ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА ОБУЧЕНИЕ РАСЧЕТУ И АНАЛИЗУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ОП.08. ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_materialy_k_prakticheskomu_zanyatiyu_oziz.docx | 509.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №5»
(ГБПОУ ДЗМ «МК №5»)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
(Практическое занятие № 1)
ТЕМА 1.3
ОБУЧЕНИЕ РАСЧЕТУ И АНАЛИЗУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
ОП.08. ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Квалификация: Медицинская сестра
Курс IV Семестр 7
Москва 2020
РАССМОТРЕНО на заседании ЦМК ОПД _______________________________ Протокол № ____ от «___» _________20__г. Председатель ЦМК ОПД ________________/___________________ ФИО Подпись СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной работе ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ______________/____________________ ФИО Подпись | Материал составлен в соответствии с требованиями ФГОС по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело. |
Автор:
Пурясева Е.О. – преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБПОУ ДЗМ «МК №5», первая квалификационная категория
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ТЕМА 1.3
ОБУЧЕНИЕ РАСЧЕТУ И АНАЛИЗУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ »
№ п/п | Учебные вопросы (Этапы занятия: Дидактические единицы, согласно содержанию данной темы в рабочей программе) | Время (мин) |
Организационный этап | 3 мин | |
Профессиональная мотивация темы | 2 мин | |
Цели, задачи изучения темы | 3 мин | |
Актуальность темы занятия | 2 мин | |
Самостоятельная работа на занятии | 70 мин | |
Рефлексия | 5 мин | |
Домашнее задание | 5 мин |
- ЛИТЕРАТУРА
Использованная при подготовке практического занятия:
- Общественное здоровье и здравоохранение.
Учебник. Медик В.А., Лисицин В.И. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.
2. НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
- Формулы для расчета показателей общественного здоровья.
3. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
Ознакомить обучающихся с базовыми понятиями здоровья населения, факторами, его определяющими, основными показателями состояния общественного здоровья для обоснования государственных приоритетов, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения.
Студент должен знать:
- значение здоровья в общественном и экономическом развитии страны;
- факторы, формирующие здоровье населения, как важнейший социальный и экономический потенциал государства;
- методику расчета и анализа демографических показателей;
- методику расчета и анализа показателей заболеваемости;
- методику расчета и анализа показателей инвалидности;
- методику расчета и анализа показателей физического здоровья.
Студент должен уметь:
- рассчитывать, оценивать и интерпретировать медико-демографические показатели;
- использовать полученную информацию о демографических показателях для анализа общественного здоровья и оценки деятельности учреждений здравоохранения;
- рассчитывать, оценивать и интерпретировать показатели заболеваемости населения;
- использовать полученную информацию о показателях заболеваемости для анализа общественного здоровья, деятельности учреждений здравоохранения;
- рассчитывать, оценивать и интерпретировать показатели инвалидности населения;
- использовать полученную информацию о показателях инвалидности для анализа общественного здоровья и обоснования реабилитационных мероприятий, направленных на улучшение здоровья инвалидов;
- рассчитывать, оценивать и интерпретировать показатели физического здоровья населения;
- использовать полученную информацию о показателях физического здоровья для анализа общественного здоровья.
Осваиваемые ОК и ПК:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку;
- ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
- ПК 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения;
- ПК 1.2 Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения;
- ПК 1.3 Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний;
- ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию;
- ПК 4.5 Работать с нормативно-правовой, учетно-отчетной и медицинской документацией.
4. АУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ЗАДАНИЕ 1.
ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Медицинская демография – Рождаемость – Смертность населения – Скрининг – Первичная заболеваемость - Общая заболеваемость – Акселерация - |
ЗАДАНИЕ № 2.
ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Инструкция: выберите 1 правильный ответ
- Назовите основные направления демографии:
- численность населения по различным возрастно-половым группам;
- статика и динамика населения;
- естественное и механическое движение населения;
- состав и миграция населения;
- маятниковая и внутренняя миграция.
- Статика населения изучает:
- рождаемость, смертность и воспроизводство населения;
- плодовитость населения по полу, возрасту;
- численность и состав населения по социальным и биологическим признакам;
- миграцию в различных регионах страны;
- географические особенности рождаемости и состава населения.
- Динамика населения изучает:
- механическое и естественное движение населения;
- механическое движение и смертность населения;
- воспроизводство населения;
- миграционные процессы и рождаемость населения;
- естественное движение и рождаемость населения.
- Назовите причины смерти, занимающие первые три ранговых места в структуре смертности населения РФ:
- болезни системы кровообращения, новообразования, травмы и отравления;
- болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, травмы и отравления;
- инфекционные и паразитарные болезни, новообразования травмы и отравления;
- болезни органов дыхания, болезни эндокринной системы, травмы и отравления;
- болезни органов пищеварения, болезни системы кровообращения, болезни крови.
- Назовите основные источники получения информации о заболеваемости населения:
- регистрация данных по контрольным картам диспансерного наблюдения; регистрация случаев заболевания при проведении медицинских осмотров; регистрация случаев заболеваний и причин смерти по данным патологоанатомических и судебно-медицинских исследований;
- регистрация случаев заболевания при обращении в организации здравоохранения; регистрация случаев заболевания при проведении медицинских осмотров; регистрация случаев заболевания по листкам нетрудоспособности;
- регистрация случаев заболевания при обращении в организации здравоохранения; регистрация случаев заболевания при проведении медицинских осмотров; регистрация случаев заболеваний и причин смерти по данным патологоанатомических и судебно-медицинских исследований;
- регистрация данных переписи населения; регистрация талонов на прием к врачу; регистрация данных по историям болезни;
- регистрация случаев заболевания при обращении в организации здравоохранения; регистрация данных по контрольным картам диспансерного наблюдения; регистрация случаев заболевания при проведении медицинских осмотров.
- Назовите данные, необходимые для вычисления общей заболеваемости:
- число всех заболеваний, зарегистрированных впервые в данном году; среднегодовая численность населения;
- число всех заболеваний, зарегистрированных при медосмотрах; число прошедших медосмотр;
- число всех заболеваний, зарегистрированных в данном году; среднегодовая численность населения;
- общее число заболеваний, зарегистрированных в данном году; общее число заболеваний, зарегистрированных в предыдущем году;
- число всех заболеваний, зарегистрированных в предыдущем году; среднегодовая численность населения.
- Назовите первичный статистический документ, который используется для изучения заболеваемости по обращаемости в ЛПУ:
- Талон амбулаторного пациента (ф. 025-1/у);
- Дневник работы врача общей практики (семейного врача) (ф. 039/у-ВОП);
- Медицинская карта амбулаторного больного (ф. 025/у);
- Талон на прием к врачу (ф. 024-4/у-88);
- Медицинская карта стационарного больного (ф. ООЗ/у).
- Назовите заболевания, занимающие первые три ранговых места в структуре инвалидности:
- болезни системы кровообращения, травмы всех локализаций, психические расстройства;
- болезни органов дыхания, болезни системы кровообращения, травмы всех локализаций;
- травмы всех локализаций, ЗН, болезни органов дыхания;
- болезни системы кровообращения, ЗН, болезни костно-мышечной системы;
- болезни системы кровообращения, травмы всех локализаций, ЗН.
- Назовите основные методы изучения физического здоровья человека:
- визуальные, тестовые, инструментальные, антропометрические;
- тестовые, антропоскопические, антропофизиометрические;
- антропоскопические, антропометрические, антропофизиометрические;
- антропоскопические, визуальные, комплексные, тестовые;
- комплексные, инструментальные, антропометрические.
- Что лежит в основе антропоскопии:
- сравнение полученных показателей с региональными стандартами;
- анализ данных инструментальных исследований;
- оценка физических возможностей человека;
- анализ химического состава крови;
- анализ данных визуального осмотра человека.
ЗАДАНИЕ № 3.
РЕШИТЬ ЗАДАЧИ:
Исходные данные
1. Среднегодовая численность населения некоторого субъекта РФ составляет 858 672 человек, в том числе лиц в возрасте 50 лет и старше – 342 871, в возрасте от 0 до 14 лет – 312 588 человек. Число женщин в возрасте 15 – 49 лет – 280 519.
2. В изучаемом году родились живыми 13 355, в предыдущем – 13 721 детей. Умерли 7 666 жителей. Из числа всех умерших 4149 человек умерли от болезней системы кровообращения, из которых 1942 — умерли от ИБС, 1321 – от цереброваскулярных болезней, 518 – от ГБ и 368 – от других БСК.
3. За период беременности умерли 2 женщины. В возрасте до 1 года умерли 92 ребенка. В этом же году родились мертвыми 13 детей. В первые 168 ч жизни умерли 3 детей.
Задание
- Определить возрастной тип населения данного субъекта РФ.
- Общий коэффициент рождаемости.
- Общий коэффициент смертности.
- Структура смертности от БСК.
- Коэффициент материнской смертности.
- Коэффициент младенческой смертности.
- Общий коэффициент естественного прироста (убыли) населения.
Проанализировать полученные данные.
Исходные данные
- Среднегодовая численность населения некоторого субъекта РФ составляет 150 200 человек. В течение года в ЛПУ всего зарегистрировано 85 000 случаев, из которых 65 450 зарегистрировано с диагнозом, установленным впервые в жизни.
Задание
- Вычислить показатель первичной заболеваемости.
- Вычислить показатель общей заболеваемости.
Исходные данные
1. Среднегодовая численность трудоспособного населения некоторого субъекта РФ составляет 510 706 человек. В течение изучаемого года признано инвалидами в трудоспособном возрасте 4290 человек. Из общего числа инвалидами по поводу болезней системы кровообращения признано 1815 человек, костно - мышечной системы - 720, злокачественных новообразований - 670, прочих болезней - 1085.
Задание
- Вычислить показатель первичной инвалидности.
- Вычислить показатель структуры первичной инвалидности по заболеваниям.
Исходные данные
Обследуемая женщина:
- рост – 176см;
- масса тела – 75 кг;
- ЖЕЛ – 3500 см3;
- динамометрия правой кисти – 33 кг, левой – 31 кг;
- длина окружности грудной клетки – 102см;
- ширина плеч – 42 см;
- длина дуги спины – 38 см;
- становая динамометрия – 115 кг.
- частота пульса в покое – 80 ударов в 1 минуту;
- частота пульса сразу после нагрузки – 120 ударов в минуту;
- частота пульса в конце первой минуты после восстановления – 80 ударов в минуту.
Задание
На основе представленных исходных данных рассчитать основные антропометрические и антропофизиометрические показатели индивидуального здоровья:
- индекс Кетле – индекс массы тела, ИМТ;
- показатель Эрисмана;
- коэффициент состояния осанки;
- коэффициент становой динамометрии;
- коэффициент силы левой и правой кисти;
- должную жизненную емкость легких;
- пробу Руфье.
5. ЭТАЛОНЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ АУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
ЗАДАНИЕ 1.
ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Медицинская демография – изучает взаимосвязь воспроизводства населения с медико-социальными факторами и разрабатывает на этой основе меры медицинского, социального, правового характера, направленные на обеспечение наиболее благоприятного развития демографических процессов и улучшение здоровья населения. Рождаемость – естественный процесс возобновления населения, характеризующийся статически зарегистрированным числом деторождений в конкретной популяции за определенный период времени. Смертность населения – процесс естественного сокращения численности людей за счет случаев смерти в конкретной совокупности населения за определенный период времени. Скрининг – массовое обследование населения и выявление лиц с заболеваниями или с начальными признаками заболеваний. Первичная заболеваемость – совокупность новых, нигде ранее не учтенных и впервые в данном году зарегистрированных при обращении населения за медицинской помощью. Общая заболеваемость – совокупных первичных в данном году случаев обращений населения за медицинской помощью по поводу заболеваний, выявленных как в данном, так и в предыдущем году. Акселерация – (от лат. «acceleratio» - ускорение) - ускорение физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями. |
ЗАДАНИЕ № 2.
ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Номер вопроса | Ответ | Номер вопроса | Ответ |
1 | 2 | 6 | 3 |
2 | 3 | 7 | 1 |
3 | 1 | 8 | 4 |
4 | 1 | 9 | 3 |
5 | 3 | 10 | 5 |
ЗАДАНИЕ № 3.
РЕШИТЬ ЗАДАЧИ:
Задание 1
- Определить возрастной тип населения данного субъекта РФ – регрессивный тип населения.
- Общий коэффициент рождаемости – 13 355*1000= 15,5‰.
858 672
Уровень рождаемости - ниже среднего.
- Общий коэффициент смертности – 7 666*1000= 8,9‰.
858 672
Уровень смертности – низкий.
- Структура смертности от БСК.
4149*100=54,1% - болезни системы кровообращения;
7666
1942*100=46,8% - ИБС;
4149
1321*100=31,8% - цереброваскулярные болезни;
4149
518*100=12,5% - гипертоническая болезнь;
4149
368*100=8,9% - другие болезни.
4149
- Коэффициент материнской смертности – 2*100000=15‰;
13 355
- Коэффициент младенческой смертности – 92*1000=6,9‰;
13 355
- Общий коэффициент естественного прироста (убыли) населения – 15,5 - 8,9=6,6‰.
Задание 2
- Вычислить показатель первичной заболеваемости – 65 450*1000=435,8‰.
150 200
- Вычислить показатель общей заболеваемости – 85 000*1000=565,9‰.
150 200
Задание 3
- Вычислить показатель первичной инвалидности – 4290*10000=84.
510 706
- Вычислить показатель структуры первичной инвалидности по заболеваниям.
1815*100=42,3% – болезни системы кровообращения;
4290
720*100=16,7% – болезни костно - мышечной системы;
4290
670*100=15,6% – болезни злокачественных новообразований;
4290
1085*100=25,3% – прочие болезни.
4290
Задание 4
- индекс Кетеля – индекс массы тела, ИМТ – 75=24,2 (норма);
1,762
- показатель Эрисмана – 102-0,5*176=14 (хорошее развитие);
- коэффициент состояния осанки – 42*100=110,5% (признаки сколиоза);
38
- коэффициент становой динамометрии – 115*100=153,3% (малая сила);
75
- коэффициент силы левой и правой кисти – правая 33*100=44% (малая сила);
75
левая 31*100=41,3% (малая сила);
75
- должную жизненную емкость легких – 40*176+10*75-3800=7040+750-3800=3990.
Отклонение 15% – норма.
- проба Руфье – (80+12+80)-200 = 8 (посредственно).
10
Критерии оценки формулировки определения:
5 «отлично» – Все ответы правильные, полные, допускаются лишь мелкие неточности.
4 «хорошо» – Все ответы правильные, но не совсем полные, допускаются мелкие неточности и не более двух ошибок.
3 «удовлетворительно» – Допускается один неверный ответ или не полные, поверхностные ответы. Допускаются не более двух ошибок.
2 «неудовлетворительно» – Два и более неверных ответов.
Критерии оценки тестового контроля знаний:
5 «отлично» – 90 -100% правильных ответов;
4 «хорошо» – 81 - 90% правильных ответов;
3 «удовлетворительно» – 71 - 80% правильных ответов;
2 «неудовлетворительно» – 70% и менее правильных ответов.
Критерии оценки решения задачи:
5 «отлично» – Ответ правильный. Студент способен логически обосновывать свои решения, при этом пользуется полным объемом теоретических знаний, полученных в ходе изучения дисциплины. Может применять свои знания при решении нетипичных ситуаций.
4 «хорошо» – Ответ правильный. Ход мышления студента в целом верный, но с недостаточной аргументацией.
3 «удовлетворительно» – Ответ в целом правильный, но не полный. Пользуется теоретическими знаниями не в полном объеме. Не указывает единицы измерения.
2 «неудовлетворительно» – Ответ неверный. После наводящих вопросов никаких исправлений не дано.
Оценка ставиться как средняя арифметическая, с учётом всех этапов ответов на самостоятельной работе, в соответствии с критериями оценки.
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Запишите домашнее задание к ПЗ №_1:
1. Конспект теоретического занятия №2;
2. Изучить учебник Общественное здоровье и здравоохранение стр.41-71
3. Подготовить устные ответы на вопросы:
- Раскройте значение здоровья в общественном и экономическом развитии страны.
- Назовите виды экономических потерь в связи с заболеваемостью.
- Перечислите основные принципы охраны здоровья населения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ФОРМУЛЫ ДЛЯ РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
- МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕМОГРАФИИ
Для определения возрастного типа развития населения данного субъекта РФ рассчитываем удельный вес лиц в возрастных группах: от 0 до 14 лет:
Общий коэффициент рождаемости:
настоящее время уровень рождаемости в России по шкале, приведенной в таблице оценивается как низкий, несмотря на незначительный рост коэффициента рождаемости с 1999 г. В 2013 г. этот показатель составил 13,2 ‰.
Таблица Схема оценки общего уровня рождаемости
Общий коэффициент рождаемости | Уровень рождаемости |
(на 1000 населения) | |
До 10 | Очень низкий |
10-15 | Низкий |
16-20 | Ниже среднего |
21-25 | Средний |
26-30 | Выше среднего |
31-40 | Высокий |
Больше 40 | Очень высокий |
Специальный коэффициент рождаемости (плодовитость):
Общий коэффициент смертности:
Начиная с 2004 г., этот показатель сохраняет тенденцию к снижению и составил в 2013 г. 13,0 на 1000 населения (см. рис. 2.3). По шкале, приведенной в табл. 2.2, уровень смертности населения в РФ оценивается как средний.
Таблица Схема оценки показателя смертности
Общий коэффициент смертности (на 1000 населения) | Уровень смертности |
До 7 | Очень низкий |
7-10 | Низкий |
11-15 | Средний |
16-20 | Высокий |
21 и выше | Очень высокий |
Помимо общего коэффициента смертности рассчитываются коэффициенты смертности от отдельных заболеваний: ишемической болезни сердца, травм и отравлений, злокачественных новообразований (ЗН) и др. Например, смертность от острого инфаркта миокарда исчисляется как отношение числа умерших от данного заболевания к среднегодовой численности населения и выражается в промилле ‰:
Коэффициент материнской смертности:
Данный показатель позволяет оценить все потери беременных (от абортов, внематочной беременности), а также рожениц и родильниц в течение 42 дней после окончания беременности. За последние 15 лет в России этот показатель снизился с 44,2 до 11,4 случаев (на 100 000 родившихся живыми).
Коэффициент младенческой смертности (способ расчета, принятый в органах государственной статистики РФ):
За последние 15 лет этот показатель в РФ имел стойкую тенденцию к снижению и составил 8,2 ‰ в 2013 г.
Коэффициент перинатальной смертности:
Этот показатель за последние годы также имел тенденцию к снижению и составил в 2013 г. 9,6 ‰. Анализ перинатальной смертности позволяет оценить преемственность в работе акушерской и педиатрической служб.
Коэффициент мертворождаемости:
Основные причины мертворождаемости в РФ: осложнения со стороны плаценты и пуповины, осложнения беременности и родов у матери, инфекции, врожденные аномалии развития плода, а также состояния матери, не связанные с настоящей беременностью.
Общий коэффициент естественного прироста населения:
Отрицательный естественный прирост свидетельствует о явном неблагополучии в обществе, и его принято называть противоестественной убылью населения. Такая демографическая ситуация обычно характерна для периода войн, экономических кризисов и других потрясений. Отрицательный естественный прирост (противоестественная убыль) ведет к сокращению численности постоянного населения страны и другим неблагоприятным демографическим явлениям.
За всю историю России (не считая периода войн) в 1992 г. в стране был отмечен отрицательный естественный прирост (противоестественная убыль) населения, который сохранялся до 2012 г. Переломным моментом стал 2013 г., когда впервые за последние 20 лет естественный прирост населения стал положительным и составил 0,2‰.
- ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ
Показатель патологической пораженности:
Показатель первичной заболеваемости рассчитывают по следующей формуле:
Уровень первичной заболеваемости взрослого населения РФ колеблется в пределах 500-600‰.
Показатель общей заболеваемости по обращаемости рассчитывается по следующей формуле:
Уровень общей заболеваемости взрослого населения РФ составляет в среднем 1300-1400‰.
Показатель исчерпанной (истинной) заболеваемости:
Аналогично эти показатели можно рассчитать для отдельных классов болезней и нозологических форм. Тогда в числитель берут не общее число всех заболеваний, а лишь число случаев по данному классу болезней или нозологической форме. Например, показатель общей заболеваемости населения болезнями системы кровообращения можно рассчитать по следующей формуле:
На первом месте в структуре показателя общей заболеваемости взрослого населения находятся болезни системы кровообращения (19,0%); на втором - болезни органов дыхания (14,0%), на третьем - болезни костно-мышечной системы (9,9%).
- ИНВАЛИДНОСТЬ
Показатель первичной инвалидности, который рассчитывают по следующей формуле:
В 2013 г. в РФ этот показатель составил 64,8 на 10 тыс. населения.
Показатель структуры первичной инвалидности по заболеваниям:
В структуре первичной инвалидности взрослого населения первое место занимают болезни системы кровообращения, далее идут ЗН, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, травмы всех локализаций, психические расстройства, которые составляют около 80% в структуре всех причин первичной инвалидности населения.
- ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Индекс Кетеля - индекс массы тела (ИМТ):
где m - масса тела (кг), l0 - рост в положении стоя (м).
Схема оценки уровней индекса массы тела
Значение ИМТ | Оценочный уровень |
ИМТ <18,5 | Низкая масса тела |
18,5 ≤ ИМТ < 25 | Нормальная масса тела |
25 ≤ ИМТ < 30 | Избыточная масса тела |
30 ≤ ИМТ < 35 | I степень ожирения |
35 ≤ ИМТ < 40 | II степень ожирения |
ИМТ ≥40 | III степень ожирения |
Показатель Эрисмана (ПЭр) дает возможность оценить пропорциональность развития грудной клетки:
ПЭр= lс - 0,5 × l0,
где lс - длина окружности грудной клетки в паузе (см), l0 - рост в положении стоя (см).
Схема оценки уровней показателя Эрисмана
Испытуемые | Значение показателя | Оценочный уровень |
Новорожденные | 8-10 см | Хорошее развитие |
Дети в возрасте 1 года | 12-13 см | Хорошее развитие |
Мужчины | ≥6 см | Хорошее развитие |
<6 см | Узкая грудная клетка | |
Женщины | ≥3,5 см | Хорошее развитие |
<3,5 см | Узкая грудная клетка | |
Коэффициент состояния осанки Ксо дает возможность оценить состояние позвоночника:
Схема оценки уровней коэффициента состояния осанки
Значение Ксо | Оценочный уровень |
85 ≤ Ксо < 100 | Сутулость |
100 < Ксо < 110 | Нормальная осанка |
Ксо <85 или Ксо≥110 | Признаки сколиоза |
Коэффициент становой динамометрии (Ксд) помогает оценить зависимость между массой тела и мышечной силой:
где РS - становая динамометрия (кг), m - масса тела (кг).
Схема оценки коэффициента становой
Значение Ксд (%) | Оценочный уровень |
Ксд <175 | Малая сила |
175 ≤ Ксд < 190 | Сила ниже средней |
190 ≤ Ксд < 210 | Средняя сила |
210 ≤ Ксд < 225 | Сила выше средней |
Ксд ≥225 | Большая сила |
Коэффициент силы кисти (Кск) дает возможность оценить силу рук:
где Pn - показатель силы кисти (кг), m - масса тела (кг).
Этот показатель определяется отдельно для левой и правой кистей.
Схема оценки коэффициента силы кисти
Испытуемые | Значение показателя (%) | Оценочный уровень |
Мужчины | Ксд <70 | Малая сила |
70≤ Ксд <75 | Средняя сила | |
Ксд ≥75 | Большая сила | |
Женщины | Ксд <50 | Малая сила |
50≤ Ксд <60 | Средняя сила | |
Ксд ≥60 | Большая сила |
ДЖЕЛ находят по формулам отдельно для мужчин и женщин.
Мужчины: ДЖЕЛ = 40 × (рост в см) + 30 × (масса в кг) - 4400;
женщины: ДЖЕЛ = 40 × (рост в см) + 10 × (масса в кг) - 3800.
Считается, что отклонение ЖЕЛ от ДЖЕЛ в пределах 15% - это норма; отклонение значения ЖЕЛ от ДЖЕЛ свыше 15% служит индикатором возможных заболеваний легких.
Для оценки работоспособности по приведенной ниже формуле рассчитывают показатель Руфье(ПРуф.):
где Р1 - исходная частота пульса; Р2 - частота пульса сразу после нагрузки; Р3 - частота пульса в конце первой минуты восстановления.
Схема оценки пробы Руфье
Значение показателя | Уровень работоспособности |
пробы Руфье | |
≤3 | Высокий |
4-6 | Хороший |
7-10 | Посредственный |
11-15 | Удовлетворительный |
≥16 | Плохой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для студентов по проведению практического занятия. Тема: Инфекционные болезни, диагностика, принципы лечения. Лечебно-диагностическая работа.Организация оказания медицинской помощи инфекционным больным.Устройство и режим инфекци
Методическая разработка практического занятия для специальности Сестринское дело 060501 составлена согласно ФГОС третьего поколения . ПМ 02. МДК 02.01«Сестринский уход при различных заболев...
Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков сбора нагрузок при проведении расчетов строительных конструкций
Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков сбора нагрузок при проведении расчетов строительных конструкций студентами по междисциплинарному курсу МДК 01 Пр...
Учебно-методическая разработка для проведения практического занятия Тема: Надевание стерильных перчаток. Снятие использованных перчаток. Профилактика парентеральных инфекций среди медперсонала.
Данная методическая разработка практического занятия по теме: «Надевание стерильных перчаток. Снятие использованных перчаток. Профилактика парентеральных инфекций среди медперсонала»...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития
Методические рекомендации для обучающихся по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и...
Методическая разработка практического занятия Тема: «Обучение технике штрафного броска в баскетболе»
Методическая разработка, «Обучение технике штрафного броска в баскетболе», составлена на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура»...
Методическая разработка практического занятия. Тема: «Обучение применению холода, постановке компрессов (холодного, согревающего)»
Тема: «Обучение применению холода, постановке компрессов (холодного, согревающего)»...
План проведения учебного занятия по ПМ 02 МДК 02.01 «Организация обслуживания в организациях общественного питания» по специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»
План проведения учебного занятия по ПМ 02 МДК 02.01 «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО обучающихся по специальности 43.02.01 Организаци...