Здоровый человек и его окружение Лекция 7, 8, 9. Грудной возраст
учебно-методический материал
Физическое развитие
НПР
Вскармливание грудного ребёнка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vskarmlivanie_detey_grudnogo_vozrasta.docx | 67.14 КБ |
lektsiya_8_teoriya.docx | 27.35 КБ |
tsentilnye_tablitsy.docx | 1.13 МБ |
lektsiya_7_teoriya.docx | 31.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ВСКАРМЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
План
- АФО и особенности пищеварения
- Естественное вскармливание
- Смешанное вскармливание
- Искусственное вскармливание
- Коррекция питания
- Гипогалактия
- АФО и особенности пищеварения
Пища-источник веществ, обеспечивающих восполнение энергетических затрат, основной обмен и достаточное количество материала для построения тканей и органов. Учитывая постоянный рост и развитие ребенка, пища для него приобретает первостепенное значение. Фактически рациональное вскармливание - один из важнейших факторов, обеспечивающих здоровье ребёнка в будущем.
Организация вскармливания складывается из усилий родителей ребенка,
участкового педиатра, участковой медсестры.
Система пищеварения детей первого года жизни имеет ряд возрастных
особенностей:
- недостаточная секреторная способность пищеварительных желез;
- низкая активность ферментов в желудочном и кишечном соке;
- анатомическая незавершённость пищеварительного тракта;
- желудок у детей 1-го года жизни расположен горизонтально;
- объём желудка новорожденного – 30 – 35 мл;
- объём желудка у ребенка 1года – 250 – 300 мл;
- кардиальный сфинктер желудка развит слабо, что приводит к срыгиванию;
- брыжейка кишечника более длинная, чем у взрослых;
- при естественном вскармливании в кишечнике ребенка преобладают бифидумбактерии;
- при искусственном вскармливании в кишечнике ребенка преобладает кишечная палочка;
- несовершенство защитных механизмов во всех отделах ЖКТ;
- основным преимуществом грудного молока перед коровьим является оптимальное соотношение пищевых веществ;
- контрольное кормление проводится с целью определения количества высосанного молока;
- источником жирорастворимых витаминов является яичный желток;
- источником водорастворимых витаминов являются фруктовые и овощные соки и пюре.
Единственно правильным, адекватным и оптимальным для грудного вскармливания являетсяестественное вскармливание.
Основные принципы рационального питания:
- получение достаточного количества пищи;
- удовлетворение потребностей ребёнка в основных ингредиентах (белках,жирах, углеводах), а также - в витаминах и микроэлементах;
- соблюдение режима питания с учетом возраста и индивидуальных потребностей ребенка.
Основные правила организации вскармливания:
-раннее первое прикладывание к груди в первые 30 минут после рождения;
- впервый месяц жизни - кормление по требованию ребенка с последующим установлением режима питания; _
-вскармливание только грудным молоком в течение первых 4-5 месяцев;
- исключение воды из рациона детей, находящихся на естественном
вскармливании;
- отнятие ребёнка от груди не ранее 1года - 1,5 лет при условии, что ребёнок здоров, оптимально - в осенне-зимний период.
В случае, если у матери развивается гипогалактия (уменьшение количества молока) или агалактия (полное отсутствие молока), ребёнка необходимо перевести на смешанное или искусственное вскармливание. Наука и жизнь рассматривают такое вскармливание как экологическую катастрофу дляребёнка.
- Естественное вскармливание
Естественное вскармливание - это такой вид вскармливания, при котором ребёнок до 5 месяцев получает только материнское молоко, а с 5 месяцев ещеи прикормы.
Различают три вида женского молока.
А) Молозиво - клейкая густая жидкость желто-серого цвета. Появляется после рождения ребёнка и выделяется до 4-5 дня его жизни. Содержит в 5-10 раз больше иммуноглобулинов, чем плазма крови, в 2 раза больше белка, витамина А, каротина, витаминов В, С, Е; липазы; имеет пониженное содержание жиров.
Значение молозива:
- значительно снижает физиологическую убыль массы тела и течение других пограничных состояний;
- защищает новорожденного от инфекций;
- способствует раннему, более тесному физическому и психоэмоциональному контакту матери и ребёнка (импринтинг).
Б) Переходное молоко вырабатывается с 4-5дня жизни до 2-3 недель. Имеет промежуточный состав между молозивом и зрелым молоком.
В) Зрелое молоко -вырабатывается со 2-3 недели жизни ребёнка и имеет полное биологическое сродство с организмом ребёнка.
Состав грудного молока
- В грудном молоке Б : Ж : У находятся в оптимальном соотношении
2 : 3 : 6.
2) Белки сразу всасываются в кровь без дополнительной переработки.
3) Содержится ряд аминокислот, которые не вырабатываются в организме. Самая важная из них - таурин(37 мг/л), влияет на дифференцировку тканей, участвует в формировании сетчатки, стимулирует функции печени, участвует в сократительной функции миокарда, обладает
антитоксическим действием.
4) Жиры грудного молока - легкоусвояемые ненасыщенные жирные кислоты, участвуют в развитии ЦНС, миелиновых оболочек и др.
5) Углеводы — молочный сахар — лактоза, способствуют развитию
кисломолочной микрофлоры кишечника, предупреждают развитие
дисбактериоза и острых кишечных инфекций.
6) Минеральные соли – это в основном соли кальция и фосфора, предупреждают развитие рахита,
7) Противоинфекционные факторы - обеспечивают иммунную защиту ребёнка и представлены специфическими антителами, лизоцимом,
макрофагами и др. компонентами.
8) Ферменты и гормоны - делают женское молоко биологически активным продуктом, который управляет процессами роста и развития, тканевой дифференцировкой.
9)Витамины и микроэлементы являются коферментами обменных процессов в тканях ребёнка.
Преимущества грудного вскармливания
1)Грудное молоко поступает к ребёнку в тёплом и стерильном виде.
2) Оно экономически выгоднее, чем смеси.
3)Вскармливание грудью физически легче и менее хлопотно.
4) Молока вырабатывается столько, сколько нужно, поэтому редко бывает недокорм или перекорм.
5)Благотворно влияет на нервную систему матери и ребёнка, оказывает успокаивающее воздействие, улучшает контакт между ними.
6) Ускоряет сокращения матки в послеродовом периоде и её заживление.
7) Является одним из факторов,предупреждающих онкологические заболевания внутренних половых органов и молочных желёз у матери.
8) Создаёт психологический комфорт женщине, т. к. даёт ощущение полной жизненной реализованности.
Первое прикладывание к груди
Первое прикладывание к груди осуществляется через 30 минут после рождения с помощью и подконтролем акушерки.Необходимо, чтобы ребёнок правильно взял грудь: не только сосок, но и ареолу - околососковый кружок, при этом щеки его останутся выпуклыми. При неправильном прикладывании щёки втянуты, ребёнок беспокоен ипериодически бросает грудь.
Абсолютными противопоказаниями к раннему первому прикладыванию являются:
А) со стороны ребёнка:
- гемолитическая болезнь новорожденных;
- тяжёлые нарушения мозгового кровообращения;
- внутричерепные кровоизлияния;
- глубокая недоношенность;
- тяжёлые формы дыхательных расстройств.
Б) со стороны матери:
- заболевания почек с почечной недостаточностью;
- тяжёлые формы болезни крови;
- тяжёлая эндокринная патология;
- острые психические заболевания;
- онкологические заболевания.
Правила кормления грудью
- Создание тихой уединенной обстановки.
- Перед кормлением мать должна вымыть руки и грудь теплой водой.
- Принять удобное положение - сидя или лежа.
Во время кормления мать должна смотреть на малыша, контролировать
- процесс кормления.
- Первые 5-10 мл молока необходимо сцедить.
6.Дать ребенку грудь так, чтобы он захватил
сосокиоколососковый кружок.
- Свободной рукой придерживать грудь, чтобы носик у малыша оставался открытым, иначе наступит нехватка воздуха и ребенок бросит грудь.
- Держать у груди 15-20 минут.
- Отнять ребенка от груди, осторожно зажав ему носик. Ни в коем случае не тянуть сосок, т.к. это приведет к его травмированию.
- После кормления подержать ребенка вертикально 3 – 5 минут дляотхождения воздуха, заглоченного во время кормления.
- Уложить малыша в кроватку на бочок.
- Сцедить остатки молока (только в течение первых 1,5 месяцев).
- Каждое кормление необходимо чередовать грудь, при необходимости докормить из 2-ой груди.
- Помыть грудь теплой водой, осушитьстерильной марлевой салфеткой, накрыть соски сухими стерильными ватными дисками и надеть бюстгальтер из натуральной ткани, не сдавливающий грудь.
Затруднения при вскармливании
А) со стороны ребёнка:
- врождённые аномалии лица;
- заболевания слизистой оболочки полости рта;
-насморк с нарушением носового дыхания;
- индивидуальная непереносимость материнского молока.
Б) со стороны матери:
- неправильная форма сосков;
- трещины сосков;
- галакторея (непроизвольное истечение молока);
- гипогалактия.
- Смешанное вскармливание
Это такой вид вскармливания, при котором в первом полугодии жизни ребенок получает наряду с грудным молоком еще и докорм в виде молочной смеси.
Эффективность смешанного вскармливания зависит от доли грудного молока в суточном рационе ребенка:
- если количество материнского молока составляет больше половины суточного рациона, то эффективность приближается к естественному;
- если составляет меньше половины, то - к искусственному.
Причина введения докорма - гипогалактия у матери, приводящая к
недоеданию ребенка.
Признаки голодания:
- уплощение, а затем снижение весовой кривой;
- беспокойство, тревожный прерывистый сон;
- уменьшение суточного диуреза и частоты мочеиспусканий;
- нарушение стула (запор, понос).
При наличии этих признаков необходимо провести контрольное кормление. Цель - определение фактического разового объема молока, получаемого младенцем.
Тактика после проведения контрольного кормления:
- если молока достаточно - продолжать естественное вскармливание;
2. если молоко есть, но его нехватает:
а) рассчитать суточный объем молока, исходя из возраста ребенка и его массы;
б)
рассчитать разовый объем молока, исходя из частоты кормлений ребенка;
в) рассчитать разницу между должным и фактическим разовым объёмом молока;
г) назначить ребенку смеси в количестве, равном дефициту разового объема молока;
д) параллельно назначить матери лечение гипогалактии.
Основы правильного смешанного вскармливания:
- докорм дается после кормления грудью, с ложечки;
- продолжать прикладывать ребенка к груди не менее 3-х раз в сутки;
- расчет суточного объёма и количества кормлений зависит от массы тела и возраста ребенка;
- при введении прикормов и добавок сроки введения новых блюд зависят от эффективности смешанного вскармливания;
- в качестве докорма используются молочные смеси;
- во избежание недокорма и перекорма необходимо периодически проводить расчет питания.
4. Искусственное вскармливание
Это такой вид вскармливания, при которомребенок в первом полугодии не получает материнского молока, питание осуществляется молочными смесями.
Основные правила искусственного вскармливания: -
- систематически проводится расчет питания и энергетической ценности пищи;
- суточный объем пищи рассчитывается, как при естественном вскармливании;
- при введении прикорма и корригирующих добавок сроки введения новых блюдрациональнее сдвинуть на 2-4 недели раньше;
- промежутки между кормлениями должны бытьбольше, а количество кормлений меньше (до 3 мес. - 6 раз в сутки; с 3 до 12 мес. - 5 раз в сутки);
- смеси должны быть стерильными и согретыми до 40 градусов;
- отверстие соски должно быть небольшого размера, чтобы пища вытекала частыми каплями;
- горлышко бутылочки во время кормления должно быть всегда заполнено смесью;
- кормить можно только бодрствующего ребенка;
9. после кормления ребенка необходимо подержать в вертикальном положении 5-10 минут и уложить в кроватку на бочок;
- смеси необходимо периодически, но не слишком часто, менять.
Молочные смеси
Это продукты детского питания, используемые вместо грудного молока и приближенные к нему по составу.
Различают смеси:
- по физическому состоянию - сухие и жидкие;
- по основному продукту -сладкие (на молоке) и кисломолочные (на кефире);
- по составу - простые и адаптированные.
- По физическому состоянию:
а) сухие - в виде порошка, который перед употреблением разводится горячей водой. Они лучше хранятся, их легче готовить, и это в основном - адаптированные смеси;
б) жидкие - в виде раствора на молоке или кефире. В них могут сохраняться важные биологические вещества, но, это преимущественно - простые смеси.
2. По основному продукту:
а) сладкие - на основе кипяченого молока;
б) кисломолочные - на основе кефира или творога.
Преимущества кисломолочных смесей:
-легчеусваиваются, т. к. белок в них находится уже в створоженном состоянии;
-молочная кислота повышает секреторные функции пищеварительного тракта;
-эвакуация смеси из желудка более медленная и равномерная;
-содержат много витаминов группы В;
-создают неблагоприятную среду для болезнетворных микробов, вызывая их гибель;
-содержат умеренное количество сахаров.
Недостатки кисломолочных смесей:
- усиливают выделение солей;
- содержат много кислых радикалов, нейтрализация которых у детей затруднена;
- содержат недостаточно жиров;
- содержат много белка с неадаптированнымаминокислотным составом.
В связи с этим кислые смеси принято давать один раз в сутки.
3. По составу:
а) простые - это смеси, изготовленные из коровьего молока (или кефира) и отвара круп (чаще всего в домашних условиях), которые существенно отличаются по составу от женского молока.
Разведение отваром круп (а не водой) имеет ряд преимуществ:
- повышается энергетическая ценность смеси;
- получается сочетание трех углеводов (лактозы, сахарозы и крахмала), что существенно снижает процессы брожения в кишечнике;
- улучшается аминокислотный состав смеси;
- образуется более мелкий створоженный белок.
б)адаптированные смеси, максимально приближенные по составу к женскому молоку, обычно изготавливаются фабричным способом, могут быть сладкими и кисломолочными.
5. Коррекция питания
Производится с помощью корригирующих добавок и прикормов всем детям грудного возраста, независимо от вида вскармливания.
Добавки -это дозированные блюда, которые включаются в рацион как источники витаминов, минеральных веществ, а также белков, жиров, углеводов, необходимых растущему организму.
Прикормы -это блюда, которыми полностью постепенно заменяют материнское молоко или смеси.
Правила введения прикормов и добавок:
а) новое блюдо дают перед кормлением грудью с ложечки;
б) после каждого прикорма рекомендуется прикладывать ребенка к груди;
в) вводить новые блюда необходимо постепенно, начиная с малых доз, увеличивая дозу только после того, как ребенок хорошо перенесет предыдущую;
г) срок введения нового блюда – 1 неделя, и еще 1 неделя – для адаптации, т.о., интервал между двумя новыми блюдами должен быть 2 недели;
д) вводить одновременно только одно блюдо, переходить к следующему только после полного привыкания к предыдущему;
е) блюда должны быть однородными, без комочков, легко проглатываться.
Расчет питания
Суточный объем пищи рассчитывают:
- первые 2 недели - по формуле Финкельштейна;
- с 2-х недель до 2 месяцев - 1/5 от массы тела;
- с 2 до 4 месяцев - 1/6 от массы тела;
- с 4 до 6 месяцев - 1/7 от массы тела;
- с 6 до 9 месяцев -1/8 от массы тела;
- с 9 до 12 месяцев - 1000 мл;
- с 12 месяцев- 1200 мл.
Разовый объем пищи зависит от количества кормлений:
Vp = Vc :KK
Количество кормлений (КК):
- до 1 месяца – 6-7 раз в сутки (через 3-3,5 часа с ночным перерывом 6-6,5 часов);
- c l до 5 месяцев - 6 раз в сутки (через 3,5 часа с ночным перерывом 6,5 часов);
- 5 до 12 месяцев - 5 раз в сутки (через 4 часа с ночным перерывом 8 часов).
Сроки введения прикормов и добавок – см. таблицу.
6. Гипогалактия - снижение секреторной деятельности молочных желез.
Первичная или ранняя: возникает в первые 10 дней после родов, встречается редко (4-10%). Обычно связана с эндокринной патологией (расстройствогипоталамо-гипофизарно-яичниковой регуляции).
В развитии первичной гипогалактии в некоторых случаях имеет место перенесенная операция кесарево сечение. Причиной гипогалактии в этих случаях являются отсутствие родовой деятельности (по причине того же расстройства регуляции), невозможность приложить ребенка к груди в ближайшие часы после родов,отсутствие психологического стимула к лактации в послеродовом периоде, послеоперационное состояние.
Вторичная (или поздняя): возникает через 10 дней после родов. Встречается чаще.
Причины:
- отсутствие у женщины и ее семьи настроя на кормление грудью;
- позднее прикладывание к груди (раннее прикладывание к груди способствует созреванию молочных желез). Важно, чтобы при кормлении новорожденный высасывал все молозиво, имеющееся к этому моменту в груди матери. Это способствует стимуляции лактации. Сам процесс сосания тоже стимулирует лактацию;
- неправильное прикладывание без охвата ареолы соска (это приводит к неэффективному извлечению молока из груди, а если грудь не опорожняется, секреция молока прекращается);
- редкое прикладывание ребенка к груди (частое кормление стимулирует лактацию при условии интенсивного сосания);
- применение сосок-пустышек;
- снижение сосательной активности ребенка при заболеваниях. Чем сильнее и упорнее новорожденный сосет грудь, тем больше молока приходит «на его зов» даже у женщин с оченьмаленькими молочными железами;
- психологическая неуверенность матери в достаточности молока;
- заболевания матери, осложнения беременности, родов, послеродового периода: маститы, трещины сосков;
- нарушение режима дня кормящей женщины (чрезмерная физическая нагрузка, нарушение сна и т.д.);
- неудовлетворительное питание кормящей женщины, т.к. стимуляция лактации и питание матери неразрывно связаны между собой;
- отсутствие поддержки успешности грудного вскармливания со стороны семьи, друзей, медработников.
Неспособность к грудному вскармливанию у матерей встречается крайне редко!
Банк контрольных вопросов
- АФО пищеварительной системы у новорожденных и детей грудного возраста.
- Особенности пищеварения детей первого года жизни.
- Основные принципы грудного вскармливания.
- Основные правила организации успешного вскармливания?
- Виды вскармливания.
- Что такое естественное вскармливание?
- Виды женского молока, значение молозива.
- Состав грудного молока.
- Преимущества грудного вскармливания.
- Когда и как проводится первое прикладывание груди?
- Абсолютные противопоказания к первому прикладыванию к груди.
- Затруднения при вскармливании.
- Правила кормления грудью.
- Сцеживание грудного молока, его роль.
- Мероприятия по подготовке новорожденного к каждому кормлению.
- Мероприятия по подготовке молочной железы к каждому кормлению.
- Подготовка сосков к кормлению грудью.
- Гипогалактия.
- Рекомендуемый режим кормлений грудью для новорожденного ребенка.
- Особенности кормления новорожденного при временной невозможности кормления грудью.
- Цель проведения контрольного кормления ребенку первых месяцев жизни.
- Что такое добавки?
- Что такое прикормы?
- Правила введения прикормов и добавок.
- Режим кормления грудного ребенка.
- Блюда прикорма.
- Смешанное вскармливание.
- Основные правила смешанного вскармливания.
- Искусственное вскармливание.
- Молочные смеси.
Предварительный просмотр:
Лекция 8. Период грудного возраста
План
- Характеристика грудного возраста
- АФО нервной системы
- Поведение и воспитание ребенка первого года жизни. Формирование речи
- Режим дня
- Характеристика грудного возраста
Грудной (младенческий) возраст продолжается с 29-го дня жизни до 1 года. Характеризуется очень интенсивным обменом веществ, бурным ростом (масса+ 7 кг, длина + 20-25 см) и активным психомоторным развитием.
Основными проблемами данного периода являются полная беспомощность, нерациональное вскармливание; особенности иммунитета: в 1 п/г – пассивный от матери, во 2 п/г – постепенное формирование активного иммунитета, что способствует повышению восприимчивости к инфекциям.
При несвоевременном решении проблем у ребенка могут возникнуть такие заболевания как: дисфункции ЖКТ, анемии, рахит, диатезы, ОРВИ бывают редко, но с осложнениями.
Основными элементами ухода и воспитания являются: рациональное вскармливание, любовь, внимание, забота, правильная реакция на плач ребенка.
- АФО нервной системы
К моменту рождения ребенка НС наименее развита и дифференцирована. «Дозревает» прижизненно.Облагает большей пластичностью по сравнению с НС взрослого.Безусловные рефлексы новорожденного:
- стойкие пожизненные автоматизмы (глотательный, мигание глаз)
- физиологические рефлексы новорожденного выявляются только в первые месяцы жизни и затем исчезают (хватания, обхватывания, автоматизма ходьбы, автоматизма ползанья).
Отсутствие этих рефлексов у новорожденного, а также их сохранение после 4 - 5 месяцев жизни свидетельствуют о патологии нервной системы.
Все органы чувств к моменту рождения функционируют.
В 2 - 3 недели вырабатываются первые простые условные рефлексы.
После 3-х месяцев условные рефлексы вырабатываются быстро, легко, прочно и устойчиво; ребенок может быстро приобрести определенные навыки поведения и привычки надолго или навсегда. Т.о. формируется первая сигнальная система.
С 6-7 месяцев до1,5-2 лет у малыша формируется вторая сигнальная система, т.е. речь.
- Поведение и воспитание ребенка первого года жизни. Формирование речи
Новорожденный ребенок в основном спит. К концу месяца вырабатываются элементарные условные рефлексы: успокаивается, если взять на руки, на ласковую речь. Начинает следить за движущимся предметом, но быстро его теряет.
Рефлексы новорожденного не являются основой его психического развития. Все человеческие формы поведения складываются прижизненно под воздействием взаимодействия с взрослыми.
Новорожденного необходимо правильно «воспитывать»:
- много разговаривать с ним ласковым голосом;
-часто брать на руки, прикасаться, гладить спинку, животик;
- не оставлять без внимания его плач;
-адекватно удовлетворять все его жизненно-важные потребности.
При таком «правильном воспитании», у малыша к концу первого месяца появляется осознанная улыбка, адресованная маме (коммуникативная). Т. о., начиная со 2-го месяца жизни, младенец овладевает способностью к общению с взрослыми.
После месяца увеличивается период бодрствования.
Малыш следит за игрушкой глазами, рассматривает игрушку, висящую над ним, сосредоточивает взгляд на лице взрослого, появляется «гуление» в ответ на мелодичную речь.
Игрушки следует подвешивать на расстоянии 50 - 70 см от груди, они должны быть крупные, яркие, простой формы, немногоцветные, т.к. обилие цветов утомляет ребенка. С 1 - 1,5 месяцев обязательно необходимо ежедневно проводить массаж, сопровождаявсе свои действия ласковой речью.
К 3 месяцам появляется «комплекс оживления» - радостное поведение младенца при виде взрослого. " ’ "
Комплекс оживления (КО) включает 4 компонента:
- замирание и зрительное сосредоточение - долгийпристальный взгляд на взрослого;
- улыбка, выражающая радостные эмоции ребенка;
- двигательное оживление - движение головы, вскидывание ручек и ножен, прогибание спины;
-вокализации–вскрики (громкие, отрывистые звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк», и гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц – «гуу-лллиии и пр.)
КО имеет активную функцию, призывает взрослого к общению, его необходимо поддерживать.
В возрасте 3-4 месяцев ребенок большую часть бодрствования должен проводить в положении на животе, это способствует нормальному психомоторному развитию:
- укрепляет мышцы спины, шеи, рук;
- малыш готовится учиться ползать, а ползание гармонично развивает все группы мышц малыша;
- улучшается обзор находящихся вокруг предметов;
- способствует отхождению газов при метеоризме.
Малыш учится захватывать игрушки в кулачок, подносит их к лицу, тянет в рот. Поэтому игрушки должны быть удобные для захватывания кулачком, подвешивать их надо в кроватке над грудью на уровне вытянутой руки, прикладывать к ладошкам, побуждая захват. Форма и материал должны исключать травмирование ребенка.
Во втором полугодии ребенок начинает понимать речь («ладушки»,«до свидания», названия многих предметов, находит их взглядом на вопрос взрослого «где?»).Такое понимание речи называют пассивной речью .
Начинает произносить слоги «ба-ба-та» «ма-ма-да-да». Вокализации такого типа, воспроизводящиезвуки речи, называют лепетом.
С ребенком данного возраста следует много разговаривать, называть ему все предметы и действия с ними, комментировать вслух все моменты ухода.
Игрушки должны быть более разнообразные, сложные, звучащие, двигающиеся, разборные, из различных материалов (пластмассовые, меховые, резиновые). Их уже не подвешивают, а выкладывают в кроватку, манеж, на пол.
Для развития действий с предметами ребенку необходимо давать различные коробочки, ведра с крышками, кастрюльки, пирамидки, матрешки - все, что можно открывать – закрывать, чем-то заполнять, вкладывать – выкладывать, надо показать ему возможности манипулирования с этими предметами. Все, что ребенок делает руками – собирает или разбрасывает игрушки, трогает, ощупывает, ломает, опрокидывает предметы, рвет бумагу – развивает его интеллект и творческие задатки.
С 10 месяцев ребенку надо показывать картинки, читать книжки-потешки.
К году появляется активная речь, малыш произносит 8 -10 -12 упрощенных слов.
Формирование речи обязательно проходит поэтапно:
- коммуникативная улыбка в 1 - 2 месяца;
- «гуление» в 3 - 4 месяца;
- «лепет» в 6 - 7 месяцев;
- с 7 месяцев - понимание речи взрослого.
И только после этого появляются первые слова. Если ребенок в 2 месяца не улыбается, в 3-4-5 – не «гулит», то вероятность того, что в год он скажет первое слово, почти равна нулю.
При правильном воспитании ребенок к году имеет ряд навыков (сформированное умение, доведенное до автоматизма). Навыки постепенно совершенствуются, перерастают в привычки, т.е., в потребность поступать определенным образом.
При воспитании у малыша положительных навыков и привычек следует придерживаться принципов:
- последовательность, систематичность;
- единство требований;
- сочетание требовательности с уважением к ребенку.
4. Режим дня
1. Полноценный сон - залог и условие оптимального использования времени бодрствования для гармоничного развития ребенка:
- новорожденный в течение дня засыпает от 4 до 11 раз;
- младенец 5-10 месяцев днем спит 3 раза;
- 10 – 18 месяцев - 2 раза;
- с 2-х лет - 1 раз;
- в 3 года ребенок должен спать 11-12 часов в сутки, после 4-х лет дневной сон сохраняется не у всех детей;
- в пубертатном возрасте сон должен быть не менее 8 часов в сутки.
2. Бодрствование:
- к 3 месяцам ребенок может бодрствовать до 1,5 часов;
- к 1 году - до 3 часов;
- к 3-м годам - до 5,5 –6часов.
3. Чередование, последовательность компонентов режима дня в грудном возрасте: пробуждение > кормление>бодрствование >сон до следующего кормления.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Лекция 7. Период грудного возраста
Период грудного возраста продолжается от 29-го дня жизни до 1 года. Начало этого периода связано с завершением адаптации к условиям внеутробного существования. В этом возрасте происходит наиболее интенсивный рост и развитие детей, необходимо ежемесячное медицинское наблюдение за процессом:
- физического,
- моторного,
- нервно-психического развития ребенка.
Физическое развитие детей (ФР) - это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, отдельных частей тела) и развития (биологического созревания) ребенка. На ФР влияют: наследственность, факторы внешней среды, питание, болезни и т.д.
ФР оценивается по антропометрическим показателям:
- масса тела (m) – лабильный показатель;
- длина тела (l) – наиболее стабильный показатель, характеризует уровень зрелости организма;
- окружность головы (окр гол);
- окружность груди (окр гр);
Интенсивность роста и развития детского организма неравномерна: наибольшая активность в раннем детском возрасте и пубертатном периоде.
Выделяют:
- периоды округления: 1-4 года и 8-10 лет
- периоды вытяжения: 5-7 лет и 11-15 лет
Оценка ФР:
1. масса тела (m)
Минимальная масса доношенного ребенка 2500
Средняя масса 3000 - 3500 (допустимые колебания 2500-4000), масса более 4000 – крупный плод.
Прибавка в массе (гр.) до года:
1 мес – 600 | 4 мес – 750 | 7 мес – 600 | 10 мес – 450 |
2 мес – 800 | 5 мес – 700 | 8 мес – 550 | 11 мес – 400 |
3 мес – 800 | 6 мес – 650 | 9 мес – 500 | 12 мес – 350 |
2200 | 2100 | 1650 | 1200 |
За 6 месяцев 4300 | |||
За 9 месяцев примерно 6000 | |||
За год примерно 7500 |
т.е.:
1 мес – 600 | С 4-го месяца до года 800-50г. на каждый месяц |
2 мес – 800 | |
3 мес – 800 |
К 5 мес удваивается, к году утраивается, в год – масса около 10,5 - 11 кг
В 6 месяцев масса примерно 8000г
До 6 мес М= 8000-800 на каждый месяц
От 6 до 12 мес М=8000+400 на каждый месяц
Старше года по формуле 5 лет М=20 кг
от года до 5 лет М=20-2 кг на каждый год
старше 5 лет М=20+3 кг на каждый год
или старше года М=10+2п (число лет свыше года)
2. длина тела (m)
Грудного ребёнка измеряют на горизонтальном ростомере. Минимальная длина тела у доношенного ребёнка 45 см., в среднем 50 – 55см.
Прибавка длины тела на первом году жизни:
мес | Прибавка длины | всего |
1 – 3 мес | по 3 см. га каждый месяц жизни | 9 см |
4 – 6 мес | по 2,5 см. га каждый месяц жизни | 7,5 см |
7 – 9 мес | по 2 см. га каждый месяц жизни | 6 см |
10 – 12 мес | по 1 см. га каждый месяц жизни | 3 см |
За год примерно 25 см | ||
За 2-й год примерно 10 - 12 см |
Старше 1 года по формуле: 5 лет Р= 110см
до 5 лет Р=110-8 см на каждый год
старше 5 лет Р=110+6 см на каждый год
3. окружность головы (окр гол)
окружность головы при рождении 34-36 см., ежемесячная прибавка на 1 году по 1 см на каждый месяц жизни.
4. окружность груди (окр гр)
окружность груди при рождении 32-34 см., ежемесячная прибавка на 1 году по 1,2 см на каждый месяц жизни.
Окружность головы = Окружности груди к 3 мес.
Более точно антропометрические показатели оцениваются по центильным таблицам. Центиль – показатель определенного параметра (роста или веса и т.д.)
Оценка ФР по центильным таблицам
В настоящее время для оценки антропометрических данных используются таблицы центильного типа. Использование их достаточно просто и удобно. В этих таблицах за средние, или условно нормальные величины, принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста – в интервале от 25-го до 75-го центиля.
Каждый измерительный признак (длина, масса, окружности грудной клетки и головы) может соответственно быть помещен в «свою» область или «свой» коридор центильной шкалы в соответствующей таблице. В зависимости от того, где расположен этот коридор, можно формулировать оценочные суждения о физическом развитии ребенка.
При этом возможны следующие варианты:
Область или «коридор» № 1 (до 3 центиля) Область «очень низких величин», встречающихся у здоровых детей редко (не чаще 3%). Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование и, по показаниям, обследование.
Область или «коридор» № 2 (от 3 до 10 центиля) Область «низких величин», встречающихся у 7% здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья и развития.
Область или «коридор» № 3 (от 10 до 25 центиля) Область величин «ниже среднего», свойственных 15% здоровых детей данного пола и возраста.
Область или «коридор» № 4 и № 5 (от 25 до 75 центиля) Область «средних величин», свойственных 50% здоровых людей и поэтому наиболее характерных для данной возрастно-половой группы.
Область или «коридор» № 6 (от 75 до 90 центиля) Область величин «выше среднего», свойственных 15% здоровых детей.
Область или «коридор» № 7 (от 90 до 97 центиля) Область «высоких величин», свойственных 7% здоровых детей. Решение о направление на обследование зависит от существа признака и состояния других органов и систем.
Область или «коридор» № 8 (от 97 центиля и выше) Область «очень высоких величин», свойственных не более 3% здоровых детей. Вероятность патологической природы изменения достаточно высока, поэтому требуется консультирование и обследование.
Далее, учитывая пол и возраст ребенка, определяют коридор, в котором находится каждая из измеренных величин, делают выводы об отклонении их от уровня «средних величин».
Самое простое – это посмотреть в пределах скольких колонок (коридоров) находятся показатели. То есть, определить пропорциональность развития – пропорциональность антропометрических данных. Определяют показатели роста, веса, окружности головы и грудной клетки и смотрят, к каким колонкам они принадлежат:
- если все показатели находятся в пределах одного коридора или разница не более одной колонки, можно говорить о гармоничном развитии,
- если разница между параметрами две колонки говорят о диспропорциональном или дисгармоничном развитии,
- а если разница в три и более колонок – резко дисгармоничное развитие.
Полученные данные используют также для определение соматотипа ребенка и гармоничности его развития.
Соматотип определяют согласно схеме Р. Н. Дорохова и И. И. Бахрара с выделением у здоровых детей (то есть без ожирения и гипотрофии) следующих трех соматотипов:
- микросоматический (или астеник)
- мезосоматический (или нормостеник)
- макросоматический (гиперстеник).
Отнесение ребенка к одному из этих соматотипов производится согласно сумме номеров областей или «коридоров» центильной шкалы, полученных для длины тела, окружности грудной клетки и массы тела:
- при сумме баллов до 10 ребенок относится к микросоматическому типу (физическое развитие ниже среднего),
- при сумме от 11 до 15 баллов – к мезосоматическому (физическое развитие среднее),
- при сумме от 16 до 21 балла – к макросоматическому (физическое развитие выше среднего).
Окружность головы оценивается отдельно:
- 3 - 5 коридор - вариант нормы
- 1 – 2 коридор - микроцефалия
- 6 – 7 коридор - макроцефалия
При оценки физического развития по центильным таблицам выделяют три группы:
- основная группа – 3 - 5 коридор с гармоничным развитием (не требуют специального врачебного наблюдения),
- группа риска - 2 коридор, 6 коридор с дисгармоничным развитием (необходимо наблюдение педиатра).
- группа детей с отклонениями в физическом развитии - 1 коридор, 7 коридор с резко дисгармоничным развитием (необходимо наблюдение педиатра и обследование специалистов).
Пример
Мальчик, дата рождения 8.10.2019 г., дата обследования 8.01.2020 г. В период обследования длина тела – 62 см, масса – 5600 гр., окружность груди 39 см, головы – 40 см.
- Определяем возраст ребенка – 3 месяца.
- Определяем коридоры для каждой характеристики.:
- длина тела – IV кор, средняя величина;
- масса тела — IV кор., средняя величина;
- окружность груди — IV кор, средняя величина;
- окружность головы — IV кор, средняя величина.
- Определяем соматотип ребенка (объем головы не учитываем). Сумма коридоров составляет 4+4+4=12 – мезосоматотип.
- Определяем гармоничность развития. Все параметры находятся в одном коридоре – гармоничное развитие.
Физическое развитие среднее, гармоничное, нормостения. Группа основная.
Анатомо – физиологические особенности
костно-мышечной системы
МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА | ||
- Физиологический гипертонус сгибателей (с согнутыми руками и ногами), - сила мышц слабая, мышечный рельеф не выражен | - С 2-2,;5-х месяцев физиологический гипертонус сгибателей проходит на верхних конечностях - С 3-4-х месяцев физиологический гипертонус сгибателей проходит на нижних конечностях | - Сильное развитие мускулатуры в период полового созревания |
КОСТНАЯ СИСТЕМА | ||
Морфологические особенности | ||
Костная ткань | ||
- Основа скелета – хрящевая ткань | - К 12 годам костная ткань | |
- Богата водой, бедна минеральными солями - Богато кровоснабжена - Зона роста расположена м/у эпифизом и диаафизом - метафиз | ||
- Кости мягкие, легко искривляются | - Эластичны, мене хрупкие, чем у взрослых | |
Голова | ||
- Относительно больших размеров-1/4 длины тела, - Швы черепа раскрыты (кости легко смещаются), - Имеются роднички (соединительнотканные мембраны на стыке костей):
малый (задний)- м/у теменными и затылочными костями, треугольной формы, открыт у 25% детей, закрывается к 3 месяцам;
| - В 2 года составляет 1/5 длины тела - В 6 лет голова-1/5 длины тела, в 20 лет -1/8 | |
Грудная клетка | ||
- Находится в положении вдоха, т.к. ребра имеют почти горизонтальное положение, межреберные промежутки широкие | - Физиологическое опущение ребер с одного года | - К 12 годам находится в положении максимального выдоха |
Позвоночник | ||
- Не имеет изгибов | - Появление изгибов:
| |
- Обладает большой гибкостью, поэтому легко возникают искривления | ||
Таз, конечности | ||
- Таз в основном представлен хрящевой тканью, отличается малой вместимостью - Конечности искривлены, что связано с гипертонусом мышц сгибателей (до 3-4 мес.) | - В 6-7 лет интенсивный рост таза, появляются половые различия (у девочек большее развитие таза) | |
Зубы | ||
- Рождается с зачатками молочных и постоянных зубов. | - Прорезывание молочных зубов с 6-7 месяцев (слюнотечение с 3-4 мес) в определенной Последовательности:
- Кол-во зубов до 2-х лет определяется по формуле: n – 4, n – кол-во месяцев жизни (к 1-му году – 8 зубов, к 2-м годам – 20 зубов) | - В 6-7 лет смена молочных зубов на постоянные в том же порядке в каком прорезывались, - Заканчивается смена к 11-12 годам, постоянных зубов 32 |
Развитие основных двигательных навыков | ||
- в 2 месяцев держит голову - в 3 месяца лёжа на животе, опирается на руки - в 4 мес. переворачивается со спины на бок -в 5 мес. переворачивается со спины на живот - в 6 месяцев переворачивается с живота на спину, начинает сидеть, но сам садиться не умеет - в 7 месяцев ползает - в 8 месяцев самостоятельно садится, сидит с ровной спинкой, самостоятельно встаёт у опоры - в 9 месяцев ходит при поддержке за обе руки - в 10 месяцев влезает на невысокую поверхность и слезает с неё - в 11 месяцев стоит без опоры - в 12 месяцев ходит | 1 – 2 года Начинает приседать, пятится, поворачиваться, перешагивать через препятствия, 2 – 3 гола Начинает хорошо бегать, прыгать |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровый человек и его окружение Лекция 3. Потребности человека в разные возрастные периоды
Лекция 3. Потребности человека в разные возрастные периоды Общие понятия о возрастеВозрастные периоды (этапы жизни) человекаПонятие «потребность» человекаКлассификация пот...
Здоровый человек и его окружение Лекция 14. Особенности мужского и женского организма в зрелом возрасте
Лекция 14. Особенности мужского и женского организма в зрелом возрасте Репродуктивная система женщиныСвязочный аппарат половых органов и клетчатка малого тазаМенструальная...
Здоровый человек и его окружение Лекция 10 Период преддошкольного и дошкольного возраста
Краткая характеристика периодаАФО органов и системОсобенности питанияПодготовка к поступлению в ДДУПрофилактика инфекционных заболеваний...
Здоровый человек и его окружение Лекция 11. Период младшего школьного возраста
Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возрастаФизическое развитиеПериод полового созревания Режим дня для детей младшего школьного возрастаПринципы ...
Здоровый человек и его окружение Лекция 12. Старший школьный возраст
Анатомо – физиологические особенностиРазвитие пола...
Здоровый человек и его окружение Лекция 13. Период юношеского возраста
Краткая характеристика юношеского возраста Особенности юношеского возраста...
Здоровый человек и его окружение Лекция 19, 20.Здоровье лиц пожилого и старческого возраста
Понятие о старости и старенииГеронтология и гериатрия: основные понятияОсновные теории и механизмы старенияХарактеристика АФО пожилого и старческого возрастаОрганизация медицинской помощи лицам пожило...