Методическая разработка практического занятия по фармакологии "Химиотерапевтические средства. Антибиотики"
методическая разработка

Данная методическая разработка составлена для проведения практического занятия со студентами, обучающимися на 2 м курсе специальности «Сестринское дело» ОП.07 «Фармакология».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

По дисциплине: «Фармакология» ОП07

Для специальности: 34.02.01 Сестринское дело

Курс II, семестр 3

Рассмотрена на заседании ЦМК

_Комиссией № 3___________________________

           Протокол №4__   от «07_»_декабря 2022                                                                         Председатель ЦМК
___________________/_________  

Москва, 2022

Составлена в соответствии с требованиями ФГОС по специальности

34.02.01 Сестринское дело

Составитель:Комагоркина Наталья Владимировна, преподаватель, ГБПОУ ДЗМ «МК №1» Департамента здравоохранения города Москвы СП1

Содержание

Страница

1

Пояснительная записка

3

2

Методический блок

3

2.1

Цели занятия

3-4

2.2

Задачи занятия

4

2.3

Мотивация

5

2.4

План занятия (хронометраж)

5-7

3

Информационный блок

7-13

4

Операционно-познавательный блок.

13-14

5

Блок контроля

15-16

6

Домашнее задание

21

7

Список литературы

22

8

Приложения

16-21

1.Пояснительная записка

На практическом занятии изучается материал, имеющий большое значение для рационального применения антибиотиков - препаратов, применяемых при различного рода инфекционных заболеваниях.

Инфекции являются одной из наиболее сложных проблем для медицинских служб  во всех странах мира. Нерациональное применение этой группы препаратов приводит к резистентности микроорганизмов и, как следствие, к неэффективности  лечебных мероприятий.

Отбор и конструирование содержания создают условия для того, чтобы к концу занятия студенты владели не только суммой определенных знаний  по характеристике антибиотиков, но и овладели рядом умений, которые способствуют формированию необходимых общих и профессиональных компетенций.

Данная методическая разработка составлена для проведения практического занятия со студентами, обучающимися на 2 м курсе специальности «Сестринское дело» ОП.07 «Фармакология».

2. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Раздел 2. Частная фармакология

Тема 2.1. «Противомикробные и противопаразитарные средства»

Тема занятия: «Химиотерапевтические средства. Антибиотики»

Курс: II Семестр: III

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Форма обучения: очная

Время занятия: 90 мин

Форма проведения занятия: практическое

Тип занятия: комбинированный

Место проведения занятия: учебный кабинет «Фармакология»

2.1 ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

1. Образовательная цель:

  • Закрепить теоретические знания по теме занятия;
  • Выработать умение ориентироваться в номенклатуре, составе ЛС;
  • Закрепить представление о показаниях к применению; побочных эффектах некоторых групп антибиотиков;
  • Дать представление о принципах рационального применения противомикробных средств;
  • Научить студентов применять препараты по назначению врача,
  • Давать грамотные рекомендации по правилам приема.

2. Воспитательная цель:

  • формировать нравственные понятия (долг, честь, достоинство);
  • привить чувство ответственности за выполнение назначений врача;
  •   привить чувство ответственности за жизнь и здоровье пациента;
  •   воспитать чувство сострадания к пациентам;
  •   воспитывать самостоятельность;
  •   воспитать добросовестное отношение к требованиям преподавателя.

3. Развивающая цель:

  • развитие умения и навыков;
  • развитие логического и аналитического мышления;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие познавательной активности.

Формируемые компетенции

Дисциплина входит в профессиональный цикл и является частью учебного цикла общепрофессиональных дисциплин, направлена на формирование ОК и ПК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

2.2 ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ

С целью формирования вышеуказанных компетенций обучающийся в итоге

занятия должен знать:

  • лекарственные формы,  введения лекарств; виды их действия и взаимодействия;
  • основные группы антибиотиков и их показания к применению;
  • нежелательные лекарственные реакции, виды реакций и осложнения лекарственной терапии.
  • правила выписывания в рецептах различных лекарственных форм;

С целью формирования вышеуказанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен уметь:

  • давать грамотные рекомендации по применению  лекарственных средств  в соответствии с клиническим диагнозом, с учетом их фармакокинетики, фармакодинамики,  индивидуальной чувствительности, сопутствующих заболеваний, функционального состояния организма;
  • выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы;
  • находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;
  • уметь оказывать доврачебную помощь при ярко выраженном побочном действии препарата.

2.3 МОТИВАЦИЯ

Применение антибиотиков остается одним из наиболее часто рекомендуемых методов лечения большого количества заболеваний. В то же время, остаются актуальными проблемы недостаточной эффективности и безопасности даже современных лекарственных средств.

За  последние  десятилетие осложнения стали настоящим бичом нашей антибиотикотерапии. В результате неграмотной терапии мы получили население планеты с лекарственно устойчивыми штаммами микробов.

 Данное методическое пособие  позволяет студентам усвоить основные положения темы, оперировать медицинскими терминами, сформулировать «клинический образ мышления». В то же время, она формирует у студентов  умение давать грамотные рекомендации по применению антибиотиков при наиболее распространенных заболеваниях бактериальной этиологии. Это является залогом высокой эффективности и безопасности медикаментозного лечения. С целью организации общения и взаимодействия студентов при выполнении заданий организована работа четырех  малых групп. Объединение «сильных» и «слабых» студентов дает возможность взаимного обучения, снижает уровень тревожности перед ответом. Выполнение предложенных заданий создает условия для формирования умения принятия решения в нестандартных ситуациях, умения пользоваться справочной литературой, рассчитывать дозу препарата при парентеральном введении. В связи с этим, при обучении среднего медицинского персонала особое внимание должно быть уделено формированию лекарственной грамотности будущих специалистов.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ И ВНУТРИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

  • анатомия и физиология человека
  • микробиология
  • латинский язык
  • здоровый человек и его окружение
  • теория и практика сестринского дела
  • технология оказания медицинских услуг

Внутрипредметные связи:

  • фармакокинетика и фармакодинамика лекарств
  • виды лекарственных форм
  • правила выписывания рецептов

2.4 ПЛАН ЗАНЯТИЯ (ХРОНОМЕТРАЖ)

Этап занятия

Время

(минут)

Действия преподавателя

Действия

обучающихся

Обоснование

методических приемов

1.

Организационный момент.

10

Приветствует обучающихся.

Обращает внимание на внешний вид.

Проверяет готовность студентов к занятиям.

Отмечает отсутствующих.

Сообщает тему, план, цели занятия.

Отмечает значение изучения темы в будущей профессиональной деятельности.

Приветствуют

преподавателя.Занимают рабочие места.

Слушают преподавателя.

Слушают преподавателя

Осмысливают план занятия

Осмысливают тему, значение темы для будующей профессии.

Организует и дисциплинирует обучающихся.

Воспитывает аккуратность, требовательность к себе и товарищам, самоконтроль.

Создает рабочую обстановку.

Формирует интерес к учебной деятельности, к предмету, к данному занятию.

2.

Реализация самостоятельной работы студентов.

10

Предлагает студентам продемонстрировать выполнение творческой работы

Выступление студентов об истории открытия антибиотиков

Формирует интерес к учебной деятельности к предмету.

3.

Контроль знаний:

Блиц-опрос.

15

Задает вопросы в форме блиц-опроса.

(приложение№1)

Отвечают на поставленные вопросы.

Слушают ответы товарищей, исправляют и дополняют их.

 

Проверяет знания по пройденной теме.

Проверяет уровень теоретических знаний по изучаемой теме.

4.

Практическая часть.

50

1.Заполнение карты-задания

Объясняет, как заполнить карту-задание.

Предлагает студентам

описать данную группу

антибиотиков

2.Проводит решение ситуационных задач

3.Выписка рецептов.

4. Контролирует самостоятельную работу студентов

В соответствии с

индивидуальным заданием выбирают необходимые препараты.

2. Решают  ситуационные задачи

3.Выписывают рецепты, пользуясь справочной литературой.

знания.

Развивает логическое мышление

.

2.Развивает логическое мышление.

3.Формирует  умение выписывать рецепты

4.

Заключение: подведение итогов занятия, домашнее задание.

5

1.Выясняет, что было трудным при усвоении нового материала.

2. Говорит об общем впечатлении от занятия.

3. Даёт задание на дом. Инструкции по выполнению домашнего задания.

1.Задают вопросы и слушают пояснения.

2.Обращают внимание на объяснения преподавателя.

3.Записывают домашнее задание.

1.Выявление сложных моментов при усвоении нового материала.

2.Закрепление пройденного материала.

3. Закрепление пройденного материала.

3. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Противомикробные средства употребляются для профилактики и лечения инфекционных заболеваний. Они бывают: А) антисептические и дезинфицирующие, Б) химиотерапевтические. Химиотерапевтические средства применяют для борьбы с инфекционными и паразитарными болезнями человека. Их действие на организм человека отличается большей избирательностью и меньшей токсичностью. При бактериостатическом действии микроорганизмы сохраняют жизнеспособность, однако их размножение прекращается или резко замедляется.  Бактерицидное действие вызывает гибель бактерий. Механизм их действия различен: одни вызывают денатурацию белков микробной клетки, другие тормозят построение их оболочки, третьи - угнетают функции  РНК, ДНК. При лечении инфекции рационально одновременно с противомикробными препаратами применять лекарственные средства, повышающие сопротивляемость организма.

Фармакотерапия антибиотиками считается этиотропной, так как направлена непосредственно на устранение причины, вызывающей заболевание, а именно,  микробной инфекции. Антибиотики можно отнести к особой группе препаратов, обладающих избирательной токсичностью к патогенным для человека микроорганизмам, при этом в терапевтических концентрациях, не оказывающих повреждающего действия на организм человека.

Принципы противомикробной терапии

  1. 1.Диагноз должен быть точным, для того, чтобы  установить очаг инфекции, возбудителя и его чувствительность.
  2. Лечение нужно начинать как можно раньше и подобрать оптимальную дозу и путь введения.
  3. Начальная доза должна быть максимальной, чтобы не давать микроорганизмам адаптироваться. Начальная  доза должна быть в 3-4 раза больше минимальной терапевтической концентрации. Недостаточные дозы могут спровоцировать устойчивость микроорганизмов.
  4. При отсутствии эффекта через 2-3 суток можно сменить препарат на новый или редко назначаемый.
  5. В начале заболевания выбирают специфичный препарат узкого спектра действия. Если инфекция смешанная - используют антибиотик широкого спектра действия или комбинацию антибиотиков.
  6. Необходимо учитывать способность того или иного антибиотика проникать в пораженные органы.  Для этого определяют путь введения лекарства:
  7. -легкие инфекции - дозы средние, путь введения – перорально
  8. - тяжелые инфекции - внутривенный, внутримышечный путь введения
  9. - угрожающие инфекции - препарат вводят внутривенно в максимальных дозах
  10. Следует учитывать, что основным органом выведения противомикробных средств из организма являются почки, поэтому необходима коррекция дозы препарата у больных с заболеванием почек
  11. При выборе  антибиотика  учитывают и тяжесть инфекционного процесса:
  12. А) БАКТЕРИЦИДНЫЕ антибиотики (пенициллины, цефалоспорины) применяют при тяжелых инфекциях, при лечении ослабленных больных, новорожденных детей и людей пожилого возраста. Эффект в этом случае наступает на 2 день лечения ,а сам курс терапии занимает 7 дней.
  13. Б) БАКТЕРИОСТАТИЧЕСКИЕ антибиотики (макролиды, тетрациклины) используют для лечения средне – тяжелых инфекций. Их действие развивается на 2-4 день, а сам курс лечения-до исчезновения симптоматики.
  14. В тех случаях, когда смешанную инфекцию одним препаратом подавить не удается, используют комбинацию препаратов (2-3-х), но сочетать бактерицидный и бактериостатический эффект не рекомендуется.
  15. При необходимости одновременного введения больному 2-х антибиотиков их следует вводить разными путями.
  16. Профилактическое назначение  антибиотиков допускается при ревматизме, бактериальном эндокардите, иммунодефицитных состояниях, малых оперативных вмешательствах, частоповторяющихся инфекциях мочевыводящих путей.
  17. Основным критерием для завершения противомикробной терапии служит клиническое выздоровление или улучшение состояния.

Принципы классификации антибиотиков

https://lh5.googleusercontent.com/pEyFpD_5m3aVOI6j6gPfSHJxaIkIxsvuxtuUYqXUhhnmFl0sSY6OTYAC6w08ddnh3bdGwaPrQD-ElIGLviUMR-EHfBpThNz5UfyzbBCLukaV5WgPQTHQ18Qx1N8lo2TnrAmYvBjYMuLLXorzewОсновные группы антибиотиков

Бета-лактамные антибиотики

А.     Пенициллины

Натуральные(природные)пенициллины

Полусинтетические

Бензилпенициллин, бициллины

Ампициллин, амоксициллин карбенициллин, амоксиклав (комбинированный,  «защищенный»  препарат)

                           Характеристика группы

  • Наименее токсичны, узкий спектр действия, бактерицидные.
  • Кислотонеустойчивы (нельзя принимать внутрь), разрушаются пенициллиназой.
  • Накапливаются в печени, почках легких, тонком кишечнике.
  • Длительность действия 3-4 часа.
  • Широкий спектр действия, бактерицидные.
  • Кислотоустойчивы (можно назначать в таблетках)
  • Проникают во все ткани.
  • Можно назначать у новорожденных и беременных женщин.

Показания к применению:

  • Инфекции ВДП (пневмонии, бронхиты, ангины, отиты);
  • Инфекции мочевыделительной системы (циститы, пиелонефриты);
  • Амоксициллин - при язвенной болезни желудка, дизентерии;
  • Тяжелые инфекции: Сепсис, абсцесс, газовая гангрена, перитонит, менингит;
  • Венерические инфекции: сифилис, гонорея;
  • Карбенициллин- эффективен при инфекции, вызванной синегнойной палочкой;

Бициллины-1 раз в 3 дня- 3 недели- при лечении хронических заболеваний: ревматизм,сифилис, гонорея.

Рациональная комбинация: аминогликозиды, цефалоспорины, монобактамы

Нерациональная комбинация: макролиды, тетрациклин, левомицетин

Побочные действия:

  • Аллергические реакции (80% применения);
  • Токсическое действие на почки и печень;
  • Местные инфильтраты (бициллин);
  • Дисбактериоз.

Б.     Цефалоспорины (около 60 препаратов)

                                   Классификация

1 поколение

2поколение

3поколение

4 поколение

Цефазолин(кефзол)

Цефалотин

Цефалексин

Цефуроксим (кетоцеф)

Цефметазол

цефаклор

Цефатоксим

Цефтриаксон

цефексим

Кейтен

Цефепин

максипин

                           Характеристика группы

  • Широкий спектр действия, бактерицидное тип действие;
  • По спектру действия напоминают пенициллины;
  • Не разрушаются пенициллиназой;
  • Относительно нетоксичны;
  • Лучше проникают во все ткани.

Показания к применению:

  • Инфекции ВДП (пневмонии, бронхиты, ангины, отиты);
  • Профилактика послеоперационных осложнений;
  • Заболевания ЖКТ;
  •  Инфекции мочевыводящих путей  ( циститы, пиелонефриты);
  • Инфекции костей, суставов, мышц, мягких тканей;
  • Интенсивная терапия новорожденных;
  • Сепсис, менингит, перитонит и другие  тяжелые инфекции.

Рациональная комбинация:  пенициллины

Нерациональная комбинация: аминогликозиды, тетрациклин.

Побочные действия:          

  • Аллергические реакции (перекрестные с пенициллином);
  • Токсическое действие на почки и печень;
  • Болезненность инъекции;
  • Ври внутривенном введении - риск развития флебитов;
  • Дисбактериоз при приеме внутрь.

Макролиды

Классификация

1 поколение

2поколение

3поколение

4 поколение

Эритромицин

Олеандомицин

Спирамицин

Джозимицин

Кларитромицин

Азитромицин

(сумамед )рулид

Характеристика группы

  • Обладают и бактериостатическим и бактерицидным эффектом в зависимости от концентрации;
  • Оказывают  иммуномодулирующий эффект ( стимулируют фагоциты);
  • Похожи по действию с пенициллинами;
  • Принимать можно независимо от приема пищи;
  • Создают самые высокие концентрации антибиотика в инфицированных тканях;
  • Хорошо переносятся и считаются одними из самых безопасных;  
  • Отмечен противовоспалительный эффект;
  • Курс лечения должен быть не менее 7 дней, т.к быстро развивается устойчивость;
  • Азитромицин- бактерицидный эффект, назначают 1 раз в сутки, проникает в ткани дыхательной и мочеполовой системы.

Показания к применению:

  • Инфекции ВДП (бронхиты, ангины, отиты)особенно при непереносимости пенициллинов;
  • Заболевания ЖКТ в т.ч. язвенная болезнь желудка, вызванная хеликобактером (2 и 3 поколение);
  •  Инфекции мочевыводящих путей, половых органов;
  • Коклюш, дифтерит;
  • Пневмонии, вызванные другими возбудителями:  (микоплазменная,легионеллная,хламидийная,гемофильная палочка);
  • Сифилис, гонорея.

Рациональная комбинация:  тетрациклины

Нерациональная комбинация: аминогликозиды, левомицетин, витамины,

Побочные действия:          

  • Тошнота, рвота из-за раздражающего действия

Аминогликозиды

                                   Классификация

1 поколение

2поколение

3поколение

4 поколение

Стрептомицин

Неомицин

канамицин

гентамицин

Тобрамицин,

Амикацин

Сизомицин

Действуют на микробы, устойчивые к гентамицину

Изепамицин

Очень широкий спектр действия

Характеристика группы

  • Широкий спектр действия, бактерицидные;
  • Создается большая концентрация в тканях печени, почек, скелетной мускулатуре;
  • Самая токсичная группа  антибиотиков ;
  • Лучше проникают во все ткани.

Показания к применению:

  • Госпитальная инфекция разной локализации;
  • Туберкулез;
  • Профилактика послеоперационных осложнений;
  • Заболевания ЖКТ;
  • Урологические,гинекологические инфекции  ( циститы, пиелонефриты);
  • Инфекции костей, суставов, глаз, внутренних органов;
  • Смешанные инфекции.

Рациональная комбинация:  пенициллины, цефалоспорины

Нерациональная комбинация: витамины, анестетики, гепарин

Побочные действия:          

  • Ототоксичность (поражение 8 пары черепно-мозговых нервов).нарастающая необратимая глухота,
  • Нарушение координации движения,
  • Нефротоксичность- обратима, возникает при высоких дозах.

Тетрациклины

                            Классификация

природные

полусинтетические

Хлортетрациклин

Тетрациклин

Доксициклин-назначают 1 раз в сутки

                           Характеристика группы

  • Широкий спектр действия;
  • Бактериостатический тип действия;
  • Хорошо распределяются и проникают во все ткани;
  • Надежны при высоконтагиозных, нетипичных  инфекциях, вызванных хламидиями, микоплазмами, легеонеллами ,спирохетами.

Показания к применению:

  • Чума, бруцеллез, сибирская язва, гангрена, холера;
  • Гинекологические инфекции;
  • Кишечные инфекции;
  • Урологические инфекции  ( циститы,, пиелонефриты);
  • Инфекции ВДП ( бронхиты, ларингиты);
  • Конъюктивиты. Блефарит и другие заболевания глаз(мазь).

Рациональная комбинация:  макролиды

Нерациональная комбинация: аминогликозиды, левомицетин

Побочные действия:          

  • Нарушения развития костей и зубов изза образования комплекса с кальцием, противопоказаны детям до 8 лет, беременным женщинам.
  • Угнетения клеток крови (анемия).
  • Болезненность инъекции, диспепсии ,эрозии, язвы кишечника.
  • Тератогенность (повреждение зубов, костей у новорожденных).
  • Кандидомикоз , суперинфекции.

Линкозамиды

                            Классификация

Линкомицин, клиндамицин

                           Характеристика группы

  • Узкий спектр действия;
  • Бактериостатический тип действия;
  • Хорошо проникают в костную ткань( остеомиелит);
  • Надежны при анаэробных инфекциях.

Показания к применению:

  • Инфекции костей, зубов;
  • Инфекции брюшной полости;
  • Гинекологические инфекции ( Эндометрит).

Рациональная комбинация:  макролиды

Нерациональная комбинация: аминогликозиды, левомицетин

Побочные действия:          

  • Тошнота, рвота, диарея

Памятка по лечению антибиотиками

Принимайте антибиотики только по назначению врача. Если врач считает, что они вам не нужны - не настаивайте: собственные защитные  силы организма могут самостоятельно останавливать рост бактерий.

Антибиотики бесполезно применять при:
ОРВИ, гриппе — эти состояния вызываются вирусами, на которые антибиотики не оказывают никакого действия;

  •  повышенной температуре — антибиотики не являются жаропонижающими и обезболивающими препаратами;
  • воспалительных процессах — антибиотики не обладают противовоспалительным действием.
  • Самостоятельное применение антибиотиков может привести к «стиранию» признаков заболевания, и его будет очень трудно (если вообще возможно) выявить. Неэффективное лечение антибиотиком может привести к хроническому течению заболеваний
  • Если вам выписали антибиотики, то принимайте их в том количестве и по той схеме, которую рекомендовал врач. Лечение обычно бывает курсовым, и прекращать прием лекарства в тот момент, когда вы почувствовали улучшение, нельзя. Самые стойкие бактерии тогда не только «выживут», но и «окрепнут», обретя иммунитет к данному лекарству. И в следующий раз вам придется  назначать  еще более  сильное средство.
  • Необходимо помнить, что улучшение самочувствия или снижение температуры не являются основанием для отмены антибиотика, так как только полный курс лечения может привести к выздоровлению
  • Иногда, при  тяжелом течении, врач выписывает одновременно несколько антибиотиков. В этом случае рассуждения « хватит и одного» или « обойдусь тем, что подешевле» неразумны.
  • Нельзя принимать антибиотики, выписанные кому-то другому. Подбор препарата и его дозировки осуществляется индивидуально с учетом многих факторов, которых вам предусмотреть будет невозможно.
  • Принимать антибиотики необходимо с небольшим количеством воды (кроме водорастворимых форм),  лучше на разжевывать .Прочитайте аннотацию к препарату- там указан способ приема. Азитромицин, ампициллин, например, принимают перед едой. Не следует запивать препараты молоком, и лучше воздержаться от употребления молочных продуктов.
  • Врач обязательно должен спросить у вас, не было ли аллергии на лекарство, и только после этого назначить лечение.  Можно заранее предупредить доктора об имеющейся аллергии к какому-то препарату. Врач сам решит, имеет ли это отношение к назначаемому препарату.
  • Особенно осторожно следует применять антибиотики у детей, беременных и кормящих женщин.
  • Следует знать, что многие широко распространенные и «популярные» среди населения антибиотики (тетрациклин, доксициклин, левомицетин и др.) запрещены для применения у детей, беременных и кормящих женщин. Они оказывают токсичное действие на плод и ребёнка.
  • Во время лечения антибиотиками  или сразу после него врачи назначают лекарства, помогающие восстановить «нормальную микрофлору» в кишечнике. Кроме того не встречая сопротивления, начинают размножаться, другие болезнетворные микроорганизмы - например грибки, вызывающие «молочницу».
  • Чтобы восстановить нормальную микрофлору, назначают бактерийные препараты в капсулах (разжевывать не надо), кисломолочные продукты. Возможно назначение специальных противогрибковых препаратов. Не пренебрегайте этим сопутствующим лечение: борьба с дисбактериозом - важный этап в восстановлении защитных сил организма.

4. ОПЕРАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Инструкция

С целью проверки освоенного материала выполните следующие задания:

  1. выполните карточку – задание по характеристике антибиотиков, ответив на поставленные вопросы ( задание №1) Эталоны ответов представлены в Приложении 1.
  2. Решите ситуационную задачу. Свои ответы – сверьте с эталонами, согласно критериям оценок, выставите себе оценки самостоятельно или, работая в паре, осуществите взаимоконтроль (проверьте выполненные задания партнера, найдите ошибки, выставите ему оценку). Эталоны ответов представлены в Приложении 2 
  3. выпишите рецепты на препараты, указанные в задании №3

 Свои ответы – сверьте с эталонами, согласно критериям оценок, выставите себе оценки самостоятельно или, работая в паре, осуществите взаимоконтроль (проверьте выполненные задания партнера, найдите ошибки, выставите ему оценку). Эталоны ответов представлены в Приложении 3 .

Критерии оценки см. Приложение 4

Задания:

Задание1.: выполнить карту-задание по характеристике антибиотика

Карта-задание: характеристика антибиотика

  1. Группа антибиотика.
  2. Препараты, входящие в эту группу.
  3. Механизм действия группы.
  4. Характер действия группы.
  5. Спектр действия группы.
  6. Показания к применению.
  7. Побочные действия.
  8. Пути введения.
  9. Частотный отрезок, входящий в название препарата.

Перечень карточек с названиями антибиотиков:

Бензилпенициллина натриевая соль;

Кларитромицин;

Задание №2.

Решите ситуационную задачу 1

Женщина болеет  четвертый день. Жалобы: температура, головная боль, слабость, боль в горле при глотании. При осмотре наблюдается отечность, гиперемия миндалин. Лечилась самостоятельно: парацетамол внутрь, полоскание горла раствором фурациллина. Эффекта от получаемой терапии не отмечается. Врач назначил антибактериальную терапию.

- Показано ли применение антибиотика в данном случае?

- Предложите препараты, в применении которых нуждается пациентка.

- Обоснуйте схему лечения.

.  Решите ситуационную задачу 2

Больному с острым гнойным отитом были назначены внутримышечно инъекции ампициллина  по 0,25г 2 раза в сутки. Наступившее после первых инъекций улучшение оказалось кратковременным. На 4 сутки лечения повысилась температура и усилилась болезненность.

- Какова причина  ухудшения состояния?

- Какие препараты из группы антибиотиков можно использовать в качестве заменителя  в данной ситуации?

. Решите ситуационную задачу 3

Больная перенесла гнойную ангину, для лечения которой врачом назначено курсовое лечение  бензилпенициллином. После нескольких инъекций у больной появились высыпания на теле, зуд, поднялась температура. Это осложнение не было зафиксировано в медицинских документах. Через некоторое время больная заболела бронхитом, для лечения которой врач вновь назначил курс пенициллинотерапии. Неожиданно после  первой инъекции у больной появились приступы удушья, резко снизилось артериальное давление, она побледнела и потеряла сознание.

- Какова причина осложнений?

- Ваши действия в данной неотложной ситуации?

- Какую оценку профессиональной деятельности медицинских   работников можно дать?

- Каким средством следует продолжить лечение?

5. БЛОК КОНТРОЛЯ

Инструкция к выполнению тестового задания

Вы получили тестовые задания.

Внимательно прочитайте задание. Вы должны выбрать один правильный ответ среди неправильных. До принятия решения прочитайте все варианты ответов. Если Вы не находите сразу правильный ответ, то последовательно, исключая очевидно неправильные, выберите наиболее вероятный, по вашему мнению, ответ. Ни одно задание не оставляйте без ответа, имейте в виду, что в таком случае вы получите «0».

Тестовое задание по теме:

«Химиотерапевтические средства. Антибиотики»

Вариант 1

1. Бактериостатическим действием обладает:

1.тетрациклин

2.бисептол

3.цефтриоксон

4.пенициллин

2.При пневмококковой пневмонии эффективен:

1.эритромицин

2.левомицетин

3.пенициллин

4.тетрациклин

3.Для профилактики ревматизма используют:

1.бициллин-5

2.гентамицин

3.амоксициллин

4.рулид

4.При беременности противопоказано применение:

1.бензилпенициллина

2.джозимицина

3.клафорана

4.тетрациклина

5.Назовите группу антибиотиков с наименьшим числом нежелательных реакций.

1.пенициллины

2.тетрациклины

3.макролиды

4.аминогликозиды

6.Пенициллин длительного действия для лечения сифилиса:

1.оксациллин

2.цефазолин

3.бициллин-3

4.амоксициллин

7.Ототоксический эффект вызывает:

1.бензилпенициллин

2.гентамицин

3.цефалотин

4.азитромицин

8.Бициллины перед употреблением разводятся:

1.0,5% р-ром новокаина

2. водой для инъекций

3.5% р-ром глюкозы

4.2% р-ром новокаина

9.Характерные особенности полусинтетических пенициллинов:

1.они узкого спектра действия

2.токсичны

3.они широкого спектра действия

4.имеют бактериостатический тип действия

10.Препарат группы азалидов-макролидов:

1. левомицетин

2.бициллин-5

3.гентамицин

4.кларитромицин

Тестовое задание по теме:

    «Химиотерапевтические средства. Антибиотики»

Инструкция: выберите  один  правильный ответ

Вариант 2

1.Антибиотик выбора для лечения кишечной инфекции:

1.ампициллин

2.стрептомицин

3.левомицетин

4.цефазолин

2.Для разведения антибиотиков используют новокаин в концентрации:

1.0,5%

2. 1%

3.2%

4.5%

3.Применение пенициллина может осложниться:

1.головной болью

2.анафилактическим шоком

3.привыканием

4.спазмом бронхов

4.Клафоран относится к:

1.пенициллинам

2.макролидам

3.цефалоспоринам

4аминогликозидам

5.Профилактически антибиотики можно назначать при:

1.пневмонии

2.гриппе

3.ангине

4.ревматизме

6.К пролонгированным пенициллинам относят:

1. бициллин - 1

2.ампициллин

3.бензилпенициллин

4.азитромицин

7.Антибиотики применяются:

1.при вирусных инфекциях

2.при бактериальных инфекциях

3.при микозах

4.при гельмитозах

8.Цефалоспорины используют:

1.при вирусных инфекциях

2.при тяжелых бактериальных инфекциях

3.при инфекциях легкой степени тяжести

9. Антибиотики узкого спектра действия, это  препараты:

1. бактерицидного действия

2. бактериостатического действия

3. действующие на определенные виды бактерий

4.  действующие    на большое количество бактерий

10.Антибиотик для лечения ангины:

1. тетрациклин

2.бисептол

3. амоксиклав

4.фурадонин  

Приложение №1

Эталон ответа к заданию №1:

Бензилпенициллина натриевая соль:

1. Группа антибиотика:

Природные пенициллины

2. Препараты, входящие в эту группу: бициллин 1,3,5, феноксиметилпенициллин, бензилпенициллина калиевая соль, бензилпенициллина новокаиновая соль.

3. Механизм действия: нарушают синтез клеточной стенки

4. Характер действия группы: Бактерицидное действие

5. Спектр действия группы: узкого спектра действия

6. Показания к применению: заболевания верхних дыхательных путей, сифилис, менингит, раневые инфекции.

7. Побочные действия: Аллергические реакции, нефротоксичность, дисбактериоз, флебиты, кандидоз, суперинфекция.

8. Пути введения: в/м

9. Частотный отрезок: Penicillin – антибиотик

Эталон ответа Кларитромицин:

  1. Группа антибиотика:
    Макролиды
  2. Препараты, входящие в эту группу: эритромицин, олеандомицин, кларитромицин, азитромицин, рокситромицин, рулид.
  3. Механизм действия: нарушение синтеза белка на уровне рибосом.
  4. Характер действия группы: обладают бактериостатическим, бактерицидным эффектом в зависимости от концентрации, дозы.
  5. Спектр действия группы: Широкий спектр действия.
  6. Показания к применению:инфекцииверхних и нижних дыхательных путей, инфекции мягких тканей, инфекции мочевыводящих путей, сифилис, гонорея. ЯБЖ, вызванная хеликобактером.
  7. Побочные действия: аллергические реакции, диспепсические явления.
  8.  Пути введения: Энтерально, в/в.
  9. Частотный отрезок: mycin – антибиотик.

Приложение 2

Задача №1

1. Т.к. заболевание длится несколько дней и эффекта от получаемой терапии не  наблюдается, рационально включить в схему лечения антибактериальные препараты.

2.Амоксициллин внутрь по 0,5г 3 раза в сутки+  жаропонижающие средства+аэрозоль биопарокс  как местное  противомикробное  средство

3.Из антибактериальных средств предложен  амоксициллин   т.к. к этому препарату чувствительны возбудители фарингита. Добавлена местная и симптоматическая терапия. Назначение  бактерийных препаратов н обязательно, назначение витаминов возможно, но в период долечивания

Задача №2 .Возникла устойчивость к препарату в результате неправильно подобранной дозы (недостаточной).  Лечение можно продолжить препаратами группы цефалоспоринов.

Задача № 3. У больной развился анафилактический шок- частое побочное действие пенициллинов. Он развился при повторном введении пенициллина, к которому организм был уже сенсибилизирован.

Медицинские работники допустили преступную халатность, т.к первые признаки аллергической реакции на пенициллин не были отмечены в медицинской документации.

 Неотложная помощь при анафилактическом шоке

1Прекратить введение лекарства

2. Уложить больного на бок

3. Для повышения АД ввести адреналин 1мл

4. Для купирования аллергической реакции внутримышечно ввести  2-4мл супрастина или димедрола  и 2 мл преднизолона (гидрокортизона)

5. Место инъекции обколоть раствором адреналина  (1 мл), разведенного в 10 мл физраствора.

Приложение №3

Эталон ответа:

1. Rp.:Ampicillini-natrii 0,5

          D.t.d. №20

          S. Растворить содержимое флакона в2 мл стерильной воды для инъекций, вводить внутримышечно по 0,5 г. 4 раза в сутки.

2. Rp.: Сefalexini 0,25

          D.t.d. №20 in caps.

          S. По 1 капсуле 3 раза в день.

Приложение №4

Эталон ответов

Вариант №1.

         Вариант № 2.

1

1

1

3

2

3

2

1

3

1

3

2

4

4

4

3

5

3

5

4

6

3

6

1

7

2

7

2

8

2

8

2

9

3

9

3

10

4

10

3

Критерии выставления оценок за тест

10, 9 правильных ответов оценка «5»,

7, 8 правильных ответов – оценка «4»,

5,6 правильных ответов – оценка «3»,

Меньше пяти правильных ответов – оценка «2».

Домашнее задание:

Изучить теоретический материал

 Учебник стр.249-257

В рабочей тетради выписать рецепты на препараты:П

Антибиотик цефалоспоринового ряда для приёма внутрь.

Азалид при внутриклеточной инфекции.

Биосинтетический пенициллин при пневмонии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основные печатные издания

  1. Аляутдин, Р.Н. Фармакология: учебник / Р.Н. Аляутдин, Н.Г. Преферанский, Н.Г. Преферанская. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 704 с.
  2. Харкевич, Д.А. Фармакология с общей рецептурой: учебник / Д.А. Харкевич. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 464 с.

Электронные издания

  1. Государственный реестр лекарственных средств ГРЛС – URL: https://grls.rosminzdrav.ru/ 
  2. Аляутдин, Р.Н. Фармакология: учебник / Р.Н. Аляутдин, Н.Г. Преферанский, Н.Г. Преферанская. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 704 с. – URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970452417.html
  3. Аляутдин, Р.Н. Фармакология: учебник для специальностей «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» / Р.Н. Аляутдин, Н.Г. Преферанский, Н.Г. Преферанская. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 320 с. – URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970452387.html
  4. Харкевич, Д.А. Фармакология с общей рецептурой: учебник / Д.А. Харкевич. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 464 с. – URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970455104.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Игра, как средство формирования навыков общения дошкольников со сверстниками"

Выпускная работа  на факультете профессиональной переподготовки "Педагогика и психология дошкольников"...

Методическая разработка урока "Невербальные средства общения"

Методическая разработка урока по теме: "Социальная психология общения: невербальные средства общения" по дисциплине "Социальная психология" для студентов 4-го курса по специальности "Информационные си...

Методическое пособие "Набор лекарственного средства из ампуля. Разведение порошка во флаконе"

Методическое пособие по теме «Набор лекарственного средства из ампулы. Разведение порошка во флаконе», входящей в профессиональный модуль Выполнение работ по профессии Младшая медицинская ...

Методическое обеспечение образовательного процесса: Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, учебно-методические комплексы, фонды оценочных средств, статьи и публикации

Разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, актуализированы в соответсвии с требованиями  ФГОС СПО....

Методическое обеспечение образовательного процесса: Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, учебно-методические комплексы, фонды оценочных средств

Разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и профессиональных стандартов...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия. Инсценировка «Антибиотики – «за» и «против»»

В методической разработке представлен сценарий проведения внеаудиторного мероприятия - Инсценировка «Антибиотики – «за» и «против»»....

Методическая разработка теоретического занятия по Фармакологии "Химиотерапевтические средства. Антибиотики (пенициллины, цефалоспорины, макролиды)"

Методическое пособие разработано в соответствии с рабочей программой дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС среднего профессиональног...