Методические рекомендации по проведению внеклассного занятия по математике по теме: "Считай! Смекай! Угадывай!"
методическая разработка на тему

Цели  занятия:

 Развитие  интереса  к  математике.

 Расширение  кругозора  учащихся.

 Развитие  логического  мышления  и  речи  учащихся.

 Цель игры:

  способствовать  развитию  познавательного  интереса  учащихся.

 Задачи:

 развитие логического мышления, интуиции, внимания;

 воспитание  культуры  общения  и  культуры  математической  речи;

 формирование  умения  работать  в группе.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                 Рассмотрено  и  утверждено

                                                                                                 на  методическом  объединении

                                                                                                 общеобразовательного  цикла:

                                                                                                 Протокол №

                                                                                                 Председатель:

                                                                                                           

Методические  рекомендации

по  проведению

внеклассного  занятия

по  математике  по  теме:

 

«Считай!  Смекай!  Угадывай!».

                                                                                              выполнила  

                                                                                              преподаватель

                                                                                              математики

                                                                                              Маркина  Т. П.

                                                                                             

 

                                         Электросталь   2012 г.

                                                              ДЕВИЗ:

                                                                    Ты нам, математика, даёшь

                                                            Для победы трудностей

закалку.

                                                                Учится с тобою молодёжь

                                                   Развивать и волю,

и смекалку!

«Математику уже затем учить надобно,
что она ум в порядок приводит!»

          Михаил Ломоносов

«Математика – царица всех наук,
а арифметика – царица математики»

Карл Гаусс

Цели  занятия:

Развитие  интереса  к  математике.

Расширение  кругозора  учащихся.

Развитие  логического  мышления  и  речи  учащихся.

Цель игры:

 способствовать  развитию  познавательного  интереса  учащихся.

Задачи:

развитие логического мышления, интуиции, внимания;

воспитание  культуры  общения  и  культуры  математической  речи;

формирование  умения  работать  в группе.

План  занятия.

I. Организационный  момент.

II.  Вступительное  слово  учителя.

III.  Игра – соревнования двух команд.

       

      1. Первый  тур: «Викторина  об  учёных - математиках».

      2. Второй  тур: «Блиц – турнир».

      3. Третий  тур: «Игра  со спичками».

      4. Четвёртый  тур: «Действия с числами».

   

      5. Пятый  тур: «Конкурс  для  болельщиков».

      6. Шестой  тур: «Разгадывание  ребусов».

      7. Седьмой  тур:«Каждой руке – своё дело».

      8. Восьмой  тур: «Логическая  задача».

IY. Подведение  итогов  игры.  

Оборудование:  мультимедийный  проектор,  презентация  внеклассного  занятия  по математике: «Решай!  Смекай! Угадывай!», портреты  учёных -  математиков, плакаты  с  высказываниями  о  математике.

1. Первый  тур: «Вопросы об  учёных -  математиках».

  1. Кто из ученых не был математиком?

            а) Гаусс;   

            б) Виет;     

            в) Колумб;  

            г) Пифагор.

                   Ответ:     в) Колумб. 

       2.  Кто погиб на дуэли в 20 лет?
              а) Галуа;  

              б) Абель;    

              в) Паскаль;   

              г) Эйлер.

                   Ответ:   а) Галуа.      

       3. Кто из писателей был автором книжки «Математика»?
             а) Лев Толстой;  

             б) Тарас Шевченко; 

             в) Иван Франко; 

             г) Александр Пушкин.

                   Ответ:    а) Лев Толстой. 

 

 

        4. Кто из математиков принимал участие в кулачном бою на 58 Олимпиаде               в 548 году до н.э.?

            а) Фалес;  

            б) Ньютон; 

            в) Пифагор; 

            г) Абель.

                   Ответ:   в) Пифагор.

 

       5. Кто первым предложил нумерацию кресел в театре по рядам и местам?
             а) Пифагор;  

             б) Ньютон; 

             в) Эйлер; 

             г) Декарт.

                    Ответ:   г) Декарт.

       6. Кто был первой женщиной – математиком?
             а) Гортензия Лепот;  

             б) София Ковалевская; 

             в) Гипатия Александрийская; 

             г) София Жермен.

                     Ответ:   в) Гипатия Александрийская. 

        7. Именем,  какого математика названа теорема, которая помогает решить                                 прямоугольные треугольники?
           а) Декарт;  

           б) Эвклид; 

           в) Виет; 

           г) Пифагор.

                     Ответ:   г) Пифагор.

       8. Кого из великих математиков называют «Королем математики»?
             а) Пифагор;  

             б) Виет; 

             в) Гаусс; 

             г) Эвклид.  

                     Ответ:   в) Гаусс. 

       9. Кто из первых математиков сказал: «Не тронь моих кругов!»
             а) Пифагор;  

             б) Архимед; 

             в) Фалес; 

             г) Ньютон.

                     Ответ:    б) Архимед. 

      10. Кому принадлежат слова : "Математика- царица наук,

      арифметика - царица  математики."

           1) Карлу Гауссу;

           2) Леонарду Эйлеру;

           3) Пифагору  Самосскому.

                 Ответ: 1) Карлу Гауссу.

        11.Кто  из  этих  ученых  помогал  защитить  свой  город  Сиракузы

      от  римлян  и  при   этом  погиб?

              1) Архимед;

              2) Пифагор;

              3) Фалес.

                     Ответ:  Архимед.

      2. Второй  тур: «Блиц – турнир».

Вопросы:

1.Как  в  древней  Руси  назывался  миллион?

   1) темень;

   2) толпа;

   3) тьма.

         Ответ: 3) тьма.

2. Вы  все  помните  сказку  про  Дюймовочку.  Скажите, чему  примерно    равняется дюйм.

    1) 10 см;

    2) 5 см;

    3) 2,5 см.

          Ответ: 3) 2,5 см.

3. Какая  из  формул  является   формулой  для  нахождения  площади

 треугольника?

    1) S=ah;

    2) S=abc;

    3) S=ab sin  C

         Ответ: 3) S=ab sin  C .

4. Решите уравнение:    + х =  0.

     1) нет корней;

     2) 0; 1; -1;

     3) 0.

           Ответ:  0.

5.Отрезок,  соединяющий вершину   треугольника с серединой

 противоположной   стороны называют...

      1) биссектрисой;

      2) медианой;

      3) высотой.

           Ответ:  2) медианой.

6.Параллелограмм, у которого   все стороны равны-

        1) ромб;

        2) квадрат;

        3) трапеция.

             Ответ:  1) ромб.

7.Скажите,  сколько  в  комнате  кошек,  если  в  каждом  из  четырех  углов

 сидит  по одной  кошке,  напротив  каждой  кошки  сидит  по  три  кошки  и   на  хвосте  у  каждой  кошки  сидит  по  кошке?

        1) 1;

        2) 28;

        3) 4.

            Ответ:  3) 4.

8.Какое  слово  по - гречески   означает  "натянутая  тетива"?

       1) катет;

       2) гипотенуза;

       3) трапеция.

             Ответ:  2) гипотенуза.

9.Синусом   острого угла  прямоугольного  треугольника  называется отношение...

      1) противолежащего катета к прилежащему;

      2) противолежащего катета к гипотенузе;

      3) прилежащего катета к гипотенузе.

               Ответ:  2) противолежащего катета к гипотенузе.

10.На  каком  рисунке  представлен  график  квадратичной  функции?

 

  Ответ: 

11.Найдите значение   выражения            

          1) -60;

          2) 60;

          3) 30.

                Ответ: 2) 60.

  12.В коробке  7  шариков. Три  из  них  красные.  Найдите  отношение  синих  шариков  к  числу  красных.

              Ответ:   1 

  13.Найдите  площадь  поверхности  куба,  ребро  которого  5 см.

           1) 125 см ;

           2) 625 см ;

           3) 150 см .

                Ответ:   3) 150 см.

14.Какое  тело  носит   имя  Хеопса?

            1) овал;

            2) пирамида;

            3) куб.

                   Ответ:   2) пирамида.

15.Утверждение,  требующее  доказательства.

             1) аксиома;

             2) теорема;

            3) определение.

                   Ответ:   2) теорема.

16.  Как называется треугольник  со сторонами 3, 4, 5 ?

            1) прямоугольный;

            2) египетский;

            3) правильный.

                      Ответ:   2) египетский.

17.Равенство,  выражающее  основное  тригонометрическое  тождество.

  1.  sin2 α + cos2 α = 1;  

  1. tg α = ;

  1.  sin α +  cos α = t g α.

   Ответ: 1)  sin2 α + cos2 α = 1.

   

18.Какая  из  фигур  является  невыпуклым  многоугольником?

Ответ:

  19. Выберите  неверное  утверждение.

Ответ:    

  20. Площадь квадрата со стороной                      см   равна

          1) 50 см;

            2) 25 см;

            3) 100 см.

                 Ответ:    1) 50 см.

21.Угол, вершина  которого  лежит  на  окружности,  а  стороны   пересекают окружность,   называют...

           1 ) центральным углом;                

           2) вписанным углом;

           3) тупым углом.

                   Ответ:    2) вписанным углом.

22. Что  является  графиком  функции  x + y = 10 ?

            1) окружность;

            2) прямая;

            3) такого  графика  не  существует.

                    Ответ:    2) прямая.

23. Из  40 девятиклассников  10%   выбрали   экзамен   по  информатике.   Сколько  девятиклассников  выбрали  этот  экзамен?

                 1) 5;

                 2) 3;

                 3) 4.   

                      Ответ:    3) 4.

24. Какая теорема в старину   называлась теоремой невесты?

                  1)теорема Фалеса;

                  2)теорема Пифагора;

                  3)теорема Виета.

                        Ответ:    2) теорема Пифагора.

Теоремой   невесты  у   средневековых   математиков  называлась  теорема,  которая   в  настоящее  время   называется   теоремой  Пифагора.  Чертеж   к  теореме   несколько  напоминает   пчелу,  что   по - гречески   означало  "невеста", "нимфа".

 

25.Откуда  пришли  к  нам  десятичные  дроби?

                  1) древний Рим;

                  2) древний Вавилон;

                  3) древний Китай.

                              Ответ:    3) древний Китай.

“Первые   упоминания  о  десятичных  дробях  встречаются  в  трудах  китайского математика  Лю-Хуэйя.  Целые  части  он  называл  чи,  десятые – цунями,

 сотые – долями,  тысячные – порядковыми,  десятитысячные – шерстинками, стотысячные – тончайшими, миллионные – паутинками”

26. Правильный восьмигранник- это:  

                    1) тетраэдр;

                    2) октаэдр;

                    3) икосаэдр.

Ответ:    2) октаэдр.

 

27. В сумке  у  кенгуру  3  белых,  3  черных  и  5 серых  носков.  Кенгуру

хочет  не  глядя  в  сумку,  наверняка  взять  два  носка  одного цвета.  

Какое  наименьшее  число  носков  придется  вытащить  ей  из  сумки?

                          1) 2;

                          2) 4;

                          3) 7.

                                  Ответ:  2) 4.

      3. Третий  тур: «Игра  со спичками».

Снимите три спички так, чтобы получилось 3 равных квадрата.


Ответ:

   

     4. Четвёртый  тур: «Действия с числами».

Игры с числами.

Представьте:

  1. число  2 тремя   пятерками;
  2. число  4  тремя   пятерками;
  3. число  5  тремя  пятерками;
  4. число  0  тремя  пятерками.

   

Ответ:

2 = (5 + 5) : 5

4 = 5 – 5 : 5

5 = 5 + 5 – 5 = 5 * 5 : 5

0 = (5 - 5) : 5 = 5 * (5 – 5)

      5.  Пятый  тур: «Конкурс для  болельщиков».

Магический квадрат.

В клетках  квадрата  переставьте  числа  так,  чтобы  по  любой  вертикали, горизонтали  и  диагонали  их  суммы  были  равны  между  собой.

3 

5 

7 

9 

11 

13 

15 

17 

19 

Ответ:

17 

7 

9 

3 

11 

19 

13 

15 

5 

   6. Шестой  тур: «Разгадывание  ребусов».

Ответы:  1)  апофема;

                2)  задача;

                3)  вектор;

                4)  аксиома.

7. Седьмой  тур:«Каждой руке – своё дело».

8. Восьмой  тур: «Логическая  задача».

Какими должны быть два следующих числа  в  последовательности:

10,  8,  11,  9,  12,  10,  13,  …

Ответ:  11,  14.

IY. Подведение  итогов  игры.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация внеклассного занятия по математике.

Цели  занятия:  Развитие  интереса  к  математике.  Расширение  кругозора  учащихся.  Развитие  логического  мышления  и  речи ...

Внеклассное занятие по математике "Математический гейм" 4 класс (VII вида)

Внеклассное занятие по математике для детей 4 класса с задержкой психического развития. Адаптировано в классах коррекционно-развивающего обучения. Активизирует познавательную активность, развивает лог...

Внеклассное мероприятие по математике: "Математика вокруг нас"

В  начале вечера  объявляю студентам цели проведения: -- расширить знания...

Методическая разработка по проведению внеклассного мероприятия по математике "Самые смышленые"

Аннотация Методическая разработка по проведению внеклассного мероприятия по математике«Самые смышленые» включает в себя:- аннотацию;- пояснительную записку;- тему, цель, задачи, вступ...