Методическая разработка практического занятия по фармакологии по теме «Мочегонные средства».
методическая разработка

Романова Ольга Николаевна

Методическая разработка практического занятия по ОП.07 "Фармакология" по теме "Мочегонные средства" для специальности 34.02.01. "Сестринское дело"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mochegonnye_sr-va_sr-va.doc (127.5 КБ)127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Нижегородской области «Арзамасский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия по

ОП.07 Фармакология

Тема «Мочегонные средства»

для специальности 34.02.01. «Сестринское дело»

Тема: «Мочегонные средства»

Продолжительность занятия - 90 минут.

Тип занятия: практическое.

Дидактические цели занятия

Обучающие

  • научить применять знания и умения при решении ситуационных задач по мочегонным средствам.
  •  научить выписывать рецепты на мочегонные средства.

Развивающие

  • развивать умение организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
  • развивать умение осуществлять поиск  и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития;
  • активизировать мыслительную деятельность студентов;
  • развивать умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

Воспитательные

  • воспитание доверительного общения в коллективе студентов;
  • воспитание милосердия, взаимопонимания, чуткого отношения к больному.
  • воспитание этических и деонтологических норм поведения при общении с пациентами;
  • воспитание у студентов заинтересованности в своих успехах как важнейшего качества востребованности на рынке труда;

В процессе занятия формируются следующие компетенции:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения  стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Ожидаемые результаты

После изучения данной темы

Студент должен уметь

  • Пользуясь справочной литературой, дать рекомендации по правильному применению назначенных мочегонных средств.
  • Пользуясь справочной литературой, выписывать рецепты на мочегонные средства.
  • Пользуясь справочной литературой, определять дозы лекарственных средств при парентеральном введении.
  • Рассчитать количество таблеток.

Студент должен знать

  •  Классификацию мочегонных средств.
  • Фармакологические эффекты.
  • Показания к применению.
  •  Побочные эффекты и противопоказания для применения каждой группы мочегонных средств.

Место проведения: кабинет фармакологии

Оснащение занятия: видеопроектор, дидактический материал (тестовые задания, ситуационные задачи, алгоритм фармакологической характеристики лекарственного препарата), плакаты, лекарственные препараты.

Междисциплинарные связи:  основы латинского языка с медицинской терминологией  (правила оформления и выписки рецептов), анатомия и физиология человека (строение и функции мочевыделительной системы системы); психология (общение с врачом и пациентом); математика (расчет дозы лекарственных препаратов).

Технологическая карта занятия

№ п/п

Действия преподавателя

Действия студента

Время

1

Организационный момент

Цель: создание рабочей обстановки, формирование настроя на целенаправленную деятельность.

Метод обучения – словесный

5 мин

Приветствует студентов. Обращает внимание на внешний вид студентов, на санитарное состояние учебной аудитории. Отмечает отсутствующих студентов в группе.

Приветствуют преподавателя. Слушают его.

2

Сообщение темы, целей занятия. Мотивация учебной деятельности.

Цель: вызвать познавательный интерес к предстоящей работе, помочь студентам осмыслить ход и этапы предстоящей работы.

Метод обучения – словесный.

5 мин

Объявляет  тему занятия, план, цели занятия, проводит мотивацию изучаемой темы: актуальность темы, необходимость изучения.  Настраивает студентов на необходимость активно работать на каждом этапе занятия.

Внимательно слушают преподавателя. Осмысливают цели и задачи работы, задают вопросы по предстоящей работе.

3

Контроль и оценка опорных знаний

Цель: проверить опорные знания, степень подготовки к занятию, реализовать интегративные связи.

Метод обучения – словесный, практический, видеометод (презентация)

20 мин

Фронтальный опрос.

Проводит проверку внеаудиторной самостоятельной работы.

Подводит итоги контроля:

обращает внимание на ошибки, допущенные студентами, отмечает лучших студентов  и делает выводы о подготовке к занятию.

(Приложение №1).

Слушают и осмысливают вопросы. Отвечают на них.

Уточняют у преподавателя, что непонятно.

Выступают с докладами, сопровождая выступление подготовленной презентацией.

(формирование ПК 2.4, ПК2.6.)

4

Инструктаж преподавателя        

Цель: вызвать познавательный интерес к предстоящей работе, помочь студентам осмыслить ход и этапы предстоящей работы.

Метод обучения – словесный.

5 мин

Сообщает план, цели и задачи предстоящей работы, помогает студентам их осмыслить. Показывает основные приемы выполнения работы. Отвечает на вопросы студентов.

Внимательно слушают преподавателя. Осмысливают цели и задачи работы, задают вопросы по предстоящей работе.

(формирование ОК8)

5

Применение и закрепление знаний и умений (практическая работа)

Цель: закрепить полученные знания.

Метод обучения – частично-поисковый

45 мин

Распределяет задания, следит за выполнением заданий, отвечает на вопросы.

1. Определение рациональных и нерациональных сочетаний диуретиков.

(Приложение № 2)

2. Решение ситуационных задач (Приложение № 3).

3. Решение тестовых заданий (Приложение № 4).

Выполняют задания с одновременным заполнением рабочей тетради: работают с алгоритмом, решают предложенные тестовые задания и ситуационные задачи,

6

Оценка деятельности студентов. Рефлексия. Подведение итогов.

Цель: проанализировать деятельность студентов.

Метод обучения – словесный.

5 мин

Кратко анализирует занятие, даёт критическую оценку каждого его этапа, обращает внимание на хорошие результаты и на допущенные ошибки, отмечает наиболее активных студентов, обращает внимание на недочеты, допущенные при выполнении самостоятельной работы. Выставляет оценки за занятие, исходя из оценки за каждый этап занятия.

Слушают преподавателя и обращают внимание на его замечания, осмысливают их. Участвуют в анализе проделанной работы и ее оценке. Высказывают свое мнение, свои суждения. Намечают пути устранение ошибок.

7

Постановка внеаудиторной самостоятельной работы

Цель: самостоятельное овладение новым учебным материалом, воспитание ответственности за порученное дело.

Метод обучения – словесный.

5 мин

Преподаватель даёт чёткие рекомендации по подготовке к следующему занятию, акцентирует внимание на главных и сложных вопросах.

Слушают, записывают

Литература для студентов и преподавателя:

Основные источники:

  1. Федюкович Н.И. Фармакология: учебник для медицинских училищ и колледжей. - Издание 16-е.  Издательство Феникс. 2017. 702 с.
  2.  Фармакология с общей рецептурой [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. В. Майский, Р. Н. Аляутдин. - 3-е изд., доп. и перераб. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 240 с.: 26 ил.
  3. «Фармакология с рецептурой», учебник/ М.Д. Гаевый, П.А. Галенко - Ярошевский, В.И.Петров, Л.М. Гаевая, 2004 г.,   изд. центр «Март».
  4.  «Руководство по общей рецептуре», учебное пособие, Н.Б. Анисимова, изд. Мед. 2008 г.
  5. Федюкович Н.И., Рубан Э.Д. Фармакология для медицинских училищ и колледжей. Феникс, 2015

Дополнительная литература:

1. Кузнецова Н. В.Клиническая фармакология : учебник / Н. В. Кузнецова. —  2-е изд., перераб. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. — 272 с.

 2.«Рецептурный справочник для фельдшеров и акушерок, медицинских сестер», Н.И. Федюкович., М.Мед. 2008 г.

3. «Справочник по лекарственным средствам», справочник Э.Г. Громова,  2007 г.

4. «Фармакодинамика, фармакокинетика с основами общей фармакологии», В.В. Кржечковская, Р.Ш. Вахтангишвили, Ростов н/Д: Феникс, 2007  

Приложение №1

Фронтальный опрос

  1. Дайте определение мочегонных средств. Классификация.
  2. Назовите показания к применению мочегонных средств.
  3. Каковы правила приема препаратов калия с мочегонными?
  4. Назовите диуретики, требующие  приема препаратов калия.
  5. Какие требования следует соблюдать при комбинированном применении сердечных гликозидов и мочегонных средств для лечения хронической сердечно-сосудистой недостаточности?
  6. Объясните необходимость назначения мочегонных средств при лечении гипертонической болезни.
  7. Какие мочегонные применяют при экстренной терапии отека легких.
  8. Назовите показания к применению осмотических диуретиков.
  9.  Назовите мочегонные средства, используемые для форсированного диуреза.
  10. Механизм действия фуросемида и кислоты этакриновой.
  11. Синоним фуросемида.
  12. Назовите калийсберегающие диуретики.
  13. Механизм действия спиронолактона и триамтерена.

Приложение №2

Определить рациональные и нерациональные сочетания  диуретиков.  Дать объяснение

каждому рациональному или нерациональному сочетанию  диуретиков. К каким  положительным эффектам приводит использование рациональных комбинаций диуретиков? К каким отрицательным последствиям может привести нерациональных комбинаций диуретиков?

Ответ обосновать.

  1. Фуросемид+спиронолактон.
  2. Дихлотиазид+панангин.
  3. Триамтерен+спиронолактон.
  4. Фуросемид+дихлотиазид.
  5. Спиронолактон+ калия хлорид.
  6. Спиронолактон+амилорид.
  7. Дихлотиазид+триамтерен.
  8. Этакриновая кислота+дихлотиазид.
  9. Фуросемид+панангин.
  10. Триамтерен+калия хлорид.

Приложение №3

  1. Определите вещество или группу веществ:
  1.  Салуретик, используемый для лечения гипертонической болезни, сопровождающейся  недостаточностью кровообращения. Так как препарат потенцирует действие резерпина, апрессина и других гипотензивных средств, то он часто назначается в комбинации с этими препаратами. Применяется внутрь, дозы подбираются индивидуально.Форма выпуска: таблетки по 0,025 и 0,1 г. Выпишите рецепт.
  2. Диуретический эффект связан с антагонизмом по отношению к гормону коры надпочечников  альдостерону. При применении препарата следует учитывать возможность гиперкалиемии и гипонатриемии. Противопоказан при острой почечной недостаточности; не следует назначать в первые два месяца беременности. Выпишите рецепт.
  3. Осмотический диуретик. Применяется для понижения внутричерепного давления и уменьшения отека мозга, при почечной или почечно-печеночной недостаточности с сохраненной фильтрационной способностью почек и при других состояниях, требующих диуреза. Форма выпуска: 15 % раствор в ампулах по 200,400,500 мл; флаконы вместимостью 500 мл, герметически закрытые резиновыми пробками и содержащие по 30 г препарата. Выпишите рецепт.
  4. Препарат при внутривенном введении оказывает практически мгновенный сильный эффект. При пероральном приеме действует через 30 минут. Может применяться при отеке мозга, легких (любого происхождения), для купирования гипертонического криза, а также и при системных отеках. Может вызвать гипокалиемию, гипокальциемию, обладает ототоксичностью. Выпишите рецепт.
  5. Калийсберегающий диуретик. Форма выпуска: капсулы, содержащие 0,05 г препарата. Под названием "Триампур композитум" имеются таблетки, содержащие по 0,025 г данного препарата и 0,0125 г дихлотиазида. Выпишите рецепт.
  6. Сильное диуретическое средство. По механизму действия близко к фуросемиду, но переносится хуже. Применяется при отеках (отек легких, отек мозга, отеки почечного происхождения). При гипертонической болезни комбинируется с гипотензивными средствами. Форма выпуска: таблетки по 0,05 г и ампулы, содержащие по 0,05 г препарата, который растворяется в изотоническом растворе натрия хлорида, глюкозы. Выпишите рецепт.
  7. Диуретик,  системный ингибитор карбоангидразы со слабой диуретической активностью. Используется для лечения ликвородинамических нарушений и внутричерепной гипертензии, для лечения глаукомы, как вспомогательное средство при лечении эпилепсии. Форма выпуска: таблетки по 0,25г.
  1. Решить ситуационные задачи:
  1. Больному с гипертоническим кризом внутиривенно вводили диуретик. Отеки уменьшились, состояние улучшилось. Какой диуретик вводили больному? Выпишите рецепт. Назовите возможные побочные эффекты.
  1. Больному с гипертонической болезнью назначили мочегонное средство, снижающее АД. АД снизилось, но у больного появились боли в сердце, слабость. С целью уменьшения возникших осложнений назначен калия хлорид. Какой диуретик был применен?  Выпишите рецепт. Назовите возможные побочные эффекты. Почему был назначен калия хлорид?
  2. Больной лечится по поводу хронической сердечно-сосудистой недостаточности. Принимает дигитоксин. Ему нужно назначить мочегонные средства. В вашем распоряжении дихлотиазид, фуросемид, спиронолактон.  Что вы выберете в данной ситуации и почему? Выпишите рецепт.
  3. К работнику аптеки обратился посетитель с вопросом-он страдает гипертензией, для уменьшения отеков он применяет лекарственный препарат триампур-композитум. Что входит в состав препарата? Объясните механизм действия. Возможные побочные эффекты. Выпишите рецепт.
  4. Больной длительное время страдает портальным циррозом печени. Отмечаются слабость, чередование запоров и поносов, боли в области печени, вздутие живота. В последнее время появился асцит. В крови определяется гипоальбуминемия, выраженное повышение уровня альдостерона. Какую комбинацию диуретиков можно рекомендовать больному? Ответ обосновать. Выпишите рецепты на данные препараты

 Приложение №4

Выполнить тестовые задания:

Вариант№1

  1.  Отметить канальцевые диуретики:
  1.  маннит
  2. гидрохлортиазид
  3. амитриптилин
  4. индапамид

  1. Отметить средства, вызывающие гипокалиемию:
  1. триамтерен
  2. фуросемид
  3. гидрохлортиазид
  4. спиронолактон

  1. Отметить средства, вызывающие гипокалиемию:
  1. фуросемид
  2. триамтерен
  3. спиронолактон
  4. триампур
  5. гидрохлортиазид

  1.  Отметить средства, применяемые при хронической сердечной недостаточности:
  1. фуросемид в растворе
  2. фуросемид в таблетках
  3. спиронолактон
  4. гидрохлортиазид
  5. маннитол

  1.  Отметить средства при острых отравлениях:
  1. триамтерен
  2. фуросемид
  3. спиронолактон
  4. маннитол

  1.  Отметить диуретики, применяемые при глаукоме:
  1. атропин
  2. фуросемид
  3. маннитол
  4. адреналин
  5. гидрохлортиазид

  1. Отметить диуретик, повышающий риск образования тромбоэмболии:
  1. спиронолактон
  2. маннит
  3. фуросемид

  1.  Спиронолактон:
  1. блокирует рецепторы к альдостерону
  2. блокирует проксимальные канальцы
  3. калийвыводящий
  4. калийсберегающий
  5. слабый диуретик
  6. сильный

  1. Спиронолактон применяется при:
  1. хронической сердечной недостаточности
  2. при форсированном диурезе
  3. при гипертоническом кризе
  4. при отеках
  5. при циррозе печени

  1. Отметить побочные эффекты спиронолактона:
  1. гипокалиемия
  2. гиперкалиемия
  3. антиандрогенный
  4. тератогенез

Вариант №2.

  1.  Гидрохлортиазид:
  1. расширяет сосуды
  2. канальцевый диуретик
  3. петлевой диуретик
  4. калийтеряющий
  5. калийсберегающий
  6. ингибирует реабсорбцию Na 
  7. оказывает антиандрогенный эффект

  1.  Гидрохлортиазид применяется при:
  1. брадикардии
  2. опухоли печени
  3. гипертонической болезни
  4. глаукоме
  5. при хронических отеках любого генеза

 

  1. Отметить побочные эффекты гидрохлортиазида:
  1.  метаболические нарушения
  2. боль в грудной клетке
  3. ототоксичность
  4. снижение потенции

  1.  Маннитол применяется при:
  1.  отеке мозга
  2. при переливании несовместимой крови
  3. при форсированном диурезе
  4. при гиперальдостеронизме
  5. при хронической сердечной недостаточности

  1.  Фуросемид:
  1.  канальцевый диуретик
  2. петлевой диуретик
  3. действует 4-8 часов
  4. вызывает гиперК-емию

  1.  Фуросемид применяется при:
  1. отеке легких
  2. атриовентрикулярной блокаде
  3. тромбоэмболии
  4. при форсированном диурезе

  1. Отметить ведущий современный диуретик, применяемый при гипертоническом кризе:
  1. фуросемид
  2. спиронолактон
  3. индапамид
  4. дихлотиазид

  1.  Отметить диуретик, снижающий пред- и постнагрузку на сердце:
  1. эналаприл
  2. фуросемид
  3. спиронолактон
  4. маннитол
  1. Диакарб:
  1. ингибитор карбоангидразы
  2. ингибитор АПФ
  3. осмотический диуретик
  4. петлевой диуретик
  1. При терапии острых отравлений используют:
  1. фуросемид
  2. маннит
  3. мочевина
  4. дихлотиазид
  5. спиронолактон

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ  

Вариант № 1

  1. 2,4
  2. 2,3
  3. 1,5
  4. 2,3,4
  5. 2,4
  6. 3,5
  7. 3
  8. 1,4,5
  9. 1,4,5
  10. 2,3

Вариант № 2.

  1. 1,2,4,6
  2. 3,4,5
  3. 1,4
  4. 1,2,3
  5. 2,3
  6. 1,4
  7. 3
  8. 2
  9. 1
  10. 1,2,3

Приложение № 5

Постановка внеаудиторной самостоятельной работы

Средства, влияющие на функции органов дыхания. Лекция № 20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия для студентов по теме: «Сестринский процесс при нарушении потребности в нормальном дыхании»

Данная методическая разработка предназначена для  проведения практического занятия в рамках междисциплинарного курса «Теория и практика сестринского дела»  и содержит необходимый методически...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя на тему"Осложнения беременности (гестозы)" по специальности "Сестринское дело".

В разработке указаны  пояснительная записка, обоснование темы,технологическая карта, согласно которой проводится практическое занятие. Даны приложения №7 , с помощью которых  проводится заня...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ для студентов по теме: «Изготовление разборной модели. Вырезание и оформление фрагмента модели» Курс 2

Методическая разработкаПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯдля студентовпо теме:«Изготовление разборной модели. Вырезание и оформление фрагмента модели» содержит теоритеческий материал и практические алгоритмы....

методическая разработка практического занятия "Правила учета и хранения лекарственных средств"

Методическая разработка урока посвящена теме «Правила хранения и учета лекарственных средств».Данная тема позволяет студентам ознакомиться с основными правилами хранения и распределения лекарственных ...

Методическая разработка теоретического занятия по Фармакологии на тему: "Диуретические (мочегонные средства)".

Методическая разработка теоретического занятия по фармакологии предназначена и может быть использована преподавателями средних медицинских и фармацевтических образовательных учреждений в период дистан...

Методическая разработка практического занятия по фармакологии "Химиотерапевтические средства. Антибиотики"

Данная методическая разработка составлена для проведения практического занятия со студентами, обучающимися на 2 м курсе специальности «Сестринское дело» ОП.07 «Фармакология»....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по Фармакологии "Средства, влияющие на водно-солевой баланс"

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия, рассчитанного на 2 академических часа, по теме «Средства, влияющие на водно-солевой баланс» и составлена в соотв...