ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ РАЗНОУРОВНЕВЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
статья

Характеристика и возможность применения технологии уровневой дифференциации при проведении практических занятий по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_urovnevoy_differentsiatsii.docx372.75 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ РАЗНОУРОВНЕВЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

Необходимость внедрения в образовательную практику технологии уровневого обучения обусловлена тем, что единый высокий уровень обученности невозможен для всех студентов. При этом он является часто недостижимым для части обучающихся, поступающих в  образовательное учреждение СПО с низким уровнем мотивации и познавательного интереса, а это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.

Дифференциация обучения - это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности общие и специальные, уровень развития, интересы, психофизиологические свойства нервной системы и т.д.).

Уровневая дифференциация - это организация учебной деятельности студентов по условным микрогруппам, члены которых сходны по способностям, интересам, навыкам и умениям в изучении учебного материала, а иногда по психическому состоянию.

Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одной группе, по одной программе и учебнику, студенты могут усваивать материал на различном уровне,  но не ниже базового, закрепленного в Федеральном государственном образовательном стандарте. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований в усвоении содержания. Именно на его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.

Аргументы в пользу использования технологии уровневой дифференциации:

  • структура группы требует применение дифференциации в процессе обучения;
  • использование уровневой дифференциации в обучении обеспечивает каждому студенту базовый уровень подготовки;
  • дифференцированное обучение способствует повышению учебной мотивации и развивает интерес к дисциплине у студента;
  • уровневая дифференциация дает возможность студентам развивать свои способности;
  • дифференцированное обучение сохраняет индивидуальность личности;
  • уровневая дифференциация способствует повышению качества знаний.

Чаще всего дифференциация реализуется через деление группы на микрогруппы, которые различаются по двум критериям: обученности и обучаемости.

Обученность - это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики развития студента, которые сложились к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут служить достигнутый студентом уровень усвоения знаний, навыков и умений; качества знаний и навыков (например, осознанность, обобщенность); способы и приемы их приобретения.

Обучаемость – это восприимчивость студента к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новый уровень.

Если обученность является характеристикой актуального развития, т.е. того, чем уже располагает студент, то обучаемость - характеристика его потенциального развития.

Таблица. Уровневая дифференциация

Группы студентов

Цели обучения

Вид заданий

Группа А

Низкий уровень (20%)

  • Пробудить интерес;
  • Ликвидировать пробелы;
  • Сформировать умение работать  по образцу.

Репродуктиные (воспроизведение информации; работа по образцу; тренировочные задания)

Группа В

Средний уровень (65%)

  • Развить устойчивый интерес к дисциплине;
  • Закрепить и повторить имеющиеся знания и умения;
  • Сформировать умение работать самостоятельно.

Продуктивные (применение знания в новой ситуации; объяснение; установление причинно-следственных связей)

Группа С Высокий уровень (15%)

  • Сформировать новые способы действий, умение выполнять задания повышенной сложности и нестандартные задания;
  • Развить умение самостоятельной организации обучения.

Творческие

В работе на занятиях используются разноуровневые карточки. В этих карточках на первом этапе – решение обязательных заданий, на втором этапе – более сложные задания, на третьем этапе – задания, требующие творческого подхода.

При разборе таких упражнений предлагаются каждой группе разные задания:

  • 1 уровень (репродуктивный) – «выберите из данных ответов верный»; «исправьте ошибку», «дайте определение»;
  • 2 уровень (продуктивный) – «объясните механизм развития», «объясните мотивацию своих действий», «разделите на группы в зависимости от…»;
  • 3 уровень (творческий) – «составьте ситуационную задачу», «составьте графическую памятку».

Работа с карточками завершается взаимопроверкой, коррекцией выявленных пробелов и неточностей, прослушиванием образцов лучших ответов, демонстрацией работ.

Пример использования карточек с разноуровневыми заданиями на практическом занятии по  МДК.03.01. Основы реаниматологии

Тема занятия: Алгоритмы оказания  первой и медицинской помощи при острой сердечно-сосудистой недостаточности

Цели занятия:

Продолжить формирование ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях   и травмах.

знать:

  •  причины, стадии и клинические проявления терминальных состояний;
  • алгоритмы оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;

уметь:

  •  проводить мероприятия по восстановлению и поддержанию жизнедеятельности организма при неотложных состояниях самостоятельно и в бригаде.

Карточка № 1

1 уровень

  1. Дайте определение понятию «обморок». Посмотрите на картинки и назовите самые частые причины обмороков.

           

           1                                        2                                    3                                     4                                                

  http://900igr.net/up/datas/243030/018.jpg           http://medsosud.ru/wp-content/uploads/2016/12/264.2.jpg

                 5                                             6                          7                                   8                                                  

  1. Выпишите симптомы предобморочного состояния и обморока:

слабость, гиперемия кожи, головокружение, «звон» в ушах, потемнение в глазах, пульс слабого наполнения, разный диаметр зрачков, двигательное возбуждение, глубокое дыхание, бледность кожи,  потеря сознания от нескольких секунд до 1-2 минут; потеря сознания от нескольких минут  до 1-2 часов, снижение артериального давления.

2 уровень

  1. Объясните причины развития нейрокардиогенных, кардиогенных и ангиогенных обмороков из 1 задания  1-го уровня. Консультацию каких врачей-специалистов необходимо порекомендовать пациенту, перенесшему обморок?
  2. Объясните, почему невозможно появление некоторых симптомов из 2 задания  1-го уровня.

3 уровень

  1. Составьте ситуационные задачи на 3 разных вида обморока, отразив в них причины развития.

Карточка № 2

1 уровень

  1. Повторите алгоритм неотложной помощи при обмороке. Запишите действия в правильной последовательности:
  1. Расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха.
  2. Если конечности холодные, то тепло укрыть пациента, приложить грелки к ногам и рукам.
  3. Уложить без подушки, приподняв ноги.
  4. Обрызгать лицо холодной водой, растереть виски и щёки.
  5. Приготовить сердечно-сосудистые препараты: кордиамин, сульфокамфокаин.
  6. Вызвать врача.
  7. Дать вдыхать пары нашатырного спирта(1-2 вдоха).
  8. После восстановления сознания: дать горячий чай, обеспечить полный покой и наблюдение в течение 1-2 часов.
  9. Измерить АД, пульс, ЧДД.

 2 уровень

  1. Обоснуйте свои действия при оказании неотложной помощи при обмороке

Действие

Мотивация

3 уровень.

  1. Разыграйте ситуацию по одной из ранее составленных ситуационных задач. Окажите неотложную помощь по разыгранной ситуации.
  2. Составьте графическую памятку по оказанию первой помощи при обмороке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для проведения лабораторно-практических занятий по профессиональному модулю ПМ.04 МДК 04.01 Технология приготовления сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий

Методические указания для выполнения лабораторных и практических занятий являются частью учебно-методического комплекса для освоения профессионального модуля ПМ.04 Организация процесса приготовления и...

Методические указания к проведению лабораторно-практических занятий по профессиональному модулю ПМ.03 МДК 03.01 Технология приготовления сложной горячей кулинарной продукции

Методические указания для выполнения лабораторных и практических занятий являются частью учебно-методического комплекса для освоения профессионального модуля ПМ.03 Организация процесса приготовления и...

Методические рекомендации по выполнению лабораторно – практических занятий по профессиональному модулю ПМ.02. ФОРМОВКА КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Настоящие рекомендации по выполнению лабораторных работ студентами образовательного учреждения среднего профессионального образования ГПОУ  «Краснокаменский промышленно – технологический тех...

Доклад «Анализ использования различных методов проведения практических занятий по профессиональному модулю «Медицина катастроф» в системе подготовки медицинских специалистов среднего звена»

3-4 октября 2017 г. на Всероссийской научно-практической конференции «Система подготовки медицинских кадров по вопросам медицинского обеспечения населения в условиях чрезвычайных ситуаций»...

Учебно–методическая разработка для проведения интегрированного практического занятия по профессиональному модулю ПМ.02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля» и дисциплине ОГСЭ 03. «Иностранный язык» (а

Данная учебно-методическая разработка предназначена для проведения интегрированного практического занятия по профессиональному модулю ПМ.02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязател...

Технологические карты для практических занятий по Профессиональному модулю (ПМ) 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Технологическая карта помогает преподавателю спланировать, эффективно провести и оценить результаты практического занятия в соответствии с требованиями рабочей программы....