Фармацевтические несовместимости (лекционный материал)
учебно-методический материал
Разработка теоретического занятия "Фармацевтические несовместимости" для специальности Фармация, 3 курс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
farmatsevt._nesovmestimosti.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Амурской области
Государственное автономное учреждение Амурской области
профессиональная образовательная организация
Амурский медицинский колледж
Специальность 33.02.01 Фармация
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
ПМ 02. «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»
МДК 02.01. « Технология изготовления лекарственных форм»
Тема: « Фармацевтические несовместимости»
Уровень подготовки: базовый
Курс: 3 - й
Составлено: Суховой Л. П.,
преподавателем технологии
изготовления лекарственных форм
в соответствии с требованиями
Федерального государственного
образовательного стандарта
среднего профессионального
образования
г. Благовещенск
2020 г.
Рассмотрено на Утверждаю заседании ЦМК «Фармация» Экспертный совет при
Протокол № ____ информационно-методическом центре
«___» __________ 2020 г. ГАУ АО ПОО АМК
Председатель ЦМК ____________ «____» _____________ 2020 г.
Сухова Л.П.
Пояснительная записка
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм» на тему «Фармацевтические несовместимости» предназначена для проведения теоретического занятия на специальности «Фармация». Данная тема является актуальной в связи с тем, что при изготовлении сложных по составу лекарственных форм по рецепту врачей в них могут встречаться несовместимые сочетания лекарственных веществ, которые могут привести к ухудшению качества лекарственного препарата и тем самым к изменению его терапевтического действия.
В связи с этим данная тема важна для понимания и освоения ПМ 02 « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля» и квалификации «Фармацевт». Методическая разработка может применяться при проведении теоретического занятия как по очной, так и очно-заочной (вечерней) форме получения образования. Разработка содержит организационно-методический блок, блок учебной информации, контроля. На освоение данной темы отводится одно теоретическое занятие.
Теоретическое занятие № 53
Тема: Фармацевтические несовместимости
Цели занятия:
Методическая цель – создать условия для формирования теоретических знаний
Образовательная цель – сформировать у студентов теоретические знания о фармацевтической несовместимости и методах ее преодоления
Воспитательная цель – воспитать внимательность, организованность, чувство профессионализма
Развивающая цель – развивать интерес к изучаемому дисциплинарному курсу, аналитическое мышление
В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:
- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
- ОК.2. Организовывать собственную деятельность
- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- ОК.6.Уметь работать в коллективе
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:
- ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам
- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств
- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности
Студенты должны знать:
- Понятие фармацевтической несовместимости
- Виды фармацевтической несовместимости
- Способы преодоления фармацевтической несовместимости
Вид занятия: теоретическое
Тип занятия: урок передачи и усвоения новых знаний
Уровень усвоения: 1
Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм
Материально-техническое обеспечение:
Методическое обеспечение: методическая разработка теоретического занятия для преподавателя.
Технические средства обучения: компьютер, телевизор, презентация.
Внутрипредметные связи:
- Изготовление твердых, жидких, мягких лекарственных форм
Межпредметные связи:
- Контроль качества лекарственных форм (знание физико-химических свойств лекарственных веществ, составление уравнений химических реакций)
- Фармакология (правила выписывания рецептов на твердые, жидкие, мягкие лекарственные формы)
Литература:
1. Алексеев К.В., Суслина С.Н. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016 г.
2. Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.
3. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.
4. Интернет – ресурсы
Структура занятия
I. Организационная часть - 2 мин.
II. Целевая установка - 6 мин.
III. Блок учебной информации (доклады студентов) - 65 мин.
IV. Обсуждение и закрепление материала – 10 мин.
V. Задание на дом - 2 мин.
VI. Подведение итогов - 5 мин.
Содержание занятия:
№ п/п | Этапы занятия | Цель | Описание деятельности | Время | |
преподавателя | студента | ||||
1 | Организация начала занятия | Обеспечить готовность к занятию, создать рабочее настроение | Проверяет готовность аудитории, внешний вид студентов, наличие письменных принадлежностей, отмечает отсутствующих | Староста перечисляет отсутствующих, называет причину отсутствия | 2 мин |
2 | Целевая установка | Раскрыть практическое значение темы, необходимость применения полученных знаний в профессиональной деятельности | Знакомит студентов с планом занятия. Четко и ясно объявляет поставленные цели. Объясняет, что студенты должны изучить в процессе занятия | Слушают преподавателя, записывают тему, план | 6 мин |
3 | Основная часть | Сформировать у студентов знания о фармацевтической несовместимости | Излагает учебный материал (приложение 1). | Внимательно слушают преподавателя, конспектируют | 65 мин |
4 | Обсуждение и закрепление материала | Закрепить полученные знания по основным вопросам | Проводит устный фронтальный опрос (приложение 2) | Отвечают на поставленные вопросы | 10 мин |
5 | Задание на дом | Сосредоточить внимание на основные вопросы темы | Обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения (приложение 3) | Записывают домашнее задание | 2 мин |
6 | Подведение итогов | Стимулировать интерес к учебному процессу | Отмечает положительные, отрицательные моменты в ответах студентов, в их поведении, выставляет оценки | Слушают, анализируют слова преподавателя, запоминают замечания | 5 мин |
Целевая установка:
В сложных прописях рецептов могут встречаться несовместимые сочетания лекарственных веществ, что может вызвать изменение или потерю фармакологической эффективности препарата. Поэтому, для обеспечения больных качественными лекарственными препаратами фармацевт должен уметь не только определить совместимость выписанных веществ, но и, по возможности, преодолеть выявленную несовместимость. По данной теме проводится практическое занятие, на котором студенты, изучив предложенные лекарственные формы, физико-химические свойства лекарственных веществ, пользуясь таблицами, самостоятельно определяют вид фармацевтической несовместимости, причины ее возникновения и, конечно, способ ее преодоления.
План изложения нового материала:
- Понятие несовместимости лекарственных средств и ее причины
- Виды несовместимостей и их проявления
- Пути предотвращения фармацевтической несовместимости
- Примеры фармацевтических несовместимостей в рецептах
Тема: Фармацевтические несовместимости Приложение 1
Блок учебной информации
В лекарственной терапии большое распространение получили многокомпонентные прописи. Многие из них проверены на практике и выпускаются как промышленностью, так и экстемпорально.
Однако в последние годы все чаще обращают внимание на отрицательные стороны комбинированного применения лекарственных средств. Необоснованное комбинирование может явиться причиной образования несовместимостей.
Несовместимость лекарственных средств – это ослабление, потеря или извращение лечебного эффекта препарата или усиление побочного или токсического действия.
Причинами появления несовместимых сочетаний в прописях рецептов могут быть:
- Отсутствие необходимой информации в справочной, научной литературе о физико-химических и фармакологических свойствах новых лекарственных и вспомогательных веществ, о взаимодействии веществ между собой или со вспомогательными веществами
- Некомпетентность врача, фармацевта, незнание ими свойств лекарственных веществ и механизмов их действия
- Сложность прогнозирования поведения веществ в многокомпонентных составах
- Неумение фармацевта распознать «скрытую несовместимость»
Признаками отрицательного результата взаимодействия веществ в случае несвоевременного выявления несовместимости являются:
- невозможность точного дозирования препарата
- потеря, ослабление или изменение фармакологического эффекта
- усиление побочного или появление токсического действия
- переход болезни в хроническую стадию в случае потери или ослабления фармакологического эффекта препарата
Различают 2 группы несовместимых сочетаний ингредиентов: фармакологическую и фармацевтическую.
Фармакологическая несовместимость – такое сочетание лекарственных веществ или препаратов, которое проявляется на уровне фармакодинамических и фармакокинетических механизмов фармакологического действия препарата в организме человека и сопровождается ослаблением, потерей или изменением фармакологического действия, появлением побочного действия или токсического эффекта( изучается курсом фармакологии).
Фармацевтическая несовместимость – такое сочетание компонентов прописи, при котором в результате взаимодействия лекарственных веществ между собой или со вспомогательными веществами изменяются их физико-химические свойства при изготовлении, хранении или приеме препарата и тем самым изменяется его терапевтический эффект.
Фармацевтическая несовместимость проявляется в изменении агрегатного состояния, характера дисперсной системы, в образовании продуктов реакции неэффективных или более токсичных веществ, что влечет нарушение точности дозирования, образование нового состава, неэффективного или токсичного для больного.
Часто процессы взаимодействия лекарственных веществ усиливают факторы внешней среды( свет, влага, температура, излучение и др.). Несовместимые сочетания могут встречаться в любой лекарственной форме, но проявляться при этом по-разному. Чаще несовместимости встречаются в ЖЛФ, реже твёрдых и мягких.
Кроме того, существует такое понятие, как нерациональная пропись - в которой протекают процессы взаимодействия веществ с образованием нетоксичных для организма человека продуктов реакции, но с ослаблением или потерей необходимого фармакологического эффекта.
Естественно, что больной должен быть огражден от применения неполноценных и бесполезных препаратов, поэтому нерациональные сочетания ингредиентов также принято считать несовместимыми. Несовместимость компонентов зависит от:
- количественного соотношения веществ
- технологии изготовления
- влияния факторов внешней среды
- условий хранения
Согласно типовым профессионально-должностным требованиям специалист аптеки обязан знать:
- затруднительные, нерациональные, несовместимые лекарственные прописи
- классификацию несовместимостей
- уметь выявлять фармацевтическую несовместимость
Предупредительные мероприятия включают тщательный просмотр рецептов и требований ЛПУ с целью проверки правильности их выписывания, совместимости веществ, соответствие доз возрасту больного и наличия указаний о способах применения препаратов. Согласно приказу МЗ РФ № 4н, рецепт, содержащий несовместимые сочетания лекарственных веществ, считается недействительным, погашается штампом «рецепт недействителен» и регистрируется в специальном журнале с последующим сообщением об этом факте руководителю ЛПУ.
Провизорам и фармацевтам запрещается выделять из состава прописи наркотические, вещества списка ядовитых и сильнодействующих и отпускать их отдельно. Это может быть сделано лишь при наличии дополнительного рецепта.
Фармацевтическая несовместимость делится на группы:
/ \
Физическая и физико-химическая химическая
Физическая и физико-химическая несовместимость - обусловлена физическими и физико-химическими процессами, которые изменяют либо агрегатное состояние, либо характер дисперсной системы, однородность и др., что ведет к невозможности изготовления и отпуска лекарственной формы.
Причины:
- отсыревание или плавление порошков:
Порошки должны обладать свойством сыпучести. В аптечной практике приходится иметь дело со случаями отсыревания порошков. Отсыревание происходит по двум причинам:
- увеличение гигроскопичности смеси;
- снижение температуры плавления порошковой смеси.
Отсыревание наблюдается, когда давление водяных паров смеси порошков меньше давления водяных паров окружающей среды. Смесь становится более гигроскопичной, чем каждый компонент в отдельности, в результате, она начинает притягивать влагу из воздуха и отсыревать. Например, калия и натрия бромиды, взятые отдельно, не расплываются на воздухе, а их смесь притягивает влагу.
Отсыревание может быть связано также с образованием двойных солей с меньшим содержанием воды и выделением кристаллизационной воды.
Отсыревание возникает непосредственно в процессе смешения или через некоторое время. На скорость отсыревания влияют:
- влажность исходных ингредиентов;
- относительная влажность воздуха помещения;
- степень измельчения порошков;
- длительность измельчения;
- упаковка.
Самое существенное влияние оказывает относительная влажность воздуха. Большинство отсыревающих смесей теряют сыпучесть при относительной влажности воздуха 50-60 % и выше. При влажности 30 - 40 % многие смеси остаются сыпучими. Большое число примеров отсыревания связано с введением в смесь эуфиллина. Он дает отсыревающие смеси даже с сахаром.
Смеси, склонные к отсыреванию, должны отпускаться в вощеных капсулах, не пропускающих водяные пары. Рационален отпуск ингредиентов по отдельности.
Второй вид потери сыпучести - образование эвтектических смесей. Как правило, температура плавления этих смесей ниже комнатной. В зависимости от соотношения компонентов смесь становится влажной или превращается в жидкость.
Иногда образование эвтектики предусмотрено врачом. Например, при сочетании камфоры, ментола, хлоралгидрата и др. в зубных каплях. Образование эвтектики может не нарушать терапевтического действия, но при этом затрудняется дозирование и прием лекарственной формы. Например, вместо порошков получаются капли.
- несмешиваемость ингредиентов: масло с водой, вазелин с водой и др.
При определенных условиях образуются неоднородные, расслаивающиеся смеси, например, при сочетании жирных масел, жидкого парафина, дегтя, вазелина, рыбьего жира с водными растворами, глицерином.
Деготь и нефть нафталанская не смешиваются с водой и спиртом, касторовое масло - с вазелином, парафином, другими углеводородами и этиловым спиртом, если концентрация спирта меньше 90 %. С углеводородами не смешиваются вещества, образующие между собой эвтектическую смесь.
- нерастворимость веществ в определенном растворителе - когда в осадок выпадают вещества сп.А Б. К этой группе несовместимостей относятся случаи, когда количество растворителя недостаточно для растворения выписанных лекарственных веществ.
Несовместимость также может быть вызвана ухудшением растворимости, например, при смене растворителя или под действием сильных электролитов с одноименными ионами.
Так, например, под влиянием хлорид-иона резко ухудшается растворимость папаверина гидрохлорида, и он выпадает в осадок. Необходимо рекомендовать врачу выписать папаверина гидрохлорид отдельно.
- коагуляция коллоидных систем - происходит при добавлении электролитов, водоотнимающих жидкостей, при действии температуры, света, при длительном хранении. В фармацевтической практике коагуляция наблюдается в растворах ихтиола, колларгола, протаргола.
- адсорбция – разделение фаз веществ на поверхности одного из них (адсорбента)- выделение капелек воды, газов и т.д. Она происходит под влиянием молекулярных сил поверхности сорбента и ведет к уменьшению свободной поверхностной энергии. Адсорбция относится к несовместимостям, которые визуально не проявляются. На степень адсорбции влияет температура, химическая природа и концентрация веществ.
Обычно из раствора сильнее адсорбируются вещества, которые обладают меньшей растворимостью в данном растворе. Адсорбентами являются уголь активированный, тальк, глина белая, оксид магния, висмута нитрат основной и др., поэтому сочетание с ними алкалоидов, сердечных гликозидов, ферментов и некоторых антибиотиков нерационально.
Химическая несовместимость – когда при взаимодействии лекарственных веществ между собой в результате химической реакции образуются новые вещества, более токсичные, чем исходные. Чаще встречается в ЖЛФ. Может сопровождаться видимыми и невидимыми проявлениями.
Видимые проявления:
1) образование осадков – в результате реакций гидролиза, разложения, окислительно-восстановительных процессов. Осадки образуются при сочетании солей алкалоидов и синтетических органических оснований с щелочнореагирующими компонентами, в том числе с барбитуратами, сульфаниламидами. Даже щелочное стекло может спровоцировать выделение осадка сразу или через некоторое время. Исключение составляют основания эфедрина и новокаина, которые хорошо растворимы в воде. Легко растворимо и основание пилокарпина, но в щелочной среде образуется менее активный изопилокарпин.
Осадки в растворах появляются также при взаимодействии солей органических оснований и сердечных гликозидов с танин содержащими соединениями, с солями тяжелых металлов. Такие несовместимости можно наблюдать в водных вытяжках.
При прописывании салицилата или бензоата натрия с минеральными кислотами в осадке могут оказаться слабодиссоциируемые салициловая и бензойная кислоты.
2) изменение цвета, запаха или вкуса препарата - Появление окраски и изменение цвета связано с реакциями окисления - восстановления.
Они протекают в жидких, мягких и твердых лекарственных формах под влиянием кислорода воздуха или различных окислителей неорганической и органической природы (пероксид водорода, калия перманганат, йод, нитросоединения и др.). Наиболее часто встречается окисление лекарственных веществ, содержащих: фенольные гидроксилы (фенол, резорцин, натрия салицилат, танин и др.); ароматическую аминогруппу (сульфаниламиды, производные п-аминобензойной кислоты); производные фенотиазина; тетрациклины, пенициллины и др. антибиотики.
Изменение запаха, как результат химической несовместимости возникает при разрушении некоторых лекарственных веществ (хлоралгидрата, гексаметилентетрамина и др.).
3) выделение газов - может происходить при сочетании сильных кислот с солями слабых летучих кислот (азотистой, угольной); сильных оснований с солями слабых летучих оснований (соли аммония, гексаметилентетрамин и др.) и в результате окислительно-восстановительных реакций.
4) воспламенение или взрыв
5) окислительно-восстановительные процессы
Невидимые проявления: К ним относятся реакции гидролиза простых и сложных эфиров, амидов кислот. Так как лечебное действие этих соединений обусловлено наличием в молекуле эфирной и амидной группировок, гидролиз ведет к образованию неактивных или малоактивных в фармакологическом отношении продуктов.
Несовместимость ингредиентов во многих случаях является относительной, поэтому, используя рациональные приемы, ее можно предотвратить.
Выбор способа преодоления несовместимости - это обеспечение желаемого терапевтического эффекта лекарственной формы. А это требует высокой профессиональной подготовки.
Предотвращение фармацевтической несовместимости прописи рецепта определяется физико-химическими причинами, видом лекарственной формы, наличием вспомогательных веществ, условиями внешней среды и др.факторами.
Непременным условием правильного выбора пути предотвращения фармацевтической несовместимости является сохранение фармакологического эффекта препарата. Это может быть:
- изменение технологического процесса – изменение последовательности смешивания, растворения ингредиентов, раздельное растворение веществ
- введение вспомогательного вещества (по согласованию с врачом)
- выведение из препарата одного из веществ (кроме сп. А и Б в чистом виде) и отпуск его в другой лекарственной форме (по согласованию с врачом)
- замена лекарственного вещества фармакологическим аналогом (по согласованию с врачом)
- замена лекарственной формы (по согласованию с врачом)
Однако нужно учитывать, что одни и те же сочетания ингредиентов могут быть совместимыми или нет в зависимости от вида лекарственной формы, ее массы или объема, количественного соотношения компонентов, технологии изготовления, продолжительности взаимодействия, факторов внешней среды и т.д.
В приказах МЗ РФ проблема несовместимости отражена в общих чертах. Решение конкретной проблемы является профессиональной обязанностью фармацевта. Изменения в составе лекарственной формы и количестве вещества возможны только с согласия врача и должны отмечаться на требовании, рецепте, этикетке. В случае невозможности преодоления несовместимости прописи рецепта, он остается в аптеке, погашается штампом «Рецепт недействителен» и регистрируется в журнале неправильно выписанных рецептов.
Несовместимых сочетаний лекарственных веществ может быть сколько угодно, вот примеры некоторых из них:
- сердечные гликозиды несовместимы со снотворными, валерианой
- химически несовместимы с веществами, обладающими щелочным действием, синтетические заменители морфина(лидол, промедол и др.) и синтетические заменители кокаина(новокаин, дикаин, совкаин)
- в щелочной среде неустойчивы также дибазол, димедрол и некоторые другие вещества
- препараты сердечных гликозидов могут образовывать осадки при сочетании их в одной лекарственной форме с тяжелыми металлами, дубильными веществами, солями алкалоидов и галогенами
- пенициллин гидролизуется под действием кислот, щелочей, некоторых спиртов, тяжелых металлов и ферментов
- примером химических изменений, протекающих без видимых проявлений, может служить сочетание пенициллина с этанолом, перекисью водорода, которые разрушают пенициллин и вызывают его инактивацию.
Тема: Фармацевтические несовместимости Приложение 2
Закрепление материала
С целью актуализации опорных моментов темы, выяснения понимания нового материала преподаватель задает вопросы:
- Что подразумевают под несовместимостью лекарственных веществ?
- Какие виды несовместимостей бывают и чем они отличаются?
- На какие группы делится фармацевтическая несовместимость и что лежит в их основе?
- Что нужно знать для того, чтобы предотвратить фармацевтическую несовместимость?
Тема: Фармацевтические несовместимости Приложение 3
Задание на дом
Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для подготовки к практическому занятию по данной теме:
- Что называется фармацевтической несовместимостью?
- Какие виды фармацевтической несовместимости бывают?
- В чем заключаются причины физической и физико-химической несовместимости?
- В чем заключаются причины химической несовместимости?
- Каковы способы преодоления фармацевтической несовместимости?
Рекомендуемая литература:
1. Алексеев К.В., Суслина С.Н. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016 г.
2. Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.
3. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. ГЭОТАР-Медиа, 2016
4. Лекционный материал
5. Интернет-источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекционный материал по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Основные средства"
Лекционный материал по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Основные средства"...
Лекционный материал по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Нематериальные активы"
Лекционный материал по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Нематериальные активы"...
Лекционный материал по дисциплине "Экономика организаций". Оплата труда
Лекционный материал по дисциплине "Экономика организаций" содержит Основные понятия в сфере оплаты труда. Организацию тарифной оплаты труда и основные направления ее совершенствования. Формы и систе...
Лекционный материал по дисциплине "Клиническая фармакология"
Курс лекций по клинической фармакологии для отделения "Сестринское дело"...
Лекционный материал по предмету Детская литература с практикумом по выразительному чтению
Данный материал поможет студентам специальности Преподавание в начальных классах освоить дисциплину Детская литература с практикумом по выразительному чтению...
Лекционный материал МДК 02.02
Информация для подготовки к зачету по МДК 02.02...
Презентация к выпускной квалификационной работе студенкти по Специальности 31.02.02 Акушерское дело. На тему: "Профессиональная роль акушерки при беременности и родах при изосерологической несовместимости крови матери и плода по системам AB0 и RH-фактор"
Презентация к выпускной квалификационной работе студенкти 4 курса мед. колледжа по Специальности 31.02.02 Акушерское дело. На тему: "Профессиональная роль акушерки при беременности и родах при из...