ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ РАЗНОУРОВНЕВЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
статья
Характеристика и возможность применения технологии уровневой дифференциации при проведении практических занятий по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_urovnevoy_differentsiatsii.docx | 372.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ РАЗНОУРОВНЕВЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
Необходимость внедрения в образовательную практику технологии уровневого обучения обусловлена тем, что единый высокий уровень обученности невозможен для всех студентов. При этом он является часто недостижимым для части обучающихся, поступающих в образовательное учреждение СПО с низким уровнем мотивации и познавательного интереса, а это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.
Дифференциация обучения - это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности общие и специальные, уровень развития, интересы, психофизиологические свойства нервной системы и т.д.).
Уровневая дифференциация - это организация учебной деятельности студентов по условным микрогруппам, члены которых сходны по способностям, интересам, навыкам и умениям в изучении учебного материала, а иногда по психическому состоянию.
Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одной группе, по одной программе и учебнику, студенты могут усваивать материал на различном уровне, но не ниже базового, закрепленного в Федеральном государственном образовательном стандарте. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований в усвоении содержания. Именно на его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.
Аргументы в пользу использования технологии уровневой дифференциации:
- структура группы требует применение дифференциации в процессе обучения;
- использование уровневой дифференциации в обучении обеспечивает каждому студенту базовый уровень подготовки;
- дифференцированное обучение способствует повышению учебной мотивации и развивает интерес к дисциплине у студента;
- уровневая дифференциация дает возможность студентам развивать свои способности;
- дифференцированное обучение сохраняет индивидуальность личности;
- уровневая дифференциация способствует повышению качества знаний.
Чаще всего дифференциация реализуется через деление группы на микрогруппы, которые различаются по двум критериям: обученности и обучаемости.
Обученность - это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики развития студента, которые сложились к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут служить достигнутый студентом уровень усвоения знаний, навыков и умений; качества знаний и навыков (например, осознанность, обобщенность); способы и приемы их приобретения.
Обучаемость – это восприимчивость студента к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новый уровень.
Если обученность является характеристикой актуального развития, т.е. того, чем уже располагает студент, то обучаемость - характеристика его потенциального развития.
Таблица. Уровневая дифференциация
Группы студентов | Цели обучения | Вид заданий |
Группа А Низкий уровень (20%) |
| Репродуктиные (воспроизведение информации; работа по образцу; тренировочные задания) |
Группа В Средний уровень (65%) |
| Продуктивные (применение знания в новой ситуации; объяснение; установление причинно-следственных связей) |
Группа С Высокий уровень (15%) |
| Творческие |
В работе на занятиях используются разноуровневые карточки. В этих карточках на первом этапе – решение обязательных заданий, на втором этапе – более сложные задания, на третьем этапе – задания, требующие творческого подхода.
При разборе таких упражнений предлагаются каждой группе разные задания:
- 1 уровень (репродуктивный) – «выберите из данных ответов верный»; «исправьте ошибку», «дайте определение»;
- 2 уровень (продуктивный) – «объясните механизм развития», «объясните мотивацию своих действий», «разделите на группы в зависимости от…»;
- 3 уровень (творческий) – «составьте ситуационную задачу», «составьте графическую памятку».
Работа с карточками завершается взаимопроверкой, коррекцией выявленных пробелов и неточностей, прослушиванием образцов лучших ответов, демонстрацией работ.
Пример использования карточек с разноуровневыми заданиями на практическом занятии по МДК.03.01. Основы реаниматологии
Тема занятия: Алгоритмы оказания первой и медицинской помощи при острой сердечно-сосудистой недостаточности
Цели занятия:
Продолжить формирование ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
знать:
- причины, стадии и клинические проявления терминальных состояний;
- алгоритмы оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;
уметь:
- проводить мероприятия по восстановлению и поддержанию жизнедеятельности организма при неотложных состояниях самостоятельно и в бригаде.
Карточка № 1
1 уровень
- Дайте определение понятию «обморок». Посмотрите на картинки и назовите самые частые причины обмороков.
1 2 3 4
5 6 7 8
- Выпишите симптомы предобморочного состояния и обморока:
слабость, гиперемия кожи, головокружение, «звон» в ушах, потемнение в глазах, пульс слабого наполнения, разный диаметр зрачков, двигательное возбуждение, глубокое дыхание, бледность кожи, потеря сознания от нескольких секунд до 1-2 минут; потеря сознания от нескольких минут до 1-2 часов, снижение артериального давления.
2 уровень
- Объясните причины развития нейрокардиогенных, кардиогенных и ангиогенных обмороков из 1 задания 1-го уровня. Консультацию каких врачей-специалистов необходимо порекомендовать пациенту, перенесшему обморок?
- Объясните, почему невозможно появление некоторых симптомов из 2 задания 1-го уровня.
3 уровень
- Составьте ситуационные задачи на 3 разных вида обморока, отразив в них причины развития.
Карточка № 2
1 уровень
- Повторите алгоритм неотложной помощи при обмороке. Запишите действия в правильной последовательности:
- Расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха.
- Если конечности холодные, то тепло укрыть пациента, приложить грелки к ногам и рукам.
- Уложить без подушки, приподняв ноги.
- Обрызгать лицо холодной водой, растереть виски и щёки.
- Приготовить сердечно-сосудистые препараты: кордиамин, сульфокамфокаин.
- Вызвать врача.
- Дать вдыхать пары нашатырного спирта(1-2 вдоха).
- После восстановления сознания: дать горячий чай, обеспечить полный покой и наблюдение в течение 1-2 часов.
- Измерить АД, пульс, ЧДД.
2 уровень
- Обоснуйте свои действия при оказании неотложной помощи при обмороке
Действие | Мотивация |
3 уровень.
- Разыграйте ситуацию по одной из ранее составленных ситуационных задач. Окажите неотложную помощь по разыгранной ситуации.
- Составьте графическую памятку по оказанию первой помощи при обмороке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для проведения лабораторно-практических занятий по профессиональному модулю ПМ.04 МДК 04.01 Технология приготовления сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий
Методические указания для выполнения лабораторных и практических занятий являются частью учебно-методического комплекса для освоения профессионального модуля ПМ.04 Организация процесса приготовления и...
Методические указания к проведению лабораторно-практических занятий по профессиональному модулю ПМ.03 МДК 03.01 Технология приготовления сложной горячей кулинарной продукции
Методические указания для выполнения лабораторных и практических занятий являются частью учебно-методического комплекса для освоения профессионального модуля ПМ.03 Организация процесса приготовления и...
Методические рекомендации по выполнению лабораторно – практических занятий по профессиональному модулю ПМ.02. ФОРМОВКА КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Настоящие рекомендации по выполнению лабораторных работ студентами образовательного учреждения среднего профессионального образования ГПОУ «Краснокаменский промышленно – технологический тех...
Конспекты практических занятий по профессиональному модулю "Введение в рабочую профессию "Оператор станков с ЧПУ""
Методические разработки практических занятий...
Доклад «Анализ использования различных методов проведения практических занятий по профессиональному модулю «Медицина катастроф» в системе подготовки медицинских специалистов среднего звена»
3-4 октября 2017 г. на Всероссийской научно-практической конференции «Система подготовки медицинских кадров по вопросам медицинского обеспечения населения в условиях чрезвычайных ситуаций»...
Учебно–методическая разработка для проведения интегрированного практического занятия по профессиональному модулю ПМ.02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля» и дисциплине ОГСЭ 03. «Иностранный язык» (а
Данная учебно-методическая разработка предназначена для проведения интегрированного практического занятия по профессиональному модулю ПМ.02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязател...
Технологические карты для практических занятий по Профессиональному модулю (ПМ) 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Технологическая карта помогает преподавателю спланировать, эффективно провести и оценить результаты практического занятия в соответствии с требованиями рабочей программы....