Программа "Я и Здоровье"
рабочая программа
Программа
формирования здоровье сберегающего образовательного
пространства «Я и Здоровье»
Мариинско-Посадского технологического техникума Минобразования Чувашии
2. Цели и задачи и программы
Задача программы – определение основных способов эффективного воспитания здорового человека в условиях техникума
Основной целью валеологического воспитания студентов является индивидуальное здоровье обучающего, представляющее собой динамический комплекс психофизиологических свойств и качеств личности, направленный на самосовершенствование и здоровый стиль жизни.
Основные направления:
- утверждение в сознании и чувствах студентов гуманистических и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений, необходимости здорового образа жизни;
- создание вариативной эффективной системы валеологического воспитания здоровьесберегающего, социокультурного образовательного пространства, обеспечивающей оптимальные условия развития творчески-развитой целостной личности;
- создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Чувашской Республики «Мариинско-Посадский технологический техникум»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
Протокол №2 от 09.10.2014
УТВЕРЖДАЮ
Директор Мариинско-Посадского технологического техникума Минобразования Чувашии
________ Н.П. Николаев
________ 2014 г.
Программа
формирования здоровье сберегающего образовательного
пространства «Я и Здоровье»
Мариинско-Посадского технологического техникума Минобразования Чувашии
Мариинский Посад
2014
Разработчики: Степанов А.Н. – заместитель директора по воспитательной работе и социальным вопросам, Пеганова Т.А. - воспитатель, Лаврентьева Н.Ю. - воспитатель
1. Концептуальные основы и основные принципы валеологического воспитания студентов техникума
Согласно данным специалистов, в России лишь три четверти обучающихся не имеют хронических заболеваний. В такой ситуации должны быть пересмотрены общие подходы к воспитанию их готовности к здоровому образу жизни. Проблема в том, что здравоохранение вносит небольшой вклад в дело здоровья людей. Медицина устраняет чаще следствие, а не причину болезни, врачуя один орган или систему органов, тогда как нужно лечить весь больной организм. Эту задачу должны были выполнять представители профилактической медицины. Чтобы преодолеть отставание в сфере сохранения здоровья людей, необходимо осуществление комплексных оздоровительных мероприятий. При этом желателен системный подход и развитие новых форм профилактики здоровья. Новый системный подход предлагается валеологией.
Валеология – наука об индивидуальном здоровье человека, призванная напрямую противодействовать негативным факторам, разрушающим благополучное существование человека.
Целостная система валеологического воспитания направлена на формирование культуры здоровья и организацию здорового образа жизни, как отдельного индивидуума, так и общества в целом. Она представлена во взаимосвязи трех направлений, которые, взаимодополняя друг друга и являясь частью одного процесса, способствует созданию необходимых условий для формирования личности учащегося, содействует их естественному физическому, психическому развитию, тем самым, оказывая благотворное влияние на здоровье учащегося в целом, а именно:
- формирование валеологической грамотности;
- валеологический подход к воспитательному процессу;
- оздоровительная работа в учебное и неучебное время.
Валеологическое воспитание студентов техникума подразумевает создание, совершенствование и реализацию санитарно-гигиенических, организационно-педагогических, научно-методических и технологических условий, формирующих гуманно-валеологические, здоровьесберегающие, здоровьеразвивающие позиции будущих специалистов, активное освоение учащимися ценности собственного здоровья.
Концепция валеологического воспитания, так и воспитания в целом, – это необходимость целостного развития личности и создание условий для творческого развития, саморазвития и самовоспитания, а в качестве условий - необходимость создания здоровьесберегающего социокультурного воспитательного пространства.
2. Цели и задачи и программы
Задача программы – определение основных способов эффективного воспитания здорового человека в условиях техникума
Основной целью валеологического воспитания студентов является индивидуальное здоровье обучающего, представляющее собой динамический комплекс психофизиологических свойств и качеств личности, направленный на самосовершенствование и здоровый стиль жизни.
Основные направления:
- утверждение в сознании и чувствах студентов гуманистических и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений, необходимости здорового образа жизни;
- создание вариативной эффективной системы валеологического воспитания здоровьесберегающего, социокультурного образовательного пространства, обеспечивающей оптимальные условия развития творчески-развитой целостной личности;
- создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование системы.
3. Содержание валеологического воспитания
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровье – бесценное достояние не только для каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять нам наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и счастливую жизнь.
Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности, вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в результате приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, беспорядочному образу жизни, подвергая себя угрозе ВИЧ- инфекций и других венерических заболеваний, активно укорачивают свою жизнь.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье в огромной степени зависит от взаимоотношений человека со средой обитания, обществом и производственной деятельности. Исходя из этого, можно определить здоровье так же и как состояние организма человека, обеспечивающее ему возможность активно жить и трудиться в различных условиях окружающей среды и противостоять ее неблагоприятным факторам.
Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.
Здоровый образ жизни является субъективно значимым, поэтому в сохранении и укреплении здоровья каждого человека необходима перестройка сознания, ломка старых представлений о здоровье, изменение стереотипов поведения.
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Это рационально организованный образ жизни, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранить нравственное (социальное), психическое и физическое здоровье.
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственно ущербным, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты;
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться".
Комплексная программа «Я и здоровье» опирается на следующие принципы:
- постепенность: это первый общий закон, относящийся к любым тренировкам организма: развитию мускулатуры и выносливости, воспитанию прямой осанки и закаливанию, усвоению учебного материала и овладению ремеслом. Небрежение этим законом приводит к печальному итогу;
- систематичность: в старину у силачей была своеобразная тренировка. Они начинали с того, что поднимали и несли новорожденного бычка. Бычок рос, вес его увеличивался, постепенно день за днем увеличивалась и нагрузка атлета;
– познавательность: познай особенности своего организма, его сильные и слабые стороны, постарайся укрепить своё тело, свою волю. Древний мудрец говорил: «познай самого себя». Человек в состоянии сделать сам для себя очень многое, резервы нашего организма удивительны.
Конечно, жизнь людей складывается по-разному, каждый человек - его организм - имеет свои особенности, но много есть и общих закономерностей, знать которые необходимо.
- ритмичность: ещё в начале XVIII века стало известно, что для всех живых организмов важнейшей особенностью их деятельности является ритмичность. Ученые установили, что у человека сорок разных процессов и более подчинены суточным ритмам. Активнее всего процессы протекают в дневное время. Вот почему сама природа указала нам выполнять работу (учиться) в дневное время, а ночью отдыхать.
Для переваривания пищи требуется примерно три часа, поэтому рекомендуют, есть через три-четыре часа, лучше всего четыре раза в день. Заниматься тоже следует ритмично: 45 минут работа, 10-15 минут отдых.
И всю свою жизнь, весь свой режим подчинять определенному ритму, ибо ритмичность есть общебиологическая закономерность, и если мы ей будем следовать, то нашему организму легче станет работать, значит, мы лучше и больше будем успевать.
-одновременность: заключается в том, что, добиваясь поставленной перед собой цели, нужно одновременно соблюдать постепенность и систематичность, учитывая и свои индивидуальные особенности, и общие биологические закономерности.
3.1. Основы здорового образа жизни обучающегося:
-здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:
-плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.
-система функциональных резервов организма: биохимические резервы (реакции обмена); физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов); психические резервы.
-рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
-искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.
Курение: очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили советские специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается точность выполнения теста, восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).
Алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается симтомокомплекс болезненного пристрастия к нему:
- потеря чувства меры и контроля нал количеством потребляемого алкоголя;
- нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов. Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.
Наркомания – заболевание, возникающее в результате употребления наркотических средств и психотропных веществ, вызывающие в малых дозах эйфорию. Наркомания характеризуется непреодолимым влечением к приему наркотиков, тенденций к повышению употребляемых доз, формирования абстинентного синдрома, психологической и физической зависимостью. Социальные последствия наркомании – это увеличение количества преступлений, суицидальных попыток, распространение сопутствующих заболеваний (ВИЧ-инфекция, инфекционные гепатиты, туберкулез, вензаболевания).
-рациональное питание: следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья:
-равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.
-соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина «С», приводит к заболеванию человека и даже к смерти. Витамины группы «В» мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина «А» и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.
Не каждый из нас знает, что нужно учиться культуре разумного потребления, воздерживаться от соблазна взять еще кусочек вкусного продукта, дающего лишние калории, или вносящего дисбаланс. Ведь любое отклонение от законов рационального питания приводит к нарушению здоровья. Организм человека расходует энергию не только в период физической активности (во время работы, занятий спортом и др.), но и в состоянии относительного покоя (во время сна, отдыха лежа), когда энергия используется для поддержания физиологических функций организма - сохранения постоянной температуры тела. Установлено, что у здорового человека среднего возраста при нормальной массе тела расходуется 7 килокалорий в час на каждый килограмм массы тела. Следует помнить правила естественной системы питания:
- прием пищи только при ощущениях голода;
- отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомоганиях, при лихорадке и повышенной температуре тела;
- отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной.
Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой.
Прием пиши должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.
Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни. Лицам, страдающим хроническими заболеваниями, нужно соблюдать диету.
-состояние окружающей среды оказывает на наше здоровье немаловажное значение. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приводит к желаемым положительным результатам. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит, в силу существующих между ними взаимосвязей, к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей, эффект "озоновой дыры" влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод - на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни. Здоровье, полученное от природы, только на 5% зависит от родителей, а на 50% - от условий, нас окружающих.
Кроме этого, необходимо учитывать еще объективный фактор воздействия на здоровье - наследственность. Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.
Влияют на наше здоровье и биологические ритмы. Одной из важнейших особенностей процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер.
В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму его жизнедеятельности.
-оптимальный двигательный режим: важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.
Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.
Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.
-закаливание: мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.
-личная гигиена: включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.
-режим сна: для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Сон – это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью. Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.
Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1,5ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее, чем за 2-2,5ч. До сна. Это важно для полноценного переваривания пищи. Спать следует в хорошо проветренном помещении, неплохо приучить себя спать при открытой форточке, а в теплое время года с открытым окном. В помещении нужно выключить свет и установить тишину. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение, нельзя спать в верхней одежде, не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстрому засыпанию.
Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы.
Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Изучение заболеваемости привело к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима. Беспорядочный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в различное время - к бессоннице и нервному истощению, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работоспособность.
Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни.
Важно соблюдать следующий распорядок дня:
Вставать ежедневно в одно и тоже время, заниматься регулярно утренней гимнастикой, есть в установленные часы, чередовать умственный труд с физическими упражнениями, соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой тела, одежды, обуви, работать и спать в хорошо проветриваемом помещении, ложиться спать в одно и то же время!
3.2. Основа физического воспитания человека: - двигательная активность.
Для поддержания оптимальных физических и психических качеств (здоровья) необходима постоянная двигательная активность, которая, прежде всего, воздействует на обменные процессы в организме. Общеизвестно, что в основе жизни лежит обмен веществ. Он складывается из процессов ассимиляции (образования, усвоения, восстановления) и диссимиляции (использование, выведение из организма, разрушения) различных веществ.
Недостаток движения - гипокинезия нередко приводит к ожирению. Современная медицина считает излишний вес серьезным нарушением обмена веществ, которое влечёт за собой весьма тяжкие последствия. От ожирения страдает нервная ткань, мозг, особенно у пожилых людей. Все это сопровождается функциональными нарушениями, снижающими выносливость и силовые качества, возникает состояние гиподинамии.
При недостаточной физической нагрузке сердце человека слабеет, ухудшается функция нервных и эндокринных механизмов сосудистой регуляции, особенно страдает кровообращение в области капилляров. Даже умеренная нагрузка оказывается непосильной для мышцы сердца, плохо обеспеченной кислородом, Опасной для здоровья и жизни может оказаться любая неблагоприятная обстановка, требующая возрастания активности сердца, Почти у 3/4 случаев инфаркта миокарде происходит от незащищенности нетренированного сердца при эмоциональных и других функциональных нагрузках.
К сожалению, далеко не все знают о пользе физических упражнений и вреде излишнего комфорта, тепличных условий жизни, пассивного отдыха Изучение организма в условиях малоподвижности позволило сформулировать представление о состоянии гиподинамии, его характеризуют изменения в вегетативных и двигательных функциях, психических реакциях. Эти неблагоприятные сдвиги развиваются постепенно. Организм борется с ними, мобилизуя компенсаторные механизмы. В особых условиях, связанных, скажем, с длительным постельным режимом.
Состояние гиподинамии значительно понижает трудовую активность, у человека резко уменьшаются адаптационные возможности, ослабляются защитные силы организма, создаются предпосылки для возникновения болезней. При функциональных сдвигах, связанных с детренированностью, организм не в состоянии адекватно реагировать на физические нагрузки
Гиподинамия развивается не только в ответ на снижение двигательной активности в течение длительного времени. Это состояние может наступить, например, у бывших спортсменов, если они внезапно прекратили тренировки. В таких случаях болезненные сдвиги приобретают острый характер, в первую очередь страдают функции сердечно-сосудистой и центральной нервной систем.
3.3. Формы физического воспитания обучающихся:
Физическое воспитание в училище продолжается на протяжении всего периода обучения учащихся и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания учащихся.
Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, а их проведение обеспечивается преподавателями физического воспитания.
Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых учащихся в общежитии. В совокупности с учебными занятиями, правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания.
Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности.
3.4. Направления физического воспитания:
-оздоровительные задачи физического воспитания:
- охрана и укрепление здоровья студентов;
- достижение полноценного физического развития, гармоничного телосложения;
- повышение умственной и физической работоспособности.
-образовательные задачи физического воспитания:
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие двигательных способностей.
-воспитательные задачи физического воспитания:
- формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;
- воспитание активности, самостоятельно и нравственно-волевых черт личности.
Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения.
Физические упражнения окажут положительное воздействие, если на занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья - это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями. Если имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, упражнения, требующие существенного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца.
При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и, в результате этого, достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой. У учащихся становится хорошим самочувствие, появляется желание заниматься, всегда приподнятое настроение и хороший сон. При правильных и регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, а учащиеся будут в хорошей форме на протяжении длительного времени.
Изменения физиологических функций вызываются и другими факторами внешней среды и зависят от времени года, содержания в продуктах питания витаминов и минеральных солей.
Для нормального функционирования мозга нужны не только кислород и питание, но и информация от органов чувств. Особенно стимулирует психику новизна впечатлений, вызывающая положительные эмоции. Под влиянием красоты природы человек успокаивается, а это помогает ему отвлечься от обыденных мелочей. Уравновешенный, он приобретает способность смотреть вокруг себя словно сквозь увеличительное стекло. Обиды, спешка, нервозность, столь частые в нашей жизни, растворяются в великом спокойствии природы и ее бескрайних просторах.
Очень важно отметить благоприятное состояние воздушной среды при мышечной деятельности, в том числе и при занятиях физическими упражнениями, так как при этом увеличивается легочная вентиляция, теплообразование и т. д. В спортивной практике санитарно-гигиенические исследования воздуха позволяют своевременно принять необходимые меры, обеспечивающие максимальные условия занимающимся физической культурой и спортом.
Процесс обучения и воспитания организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности обучающихся.
Рекомендуемый план работы по физическому воспитанию на учебный год:
№ п/п | Наименование мероприятия | Дата | Ответственный |
1. Организационная работа | |||
1. 2. 3. 4. | Оформить подписку на спортивные газеты, журналы Ознакомить студентов со спортивными традициями колледжа Провести на этажах беседы для выявления спортсменов и желающих заниматься в секциях Систематически вести информационно- просветительскую работу по профилактике ЗОЖ. | Октябрь Сентябрь Сентябрь-Октябрь В течение года | Зав. библиотекой Преподаватели Физ.воспит. Воспитатели Воспитатели |
2. Спортивно – массовая работа | |||
2. | Провести мероприятия: а) Весёлые старты среди студентов, преподавателей, воспитателей. б) Новогодний шахматно-шашечный турнир. в) День здоровья (летний). | Октябрь- Ноябрь Декабрь Июнь | Рук. физ. воспитания, Воспитатели. Воспитатели Преп. физвосп. |
4. Профилактика наркотической, алкогольной и иных видов зависимостей.
Проблема употребления психоактивных веществ в молодежной среде в настоящий момент является одной из приоритетных проблем современного общества. Размах употребления алкоголя принял беспрецедентные масштабы, причем это явление «молодеет» с каждым днем (средний возраст начала потребления составляет около 12 лет). Проблема табакокурения молодежи появляется еще в более раннем возрасте. А самой болезненной и животрепещущей темой выступает проблема наркомании – зла, которое уничтожает генофонд Земли, обрекает всех нас на неизбежное вымирание. Подавляющее число хронических наркоманов не доживает до 30 лет, а средняя продолжительность жизни наркомана после начала употребления наркотиков – 4 – 4,5 года. Наркомания подрывает здоровье нации (наркоманы становятся в последнее время основной причиной роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией), ее обороноспособность. Налицо тенденция роста числа преступлений, совершенных в состоянии наркотического и токсического опьянения, совершения краж и других хищений имущества граждан и организаций с целью получения средств для приобретения наркотиков.
Когда-то наркомания рассматривалась исключительно как моральная и психологическая проблема. Сейчас приходит понимание, что наркомания – хроническое, возвратное заболевание, имеющее как личностные, так и социальные причины. Специалистам известны 72 фактора риска возникновения наркомании и наркотической зависимости. Наркотики являются мгновенным действующим средством от скуки, тревоги, подавленности и боли, притупляют чувство «ненужности», «бесполезности», «нереализованности» себя как личности. И одна из задач решения проблемы наркомании, которая имеет не столько физиологический, сколько психологический и социальный аспекты – дать человеку возможность реализовать себя.
Наркоманами становятся задолго до того, как впервые попробовали наркотик, потому что основным побуждением для его первого употребления является вовсе не любопытство или еще что-то, а психологический вакуум. В деле борьбы с наркоманией основную роль играет недопущение распространения наркомании путем осуществления превентивных мер социального характера, к которым, в частности, относится заполнение «лишнего» времени молодого человека за счет привлечения в различные клубы, секции и т. п., широкое освещение истинных стороны наркомании и ее последствий.
Антинаркотическое воспитание, как и антиалкогольное воспитание, и воспитание от иных зависимостей, это процесс систематического, целенаправленного, комплексного психолого-педагогического взаимодействия субъектов образования, в ходе которого формируется антинаркотическая или антиалкогольная устойчивость личности воспитуемого.
Антинаркотическая или антиалкогольная устойчивость представляет собой качество личности, позволяющее противостоять наркогенному или алкогольному воздействию среды.
Целью антинаркотического (антиалкогольного) воспитания является формирование гармоничной личности, устойчивой к воздействиям наркогенных (алкогольных факторов) среды.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-создание приоритета здорового образа жизни через осознание ценности здоровья;
-формирование менталитета духовно-нравственного, психического, физического и социального здоровья;
-создание ситуации нетерпимого отношения ко всем видам психоактивных веществ;
-формирование навыков конструктивного общения;
-развитие способности к психосаморегуляции в стрессовых ситуациях;
-организация доступа к необходимой информации о влиянии психоактивных веществ на нравственное, психическое и физическое здоровье человека.
При решении этих задач коллектив училища учитывает три основных группы факторов антинаркотической (антиалкогольной) устойчивости:
-биологические факторы – наследственная отягощенность в отношении психологических заболеваний и алкоголизма, тяжелые соматические заболевания и нейроинфекции в раннем возрасте, органические поражения мозга и психологический инфантилизм (коррекция этих факторов находится в компетенции медицинских работников);
-психологические факторы – индивидуально-психологические особенности личности: низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, повышенная тревожность и недостаточная социальная адаптация (коррекция этих факторов находится в компетенции психологической службы);
-социальные факторы, которые можно подразделить на макросоциальные (регион, страна) и микросоциальные (семья, учебное заведение) факторы.
Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения и иных зависимостей, а также сопутствующих им вензаболеваний и ВИЧ-инфекций осуществляется по следующему плану:
№ п/п | Наименование мероприятия | Дата проведения | Ответственные |
1. | Работа по адаптации вновь поступивших студентов | В течение уч. года | Психолог, Соц. пед Мастера Кл. рук Воспитатели |
2 | Знакомство с вновь поступившими студентами, тестирование и анкетирование | Сентябрь | Воспитатели Мастера Кл. рук. |
3. | Вечер знакомств или день знаний | Октябрь | Воспитатели, Мастера. Кл. рук. |
4 | Набор в школу молодых лидеров: совет этажа и общежития» | Сентябрь-Октябрь | Воспитатели |
5. | Ознакомление с кабинетами, студией и т.д. уч-ся нового набора | Сентябрь | Воспитатели Кл. рук. Мастера. |
6. | Молодежная акция «Я выбираю жизнь» (По плану Республиканской акции) | Ноябрь-Декабрь | Воспитатели ИПР |
7. | Конкурс плакатов «Нет наркотикам» | Ноябрь-Декабрь | Воспитатели, кл. руководители Мастера |
8. | Лекция, направленная на «ЗОЖ» алкоголь и наркотический террор с использованием видеоматериалов | Ноябрь-Декабрь | Кл. рук Воспитатели мастера |
9. | Гигиена девушек и юношей | В течение года | Воспитатели мастера Кл. рук. |
10. | Индивидуальная работа с трудными детьми и вовлечение их в различные сектора | В течение года | Кл. рук. Воспитатели Психолог Соц. педагог Мастера. |
11. | Постановка сценариев и цикл бесед направленных на «ЗОЖ» | В течение года | Воспитатели Мастера Кл. рук. |
12. | Тестирование и анкетирование по проблемам наркомании, алкоголизма и табакокурения. | В течение года | Кл. рук Воспитатели Мастера. |
13. | Лекции с участием мед. работников и правоохранительных служб | В течение года | Администрация Воспитатели Мед. работник Кл. рук. |
14. | Психологические тренинги и реабилитация для учащихся групп риска | В течение года | Психолог |
15. | Привлечение студентов к участию в общественных мероприятиях прово - димых в техникуме | В течение года | Мастера Воспитатели Кл. рук. |
Рекомендуемый план работы на 2014-2019.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Общественное здоровье и здравоохранение"
Рабочая ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Общественное здоровье и здравоохранение" Специальность 060501 Сестринское дело...
Образовательная программа «Будем здоровы»
Образовательная программа«Будем здоровы»...
программа кружка "Здоровый образ жизни"
Актуальность и практическая значимость данной программы в воспитании здорового образа жизни подчеркивается высокими статистическими показателями.Низкий уровень нравственной культуры населения ве...
программа кружка "Здоровое поколение"
В условиях свободного выбора, созданного новыми общественно-экономическими условиями развития страны, у молодежи появилось много новых возможностей для самореализации. Вместе с тем, явно проявился цел...
Достижения, классное руководство КСК-219 2020 - 2021. Сертификаты о прохождении обучения по санитарно-просветительской программе «Основы здорового питания» (орг. ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора).
Достижения, классное руководство КСК-219 2020 - 2021. Сертификаты о прохождении обучения по санитарно-просветительской программе «Основы здорового питания» (орг. ФБУН «Новосибирский ...