Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития
методическая разработка
Методические рекомендации для обучающихся по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_k_sr_pm.01_.doc | 121 КБ |
mr_k_pr_pm.01.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Самарской области
«Борский государственный техникум»
«Согласовано» Руководитель МК ________Л.В. Блинкова «___» __________ 2017 г. Протокол № _____ от «___»________2017 г. | «Утверждаю» Зам. директора по УПР ________С.В. Ситников «___» __________ 2017 г. |
Методические рекомендации
по выполнению самостоятельных работ
по профессиональному модулю
ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития
по специальности
44.02.01 «Дошкольное образование»
Борское, 2017 г.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта, рабочей программы, Положения об учебно-методическом комплексе, Методических рекомендаций по организации самостоятельной работы обучающихся ГБПОУ СО «Борский государственный техникум».
Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Борский государственный техникум»
Разработчик:
Долгих Ольга Павловна, преподаватель.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка.
- Контроль выполнения самостоятельной работы.
- Критерии оценки.
- Рекомендации по составлению конспекта.
- Последовательность действий при составлении плана.
- Правила написания доклада.
- Правила написания реферата.
- Правила анализа текста.
- Правила составления конспекта занятия.
- Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
1. Пояснительная записка.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития разработаны в соответствии с рабочей программой по профессиональному модулю.
Назначением самостоятельной работы является закрепление сведений, полученных обучающимися в ходе аудиторных занятий. Реальная самостоятельная работа является исключительно важным элементом в деле эффективного усвоения материала. В процессе самостоятельной работы у обучающегося наиболее четко возникает необходимость целостного, системного восприятия содержания дисциплины, потребность привлечения дополнительных сведений из рекомендованной учебной и методической литературы, просмотра и изучения записей, сделанных во время аудиторных занятий.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста;
- формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями;
- оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели;
- использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;
- составлять программу работы с одаренными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка;
- определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
знать:
- основы организации обучения дошкольников;
- особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
- структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;
- теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;
- приемы работы с одаренными детьми;
- способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
- требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;
- диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников;
- требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка;
- педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений;
- виды документации, требования к ее оформлению;
Содержание дисциплины ориентировано на формирование профессиональных компетенций по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»:
ПК 1.1 Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.2 Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК 1.3 Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 1.4 Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
Обучающимся предлагаются самостоятельные работы разного уровня и разного содержания. Это позволяет обеспечить дифференцированный подход к организации самостоятельной работы обучающихся.
В ходе самостоятельной работы обучающийся занимается самостоятельным поиском материалов по вопросам занятий и выбранной теме доклада, опираясь на список источников, основной и дополнительной литературы настоящей программы, а так же используя результаты инициативного поиска в библиотеках и сети Интернет. Распределение самостоятельной работы запланировано в следующих видах:
1. Составление конспекта.
2. Заполнение таблицы.
3. Подготовка сообщений
4. Подготовка рефератов.
5. Анализ учебной литературы.
6. Методические рекомендации.
Самостоятельная работа позволят выяснить прочность и глубину усвоения материала по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития, а также повторить и систематизировать свои знания.
2. Контроль выполнения самостоятельной работы.
Результаты самостоятельной работы обучающегося контролируются преподавателем. Эти результаты учитываются в ходе текущей и итоговой аттестации обучающегося по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития. Наиболее целесообразной формой оценки результатов работы является балльная система. При оценке результатов самостоятельной работы обучающегося учитывается уровень сложности задания. В качестве форм контроля знаний рекомендуются следующие:
- текущий контроль усвоения знаний на основе устного ответа на вопросы;
- проверка индивидуальных и групповых исследовательских проектов и их защита;
- проверка рефератов и их защита;
- проверочные работы;
- промежуточный контроль по окончанию изучения темы или раздела;
- итоговый контроль в виде зачета.
При балльной оценке результатов самостоятельной работы студента целесообразно принять следующие критерии: оценка «отлично»; «хорошо»; «удовлетворительно».
3. Критерии оценки:
- оценка "5" (отлично) - обучающийся уверенно и точно владеет приемами самостоятельной работы, знаниями и умениями, соблюдает требования к качеству производимой работы;
- оценка "4" (хорошо) - владеет приемами самостоятельной работы, знаниями и умениями, но возможны отдельные несущественные ошибки, исправляемые самим обучающимся;
- оценка "3" (удовлетворительно) - ставится при недостаточном владении приемами самостоятельной работы, наличии ошибок, исправленных при помощи преподавателя;
- оценка "2" (неудовлетворительно) – обучающийся не владеет приёмами самостоятельной работы, знаниями и умениями, допускает серьезные ошибки в работе.
4. Рекомендации по составлению конспекта.
Одним из видов самостоятельной работы обучающихся является работа по составлению конспекта по заданной теме. Обучающиеся, используя материал учебного пособия или дополнительные источники, самостоятельно выполняют работу в тетради.
Составляют план, который станет основой конспекта. Определяют цель написания конспекта. Выделяют его основные смысловые части, определяют главное, делают выводы.
Таким образом, конспект включает в себя основные положения, факты, примеры и выводы. Можно выделить пункты и подпункты. Записать название текста или его части.
Нужно соблюдать правила цитирования: цитата должна быть заключена в кавычки, должна быть дана ссылка на ее источник, с указанием страницы.
Рекомендуется оставлять поля для дальнейшей работы над конспектом. На них можно вносить дополнительные записи, замечания и пункты плана.
Таким образом, конспектирование помогает пониманию и усвоению нового материала; способствует выработке умений и навыков грамотного изложения теории и практических вопросов в письменной форме; формирует умение излагать своими словами мысли других людей.
5. Последовательность действий при составлении плана:
- Прочесть весь текст, чтобы осмыслить его в целом.
- При повторном чтении определить и отметить в тексте смысловые границы, т.е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая.
- Каждому выделенному фрагменту дать название, которое и будет пунктом плана.
- Просмотреть текст еще раз. Чтобы убедиться в правильности установления границ смены мыслей и точности формулировок.
План – опорная схема состоит из смысловых опор. Такими опорами могут быть схемы и ключевые слова, отражающие основное содержание текста.
6. Правила написания доклада (сообщения):
- Выбрать литературу по теме.
- Изучить литературу, составь план отдельных разделов.
- Составить план доклада (систематизация полученных сведений, выводы и обобщения).
- При оформлении доклада можно использовать рисунки, схемы и др.
Время для зачитывания доклада – 5 минут, для выступления с сообщением – 3 минуты.
7. Правила написания реферата.
Реферат является научной работой, поскольку содержит в себе элементы научного исследования, а потому к нему предъявляются требования, как к научной работе. Правила оформления научных работ являются общими для всех отраслей знаний и регламентируются государственными стандартами, в частности ГОСТом 7.1 - 84. «Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления», «Правилами составления библиографического описания». При оформлении реферата необходимо соблюдать правила цитирования, правильное оформление ссылок, библиографического списка, правила сокращения.
Правила
Работа открывается титульным листом, где указывается полное название ведомства, института, факультета, кафедра, тема реферата, фамилии автора и руководителя, место и год написания. На следующей странице, которая нумеруется сверху номером «2», помещается оглавление с точным названием каждой главы и указанием начальных страниц.
Общий объем реферата не должен превышать 15-20 страниц для печатного варианта (обычно опытный студент укладывается в 10-12 страниц).
При печатании текста реферата абзац должен равняться четырем знакам (1,25 см.). Поля границы: левое - 3 см., правое - 1,5 см., нижнее 2 см., верхнее - 2 см. до номера страницы. Текст печатается через 1,5 - 2 интервала. Если текст реферата набирается в текстовом редакторе Microsoft Word, рекомендуется использовать шрифты: Times New Roman Cyr или Arial Cyr, размер шрифта - 14 пт. При работе с другими текстовыми редакторами шрифт выбирается самостоятельно, исходя из требований - 60 строк на лист (через 2 интервала).
Каждая структурная часть реферата (введение, главная часть, заключение и т.д.) начинается с новой страницы. Расстояние между главой и следующей за ней текстом, а также между главой и параграфом составляет 2 интервала. После заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится точка. Не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка. Страницы реферата нумеруются в нарастающем порядке. Номера страниц ставятся вверху в середине листа. Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется (это не относится к содержанию реферата).
Этапы работы над рефератом
– Формулирование темы
Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
– Составление библиографии
– Обработка и систематизация информации
– Разработка плана реферата
– Написание реферата
– Публичное выступление с результатами исследования
Структура и правила оформления реферата
Введение
Раздел должен содержать постановку проблемы в рамках выбранной темы и обоснование выбора проблемы и темы.
Основная часть
В данном разделе должна быть раскрыта тема. Для этого в разделе обязательно должно быть отражено:
– Краткий пересказ статьи с использованием изучаемого в курсе понятийного аппарата и инструментария.
– Описание и личную оценку студента (аргументированную на основе материала курса) адекватности приведенных в статье выводов.
Заключение
Раздел должен подводить итог написанному в основной части и содержать выводы о том, что аппарат институциональной теории может привнести в анализ описываемых явлений.
Список литературы
Текст должен содержать ссылки на цитируемые источники, которые все приводятся в данном разделе. В списке литературы обязательно указывать источник, из которого была взята статья.
Работа (эссе или реферат) считается списанной, если в ней присутствуют цитаты длинной в одно предложение без кавычек или пересказ чужих мыслей без указания ссылки на источник в тексте.
8. Правила анализа текста.
Анализ – это письменное содержательное размышление об элементах текста, литературного произведения или аргумента. Как правило, анализ является ответной реакцией на подсказки учителя. В письменном анализе используются ключевые моменты из текста или литературного произведения, которые помогают составить критическое резюме и обоснование работы. Вы можете научиться писать анализ с помощью вдумчивого чтения, структурирования информации и детального сочинения.
Часть 1 из 5: Подготовка к чтению
1. Внимательно прочитайте задание перед тем, как начать анализировать произведение. Большинство учителей укажет на определенные аспекты в учебном плане, на которые стоит обратить внимание в вашем анализе. К ним относятся герои литературного произведения, образная речь и предмет обсуждения.
- До того, как углубиться в чтение, определитесь с потенциальными темами для предмета исследования.
2. В процессе чтения пишите аннотацию к тексту. Используйте ручку и выделитель для анализа прочитанного материала. Аннотация поможет глубже проанализировать текст.
- Выберите тип аннотации для каждого отдельного элемента текста для анализа. Если вы читаете литературное произведение, вы можете обратить внимание на образность речи; определиться с тематикой и дополнительной информацией о персонажах, сюжете и художественной атмосфере произведения. Делайте заметки на полях страницы, чтобы запомнить важность конкретных предложений.
- Делайте надписи на титульной или последней странице книги. Таким образом, вы сможете выработать собственную систему записей.
3. Выделите страницу в записной книге или на текстовом процессоре на подзаголовки. К ним относятся место действия, персонажи, антагонист, протагонист, тематика, образный язык и система образов. Напротив каждого подзаголовка напишите соответствующие номера страниц. Так, вы сможете быстрее вернуться к наработкам во время работы над анализом.
- Если вы анализируете научное эссе, скорее всего, вам придется написать такие подзаголовки, как аргументация, доказательства, тезисное утверждение и теория.
Часть 2 из 5: План анализа
1. Еще раз пересмотрите свои наметки до завершения работы с материалом.
2. Определитесь с заданием. Может быть, вас попросили проанализировать работу в общих чертах, или наоборот, сделать анализ конкретного аспекта текста.
- Помните о том, что балл, который вы получите за написание анализа, зависит от того, насколько точно вы передали задание в своем анализе, и насколько вдумчивым и добротным является ваше сочинение.
3. Определитесь с темами, которые вы хотите обсудить в анализе. Мы приводим вам несколько вариантов на выбор (наличие вступления и выводов обязательно).
- Проанализируйте повествование и стиль его написания. Если вы анализируете научное эссе, можно проанализировать стиль автора.
- Обсудите место действия. Определите время и место события, географическое местоположение и другие детали, которые даются читателю для понимания произведения.
- Обсудите стиль написания автора. В литературном и художественном анализе вы можете обратиться к той же аудитории, что и сам автор. Это будет более надежно.
- Обсудите персонажей произведения; наличие протагониста и антагониста. Задумайтесь над тем, являются ли они подражанием другим литературным персонажам, насколько они стереотипны и их динамику по ходу произведения.
- Выберите несколько тем или тезисное утверждение для обсуждения. Выберите из текста цитаты, чтобы вставить в свой анализ.
- Прибавьте контраргументы. Обсудите спорные аспекты произведения.
- Определите взаимосвязь произведения и читательской аудитории.
Часть 3 из 5: Аргументация
1. Пересмотрите свои аннотации. Напишите номера страниц напротив каждого пункта плана.
2. Выберите цитаты для каждой отдельной тематики своего анализа. Каждое утверждение должно сопровождаться аргументами из текста.
Часть 4 из 5: Черновой вариант
1. Начните детально описывать каждый пункт плана.
2. Используйте вступление для подведения итогов сочинения.
3. Старайтесь делать выводы из написанных утверждений. Поищите скрытый смысл в цитатах, используемых для аргументации.
- Старайтесь изъясняться конкретно и избегать общих утверждений. Добротный анализ должен быть понятным и содержательным. Зачастую детальный анализ конкретных аспектов оценивается высшим баллом.
4. Сделайте выводы на основе значения произведения для читателя или общества.
Часть 5 из 5: Просмотр и редактирование
1. Проверьте свою работу. Проверяйте правописание не только с помощью компьютера. Перечитайте работу и проверьте ее на наличие орфографических и грамматических ошибок.
2. Перечитайте свой анализ. Убедитесь, что каждый пункт плана подтверждается соответствующим аргументом и содержательными размышлениями по поводу мыслей автора.
3. Пересмотрите задание, перед тем как делать чистовой вариант. Убедитесь в том, что вы выполнили требования учителя, в том числе и касательно объема анализа, формата и библиографии (в случае необходимости).
9. Правила составления конспекта занятия.
СТРУКТУРА КОНСПЕКТА
Тема:
Интеграция образовательных областей:
Задачи: образовательная –
развивающая –
воспитательная –
Методы и приемы:
Оборудование:
Словарная работа:
Индивидуальная работа:
Предварительная работа:
Виды детской деятельности и формы взаимодействия:
Логика образовательной деятельности:
№ п/п | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемый результат |
I этап – вводный (подготовительный) | |||
II этап – основной | |||
III этап – заключительный (подведение итогов, рефлексия) |
12. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2015
Статьи:
- Алямовская В. Г. Опыт, традиции, принципы семейного воспитания в оздоровительной деятельности дошкольного учреждения / В. Г. Алямовская // Дошкольное образование. Приложение к газете "Первое сентября". - 2004. - N 23. - С.8
- Архипов Б. Технологии здоровья / Б. Архипов // Обруч. - 2007. - N 4. - С. 20-22 Опыт создания программы оздоровления дошкольников. Примеры комплексов оздоровительных упражнений.
- Волошина Л. Играйте на здоровье / Л. Волошина // Дошкольное образование. Приложение к газете "Первое сентября". - 2006. - N 5. -
- Волошина Л. Педагогическое наблюдение за двигательной активностью / Л. Волошина // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 6. - C.90-92
- Героева В. Формы и методы закаливания / В. Героева // Детский сад со всех сторон. - 2006. - N 9. - С.2 (Приложение "Здоровье")
- Киргинцева И. Физвоспитание круглый год: перспективное планирование / И. Киргинцева // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 10. - С.9-14. - Начало в N 9, окончание в N 12
- Колесникова Т. Воспитание у ребенка раннего возраста потребности быть здоровым / Т. Колесникова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 1. - С.83-87
- Корнеева Т. В. Психическое здоровье дошкольника и телевидение / Т. В. Корнеева // Ребенок в детском саду. - 2007. - N 2. - С.84-88
- Кудрявцева С. Г. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста / С. Г. Кудрявцева // Ребенок в детском саду. - 2005. - N 2. - С.60-64
- Лысюк О. Л. Чтобы день стал добрым: примерный комплекс зарядки на неделю / О. Л. Лысюк // Ребенок в детском саду. - 2006. - N 5. - С.46-48
- Полтавцева Н.О значении физвоспитания в развитии учебной деятельности / Н. Полтавцева // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 6. - С.9-13
- Свитцова Т. Физическое воспитание: формы организации / Т. Свитцова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 12. - С.23-24
- Тема номера: "Физическое воспитание дошкольников" // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 3. - С.37-70. - Содержание: Региональный компонент в физвоспитании старших дошкольников / А. Фролова. Умеете ли вы общаться со своим ребенком? Гармонизация отношений между родителями и детьми средствами физической культуры / С. Прищепа. Всей семьей на старт! Сценарий семейного спортивного праздника для детей старшей и подготовительной к школе групп / Т. Киреева. Утренняя гимнастика для малышей / Т. Харченко. Утренняя гимнастика для профилактики нарушений осанки и деформации позвоночника / Е. Подольская.
- Тимошкина Н. А. Подвижные игры - средство формирования готовности детей к обучению в школе / Н. А. Тимошкина // Начальная школа. - 2007. - N 8. - С.16-18
- Толстикова Т. Растим здорового ребенка / Т. Толстикова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 4. - С.19-23
- Шарманова С. Лето к нам пришло! / С. Шарманова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 7. - С.62-66
- Якименко В. Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна / В. Якименко // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 2. - С.28-31
Интернет-ресурсы:
- http://www.detskiysad.ru - информационно-образовательный ресурс, на страницах которого Вы сможете найти сведения о физическом развитии детей, об основах детской гигиены, о значении детских игр в воспитательном процессе, о трудовом воспитании ребенка, об организации праздничных утренников в детском саду, о некоторых детских заболеваниях и о многом другом. Материалы сайта будут полезными не только для молодых родителей, но и для студентов, воспитателей и методистов детских садов.
- http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2002N2/p56-59.htm - научно-методический журнал «Физическая культура» – статья «Физическое воспитание дошкольников».
- http://festival.1september.ru/subjects/16 - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - раздел «Работа с дошкольниками».
- http://www.sportfamily.ru - Спорт и семья: Все о Здоровом образе жизни для детей и их родителей .
- http://www.ivalex.vistcom.ru/helth.htm - Все для детского сада: раздел «Здоровье малышей».
Предварительный просмотр:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Борский государственный техникум»
«Согласовано» Руководитель МК ________Л.В. Блинкова «___» августа 2017 г. Протокол № _____ от «___»__________2017 г. | Утверждаю Зам. директора по УПР ________С.В. Ситников «___» августа 2017 г. |
Методические рекомендации
по проведению практических занятий
по профессиональному модулю
ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на
укрепление здоровья ребенка и его физического развития
среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена
44.02.01 Дошкольное образование
(гуманитарный профиль)
Автор-составитель: О.П.Долгих, преподаватель
Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Борский государственный техникум»
Борское, 2017.
Содержание.
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Инструкции по подготовке и проведению практических работ | 7 |
3 | Критерии оценки результатов | 12 |
4 | Перечень рекомендуемой литературы | 12 |
1. Пояснительная записка
Практические занятия разработаны в соответствии с рабочей программой по профессиональному модулю ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития для среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена.
Практическая работа - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами заданий под руководством преподавателя. Дидактическая цель практических работ - формирование у студентов профессиональных умений, закрепление теоретического материала по профессиональному модулю и выработка навыков его применения.
Курс ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития предполагает выполнение практических работ по:
- МДК.01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья – 26 часов;
- МДК.01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста – 48 часов;
- МДК.01.03 Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков – 84 часа.
В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт:
- планирования режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников;
- организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья;
- организации и проведения утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников в соответствии с возрастом детей;
- организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении;
- взаимодействия с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам здоровья детей;
- диагностики результатов физического воспитания и развития;
- наблюдения и анализа мероприятий по физическому воспитанию;
- разработки предложений по коррекции процесса физического воспитания;
уметь:
- определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста;
- планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с возрастом и режимом работы образовательного учреждения;
- организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательного учреждения, определять способы введения ребенка в условия образовательного учреждения;
- создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом;
- проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм;
- проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;
- использовать спортивный инвентарь и оборудование в ходе образовательного процесса;
- показывать детям физические упражнения, ритмические движения под музыку;
- определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребенка в период пребывания в образовательном учреждении;
- определять способы педагогической поддержки воспитанников;
- анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) в условиях образовательного учреждения;
знать:
- теоретические основы и методику планирования мероприятий по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста;
- особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) и мероприятий двигательного режима (утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников);
- теоретические основы режима дня;
- методику организации и проведения умывания, одевания, питания, сна в соответствии с возрастом;
- теоретические основы двигательной активности;
- основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий;
- методы, формы и средства физического воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима;
- особенности детского травматизма и его профилактику;
- требования к организации безопасной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения;
- требования к хранению спортивного инвентаря и оборудования, методику их использования;
- наиболее распространенные детские болезни и их профилактику;
- особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии;
- основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей;
- особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения;
- теоретические основы и методику работы воспитателя по физическому воспитанию;
- методику проведения диагностики физического развития детей.
Обучающийся должен обладать профессиональными и общими компетенциями, включающими в себя способность:
ПК 1.1 Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.2 Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК 1.3 Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 1.4 Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
2. Инструкция по подготовке и проведению практических занятий.
Тематика и планы проведения практических занятий с перечнем рекомендуемой литературы заранее доводятся до сведения обучающихся. Обучающиеся согласно тематическому плану самостоятельно обрабатывают лекционный материал, рекомендованную литературу. При необходимости - готовят необходимые дидактические материалы.
Инструкция по выполнению практических работ для обучающихся:
1. Работы выполняются в тетради или на стандартном листе А 4.
2. Внимательно читайте все задания и указания по выполнению практической работы.
3. Если не можете выполнить очередное задание, переходите к следующему.
4. Только выполнив все задания, вернитесь к тем, которые у вас не получились сразу.
5. Старайтесь работать быстро и аккуратно.
6. Используйте дополнительную литературу, программы для детских садов, интернет ресурсы, конспекты.
Практическое занятие проводится в следующем порядке:
1. Сообщение темы, цели и задач.
2. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся.
3. Мотивация учебной деятельности.
4. Ознакомление с инструкцией.
5. Подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования.
6. Выполнение работы обучающимися под руководством преподавателя.
7. Подведение итогов, рефлексия.
Содержание практического занятия определяется перечнем профессиональных умений по конкретному модулю, а также требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы. Содержанием практических занятий являются:
1. Анализ нормативно-правовой документации по вопросам воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста.
2. Изучение и анализ содержания вариативных и парциальных программ по вопросам обучения, воспитания и развития в разных возрастных группах.
3. Проектирование и проведение режимных моментов.
4. Решение ситуативных задач по вопросам воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.
5. Организация работы в ДОО.
6. Проектирование РППС.
7. Составление конспектов занятий, календарно-тематических планов.
8. Анализ и самоанализ занятия (НОД).
Примерная схема решения ситуативной педагогической задачи:
1) что дано (сущность анализируемого действия, процесса, явления, поступка);
2) что известно и в какой степени известное может помочь решению поставленной задачи;
3) гипотезы решения;
4) методы решения;
5) способы предупреждения ошибок;
6) выводы и предложения.
Алгоритм составления конспекта занятия (НОД) в ДОО по ФГОС ДО:
1. Заголовок. В заголовке не обязательно писать название НОД (например, конспект непосредственно образовательной деятельности «В гостях у Петрушки»). Можно просто обозначить направление деятельности («Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию»). Написать возраст (группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста).
2. Тема занятия.
3. Указывается приоритетная образовательная область и интеграция с другими образовательными областями.
3. Задачи. Некоторые педагоги пишут: «цели НОД». Это методически неправильно. Цель – это финальный и общий результат, протяженный во времени. Слово «цель» правильнее писать при разработке планирования комплекса (т.е. нескольких) НОД, при разработке проекта (так как он многогранен) и других, протяженных во времени комплексов образовательных мероприятий. Тем более что цель бывает одна, а задач может быть много и для конкретной образовательной деятельности подойдут конкретные задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной деятельности (через 15 минут в младшей или через 30 минут в подготовительной группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте НОД, то он должен ее решить в процессе НОД. Поэтому в конспекте не пишутся по 10-15 задач. Пяти, максимум шести хватит.
Можно слово «задачи» заменить фразой «программное содержание».
В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.
Задачи можно разделить на 3 группы: развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие). Многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование» (читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание. Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе. В этом случае у Вас будет 2 группы задач: развивающие и образовательные.
4. Прописываются методы и приемы, применяемые на занятии, в соответствии с программными требованиями, возрастом детей и индивидуальными особенностями детей группы.
5. Указываются материалы и оборудование
6. Предварительная работа (по необходимости).
7. Планируемые результаты (по необходимости).
8. Прописываются виды детской деятельности по ФГОС ДО и формы взаимодействия педагога и детей.
9. Пропысывается логика образовательной деятельности в табличном варианте, где указываютия: номер по порядку, действия педагога, действия воспитанников, ожидаемый результат.
10. Занятие имеет следующую структуру:
- вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации (в конспекте прописывается эта ситуация).
- основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы;
- заключительная часть (рефлексивный этап). В конспекте прописываются вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе НОД.
Алгоритм анализа занятия (НОД) в ДОО:
1. Тема занятия (НОД).
2. Дата проведения.
3. Ф. И. О. педагога.
4. Группа и возраст детей.
5. Какие цели и задачи являются ключевыми на занятии.
6. Соответствие структуры занятия ФГОС, то есть наличие вводной части, основной, этапов закрепления и подведения итогов.
7. Насколько выбранные методы, приёмы и задания соответствуют уровню развития дошкольников (дать оценку по каждому виду работы в рамках каждого из этапов занятия).
8. Реализуется ли индивидуальный подход на занятии.
9. Оценка действий педагога с указанием как положительных моментов в работе, так и отрицательных. Важно подытожить деятельность педагога, в том числе и с позиции детей, то есть того, какие выбранные виды работы им понравились, а какие нет и почему.
10. Итоги по занятию в целом с оценкой личностныx качеств педагога, способствующих или мешающих осуществлению образовательного процесса.
Требования к написанию календарно-тематического плана:
Календарный план - это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.
В плане отражаются конкретные задачи воспитательно-образовательной работы, основные виды деятельности и способы их организации, средства решения поставленных задач на конкретный отрезок времени.
Основная цель планирования - обеспечение выполнения Программы детского сада. К планированию календарного плана предъявляются определённые педагогические требования:
1. Календарный план работы составляется воспитателями по очереди. Один воспитатель пишет план своей смены на 5 рабочих дней.
2. При работе над планом нужно учитывать реальность его выполнения, систематичность, последовательность, необходимо продумывать его насыщенность разнообразными делами.
3. Каждое запланированное дело должно быть целесообразным, нести в себе воспитательный элемент.
4. Последовательность и систематичность плана работы педагога помогает ему реализовать выдвинутые воспитательные задачи и соблюдать непрерывность самого воспитательного процесса.
5. Одним из важнейших условий составления календарного плана является его согласованность с годовым планом работы ДОУ.
6. План должен быть написан аккуратно, крупным и понятным почерком или напечатан.
7. На первой странице размещается: полное название учреждения, заглавие, номер и возраст группы, имена и отчества обоих воспитателей, а также даты начала и окончания планаС обратной стороны первой страницы: прилагается таблица, в которой зам по УВР делает отметки об их проверке, а также оставляет свои рекомендации.
8. При планировании занятия указывается образовательная область по которой проходит НОД, тема НОД, используемая методическая литература (автор, № страницы, для того, чобы не указывать каждый раз автора, можно распечатать УМК(учебно-методический комплекс) и вложить после циклограммы, но стр. и № занятия указывать обязательно, например, Обучение грамоте. — «Усвоение звука и буквы М» — Ушакова О. А. стр. 56).
9. Прописывается комплекс утренней гимнасти и гимнастики пробуждения.
10. При написании плана на неделю указывается обязательно цель.
11. Прописывается работа с родителями.
12. Обогащение РППС в группе.
13. Сюжетно-ролевая игра с перечислением цели игры, атрибутов и игровых ролей.
14. При планировании индивидуальной работы необходимо уточнять вид деятельности, его цель и с кем конкретно из детей педагог планирует данную работу.
15. Если планируется беседа, прописывается тема, цель, вопросы, оборудование (если необходимо), кому адресована.
16. Игры – какие (название), цель, атрибуты (материалы) проводятся с подгруппой детей и рассчитаны на индивидуальную работу с ребёнком.
17. Планирование режимных моментов. При написании режимных моментов обязательно планировать художественное слово (особенно первая младшая, вторая младшая, средняя группы).
Планирование учебных занятий:
Тема занятия
Программное содержание (образовательные, развивающие, воспитательные задачи)
Материалы и оборудование
Виды детской деятельности
Целевые ориентиры
Словарная работа (обогащение словаря)
Вопросы
Художественное слово (название произведения и автор)
Физминутка
Рефлексия
Планирование прогулки: прогулка обязательно должна проводиться в любую погоду. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
3. Рекомендации к оцениванию практических работ.
При проверке преподаватель должен объективно оценивать ответы студентов. Ответ должен быть полным, исчерпывающим на конкретно поставленный вопрос.
С целью выявления объективных знаний за неряшливо выполненную работу отметку не снижать.
Критерии оценки:
- оценка "5" (отлично) - обучающийся уверенно и точно владеет приемами работ практического задания, соблюдает требования к качеству производимой работы, умело пользуется оборудованием;
- оценка "4" (хорошо) - владеет приемами работ практического задания, но возможны отдельные несущественные ошибки, исправляемые самим обучающимся;
- оценка "3" (удовлетворительно) - ставится при недостаточном владении приемами работ практического задания, наличии ошибок, исправляемых с помощью преподавателя;
- оценка "2" (неудовлетворительно) – обучающийся не умеет выполнять приемы работ практического задания, допускает серьезные ошибки.
4. Список рекомендуемой литературы для подготовки к практическим занятиям.
Основные источники:
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2015.
Статьи:
- Алямовская В. Г. Опыт, традиции, принципы семейного воспитания в оздоровительной деятельности дошкольного учреждения / В. Г. Алямовская // Дошкольное образование. Приложение к газете "Первое сентября". - 2004. - N 23. - С.8
- Архипов Б. Технологии здоровья / Б. Архипов // Обруч. - 2007. - N 4. - С. 20-22 Опыт создания программы оздоровления дошкольников. Примеры комплексов оздоровительных упражнений.
- Волошина Л. Играйте на здоровье / Л. Волошина // Дошкольное образование. Приложение к газете "Первое сентября". - 2006. - N 5. -
- Волошина Л. Педагогическое наблюдение за двигательной активностью / Л. Волошина // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 6. - C.90-92
- Героева В. Формы и методы закаливания / В. Героева // Детский сад со всех сторон. - 2006. - N 9. - С.2 (Приложение "Здоровье")
- Киргинцева И. Физвоспитание круглый год: перспективное планирование / И. Киргинцева // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 10. - С.9-14. - Начало в N 9, окончание в N 12
- Колесникова Т. Воспитание у ребенка раннего возраста потребности быть здоровым / Т. Колесникова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 1. - С.83-87
- Корнеева Т. В. Психическое здоровье дошкольника и телевидение / Т. В. Корнеева // Ребенок в детском саду. - 2007. - N 2. - С.84-88
- Кудрявцева С. Г. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста / С. Г. Кудрявцева // Ребенок в детском саду. - 2005. - N 2. - С.60-64
- Лысюк О. Л. Чтобы день стал добрым: примерный комплекс зарядки на неделю / О. Л. Лысюк // Ребенок в детском саду. - 2006. - N 5. - С.46-48
- Полтавцева Н.О значении физвоспитания в развитии учебной деятельности / Н. Полтавцева // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 6. - С.9-13
- Свитцова Т. Физическое воспитание: формы организации / Т. Свитцова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 12. - С.23-24
- Тема номера: "Физическое воспитание дошкольников" // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 3. - С.37-70. - Содержание: Региональный компонент в физвоспитании старших дошкольников / А. Фролова. Умеете ли вы общаться со своим ребенком? Гармонизация отношений между родителями и детьми средствами физической культуры / С. Прищепа. Всей семьей на старт! Сценарий семейного спортивного праздника для детей старшей и подготовительной к школе групп / Т. Киреева. Утренняя гимнастика для малышей / Т. Харченко. Утренняя гимнастика для профилактики нарушений осанки и деформации позвоночника / Е. Подольская.
- Тимошкина Н. А. Подвижные игры - средство формирования готовности детей к обучению в школе / Н. А. Тимошкина // Начальная школа. - 2007. - N 8. - С.16-18
- Толстикова Т. Растим здорового ребенка / Т. Толстикова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 4. - С.19-23
- Шарманова С. Лето к нам пришло! / С. Шарманова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 7. - С.62-66
- Якименко В. Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна / В. Якименко // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 2. - С.28-31
Интернет-ресурсы:
- http://www.detskiysad.ru - информационно-образовательный ресурс, на страницах которого Вы сможете найти сведения о физическом развитии детей, об основах детской гигиены, о значении детских игр в воспитательном процессе, о трудовом воспитании ребенка, об организации праздничных утренников в детском саду, о некоторых детских заболеваниях и о многом другом. Материалы сайта будут полезными не только для молодых родителей, но и для студентов, воспитателей и методистов детских садов.
- http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2002N2/p56-59.htm - научно-методический журнал «Физическая культура» – статья «Физическое воспитание дошкольников»
- http://festival.1september.ru/subjects/16 - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - раздел «Работа с дошкольниками»
- http://www.sportfamily.ru - Спорт и семья: Все о Здоровом образе жизни для детей и их родителей
- http://www.ivalex.vistcom.ru/helth.htm - Все для детского сада: раздел «Здоровье малышей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квалификационный экзамен как форма аттестации по профессиональному модулю «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития»
В статье представлен первый опыт организации и проведения квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ 01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физич...
КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ по профессиональному модулю ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие
Комплект оценочных средств по ПМ 01. Организация мероприятий направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста содержит практические задания для студентов ...
Учебный модуль дополнительного профессионального образования и модуль повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития
Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития1....
Рабочая программа профессионального модуля Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 44.02.01 Д...
Методические рекомендации по учебной и производственной практике по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Педагогическая практика является важнейшей составной частью профессиональной подготовки и проводится с целью формирования у студентов целостного представления о воспитательно – образовательном к...
Рабочая программа по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития (по специальности 44.02.01 Дошкольное образование)
Программа профессионального модуля разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по программе подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) по специальности 44.02...
Комплект контрольно-оценочных средств по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки итоговых образовательных результатов освоения ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физ...