Здоровый человек и его окружение Лекция 15. Здоровье семьи
учебно-методический материал

Золотарева Ирина Леонидовна

Лекция  15.   Здоровье семьи

Понятие семьи­                                                              

Типы семьи­                                                             

Этапы жизненного цикла семьи                                                                                  

 Основные функции семьи                                                   

 Значение семьи в жизни человека

Планирование семьи

Методы контрацепции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_15_teoriya.docx44.52 КБ
Файл planirovanie_semi._kontratseptsiya.docx39.28 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция  15.   Здоровье семьи

План

 1. Понятие семьи                                                              

  2. Типы семьи                                                              

  3. Этапы жизненного цикла семьи                                                                                  

  4. Основные функции семьи                                                    

  5. Значение семьи в жизни человека

  1. Понятие семьи

Семья  -  организованная социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови), члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной и правовой ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейнобрачное состояние.

Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Русское слово «семья» имеет славянское и индоевропейское происхождение, восходя к значению территориальной общности.

Под семьей обычно понимают группу родственников, чье родство может быть кровным (родители и дети, братья, сестры) и законным (муж и жена, отчим и пасынок).

К членам семьи относят: отца, мать, сына, дочь, брата, сестру, дедушку, бабушку. К дальнему кругу могут быть отнесены дядя, тётя, племянник, двоюродные и троюродные братья и сестры.

Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке, в первую очередь, обозначает «общее имя для членов семьи».

Выделяют следующие аспекты семьи:

  • семья как социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми;
  • семья экономическая - объединяет лиц, связанных экономически — общим семейным бюджетом;
  • семья территориальная - объединяет лиц по признаку совместного проживания;
  • семья биологическая - состоит из родителей и детей.

Во Франции в понятие семьи входила  «группа лиц, запирающихся на ночь за одним замком», а русская земская статистика при проведении подворных переписей определяла семью по числу едоков, исходя из того, что «по представлению крестьян, в понятие семьи входит круг лиц, постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка».

  1. Типы семьи

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.

1. В зависимости от формы брака:

- моногамная семья - состоящая из двух партнёров;

 - полигамная семья - один из супругов имеет несколько брачных партнёров (полигиния - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами (брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно), в шариате есть ограничение  количества жён - не более четырёх;  полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами (встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов).

2. В зависимости от пола супругов:

- однополая семья - двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей или детей от предыдущих (гетеросексуальных) браков или без детей;

- разнополая семья.

3. В зависимости от количества  детей:        

- бездетная, или инфертильная семья;

- однодетная семья;                  

- малодетная семья;                                                      

- среднедетная семья;                                                                    

- многодетная семья.

4. В зависимости от состава:

- простая или нуклеарная семья - состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

а) полной - в составе есть оба родителя и, хотя бы, один ребёнок;

б) неполной - семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей.

- сложная или патриархальная - большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

5. В зависимости от распределения власти в семье (вопрос лидерства):

- традиционная (патриархальная) - лидирующая роль принадлежит старшему мужчине;

- нетрадиционная - сохраняется традиционная установка на лидерство мужчины, но без достаточных экономических оснований;                                                

- эгалитарная - семья равных, современный тип семьи, где обязанности распределяются справедливо.

6. В зависимости от проживания семьи:

- матрилокальная - молодая семья, проживающая с родителями жены;    

- патрилокальная - семья, проживающая совместно с родителями мужа;  

- неолокальная - семья проживает отдельно от родителей.

Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные. Наследование по женской линии означает матрилинеальностъ семьи.

Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.

  1. Этапы жизненного цикла семьи

Почему в семье возникают проблемы? Причин может быть огромное множество. Одной из самых распространенных причин является нарушение на какой-либо из стадий жизненного цикла семьи. Не секрет, что семьи, прожившие в браке 20 лет, будут отличаться от семей, заключивших брак всего год назад. Мы увидим разные проблемы, разные трудности. Проблемы семьи с новорожденным младенцем будут отличаться от проблем семьи с подростком. Признание этих различий ведет к понятию «жизненного цикла семьи». Таким образом, жизненный цикл семьи - это некая последовательная смена событий и стадий, которые проходит любая семья.

Конечно, семья может пропустить тот или иной этап своего развития, например, не родить детей, но некоторые события являются неизменными, например, изменение физического возраста людей.                                                                                          

Условно жизненный цикл семьи может быть разделен следующим образом:

  1. Период ухаживания.
  2. Фаза проживания супругов без детей (или стадия монады).
  3. Семья с маленьким ребенком (или стадия триады).
  4. Фаза стабилизации или зрелого брака.
  5. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом.
  6. Фаза «пустого гнезда».
  7. Фаза, в которой кто-то из партеров остается один после смерти другого.

Каждая фаза жизненного цикла семьи ставит перед ее участниками определенные задачи. Функциональная семья - это та семья, которая успешно справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами. Дисфункциональная, соответственно - это та семья, которая с этими задачами не справляется. Обычно в этот момент люди и начинают искать помощи психолога, так как переход на новую фазу - это всегда кризис, и люди не видят возможности приспособления к новой ситуации или даже не принимают ее.

Какие же проблемы и задачи могут возникнуть у семьи на каждом из циклов?

Период ухаживания

Чтобы успешно пройти эту фазу молодые люди должны разрешить следующие проблемы: достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей; развитие навыков ухаживания и привлечения партнера; занятие адекватного возрасту статуса. Это - очень важная стадия, как для индивидуального психического развития, так и для развития его будущей семьи.

Фаза проживания супругов без детей (или стадия монады)

Это - первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет происходить. Есть правила, которые легко выработать, а некоторые очень трудно. Легче всего выработать внешние правила (кто и когда моет посуду, кто ходит в магазин, кто зарабатывает деньги и т.д.). Труднее выработать правила, связанные с более глубинными вещами.

Семья с маленьким ребенком (или стадия триады)

Это очередной кризис, когда меняется вся структура семьи. Было двое, а стало трое. И снова надо договариваться, так как возникли новые обязанности и новые роли. На этом этапе может возникнуть ревность одного из супругов, если он почувствует, что другой партнер больше привязан к ребенку, чем к нему. Может возникнуть проблема самореализации у матери, которая будет ревновать мужа к активному образу жизни, которого она сейчас лишена. Могут возникнуть проблемы взаимодействия с родительскими семьями, так как бабушки и дедушки могут захотеть влиять на то, что происходит в молодой семье.

Фаза стабилизации

Обычно эта фаза соответствует кризису середины жизни супругов. Середина жизни, как известно, характеризуется сочетанием больших возможностей с серьезными ограничениями. Вроде люди накопили большой опыт, получили определенный социальный статус, но уже не так просто адаптироваться к изменяющимся экономическим обстоятельствам, трудно что-то менять, приходится «плыть по течению» даже тогда, когда это течение тебе не очень нравится. Еще одним типичным стрессом для семьи является необходимость ухода за престарелыми родителями и переживание их смерти. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом

Наиболее серьезные кризисы семья переживает тогда, когда кто-то вступает в семью или покидает ее. Родители могут вдруг обнаружить, что им не о чем говорить друг с другом. Или вдруг обостряются старые разногласия и проблемы, решение которых было отложено из-за рождения детей. В этот период возрастает число разводов.

Последние стадии жизненного цикла семьи

Уход на пенсию может сделать проблему пребывания наедине друг с другом еще более острой. Часто в это время возникает проблема ухода за старым супругом. Время идет, один из супругов умирает, и жизненный, цикл семьи завершается. Наступает стадия монады, только на другом возрастном уровне. Мы видим, что каждая стадия развития семьи несет в себе потенциальную угрозу разрыва отношений. Но все ли так плохо? Обязательно ли надо бояться этих кризисов? Надо сказать, что всякий кризис может привести семью, как к распаду, так и к большему укреплению. Ведь, если супруги совместно преодолевают кризис, то их любовь и содружество только возрастают.  Главное - не запускать проблемы, активно их решать, не думать, что все «рассосется само собой» и всегда помнить слова Л.Н.Толстого: «Нам всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любят».

  1. Основные функции семьи

Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Она не сводится, однако, к отношениям между ними, даже юридически оформленным, а предполагает отношения между мужем и женой, родителями и детьми, что придает ей характер важнейшего социального института. Это определяется тем, что семья обязана своим возникновением, существованием и развитием, прежде всего, общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях. Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Сущность семьи выражается через такие понятия, как функции семьи, ее структура и ролевое поведение ее членов.

Функция семьи - сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей всех членов.  

 Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время, она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.

Семья участвует в общественном производстве средств  жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи.

С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Современной семье все меньше присущи черты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент - специфика самого процесса семейного воспитания.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познавание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.

Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения.

Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи.

От нормального функционирования семьи во многом зависит личное счастье мужчин и женщин, психическое, физическое и духовное здоровье супругов и детей, удовлетворенность человека жизнью.

  1. Значение семьи

Значение семьи в жизни каждого человека трудно переоценить. Семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения, первые уроки любви. Она помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности и т. д..  И чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи и малышу в том числе, тем увереннее ребенок будет чувствовать себя в жизни.

Безусловно, самую важную роль в жизни каждого ребенка играют родители. Им дети подражают, на них хотят быть похожими. Однако отцовская и материнская любовь к ребенку не одинакова.

Любовь матери - это безусловная любовь. Мама готова принять своего ребенка любого (хорошего или плохого, здорового и больного и т. д.) и любит его только за то, что он есть. Неспособность матери так любить своего ребенка негативно сказывается на формировании его чувства собственного достоинства, самосознании ребенка и его способности любить. Особенно пагубно отсутствие безусловной любви матери для девочек. Это формирует ощущение одиночества и неуверенности в отношениях со сверстниками и взрослыми. Также результатом недостаточной любви в детстве или излишней требовательности матери может стать наличие загаженной самооценки уже у взрослой женщины.

Однако для формирующейся личности не менее, а возможно и более губительна и чрезмерная любовь матери, самопожертвование. Те девочки, чьи мамы жертвуют личной жизнью ради них, вырастут либо эгоистками, не способными любить, либо зависимыми и несамостоятельными. В любом случае, ни то ни другое не будет способствовать их счастливой и успешной жизни.

Любовь отца не такая безусловная как материнская любовь, она более требовательна, однако не менее необходимая для развития ребенка. К маме ребенок приходит,  чтобы его пожалели, поделиться с ней своими печалями и радостями. А с отцом он делится своими достижениями, ждет от него похвалы и одобрения, обращается за защитой. Для девочки папа также крайне важен, она ориентируется на его мнение в оценке ее женских качеств. Таким образом, женский характер в детском возрасте формируется благодаря двум составляющим - примеру матери и оценке отца.

И так, отношения ребенка с мамой основываются на чувствах, а отношения с отцом — на поступках. Однако это не означает, что папа не может любить ребенка просто так или, что мама не должна давать оценку его достижениям и поступкам. Довольно не просто разобраться в сложных отношениях детей и родителей. Можно только определить, что результатом любви родителей является ощущение ребенком чувства собственного достоинства, семейной близости, желания быть похожим на них.

Для формирования и развития личности ребенка важную роль играют не только его отношения с родителями, но и то, как родители относятся друг к другу, так как именно в детстве формируется модель будущей семейной жизни. Глядя на отношение родителей друг к другу, девочка создает идеальную модель собственной будущей семьи. Уже с раннего детства она знает, что в семье должна делать женщина, а что мужчина, как родители должны относиться к своим детям. Безусловно, со временем эта идеальная модель будет изменяться, но меняться будут лишь некоторые ее черты, а суть останется прежней. Интересен тот факт, что довольно часто девочки, которые выросли в благополучных семьях, выходят замуж за мужчин похожих на их отцов, причем не только по характеру, но и внешне.

В настоящее время под словом «семья» совсем не обязательно подразумевается наличие мамы, папы и детей. Сегодня растет число «неполных» семей, то есть с одним родителем (мамой или папой). У детей, которые выросли в таких семьях, могут возникнуть определенные проблемы в будущей семейной жизни и отношениях с противоположным полом. Кроме того, это может наложить отпечаток на развитие личности ребенка и вызвать некоторые особенности в его характере.

Одиноким родителям приходится выступать в роли кормильца, воспитателя и домохозяйки одновременно. Они сильнее переживают из-за неприятностей, случающихся у ребенка, чаще испытывают материальные трудности - все это, конечно же, не способствует созданию оптимальных условий для его воспитания. Большинство неполных семей в нашей стране состоят из мамы и ребенка, а одинокие отцы - довольно редкое явление.

Раньше считалось, что мальчики страдают больше из-за отсутствия в семье отца, чем девочки. Однако последние исследования показывают, что девочки, выросшие без отца, испытывают определенные трудности в общении с противоположным полом, некоторые чувствуют себя дискомфортно в присутствии мужчин. Девочкам, лишившимся папы в подростковом возрасте (из-за развода) иногда становится свойственна агрессивность, неразборчивость в сексуальных связях.

Дети, которые растут только с одним из родителей, не видят отношений между мужчиной и женщиной внутри семьи и это искажает их представления о семейной жизни.

Ребенок получает дополнительные психические травмы, когда родители расходятся и начинают делить ребенка, позволяя себе нелестно отзываться друг о друге в его присутствии. Малыш в этой ситуации не может сделать выбор между мамой и папой и иногда винит себя в случившемся (в разводе родителей).

В воспитании ребенка родители дополняют друг друга, каждый из них имеет свою индивидуальность. И когда ребенок теряет одного из них, то первому приходится брать на себя функции второго. Конечно, это создает некоторые сложности в отношениях с ребенком, но жизнь показывает, что многие мамы справляются с отведенной им ролью. К тому же практика показывает, что дети, которые росли только с мамой, намного лучше приспособлены к жизни, чем те дети, которые росли в полной семье в атмосфере ненависти между родителями. Поэтому если выбирать между воспитанием в полной, но конфликтной семье и неполной, то неполная семья, безусловно, будет меньшим злом.

Приемная семья, лучший способ помочь покинутому ребенку, сделать его счастливым, отдав ему свою любовь и заботу.        



Предварительный просмотр:

ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ.

МЕТОДЫ КОНТРАЦЕПЦИИ

План

  1.  Понятие «планирование семьи». Центры планирования семьи
  2. Методы контрацепции
  3.  Общие принципы консультирования и назначения метода контрацепции

  1. Понятие «планирование семьи». Центры планирования семьи

Планирование семьи - комплекс медицинских, социальных и юридических мероприятий, направленных на рождение желанных для семьи, здоровых детей, на профилактику абортов, сохранение репродуктивного здоровья, достижения гармонии в браке.

По определению ВОЗ «Планирование семьи» - это обеспечение репродуктивной функции для рождения здоровых и желанных детей.

Планирование семьи актуально для всех цивилизованных стран мира и охватывает охрану репродуктивного здоровья населения, а также связано со здоровьем будущего поколения, сохранением генофонда нации.

Планирование семьи, как и поиск противозачаточных средств, велись уже тысячи лет назад, ведь во все времена необходимость предупреждения беременности была так же сильна, как и потребность в материнстве.

Чуть ли не самый древний след о попытках планирования семьи оставили египтяне в папирусах, написанных 3,5 тысячи лет назад. Там был описан тампон, пропитанный средством, которое предотвращало зачатие. Во времена Гиппократа уже было известно, что в зависимости от менструального цикла существуют благоприятные и неблагоприятные для зачатия дни. Некоторые женщины этим методом регулирования беременности пользуются и сегодня, хотя надежность его весьма низка. Но возможность руководить способностью к зачатию осознанно человек получил только 60 лет назад, когда японец Огино и австриец Кнаус открыли, как происходит оплодотворение. Первый метод регулирования способности к зачатию, основанный на научных наблюдениях, был назван методом Огино-Кнауса или физиологический метод и получил название супружеского календаря.

В наши дни контроль рождаемости - это понятие, известное любому цивилизованному человеку в любой стране. Ребенок в семье - большое счастье, но в наше время дети должны появляться на свет, когда их ждут. Тогда счастливы и родители, и ребенок, и тогда достигается гармония в браке.

Необходимо разумно планировать свою семейную жизнь, как женщине, так и мужчине. С молодых лет надо думать о своем здоровье и чаще обращаться по интимным вопросам к специалистам.

В настоящее время в России созданы и функционирую центры планирования семьи и репродукции на федеральном и региональном уровнях. Структурными подразделениями являются кабинеты планирования семьи.

В российской программе планирования семьи большие надежды возлагаются на средний медицинский персонал, на его активную просветительскую и информационную работу с населением и непосредственное обучение методам и средствам контрацепции.

 Функции центра планирования семьи:        

- консультирование по вопросам планирования семьи;

- подробное информирование пациенток о современных противозачаточных средствах, показаниях и противопоказаниях к их использованию;

- подбор методов контрацепции;

- проведение профилактических гигиенических осмотров и наблюдение за пациентками, применяющими контрацепцию;

- направление        на консультацию при затруднении подбора контрацепции, выявлении заболевания или беременности;

- проведение бесед по контрацепции с женщинами после аборта и родильницами;

- проведение работы с подростками по половому воспитанию, пропаганда здорового образа жизни.

Сестринский персонал должен иметь высокий общеобразовательный и специальный уровень подготовки. Одно из направлений деятельности - просветительская программа, призванная помочь молодым людям подготовиться к семейной жизни, сориентировать их в вопросах планирования семьи. Специалисты помогут молодым супругам наладить взаимоотношения между собой, подготовить к предстоящему рождению ребенка, объяснят как вести себя на этапах беременности, родов и послеродового периода. Здоровье будущего ребенка зависит от многих причин: наследственность, состояние здоровья родителей, факторов окружающей среды, особенностей течения беременности и родов.

Рекомендации супругам:

  1. благоприятный возраст для родов – 19 - 35 лет;
  2. интервалы между родами должны быть не менее 3 лет;
  3. зачатие допускается через 2 месяца после перенесенного инфекционного заболевания;
  4. рекомендовано зачатие осенью и зимой: снижается % спонтанных мутаций и риск иммунного конфликта;
  5. за 2 месяца до зачатия женщина должна быть выведена из зоны контакта с химическими веществами;
  6. за 2 месяца до зачатия обоим супругам необходимо отказаться от вредных привычек.

Не менее важным направлением планирования семьи является предупреждение нежелательной беременности, а, следовательно -  профилактика абортов, снижении гинекологической заболеваемости и материнской смертности.

  1. Методы контрацепции

В настоящее время существует достаточно много различных противозачаточных средств. Согласно требованиям ВОЗ современный контрацептив должен максимально отвечать следующим требованиям:

- быть высокоэффективными;

- не оказывать системного влияния на организм;

- обладать обратимым действием;

- быть простым в применении;

- быть доступным и экономически выгодным.

Классификация

I. Гормональная контрацепция:

1. Комбинированные оральные контрацептивы (КОК):

а) состоящие из комбинации эстрогенов и гестагенов (моно-, двух-, трехфазные);

б) низкодифференцированные монофазные препараты, содержащие гестагены последнего поколения.

2. Мини-пили, содержащие микродозы гестагенов.

3. Гестагенсодержащие нетаблетированные контрацептивы пролонгированного действия.

4. Посткоитальные препараты, содержащие, как правило, гестагены в больших дозах.

II. Внутриматочная контрацепция (ВМК).

III. Барьерная контрацепция:

1. женская:

а) химические средства – спермициды;

б) немедикаментозные механические барьеры;

в) медикаментозные механические барьеры;

     2. мужская – презервативы.

IV. Биологические методы контрацепции:

 1. ритмический;

2. температурный.

V. Хирургический метод:

1. женская стерилизация;

2. мужская стерилизация.

Гормональная контрацепция

В последние годы наиболее эффективным и самым распространенным в мире методом предупреждения беременности является гормональная контрацепция. Сегодня доказано, что при дифференцированном подходе к назначению контрацептивов, риск для здоровья женщин в 10 и более раз ниже риска, связанного с абортами, беременностью и родами.

Механизм действия гормональных  контрацептивов:

- блокада овуляции;

- нарушение функции желтого тела;

- нарушение имплантации;

- уплотнение и сгущение цервикальной слизи.

Комбинированные оральные контрацептивы (КОК)

Контрацептивные преимущества КОК:

- высокая эффективность (около 99%) и безопасность;

- быстрая обратимость - овуляция восстанавливается через 2-3 месяца после отмены КОК;

- использование не связано с половым актом;

- снижает страх нежелательной беременности.

 КОК снижает риск развития:

- доброкачественных и злокачественных новообразований женских половых органов и молочных желёз;

- воспалительных заболеваний органов малого таза;

- потерю костной массы в пременопаузе.

Неконтрацептивные преимущества:

- регуляция менструального цикла;

- снижение объема менструальной кровопотери и, как следствие, уменьшение частоты анемий;

- уменьшение предменструального напряжения;

- возможность изменить срок начала очередной менструации.

Начало приема KОK:

1. с 1-го дня менструального цикла

2. после аборта в тот же день

3. после родов:

- через три недели, если женщина не кормит грудью;

- через 6 месяцев, если женщина кормит ребенка грудью (метод лактационной аменореи).

Правила приема КОК:

- ежедневно в одно и то же время по 1 таблетке;

- завершив прием 21-ой таблетки, сделать 7-дневны й перерыв;  если в пачке 28 таблеток - перерыв не делать;

- при желании отсрочить менструацию - не делать 7-дневного перерыва.

Если пропущена таблетка более 12 часов:

- принять пропущенную таблетку

- следующие таблетки принимать как обычно

- дополнительная контрацепция в течение 7 дней.  

Риск, связанный с приемом КОК:

- увеличение риска сердечно-сосудистых заболеваний у курящих женщин старше 35 лет;

- увеличение риска тромбозов.

Проходящий побочный эффект: у некоторых женщин  в первые 1-2 менструальных цикла приема КОК иногда появляются мажущие кровянистые выделения  из-за недостаточной дозы  эстрогенов в КОК или индивидуальной чувствительности, тошнота, головная боль, нагрубание молочных желез. Данные симптомы самостоятельно исчезают примерно к 4-му циклу.

Противопоказания к применению КОК:

1. абсолютные:

 а) беременность;

 б) тромбоз, тромбофлебит, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь;

 в) мигрень с очаговой неврологической симптоматикой;

 г) болезни печени: острый вирусный гепатит, декомпенсированный цирроз, опухоли печени;

  д) злокачественные опухоли;

2. относительные:

а) курение;

б) ожирение;

в) сахарный диабет.

КОК могут быть 3типов:

1. монофазные - в каждой таблетке содержится постоянная доза эстрогенов и гестагенов (ноновлон, ригевидон, новинет, регулон, марвелон, микрогенон и др.);

2.  двухфазные - первые 10 таблеток содержат эстрогены, а остальные 11 таблеток являются комбинированными (антеовин);

3. трехфазные - состоят из трех видов таблеток,  в зависимости от содержания в них эстрогенов и гестагенов и отличаются по цвету (трирегол, триквилар, тризистон).

Многофазные КОК обеспечивают наименьшее вмешательство в естественное течение циклических процессов в репродуктивной системе женщины, оказывают минимальное влияние на свертывающую систему крови, липидный обмен, содержание инсулина.

Мини - пили (МП)

К этой группе относятся препараты, содержащие микродозы гестагенов. Препараты группы МП обладают минимальным системным воздействием на организм и могут быть рекомендованы следующим группам женщин:

- кормящим матерям с 6-ой недели послеродового периода;

- в позднем репродуктивном возрасте (старше 35-40 лет);

- с побочными нежелательными эффектами от применения КОК;

- больным сахарным диабетом, гипертонической болезнью, ожирением.

К неблагоприятным побочным эффектам применения МП можно отнести: межменструальные кровянистые выделения, болезненность молочных желез.

Контрацептивный эффект наблюдается через 48 часов после начала приема МП. Принимают с первого дня без семидневного перерыва, в постоянном режиме (микронор, фемулен, континуин, овретте и др.).

Гестаген-содержащие пролонгированного действия (ГСП)

 Основными средствами в настоящее время в России являются:

  1. депо-провера-150 (США), инъекции 1 раз в 3-6 месяцев;
  2. норэстерат (Германия), инъекции 1 раз в 2-3 месяца;
  3. норплант (Финляндия), имплантант - капсула, которая вводится подкожно в область плеча и ежедневно выделяет гормон, обеспечивая контрацепцию в течение 5 лет.

Преимущества ГСП:

- высокая контрацептивная эффективность - 99,8%;

- удобно в применении;

- используют при наличии противопоказаний к применению эстрогенов;

- лечебный эффект при доброкачественных гиперпластических процессах эндометрия и эндометриозе;

- не оказывает воздействия на жкт.

Недостатки:

- введение ГСП производится только медицинским персоналом;

- недостаточно быстрая обратимость действия препарата;

- нарушение менструальной функции в виде межменструальных кровянистых выделений.

Препараты данной группы находят все более широкое применение у женщин позднего фертильного возраста, в пременопаузе и нуждающихся в терапевтическом эффекте.

Посткоитальная контрацепция

Является чрезвычайной мерой профилактики нежелательной беременности в тех случаях, когда женщина имела незащищенный половой акт, например, без применения противозачаточных средств, пропуска в приеме таблеток, изнасилования.

Состоят из больших доз эстрогенов или гестагенов. Метод эффективен, если с момента «незащищенного» полового акта прошло не более 72 часов.

Приблизительно у половины женщин после приема таблеток появляются тошнота, иногда рвота, возникает нарушение и укорочение менструального цикла, а также большой ряд побочных реакций.

Для посткоитальной контрацепции существует препарат постинор, содержащий активный гестаген. Рекомендуется прием 1 таблетки в течение 1 часа после полового акта. Максимальная доза составляет 4 таблетки за менструальный цикл.

Внутриматочная контрацепция (ВМК)

ВМК отвечает всем основным требованиям, предъявляемым к контрацептивам; высокоэффективны (от 92 до 97%); восстановление фертильности после их удаления происходит в среднем через 3-6 месяцев.

Выделяют 2 основных вида ВМК:

- немедикаментозные ВМК, изготовленные из инертных пластических материалов (из полиэтилена в виде буквы S);

- медикаментозные ВМК, включающие в себя специальную систему, которая с постоянной скоростью выделяет в полость матки химические соединения или гормоны.

На сегодняшний день инертные ВМК практически не используются.

Среди медикаментозных весьма распространены ВМК, в состав которых входит медная проволока в виде спирали. Популярными являются ВМК с серебром. Существуют контрацептивы из сплава золота.

Механизм действия ВМК:

- торможение миграции сперматозоидов из влагалища в маточные трубы;

- изменение скорости продвижения оплодотворенной яйцеклетки;

- лизис оплодотворенной яйцеклетки, нарушение имплантации;

- нарушение пролиферативно-секреторных процессов эндометрия.

Введение ВМК - серьезная манипуляция, которая должна осуществляться хорошо подготовленным специалистом с учетом показаний и противопоказаний.

ВМК показаны женщинам:

- рожавшим или имевшим раннее беременность;

- нуждающимся в длительной контрацепции;

- при лечении и для профилактики синдрома Ашермана (синехий полости матки).

Противопоказания:

- беременность или подозрение на нее;

- острые, подострые и хронические воспалительные заболевания женских половых органов;

- заболевания шейки матки (лейкоплакия, эрозия, полипы, эктропион);

- нарушения менструального цикла;

- доброкачественные опухоли (миома матки, кисты и кистомы яичников)  и подозрение на злокачественные опухоли женских половых органов;

- аномалии развития матки;

- полипоз, гиперплазия эндометрия;

- заболевания, протекающие с нарушением гемостаза;

- мастопатия;

- аллергия на вещества, выделяемые ВМК.

Правила введения ВМК

Целесообразно вводить на 4-8-ой день менструального цикла, когда слизистая оболочка матки менее ранима, а цервикальный канал приоткрыт.

Введение ВМК производится только в медицинском учреждении в малой операционной врачом. Перед введением рекомендовано проводить премедикацию (транквилизаторы, спазмолитики, анальгетики).

После введения: наблюдение 30-40 минут, по показаниям анальгетики, спазмолитики, половой покой 7-8 дней, первые 4-6 месяцев ограничение физических нагрузок.

Возможные осложнения:

- вероятность наступления беременности (1-3 на 100 женщин), беременность на фоне ВМК часто бывает внематочной;

- увеличение длительности и объема кровопотери во время менструации, ДМК;

- появление болей в нижних отделах живота;

- экспульсия (выпадение) ВМК в течение первого года применения;

- перфорация матки при введении ВМК;

- воспалительные заболевания гениталий на фоне ВМК.

Барьерная контрацепция

Барьерные методы контрацепции (БК) препятствуют попаданию спермы из влагалища в матку.

Различают следующие типы БК:

1. женские:

а) химические или спермициды (кремы, гели, аэрозольные пены, пенные и непенные свечи и таблетки).

Основное требование, предъявленное к спермицидам - их способность разрушать сперматозоиды не более, чем за 1-2 минуты.

Спермициды вводят во влагалище (в передний свод) за 15-20 минут до полового акта в положении лежа.

 К спермицидным средствам также относятся:

  • раствор уксуса (2чайные ложки 3% уксуса на 1 л воды);
  • 3% раствор борной кислоты;
  • 20% раствор хлорида натрия;
  • раствор лимонного сока (1 лимон на 0,5 л воды).

Спринцевания следует проводить немедленно после полового акта.

Одним из наиболее эффективных спермицидов является «Фарматекс», который выпускается в виде капсул и крема. Он обладает не только противозачаточным эффектом, но и оказывает антисептическое действие.

К числу осложнений следует отнести аллергию, зуд и жжение во влагалище.

Данный способ контрацепции нашел широкое применение среди молодых женщин, живущих нерегулярной половой жизнью.

б) немедикаментозные механические барьеры (диафрагмы, шеечные колпачки, женские презервативы).

Применяются изолированно или в сочетании со спермицидами.

К достоинствам этого способа относятся простота, безвредность и возможность повторного использования.

В то же время, механические контрацептивы могут вызвать дискомфорт у женщин и иногда мешать совершению полового акта.

Рекомендуется преимущественно рожавшим женщинам.

Противопоказания: эндоцервицит, эрозия шейки матки, аллергия, рецидивирующие воспалительные процессы придатков матки, кольпит, разрыв промежности и шейки матки.

К немедикаментозным женским барьерам также относится женский презерватив (фемидом) - вещь для нашей страны малознакомая; представляет собой пластиковый мешочек, выстилающий влагалище изнутри и оканчивающийся снаружи кольцом.

в) медикаментозные механические барьеры (вагинальные губки).

Подобно диафрагме и шеечному колпачку, губка вводится заблаговременно до полового акта. Так как она содержит спермицид, нет необходимости в применении спермицидных препаратов во время использования этого метода.

Губка может вызывать аллергические реакции у партнеров, отличающихся повышенной чувствительностью к спермицидам.

  1. мужские (презервативы).

Презервативы, как мужские, так и женские,  при правильном их применении - относительно высокоэффективный метод контрацепции.

Неповрежденный презерватив непроницаем для микроорганизмов и вирусов. Данный вид контрацепции является предпочтительным для подростков, как средство профилактики инфекций, передающихся половым путем.

Эффективность различных методов БК во многом зависит от правильности их применения и составляет от 85 до 95%.

Барьерная контрацепция показана:

- кормящим женщинам;

- партнерам, использующим естественные методы контрацепции;

- женщинам, находящимся в позднем репродуктивном возрасте (старше 35-40 лет);

- партнерам, подверженным высокому риску развития инфекций, передаваемых половым путем;

- женщинам, ожидающим назначения других методов контрацепции.

Биологические методы контрацепции

Точное знание момента, когда происходит овуляция, позволяет вычислить так называемые «опасные» и «безопасные» дни для интимной жизни, исходя из менструального цикла каждой женщины.

К биологическим или естественным методам относятся:

- ритмический;

- температурный.

Ритмический метод (периодическое воздержание или календарный метод) основан на определении времени овуляции (на 14-ый день цикла при 28-мидневной его продолжительности) и ограничении количества половых контактов в периовуляторный период. Учитывая жизнеспособность яйцеклетки и сперматозоида (48-72 часа), следует избегать половых контактов с 11-го по 17-й день цикла.

Температурный метод основан на определении времени подъема базальной (ректальной) температуры путем ежедневного измерения утром, не вставая с постели в течение 10 мин. (минимум – 3 менструальных цикла), и воздержания в дальнейшем от полового сношения за 3дня до подъема и 3 дня  после подъема температуры.

Температурный метод абсолютно безвреден для здоровья женщин. Однако он подходит только тем, у кого стабильный и достаточно длинный менструальный цикл.

Биологический метод контрацепции является самым безопасным для здоровья женщины, но эффективность его низка, всего 35%.

Хирургическая стерилизация

Относится к необратимым методам контрацепции. При ее проведении создаются изменения половых органов, исключающие наступление беременности. В ряде случаев возможно восстановление фертильности после применения микрохирургической операции.

  1. Стерилизация женщин - операция, цель которой - сделать непроходимыми маточные трубы. Достигается это с помощью перевязки, пересечения, электрокоагуляции, лазерного воздействия.

Овуляция происходит у женщин, как и прежде, но сперматозоиды уже не могут проникнуть в маточные трубы и оплодотворить яйцеклетку.

Хирургическая стерилизация проводится по желанию женщин при определенных показаниях, предусмотренных приказом.

Хирургическая стерилизация проводится по желанию женщин при определенных условиях и показаниях, предусмотренных законом.

Хирургическая стерилизация проводится в гинекологическом стационаре.

Стерилизация мужчин состоит в пересечении,  перевязке или  удалении небольшого участка семявыносящего протока. Эта операция не лишает мужчину его «мужских возможностей и достоинств». Проводится в урологических стационарах.

  1. Общие принципы консультирования и назначения метода контрацепции

Медицинский работник должен:

- изучить анамнез и объективный статус женщины;

- предоставить женщине информацию обо всех имеющихся в настоящее время методах предохранения от беременности;

- предупредить женщину о возможных нежелательных эффектах при применении того или иного контрацептива;

- объяснить, как применять различные виды контрацепции;

- проинформировать о необходимости повторного визита.

Выбирая метод контрацепции необходимо учитывать:

- желание партнеров применять контрацепцию и их отношение к конкретному контрацептиву;

- эффективность метода;

- возможность возникновения осложнений;

- возраст женщины;

- состояние половой системы;

- сопутствующую экстрагенитальную патологию;

- репродуктивный анамнез;

- сексуальное поведение женщины.

Метод контрацепции в каждом конкретном случае рекомендуется и подбирается индивидуально с учетом желания женщины, медицинских показания и противопоказаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК» ОП.01.ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ по специальности 31.02.01. Лечебное дело (углубленная подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины Д.01.01. «Здоровый ребенок» является составной  частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31....

Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК или конкурса «Дальше-дальше» на профессиональном конкурсе среди выпускников по специальности 31.0

Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК  или конкурса «Дальше-дальше»...

Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК или конкурса «Дальше-дальше» на профессиональном конкурсе среди выпускников по специальности 31.0

Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК  или конкурса «Дальше-дальше»...

Рабочая программа учебной практики ПМ 01.Проведение профилактических мероприятий МДК 01.01.Здоровый человек и его окружение раздела МДК 01.01. Здоровый ребенок

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 34.02.01. Сестринское дело – б...

Методические указания для практических занятий по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»

Методические указания содержат краткий теоретический материал по темам практических занятий, условия задач и указания по их решению. Общий объем практических занятий 4 часа. Практические занятия ...

Методические указания для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста» составляет 4 часа. Цели внеаудиторно...