Творческие работы студентов
творческая работа учащихся

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пролежни. Профилактика, уход и лечение. Подготовила студентка 110 гр. Коркина Н.

Слайд 2

Развитие пролежней Хорошо известно, что ткани человеческого организма функционируют, получая необходимые питательные вещества из крови. Доставляют кровь во все органы и ткани человеческого тела кровеносные сосуды, которые в бесчисленном количестве пронизывают все ткани человека и представляют собой мягкие эластичные трубки. Самые мелкие из них - капилляры - особенно важны для нормального обмена веществ в тканях. Движение жидкости по таким трубкам несложно замедлить или совсем прекратить путем их сдавления. У любого сидячего или лежачего человека происходит сдавление мягких тканей и сдавление кровеносных сосудов, следствием чего является недостаточный приток крови к тканям. Если это состояние длится более 2 часов, то наступает нарушение питания (ишемия), а затем и омертвение (некроз) мягких тканей. Развивается пролежень. Поэтому надо помнить, что длительное неподвижное лежание или сидение - небезопасно! Вторая причина, из-за которой могут образоваться пролежни - это, например, когда пациента тянут по постели, вытягивают из-под него мокрое белье, пытаются подпихнуть под него судно. В это время происходит значительное смещение поверхностных слоев мягких тканей по отношению к глубоко расположенным слоям, в результате чего мелкие кровеносные сосуды рвутся, и кровоснабжение этих отделов нарушается. Аналогичным образом пролежни могут образовываться и у слабых лежачих пациентов, которые, не имея упора в ногах, начинают медленно сползать по стулу или кровати из положения сидя или полусидя, что едва заметно глазу, но очень ощутимо для мягких тканей. У больных, длительное время находящихся на больничном режиме, могут появиться пролежни. Как правило, они возникают при плохом уходе за кожей

Слайд 4

Потенциальные места Над костными выступами на теле, которые сдавливаются при лежании или сидении. В этих местах слабее всего выражена подкожно-жировая клетчатка, давление костных выступов выражено сильнее всего. Если больной лежит на спине - этими местами являются крестец, пятки, седалищные бугры, локти, лопатки, затылок. Если на боку - на бедре сбоку (область большого вертела), по бокам лодыжек и коленей. Если пациент лежит на животе - область лобка и скулы. В самых тяжелых случаях возникает поражение поверхностного слоя костной ткани больного. Присоединение инфекции может привести к сепсису и стать причиной смерти.

Слайд 5

Пролежни представляют собой Поверхностные, а нередко и глубокие омертвения покровных тканей (кожи, подкожной клетчатки, слизистых оболочек) с тенденцией распространения вглубь. В основе их развития лежит нарушение кровообращения кожи на фоне тяжелого состояния больного. Первый признак появления пролежней - бледность кожи, а затем ее покраснение, отечность и отслаивание эпидермиса; в дальнейшем появляются пузыри и некроз кожи. В тяжелых случаях омертвению могут подвергаться не только мягкие ткани, но и хрящ, и кость. Попавшая на пролежни инфекция может привести к заражению крови и явиться причиной смерти больного. Вот почему так важен регулярный осмотр неподвижного лежачего больного и проведению гигиенической обработки тела.

Слайд 6

Факторы риска возникновения пролежней сниженное питание и недостаток питья; избыточный вес и истощение; курение; сердечно-сосудистые заболевания; сахарный диабет; недержание мочи и кала; травмы и заболевания спинного и головного мозга; потоотделение при повышенной температуре; грязная кожа; крошки и мелкие предметы в постели; складки, швы, пуговицы на белье; аллергическая реакция на средства по уходу за кожей. отечность тканей; бледность кожи; покраснение участка кожи; возникновение боли; появление пузырей; отторжение тканей кожи. Появлению пролежня предшествует ряд признаков :

Слайд 7

Профилактические мероприятия против возникновения пролежней позволяет избежать этого серьезного осложнения болезни: периодический осмотр поверхности всего тела. частая смена постельного и нательного белья. влажная обработка тела. частые повороты туловища больного. использование подкладных резиновых кругов. использование противопролежневого матраса. уменьшение сдавления, трения или сдвига; полноценное питание и личная гигиена; уменьшение раздражителей кожи; уход за кожей - содержите кожу в чистоте; снижение влажности кожи (регулярная замена памперса). регулярность и правильность отправлений (мочи и кала). В профилактических мероприятиях нуждаются больные, пользующиеся креслом-каталкой, лежачие больные, больные, страдающие частичной неподвижностью (отельных частей тела), недержанием мочи и/или кала, истощенные больные, больные с ожирением, страдающие сахарным диабетом, последствиями перенесенного инсульта.

Слайд 8

Во избежание пролежней следует: изменять положение тела больного несколько раз в день, если позволяет его состояние, ежедневно несколько раз в день стряхивать простыни, чтобы на них не было крошек; следить за отсутствием на постельном и нательном белье складок; подкладывать тяжелобольным, долгое время находящимся в постели на спине, надувной резиновый круг, вложенный в наволочку, так чтобы крестец находился над его отверстием; при появлении гиперемии (покраснения) растирать кожу сухим полотенцем или кварцевать ее для улучшения местного кровообращения; обмывать кожу в местах поражения холодной водой с мылом, протирать спиртом с последующим припудриванием; ежедневно протирать кожу дезинфицирующими растворами. При отсутствии дезинфицирующего раствора кожу можно протирать теплой водой. Затылок, лопатки, локти, крестец, колени, пятки, ягодицы - вот те участки тела, на которые ухаживающий за больным должен обращать особое внимание, чтобы предохранить его от пролежней.

Слайд 9

Техника протирания кожи Один конец полотенца смочить дезинфицирующим раствором, слегка отжать. Протереть шею, за ушами, спину, переднюю поверхность грудной клетки, подмышечные впадины. Особое внимание следует обратить на складки под молочными железами, где у тучных и потливых женщин могут образоваться опрелости. Кожу протереть насухо в том же порядке.

Слайд 10

Уменьшение сдавления Необходим мягкий, но упругий матрас. Для этого подходит поролоновый матрас, толщина которого должна быть не менее 15 см. Ложе должно быть ровное без бугорков и ямок. Можно приобрести специальный противопролежневый матрас, но помните, что он не панацея от пролежней, при недостатке других мер у больного, лежащего на нем, все равно могут образовываться пролежни.

Слайд 11

Уменьшение сдавления Ежедневно осматривайте кожу, особенно в местах костных выступов, т.к. именно там и образуются пролежни. Необходимо часто менять положение тела пациента, чтобы кожа испытывала минимальное трение, а мягкие ткани - минимальное смещение. Это необходимо делать не реже, чем каждые 2-3 часа, в том числе и в ночное время.

Слайд 12

Уменьшение сдавления Под места костных выступов дополнительно подкладывают валики, например, мягкие подушки из пера или поролона. Под неподвижные конечности можно сшить мешочки, наполненные круглым зерном, например, пшеном. Под крестец подкладывают резиновый круг. Смысл применения разнообразных валиков и противопролежневых матрасов в том, что они увеличивают площадь соприкосновения тела и поверхности, на которой лежит пациент, а значит, уменьшается давление на каждый участок тела, уменьшается нарушение кровообращения и таким образом снижается риск возникновения пролежней.

Слайд 13

Уменьшение сдавления Не подтягивайте пациента в одиночку, если пациент не может Вам помочь. Не тащите и не выдергивайте белье из-под пациента, особенно мокрое.

Слайд 14

Уменьшение сдавления Не подпихивайте под него судно. Для всего этого есть несложные приемы, основной смысл которых состоит в том, что больного надо сначала приподнять, а только потом двигать или подкладывать под него что-либо. Не оставляйте пациента в неудобном положении, а слабых пациентов не пытайтесь усадить или придать им полусидячее положение, т.к. их мышечной активности не хватает на удержание в этом положении, и они начинают сползать. Обеспечивайте таких пациентов упором (любым приспособлением для упора) в ногах.

Слайд 15

Питание и питье Питье и питание должны быть полноценными с учетом ограничений, если таковые имеются. Пища должна содержать не менее 20 % белка. Выбирайте продукты, в которых содержится много микроэлементов - железа и цинка, а также витамина С. Используйте кисломолочные продукты, зелень, овощи, фрукты. Для тяжелых больных мясо - трудная пища. Используйте куриный бульон, рыбу, бобы, крупы и молочные продукты для покрытия потребностей в белке. Питье не менее 1,5 л, если нет ограничений. Не употребляйте сладких и газированных напитков, а также сублимированных продуктов, т.е. быстрого приготовления из сухих веществ путем растворения в воде.

Слайд 16

Уменьшение раздражения кожи Стелите старенькое, застиранное, а значит мягкое белье; следите, чтобы на белье не было грубых швов, пуговиц, заплаток; регулярно и часто оправляйте постель, чтобы под пациентом не было складок и мелких предметов. Используйте для ухода за кожей низкоаллергенные, проверенные средства, например, детское мыло. Избегайте ярких по цвету и сильных по запаху веществ. Чаще проводите туалет промежности, т.к. частицы кала и мочи являются сильными раздражителями. Ни в коем случае не ограничивайте питье пациента с недержанием мочи, т.к. при недостатке жидкости повышается концентрация мочи, а соответственно и сила раздражения. Коротко стригите ногти себе и пациенту: себе - чтобы случайно не поцарапать пациента, а пациенту - чтобы он не расчесывал кожу, т.к. при длительном лежании или сидении сдавленные участки зудят. Следите за тем, чтобы пациент был одет и закрыт одеялом соответственно температурным условиям комнаты. При перегреве пациента усиливается потение и увеличивается риск развития пролежней.

Слайд 17

Правила ухода за кожей Правила достаточно просты: не допускайте загрязнения кожи, чрезмерной сухости и влажности, потому что такая кожа менее всего способна сопротивляться внешним воздействиям, используйте обычную воду, мыло, мочалку из х/б ткани или натуральной губки, питательные и увлажняющие кремы, подсушивающие мази, присыпку. Внимательно наблюдайте за кожей, и Вам станет ясно, в какой момент что применять. Общее правило такое: влажную кожу нужно подсушивать, а сухую - увлажнять. Не используйте антибактериальное мыло, т.к. вместе с вредными бактериями уничтожаются и полезные микроорганизмы; кожа после прекращения использования такого мыла становится малоспособной сопротивляться даже незначительной инфекции (реклама говорит правду, но не всю). Спиртосодержащие средства, такие как лосьоны и камфорный спирт, можно использовать только для пациентов с жирной кожей. Кожу в местах сдавления не трите при мытье. Употребляйте мягкие губки и пользуйтесь ими очень деликатно, чтобы не травмировать верхние слои кожи. При высушивании кожи не вытирайте ее, а промакивайте. Покрасневшие участки кожи ни в коем случае не массируйте, а вот легкий регулярный массаж вокруг этих мест весьма желателен. Обязательно устраивайте для кожи воздушные ванны. На состояние кожи значительно влияет влага, в основном, моча и пот. Главное - личная гигиена больного и смена белья. Делайте это часто. При недержании мочи лучше использовать подкладки или памперсы, хотя некоторым пациента достаточно лишь чаще давать судно. За неимением средств на подкладки и памперсы старайтесь использовать подгузники из белья (во много раз сложенное х/б белье, проложенное в промежности или подложенное под ягодицы, ограничит растекание мочи; старое застиранное белье хорошо впитывает влагу). При недержании мочи у мужчин можно использовать специальную мочеприемную систему (мочеприемник). Повышенное потоотделение наблюдается у температурящих пациентов. Для того, чтобы уменьшить потоотделение, нужно, прежде всего, лечить основное заболевание. Для обтирания больного лучше использовать не мыло и воду, а слабый раствор уксуса (1 ст. ложка столового уксуса на 1 стакан воды).

Слайд 18

Принципы лечения Не стоит рассчитывать на помощь мазей, порошков и других препаратов, пока Вы не освободите пораженные места от сдавления с тем, чтобы кровь могла свободно поступать к месту образовавшегося пролежня. Если пролежень уже появился, следует немедленно приступить к его лечению. Организм каждого больного по-своему индивидуален, поэтому применение противопролежневых медикаментозных средств, рекламируемых предлагаемых больным, возможно лишь после консультации с лечащим врачом. Наша длительная практика ухода за больными рекомендует очень простой и вместе с тем высокоэффективный метод лечения пролежней. Приготовить: - 1 ст. ложки шампуня, - 2 ст. ложки спирта, - 2 ст. ложки талька (детской присыпки), - 1 таб. Аспирина, - 1 таб. Стрептоцида. Превратить таблетки в порошок. Смешать в небольшой посуде указанные компоненты до белой эмульсии. Нанести эмульсию шпателем на место пролежня. Через некоторое время должна образоваться корочка. Процедуру повторить 2-3 раза. Эмульсию готовить перед каждой процедурой.

Слайд 19

Принципы лечения Лечение глубоких пролежней назначает врач. Лучшим методом профилактики, направленной на борьбу с пролежнями служит использование противопролежневого матраса. Медицинская сестра или сиделка ежедневно должна протирать кожу тяжелобольного дезинфицирующим раствором: камфорным спиртом, одеколоном, водкой или разведенным 40%-ным этиловым спиртом, 3%-ным столовым уксусом (1 ст. ложка на 1 стакан воды). Раствором смачивается конец полотенца и протирается вся кожа. Затем с сухой частью полотенца (лучше махрового) насухо вытирают кожу. Очень полезно проводить энергичное растирание кожи. Вместо полотенца может быть использован марлевый тампон Особое внимание должно уделяться обработке кожи в области промежности – подмыванию больных, так как скопление мочи и кала может привести к нарушению целостности кожи. Его производят слабым теплым (30-35оС) раствором марганцовокислого калия или другим дезинфицирующим средством. Можно также использовать приготовленные асептические отвары настои, позволяющие поддерживать чистоту данной области, осуществлять профилактику гнойно-воспалительных осложнений.

Слайд 20

Принципы лечения Для обработки промежности используют кувшин, корнцанг стерильные ватные шарики. Чаще подмывание приходиться выполнять женщинам. При этом женщина должна лежать на спине, согнув ноги в коленях. И немного разведя бедра. Под ягодичную область подкладывается судно. В левую руку берут кувшин с теплым дезинфицирующим раствором и поливают воду на наружные половые органы, а ватным тампоном, зажатым в корнцанге, обрабатывают кожу в направлении от половых органов к заднему проходу (сверху вниз). После этого сухим ватным тампоном протирают кожу в том же направлении. Мужчин промывают значительно проще: при аналогичном положении больного воду из кувшина льют на паховые складки и промежность. Вытирание кожи насухо осуществляется в том же направлении. После вытирания насухо кожу смазывают вазелиновым маслом для профилактики опрелости. При появлении участков покраснения, похожих на начинающийся пролежень, перечисленные мероприятия проводят более интенсивно. Назначают УФ – облучение, электрическое поле УВЧ.

Слайд 21

Лечение пролежней, таким образом, сводится к трем принципам: максимально восстановить кровообращение в месте повреждения; способствовать отторжению некротических масс (самого пролежня); способствовать быстрейшему заживлению очистившейся раны.

Слайд 22

Восстановление кровообращения Отторжение некротических масс механическое удаление некротических масс хирургическим путем; применение лекарств, ускоряющих самостоятельное отторжение: мазь "Ируксол". Аналогично действует мазь Фибролан. Можно использовать мазь Вишневского, синтомициновую эмульсию, аэрозоль «левовинизоль», пантеноловую мазь, солкосерил – в инъекциях и наружно в виде мази. В качестве хорошего домашнего средства можно использовать влажные повязки с раствором соли на коньяке (30 г поваренной соли и 150 мл коньяка). Для отторжения некроза повязку необходимо накладывать под компрессную бумагу и менять по мере необходимости. Перед наложением новой повязки обязательно промывать рану во избежание повышения концентрации соли.

Слайд 23

Восстановление кровообращения Лечение очистившейся раны Необходимо создать влажные условия содержания раны, используя, например, альгинаты (в форме салфеток и порошка для заполнения ран), гидроколлоидные повязки (Hydrocoll, Duoderm, Hydrosorb и др.), способствующие очищению и закрытию раны. Но повязки эти достаточно дорогие, для заживления раны можно использовать самые разнообразные заживляющие средства: мази "Левосин", "Левомиколь", "Актовегин", "Солкосерил", облепиховое масло и многие другие. Нередко пролежни осложняются присоединением вторичной инфекции, и тогда необходимо использование антисептических и антибактериальных средств, таких как борная кислота, белый стрептоцид в порошке, 3% раствор перекиси водорода, раствор фурациллина 1:5000, мазей "Левомиколь", "Левосин". В тяжелых случаях, у ослабленных и пожилых пациентов показано применение антибактериальных препаратов внутрь. Большие по площади и трудно заживающие пролежни иногда удается вылечить только хирургическим путем - пересадкой тканей.

Слайд 24

Восстановление кровообращения Лечение очистившейся раны При лечении пролежней необходимо применять повязки. Там, где это возможно, для фиксации повязок применяйте бинт, в других случаях используйте пластырь. Не всякий пластырь годится для этого. Пролежни лечить надо долго, а это значит, что и пластырь придется применять длительное время. Какие при этом могут возникнуть проблемы? Пластырь препятствует нормальному функционированию кожи (дыханию, выделению и др.). При снятии пластыря поверхностный слой клеток кожи отрывается, из-за чего в месте длительного применения пластыря могут возникнуть дополнительные раны. Чтобы избежать таких осложнений, используйте пластырь на бумажной основе - кожа под ним хорошо дышит, а клей хорошо фиксирует повязку, но не отрывает клетки с поверхности кожи при удалении пластыря. Накладывая пластырь, не натягивайте его сильно, чтобы избежать образования мелких кожных складок, а также учитывайте тот факт, что при изменении положения больного мягкие ткани будут смещаться и натягиваться, что может привести к образованию нежелательных складок кожи.

Слайд 25

Восстановление кровообращения Лечение очистившейся раны За кожей вокруг пролежня необходим самый тщательный уход. Ее необходимо мыть с мылом. Не нужно бояться, что мыльная пена попадет в рану - это не ухудшит состояния пролежня. Во время мытья нельзя тереть кожу, а только промакивать. После мытья необходимо добиться либо самостоятельного подсушивания кожи, либо можно использовать один из следующих препаратов: 1% раствор марганцовки, бриллиантовую зелень, мази, содержащие цинк. Последнее средство предпочтительнее других, так как при его использовании марлевые повязки не прилипают к краям раны и, соответственно, не травмируют вновь образовавшийся эпителий и грануляции при снятии повязки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Распопова Ирина

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Колоноскопия Выполнила Семенова К.А. 101 группа Лечебное дело

Слайд 2

Колоноскопи́я — медицинский эндоскопический метод, во время которого врач осматривает и оценивает состояние внутренней поверхности толстой кишки, а так же может провести операцию (удаление полипа) при помощи эндоскопа.

Слайд 4

Колоноскоп - гибкий зонд с оптической системой и щипцами, позволяющими безболезненно получать гистологический материал. Изображение слизистой передается на экран монитора, благодаря этой возможности удается рассмотреть проблемный участок, определить наличие патологий.

Слайд 6

Показания к проведению колоноскопии : · кровотечение, · нарушение проходимости содержимого кишечника, · инородное тело в толстой кишке, · периодические, длящиеся долгое время боли в нижней части живота, · отягощенная наследственность (в семье есть случаи рака толстой кишки), · подозрение на новообразование в толстом кишечнике или при полипах, · при выделении крови из прямой кишки, · при неспецифическом язвенном колите и болезни Крона, · при постоянном жидком стуле, · при железодефицитной анемии, · при необходимости биопсии (взятия образцов на гистологию) · остановка кровотечения (коагуляция источников кровотечения), · удаление полипов

Слайд 7

Относительные противопоказания к колоноскопии 1. Кишечная непроходимость. 2. Острая инфекция. 3. Неспецифический язвенный колит или болезнь Крона в стадии обострения. 4. Декомпенсированная недостаточность кровообращения. 5. Тяжелая легочная недостаточность. 6. Нарушение свертываемости крови. 7. Гипертоническая болезнь 3 стадии. 8. Беременность (но как альтернатива полостной операции кишечника, колоноскопия беременным женщинам может быть применима) 9. Большие паховые или пупочные грыжи. 10. Многократные оперативные вмешательства в тазовой области. 11. Плохая подготовка пациента.

Слайд 8

Абсолютные противопоказания к колоноскопии 1. Перитонит. 2. Состояние шока. 3. Острый инсульт. 4. Острый инфаркт миокарда. 5. Перфорация кишечника. 6. Профузное кишечное кровотечение.

Слайд 9

Подготовка пациента 1. Диета Придерживаться специальной диеты (№4) в течение 3 дней. Данное питание предусматривает исключение из рациона продуктов с высоким содержанием волокон, а также продуктов, вызывающих вздутие кишечника. В меню можно включить паровую и вареную говядину, мясо птицы, рыбу нежирных сортов, диетические супы, сухое печенье, чай, обычную и минеральную воду. В течение дня, предшествующему обследованию, необходимо придерживаться достаточно жесткой диеты: в обед легкая пища, на ужин – только жидкость. В день обследования можно только пить.

Слайд 10

Подготовка пациента 2. Применение лекарственных препаратов Специальные слабительные средства. Наиболее востребованными и эффективными признаны Фортранс , Дюфалак , Флит. Препараты растворяют в небольшом количестве воды, принимают в течение 2 дней, согласно рекомендуемой схеме. Так же в качестве слабительного средства возможно применение касторового масла.

Слайд 11

Подготовка пациента 3. Очистка кишечника Клизму рекомендуется делать в два приема вечером перед днем проведения процедуры, с интервалом в 1 час. Очищение необходимо повторить непосредственно перед колоноскопией , также с промежутком в один час, дважды. Объем воды должен составлять примерно 1 – 1,5 литра, из расчета на одну процедуру (до появления чистой воды).

Слайд 12

Особенности выполнения процедуры: Пациентам со спаечной болезнью, деструктивными процессами, а также детям колоноскопия проводится под наркозом.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОБУЧЕНИИ     ПАЦИЕНТОВ С ОЖИРЕНИЕМ РАЦИОНАЛЬНОМУ ПИТАНИЮ

А.Е. Жихарева (г. Тюмень)
ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»

Руководитель: Сухорукова М.Р., Акатьева С.И.

Выбранная тема в настоящее время особо актуальна, так как ожирение - это глобальная проблема здравоохранения и эта проблема начинает представлять социальную угрозу для жизни людей. Ожирение приводит к инвалидизации пациентов молодого возраста, снижению общей продолжительности жизни, развитию сопутствующих заболеваний такие как сахарный диабет 2 типа, артериальная гипертония, атеросклероз и связанные с ним заболевания, репродуктивная дисфункция, желчекаменная болезнь, остеохондроз. В связи с этим возрастает роль медицинской сестры в необходимости просвещения населения по вопросам рационального питания.

Объект исследования в данной работе – это рациональное питание при ожирении

Предметом исследования являются: Роль медицинской сестры в обучении пациентов с ожирением рациональному питанию

Целью работы является: Изучить роль медицинской сестры в обучении пациентов с ожирением рациональному питанию

 Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1.​ Выявить причины ожирения

2.​Проанализировать литературные данные, анкеты пациентов

3.​ Изучить теоретический материал по исследуемой теме

Практическая значимость работы состояла в анализе роли медицинской сестры в обучении пациентов рациональному питанию.

Первая глава посвящена самому понятию ожирения его классификации. Предрасполагающим факторам, методам лечения, практическим рекомендациям по профилактике ожирения. Статистике ожирения в России.

После изучения теоретического материала, статических данных можно сделать вывод, что проблема ожирения актуальна для всех регионов страны и на сегодняшний день в среднем по России избыточную массу тела или ожирение имеют более 50% граждан старше 18 лет. Тюменская область заняла третье место в рейтинге Минздрава РФ среди регионов с наибольшей распространенностью ожирения по итогам 2019 года. При оценке распространенности ожирения необходимо обращать внимание не только на региональные особенности, в число которых выходит генотип жителей, но и их образ жизни и культуру питания.

Во второй главе исследована и проанализирована роль медицинской сестры в обучении пациентов с ожирением рациональному  питанию

Исследование проводилось на базе АО ЦВМиР «Сибирь». В нём приняли участие 20 пациентов. Из них 10 пациентов имели нормальную массу тела, а 10 пациентов с избытком массы тела.

На основе проведенного анкетирования получили следующие результаты:

Из исследования удалось выявить, что пациенты знают о рациональном режиме питания, что говорит о высоком уровне просвещенности. Не смотря на высокий уровень просвещенности, пациенты не выработали привычки соблюдать рациональное питание. Поэтому средний медицинский персонал в обязательном порядке должен информировать пациентов об опасности повышения веса и риске осложнений. Большинство опрошенных люди 50-60 лет, которые отметили увеличение массы тела с возрастом, что говорит об эндокринной природе ожирения. К тому же у большинства опрошенных с повышенной массой тела имелись предрасполагающие факторы ожирения: наследственность, употреблением в пищу углеводов, жиров, соли, сладких и алкогольных напитков, нарушение режима питания (ночной прием пищи, еда перед сном, питание большими порциями, прием жидкости менее 2 литров в день). Так же недосыпание, стресс. Все опрошенные пациенты оказались удовлетворены качеством и полнотой информирования по вопросам рационального питания. Это говорит о профессионализме медицинского персонала. Благодаря этому большинство пациентов намерены изменить характер питания и пищевые привычки после беседы. Несколько из них высказали пожелания вместе с информацией о рациональном питании, давать информацию о физической активности. Это подчеркивает, что профилактика и лечение ожирения должно быть в комплексе: изменение характера питания, пищевых привычек и изменение двигательной активности, образа жизни.

Полученные в данном исследовании результаты убедительно свидетельствуют о необходимости просвещения населения по вопросам рационального питания, Обучение пациентов должно проводиться активно и грамотно во всех учреждениях здравоохранения, на всех уровнях: в школах здоровья, в поликлиниках, стационарах. Врачи в связи со своей огромной нагрузкой, необходимостью заполнять большое количество документов не могут уделять должное внимание профилактическим мероприятиям. И здесь на помощь им должны прийти грамотные, высококвалифицированные медицинские сестры.

Медицинская сестра, наблюдая пациентов с избыточной массой тела, должна уделять им особое внимание. Необходимо установить доверительные отношения с пациентами, проводить профилактические беседы на темы рационального питания, здорового образа жизни и выявлять факторы, влияющие на развитие сопутствующих заболеваний, оказывать пациентам психологическую поддержку.

Поскольку именно медицинская сестра проводит контроль за: соблюдением назначенной диеты, беседы с пациентом и его родственниками о необходимости соблюдения режима питания, избежание стрессовых ситуаций, то ее роль в лечении и профилактике ожирения очень важна.

В заключении  можно сделать вывод, что успехи снижения веса обусловлены не только профессионализмом врачей, но и их помощников - медсестер. Этот факт позволяет реально оценивать место среднего медицинского персонала в обучении пациентов с ожирением рациональному питанию.



Предварительный просмотр:

ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА И ЖЕНЩИН
В ТЕМЕ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ

Ю.В. Нажимова (г. Тюмень)

ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»

Руководители: М.Р. Сухорукова, С.И. Акатьева

Грудное вскармливание (далее – ГВ) является важнейшей практикой для новорожденных и детей первых лет жизни. Оно позволяет заложить основы физического и психического здоровья ребенка, способствует его оптимальному росту и развитию, позволяет более тесно общаться малышу с матерью, участвует в формировании иммунитета, здорового отношения к питанию. Естественное вскармливание важно и для матери – оно способствует более быстрому восстановлению женщины после родов, снижает риски развития хронических заболеваний, уменьшает вероятность послеродовой депрессии и даже увеличивает объем мозга матери! [1,2,3,4]

Исследовательский интерес представляет отношение людей с разным уровнем подготовки, в т.ч. студентов медицинского колледжа, к ГВ. На основании анализа литературы и интернет-источников была выдвинута гипотеза: знания современных студентов, в т.ч. учащихся медицинского колледжа, недостаточны для формирования ответственного отношения к ГВ, необходимо дополнительное освещение данной темы в среде студентов.

Для проверки гипотезы в 2022 году проведено анкетирование студентов медицинского колледжа (основная группа), а также специалистов по лактации и женщин, имеющих опыт кормления грудью (контрольная группа), по основным вопросам ГВ. В опросе приняли участие 93 человека. Далее представлен анализ результатов анкетирования.

Уровень теоретической подготовки опрашиваемых различный (Рис. 1): половина студентов обладают некоторыми знаниями о ГВ; четверть, помимо знаний, имели возможность наблюдать процесс кормления в своих семьях; несколько студентов – мамы, имевшие личный опыт кормления грудью. И только 8% совсем не сталкивались ранее с этой темой.

Рис 1. Осведомленность о проблемах ГВ (знания и опыт)

Таким образом, примерно половина студентов не имели возможности наблюдать процесс кормления грудью воочию, а значит им возможно будет чуть труднее изучать этот вопрос. Опрос в контрольной группе (кормившие мамы, специалисты по лактации) показал, что большинство имеют как некоторые знания, так и личный опыт кормления грудью.

Все опрошенные группы в той или иной мере знакомы с вопросами ГВ. Тем не менее, студенты чувствуют себя наименее уверенными в этой теме (вероятно, ввиду отсутствия личного опыта, а значит интереса к проблеме).

Рис. 2 – Источники информации о ГВ

Разные группы респондентов предпочитают разные источники информации о ГВ (Рис.2). Для студентов самыми приоритетными являются общение с медицинскими работниками и изучение литературы, интернет-источников по исследуемому нами вопросу. На последнем месте по популярности среди студентов оказались сразу два варианта – изучать тему ГВ в учебном заведении (колледже, университете) либо обратиться к специалисту по лактации.

3) При ответах на «теоретические» вопросы по ГВ студенты проявили разный уровень знаний. Так, большинство опрошенных знают рекомендации ВОЗ/ЮНИСЕФ относительно оптимального питания для младенцев; понимают различия в составе грудного и коровьего молока.  

Рис 3 – Надо ли допаивать младенцев на ГВ?

В то же время, есть много «мифов» о ГВ в сознании не только студентов, но и мам с опытом кормления грудью.

  • половина студентов и четверть мам не знакомы с рекомендацией ВОЗ, о том, что младенец на исключительно ГВ не нуждается в допаивании жидкостями. [5] (Рис. 3)
  • Половина мам и только треть студентов знают, каков рекомендуемый ВОЗ срок кормления грудью (до 2 лет и дольше). [1,4] (Рис. 4).

Рис. 4 – Рекомендуемая длительность кормления грудью

  • Почти половина мам и лишь несколько студентов представляют, как много компонентов в грудном молоке (открыто более 2000 на данный момент). [2,3]
  • 15% студентов и больше половины мам верно ответили на вопрос о противопоказаниях к вскармливанию младенца грудью [1,4]. Остальные ошиблись либо указали, помимо верного ответа, «лишние» варианты - противопоказания. (Рис. 5)

Рис. 5 – Противопоказания к кормлению грудью

 

Один из вопросов касался предпочитаемого типа вскармливания для собственных детей (Рис.6). Большая часть опрошенных во всех категориях хотели бы кормить (или уже кормили) собственных детей грудью. Четверо студентов затруднились ответить на данный вопрос. У 1/6 студентов есть сомнения в том, удастся ли им кормить грудью, хотя они и настроены на ГВ. Важно отметить – никто не выбрал вариант «не планирую кормить грудью».

Рис. 6 – Планируемый тип питания собственного ребенка

Большинство опрошенных осведомлены о ценности молозива и принципах кормления ребенка первых дней жизни. Тем не менее, есть небольшой процент выбравших неверные стратегии (докорм смесью, кормление по режиму). Об опасности кормления младенцев цельным молоком животных знают все респонденты.

Опрошенные не до конца понимают принципы правильного прикладывания ребенка к груди – даже среди мам-студентов процент ответивших полностью верно невысок. На рис. 7 представлены результаты опроса о правилах прикладывания. Многие из опрошенных справились с данным заданием, однако пятая часть респондентов ошиблись. Среди ответивших верно преобладают женщины, имевшие двое и более родов, чему способствует их опыт кормления ребенка грудью.

Рис. 7. Осведомленность о правилах прикладывания к груди

Проанализировав результаты анкетного опроса, мы приходим к выводу о том, что необходимо просвещение студентов и будущих медработников, а также мам и беременных в области грудного вскармливания. Очень важно подать новую информацию в доступном виде, например, в форме памятки по основам ГВ. Опрос подтвердил актуальность памятки: 2/3 студентов и половине мам такой документ был бы интересен для себя лично; большинство студентов использовали бы памятку в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, мотивация студентов медицинского колледжа и будущих мам к изучению современной качественной информации о ГВ высока, есть нацеленность на кормление своих будущих детей грудью. Тем не менее, текущий уровень подготовленности в вопросах ГВ среди студентов, будущих мам оставляет желать лучшего.

Это, вероятнее всего, связано со следующими причинами:

  • отсутствие либо недостаток опыта наблюдения за кормящими матерями, личного опыта кормления грудью;
  • распространенность мифов вокруг ГВ, передаваемых от старшего поколения и матерей с неудачным опытом кормления грудью;
  • агрессивная реклама молочных смесей.

В настоящий момент нет недостатка в литературе, посвященной проблемам ГВ. Результаты опроса показывают, как важно выбирать качественные источники (рекомендации официальных медицинских и профессиональных организаций, таких как ВОЗ, ЮНИСЕФ, АКЕВ, свежие независимые периодические издания), для того чтобы изучать достоверную информацию, а не «мифы».

Гипотеза исследования подтвердилась. Необходимо дополнительное освещение вопросов ГВ в среде студентов медицинских специальностей, будущих и молодых мам. В качестве такого средства могут быть выбраны информационные буклеты, отражающие основные принципы успешного грудного вскармливания (рекомендации ВОЗ), внеурочные занятия для студентов (например, классные часы) по теме ГВ, практические тренинги по прикладыванию у груди и т.п.

В Тюменском медицинском колледже в 2023 году под руководством преподавателя Васильевой М.В. создан проект «Молочный путь» для студентов-медиков и молодых мам. В рамках проекта используются различные формы работы: ведение группы vk.com/sleep_gv для популяризации грудного вскармливания в среде будущих медиков, короткие видео с разбором мифов о ГВ, классные часы и практические тренинги для студентов. Проект вызвал большой интерес, и мы надеемся, что показатели осведомленности о ГВ среди участников проекта улучшились. Планируется повторный опрос в конце года для оценки деятельности проекта.

Список использованных источников

  1. Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста, бюллетень ВОЗ, 2003 [Электронный ресурс]. – URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/328924 (Дата обращения: 10.02.2024)
  2. Медицина молочной железы и гинекологические болезни. – 2 изд.; под ред. В.Е. Радзинского, М.: редакция журнала StatusPraesens, 2017
  3. Ньюмен Д., Питман Т. Грудное вскармливание. М.: Гэотар-Медиа, 2018
  4. Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации: методические рекомендации / ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. — М.: б. и., 2019
  5. Bonyata K. - Принципы допаивания водой новорожденных на ГВ [Электронный ресурс]. – URL: http://akev.ru/content/view/99/52/  (Дата обращения: 10.02.2024).

Актуальные вопросы современной медицины


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Перемещение пациента с кровати на стул, методом «поднятие плечом» Выполнила: Паршукова А.Ю.

Слайд 2

Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает, и получить его согласие на проведение.

Слайд 3

Поставить стул рядом с кроватью. Оценить окружающую обстановку.

Слайд 4

Встать с обеих сторон от пациента лицом к нему. Обе сестры подводят руки под его бедра и держат друг друга «запястным захватом» поддерживая его бедра.

Слайд 5

Обе сестры подставляют плечи под плече пациента, а он кладет руки на спины сестер.

Слайд 6

Свободную руку согнуть в локте, опираясь ее на кровать.

Слайд 7

Одна из сестер отдает команду. На счет «три» обе выпрямляют колени и локти, встают и поднимают пациента.

Слайд 8

Поддерживать спину пациента свободной рукой, пока вы несете его на стул.

Слайд 9

Каждая из сестер кладет поддерживающую руку на сиденье стула и опускает пациента на стул, сгибая колени локоть. Убедиться, что вы опускаете пациента на стул одновременно.

Слайд 10

Стул не должен наклоняться назад: одна из сестер поддерживает спинку стула.

Слайд 11

Разместить пациента на стул комфортно.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Перемещение пациента с кровати на стул(кресло-каталку),выполняют два человека или более методом «поднятие плечом»;пациент может сидеть , но самостоятельно не передвигается. Выполняла студентка 171 группы: Молчанова Анастасия

Слайд 2

Объяснить пациенту ход процедуры , убедиться , что он ее понимает ,и получить его согласие на проведение.

Слайд 3

Поставить стул рядом и оценить окружающую обстановку.

Слайд 4

Помочь пациенту сесть ближе к краю кровати ,свесив ноги.

Слайд 5

Встать с обеих сторон от пациента лицом к нему . Обе сестры подводят руку под его бедра и держат друг друга «запястным захватом»,поддерживая его бедра.

Слайд 6

Обе сестры подставляют плечи под полечи пациента , а он кладет руки на спины сестр .

Слайд 7

Свободную руку согнуть в локте , опираясь ею на кровать. Ноги врозь , колени согнуты.Одна из сёстр дает команду . На счет .

Слайд 8

На счет «три» обе выпрямляют колени и локти , встают и поднимают пациента . Поддерживать спину пациента свободной рукой, пока вы несете его на стул ( кресло каталку)

Слайд 9

Каждая из сестёр кладёт поддерживающую руку на подлокотник или сиденье стула и опускает пациента на стул , сгибая колени и локоть . Убедиться что опускаете пациента одновременно.

Слайд 10

Одна из сестёр придерживает спинку стула. Разместить пациента на стул комфортно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Переворачивание и размещение пациента в положение «лежа на животе» , выполняется по назначению врача одной сестрой ; пациент не может помочь Выполнила: Нохрина Е.М. Курс 1 , группа №171

Слайд 2

Объяснить ход предстоящей процедуры, убедиться что пациент ее понимает, и получить его согласие на проведение.

Слайд 3

Оценить состояние пациента и окружающею обстановку. Закрепить тормоза .

Слайд 4

Опустить поручни (если они есть ) со стороны где находиться медицинская сестра .

Слайд 5

Опустить изголовье кровати(или убрать подушку).Убедиться что пациент лежит горизонтально.

Слайд 6

Приподнять аккуратно голову пациента ,убрать обычную подушку и подложить маленькую.

Слайд 7

Переместить пациента к краю кровати .

Слайд 8

- Разогнуть руку пациента и приложить ее к туловищу . -Поднять боковые поручни обратно . Перейти на другую сторону кровати и опустить там боковые поручни . -Поставить колено на кровать . Подложить свернутое одеяло (полотенце ) или небольшую подушку по веянию часть живота пациента . Положить одну руку на плечо , а другую на бедро , находящееся дальше от вас , поставить колено на кровать пациента , подложив под него небольшую подушку (протектор ) .

Слайд 9

Перевернуть пациента на живот в сторону сестры . Голова пациента на боку

Слайд 10

Подложить подушку под голени , чтобы пальцы не касались постели .

Слайд 11

- Согнуть одну руку пациента под углом 90 градусов другую – положить вдоль туловища . -Положить подушку (или поролон в чехле ) под локти, предплечья и кисти.

Слайд 12

Подложить небольшой валик рядом со стопами ( с наружной стороны)

Слайд 13

Расправить простыню и подкладную пеленку. Убедиться , что пациенту удобно . Поднять боковые поручни .

Слайд 14

Спасибо за внимание !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Перемещение пациента к краю кровати ( выполняет одна сестра, пациент может помочь) Кожеурова Марина 171гр

Слайд 2

Использование: смена белья; как предварительный этап для других перемещений. Противопоказания : травма позвоночника; операция на позвоночнике; эпидуральная анестезия;

Слайд 3

Объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает , и получить его согласие на проведение.

Слайд 4

Оценить состояние пациента и окружающую обстановку .Закрепить тормоза кровати.

Слайд 5

Убедиться, что пациент лежит горизонтально. Опустить боковые поручни с той стороны , где находится сестра.

Слайд 6

Приподнять голову и плечи пациента , убрать подушку и прислонить её к изголовью.

Слайд 7

Встать у изголовья . Расставить ноги на 30 см , согнув колени, не наклоняясь вперед . Попросить пациента обхватить себя за локти.

Слайд 8

Подложить одну руку под шею и плечи пациента, другую под верхнюю часть спины пациента . На счёт «три» отклонить корпус и подтянуть к себе верхнюю часть спины пациента.

Слайд 9

Поменять положение рук : одну руку положить под талию , другую – под бедро. На счёт «три» отклонить корпус и подтянуть к себе нижнюю часть туловища.

Слайд 10

Положить руки под голени и стопы пациента и на счёт «три» придвинуть их к себе.

Слайд 11

Помочь пациенту приподнять голову подложить подушку .

Слайд 12

Поднять боковые поручни

Слайд 13

Выполнить процедуру , ради которой пациент был перемещен .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поднятие плечом в кровати Выполняют 2 человека и более, пациент может помочь

Слайд 2

Оценить состояние пациента и обстановку. Закрепить тормоза кровати.

Слайд 3

Помочь пациенту сесть: -одна сестра поддерживает пациента ; -другая – подкладывает подушку к изголовью или поднимает изголовье кровати.

Слайд 4

Стоя с обеих сторон кровати: л ицом друг к другу б лизко к кровати п лечи сестер на уровне спины пациента н оги врозь н ога, находящаяся ближе к изголовью, развернута в направлении движения с огнуть ноги в коленях д ержать спину прямо Подставить плечо, находящееся ближе к пациенту, в подмышечную впадину и к туловищу пациента. Пациент кладет свои руки на спину сестрам.

Слайд 5

Опереться одной рукой об изголовье кровати(локоть согнут), другой, расположенной под бедрами, взять помощника за запястье(Двойной запястный захват).

Слайд 6

Предупредить коллегу и пациента, что на счет «три» вы его приподнимаете. Выпрямить ногу, расположенную у ног пациента, и, перенося массу своего тела на другую ногу, расположенную ближе к изголовью, приподнять пациента. Локоть, обеспечивающий упор, разогнуть.

Слайд 7

Полностью поднять пациента над постелью, переместить его на небольшое расстояние и опустить на постель, сгибая ногу, расположенную ближе к изголовью, и руку, обеспечивающую опору. Обеспечить пациенту необходимое положение в постели.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поворачивание пациента и размещение его в положении на боку

Слайд 2

Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, убедиться, что он понимает, и получить его согласие на проведение.

Слайд 3

Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати.

Слайд 4

Опустить боковые поручни со стороны, где находится сестра.

Слайд 5

Передвинуть пациента ближе к краю кровати, противоположно тому, куда его поворачивают.

Слайд 6

Положить левую ногу на правую, согнуть левую ногу пациента : одна рука охватывает голень другая – подколенную впадину

Слайд 7

Подложить подушку под голову пациента. Рука находящая сверху, лежит на подушке Подложить подушку под спину пациента.

Слайд 8

Убедиться, что пациент лежит удобно. Поднять боковые поручни.

Слайд 9

Спасибо за внимание! Выполнил : Рагимов Р. 171 группа 2 бригада


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие работы студентов

В данном разделе представлены творческие работы студентов...

Самостоятельная творческая работа студента "Первокурсникам о тайм-менеджменте"

Самостоятельная творческая работа обучающегося предназначена для проведения информационной беседы с первокурсниками....

Самостоятельная творческая работа студента "Первокурсникам о тайм-менеджменте"

Самостоятельная творческая работа обучающегося предназначена для проведения беседы со студентами нового набора. Отражает результат самостоятельного изучения одного из направлений менеджмента....

Творческая работа студента Эссе "Лидерство и руководство"

Самостоятельная творческая работа работа обучающегося - эссе на тему "Лидерство и руководство" отражает позицию, мысли, личный взгляд студентки на процесс лидерства и руководства в менеджменте....

Самостоятельная творческая работа студента информационное сообщение "О чем гласит понятие менеджмент"

Интересный информационный материал, созданный обучающимся на основе работы с электронными словарями....

проекты, исследовательские и творческие работы студентов

проекты, исследовательские и творческие работы студентов...

КОНКУРС творческих работ студентов "Зелёные технологии" 2017г. КОНКУРСНАЯ РАБОТА «Утилизация медицинских отходов в ГБУЗ «ГКБ №68 ДЗМ»

Исследование проблем  утилизации медицинских отходов в медицинской организации ГБУЗ «ГКБ №68 ДЗМ»....