Методические рекомендации для проведения физкультурных минуток
методическая разработка
Методические рекомендации для проведения физкультурных минуток
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_ukazaniya_po_fizkultminutkam.docx | 39.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«КРАПИВЕНСКИЙ ЛЕСХОЗ-ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ Директор ГПОУ ТО «Крапивенский лесхоз-техникум» Т.В. Картавая (подпись, расшифровка подписи) “____”______________2018г. |
Методические рекомендации
для проведения физкультурных минуток
на занятиях общеобразовательных дисциплин
среди студентов 1-2 курсов
в ГПОУ ТО «Крапивенский лесхоз-техникум»
Разработала преподаватель общеобразовательных дисциплин
Подколзина Татьяна Викторовна
с. Селиваново, 2018
Содержание
Физкультурные минутки и физкультурные паузы 3
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения 6
Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук 7
Комплекс упражнений гимнастики для глаз 7
Физкультминутка для снятия напряжения с мышц туловища 8
Физкультминутка для снятия статического утомления мышц спины 8
Физкультминутка общего воздействия 8
Введение
Режим учебного дня студента – система рационального распределения времени и чередования различных видов деятельности и отдыха, которая учитывает возрастные особенности учащихся, состояние их физического здоровья, распределение интенсивности и продолжительности двигательной нагрузки в течение дня и недели, возможности образовательной организации
для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня – важный составной компонент двигательной активности. Формами их реализации являются: гимнастика до учебных занятий, физкультминутки, физкультурные паузы во время уроков, подвижная (динамическая) перемена.
Методические рекомендации содержат материалы по организации и проведению физкультурных минуток и физкультурных пауз в режиме учебного дня, оптимизации средств и специфики их подбора при составлении комплексов и отдельных упражнений, которые помогут педагогическому коллективу обеспечить решение задач по укреплению физического здоровья учащихся, развитию двигательных способностей, воспитанию у студентов интереса к здоровому образу жизни и к занятиям физическими упражнениями.
Физкультурные минутки и физкультурные паузы
Организация и проведение физкультминуток и физкультурных пауз на всех этапах обучения в образовательном учреждении является эффективным способом поддержания работоспособности учащихся на стабильном уровне.
Известно, что стадия утомления характеризуется сначала процессом возбуждения центральной нервной системы, что приводит к снижению внимания у студентов, излишнему двигательному беспокойству, изменению в поведении. В тоже время вынужденная статическая поза и ограничение амплитуды движений во время уроков приводит организм учащихся к мышечному утомлению, изменению частоты и глубины дыхания, нарушению правильного положения тела за партой. При непрерывном умственном напряжении такая реакция организма сменяется процессом торможения, который выражается в пассивности и безразличии к учебному процессу, ослаблении памяти, сонливости, зевоте. Такое поведение (по данным исследователей) физиологически оправданно, так как препятствует чрезмерному напряжению мышц и является способом обеспечения саморегуляции организма.
Физкультурные минутки и физкультурные паузы – кратковременные серии физических упражнений, используются в основном для активного отдыха и переключения с одного вида деятельности на другой, что в целом обеспечивает динамику общей работоспособности студентов в течение учебного дня.
Физкультминутки и паузы относятся к упражнениям профилактической направленности, должны быть доступны, выполняться легко и без перенапряжений. Значимость и ценность физкультминуток в том, что они являются, прежде всего, средством переключения от пассивного сидения к движению, обеспечивают подготовку школьника к работе различного характера (учеба, занятия музыкой, работа за компьютером, другие виды деятельности).
Механизм воздействия физкультурных минуток и физкультурных пауз:
- нормализуют работу центральной нервной системы,
- восстанавливают способность учащихся к восприятию учебного материала,
- активизируют внимание,
- повышают эмоциональный настрой,
- усиливают обмен веществ в организме,
- снимают статические напряжение, предупреждая тем самым нарушение осанки.
Выполнение физических упражнений желательно проводить на всех без исключения учебных предметах, полностью используя отведенное на уроке время для проведения физкультминуток и во время подготовки домашних заданий.
Физкультминутки проводятся в группе под руководством преподавателя и не должны превышать 1-2 мин. Время начала физкультминутки определяется самим преподавателем при появлении первых признаков утомления.
Выбор времени проведения:
- при проявлении первых признаков утомления,
- при снижении активности на уроке,
- при снижении внимания,
- при психоэмоциональном напряжении.
Целесообразно варьировать различные формы проведения физкультминуток. Упражнения могут выполняться в самых разных вариантах: сидя за партой, стоя около парты, в кругу или шеренгах, если позволяет помещение кабинета.
Различают укороченные и полные физкультминутки.
Укороченная физкультминутка может состоять из одного упражнения (например: ритмичное сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистей и т.п.) и рекомендуется для выполнения во время письменных работ.
Полная физкультминутка состоит из нескольких упражнений (например: потягивания с движением руками и дыхательными упражнениями; растирание и встряхивание кистей, поднимание и опускание рук; наклоны, повороты туловища; поднимание на носки и опускание, сгибание и разгибание в коленном суставе, круговые вращения в голеностопном суставе).
Физкультурная пауза проводится на последних уроках расписания учебного дня. В комплексы физкультурных пауз включаются, как правило, 6-8 упражнений с общей продолжительностью выполнения 4-5 минут. Время начала ее проведения определяется преподавателем визуально. Во время контрольных, самостоятельных работ и диктантов физкультурные паузы не проводятся.
Содержание физкультурных минуток и физкультурных пауз зависит от особенностей учебной деятельности, функционального состояния организма обучающихся, их возрастной категории, индивидуальных различий в пределах одного и того же возраста. В комплексы включают простые и доступные упражнения профилактической направленности на различные группы мышц, не требующие большой амплитуды и сложной координации движений. Траектории движений в упражнениях физкультминуток отличаются по своей структуре от положений туловища и движений (ног, рук, головы), и способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительные статические или статико-динамические нагрузки во время учебной работы.
Физические упражнения группируются в комплексы с учетом воздействия на функциональные системы организма.
Классификация упражнений для физкультминуток:
- упражнения для улучшения мозгового кровообращения,
- упражнения для снятия утомление с плечевого пояса и рук,
- упражнения для снятия зрительного утомления,
- упражнения по формированию рационального дыхания,
- упражнения для профилактики и коррекции нарушения осанки,
- упражнения для мобилизации внимания,
- упражнения, выполняемые сидя за партой (столом),
- упражнения общеразвивающей направленности.
Требования к подбору упражнений:
- упражнения должны в основном охватывать крупные мышечные группы,
- быть простыми по выполнению.
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения и снятия излишнего статистического напряжения с мышц шеи и плечевого пояса необходимо выполнять, в силу их эффективности и минимальных временных затрат, как на обычных занятиях, так и при проведении контрольных работ.
При длительной работе с карандашом или ручкой пальцы кистей рук нуждаются в специальной гимнастике. Выполнение упражнений позволит не только активно отдохнуть утомленным пальцам, но увеличит их подвижность, статическую силу. После выполнения комплекса упражнений рекомендуется встряхнуть расслабленными кистями и сделать массаж - поглаживания и растирания пальцев.
Учебная деятельность сопряжена с элементами чтения, работой на компьютере. Существенное место среди отклонений в состоянии здоровья учащихся занимают нарушения зрения – миопия, а также попадание учащихся в «группу риска» с предмиопией и спазмом аккомодации. В связи с этим возникает необходимость выработки режима продолжительности данных видов деятельности с обязательным проведением комплекса физкультминутки. Упражнения для снятия зрительного утомления глаз (движения глазного яблока по всем направлениям, перевод взгляда по схеме «приближение – удаление» предмета и наоборот и т.д.) улучшают мозговое и глазное кровообращение, содействуют укреплению склеры глаза, уменьшению спазма аккомодаций. Для профилактики близорукости следует использовать специальную гимнастику для глаз – офтальмотренаж (схема зрительно-двигательных проекций). Упражнения для глаз оказывают положительное воздействие на развитие слуха.
Дыхательные упражнения способствуют расслаблению чрезмерного мышечного напряжения в положении сидя за партой, повышают возбудимость коры больших полушарий мозга, оказывают содействие в улучшении экскурсии грудной клетки и увеличении жизненной емкости легких. Упражнения по формированию рационального дыхания выполняются с учетом правил и методики при открытом окне или фрамуге.
Наиболее распространенным функциональным нарушением опорно-двигательного аппарата является нарушение осанки и свода стопы. На предметных уроках этому способствует вынужденная, неправильно принятая учащимися поза за партой, при которой возрастает нагрузка на мышцы спины, возникают застойные явления в ногах, увеличивается частота сердечных сокращений, нарушается амплитуда дыхательных движений, уменьшается расстояния между рабочей поверхностью и глазами. На фоне статического напряжения снижается внимание и эмоциональное состояние учащихся.
Чтобы снять излишнее общее и статическое напряжение, активизировать внимание и восстановить способность учащихся к дальнейшей учебной деятельности, рекомендуется использовать упражнения для основных мышечных групп, динамические упражнения на расслабление и растягивание, координацию движений, задания с использование зрительных и звуковых сигналов, с включением мимических мышц лица, игровые задания на внимание.
Состав комплекса упражнений
Каждый комплекс состоит, как правило, из 3-5 упражнений, повторяемых по 4-6 раз. В него включаются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. Они должны охватывать большие группы мышц - в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании статической позы во время урока. В комплексах физкультминуток желательно использовать упражнения - потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями рук.
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения
1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
4. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
5. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.
6. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 - и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Физкультминутка для снятия напряжения с мышц туловища
1. И. п. - стойка, ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону; 4 - 6 - то же в другую сторону; 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
2. И. п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнуться, вдоль тела вверх; 3 - 4 - и. п.; 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 5 - 6 раз. Темп средний.
Физкультминутка для снятия статического утомления мышц спины
Специальные упражнения для физкультминуток на уроках
Для снятия статического утомления мышц спины и профилактики нарушений осанки в физкультминутки, проводимые на уроке, целесообразно включать следующие упражнения:
Комплекс 1 (сидя за партой)
1. И. п. - руки на краю парты, встать, сесть.
2. И. п. - руки на поясе. Повернуться направо, локтем правой руки достать до спинки сиденья, вернуться в и. п. То же в другую сторону.
3. И. п. - руки над головой, локти вперед. Развести локти в стороны, прогнуться, вернуться в и. п.
Комплекс 3 (стоя за партой)
1. И. п. - стоя к соседу по парте спиной, руки на поясе, наклониться назад, прогнуться, руки вверх, вернуться в и. п.
2. И. п. - руки за головой. Повернуть туловище вправо, вернуться в и. п. То же в другую сторону.
3. И. п. - основная стойка, руки за спиной. Переступанием повернуться направо, вернуться в и. п. То же в другую сторону.
Физкультминутка общего воздействия
Упражнение 1. Исходное наложение - основная стойка. На счет «раз» - встать на носки, руки вверх наружу, на счет «два» - потянуться вверх за руками. На счет «три» - опустить руки дугами через стороны вниз, на счет «четыре» - скрестить руки перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить упражнение в быстром темпе 6 - 8 раз.
Упражнение 2. Исходное положение - стойка ноги врозь, руки вперед. На счет «раз» - поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. На счет «два» - вернуться в исходное положение. На счет «три, четыре» - упражнение выполняется в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз в быстром темпе.
Упражнение 3. Исходное положение-стойка ноги врозь. На счет «раз» - согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками, притянуть ее к животу. На счет «два» - притянуть ногу, подняв руки вверх. На счет «три, четыре» - выполняется то же, но с левой ногой. Повторить упражнение в среднем темпе 6 - 8 раз.
Список литературы
- Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. М., «Сфера», 2014.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания. М., «Академия», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проведению внеклассного занятия по математике по теме: "Считай! Смекай! Угадывай!"
Цели занятия: Развитие интереса к математике. Расширение кругозора учащихся. Развитие логического мышления и речи ...
Методические рекомендации по проведению урока физики по теме: "Фотоэффект"
Урок по физике "Фотоэффект" проводится при изучении темы "Квантовая физика" (2 ч.) раздела "Строение атома и квантовая физика" (8 ч.) для учащихся НПО ПУ I курса, групп социаль...
Методические рекомендации для проведения экзамена по дисциплине "Математика"
В работе представлены:требования к уровню студентов по математике для составления экзаменационных работ письменного итогового экзамена в образовательных учреждениях СПО; рекомендации по проведению и о...
Методические рекомендации к проведению лабораторных работ для обучающихся по профессии 260807.01 Повар, кондитер
Методические рекомендациик проведению лабораторных работ для обучающихся по профессии260807.01 Повар, кондитер ПМ 07. Приготовление сладких блюд и напитковМДК «Технология приготовлени...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛЕТНЕЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ»
Главной формой подготовки молодежи к службе в армии является изучение студентами старших курсов учебных заведений СПО Российской Федерации раздела «Основы военной службы» в рамках курса &l...
Методические рекомендации по проведению комплексного экзамена по профессиональному модулю ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса в начальной школе
В сборнике представлены основные требования к результатам освоения профессионального модуля, форма проведения экзамена, регламент, критерии оценки для студентов очной форы обучения Государственного бю...
Методическая разработка "Методические рекомендации по проведению закаливания в ДОУ"
Методические рекомендации предназначены студентам колледжа для прохождения производственной практики по ПМ.01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его фи...