипов нет. ЧСС 62 в 1 мин., АД 195/110 мм.рт.ст., живот мягкий, б/б, диурез снижен.

Из перенесенных заболеваний гипертоническая болезнь (ГБ) 3 стадии, сахарный диабет (СД) 2 тип.

Задание:

1. Определить тип и форму криза

2. Назначить лечение

Задача 7.

На прием к терапевту обратился мужчина 54 года. Жалобы на головную боль в утренние часы, преимущественно затылочной области. Головная боль может возникнуть после физической нагрузки, сопровождается тошнотой, слабостью.

Известно, что мужчина работает управляющим в строительной компании. Ведет малоподвижный образ жизни. Не соблюдает принципы рационального питания, употребляет много животных жиров, ест «на ходу» любит пересоленную пищу. Курит. Из перенесенных заболеваний хр. бронхит.

Объективно: кожные покровы обычной окраски, сухие, чистые. ЧДД 18 в 1 мин., дыхание везикулярное, хрипов нет. ЧСС 88 в 1 мин. АД 160/100 мм.рт.ст. Температура тела 36,6. Живот мягкий, б/б, диурез и стул в N. Рост 176 см., вес 90 кг.  ОТ =110 см.

Задание:

1. Поставить диагноз

2. Провести обследование

3. Рассказать о мерах профилактики по данному заболеванию

Задача 8.

В терапевтическом отделении ЦРБ на стационарном лечении находится женщина 63 года. Поступила планово. При поступлении жалобы на головную боль, тошноту, шум в ушах, периодически головокружение, утомляемость.

Известно, что больна давно. В молодости перенесла транзиторная ишемическая атака. Лечение принимает не постоянно, когда станет плохо. Работает по сменному графику – день/ночь. После ночных смен чувствует себя хуже, отмечает усиление головной боли. Часты стрессы. Любит жирную и острую, пересоленную пищу.

Отягощенный семейный анамнез сердечнососудистых заболеваний. У родителей (матери) ОНМК по геморрагическому типу с левосторонним гемипарезом.

Объективно: кожные покровы обычной окраски, сухие, чистые, отечность век. ЧДД 18 в 1 мин., дыхание везикулярное, хрипов нет. ЧСС 65 в 1 мин. АД 170/100 мм.рт.ст. Температура тела 36,6. Живот мягкий, б/б, диурез и стул в N. По ЭКГ - гипертрофия левого желудочка.

Задание:

1. Поставить диагноз

2. Тактика ведения больной.

Закрепление изученного материала

(Устный опрос)

1. Симптомокомплекс при артериальной гипертензии

2. Дифференциальная диагностика с какими патологическими состояниями проводится?

3. Осложнения при АГ

4. Основные группы гипотензивных препаратов, выпишите рецепт

5. Профилактика АГ

Итоговый контроль знаний(Приложение 2)

Задача 4.

Мужчина 60 лет обратился с жалобами на головную боль, тошноту, боль в области сердца, колющего характера.

Объективно: кожные покровы обычной окраски, сухие, чистые. ЧДД 18 в 1 мин., дыхание везикулярное, хрипов нет. ЧСС 82 в 1 мин. АД 190/100 мм.рт.ст. Температура тела 36,6. Живот мягкий, б/б, диурез и стул в N. Повышенного питания – объем талии (ОТ) 110 см. Со слов больного, пользовался спреем нитроминт (сублингвально 2 дозы), положительного эффекта не отмечает.

При осмотре грудной клетки слева – болезненная пальпация 4-5 межреберья по переднеподмышечной линии. Боль усиливается при поворотах туловища.

Известно, что в течение 5 лет принимает гипотензивные препараты. Рекомендации лечащего врача не всегда выполняет.

Задание:

1. Поставить диагноз

2. Назначить обследование

3. Откорректировать лечение

Задача 5.

Женщина 30 лет внезапно почувствовала себя плохо – тошнота, чувство страха, озноб, жажда. Свои состояния связывает с психоэмоциональными нагрузками.

Объективно: больная испугана, тремор пальцев рук. Кожные покровы влажные, лицо гиперимировано. ЧДД 20 в 1 мин., дыхание везикулярное, хрипов нет. ЧСС 110 в 1 мин., тахикардия, АД 180/100 мм.рт.ст. Температура тела 36,6. Живот мягкий, б/б, учащенное, обильное мочеиспускание.

Задание:

1. Определить тип и форму криза

2. Лечение

Подведение итогов занятия, задание на дом

Суммирует оценки

Выставляет общую оценку в журнал, аргументирует

Приводят в порядок рабочие места

Оценка полученных знаний, умений

Выдает на дом информационный блок новой темы для самостоятельной

Приложение №1

Техника измерения артериального давления (АД)

Алгоритм действий

I. Подготовка к процедуре.

  1. Убедиться, что мембрана фонендоскопа и трубки целы.
  2. За 15 минут предупредить пациента о предстоящем исследовании.
  3. Выбрать правильный размер манжеты.
  4. Попросить пациента лечь или сесть.

II. Выполнение процедуры.

  1. Уложить руку пациента в разогнутом положении (под локоть можно положить сжатый кулак кисти свободной руки или валик). Освободить руку от одежды.
  2. На обнаженное плечо пациента наложить манжету на 2 – 3 см выше локтевого сгиба (одежда не должна сдавливать плечо выше манжеты). Между плечом и манжетой должен проходить 1 палец.
  3. Вставить фонендоскоп в уши и одной рукой поставить мембрану фонендоскопа на область локтевого сгиба (место нахождения плевой артерии).
  4. Проверить положение стрелки манометра относительно «0»-й отметки шкалы и другой рукой закрыть вентиль «груши», повернуть его вправо, этой же рукой нагнетать воздух в манжетку до исчезновения пульсации на лучевой артерии + 20-30 мм.рт.ст. (т.е. несколько выше предполагаемого АД).
  5. Выпускать воздух из манжеты со скоростью 2-3 мм.рт.ст. в 1 секунду, повернуть вентиль влево.
  6. Отметить цифру появления первого удара пульсовой волны на шкале манометра соответствующую систолическому АД.
  7. Продолжить выпускать воздух из манжеты отметить величину диастолического давления, соответствующую ослаблению или полному исчезновению тонов Короткова.
  8. Выпустить весь воздух из манжетки и повторить процедуру через 1 – 2 минуты.
  9. Сообщить пациенту результат измерения.

III. Завершение процедуры

  1. Данные измерения округлить и записать АД в виде дроби, в числительном – систолическое давление (САД), в знаменателе – диастолическое давление  (ДАД) (АД 120/80 мм.рт.ст.).
  2. Протереть мембрану фонендоскопа салфеткой, смоченной спиртом.
  3. Вымыть руки.
  4. Записать данные в принятую медицинскую документацию.

Приложение 2.

Эталоны ответов

Задача № 1

1. Гипертоническая болезнь I стадии 1 степени риск низкий (АД 140/90 мм.рт.ст. в течение 6 месяцев курит, психоэмоциональные стрессовые ситуации в анамнезе).

2. Лечение немедикоментозное (изменение образа жизни питание, полноценный сон,достаточная физическая активность не курить).

3. Глюкоза крови натощак, общий холестерин, холестерин липопротеидов высокой плотности (ЛПВП), триглицериды, холестерин липопротеидов низкой плотности (ЛПНП), креатинин, расчетный клиренс креатинина (формула Кокрофта-Голта) или скорость клубочковой фильтрации (формула MDRD), гемоглобин и гематокрит (общий анализ крови), общий анализ мочи, ЭКГ.

Задача № 2

1. Гипертонический криз неосложненный (внезапное начало после нервного стресса не досыпания , АД(170/100 мм.рт.ст.)

2. Психоэмоциональный покой, положение горизонтально с возвышенным головным концом. Лечение необходимо начинать немедленно, скорость снижения АД не должна превышать 25% за первые 2 часа, с последующим достижением целевого АД в течение нескольких часов (не более 24 – 48 часов) от начала терапии. При неосложненном ГК возможно как внутривенное, так и пероральное применение антигипертензивных лекарственных средств (в зависимости от выраженности повышения АД и клинической симптоматики). Даем пациенту ¼-1 таблетку (25мг каптоприла под язык под контролем АД. Вызов участкового врача.

Задача № 3

1. Гипертоническая болезнь III стадии 3 степени риск 4.

2. Сердечная недостаточность.

3. Госпитализация в стационар для коррекции лечения.

Задача № 4

1.Гипертоническая болезнь I стадии 3 степени риск высокий.

2. Рентгенография (Rg) грудного отдела позвоночника для исключения спонделаартроза.

3. Ингибиторы ангиотензипревращающего фермента (ИАПФ), диуретики, нестероидные противовоспалительные средства (НПВС).

Задача № 5

1. Гипертонический криз I типа.

2.Психоэмоциональный покой, положение горизонтально с возвышенным головным концом. Лечение необходимо начинать немедленно, скорость снижения АД не должна превышать 25% за первые 2 часа, с последующим достижением целевого АД в течение нескольких часов (не более 24 – 48 часов) от начала терапии. При неосложненном ГК возможно как внутривенное, так и пероральное применение антигипертензивных лекарственных средств (в зависимости от выраженности повышения АД и клинической симптоматики). Даем пациенту анаприлин 10мг или метопролол 25 мг под язык под язык под контролем АД, при отсутствии противопоказаний. Вызов участкового врача.

Задача № 6

1. Гипертонический криз I типа

2.Психоэмоциональный покой, положение горизонтально с возвышенным головным концом. Лечение необходимо начинать немедленно, скорость снижения АД не должна превышать 25% за первые 2 часа, с последующим достижением целевого АД в течение нескольких часов (не более 24 – 48 часов) от начала терапии. При неосложненном ГК возможно как внутривенное, так и пероральное применение антигипертензивных лекарственных средств (в зависимости от выраженности повышения АД и клинической симптоматики). Даем пациенту ¼-1 таблетку (25мг каптоприла под язык под контролем АД. Вызов участкового врача.

Задача № 7

1. Гипертоническая болезнь II стадии 1 степени риск высокий, избыток массы тела.

2. Глюкоза крови натощак, общий холестерин, холестерин ЛПВП, триглицериды (ТГ), холестерин ЛПНП креатинин, расчетный клиренс креатинина (формула Кокрофта-Голта) или скорость клубочковой фильтрации (формула MDRD), гемоглобин и гематокрит (общий анализ крови), общий анализ мочи, ЭКГ.

3.Отказ от курения, снижение массы тела, снижение употребления алкогольных напитков. Расширение физической активности, снижение употребления поваренной соли. Комплексное изменение режима питания (увеличение употребления растительной пищи, уменьшение употребления насыщенных жиров, увеличение в рационе калия, кальция и магния).

Задача № 8

1. Гипертоническая болезнь III стадии 2 степени риск 4.

2. Немедикаментозное и медикаментозное лечение (ингибиторы АПФ-рамиприл, диуретики – индапамид, антагонисты кальция-амлодипин)

 

Приложение 3

Информационный блок

Гипертоническая болезнь – это заболевание для которого характерно стабильное повышение АД, вследствие нарушения деятельности систем, регулирующих нормальный уровень АД, при отсутствии первичного заболевания, для его повышения.Это ведет к тому, что ГБ рассматривается как, самостоятельное первичное заболевание, о чем доказано Лангом,что существует симптоматическая гипертония т.е. АД повышается при каком то заболевании (хр.гломерулонефрит, пиелонефрит).Имеет очень большую социальную значимость.

Причины.

Основные:1. Чаще болеют мужчины до 55 лет,женщины до 60 лет.2.Повышение холестерина более 6,5ммоль/л.3.Курение 4. Отягощенная наследственность.

5.Повышенное потребление соли.6.Психоэмоцианальное напряжение.

Дополнительные факторы риска: 1.Повышение сахара в крови.2.Ожирение. 3.Гиподинамия.4.Дефицит эстрогенов.5.Географический регион проживания.Граница АД у здоровых лиц оптимальное - меньше 120/80мм.рт. ст. Нормальное - меньше 130/85 мм рт.ст. Пограничный уровень АД систолическое 130-139 мм рт.ст,диастолическое 85-89мм рт.ст.

Артериальная гипертензия 1 стадии: систолическое 140-159мм рт.ст.,диастолическое 90-99 мм рт.ст.

2 стадии:систолическое 160-179 мм рт.ст,диастолическое 100-109 мм рт.ст.

3 стадии:больше 180 /110 мм рт.ст.Зависит от общего периферического сопротивления в сосудах. От просвета сосудов и от ОЦК.

Классификация: Разделяют по стадиям:1 стадия-АД больше или равно 160/95 мм рт.ст,отсутствует изменение сосудов,органов мишеней(головной мозг,сердце,почки,нижниеконечности,сосуды глазного дна).2 стадия-давление больше или равно 160/95мм рт.ст имеются атеросклеротические изменения в сосудах органов мишеней(на внутренней стенке откладываются липиды и развивается соединительная ткань). Приводит к сужению просвета сосуда,кровиприйдетмало,но она снижается незначительно.Ф-ия органов сохранена.Организм компенсирует.3 стадия-АД такое же. Появляются осложнения атеросклеротических изменений в сосудах органов мишеней(со стороны головного мозга-инсульт, со стороны сердца-инфаркт,со стороны почек-хрон-ая недостаточность почек, состороны глаз-снижение зрения,со стороны нижних конечностей-гангрена).

Механизм развития.Под действием стресса повышается выброс адреналина,это ведет к повышению ЧСС,это приводит к повышению систолического выброса,а это к повышению систолического АД-это не стойкое повышение. При первом стрессе повышается выброс норадреналина(сужение периферических сосудов,крови придёт мало к органам и тканям).Развивается ишемия в почках (выбрасывается вещество ренин,соединяется с α2 глобулином и превращается в ангиотензин(АТ1),соединяется с АТ превращающим ферментам и получается АТ2,он суживает периферические сосуды,а от них зависит уровень диастолического АД-это давление стойкое и стабильное,лечить тяжело.Но АТ2 повышает выброс альдостерона-это соли(солизадерживающий гормон),стенка сосуда отекает, просвет сосуда суживается. Если в роду часто встречается ГБ-это значит что с генами передается дефект кальциевых каналов,поэтому кальций не удерживается на клетке,а идет в клетку и сосуды суживаются.

Клиника.1 стадия-периодические головные боли,перио-ое сердцебиение, раздраж-ть, плохой сон,повышенная утомляемость. При осмотребольныхАД повышается периодически,чтобы зафиксировать больному надо мерить несколько раз в день.

2 стадия-Атеросклеротическое изменение в сосудах органов мешений.Ф-ия не нарушина.Основные клинические проявления: головные боли,локализиющиеся в области затылка,лба, весок,надбровныхдуг,головные боли чаще утром.Чаще боли связаны с нервной перевозбудимостью или переутомлением.Если головная боль, то поражены сосуды головного мозга,головокружение,шум в ушах,снижениепамяти,раздраж-ть. Со стороны сердца-сердцебиение,ноющие боли в сердце.Со стороны зрения-пелена перед глазами, мушки,снижениезрения,в поздних стадиях двоение в глазах,носовоекровотечение,боли в икроножных мышцах. Объективно.Органы кровообращения.При осмотре (если сужены периферические сосуды,происходит гипертрофия левого ж-ка)видим верхушечный толчок.Пульс сначала ретмичный,аритмичный,частый,повышенного наполнения.

Перкуссия.Расширение левой границы сердца. Аускультация.1 тон на верхушке ослаблен,2 тон над аортой усилен,на верхушке слышим функциональный шум.3 стадия-характерны осложнения.Беспокоят постоянные головные боли,перебои в работе сердца,сжимающие периодические боли в сердце(стенокардия),одышка, снижение зрения,боли в икроножных мышцах усиливаются при ходьбе(симптом перемежающейся хромоты т.е. больной идет,больнаростает,увеличиваетсянагрузка,бользастявляет останавливать- ся). Диагностика.Клинический анализ крови-ничего нет.Общий анализ мочи-снижена относительная плотность мочи,ниже 1015,могут быть эритроциты,может быть протеинурия. Анализ мочи по Зимницкому-изогипостенурия и гипостенурия. Биохимический анализ крови-повышен холестерин,может быть повышена мочевина.На ЭКГ-гипертрофия левог ж-ка.Глазное дно-сужение артерий и артериол и они извитые и расширены вены.Может быть кровоизлияние на сетчатке,отслойка сетчатки приводит к снижению зрения.УЗИ сердца-суточное мониторингование АД(холтер).Контроль АД в течение суток.

Лечение.

Лечение немедикаментозное (изменение образа жизни - питание, полноценный сон,достаточная физическая активность, не курить).

Медикаментозное лечение (ингибиторы АПФ-рамиприл, диуретики – индапамид, антагонисты кальция – амлодипин, бетаблокаторы – бисопролол и т.д.)

Приложение 4.

Задание на дом

1. Чтение конспекта лекции «Атеросклероз. Ишемическая болезнь сердца (ИБС): стенокардия».

2. Подготовить ответы на вопросы:

1) этиология

2) патогенез

3) факторы риска

4) клиника

5) профилактика

6) лечение

3. Определить индекс массы тела индивидуально для себя и оценить результаты исследования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения конкурса « Фермер года», по дисциплине «Основы ведения личного подсобного хозяйства»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»   Методическая ...

Комплаентность пациента с артериальной гипертензией. Роль фельдшера

Лечение АГ требует полного соблюдения назначений лечащего врача и пожизненного приема лекарственных средств, не зависимо от самочувствия пациента. Все пациенты относятся к лечению по разному, по...

Методическая разработка Мастер-класса По теме: «БИОМЕХАНИКА ТЕЛА В РАБОТЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ С ПАЦИЕНТОМ»

Данный мастер-класс предназначен для учащихся подготовительных курсов медицинских классов, школ, студентов медицинских колледжей, для слушателей на факультете повышения квалификации и переподготовки, ...

Особенности сестринского ухода за беременными с артериальной гипертензией.

Ведение беременности и родов у женщин с гипертонической болезнью до настоящего времени продолжает оставаться одной из серьёзнейших проблем акушерства. Это связано, в первую очередь с тем, что указанна...

Методическая разработка по учебно-воспитательной работе к классному часу по теме: «Общение с пациентом»

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.   Общение играет немаловажную роль в жизни и деятельности людей.Без общения невозможно, например, разв...

Электронный образовательный ресурс по теме Тактика ведения и принципы лечения пациентов при нарушениях периферического кровообращения

Методическое пособие предназначено для проведения практического занятия по ПМ.02. «Лечебная деятельность», МДК 02.02. «Лечение пациентов хирургического профиля» на 3 курсе...

методическая разработка по ПМ02 МДК 02.01. "Лечение гастритов, язвенной болезни"

материал предназначен для студентов СПО специальность "Лечебное дело"...