Здоровый человек и его окружение Лекция 13. Период юношеского возраста
учебно-методический материал

Золотарева Ирина Леонидовна

Краткая характеристика юношеского возраста

 Особенности юношеского возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_13_teoriya.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция  13.   Период юношеского возраста

План

1. Краткая характеристика юношеского возраста

2. Особенности юношеского возраста

3. Критические периоды детства

1. Краткая характеристика юношеского возраста

Юношеский возраст продолжается с 16-18 лет до 20-21 года. Характеризуется формированием биологической, социальной и интеллектуальной зрелости. К социально-биологическим проблемам подросткового возраста добавляются проблемы профессиональной ориентации.

В юношеском возрасте возникают заболевания, свойственные взрослым, и протекают они,  то же, как у взрослых.

Основными направлениями воспитания являются ЗОЖ, дружба, любовь, удачный выбор профессии.

2. Особенности юношеского возраста

Юношеский возраст, биологически начинающийся с 16 лету девушек и с 17 лет у юношей, т.е. с завершением полового созревания, и заканчивающийся в 20 лет у девушек и в 21 год у юношей, с точки зрения анатомо-физиологических особенностей наименее изучен, и его окончание определяется в большей степени наступлением гражданской зрелости.

Биологически этот период характеризуется полным завершением формирования морфофункциональных систем организма, прекращением

активного роста. Все органы и системы, таким образом, приобретают черты и свойства, характерные для зрелого организма. Однако четко установить возрастные границы между подростковым периодом и юношеским возрастом, с одной стороны, и юношеским периодом и зрелым возрастом — с другой, достаточно сложно: переход из одного жизненного этапа в другой осуществляется постепенно и плавно. С одной стороны,  юноши и девушки этого возрастного периода сохраняют как анатомо-физиологические, так и психологические черты, в большей степени свойственные позднему подростковому возрасту (в частности, особенности сердечно-сосудистой

системы, которая у юношей лишь к 18 годам по основным функциям приближается к сердечно-сосудистой  системе взрослого человека; неустойчивость настроения, поиск своего места в жизни, стремление к обособлению, характер взаимоотношенийс родителями, сверстниками, представителями противоположного пола), что позволяет считать возраст до

18 лет детством и сохранить медицинское наблюдение за людьми этой возрастной группы в детских медицинских учреждениях.

Близость анатомо-физиологических и психологических особенностей раннего юношеского и позднего подросткового возраста подтверждается и установлением юридического гражданского возраста: лишь по достижении 18 лет юноши и девушки имеют право голосования. Близость этих возрастных периодов находит свое отражение и в особенностях трудовых

отношений с молодыми людьми до 18 лет: им запрещено трудиться на определенных работах, их не имеют права привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и праздничные дни, отправлять в служебные командировки.

С другой стороны, юношеский возраст продолжается до20—21 года, и в этот период юноши и девушки — это индивидуумы, имеющие все признаки зрелого организма, готового к выполнению одной из важнейших жизненных функций — репродуктивной ,а также в полной мере к выполнению и других

функций — трудовых, социальных, гражданских.

Несмотря на то, что юношеский возраст характеризуется окончанием физического роста и развития, выраженность морфофункционального развития, возраст, в котором окончательно формируются признаки зрелого организма, во многом зависят от его конституциональных особенностей. Это

объясняет возможное расхождение в определении сроков календарного и биологического возраста. Показатели развития организма, сроки наступления морфофункциональной зрелости ,физиологические показатели, а также возникновение ряда патологических состояний у представителей крайних

конституциональных типов могут быть довольно резкими, поэтому знание конституциональных особенностей, конституциональных типов необходимо как для понимания сущности процессов, происходящих в организме, так и в практической деятельности при решении проблем, связанных с удовлетворением потребностей.

3. Критические периоды детства

1.Эмбриональная фаза, когда происходит закладка всех органов и систем, высоки вероятность гибели зарождающегося организма, возникновения врожденных аномалий и внутриутробных инфекций.        

  1. Период новорожденности, когда происходит адаптация ребенка к внеутробной жизни.

3.3-6 месяцев: высока частота присоединения инфекций вследствие ослабления материнского иммунитета, дефицита витаминов, питательных веществ.

  1. 2-4 года: происходит этап социальной адаптации, возрастает частота инфекций, травм.
  2. 5-6 лет: характеризуется становлением высшей нервной системы, регулированием биохимических параметров, усиленным развитием скелета, первым вытяжением, началом смены молочных зубов, интенсивным развитием интеллекта, формированием  хронических заболеваний, нарушением осанки.
  3. Пубертатный период, когда происходит эндокринная перестройка, появляется вегетативная дисфункция. Этап становления личности, физических и репродуктивных кондиций взрослого человека, опасен возможностями девиантного поведения, социальной дезадаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к лекции по МДК 01.01 Здоровый человек. "Внутриутробный период. Период новорожденности".

презентация к лекции по МДК 01.01 Здоровый человек. "Внутриутробный период. Период новорожденности"....

Здоровый человек и его окружение Лекция 5, 6. Внутриутробный период и период новорожденности

Лекция 5, 6.    Внутриутробный период и период новорожденностиЗакономерности роста и развития человека во внутриутробном (антенатальном) периоде.Период новорожденностиПограничные состоя...

Здоровый человек и его окружение Лекция 10 Период преддошкольного и дошкольного возраста

Краткая характеристика периодаАФО органов и системОсобенности питанияПодготовка к  поступлению в ДДУПрофилактика инфекционных заболеваний...

Здоровый человек и его окружение Лекция 11. Период младшего школьного возраста

Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возрастаФизическое  развитиеПериод  полового  созревания  Режим дня для детей младшего школьного возрастаПринципы ...

Комплект КОМ ПМ 01, МДК 01.01- Период младшего, среднего и старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный) Период юношеского возраста-2019 г

Тестовые задания представлены в следующей стандартизированной форме: закрытой. Тестовые задания направлены на выявление знания общих, принципиальных положений темы. Задание сопровождается инструкцией ...

лекция 12 - Период юношеского возраста

лекция 12 - Период юношеского возраста...