Методические рекомендации по проведению внеклассного занятия по математике по теме: "Считай! Смекай! Угадывай!"
методическая разработка на тему

Цели  занятия:

 Развитие  интереса  к  математике.

 Расширение  кругозора  учащихся.

 Развитие  логического  мышления  и  речи  учащихся.

 Цель игры:

  способствовать  развитию  познавательного  интереса  учащихся.

 Задачи:

 развитие логического мышления, интуиции, внимания;

 воспитание  культуры  общения  и  культуры  математической  речи;

 формирование  умения  работать  в группе.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                 Рассмотрено  и  утверждено

                                                                                                 на  методическом  объединении

                                                                                                 общеобразовательного  цикла:

                                                                                                 Протокол №

                                                                                                 Председатель:

                                                                                                           

Методические  рекомендации

по  проведению

внеклассного  занятия

по  математике  по  теме:

 

«Считай!  Смекай!  Угадывай!».

                                                                                              выполнила  

                                                                                              преподаватель

                                                                                              математики

                                                                                              Маркина  Т. П.

                                                                                             

 

                                         Электросталь   2012 г.

                                                              ДЕВИЗ:

                                                                    Ты нам, математика, даёшь

                                                            Для победы трудностей

закалку.

                                                                Учится с тобою молодёжь

                                                   Развивать и волю,

и смекалку!

«Математику уже затем учить надобно,
что она ум в порядок приводит!»

          Михаил Ломоносов

«Математика – царица всех наук,
а арифметика – царица математики»

Карл Гаусс

Цели  занятия:

Развитие  интереса  к  математике.

Расширение  кругозора  учащихся.

Развитие  логического  мышления  и  речи  учащихся.

Цель игры:

 способствовать  развитию  познавательного  интереса  учащихся.

Задачи:

развитие логического мышления, интуиции, внимания;

воспитание  культуры  общения  и  культуры  математической  речи;

формирование  умения  работать  в группе.

План  занятия.

I. Организационный  момент.

II.  Вступительное  слово  учителя.

III.  Игра – соревнования двух команд.

       

      1. Первый  тур: «Викторина  об  учёных - математиках».

      2. Второй  тур: «Блиц – турнир».

      3. Третий  тур: «Игра  со спичками».

      4. Четвёртый  тур: «Действия с числами».

   

      5. Пятый  тур: «Конкурс  для  болельщиков».

      6. Шестой  тур: «Разгадывание  ребусов».

      7. Седьмой  тур:«Каждой руке – своё дело».

      8. Восьмой  тур: «Логическая  задача».

IY. Подведение  итогов  игры.  

Оборудование:  мультимедийный  проектор,  презентация  внеклассного  занятия  по математике: «Решай!  Смекай! Угадывай!», портреты  учёных -  математиков, плакаты  с  высказываниями  о  математике.

1. Первый  тур: «Вопросы об  учёных -  математиках».

  1. Кто из ученых не был математиком?

            а) Гаусс;   

            б) Виет;     

            в) Колумб;  

            г) Пифагор.

                   Ответ:     в) Колумб. 

       2.  Кто погиб на дуэли в 20 лет?
              а) Галуа;  

              б) Абель;    

              в) Паскаль;   

              г) Эйлер.

                   Ответ:   а) Галуа.      

       3. Кто из писателей был автором книжки «Математика»?
             а) Лев Толстой;  

             б) Тарас Шевченко; 

             в) Иван Франко; 

             г) Александр Пушкин.

                   Ответ:    а) Лев Толстой. 

 

 

        4. Кто из математиков принимал участие в кулачном бою на 58 Олимпиаде               в 548 году до н.э.?

            а) Фалес;  

            б) Ньютон; 

            в) Пифагор; 

            г) Абель.

                   Ответ:   в) Пифагор.

 

       5. Кто первым предложил нумерацию кресел в театре по рядам и местам?
             а) Пифагор;  

             б) Ньютон; 

             в) Эйлер; 

             г) Декарт.

                    Ответ:   г) Декарт.

       6. Кто был первой женщиной – математиком?
             а) Гортензия Лепот;  

             б) София Ковалевская; 

             в) Гипатия Александрийская; 

             г) София Жермен.

                     Ответ:   в) Гипатия Александрийская. 

        7. Именем,  какого математика названа теорема, которая помогает решить                                 прямоугольные треугольники?
           а) Декарт;  

           б) Эвклид; 

           в) Виет; 

           г) Пифагор.

                     Ответ:   г) Пифагор.

       8. Кого из великих математиков называют «Королем математики»?
             а) Пифагор;  

             б) Виет; 

             в) Гаусс; 

             г) Эвклид.  

                     Ответ:   в) Гаусс. 

       9. Кто из первых математиков сказал: «Не тронь моих кругов!»
             а) Пифагор;  

             б) Архимед; 

             в) Фалес; 

             г) Ньютон.

                     Ответ:    б) Архимед. 

      10. Кому принадлежат слова : "Математика- царица наук,

      арифметика - царица  математики."

           1) Карлу Гауссу;

           2) Леонарду Эйлеру;

           3) Пифагору  Самосскому.

                 Ответ: 1) Карлу Гауссу.

        11.Кто  из  этих  ученых  помогал  защитить  свой  город  Сиракузы

      от  римлян  и  при   этом  погиб?

              1) Архимед;

              2) Пифагор;

              3) Фалес.

                     Ответ:  Архимед.

      2. Второй  тур: «Блиц – турнир».

Вопросы:

1.Как  в  древней  Руси  назывался  миллион?

   1) темень;

   2) толпа;

   3) тьма.

         Ответ: 3) тьма.

2. Вы  все  помните  сказку  про  Дюймовочку.  Скажите, чему  примерно    равняется дюйм.

    1) 10 см;

    2) 5 см;

    3) 2,5 см.

          Ответ: 3) 2,5 см.

3. Какая  из  формул  является   формулой  для  нахождения  площади

 треугольника?

    1) S=ah;

    2) S=abc;

    3) S=ab sin  C

         Ответ: 3) S=ab sin  C .

4. Решите уравнение:    + х =  0.

     1) нет корней;

     2) 0; 1; -1;

     3) 0.

           Ответ:  0.

5.Отрезок,  соединяющий вершину   треугольника с серединой

 противоположной   стороны называют...

      1) биссектрисой;

      2) медианой;

      3) высотой.

           Ответ:  2) медианой.

6.Параллелограмм, у которого   все стороны равны-

        1) ромб;

        2) квадрат;

        3) трапеция.

             Ответ:  1) ромб.

7.Скажите,  сколько  в  комнате  кошек,  если  в  каждом  из  четырех  углов

 сидит  по одной  кошке,  напротив  каждой  кошки  сидит  по  три  кошки  и   на  хвосте  у  каждой  кошки  сидит  по  кошке?

        1) 1;

        2) 28;

        3) 4.

            Ответ:  3) 4.

8.Какое  слово  по - гречески   означает  "натянутая  тетива"?

       1) катет;

       2) гипотенуза;

       3) трапеция.

             Ответ:  2) гипотенуза.

9.Синусом   острого угла  прямоугольного  треугольника  называется отношение...

      1) противолежащего катета к прилежащему;

      2) противолежащего катета к гипотенузе;

      3) прилежащего катета к гипотенузе.

               Ответ:  2) противолежащего катета к гипотенузе.

10.На  каком  рисунке  представлен  график  квадратичной  функции?

 

  Ответ: 

11.Найдите значение   выражения            

          1) -60;

          2) 60;

          3) 30.

                Ответ: 2) 60.

  12.В коробке  7  шариков. Три  из  них  красные.  Найдите  отношение  синих  шариков  к  числу  красных.

              Ответ:   1 

  13.Найдите  площадь  поверхности  куба,  ребро  которого  5 см.

           1) 125 см ;

           2) 625 см ;

           3) 150 см .

                Ответ:   3) 150 см.

14.Какое  тело  носит   имя  Хеопса?

            1) овал;

            2) пирамида;

            3) куб.

                   Ответ:   2) пирамида.

15.Утверждение,  требующее  доказательства.

             1) аксиома;

             2) теорема;

            3) определение.

                   Ответ:   2) теорема.

16.  Как называется треугольник  со сторонами 3, 4, 5 ?

            1) прямоугольный;

            2) египетский;

            3) правильный.

                      Ответ:   2) египетский.

17.Равенство,  выражающее  основное  тригонометрическое  тождество.

  1.  sin2 α + cos2 α = 1;  

  1. tg α = ;

  1.  sin α +  cos α = t g α.

   Ответ: 1)  sin2 α + cos2 α = 1.

   

18.Какая  из  фигур  является  невыпуклым  многоугольником?

Ответ:

  19. Выберите  неверное  утверждение.

Ответ:    

  20. Площадь квадрата со стороной                      см   равна

          1) 50 см;

            2) 25 см;

            3) 100 см.

                 Ответ:    1) 50 см.

21.Угол, вершина  которого  лежит  на  окружности,  а  стороны   пересекают окружность,   называют...

           1 ) центральным углом;                

           2) вписанным углом;

           3) тупым углом.

                   Ответ:    2) вписанным углом.

22. Что  является  графиком  функции  x + y = 10 ?

            1) окружность;

            2) прямая;

            3) такого  графика  не  существует.

                    Ответ:    2) прямая.

23. Из  40 девятиклассников  10%   выбрали   экзамен   по  информатике.   Сколько  девятиклассников  выбрали  этот  экзамен?

                 1) 5;

                 2) 3;

                 3) 4.   

                      Ответ:    3) 4.

24. Какая теорема в старину   называлась теоремой невесты?

                  1)теорема Фалеса;

                  2)теорема Пифагора;

                  3)теорема Виета.

                        Ответ:    2) теорема Пифагора.

Теоремой   невесты  у   средневековых   математиков  называлась  теорема,  которая   в  настоящее  время   называется   теоремой  Пифагора.  Чертеж   к  теореме   несколько  напоминает   пчелу,  что   по - гречески   означало  "невеста", "нимфа".

 

25.Откуда  пришли  к  нам  десятичные  дроби?

                  1) древний Рим;

                  2) древний Вавилон;

                  3) древний Китай.

                              Ответ:    3) древний Китай.

“Первые   упоминания  о  десятичных  дробях  встречаются  в  трудах  китайского математика  Лю-Хуэйя.  Целые  части  он  называл  чи,  десятые – цунями,

 сотые – долями,  тысячные – порядковыми,  десятитысячные – шерстинками, стотысячные – тончайшими, миллионные – паутинками”

26. Правильный восьмигранник- это:  

                    1) тетраэдр;

                    2) октаэдр;

                    3) икосаэдр.

Ответ:    2) октаэдр.

 

27. В сумке  у  кенгуру  3  белых,  3  черных  и  5 серых  носков.  Кенгуру

хочет  не  глядя  в  сумку,  наверняка  взять  два  носка  одного цвета.  

Какое  наименьшее  число  носков  придется  вытащить  ей  из  сумки?

                          1) 2;

                          2) 4;

                          3) 7.

                                  Ответ:  2) 4.

      3. Третий  тур: «Игра  со спичками».

Снимите три спички так, чтобы получилось 3 равных квадрата.


Ответ:

   

     4. Четвёртый  тур: «Действия с числами».

Игры с числами.

Представьте:

  1. число  2 тремя   пятерками;
  2. число  4  тремя   пятерками;
  3. число  5  тремя  пятерками;
  4. число  0  тремя  пятерками.

   

Ответ:

2 = (5 + 5) : 5

4 = 5 – 5 : 5

5 = 5 + 5 – 5 = 5 * 5 : 5

0 = (5 - 5) : 5 = 5 * (5 – 5)

      5.  Пятый  тур: «Конкурс для  болельщиков».

Магический квадрат.

В клетках  квадрата  переставьте  числа  так,  чтобы  по  любой  вертикали, горизонтали  и  диагонали  их  суммы  были  равны  между  собой.

3 

5 

7 

9 

11 

13 

15 

17 

19 

Ответ:

17 

7 

9 

3 

11 

19 

13 

15 

5 

   6. Шестой  тур: «Разгадывание  ребусов».

Ответы:  1)  апофема;

                2)  задача;

                3)  вектор;

                4)  аксиома.

7. Седьмой  тур:«Каждой руке – своё дело».

8. Восьмой  тур: «Логическая  задача».

Какими должны быть два следующих числа  в  последовательности:

10,  8,  11,  9,  12,  10,  13,  …

Ответ:  11,  14.

IY. Подведение  итогов  игры.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация внеклассного занятия по математике.

Цели  занятия:  Развитие  интереса  к  математике.  Расширение  кругозора  учащихся.  Развитие  логического  мышления  и  речи ...

Внеклассное занятие по математике "Математический гейм" 4 класс (VII вида)

Внеклассное занятие по математике для детей 4 класса с задержкой психического развития. Адаптировано в классах коррекционно-развивающего обучения. Активизирует познавательную активность, развивает лог...

Методическая разработка по проведению внеклассного мероприятия по математике "Самые смышленые"

Аннотация Методическая разработка по проведению внеклассного мероприятия по математике«Самые смышленые» включает в себя:- аннотацию;- пояснительную записку;- тему, цель, задачи, вступ...

Методические указания для студентов по проведению практических занятий дисциплины ООД.07 Математика, 2023 г.

Методические указания для студентов по проведению практических занятий дисциплины  ООД.07 Математика, 2023 г....

Методическая разработка по проведению внеклассного мероприятия по дискретной математике «Викторина по дискретной математике» Для вторых-третьих курсов специальности «Компьютерные системы и комплексы».

Методическая разработка по проведению внеклассного мероприятия по дискретной математике«Викторина по дискретной математике»Для вторых-третьих курсов специальности «Компьютерные систе...