Рабочая программа ОУД.05 История
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОСЛАВЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Рассмотрено на заседании ЦМК ОГСЭ Протокол №____ от _____________г. Председатель ЦМК ОГСЭ _________________С.А. Курчевская | УТВЕРЖДАЮ Директор ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум» _______________ Г.В. Фролова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.05. ИСТОРИЯ
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
34.02.01 Сестринское дело
квалификация
– медицинская сестра/медицинский брат
33.02.01 Фармация
квалификация – фармацевт
уровень подготовки – базовый
2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по специальности 34.02.01 Сестринское дело, 33.02.01 Фармация
Организация – разработчик: ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
Разработчик: С.Л. Лучкина – преподаватель истории и обществознания высшей квалификационной категории ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
Рекомендовано:
Методическим советом
ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
Протокол №______ от ______________________г.
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История» | 6 7 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 3.2. Информационное обеспечение обучения | 27 27 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 27 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01 «Сестринское дело», 33.02.01 «Фармация» и разработана на основании примерной программы учебной дисциплины «История» для специальностей среднего профессионального образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «История» относится к общеобразовательному циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
В результате изучения учебной дисциплины «История» обучающийся должен
знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
- основные исторические термины и даты;
уметь:
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Учебная дисциплина «История» предусматривает формирование следующих общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей специальности, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации;
ОК9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
1.4.Профильная составляющая учебной дисциплины
Реализуется за счет использования межпредметных связей со специальными дисциплинами.
Одной из форм работы является также привлечение к проектной и творческой деятельности, направленной на изучение истории развития выбранной специальности, прогнозирование востребованности своей профессии.
1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 176 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 117 часов;
самостоятельная работа обучающегося - 59 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 175 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
в том числе: | |
Самостоятельная работа обучающегося в том числе: | 59 |
Подготовка письменных и устных сообщений | 7 |
Подготовка реферата | 10 |
Составление конспектов | 4 |
Задание в учебнике | 3 |
Создание мультимедийных презентаций | 8 |
Выполнение схем и таблиц | 7 |
Подготовка проекта | 10 |
Подготовка к дифференцированному зачету | 10 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта (IIсеместр) | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
С Е М Е С Т Р I | |||
I. ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ. | 2 | ||
1.1. Для чего и как изучать историю. Концепция исторического развития. | Содержание учебного материала Историческое знание, его достоверность и источники. Концепции исторического развития. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др. История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной истории, история и время. Общественная роль и функции истории. Самостоятельная работа: подготовка доклада | 2 1 | 1 |
II. ДРЕВНЕЙШАЯ СТАДИЯ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. | 8 | ||
2.1. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. | Содержание учебного материала Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Расселение людей по земному шаруСреда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Мировоззрение первобытного человека. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации. Самостоятельная работа: подготовка доклада | 2 1 | 2 |
2.2. Древний Египет. Индия и Китай в древности. | Содержание учебного материала Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Традиционное общество: специфика социальных связей, экономической жизни, политических отношений. Социальная пирамида. Основные сословия и социальные группы в древних обществах. Роль аристократии и жречества. Категории трудового населения. Политический строй. Типы государств древности. Общее и особенное в развитии древних цивилизаций. Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология. Новоегипетская держава: экономика, общество, государство. Шедевры древнеегипетской культуры. Вавилон времен Хаммурапи. Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Империя Маурьев. Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань. Самостоятельная работа: подготовка доклада. | 2 1 | 2 |
2.3. Древняя Греция. Древний Рим. | Содержание учебного материала Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Сущность греческого полиса. Великая колонизация, ее причины, направления и последствия. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира. Греческая культура классической эпохи. Александр Македонский и эллинизм. Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Особенности римской культуры. Повседневная жизнь в эпоху Античности. Жилище, одежда, пища греков и римлян. Семья и семейный быт. Частная и общественная жизнь. Образование и воспитание. Религиозные верования. Праздники, развлечения и зрелища. Самостоятельная работа: подготовка презентации. | 2 1 | 2 |
2.4. Культура и религия древнего мира. | Содержание учебного материала Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе. Мифологическое сознание и его специфические черты. «Осевое время». Возникновение мировых религий. Буддизм и его распространение. Конфуцианство. Религия древних евреев. Раннее христианство. Культурное наследие древних цивилизаций. Роль древности в становлении современного мира. Эстафета культурных достижений. Восток и Запад. Античность и европейская цивилизация. Самостоятельная работа: написание конспекта. | 2 0,5 | 2 |
III. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. | 18 | ||
3.1. Христианская Европа и исламский мир в средние века. | |||
3.1.1 Возникновение ислама. Арабские завоевания. | Содержание учебного материала Возникновение ислама. Мухаммад. Коран как религиозно-культурный памятник. Обряды мусульман. Суть ислама как вероучения. Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу ХV в. Арабская культура. Достижения в области архитектуры. Знаменитые мечети. Образование: медресе, университеты и наука. Достижения математиков, медиков, астрономов. Авиценна. Арабские философы. Аверроэс. Поэзия и проза. Культура повседневности. Самостоятельная работа: написание конспекта. | 2 0,5 | 2 |
3.1.2. Западноевропейский феодализм. Средневековый город. Церковь в средние века. | Содержание учебного материала Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы VIII—XІ вв. Политическая раздробленность и ее причины. Роль античных традиций в развитии восточно-христианской цивилизации. Византийские государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Город и деревня: высокий уровень развития. Культура и православие. Пути и этапы распространения православия. Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий. Отношения собственности. Феод. Вассальные связи. Начало формирования «феодальной лестницы». Феномен средневекового города. Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество. Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения. Самостоятельная работа: составление схемы феодальной лестницы. | 2 1 | 2 |
3.1.3 Средневековая культура. Начало Ренессанса. | Содержание учебного материала Общественная мысль в Средние века. Авторитет Библии. Патристика и схоластика. Противники авторитета церкви: Пьер Абеляр, Бернар Клервоский, Николай Кузанский. Образование в средние века. «Семь свободных искусств». Школы и университеты в средние века. Архитектура: романский и готический стили. Раннее Возрождение (Ренессанс): Леонардо Бруни, Леонардо Бруни, Лоренцо Валла, Леон Батист Альберти, Сандро Батичелли. Самостоятельная работа: доклад. | 2 1 | 2 |
3.2. От Древней Руси к Московскому государство. | |||
3.2.1 Образование Древнерусского государства. | Содержание учебного материала Споры о происхождении и прародине славян. Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.). Его причины. Германские и славянские племена в Европе. Распад славянской общности. Основные пути миграции славян. Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды. Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытно-общинного строя. Формирование союзов племен. Славяне в Восточной Европе. Особенности ее хозяйственного освоения. Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. Свободные и несвободные. Религия и мифологические представления о природе и человеке. Хозяйство и быт, повседневная жизнь. Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество. Самостоятельная работа: доклад. | 2 1 | 2 |
3.2.2 Крещение Руси и его значение. Общество Руси. | Содержание учебного материала Этнополитические особенности Древней Руси. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX–X вв. Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации. Синтез язычества и православия как особенность культуры и мировоззрения Древней Руси. Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв. Роль православия в формировании самосознания русского средневекового общества, его влияние на мировосприятие и этику русского человека Система управления. Социальная структура общества. Правление Ярослава Мудрого и его сыновей. Правление Владимира Мономаха. Самостоятельная работа: доклад | 2 1 | 2 |
3.2.3 Раздробленность Руси. | Содержание учебного материала Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности. Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие. Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство. Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком. Самостоятельная работа: написание конспекта. | 2 0,5 | 2 |
3.2.4. Монгольское завоевание и его последствия. | Содержание учебного материала Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь. Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство. Политическое и культурное значение распространения ислама. Русь под властью Золотой Орды. Прибалтика в начале XIII в. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму. Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Распространение католицизма на территории Литвы. | 2 | 2 |
3.2.5 Образование единого Русского государства. | Содержание учебного материала Политическая и конфессиональная карта Восточной Европы в XIV–XV вв. Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения. Князь и его приближенные. Роль боярства. Формирование дворянства. Город и ремесло. Церковь и духовенство. Роль монастырей в хозяйственном освоении Северо-Восточной Руси. Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение. Социальная структура русского общества. Соотношение социальных, экономических, внутри- и внешнеполитических факторов, единство культуры. Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства. Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и великокняжеская власть. Иосифляне и нестяжатели. Церковно-политическая теория «Москва — третий Рим» и ее роль в противостоянии распространению западных идей. Вклад православной церкви в укрепление единого государства. Самостоятельная работа: создание презентации. | 2 1 | 2 |
3.2.6 Культура Руси в XIII-XVI вв. | Содержание учебного материала Литература. «Слово о гибели русской земли», Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Меркурии Смоленском», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за три моря» Афонасия Никитина. Архитектура и искусство. Появление каменного храмового строительства при Иване Калите, каменные стены вокруг Кремля, Аристотель Фиораванти, Феофан Грек, Андрей Рублев. Самостоятельная работа: создание презентации. | 2 1 | 2 |
IV. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. | 42 | ||
4.1. Страны Европы и Северной Америки в XVI-XVIII веках. | |||
4.1.1. Возрождение и гуманизм. | Содержание учебного материала Социальный смысл феномена Возрождения. Гуманизм. Эразм Роттердамский. Героизация человеческой личности и культ творчества. Торжество индивидуальности и индивидуализма.Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности. Готовность человека нового типа к познанию, освоению и покорению окружающего мира. Уильям Шекспир, Мигель Сервантес. Утопизм Томаса Мора. «Титаны Возрождения»: Леонардо Да Винчи, Микелянджело Буонарроти, Рафаэль Санти. Самостоятельная работа: написание конспекта. | 2 0,5 | 2 |
4.1.2 Становление абсолютизма в европейских странах. | Содержание учебного материала Понятие абсолютизма. Абсолютизм во Франции. Утверждение абсолютизма при Генрихе IV. Укрепление абсолютизма при кардинале Ришелье. Абсолютизм при кардинале Мазарини. Абсолютизм в Испании. Укрепление абсолютизма при Карле V. Инквизиция. Борьба с инакомыслящими. Абсолютизм в Англии. Английское дворянство. Угнетение крестьян и своеволие английских феодалов. Правление династии Тюдоров. Террор в Англии. Правление Марии Кровавой и Елизаветы. Пиратство и работорговля. Самостоятельная работа: создание презентации. | 2 1 | 2 |
4.1.3 Английская революция в XVII веке. | Содержание учебного материала Династия Стюартов. Причины революции: экономические, политические, социальные. Ход революции. Короткий и долгий парламенты. Кавалеры и круглоголовые. Независимы и их лидер Оливер Кромвель. Партия Левеллеров. Смертная казнь Карла I. «Славная революция». Вильгельм Оранский. Принятие Декларации прав – «Билль о правах». Провозглашение в Англии конституционной монархии. Самостоятельная работа: создание презентации. | 2 1 | 2 |
4.1.4. Война за независимость и образование США. | Содержание учебного материала Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. «Бостонское чаепитие». Декларации о независимости. Джордж Вашингтон. Образование США. Конституция США 1787 г. Влияние североамериканских событий на европейское общество. Самостоятельная работа: создание презентации. | 2 1 | 2 |
4.1.5 Французская революция в XVIII веке. | Содержание учебного материала Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституции. Феномен Террора. Термидорианский переворот. Приход к власти Наполеона Бонапарта. Культурные новшества периода Революции. Споры историков о социально-экономических и политических последствиях революций XVIII в. Возникновение политической культуры индустриального общества. Самостоятельная работа: задание в учебнике. | 2 1 | 2 |
4.5.6. Культура и наука в XVII-XVIII веках. | Содержание учебного материала Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». «Народный суверенитет». Культ Разума. Идея прогресса. Пути, способы и степень распространения идей Просвещения. Особенности Просвещения во Франции, Германии, Англии и России. Просвещение и власть, «просвещенный абсолютизм». Просветительские идеи в литературе и искусстве. | 2 | 2 |
4.2. Россия в XVI-XVIII веках. | |||
4.2.1. Россия в правление Ивана Грозного. | Содержание учебного материала Территория и население России в XVI в. Категории населения. Власть и собственность, закон и право. Города. Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования. Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI в. Мнения историков о сущности опричнины. Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество. Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558–1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.). Поражение и территориальные потери России. Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства. Самостоятельная работа: схема внешней политики Ивана Грозного. | 2 1 | 2 |
4.2.2. Смутное время начала XVII века. | Содержание учебного материала Предпосылки Смуты в России. Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны. Причины и условия становления сословно-представительной монархии и ее особенности в России. Самостоятельная работа: задание в учебнике. | 2 0,5 | 2 |
4.2.3. Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Народные движения. | Содержание учебного материала Последствия Смуты и первые годы царствования Михаила Романова. Развитие сельского хозяйства и домашней промышленности. Появление мелкого товарного производства. Появление первых мануфактур. Формирование всероссийского рынка. Развитие внешней торговли. Политика протекционизма. Усиление крепостничества. Соборное уложение 1949 г. Юридическое оформление крепостного права. Народные восстания. «Медный бунт». Восстание под предводительством Степана Разина. Самостоятельная работа: написание конспекта. | 2 0,5 | 2 |
4.2.4. Россия в эпоху петровских преобразований. | Содержание учебного материала Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России. Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей. Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство». Культурный переворот петровского времени. Просвещение и наука. Архитектура и градостроительство. Искусство. Реформа быта. Восприятие «преображенной России» современниками. Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России. Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей. Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство». Культурный переворот петровского времени. Просвещение и наука. Архитектура и градостроительство. Искусство. Реформа быта. Восприятие «преображенной России» современниками. Самостоятельная работа: написание конспекта. | 2 0,5 | 2 |
4.2.5. Экономическое и социальное развитие России в XVIII веке. Народные движения. | Содержание учебного материала Эпоха дворцовых переворотов. Развитие промышленности. Появление вольнонаёмных рабочих на фабриках. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. | 2 | 2 |
ВСЕГО | 50 | ||
С Е М Е С Т Р II | |||
4.2.6 Внутренняя и внешняя политика России во второй половине XVIII века. | Содержание учебного материала Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина. Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.Крестьянская война под предводительском Емельяна Пугачева. Самостоятельная работа: таблица основных событий крестьянской войны по предводительством Е. Пугачева. | 2 1 | 2 |
4.2.7 Русская культура XVI-XVIII веков | Содержание учебного материала Век публицистики. Иван Пересветов. Андрей Курбский. Симеон Полоцкий. Архитектура. Шатровый стиль. Ф.С. Конь. Немецкая слобода. Влияние немецкой культуру на быт и уклад жизни населения России. Живопись. А. Матвеев, И. Никитин. Наука. М.В. Ломоносов. Первый русский университет. Смольный институт. Русские ученые. Архитектура. В.В. Расстрелли, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов. Литература. Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, А.Н. Радищев, И.А. Крылов. Самостоятельная работа: подготовка реферата. | 2 2 | 2 |
4.3. Страны Европы и Америки в XIX веке. | |||
4.3.1.Промышленный переворот и его последствия. | Содержание учебного материала Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе. Изобретатели и предприниматели. Работающие машины. Паровой двигатель. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно-коммуникационной системы. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. Изменения в социальном составе общества. Самостоятельная работа: подготовка реферата. | 2 2 | 2 |
4.3.2 Развитие западноевропейской культуры в XIX веке. | Содержание учебного материала Литература. Романтическое движение. В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». Критический реализм. О. Бальзак, Ч. Диккенс. Символизм. П. Варлен, А. Рембо, О. Уайльд. Изобразительное искусство. Реализм. Г. Курбе. Импрессионизм. Э. Мане. Музыка. Романтизм. Дж. Верди. Д. Бизе. Ф. Шуберт. Р. Шуман. Опера. Р . Вагнер. Научные открытия в области физики, химии, биологии. Самостоятельная работа: подготовка реферата. | 2 2 | 2 |
4.4. Россия в XIX веке. | |||
4.4.1.Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века. | Содержание учебного материала Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин. Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы. Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г. Самостоятельная работа: подготовка реферата. | 2 2 | 2 |
4.4.2 Движение декабристов. | Содержание учебного материала Тайные сообщества. Союз спасения. Союз благоденствия. Северное и южное общества. Н.М. Муравьев и П.И. Пестель – главные идеологи движения декабристов. Программные документы декабристов. Восстание декабристов. Итоги первого революционного выступления России. Самостоятельная работа: подготовка реферата. | 2 1 | 2 |
4.4.3.Внутренняя политика Николая I. | Содержание учебного материала Первые преобразования. Создание третьего Отделения. Кодификация законов. деятельность М.М. Сперанского. Крестьянский вопрос. Указ об обязанных крестьянах. Реформа государственных крестьян. Финансы. Реформа Е.Ф. Канкрина. Введение в обращение серебряного рубля. Политика в области образования. Открытие новых институтов, ремесленных училищ, школ. Пропаганда «официальной народности». Самостоятельная работа: создание презентаций. | 2 1 | 2 |
4.4.4 Отмена крепостного права и реформы 60-70 гг. XIX века. Контрреформы. | Содержание учебного материала Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение. Власть и общество. Формы общественного движения. Основные направления общественной мысли. Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно-политического консерватизма второй половины XIX в. Российский либерализм. Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор. Самостоятельная работа: создание презентаций. | 2 1 | 2 |
4.4.5 Русская культура в XIX веке. | Содержание учебного материала Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты. Женское образование. Книгоиздание. Рост национального самосознания народов империи.Развитие науки и техники. Университеты и научные общества. Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр. Самостоятельная работа: задание в учебнике. | 2 1 | 2 |
4.5 .Международные отношения в Новое время. | |||
4.5.1. Международные отношения в XVII-XIX веках. | Содержание учебного материала Европа в начале XVII. Усиление влияния династии Габсбургов. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир. Начало французских завоеваний. Наполеон Бонапарт. Венская система территориальных приращений и ее крах во второй половине XIX века. Возвышение Франции как одной из мировых держав. Тройственный союз и Антанта. Самостоятельная работа: схема французских завоеваний | 2 1 | 2 |
V. ИСТОРИЯ XX – НАЧАЛА XXI ВЕКА. | 47 | ||
5.1. Мир в 1900 – 1914 гг. | |||
5.1.1 Мир в начале XX века. Международные отношения в 1900-1914 гг. | Содержание учебного материала Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии. Россия в системе международных отношений. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Начало борьбы за передел мира. Испано-американская, англо-бурская и русско-японская войны. Складывание двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав — Тройственного союза и Антанты. Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран. Урбанизация. Снижение доли аграрного населения. Рост экономического веса сферы услуг. Повышение образовательного уровня населения. Новшества в повседневной жизни. Изменения в положении рабочих. Профсоюзное движение. Энергетическая революция. Новая физика и распад «неделимого атома». Расширение границ познаваемого мира. Новые скорости информационных потоков. Транспорт — кровеносная система индустриального общества. Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства. Индустрия и среда обитания. Самостоятельная работа: написание конспекта. | 2 0,5 | 2 |
5.2. Россия в начале XX века. | |||
5.2.1 Революция 1905 – 1907 гг. | Содержание учебного материала Вступление на престол Николая II. Оппозиционные организации. Рабочее движение и крестьянские волнения в начале XX века. Русско – японская война 1904-1905 гг. Революция. Причины. Манифест 17 октября. Итоги революции. Появление легальных политических партий. Начало российского парламентаризма. Первая Государственная Дума. Самостоятельная работа: таблица «Состав первой государственной думы» | 2 1 | 2 |
5.2.2 Россия в период столыпенских реформ. | Содержание учебного материала Реформы П.А. Столыпина. Необходимость реформ в сельском хозяйстве. Степень готовности общества к экономической модернизации по западным образцам. Экономический подъем. Плюсы и минусы реформ П.А. Столыпина. Убийство П.А. Столыпина. | 2 | 2 |
5.3. Первая мировая война. | |||
5.3.1 Военные действия в 1914 – 1918 гг. Война и общество. | Содержание учебного материала Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в XX в.: техносфера против человечества. Тотальный характер войны. Гибель традиционных военно-административных империй. Версальская система. Первый общий кризис либерализма. Трансформация традиционных идеологий в тоталитарные. Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменение правовой системы. Чрезвычайное законодательство и его восприятие обществом. Самостоятельная работа: доклад | 2 1 | 2 |
5.4. Россия в 1917 г. | |||
5.4.1 Февральская революция. Октябрьская революция и ее последствия. | Содержание учебного материала Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат. Споры об Октябре 1917 г.: логическое развитие февральских событий или «заговор»? Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918 г. Государственное устройство. «Советская демократия» и партийные органы. Замена конституционных органов власти чрезвычайными. Централизация власти. Однопартийная система: от демократии внутри партии до «демократии» внутри руководства. Экономика. «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма». Самостоятельная работа: схема октябрьской революции. | 2 1 | 2 |
5.5. Страны Западной Европы и США в 1918 – 1941 гг. | |||
5.5.1 Европа после Первой мировой войны. | Содержание учебного материала Территориальные изменения после первой мировой войны. Революции в Германии, Венгрии, Италии их итоги и последствия. Коммунистическое движение. Создание Коммунистического интернационала. | 2 | 2 |
5.5.2.Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами. | Содержание учебного материала Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. Маргинализация масс. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925–1929 гг. Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. Военная конъюнктура и стихийная реструктуризация экономики ведущих мировых держав. НТП — «локомотив перепроизводства». Различные пути преодоления кризиса. Кейнсианство и компромиссная схема Рузвельта. Крушение Веймарской республики и германский национал-социализм. Тоталитаризм. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Последствия мирового экономического кризиса на международной арене. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. | 2 | 2 |
5.6. Россия в 1918 – 1941 гг. | |||
5.6.1 Причины, ход и итоги гражданской войны. | Содержание учебного материала Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Причины победы большевиков в гражданской войне. Экономическая политика большевиков. Российская эмиграция. Самостоятельная работа: составление схемы «Образование СССР». | 2 1 | 2 |
5.6.2 НЭП. Образование СССР. | Содержание учебного материала Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления. Диспропорция экономического и социально-правового статуса личности. Постепенный отход от идей «мировой революции. Приоритеты внутригосударственного строительства. Образование СССР. Выбор путей объединения. Конституция СССР 1924 г. Основные направления национально-государственного строительства. Централизация государственного аппарата. Самостоятельная работа: составление схемы «Образование СССР». | 2 1 | 2 |
5.6.3. Индустриализация и коллективизация. | Содержание учебного материала Развитие экономики СССР в конце 20–30-х годов. Форсированная модернизация. Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса. Положительные и отрицательные итоги коллективизации и индустриализации. Самостоятельная работа: задание в учебнике. | 2 0,5 | 2 |
5.6.4.Советское общество в 20-30е. гг. XX века. Культура 20-30 гг. | Содержание учебного материала Основные направления общественно-политического и государственного развития СССР в 20–30-е годы. Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Причины и суть сталинизма. Сталинская идеология. Начало репрессий. Становление единоличной власти И.В. Сталина. Культ личности. Переход от революционной идеологии к традиционалистским принципам. Ритуализация коммунистической идеологии. Борьба с инакомыслием. Массовые репрессии. Городское и сельское население: быт, повседневность, социальные стереотипы. Национально-культурная унификация населения. Рождение образа советского человека. Развитие советской культуры. | 2 | |
5.7. Страны Азии в 1918 – 1939 гг. | |||
5.7.1 Турция, Китай, Индия, Япония в 20-30 гг. XX века. | Содержание учебного материала Борьба за национальную независимость. Турция. Декларация о независимости. Расширение территорий. Реформы. Китай. Великая национальная революция. Провозглашение Китайской Советской республики. Вторжение Японии в Китай. Индия. Антиколониальное движение. Япония. Великая сфера совместного процветания. Ускорение темпов развития | 2 | 2 |
5.8. Вторая мировая война. | |||
5.8.1.Вторая мировая война. Причины, ход, значение. | Содержание учебного материала Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира. Самостоятельная работа: подготовка проекта. | 2 2 | 2 |
5.8.2 СССР в годы ВОВ. | Содержание учебного материала Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов. Советская культура и идеология в годы войны. Повседневная жизнь на фронте и в тылу. Население на оккупированных территориях. Партизанское движение. Национальная политика. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла. Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой в военное время. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных действий. Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне. Самостоятельная работа: подготовка проекта | 2 2 | 2 |
5.9. Мир во второй половине XX – начале XXI века. | |||
5.9.1.Послевоенное устройство мира. Холодная война. | Содержание учебного материала Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира. Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Информационные войны. Техногенная цивилизация «на тропе войны». Крах биполярного мира. Последствия «холодной войны». Самостоятельная работа: подготовка проекта. | 2 2 | 2 |
5.9.2 СССР в послевоенные годы. | Содержание учебного материала Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида. Советский человек в послевоенный период. Быт, культура, образование. Восприятие своей роли в обществе. Государство и личность. Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этно-культурной унификации. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы. Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии». Позиция СССР в локальных конфликтах. Самостоятельная работа: подготовка проекта. | 2 2 | 2 |
5.9.3 СССР в 50-60е. гг. XX века. | Содержание учебного материала Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества. Культурная жизнь общества. «Оттепель». Литература, кинематограф. Расширение культурных контактов с Западом. Роль периодических изданий. Советский человек периода «Оттепели»: быт, повседневная жизнь, материальное положение, система ценностей. Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве. Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь. Конфликты из-за различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания. Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы Самостоятельная работа: подготовка проекта. | 2 2 | 2 |
5.9.4 СССР в 60-80е. гг. XX века. | Содержание учебного материала Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем. Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х — начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны». Самостоятельная работа: написание конспекта. | 2 0,5 | 2 |
5.9.5 Развитие советской культуры. | Содержание учебного материала Развитие культуры в послевоенное время. Разработка темы Великой Отечественной войны. Развитие культуры в период «оттепели». Феномен «шестидесятников». Развитие науки, техники и образования. Первый полет в космос. Реформа образования. Самостоятельная работа: подготовка к дифференцированному зачету. | 2 2 | 2 |
5.9.6 СССР в годы перестройки. | Содержание учебного материала Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Первый этап реформ: ускорение экономического развития. Причины неудач. Второй этап: реформирование политической системы. Углубление экономических реформ. Сопротивление аппарата. Несовместимость либеральной экономики и командно-административной системы. Третий этап: неуправляемый процесс реформирования. Векторы реформирования «сверху» и «снизу». Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма. Самостоятельная работа: подготовка к дифференцированному зачету. | 2 2 | 2 |
5.9.7.Крушение мировой колониальной системы. | Содержание учебного материала Начало освобождения колоний. Новые государства на карте мира: Камерун, Того, Республика Конго, Чад, Нигерия. Освобождение Анголы и Мозамбика. Падение режима апартеида в ЮАР. Развитие освободившихся стран. Самостоятельная работа: подготовка к дифференцированному зачету. | 2 2 | 2 |
5.9.8 Международные отношения. | Содержание учебного материала Военно – политические блоки. Берлинский и Карибский кризисы. Война во Вьетнаме и Афганистане. Ближневосточный конфликт. НАТО и ОНН. Самостоятельная работа: подготовка к дифференцированному зачету. | 2 2 | 2 |
5.9.9 Современная Россия. | Содержание учебного материала Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма. Российское общество. Либеральные идеи и социальная инерция. Социальное расслоение. Попытка компромисса между прозападной либеральной экономической модернизацией и социально-политическим традиционализмом. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности. Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе. Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях. Самостоятельная работа: подготовка к дифференцированному зачету. | 2 | 2 |
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ | 2 | ||
ВСЕГО ЗА II СЕМЕСТР | 67 | ||
ВСЕГО | 117 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- исторические карты;
- дидактические материалы;
Технические средства обучения:
- мультимедийная установка.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н, История. Учебник для СПО – М.: Академия, 2009.
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н, История. Учебник для СПО – М.: Академия, 2012.
Дополнительные источники:
1. С.И. Кужель, История. Схемы и таблицы. Москва, 2018 г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий и, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формируемые компетенции | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате изучения учебной дисциплины «История» обучающийся должен знать/понимать: -основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; -периодизацию всемирной и отечественной истории; -современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; -особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; -основные исторические термины и даты; уметь: -анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); -различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; -устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; -представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; -использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; -соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; -осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России. | В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: - понимать социальную значимость своей будущей профессии -организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач - принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность - брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий - осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач - использовать информационно коммуникативные технологии | Формы контроля обучения: – домашние задания традиционного и проблемного характера; – практические задания по работе с историческими картами, документами, таблицами, схемами, литературой; – подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера. - оценка устных и письменных ответов, участия в дискуссии, в конкурсах Формы оценки результативности обучения: - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка Методы контроля направлены на проверку умения студентов: – систематизировать, оценивать, обобщать исторический материал - устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями; – выполнять условия задания на творческом уровне с представлением собственной позиции; – делать осознанный выбор способов действий из ранее известных; –осуществлять коррекцию сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; – работать в группе и представлять как свою позицию, так и позицию группы; методы оценки результатов обучения: – мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым студентом – проведение итоговой аттестации по дисциплине в форме устного экзамена |
Темы рефератов и докладов:
1.Великое переселение народов.
2.Великие географические открытия.
3.Османская империя.
4.Крымская война.
5.Серебрянный век русской культуры.
6.Тоталитарные и авторитарные режимы. Фашисты и националисты.
7.Культура 20-30х гг. XX века.
8.Ближневосточный конфликт.
9. Орлеанская Дева.
Темы презентаций:
1.Русская культура 19 века.
2.Война 1812 года.
3.Нашествие монголо – татар.
4.Реформы Петра I.
5.Смута в России.
6.Русские правители династии Рюриковичей.
7. Русские правители династии Романовых.
8. Иван Грозный.
9. Культура Руси в XIII-XVI вв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «История»
Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «История», разработанной согласно «Рекомендациям по реализации образовательной програм...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА для специальности: «Парикмахерское искусство»
СОДЕРЖАНИЕ ...
рабочая программа учебной дисциплины ИСТОРИЯ
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История»1.1. Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины «История» предназначена для изучения истории в ГОУ СПО «Сызранский м...
Рабочая программа по дисциплине "История", 2-й год обучения
Программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования ,Базисного учебного ...
Рабочая программа по современной истории России
Рабочая программа по современной истории России для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания (на базе среднего общего образования)...
Рабочая программа по современной истории
Для специальности ТОПс (Технология продукции общественного питания) на базе 11 классов. Современная история с 1985 года по наше время...
Рабочая программа учебной дисциплины "История" для студентов 2 курса
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (профессии начального профессиональн...