ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
учебно-методический материал
Технологическая карта урока – это педагогическое планирование занятия, обеспечивающий качество образовательной деятельности в рамках конкретного промежутка времени (учебного занятия), содержащий перечень планируемых результатов и путей их достижения в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Преподаватель | Кушнарева Татьяна Константиновна | ||
Учебная дисциплина/МДК | Анатомия и физиология человека | ||
Группа | 611 - 614 | ||
Специальность | 34.02.01. Сестринское дело | ||
Раздел дисциплины\МДК | Раздел 4. Анатомо – физиологические особенности системы органов дыхания | ||
Тема изучения | |||
Тема лекции | Анатомо – физиологические особенности дыхательных путей | ||
Номер учебного занятия по КТП | № 11 | ||
Вид занятия и его номер | Теоретическое занятие № 7 (урок) | ||
Тип урока | Усвоение новых знаний | ||
Цель занятия: образовательная: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: Анатомо – физиологические особенности дыхательных путей, в результате чего, к концу занятия обучающийся должен знать: - определение понятия спланхнология; - понятие о полых и паренхиматозных органах; -обзор органов дыхания; - полость носа, строение, функции; - топография, строение и функции гортани, - трахея, бронхи, топография, строение, функции. Бронхиальное дерево; | |||
развивающая: - создание условий для развития умений выбирать типовые способы выполнения профессиональных задач; - создание условий для совершенствования мыслительных операций. | |||
воспитательная: - способствовать воспитанию морально - этических качеств медработника. | |||
Организация образовательной среды | |||
Педагогические технологии | Методы обучения | Формы организации работы | |
Проблемное обучение с использованием групповой технологии. Электронная презентация занятия. | Частично-поисковый | Групповая |
Образовательные результаты
Общие компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Профессиональные компетенции ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. | ||
| Практический опыт (действия) - проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. | ||
Умения | Знания | Умения | Знания |
- мотивировать себя к учебной деятельности; - формулировать цель и задачи деятельности; - уважать чувства достоинства пациента, его прав; - организовывать поиск информации в соответствии с поставленными целями; - уважительно и бережно относиться к социальным, культурным и религиозным потребностям пациента; конспектировать самостоятельно учебный материал | - принципы организации собственной деятельности; - цели и задачи деятельности; - принципы работы в поисковых системах сети Интернет; - принципы работы с учебным материалом; | - соблюдать принципы профессиональной этики и деонтологии | - определение понятия спланхнология; - понятие о полых и паренхиматозных органах; -обзор органов дыхания; - полость носа, строение, функции; - топография, строение и функции гортани, - трахея, бронхи, топография, строение, функции. Бронхиальное дерево; |
Технологический процесс урока
Тип урока: комбинированный
Деятельность преподавателя и объем времени | Деятельность обучающихся | Формируемые образовательные результаты | ||||||||||
Общие компетенции | Профессиональные компетенции | |||||||||||
Умения | Знания | Умения | Знания | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
I. Организационный этап (2 минуты). | ||||||||||||
Приветствие, отметка отсутствующих; проверка готовности студентов к занятию; инициация и мотивация к обучению. | Приветствуют преподавателя, готовятся к занятию, отключают телефоны, готовят ручки и тетради. | - мотивировать себя к учебной деятельности; - организовывать работу группы. | - принципы организации собственной деятельности; - правила поведения в коллективе при выполнении различных функций. | |||||||||
II. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся (5 минут). | ||||||||||||
Сообщает тему занятия, цели, организовывает деятельность студентов по формулированию целей занятия для себя, мотивирует к изучению темы с использованием ТСО и проблемных вопросов. | Знакомятся с темой занятия и учебными целями, для себя формулируют цели – знания, которые должны усвоить на данном занятии, отвечают на вопросы во время мотивации | - мотивировать себя к изучению темы занятия; - найти убедительные аргументы по формулированию целей занятия. | - принципы организации собственной деятельности; - принципы работы с научным и профессиональным текстом. | |||||||||
III. Проверка домашнего задания, уточнение направления актуализации полученных знаний и умений (10 минут) | ||||||||||||
Актуализация знаний (повторение материала предыдущего учебного занятия); отработка ранее изученной терминологии, проверка домашнего задания в рабочей тетради; студентам предлагается вставить пропущенные термины в предложения на слайде по предыдущей теме « Общие вопросы миологии. Мышцы головы и шеи. Мышцы туловища. Мышцы плечевого пояса и свободной верхней конечности. Мышцы тазового пояса и свободной нижней конечности». Далее студентам предлагается ответить на вопросы тестового контроля. (2 варианта тестовых заданий по 10 вопросов с эталонами ответов) | Студенты вставляют пропущенные термины в рабочей тетради, выполняют тестовые задания, затем проводят взаимопроверку. | -выбирать способ достижения цели в соответствии с заданными критериями. -оценивать эффективность выполненных действий -проводить взаимопроверку результатов профессиональной деятельности; - оценивать свою работу, работу других обучающихся и вклад каждого в совместную деятельность. | - находить источники информации; -работать в поисковых системах сети Интернет; - общепринятую терминологию и аббревиатуры; - требования к выполнению задания. | |||||||||
IV Воспроизведение ранее полученных знаний и их применение в стандартных условиях (5 минут) | ||||||||||||
Предлагает обучающимся выбрать темы или вопросы из предыдущих тем курса анатомии и физиологии, которые связаны с сегодняшней темой занятия. | Сообщают темы или вопросы темы предыдущих занятий, связанных с темой «Анатомо – физиологические особенности дыхательных путей» | - вести продуктивную дискуссию; - активно и последовательно отстаивать свою точку зрения; - обосновывать собственные высказывания и воспринимать критику; | - приемы организации работы в группе; - приемы ведения дискуссии; - принципы делового общения; - | |||||||||
V. Первичное усвоение новых знаний (55 минут) | ||||||||||||
Изложение нового материала с использованием мультимедийного сопровождения, опорных схем и элементов беседы
| Знакомятся с новой темой, используя опорные схемы, отвечают на вопросы беседы, составляют конспекты. | - мотивировать себя к учебной деятельности; - формулировать цель и задачи деятельности; - работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; - самостоятельно делать выводы, соотносить свои выводы с выводами других студентов. | - принципы работы в поисковых системах сети Интернет; - принципы работы с учебным материалом; | - сформулировать определение понятия спланхнология; - характеризовать понятие о полых и паренхиматозных органах; -обзор органов дыхания; - перечислить органы дыхательной системы; - рассказать полость носа, строение, функции; - топография, строение и функции гортани, - трахея, бронхи, топография, строение, функции. Бронхиальное дерево;
| - проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения. - проводить мероприятия по сохранению и укреплению органов дыхания пациента и его окружения.
| |||||||
VI. Первичная проверка понимания и закрепления знаний (5 минут) | ||||||||||||
Преподаватель предлагает схематично изобразить изученный материал и решить кроссворд по теме «Анатомо – физиологические особенности дыхательных путей». | Выполняют задание: в тетради схематично записывают изученный материал, решают предложенный кроссворд. | - правильно и осознанно воспроизводить основного содержания изученного материала репродуктивного (минимального) и конструктивного (общего) уровней; - дополнять и корректировать ответы обучающихся.
| - альтернативные подходы к решению задач; - требования к выполнению задания; - правила поведения в коллективе при выполнении различных функций. | |||||||||
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3 минуты) | ||||||||||||
Формулирует домашнее задание и задание для внеаудиторной самостоятельной работы. Составить сообщения на темы: 1. Анатомо – физиологические особенности дыхательной системы в разные возрастные периоды; 2. Лабораторные методы исследования: исследование мазков- отпечатков, бактериальных посевов, секрета носа, ротовой полости, мазков глотки, мокроты) | Записывают домашнее задание, темы внеаудиторной самостоятельной работы | - организовывать поиск информации в соответствии с поставленными целями; - конспектировать самостоятельно учебный материал | - принципы работы в поисковых системах сети Интернет; - принципы работы с учебным материалом; |
|
| |||||||
VIII. Подведение итогов. Рефлексия (5 минут) | ||||||||||||
Подводит итоги занятия, (определяет уровень усвоения), выставляет оценки в оценочный лист, комментируя их. Инициирует рефлексию, используя готовые шаблоны. | Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала, рефлексируют. | -оценивать эффективность своей деятельности (самоанализ); - мотивировать себя на саморазвитие; - системно применять полученные знания на практике. | - принципы организации деятельности; - типовые методы и способы решения профессиональных задач; -способ достижения цели в соответствии с заданными критериями. | -определять понятие спланхнология, называть системы, относящиеся к этой группе - характеризовать полые и паренхиматозные органы; - перечислить органы дыхания, деление органов по выполняемой функции; - рассказать топографию, строение и функцию воздухопроводящих органов дыхательной системы. | -проводить мероприятия по сохранению и укреплению органов дыхания населения и пациентов.
|
Внутридисциплинарные связи: Анатомо – физиологические особенности опорно – двигательного аппарата, анатомо – физиологические особенности органов дыхательной системы, анатомо – физиологические особенности органов пищеварительной системы, анатомо – физиологические особенности органов мочеполовой системы, гомеостаз, состав, свойства и функции крови, анатомо – физиологические особенности органов системы кровообращения и лимфообращения, анатомо – физиологические особенности эндокринной системы.
Междисциплинарные связи: ОГСЭ.04. Физкультура, ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, ОП. 03. Основы патологии, ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики, ОП.05. Гигиена и экология человека, ОП.06. Основы микробиологии и иммунологии, ОП.07. Фармакология;
МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение; МДК.01.02. Основы профилактики; МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико – санитарной помощи населению; МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях; МДК. 02.02. Основы реабилитации; МДК. 03.01. Основы реаниматологии; МДК. 03.02. Медицина катастроф;
Литература для студента
1. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.
2. Самусев Р., Липченко В. .Атлас анатомии человека. – М.: ОНИКС 21 век – Мир и образование 2016.
Литература для преподавателя:
1. И.В. Гайворонский «Анатомия и физиология человека».
2. А.А. Швырев «Анатомия и физиология человека с основами общей патологии.
3. В.Я. Липченко «Атлас нормальной анатомии.
4. Анатомия человека: атлас [Электронный ресурс] : учеб. пособие для медицинских училищ и колледже / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина, С.В. Чава - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970432570.html
5. Анатомия человека [Электронный ресурс] : учебник для медицинских училищ и колледжей / З.Г. Брыксина, М.Р. Сапин, С.В. Чава - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970437742.html
6. Анатомия и физиология [Электронный ресурс] : учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. – http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970424780.htm
ТСО: ноутбук, мультимедиа (интерактивная доска)
Время проведения: 90 минут
Место проведения: лекционная аудитория
Оснащение: 1. Стандартные таблицы;
2.
3.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Преподаватель | Кушнарева Татьяна Константиновна | ||
Учебная дисциплина/МДК | Анатомия и физиология человека | ||
Группа | 611 - 614 | ||
Специальность | 34.02.01. Сестринское дело | ||
Раздел дисциплины\МДК | Раздел 4. Анатомо – физиологические особенности системы органов дыхания | ||
Тема изучения | |||
Тема лекции | Анатомо – физиологические особенности легких. Плевра. Средостение. Физиология дыхания. | ||
Номер учебного занятия по КТП | 12 | ||
Вид занятия и его номер | Теоретическое занятие № 8 (урок) | ||
Тип урока | Усвоение новых знаний | ||
Цель занятия: образовательная: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: Анатомо – физиологические особенности дыхательных путей, в результате чего, к концу занятия обучающийся должен знать: - легкие, топография, строение (макро и микроскопическое строение), и функции. - основные принципы газообмена; - факторы, способствующие старению легких; - дыхательный цикл. Показатели внешнего дыхания, легочные объемы; - топография, строение и функции плевры. Пневмоторакс, гемоторакс; - строение, границы, отделы средостения. | |||
развивающая: - создание условий для развития умений выбирать типовые способы выполнения профессиональных задач; - создание условий для совершенствования мыслительных операций. | |||
воспитательная: - способствовать воспитанию морально - этических качеств медработника. | |||
Организация образовательной среды | |||
Педагогические технологии | Методы обучения | Формы организации работы | |
Проблемное обучение с использованием групповой технологии. Электронная презентация занятия. | Частично-поисковый | Групповая |
Образовательные результаты
Общие компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Профессиональные компетенции ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. | ||
| Практический опыт (действия) - проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. | ||
Умения | Знания | Умения | Знания |
- мотивировать себя к учебной деятельности; - формулировать цель и задачи деятельности; - уважать чувства достоинства пациента, его прав; - организовывать поиск информации в соответствии с поставленными целями; - уважительно и бережно относиться к социальным, культурным и религиозным потребностям пациента; конспектировать самостоятельно учебный материал | - принципы организации собственной деятельности; - цели и задачи деятельности; - принципы работы в поисковых системах сети Интернет; - принципы работы с учебным материалом; | - соблюдать принципы профессиональной этики и деонтологии | - легкие, топография, строение (макро и микроскопическое строение), и функции. - основные принципы газообмена; - факторы, способствующие старению легких; - дыхательный цикл. Показатели внешнего дыхания, легочные объемы; - топография, строение и функции плевры. Пневмоторакс, гемоторакс; - строение, границы, отделы средостения. |
Технологический процесс урока
Тип урока: комбинированный
Деятельность преподавателя и объем времени | Деятельность обучающихся | Формируемые образовательные результаты | ||||||||||
Общие компетенции | Профессиональные компетенции | |||||||||||
Умения | Знания | Умения | Знания | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
I. Организационный этап (2 минуты). | ||||||||||||
Приветствие, отметка отсутствующих; проверка готовности студентов к занятию; инициация и мотивация к обучению. | Приветствуют преподавателя, готовятся к занятию, отключают телефоны, готовят ручки и тетради. | - мотивировать себя к учебной деятельности; - организовывать работу группы. | - принципы организации собственной деятельности; - правила поведения в коллективе при выполнении различных функций. | |||||||||
II. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся (5 минут). | ||||||||||||
Сообщает тему занятия, цели, организовывает деятельность студентов по формулированию целей занятия для себя, мотивирует к изучению темы с использованием ТСО и проблемных вопросов. | Знакомятся с темой занятия и учебными целями, для себя формулируют цели – знания, которые должны усвоить на данном занятии, отвечают на вопросы во время мотивации | - мотивировать себя к изучению темы занятия; - найти убедительные аргументы по формулированию целей занятия. | - принципы организации собственной деятельности; - принципы работы с научным и профессиональным текстом. | |||||||||
III. Проверка домашнего задания, уточнение направления актуализации полученных знаний и умений (10 минут) | ||||||||||||
Актуализация знаний (повторение материала предыдущего учебного занятия); отработка ранее изученной терминологии, проверка домашнего задания в рабочей тетради; студентам предлагается вставить пропущенные термины в предложения на слайде по предыдущей теме «Анатомо – физиологические особенности легких. Плевра. Средостение. Физиология дыхания». Далее студентам предлагается ответить на вопросы тестового контроля. (2 варианта тестовых заданий по 10 вопросов с эталонами ответов) | Студенты вставляют пропущенные термины в рабочей тетради, выполняют тестовые задания, затем проводят взаимопроверку. | -выбирать способ достижения цели в соответствии с заданными критериями. -оценивать эффективность выполненных действий -проводить взаимопроверку результатов профессиональной деятельности; - оценивать свою работу, работу других обучающихся и вклад каждого в совместную деятельность. | - находить источники информации; -работать в поисковых системах сети Интернет; - общепринятую терминологию и аббревиатуры; - требования к выполнению задания. | |||||||||
IV Воспроизведение ранее полученных знаний и их применение в стандартных условиях (5 минут) | ||||||||||||
Предлагает обучающимся выбрать темы или вопросы из предыдущих тем курса анатомии и физиологии, которые связаны с сегодняшней темой занятия. | Сообщают темы или вопросы темы предыдущих занятий, связанных с темой «Анатомо – физиологические особенности легких. Плевра. Средостение. Физиология дыхания» | - вести продуктивную дискуссию; - активно и последовательно отстаивать свою точку зрения; - обосновывать собственные высказывания и воспринимать критику; | - приемы организации работы в группе; - приемы ведения дискуссии; - принципы делового общения; - | |||||||||
V. Первичное усвоение новых знаний (55 минут) | ||||||||||||
Изложение нового материала с использованием мультимедийного сопровождения, опорных схем и элементов беседы.
| Знакомятся с новой темой, используя опорные схемы, отвечают на вопросы беседы, составляют конспекты. | - мотивировать себя к учебной деятельности; - формулировать цель и задачи деятельности; - работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; - самостоятельно делать выводы, соотносить свои выводы с выводами других студентов. | - принципы работы в поисковых системах сети Интернет; - принципы работы с учебным материалом; | - сформулировать основные принципы газообмена и факторы, способствующие старению легких; - характеризовать топография, строение (макро и микроскопическое строение), и функции легких; - перечислить показатели внешнего дыхания, легочные объемы и характеристику дыхательного цикла; - рассказать топографию, строение и функции плевры; - дать характеристику процесса пневмоторакса, гемоторакса; - строение, границы, отделы средостения. | - проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения. - проводить мероприятия по сохранению и укреплению органов дыхания пациента и его окружения.
| |||||||
VI. Первичная проверка понимания и закрепления знаний (5 минут) | ||||||||||||
Преподаватель предлагает схематично изобразить изученный материал и решить кроссворд по теме «Анатомо – физиологические особенности легких. Плевра. Средостение. Физиология дыхания», составление глоссария. | Выполняют задание: в тетради схематично записывают изученный материал, решают предложенный кроссворд, составляют глоссарий. | - правильно и осознанно воспроизводить основного содержания изученного материала репродуктивного (минимального) и конструктивного (общего) уровней; - дополнять и корректировать ответы обучающихся.
| - альтернативные подходы к решению задач; - требования к выполнению задания; - правила поведения в коллективе при выполнении различных функций. | |||||||||
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3 минуты) | ||||||||||||
Формулирует домашнее задание и задание для внеаудиторной самостоятельной работы - заполнение «немых» рисунков легких, плевральных полостей, средостения с указанием латинских и русских названий; | Записывают домашнее задание и задание для внеаудиторной самостоятельной работы | - организовывать поиск информации в соответствии с поставленными целями; - конспектировать самостоятельно учебный материал | - принципы работы в поисковых системах сети Интернет; - принципы работы с учебным материалом; |
|
| |||||||
VIII. Подведение итогов. Рефлексия (5 минут) | ||||||||||||
Подводит итоги занятия, (определяет уровень усвоения), выставляет оценки в оценочный лист, комментируя их. Инициирует рефлексию, используя готовые шаблоны. | Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала, рефлексируют. | -оценивать эффективность своей деятельности (самоанализ); - мотивировать себя на саморазвитие; - системно применять полученные знания на практике. | - принципы организации деятельности; - типовые методы и способы решения профессиональных задач; -способ достижения цели в соответствии с заданными критериями. | -определять - основные принципы газообмена и факторы, способствующие старению легких; - называть показатели внешнего дыхания, легочные объемы, дыхательный цикл; - характеризовать легкие, топография, строение (макро и микроскопическое строение) и функции; - перечислить органы дыхания, деление органов по выполняемой функции; - рассказать топография, строение и функции плевры. Пневмоторакс, гемоторакс; - строение, границы, отделы средостения; | -проводить мероприятия по сохранению и укреплению органов дыхания населения и пациентов.
|
Внутридисциплинарные связи: Анатомо – физиологические особенности опорно – двигательного аппарата, анатомо – физиологические особенности органов дыхательной системы, анатомо – физиологические особенности органов пищеварительной системы, анатомо – физиологические особенности органов мочеполовой системы, гомеостаз, состав, свойства и функции крови, анатомо – физиологические особенности органов системы кровообращения и лимфообращения, анатомо – физиологические особенности эндокринной системы.
Междисциплинарные связи: ОГСЭ.04. Физкультура, ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, ОП. 03. Основы патологии, ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики, ОП.05. Гигиена и экология человека, ОП.06. Основы микробиологии и иммунологии, ОП.07. Фармакология;
МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение; МДК.01.02. Основы профилактики; МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико – санитарной помощи населению; МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях; МДК. 02.02. Основы реабилитации; МДК. 03.01. Основы реаниматологии; МДК. 03.02. Медицина катастроф;
Литература для студента
1. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
2. Самусев Р., Липченко В. .Атлас анатомии человека. – М.: ОНИКС 21 век – Мир и образование 2009
Литература для преподавателя:
1. И.В. Гайворонский «Анатомия и физиология человека»
2. А.А. Швырев «Анатомия и физиология человека с основами общей патологии»
3. В.Я. Липченко «Атлас нормальной анатомии
4. Анатомия человека: атлас [Электронный ресурс] : учеб. пособие для медицинских училищ и колледже / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина, С.В. Чава - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970432570.html
5. Анатомия человека [Электронный ресурс] : учебник для медицинских училищ и колледжей / З.Г. Брыксина, М.Р. Сапин, С.В. Чава - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970437742.html
6. Анатомия и физиология [Электронный ресурс] : учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. – http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970424780.htm
ТСО: ноутбук, мультимедиа (интерактивная доска)
Время проведения: 90 минут
Место проведения: лекционная аудитория
Оснащение:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Преподаватель | Кушнарева Татьяна Константиновна | ||
Учебная дисциплина/МДК | Анатомия и физиология человека | ||
Группа | 611 - 614 | ||
Специальность | 34.02.01. Сестринское дело | ||
Раздел дисциплины\МДК | Раздел 4. Анатомо – физиологические особенности системы органов дыхания | ||
Тема изучения | |||
Тема лекции | Анатомо – физиологические особенности органов дыхательной системы | ||
Номер учебного занятия по КТП | 13 | ||
Вид занятия и его номер | Практическое занятие № 5 | ||
Цель занятия: образовательная: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: Анатомо – физиологические особенности органов дыхательной системы, в результате чего, к концу занятия обучающийся должен знать: - определение понятия спланхнология; -обзор органов дыхания; - полость носа, строение, функции; - топография, строение и функции гортани, - трахея, бронхи, топография, строение, функции. Бронхиальное дерево; - легкие, топография, строение (макро и микроскопическое строение), и функции. - основные принципы газообмена. Факторы, способствующие старению легких; - дыхательный цикл. Показатели внешнего дыхания, легочные объемы; - топография, строение и функции плевры. Пневмоторакс, гемоторакс; - строение, границы, отделы средостения. | |||
развивающая: - содействовать развитию умений выбирать типовые способы выполнения профессиональных задач; - создание условий для совершенствования мыслительных операций. | |||
воспитательная: - способствовать воспитанию морально - этических качеств медработника. | |||
Организация образовательной среды | |||
Педагогические технологии | Методы обучения | Формы организации работы | |
Проблемное обучение с использованием групповой технологии. | Частично-поисковый | Групповая, индивидуальная |
Образовательные результаты
Общие компетенции ОК 3. Принимать решение в стандартной и нестандартной ситуациях, нести за них ответственность. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
| Профессиональные компетенции ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. | ||
Практический опыт (действия) - осуществление бесконфликтного взаимодействия в группе и эффективной работе в команде | Практический опыт (действия) - проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. | ||
Умения | Знания | Умения | Знания |
- мотивировать себя к учебной деятельности; - формулировать цель и задачи деятельности; - уважать чувства достоинства пациента, его прав; - организовывать поиск информации в соответствии с поставленными целями; - конспектировать самостоятельно учебный материал | - стандартные способы и правила решения профессиональных задач; - методы коррекции своей деятельности и последствия риска; - принципы работы в поисковых системах сети Интернет; - принципы работы с учебным материалом; | - соблюдать принципы профессиональной этики и деонтологии. - проводить профилактику профессионального заражения. | - определение спланхнологии; -обзор органов дыхания; - полость носа, строение, функции; - топография, строение и функции гортани, - трахея, бронхи, топография, строение, функции. Бронхиальное дерево; легкие, топография, строение (макро и микроскопическое строение), и функции. - основные принципы газообмена. Факторы, способствующие старению легких; - дыхательный цикл. Показатели внешнего дыхания, легочные объемы; - топография, строение и функции плевры. Пневмоторакс, гемоторакс; - строение, границы, отделы средостения. |
Технологический процесс практического занятия
Деятельность преподавателя и объем времени | Деятельность обучающихся | Формируемые образовательные результаты | ||||||||||
Общие компетенции | Профессиональные компетенции | |||||||||||
Умения | Знания | Умения | Знания | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
I. Организационный этап (2 минуты). | ||||||||||||
Приветствие, отметка отсутствующих; проверка готовности студентов к занятию; инициация и мотивация к обучению. | Приветствуют преподавателя, готовятся к занятию, отключают телефоны, готовят ручки и тетради. | - мотивировать себя к учебной деятельности; - организовывать работу группы. | - принципы организации собственной деятельности; - правила поведения в коллективе при выполнении различных функций. | |||||||||
II. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся (5 минут). | ||||||||||||
Сообщает тему занятия, цели, организовывает деятельность студентов по формулированию целей занятия для себя, мотивирует к изучению темы с использованием ТСО и проблемных вопросов. | Знакомятся с темой занятия и учебными целями, для себя формулируют цели – знания, которые должны усвоить на данном занятии, отвечают на вопросы во время мотивации. | - мотивировать себя к изучению темы занятия; - найти убедительные аргументы по формулированию целей занятия. | - принципы организации собственной деятельности; - принципы работы с научным и профессиональным текстом. | |||||||||
III Воспроизведение ранее полученных знаний () | ||||||||||||
Предлагает обучающимся ответить на вопросы тестового контроля занятия. | Сообщают темы или вопросы темы предыдущих занятий, связанных с темой «Анатомо – физиологические особенности дыхательных путей» | - вести продуктивную дискуссию; - активно и последовательно отстаивать свою точку зрения; - обосновывать собственные высказывания и воспринимать критику; | - приемы организации работы в группе; - приемы ведения дискуссии; - принципы делового общения; - | |||||||||
IV. Применение знаний в учебно – производственных ситуация () | ||||||||||||
Изложение нового материала с использованием мультимедийного сопровождения, опорных схем и элементов беседы
| Знакомятся с новой темой, используя опорные схемы, отвечают на вопросы беседы, составляют конспекты. | - мотивировать себя к учебной деятельности; - формулировать цель и задачи деятельности; - работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; - самостоятельно делать выводы, соотносить свои выводы с выводами других студентов. | - принципы работы в поисковых системах сети Интернет; - принципы работы с учебным материалом; | - сформулировать определение понятия спланхнология; - характеризовать понятие о полых и паренхиматозных органах; -обзор органов дыхания; - перечислить органы дыхательной системы; - рассказать полость носа, строение, функции; - топография, строение и функции гортани, - трахея, бронхи, топография, строение, функции. Бронхиальное дерево; | - проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения. - проводить мероприятия по сохранению и укреплению органов дыхания пациента и его окружения.
| |||||||
V. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3 минуты) | ||||||||||||
Формулирует домашнее задание и задание для внеаудиторной самостоятельной работы. Составить сообщения на темы: 1. Анатомо – физиологические особенности дыхательной системы в разные возрастные периоды; 2. Лабораторные методы исследования: исследование мазков- отпечатков, бактериальных посевов, секрета носа, ротовой полости, мазков глотки, мокроты) | Записывают домашнее задание, темы внеаудиторной самостоятельной работы | - организовывать поиск информации в соответствии с поставленными целями; - конспектировать самостоятельно учебный материал | - принципы работы в поисковых системах сети Интернет; - принципы работы с учебным материалом; |
|
| |||||||
VIII. Подведение итогов. Рефлексия (8 минут) | ||||||||||||
Подводит итоги занятия, (определяет уровень усвоения), выставляет оценки в оценочный лист, комментируя их. Инициирует рефлексию, используя готовые шаблоны. | Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала, рефлексируют. | -оценивать эффективность своей деятельности (самоанализ); - мотивировать себя на саморазвитие; - системно применять полученные знания на практике. | - принципы организации деятельности; - типовые методы и способы решения профессиональных задач; -способ достижения цели в соответствии с заданными критериями. | -определять понятие спланхнология, называть системы, относящиеся к этой группе - характеризовать полые и паренхиматозные органы; - перечислить органы дыхания, деление органов по выполняемой функции; - рассказать топографию, строение и функцию воздухопроводящих органов дыхательной системы. | -проводить мероприятия по сохранению и укреплению органов дыхания населения и пациентов.
|
Внутридисциплинарные связи: Анатомо – физиологические особенности опорно – двигательного аппарата, анатомо – физиологические особенности органов дыхательной системы, анатомо – физиологические особенности органов пищеварительной системы, анатомо – физиологические особенности органов мочеполовой системы, гомеостаз, состав, свойства и функции крови, анатомо – физиологические особенности органов системы кровообращения и лимфообращения, анатомо – физиологические особенности эндокринной системы.
Междисциплинарные связи: ОГСЭ.04. Физкультура, ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, ОП. 03. Основы патологии, ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики, ОП.05. Гигиена и экология человека, ОП.06. Основы микробиологии и иммунологии, ОП.07. Фармакология;
МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение; МДК.01.02. Основы профилактики; МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико – санитарной помощи населению; МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях; МДК. 02.02. Основы реабилитации; МДК. 03.01. Основы реаниматологии; МДК. 03.02. Медицина катастроф;
Литература для студента
1. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
2. Самусев Р., Липченко В. .Атлас анатомии человека. – М.: ОНИКС 21 век – Мир и образование 2009
Литература для преподавателя:
1. И.В. Гайворонский «Анатомия и физиология человека»
2. А.А. Швырев «Анатомия и физиология человека с основами общей патологии»
3. В.Я. Липченко «Атлас нормальной анатомии
4. Анатомия человека: атлас [Электронный ресурс] : учеб. пособие для медицинских училищ и колледже / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина, С.В. Чава - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970432570.html
5. Анатомия человека [Электронный ресурс] : учебник для медицинских училищ и колледжей / З.Г. Брыксина, М.Р. Сапин, С.В. Чава - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970437742.html
6. Анатомия и физиология [Электронный ресурс] : учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. – http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970424780.htm
ТСО: ноутбук, мультимедиа (интерактивная доска)
Время проведения: 240 минут
Место проведения: лекционная аудитория
Оснащение: стандартные таблицы, планшеты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта учебного занятия. Учебное занятие по английскому языку, разработанное с применением методики построения проблемной задачи
Проблемное обучение на уроках английского языка – способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности,эффективное средство организации самостоятельной деятельности учащи...
Технологическая карта учебного занятия
Цели занятия:Образовательнаязнать: 1. Ознакомиться с первичной документацией при поступлении и отпуске товара со склада и от поставщиков2. Приобрести пр...
Технологическая карта учебного занятия
В материале представлена технологическая карта учебного занятия по теме "Электромагнитная индукция" дисциплины "Естествознание" для специальности 38.02.04 "Коммерция (по отраслям)"...
Технологическая карта учебного занятия "Вечный двигатель - мечта или реальность?"
Технологическая карта учебного занятия "Вечный двигатель - мечта или реальность?"...
Технологическая карта учебного занятия
Технологическая карта учебного занятия по дисциплине "Программное обеспечение электронного набора и правки текста"...
Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»
В условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...
Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»
В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...