Методическая разработка практического занятия по фармакологии по теме «Мочегонные средства».
методическая разработка
Методическая разработка практического занятия по ОП.07 "Фармакология" по теме "Мочегонные средства" для специальности 34.02.01. "Сестринское дело"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mochegonnye_sr-va_sr-va.doc (127.5 КБ) | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Нижегородской области «Арзамасский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия по
ОП.07 Фармакология
Тема «Мочегонные средства»
для специальности 34.02.01. «Сестринское дело»
Тема: «Мочегонные средства»
Продолжительность занятия - 90 минут.
Тип занятия: практическое.
Дидактические цели занятия
Обучающие
- научить применять знания и умения при решении ситуационных задач по мочегонным средствам.
- научить выписывать рецепты на мочегонные средства.
Развивающие
- развивать умение организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- развивать умение осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития;
- активизировать мыслительную деятельность студентов;
- развивать умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
Воспитательные
- воспитание доверительного общения в коллективе студентов;
- воспитание милосердия, взаимопонимания, чуткого отношения к больному.
- воспитание этических и деонтологических норм поведения при общении с пациентами;
- воспитание у студентов заинтересованности в своих успехах как важнейшего качества востребованности на рынке труда;
В процессе занятия формируются следующие компетенции:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
Ожидаемые результаты
После изучения данной темы
Студент должен уметь
- Пользуясь справочной литературой, дать рекомендации по правильному применению назначенных мочегонных средств.
- Пользуясь справочной литературой, выписывать рецепты на мочегонные средства.
- Пользуясь справочной литературой, определять дозы лекарственных средств при парентеральном введении.
- Рассчитать количество таблеток.
Студент должен знать
- Классификацию мочегонных средств.
- Фармакологические эффекты.
- Показания к применению.
- Побочные эффекты и противопоказания для применения каждой группы мочегонных средств.
Место проведения: кабинет фармакологии
Оснащение занятия: видеопроектор, дидактический материал (тестовые задания, ситуационные задачи, алгоритм фармакологической характеристики лекарственного препарата), плакаты, лекарственные препараты.
Междисциплинарные связи: основы латинского языка с медицинской терминологией (правила оформления и выписки рецептов), анатомия и физиология человека (строение и функции мочевыделительной системы системы); психология (общение с врачом и пациентом); математика (расчет дозы лекарственных препаратов).
Технологическая карта занятия
№ п/п | Действия преподавателя | Действия студента | Время |
1 | Организационный момент Цель: создание рабочей обстановки, формирование настроя на целенаправленную деятельность. Метод обучения – словесный | 5 мин | |
Приветствует студентов. Обращает внимание на внешний вид студентов, на санитарное состояние учебной аудитории. Отмечает отсутствующих студентов в группе. | Приветствуют преподавателя. Слушают его. | ||
2 | Сообщение темы, целей занятия. Мотивация учебной деятельности. Цель: вызвать познавательный интерес к предстоящей работе, помочь студентам осмыслить ход и этапы предстоящей работы. Метод обучения – словесный. | 5 мин | |
Объявляет тему занятия, план, цели занятия, проводит мотивацию изучаемой темы: актуальность темы, необходимость изучения. Настраивает студентов на необходимость активно работать на каждом этапе занятия. | Внимательно слушают преподавателя. Осмысливают цели и задачи работы, задают вопросы по предстоящей работе. | ||
3 | Контроль и оценка опорных знаний Цель: проверить опорные знания, степень подготовки к занятию, реализовать интегративные связи. Метод обучения – словесный, практический, видеометод (презентация) | 20 мин | |
Фронтальный опрос. Проводит проверку внеаудиторной самостоятельной работы. Подводит итоги контроля: обращает внимание на ошибки, допущенные студентами, отмечает лучших студентов и делает выводы о подготовке к занятию. (Приложение №1). | Слушают и осмысливают вопросы. Отвечают на них. Уточняют у преподавателя, что непонятно. Выступают с докладами, сопровождая выступление подготовленной презентацией. (формирование ПК 2.4, ПК2.6.) | ||
4 | Инструктаж преподавателя Цель: вызвать познавательный интерес к предстоящей работе, помочь студентам осмыслить ход и этапы предстоящей работы. Метод обучения – словесный. | 5 мин | |
Сообщает план, цели и задачи предстоящей работы, помогает студентам их осмыслить. Показывает основные приемы выполнения работы. Отвечает на вопросы студентов. | Внимательно слушают преподавателя. Осмысливают цели и задачи работы, задают вопросы по предстоящей работе. (формирование ОК8) | ||
5 | Применение и закрепление знаний и умений (практическая работа) Цель: закрепить полученные знания. Метод обучения – частично-поисковый | 45 мин | |
Распределяет задания, следит за выполнением заданий, отвечает на вопросы. 1. Определение рациональных и нерациональных сочетаний диуретиков. (Приложение № 2) 2. Решение ситуационных задач (Приложение № 3). 3. Решение тестовых заданий (Приложение № 4). | Выполняют задания с одновременным заполнением рабочей тетради: работают с алгоритмом, решают предложенные тестовые задания и ситуационные задачи, | ||
6 | Оценка деятельности студентов. Рефлексия. Подведение итогов. Цель: проанализировать деятельность студентов. Метод обучения – словесный. | 5 мин | |
Кратко анализирует занятие, даёт критическую оценку каждого его этапа, обращает внимание на хорошие результаты и на допущенные ошибки, отмечает наиболее активных студентов, обращает внимание на недочеты, допущенные при выполнении самостоятельной работы. Выставляет оценки за занятие, исходя из оценки за каждый этап занятия. | Слушают преподавателя и обращают внимание на его замечания, осмысливают их. Участвуют в анализе проделанной работы и ее оценке. Высказывают свое мнение, свои суждения. Намечают пути устранение ошибок. | ||
7 | Постановка внеаудиторной самостоятельной работы Цель: самостоятельное овладение новым учебным материалом, воспитание ответственности за порученное дело. Метод обучения – словесный. | 5 мин | |
Преподаватель даёт чёткие рекомендации по подготовке к следующему занятию, акцентирует внимание на главных и сложных вопросах. | Слушают, записывают |
Литература для студентов и преподавателя:
Основные источники:
- Федюкович Н.И. Фармакология: учебник для медицинских училищ и колледжей. - Издание 16-е. Издательство Феникс. 2017. 702 с.
- Фармакология с общей рецептурой [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. В. Майский, Р. Н. Аляутдин. - 3-е изд., доп. и перераб. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 240 с.: 26 ил.
- «Фармакология с рецептурой», учебник/ М.Д. Гаевый, П.А. Галенко - Ярошевский, В.И.Петров, Л.М. Гаевая, 2004 г., изд. центр «Март».
- «Руководство по общей рецептуре», учебное пособие, Н.Б. Анисимова, изд. Мед. 2008 г.
- Федюкович Н.И., Рубан Э.Д. Фармакология для медицинских училищ и колледжей. Феникс, 2015
Дополнительная литература:
1. Кузнецова Н. В.Клиническая фармакология : учебник / Н. В. Кузнецова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. — 272 с.
2.«Рецептурный справочник для фельдшеров и акушерок, медицинских сестер», Н.И. Федюкович., М.Мед. 2008 г.
3. «Справочник по лекарственным средствам», справочник Э.Г. Громова, 2007 г.
4. «Фармакодинамика, фармакокинетика с основами общей фармакологии», В.В. Кржечковская, Р.Ш. Вахтангишвили, Ростов н/Д: Феникс, 2007
Приложение №1
Фронтальный опрос
- Дайте определение мочегонных средств. Классификация.
- Назовите показания к применению мочегонных средств.
- Каковы правила приема препаратов калия с мочегонными?
- Назовите диуретики, требующие приема препаратов калия.
- Какие требования следует соблюдать при комбинированном применении сердечных гликозидов и мочегонных средств для лечения хронической сердечно-сосудистой недостаточности?
- Объясните необходимость назначения мочегонных средств при лечении гипертонической болезни.
- Какие мочегонные применяют при экстренной терапии отека легких.
- Назовите показания к применению осмотических диуретиков.
- Назовите мочегонные средства, используемые для форсированного диуреза.
- Механизм действия фуросемида и кислоты этакриновой.
- Синоним фуросемида.
- Назовите калийсберегающие диуретики.
- Механизм действия спиронолактона и триамтерена.
Приложение №2
Определить рациональные и нерациональные сочетания диуретиков. Дать объяснение
каждому рациональному или нерациональному сочетанию диуретиков. К каким положительным эффектам приводит использование рациональных комбинаций диуретиков? К каким отрицательным последствиям может привести нерациональных комбинаций диуретиков?
Ответ обосновать.
- Фуросемид+спиронолактон.
- Дихлотиазид+панангин.
- Триамтерен+спиронолактон.
- Фуросемид+дихлотиазид.
- Спиронолактон+ калия хлорид.
- Спиронолактон+амилорид.
- Дихлотиазид+триамтерен.
- Этакриновая кислота+дихлотиазид.
- Фуросемид+панангин.
- Триамтерен+калия хлорид.
Приложение №3
- Определите вещество или группу веществ:
- Салуретик, используемый для лечения гипертонической болезни, сопровождающейся недостаточностью кровообращения. Так как препарат потенцирует действие резерпина, апрессина и других гипотензивных средств, то он часто назначается в комбинации с этими препаратами. Применяется внутрь, дозы подбираются индивидуально.Форма выпуска: таблетки по 0,025 и 0,1 г. Выпишите рецепт.
- Диуретический эффект связан с антагонизмом по отношению к гормону коры надпочечников альдостерону. При применении препарата следует учитывать возможность гиперкалиемии и гипонатриемии. Противопоказан при острой почечной недостаточности; не следует назначать в первые два месяца беременности. Выпишите рецепт.
- Осмотический диуретик. Применяется для понижения внутричерепного давления и уменьшения отека мозга, при почечной или почечно-печеночной недостаточности с сохраненной фильтрационной способностью почек и при других состояниях, требующих диуреза. Форма выпуска: 15 % раствор в ампулах по 200,400,500 мл; флаконы вместимостью 500 мл, герметически закрытые резиновыми пробками и содержащие по 30 г препарата. Выпишите рецепт.
- Препарат при внутривенном введении оказывает практически мгновенный сильный эффект. При пероральном приеме действует через 30 минут. Может применяться при отеке мозга, легких (любого происхождения), для купирования гипертонического криза, а также и при системных отеках. Может вызвать гипокалиемию, гипокальциемию, обладает ототоксичностью. Выпишите рецепт.
- Калийсберегающий диуретик. Форма выпуска: капсулы, содержащие 0,05 г препарата. Под названием "Триампур композитум" имеются таблетки, содержащие по 0,025 г данного препарата и 0,0125 г дихлотиазида. Выпишите рецепт.
- Сильное диуретическое средство. По механизму действия близко к фуросемиду, но переносится хуже. Применяется при отеках (отек легких, отек мозга, отеки почечного происхождения). При гипертонической болезни комбинируется с гипотензивными средствами. Форма выпуска: таблетки по 0,05 г и ампулы, содержащие по 0,05 г препарата, который растворяется в изотоническом растворе натрия хлорида, глюкозы. Выпишите рецепт.
- Диуретик, системный ингибитор карбоангидразы со слабой диуретической активностью. Используется для лечения ликвородинамических нарушений и внутричерепной гипертензии, для лечения глаукомы, как вспомогательное средство при лечении эпилепсии. Форма выпуска: таблетки по 0,25г.
- Решить ситуационные задачи:
- Больному с гипертоническим кризом внутиривенно вводили диуретик. Отеки уменьшились, состояние улучшилось. Какой диуретик вводили больному? Выпишите рецепт. Назовите возможные побочные эффекты.
- Больному с гипертонической болезнью назначили мочегонное средство, снижающее АД. АД снизилось, но у больного появились боли в сердце, слабость. С целью уменьшения возникших осложнений назначен калия хлорид. Какой диуретик был применен? Выпишите рецепт. Назовите возможные побочные эффекты. Почему был назначен калия хлорид?
- Больной лечится по поводу хронической сердечно-сосудистой недостаточности. Принимает дигитоксин. Ему нужно назначить мочегонные средства. В вашем распоряжении дихлотиазид, фуросемид, спиронолактон. Что вы выберете в данной ситуации и почему? Выпишите рецепт.
- К работнику аптеки обратился посетитель с вопросом-он страдает гипертензией, для уменьшения отеков он применяет лекарственный препарат триампур-композитум. Что входит в состав препарата? Объясните механизм действия. Возможные побочные эффекты. Выпишите рецепт.
- Больной длительное время страдает портальным циррозом печени. Отмечаются слабость, чередование запоров и поносов, боли в области печени, вздутие живота. В последнее время появился асцит. В крови определяется гипоальбуминемия, выраженное повышение уровня альдостерона. Какую комбинацию диуретиков можно рекомендовать больному? Ответ обосновать. Выпишите рецепты на данные препараты
Приложение №4
Выполнить тестовые задания:
Вариант№1
- Отметить канальцевые диуретики:
- маннит
- гидрохлортиазид
- амитриптилин
- индапамид
- Отметить средства, вызывающие гипокалиемию:
- триамтерен
- фуросемид
- гидрохлортиазид
- спиронолактон
- Отметить средства, вызывающие гипокалиемию:
- фуросемид
- триамтерен
- спиронолактон
- триампур
- гидрохлортиазид
- Отметить средства, применяемые при хронической сердечной недостаточности:
- фуросемид в растворе
- фуросемид в таблетках
- спиронолактон
- гидрохлортиазид
- маннитол
- Отметить средства при острых отравлениях:
- триамтерен
- фуросемид
- спиронолактон
- маннитол
- Отметить диуретики, применяемые при глаукоме:
- атропин
- фуросемид
- маннитол
- адреналин
- гидрохлортиазид
- Отметить диуретик, повышающий риск образования тромбоэмболии:
- спиронолактон
- маннит
- фуросемид
- Спиронолактон:
- блокирует рецепторы к альдостерону
- блокирует проксимальные канальцы
- калийвыводящий
- калийсберегающий
- слабый диуретик
- сильный
- Спиронолактон применяется при:
- хронической сердечной недостаточности
- при форсированном диурезе
- при гипертоническом кризе
- при отеках
- при циррозе печени
- Отметить побочные эффекты спиронолактона:
- гипокалиемия
- гиперкалиемия
- антиандрогенный
- тератогенез
Вариант №2.
- Гидрохлортиазид:
- расширяет сосуды
- канальцевый диуретик
- петлевой диуретик
- калийтеряющий
- калийсберегающий
- ингибирует реабсорбцию Na
- оказывает антиандрогенный эффект
- Гидрохлортиазид применяется при:
- брадикардии
- опухоли печени
- гипертонической болезни
- глаукоме
- при хронических отеках любого генеза
- Отметить побочные эффекты гидрохлортиазида:
- метаболические нарушения
- боль в грудной клетке
- ототоксичность
- снижение потенции
- Маннитол применяется при:
- отеке мозга
- при переливании несовместимой крови
- при форсированном диурезе
- при гиперальдостеронизме
- при хронической сердечной недостаточности
- Фуросемид:
- канальцевый диуретик
- петлевой диуретик
- действует 4-8 часов
- вызывает гиперК-емию
- Фуросемид применяется при:
- отеке легких
- атриовентрикулярной блокаде
- тромбоэмболии
- при форсированном диурезе
- Отметить ведущий современный диуретик, применяемый при гипертоническом кризе:
- фуросемид
- спиронолактон
- индапамид
- дихлотиазид
- Отметить диуретик, снижающий пред- и постнагрузку на сердце:
- эналаприл
- фуросемид
- спиронолактон
- маннитол
- Диакарб:
- ингибитор карбоангидразы
- ингибитор АПФ
- осмотический диуретик
- петлевой диуретик
- При терапии острых отравлений используют:
- фуросемид
- маннит
- мочевина
- дихлотиазид
- спиронолактон
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
Вариант № 1
- 2,4
- 2,3
- 1,5
- 2,3,4
- 2,4
- 3,5
- 3
- 1,4,5
- 1,4,5
- 2,3
Вариант № 2.
- 1,2,4,6
- 3,4,5
- 1,4
- 1,2,3
- 2,3
- 1,4
- 3
- 2
- 1
- 1,2,3
Приложение № 5
Постановка внеаудиторной самостоятельной работы
Средства, влияющие на функции органов дыхания. Лекция № 20.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия для студентов по теме: «Сестринский процесс при нарушении потребности в нормальном дыхании»
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия в рамках междисциплинарного курса «Теория и практика сестринского дела» и содержит необходимый методически...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя на тему"Осложнения беременности (гестозы)" по специальности "Сестринское дело".
В разработке указаны пояснительная записка, обоснование темы,технологическая карта, согласно которой проводится практическое занятие. Даны приложения №7 , с помощью которых проводится заня...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ для студентов по теме: «Изготовление разборной модели. Вырезание и оформление фрагмента модели» Курс 2
Методическая разработкаПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯдля студентовпо теме:«Изготовление разборной модели. Вырезание и оформление фрагмента модели» содержит теоритеческий материал и практические алгоритмы....
методическая разработка практического занятия "Правила учета и хранения лекарственных средств"
Методическая разработка урока посвящена теме «Правила хранения и учета лекарственных средств».Данная тема позволяет студентам ознакомиться с основными правилами хранения и распределения лекарственных ...
Методическая разработка теоретического занятия по Фармакологии на тему: "Диуретические (мочегонные средства)".
Методическая разработка теоретического занятия по фармакологии предназначена и может быть использована преподавателями средних медицинских и фармацевтических образовательных учреждений в период дистан...
Методическая разработка практического занятия по фармакологии "Химиотерапевтические средства. Антибиотики"
Данная методическая разработка составлена для проведения практического занятия со студентами, обучающимися на 2 м курсе специальности «Сестринское дело» ОП.07 «Фармакология»....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по Фармакологии "Средства, влияющие на водно-солевой баланс"
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия, рассчитанного на 2 академических часа, по теме «Средства, влияющие на водно-солевой баланс» и составлена в соотв...