Здоровый человек и его окружение Лекция 13. Период юношеского возраста
учебно-методический материал
Краткая характеристика юношеского возраста
Особенности юношеского возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_13_teoriya.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция 13. Период юношеского возраста
План
1. Краткая характеристика юношеского возраста
2. Особенности юношеского возраста
3. Критические периоды детства
1. Краткая характеристика юношеского возраста
Юношеский возраст продолжается с 16-18 лет до 20-21 года. Характеризуется формированием биологической, социальной и интеллектуальной зрелости. К социально-биологическим проблемам подросткового возраста добавляются проблемы профессиональной ориентации.
В юношеском возрасте возникают заболевания, свойственные взрослым, и протекают они, то же, как у взрослых.
Основными направлениями воспитания являются ЗОЖ, дружба, любовь, удачный выбор профессии.
2. Особенности юношеского возраста
Юношеский возраст, биологически начинающийся с 16 лету девушек и с 17 лет у юношей, т.е. с завершением полового созревания, и заканчивающийся в 20 лет у девушек и в 21 год у юношей, с точки зрения анатомо-физиологических особенностей наименее изучен, и его окончание определяется в большей степени наступлением гражданской зрелости.
Биологически этот период характеризуется полным завершением формирования морфофункциональных систем организма, прекращением
активного роста. Все органы и системы, таким образом, приобретают черты и свойства, характерные для зрелого организма. Однако четко установить возрастные границы между подростковым периодом и юношеским возрастом, с одной стороны, и юношеским периодом и зрелым возрастом — с другой, достаточно сложно: переход из одного жизненного этапа в другой осуществляется постепенно и плавно. С одной стороны, юноши и девушки этого возрастного периода сохраняют как анатомо-физиологические, так и психологические черты, в большей степени свойственные позднему подростковому возрасту (в частности, особенности сердечно-сосудистой
системы, которая у юношей лишь к 18 годам по основным функциям приближается к сердечно-сосудистой системе взрослого человека; неустойчивость настроения, поиск своего места в жизни, стремление к обособлению, характер взаимоотношенийс родителями, сверстниками, представителями противоположного пола), что позволяет считать возраст до
18 лет детством и сохранить медицинское наблюдение за людьми этой возрастной группы в детских медицинских учреждениях.
Близость анатомо-физиологических и психологических особенностей раннего юношеского и позднего подросткового возраста подтверждается и установлением юридического гражданского возраста: лишь по достижении 18 лет юноши и девушки имеют право голосования. Близость этих возрастных периодов находит свое отражение и в особенностях трудовых
отношений с молодыми людьми до 18 лет: им запрещено трудиться на определенных работах, их не имеют права привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и праздничные дни, отправлять в служебные командировки.
С другой стороны, юношеский возраст продолжается до20—21 года, и в этот период юноши и девушки — это индивидуумы, имеющие все признаки зрелого организма, готового к выполнению одной из важнейших жизненных функций — репродуктивной ,а также в полной мере к выполнению и других
функций — трудовых, социальных, гражданских.
Несмотря на то, что юношеский возраст характеризуется окончанием физического роста и развития, выраженность морфофункционального развития, возраст, в котором окончательно формируются признаки зрелого организма, во многом зависят от его конституциональных особенностей. Это
объясняет возможное расхождение в определении сроков календарного и биологического возраста. Показатели развития организма, сроки наступления морфофункциональной зрелости ,физиологические показатели, а также возникновение ряда патологических состояний у представителей крайних
конституциональных типов могут быть довольно резкими, поэтому знание конституциональных особенностей, конституциональных типов необходимо как для понимания сущности процессов, происходящих в организме, так и в практической деятельности при решении проблем, связанных с удовлетворением потребностей.
3. Критические периоды детства
1.Эмбриональная фаза, когда происходит закладка всех органов и систем, высоки вероятность гибели зарождающегося организма, возникновения врожденных аномалий и внутриутробных инфекций.
- Период новорожденности, когда происходит адаптация ребенка к внеутробной жизни.
3.3-6 месяцев: высока частота присоединения инфекций вследствие ослабления материнского иммунитета, дефицита витаминов, питательных веществ.
- 2-4 года: происходит этап социальной адаптации, возрастает частота инфекций, травм.
- 5-6 лет: характеризуется становлением высшей нервной системы, регулированием биохимических параметров, усиленным развитием скелета, первым вытяжением, началом смены молочных зубов, интенсивным развитием интеллекта, формированием хронических заболеваний, нарушением осанки.
- Пубертатный период, когда происходит эндокринная перестройка, появляется вегетативная дисфункция. Этап становления личности, физических и репродуктивных кондиций взрослого человека, опасен возможностями девиантного поведения, социальной дезадаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к лекции по МДК 01.01 Здоровый человек. "Внутриутробный период. Период новорожденности".
презентация к лекции по МДК 01.01 Здоровый человек. "Внутриутробный период. Период новорожденности"....
Методическая разработка по дисциплине ОП.01 Здоровый человек и его окружение, раздел "Здоровый ребенок", тема "Периоды детского возраста. Антенатальный период"
Методическая разработка практического занятия "Периоды детского возраста. Антенатальный период"....
Здоровый человек и его окружение Лекция 5, 6. Внутриутробный период и период новорожденности
Лекция 5, 6. Внутриутробный период и период новорожденностиЗакономерности роста и развития человека во внутриутробном (антенатальном) периоде.Период новорожденностиПограничные состоя...
Здоровый человек и его окружение Лекция 10 Период преддошкольного и дошкольного возраста
Краткая характеристика периодаАФО органов и системОсобенности питанияПодготовка к поступлению в ДДУПрофилактика инфекционных заболеваний...
Здоровый человек и его окружение Лекция 11. Период младшего школьного возраста
Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возрастаФизическое развитиеПериод полового созревания Режим дня для детей младшего школьного возрастаПринципы ...
Комплект КОМ ПМ 01, МДК 01.01- Период младшего, среднего и старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный) Период юношеского возраста-2019 г
Тестовые задания представлены в следующей стандартизированной форме: закрытой. Тестовые задания направлены на выявление знания общих, принципиальных положений темы. Задание сопровождается инструкцией ...
лекция 12 - Период юношеского возраста
лекция 12 - Период юношеского возраста...