Здоровый человек и его окружение Лекция 11. Период младшего школьного возраста
учебно-методический материал

Золотарева Ирина Леонидовна

Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

Физическое  развитие

Период  полового  созревания  

Режим дня для детей младшего школьного возраста

Принципы создания безопасной окружающей среды для ребёнка младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_11_teoriya.docx39.47 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция  11.   Период младшего школьного возраста

Период младшего школьного возраста  продолжается в течение  5—6 лет (с 6—7 до  11—12 лет)  и характеризуется дальнейшим  совершенствованием  физиологических  функций  органов  и  систем ребенка.

Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

Центральная нервная система.  В  младшем школьном возрасте  продолжает  развиваться  и  совершенствоваться  ЦНС: совершенствуется  прежде всего анализаторская и синтезирующая деятельность коры головного мозга, закрепляются реакции активного торможения, что связано и с увеличением массы головного мозга,  и с совершенствованием структуры коры головного мозга  —  к  8  годам  кора  головного  мозга  похожа  по  строению  на кору  головного  мозга  взрослого  человека.  В  этом  возрасте  у детей  вырабатываются  активные  тормозные  процессы,  достаточно легко формируются сложные условные рефлексы.

Кожа  и  подкожная  жировая  клетчатка.  Кожа  детей  этого возраста  гладкая,  эластичная,  розовая,  покрыта  небольшим количеством  пушковых  волос.  Сальные  и  потовые  железы функционируют.  Основные  функции  кожи  выражены  в  достаточной мере.

Костно-мышечная  система.  Появляются новые ядра окостенения в некоторых костях,  в частности в костях кисти, в других эти  процессы  заканчиваются,  т.е.  достаточно  интенсивно  происходят  процессы  окостенения  костей  скелета,  замена  хрящевой  ткани  костной.  При  этом  точки  окостенения появляются  в  строго  определенной  последовательности,  позволяющей определить степень биологического развития (костный  возраст).

По  мере  развития  и  укрепления  мускулатуры  оформляются  и  интенсивно растут костные бугры  и  выступы,  к которым с  помощью  сухожилий  прикрепляются  мышцы,  причем  они вытягиваются  и  укрепляются  по  мере  увеличения  массы мышц,  их  роста.  Лишь  к  концу  этого  периода,  к  11—12  годам,  внешнее строение и структура  приближаются  к характеристикам  кости  взрослого  человека. К  этому  же  возрасту  меняется  форма  грудной  клетки,  она переходит в  положение  как бы максимального  вдоха. Кости таза растут достаточно интенсивно до 6 лет.  В  младшем  школьном  возрасте,  особенно  в  его  начале,  происходит относительная  стабилизация  размеров  таза,  сменяющаяся интенсивным его развитием у девочек в периоде полового созревания,  начало  которого  приходится  на  младший  школьный  возраст.

Наличие  постоянных  зубов,  появление  которых  начинается  в 6-7 лет.  В  возрасте  11—12  лет  появляются  вторые  большие  коренные  зубы  (вторые  моляры). Ориентировочную оценку количества постоянных зубов можно  провести,  воспользовавшись формулой:

X  =  4п  —  20, где X  —  количество постоянных зубов;

 п  —  число лет,  исполнившихся ребенку  (п  <  13).

В  начале  периода развиваются мелкие движения мышц,  что  способствует  обучению  письму,  но  при  этом мышцы  быстро утомляются.  На этот  возрастной  период  приходится  максимальный  прирост  выносливости  в  7—10 лет.  С  8—9  лет у детей  укрепляются  связки,  усиливается  мышечное  развитие,  отмечается значительный  прирост  объема  мышц,  быстро  восстанавливается работоспособность мышц,  что связано с хорошим развитием кровеносной сети и интенсивным обменом,  способствующим  вымыванию  из  мышц  молочной  кислоты.

Дыхательная  система.  Отличительной  особенностью  в  развитии  дыхательной  системы  в этом  периоде является  значительное увеличение размеров бронхов, легких, увеличение количества альвеол,  ЧДД 18-.20 в мин.

Сердечно-сосудистая  система.  Относительно  медленные темпы роста сердца., но  происходят окончательная дифференцировка тканей  сердца,  обогащение  эластической  и  соединительной  тканью, утолщение  мышечных  волокон.  

Продолжается и развитие сосудов.  Структура сосудов  становится  такой  же,  как у взрослых. Частота сердечных сокращений  в этом  возрастном  периоде составляет  80—90  ударов  в  минуту,  артериальное  давление  у мальчиков ориентировочно определяется по формулам

АД = 90 +  2п  (систолическое)  и АД = 60 + 2п  (диастолическое).

Пищеварительная  система.  Отличаются  быстрым  ростом,  и  в  первую  очередь  это касается  желудка:  его  емкость  к  10—12  годам  составляет 1300—1500  мл,  кишечник  растет  относительно  медленно.  

Печень  после  7  лет  не  выступает  из-под  реберной  дуги,  а морфологическое  и  гистологическое  ее  строение  становится таким же,  как у взрослых,  к 8  годам.

Система  кроветворения  - приобретает черты,  характерные для  взрослого.

Мочевая  система.  Органы  мочеобразования  и  мочеотделения  растут  относительно  медленно  вплоть  до  периода  полового  созревания.  Емкость  мочевого  пузыря  во  многом  зависит  от  тонуса мышц и  к возрасту 9—10 лет составляет около  600  мл,  к  12—13  годам  —  около  1000  мл.  

Физическое  развитие

Физическое  развитие   в  этом  периоде  характеризуется  высокими  темпами  нарастания  роста,  массы  тела, увеличением  окружности  головы  и  грудной  клетки, начинается  четкое половое  различие.

На младший  школьный  возраст  приходится  первое  ускорение роста у девочек (после 6 лет; для мальчиков первое ускорение роста  приходится  на  дошкольный  период),  а  также  второй период  ускоренного  роста,  который  наблюдается  у девочек  с 8.5  лет  с  максимумом  в  возрасте  11—12  лет.  У  мальчиков  в младшем  школьном возрасте сначала наблюдается стабилизация роста,  а  затем до  конца  периода  —  умеренное  равномерное  вытяжение  примерно  до  13  лет.  При  этом  рост  у детей  в этот  возрастной  период  идет  преимущественно  за  счет  нижних  конечностей,  а  с  11—12 лет  наступает  пик роста для туловища.  За время  препубертатного  ростового  скачка  абсолютный  прирост  длины  тела  у  мальчиков  составляет  47—48  см,  у  девочек  —  36—38  см.  Для  ориентировочного  определения  роста ребенка  можно  использовать формулу:

Р  =  77  +  6п

где  Р — рост ребенка,  см;  п  —  число лет.

Формула  справедлива для  детей  в  возрасте  2—12  лет

Ориентировочную  массу  тела  можно  определить по формуле:

М  =  (7п  -  5)  :  2

где  М  —  масса тела;  п  —  число лет.

Окружность головы у детей до  15 лет можно определить по формуле:

ОГ =  50  +  0,6  (п  -  5)

где  ОГ  —  окружность  головы;  50  —  окружность  головы  в  возрасте  5  лет;  

п  —  число лет.

Окружность грудной клетки у детей до  15 лет можно определить по формуле:

ОГК =  63  +  3  (п  -  10)

где  ОГК — окружность грудной клетки;  63  — окружность грудной  клетки  в возрасте  10 лет;  п  —  число лет.

Помимо  этих  параметров,  оцениваются  признаки  и  сроки  полового  созревания,  начало  которого  приходится на младший  школьный  возраст.

Физическое развитие ребенка зависит от:

  • режима  дня,  
  • питания,
  • пребывания  на свежем  воздухе,  
  • занятий  физическими упражнениями,  
  • климатогеографических условий.  

Отрицательное  влияние  на  физическое  развитие  могут оказать  различные  заболевания  ребенка,  которые  являются характерными  для  этого  периода:  инфекционные,  желудочно-кишечные,  аллергические.  На физическом развитии младших  школьников  сказываются  также  занятия  в  школе,  ограничивающие  движения  детей,  сказывающиеся  на  осанке,  на зрении ребенка.

Период  полового  созревания  

В  младшем  школьном  возрасте  возрастает функциональная активность ряда эндокринных желез,  в частности  щитовидной  железы  и  гипофиза,  а  также  надпочечников  и  половых  желез,  что  обусловливает  ускорение  развития половых признаков.

Период  полового  созревания  женского  организма  делится на  две  фазы.  

  • Первая фаза начинается  в  7—9  лет  и  заканчивается появлением  первой  менструации  —  менархе  —  в  возрасте 11—14  лет.  Наиболее  характерны  для  этой  фазы  —  появление  вторичных  половых  признаков,  дальнейшее  развитие  половых органов,  быстрый рост тела в длину.
  • Вторая  фаза  заканчивается  завершением  формирования вторичных  половых признаков  (16—17 лет). Под  влиянием  эстрогенов  увеличиваются  молочные  железы,  матка;  жировая  клетчатка  распределяется  по  женскому типу.  Андрогены  у девочек  обуславливают  появление  и  прогрессирование лобкового  и  подмышечного  оволосения.

•  8—10 лет —  рост костей таза,  округление ягодиц,  незначительное  приподнятие  сосков  молочных  желез,  усиление пигментации  околососковых кружков;

•  10—11 лет — куполообразное приподнятие молочной железы  (стадия  «бутона»),  появление волос на лобке;

•  11—12 лет — увеличение наружных половых органов,  изменение эпителия  влагалища.

Период  полового  созревания  для  мужского  организма начинается  с  10—11  лет,  т.е.  в  конце  младшего  школьного  возраста.  

Первым  признаком  начала полового  созревания  у  мальчиков является  заметное увеличение яичек,  наступающее  в  10—11  лет.  Одновременно  увеличиваются  складчатость  мошонки и  ее  объем,  усиливается  пигментация  мошонки  и  полового члена.  Яички  опускаются  на  дно  мошонки,  начинается  рост полового  члена.  В  11 — 12  лет  происходит увеличение  простаты,  а также рост гортани. Остальные  признаки  полового  созревания  приходятся  на подростковый,  или  пубертатный,  период.

Оценка нервно-психического развития.

В области  моторного  развития  -   происходят  качественные  изменения  — дети  могут быстро  перестраиваться  во  время движения,  выполнять  ритмичные  движения  в  указанном  темпе, танцевать,  кататься  на лыжах,  коньках,  умеют  плавать,  работать  с  различным  материалом  (шить,  вырезать,  вышивать  и т.д.);  в  этом  возрасте  развиваются  сложные  координированные  и  тонкие  движения  кистей  рук,  что  позволяет  освоить навыки  письма.

В  области  сенсорного  развития  —  дети  хорошо  отличают различные  геометрические  фигуры,  как  простые,  так и  сложные,  используют  не только  основные  цвета,  но  и  их оттенки, полутона.

Умственное развитие   -  дети знают многие правила родной речи,  правильно  пользуются  ими,  строят  образные,  сложные  предложения,  решают  задачи  различной  степени  сложности,  знают  таблицы умножения  и  деления,  выполняют  различные  задачи  на компьютере,  используя  не  только  игровые,  но  и  обучающие программы.

В  игровой  деятельности -  предпочитают  коллективные  игры,  хотя  с  возрастом  могут предпочитать творческие дела и  игры,  требующие уединения, любят  игры,  требующие  внимания,  сложные,  во  время  игр строят  планы,  совершенствуют  их  замысел,  в  играх  учитывают  ситуацию,  выбирая  соответствующий  стиль  общения  с окружением.

Поведение детей   -  этого  возраста  становится  более  упорядоченным,  они  могут  испытывать  сложные  моральные  переживания за свои поступки,  поступки других,  критически их оценивать,  соотносить  с  общепринятыми  правилами  поведения и  общения, способны критически  оценивать  черты  характера  и  взаимоотношения людей,  окружающих их.  В этом возрасте дети первыми здороваются  со  взрослыми,  благодарят,  уступают  место,  т.е.  соблюдают определенные  правила этикета. В  конце  возрастного периода могут возникать реакции  негативизма,  дети  хотят  принимать  решения,  не  зависящие  от контроля окружающих,  сверстники и друзья оказывают влияние  на выбор  игр,  интересы  и предпочтения;  часто пренебрежительно  относятся  к  своему  внешнему  виду,  могут  не  следить за  порядком  в  своей  комнате,  проявлять  плохие  манеры за столом.

Режим дня для детей младшего школьного возраста

Утром подъём 6.30, зарядка, водные гигиенические процедуры, полноценный завтрак.

В способности  концентрировать  внимание,  длительно  его  сохранять,  активно  воспринимать  и  усваивать  учебный  материал,  хорошо  его  запоминать,  наиболее  благоприятное  для  этого  время  -  с  8 до  11  часов  утра.  В  предобеденное  и  послеобеденное  время  работоспособность  существенно  снижается,  но  при  правильно  организованном  режиме  питания,  чередовании  периодов труда и  активного  отдыха  она восстанавливается,  достигая  максимума  к  16-18  часам,  после  чего  вновь  значительно уменьшается.  

Время  учебных занятий  в  первом  классе составляет 20 ч  в  неделю  (4 учебных часа в день),   к концу младшего  школьного  возраста общее  учебное  время  увеличивается до  33  ч  в  неделю.

При  формировании  режима  дня  необходимо предусмотреть перерыв между занятиями в школе и домашней  самоподготовкой.  Во  время  этого  перерыва продуманным  отдыхом  можно  восстановить  работоспособность.

Для  восстановления  работоспособности  вполне  достаточен перерыв  в  2,5-3  ч,  из  которых  1 -1,5  ч  необходимо  отвести  активному  отдыху  на  свежем  воздухе.  В  целом  длительность  пребывания  на свежем  воздухе  в  начале  младшего  школьного  возраста сокращается  по  сравнению  с дошкольным периодом  до  4  ч,  в  середине  (10 лет)  — до  3,5  ч,  к  концу  периода  — до 3  ч.  Во время  прогулок необходимо поощрять детей  к занятиям физическими упражнениями,  подвижным  играм.  Недостаточная  двигательная  активность детей  может  являться  одной из  причин  их  переутомления.  Активные  физические  упражнения способствуют улучшению функционального состояния ЦНС,  снимают  усталость,  повышают  сопротивляемость  организма,  уменьшают  охранительное торможение  как  защитную  реакцию  на  умственное  утомление,  накапливающееся  при  занятиях  в  школе.  Физические  упражнения используются  как дома  в  виде  утренней  гимнастики,  так  и  во  время  проведения  уроков  физкультуры  в  школе.  

Очень  важно  при  формировании  режима  дня  младшего школьника  научить  его  правильно  регламентировать  время выполнения  домашних  заданий:  чередовать  виды  занятий  по разным предметам, после 30—40 мин работы делать непродолжительные  перерывы  (10—15  мин),  во  время  которых  можно выполнять  несложные  физические  упражнения,  гимнастику для глаз,  что улучшает кровообращение,  снимает напряжение, улучшает  функцию  зрения,  способствует  сохранению  и  поддержанию  правильной  осанки,  которая  может  нарушаться вследствие  длительного  сидения  за  столом  и  развития  утомительной  статической  нагрузки  на  костно-мышечную  систему, вызывающей повышение общей физической усталости.

В  8-11  лет дети  волевым усилием  могут  преодолевать  накопившееся  утомление,  которое  у более  младших  проявляется  сначала двигательным  беспокойством,  переключением  внимания  на  посторонние  предметы, а  затем  развиваются  вялость,  сонливость,  апатия,  безразличие  к  изучаемому  предмету  как  проявление  защитной  реакции  организма  на  чрезмерные  нагрузки.  Но  такое  волевое усилие  может  привести  к  значительному  переутомлению,  ухудшению  здоровья,  поэтому  нежелательно  принуждение  к занятиям  в течение большего  времени,  чем  это допустимо для  определенной  возрастной группы.

Существенное  значение  для  восстановления  работоспособности детей  младшего школьного возраста имеет правильная  организация  выходных  дней.  Наиболее  оптимальной

представляется  пятидневная  учебная  неделя  с  двумя  выходными  днями,  так  как  одного  выходного дня  совершенно  недостаточно  для  полного  восстановления  умственной  работо­

способности,  утраченных сил ребенка.  Выходные дни целесообразно  посвятить  как  можно  большему  пребыванию  на  свежем  воздухе,  занятию  спортом,  участию  в  турпоходах, экскурсиях,  занятиям  в  кружках.  Такое  переключение  видов деятельности  является необходимым  условием  повышения  и восстановления работоспособности.

Важным  элементом  режима  дня  является  сон. Нормальный  сон,  очень важен  для  восстановления  сил и  работоспособности.  В  начале  младшего  школьного  возраста  продолжительность  сна  должна  составлять  не  менее  10- 10,5  ч,  

Недосыпание  уже через  1-1,5  ч  занятий  в  школе  вызывает  почти  полную  потерю  работоспособности,  рассеянность,  ослабление  внимания,  памяти,  снижение  качества усвоения  материала.  Хроническое   недосыпание  может привести  к общей  невротизации  ребенка.  Перед  ночным  сном  необходимо  проветрить спальную  комнату,  ребенок  должен  умыться,  вымыть  ноги, почистить  зубы,  можно  принять  успокаивающий  душ.  

Правильная  и  рациональная  организация  рабочего  места.  

Стол для занятий должен стоять так,  чтобы свет от окна падал слева,  создавая  при  этом  необходимую  освещенность  рабочей поверхности.  В  случае  недостаточной  освещенности,  а также в вечернее время,  помимо общего освещения  комнаты,  необходимо  обеспечить  и  местное  освещение  рабочего  места,  которое  может  быть  достигнуто применением  настольной  лампы  достаточной  мощности,  располагаемой  так, чтобы  свет  от  нее  не  попадал  в  глаза  ребенку  и  не  ослеплял его,  а  освещал  рабочую  поверхность  стола.

Высота  стола,  должна соответствовать  ростуребенока, стул  также  необходимо

подбирать  в  соответствии  с ростом  ребенка.  При  этом  лучше использовать  стул  с изменяемой  высотой:  ноги  ребенка должны  плотно  стоять  на  полу.  Несоблюдение  этих  правил может  привести  к  появлению  и/или  усугублению  дефектов органа  зрения,  ухудшению  осанки  и  как  следствие  этого  общему  ухудшению  здоровья,  снижению  работоспособности, успеваемости.

В классе:  дети  с  нарушением зрения,  носящие очки,  должны  сидеть  за  второй-третьей  партой,  тогда  они  не будут испытывать дискомфорта при  переводе  взгляда с доски

на  парту;  

Основные принципы рационального питания в детском возрасте

  1. Ежедневно в рацион должны входить молоко, мясо, масло, хлеб, сахар, соль, овощи, фрукты и ряд других продуктов.

  2.Рыбу, творог, яйца рекомендуется давать через 1-2 дня.

  3.Животные белки должны составлять от суточного количества белка:

1-3 года-75%;

4-6 лет - 65%.

  4.Молоко должно составлять не менее 0,5 л в сутки, творог - 50 г в сутки.

  5. В питании необходимо использовать кисломолочные продукты: кефир, простоквашу, ряженку, варенец.

  6.Мясные блюда надо готовить из мяса нежирных сортов в виде тефтелей, котлет и т. д.

  7.От суточного количество жиров не менее 10-15 % должны составлять растительные масла.

  8. В меню должны быть сырые овощи и фрукты, ягоды, зелень, соки.

  9.Крупяные и макаронные изделия рекомендуется давать не чаще 1 раза в день.

  10.К 2 годам в меню можно ввести черный хлеб, сыр, сельдь, колбасу, квашеную капусту, огурцы, помидоры.

  11.Нежелательно давать жирное мясо, острые блюда, копчености, крепкий чай и кофе, горчицу, уксус, маргарин; следует ограничивать сладости.

Сохраняет свое значение режим питания. Рекомендуется к 1,5 годам перейти на 4 разовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин.

Следует придерживаться следующих рекомендаций:

1.Ежедневно ребенок должен получать 2 овощных и 1 крупяное блюдо.

2. В первой половине дня целесообразно давать мясо, рыбу, бобы; во 2-ю половину - творог, каши, овощи.

3.Предпочтительнее вареные и печеные блюда, реже поджаренные.

4.Калораж распределить так:

-завтрак - 25%

-обед - 35-40%

-полдник - 10%

-ужин - 20-25%.

В меню обязательно должны входить горячие супы и борщи, горячие гарниры.

 

Принципы создания безопасной окружающей среды для ребёнка младшего школьного возраста

Cоздание  и  сохранение  безопасной  окружающей  среды, связано с предвидением  и  предотвращением  возможных  опасностей  для  здоровья  и  жизни.  Удовлетворение этой  универсальной  потребности  во  многом зависит  от окружения  ребенка.  Анатомо-физиологические,  физические  и  психологические  особенности  детей  этого  возраста

не  позволяют  им  в  полной  мере  самостоятельно  реализовать эту  потребность.  

Относительная  свобода,  которую  получают дети этого  возраста,  изменение  привычного ритма жизни,  режима дня,  новые условия,  в которые попадают дети,  увеличение  времени  самостоятельности,  когда  дети  находятся  без надзора  взрослых,  вызывают притупление чувства опасности,  увеличивают  риск  развития критических  ситуаций,  поэтому  основной  задачей  людей, окружающих  ребенка,  является  создание  и  обеспечение  безопасных  условий  жизнедеятельности,  обучение  основным правилам  безопасного  поведения,  как  дома,  так  и  в  школе  и особенно  на  улице.  

Потенциальную  опасность  в  школе  представляют  мокрые, скользкие  полы,  наличие  дефектов  в  напольных  покрытиях, открытые  незащищенные  окна,  стеклянные  двери,  лестничные  пролеты,  перила, опасность  возникновения  пожаров  в  школе.  

Причинами возникновения  пожара  в  школе  могут  стать  неисправная электропроводка,  курение  старших  школьников,  шалости  с пиротехникой,  нарушения  техники  безопасности  и  правил при  проведении  лабораторных  работ.  

Определенную  опасность  несут  и  занятия  физической  культурой:  плохо подгоовленные

в  физическом  отношении  дети  чаще  подвержены травмам.  

Опасным  может  стать  и  пребывание  ребенка  на  улице, как  при  следовании  в  школу,  так  и  при  возвращении  из школы домой,  особенно  если ребенок проделывает этот путь один,  без  сопровождения  взрослых,  а также  во  время  прогулок,  игр  со  сверстниками  -  это  и  увеличившийся  поток  автомобилей  в  крупных  городах,  и  невнимательность  детей

при  переходе  улицы,  и  игнорирование  правил  дорожного движения  при  езде  на  велосипеде,  увлечение  катанием  на роликах,  скейтбордах,  самокатах,  катание  на  санках  в  неположенных  местах  и т.д.  

Необходимо  помнить  и  об  обеспечении  безопасных  условий  при  пользовании  общественным транспортом  (недопустимо  ездить  на  выступающих  частях, подножках  трамваев,  троллейбусов,  автобусов),  следует  пользоваться  ремнями  безопасности  при  езде  в  легковых  автомобилях,  не  разрешать  детям  до  12  лет  ездить  на  переднем сиденье.  

Помимо  этого,  потенциальную  опасность  представляют  случаи  участившегося  насилия,  в  том  числе  сексуального  и  психологического,  над личностью  со  стороны  асоциальных элементов,  криминалитета,  представителей  религиозных  сект  и  течений,  просто  хулиганов.  Поэтому  важно  привить  ребенку  чувство  ответственности  за  свои действия,  в  том  числе  и  по  соблюдению  требований  создания  и  сохранения  безопасной  среды.  С  младшими  школьниками  необходимо  изучать  правила дорожного движения,  контролировать их усвоение,  говорить  о  правилах поведения  при  встрече  с  незнакомыми  и  малознакомыми людьми,  о  поведении  при  техногенных  катастрофах,  авариях,  пожарах,  в  местах  массового  скопления  людей,  в  лифте

и  т.д.

Необходимо помнить и об опасностях,  подстерегающих ребенка  дома.  В  младшем  школьном  возрасте  дети  в  силу  различных  обстоятельств  могут  оставаться  дома  одни,  без  присмотра  взрослых,  и  вследствие  природной  любознательности, развитого воображения,  ощущения свободы,  стремления к самостоятельности  часто  совершают  действия,  которые  могут

привести к несчастным случаям,  отравлениям, травмам.

Потенциальную  опасность  представляют:

  • лекарственные средства,  хранящиеся  в  доступном  для  ребенка  месте  и  способные  стать предметом  игры  (в  начале  возрастного  периода) или  средством  суицидальных  попыток  (в  конце  младшего школьного  возраста);  
  • различные  инструменты  (при  попытке самостоятельно  что-то  исправить,  сделать  или  смастерить);
  • предметы бытовой химии,  
  • газовые  плиты,  
  • электропроводка и т.д.  

В  этих условиях очень важно  научить ребенка правильно пользоваться  инструментами,  быть  внимательным  при  пользовании  газовыми  и  электроплитами,  не  применять  лекарственные  препараты  без  назначения  их  врачом,  объяснив,  в чем  может заключаться  опасность бесконтрольного  применения  медикаментов,  витаминов.  

Дети  младшего  школьного  возраста,  как  и предыдущих  возрастных  периодов,  не  должны  оставаться  без присмотра  и  контроля  со  стороны  взрослых.  

        Необходимо помнить, что на этот возраст приходиться пик не только инфекционных заболеваний, но и травматизма:

1. Необходимо беседовать с ребенком об основных опасностях, поджидающих его дома, на улице, в школе, и о том, как их избежать.

2. Обучить ребенка правилам дорожного движения.

3. Научить ребенка тактике поведения с незнакомыми людьми в разных ситуациях.

Основные проблемы младшего школьного возраста

Младший  школьный  возраст  является  своего  рода  переломным  моментом  в жизни  ребенка.  Именно  в  этом  возрасте наступает  длительный  период  жизни,  связанный  со  школой, обучением,  установлением  новых  контактов,  изменением сложившегося  ритма  и  режима  дня.  Ребенок  вступает  в  возраст,  с которого он способен заниматься учебным трудом,  его организм  готов  выдерживать  новые,  весьма  разнообразные нагрузки.  Этот период,  особенно  на  начальном  этапе,  создает  определенные трудности  для  адаптации  к  условиям,  существенно  меняющим  социальный  статус  ребенка.  Не  все  дети  одинаково  легко  приспосабливаются  к условиям  школы,  не  все  одинаково  готовы  к  жизни  в  новой группе,  новом для  себя  коллективе.  Вообще  процесс  социально-психологической  адаптации требует  определенных  усилий, как со стороны самого ребенка, так и со стороны его окружения,  в первую очередь семьи.

Можно выделить три уровня адаптации детей к школе:  высокий,  средний  и  низкий.

При  высоком уровне адаптации у ребенка отмечается положительное  отношение  к  школе,  предъявляемые  требования  воспринимаются  им  адекватно.  Первоклассник  с  высоким  уровнем адаптации легко  и  полно усваивает учебный  материал,  может  решать  усложненные  задачи,  при  этом  он  прилежен,  внимателен  при  объяснении  материала  учителем,  выполняет  поручения  без  внешнего  контроля,  проявляет  большой  интерес  к самостоятельной работе.  

При  среднем уровне  адаптации  ребенок  положительно  относится  к  школе,  ее  посещение  не  вызывает  отрицательных переживаний;  учебный  материал  понимает  при  его  подробном  и  наглядном  изложении,  но  основное  содержание  учебных  программ  усваивает,  самостоятельно  решая  типовые  задачи.  Первоклассник со средним уровнем адаптации сосредоточен  и  внимателен  при  выполнении  заданий  и  поручений, указаний взрослого,  но под его контролем.  Бывает сосредоточен  только  тогда,  когда  занят  чем-то  для  него  интересным  и занимательным.  

Низкий уровень адаптации ребенка характеризуется  его отрицательным  или  безразличным  отношением  к  школе,  при этом  нередки  жалобы  на  плохое  самочувствие,  отмечаются подавленность,  плохое  настроение,  наблюдаются  нарушения дисциплины.  Материал,  объясняемый  в  школе,  усваивается таким  ребенком  фрагментарно,  самостоятельная  работа  с  учебником  вызывает  затруднения,  при  выполнении  самостоятельных  видов  работ  ребенок  с  низким  уровнем  адаптации  не  проявляет  заинтересованности,  к  урокам  готовится  нерегулярно,  при  этом  необходимы  постоянный  контроль,  систематические  напоминания  со  стороны  его окружения Низкая  адаптация  может  наблюдаться  и  при  недостаточной  физической  готовности  к  школе,  наличии  различных  заболеваний. Дети с таким уровнем адаптации  нуждаются  в  наблюдении  и  помощи  не только  педагогов  и детских  психологов,  но  и  медицинских  работников.  

Литература для подготовки лекции:

1.Волков, С.Р.  Здоровый человек и его окружение / С. Р. Волков, М. М. Волкова, учебник для студентов учреждений СПО  -  Москва: Авторская академия, 2016г.

2. Волков, С.Р. Здоровый человек и его окружение /  С. Р. Волков, М. М. Волкова, учебное пособие к практическим занятиям для студентов учреждений СПО-  Москва: Авторская академия, 2016г.

3.Крюкова, Д. А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие /Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О. В. Фурса, 14 издание, Ростов – на – Дону «Феникс» 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мативации к самообслуживанию детей младшего школьного возраста

Планировать и организовывать жизнедеятельность воспитанников и осуществлять их воспитание и реабилитацию....

Развитие мативации к самообслуживанию детей младшего школьного возраста

Планировать и организовывать жизнедеятельность воспитанников и осуществлять их воспитание и реабилитацию....

Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.

О том, что начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. Большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально – психологич...

Курсовая работа «Театральная игра как способ изучения английского языка детьми младшего школьного возраста в условиях школьной площадки»

 Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но...

Карта профессионального развития "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста"

центр для несовершеннолетних»(Стационарное отделение с. Красный Яр)  Карта профессионального развития Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возра...

Порядок организации взаимодействия слабовидящих детей и их здоровых сверстников младшего школьного возраста в рамках инклюзивного урока по физической культуре

В методической разработке представлены схемы организации инклюзивных уроков по физической культуре. В этих схемах присутствует следующие обозначения: В- вместе (предполагается совместная работа здоров...

Модель межведомственной комплексной помощи детям раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях сопровождения на базе реабилитационного центра Кронштадтского района

Статья. Модель межведомственной комплексной помощи  детям раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях сопровождения на базе реабилитационн...