Методическая разработка практического занятия для преподавателя "Кровотечение во время беременности и в родах"
методическая разработка
Методическая разработка содержит перечень целей, сформулированных в терминах видов деятельности. Основной критерий контроля - решение профессиональных ситуационных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ФИЛИАЛ ГАУ АО ПОО «АМУРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» В Г. РАЙЧИХИНСКЕ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Тема: «Кровотечение во время беременности и при родах.»
Дисциплина: "Оказание помощи в акушерстве "
Специальность: "Лечебное дело"
Курс III
Составлено преподавателем: Клиновой Т.П. в соответствии с требованиями Федерального государственно образовательного стандарта.
г. Райчихинск 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка состоит из:
- Организационно-методического блока
- Блока учебной информации
- Блока контроля.
Рекомендации по работе с методической разработкой:
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по дисциплине «Акушерство» на 2 курсе по специальности: «Лечебное дело», с учетом знаний и умений, сформированных при изучении общепрофессиональных и клинических дисциплин: основы латинского языка, анатомия и физиология, основы сестринского дела, фармакология, хирургия, педиатрия, терапия.
Методическая разработка содержит перечень целей, сформулированных в терминах видов деятельности. Имеется общая цель и конкретные цели достижения. Конкретные цели выражены в виде алгоритмов деятельности. Основной критерий контроля - решение профессиональных ситуационных задач с применением ролевой игры.
Новый материал освещен в разделе «Блок учебной информации», где подробно рассмотрены все аспекты, касающиеся АФО женских половых органов, стандарты профессиональной деятельности фельдшера при лечении беременной с патологией: «Кровотечение во II половине беременности. Предлежание плаценты». Кроме того, блок включает мотивацию, обзор литературы.
В блок контроля включены материалы контроля знаний.
Количество часов на тему:
практика-4 час.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Цели занятия:
Общая цель: По окончании изучения данной темы учащиеся должны знать этиологию, клинику, внематочной беременности, уметь провести дифференциальную диагностику, уметь оказать неотложную помощь при этой патологии.
Конкретная цель | Исходный уровень |
1.Применять деонтологические навыки при общении с беременной 2.Уметь выполнять все этапы 3. Уметь проводить манипуляции по уходу и лечению пациентки 4. Уметь оказывать доврачебную помощь при данной патологии | Строить общение, учитывая характер, конкретную ситуацию, прогноз. Проводить субъективное и объективное обследование беременных. Применять знания по основам латинского языка, анатомии и физиологии, основ сестринского дела, фармакологии, хирургии, педиатрии, терапии. |
Место проведения занятия: доклинический кабинет по акушерству
и гинекологии
Оснащение занятий:
- Акушерский фантом.
- Муляжи.
- Коробки с лекарственными препаратами (сокращающие, спазмолитики, кровоостанавливающие, седативные).
- Кровезамерители, изотомический раствор.
Шприцы, системы для в/в вливания.
- Аппарат для измерения АД.
- инструментарий для пункции заднего свода, выскабливания полости матки.
7. Стерильные шарики.
8 Носилки или каталки.
9 Стойка для капельницы.
- Пузырь для льда.
Тип занятия: практическое занятия с использованием элементов проблемного обучения, самостоятельной работы студентов малыми группами (внеаудиторной и аудиторной).
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Обеспечивающие дисциплины: основы латинского языка, анатомия, физиология с патологией, пропедевтика, терапия, фармакология, ОСД.
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Обеспечиваемые темы: «Анатомии и физиология женских половых органов», «Физиологическое акушерство», « Неотложные состояния а гинекологии»
Студент должен знать:
- анатомо-физиологические особенности женских половых органов;
- причины, факторы риска, проблемы, клинические признаки, осложнения, принципы лечения, особенности ухода, профилактика при внематочной беременности.
- роль фельдшера при оказании помощи при данной патологии;
Студент должен уметь:
- поставить диагноз «острый живот»
- оказать доврачебную неотложную помощь
- транспортировать больную или вызвать «врача на себя»
- подготовить пациентку к дополнительным и инструментальным методам исследования;
- подготовить пациентку к лапароскопии:
- подготовить пациентку к лапаротомии:
- подготовить инструменты для исследования:
- организовать уход за гинекологическим больным:
- организовать диспансерное наблюдение
Рекомендуемые формы внеаудиторной самостоятельной работы.
- Подготовка ситуационных задач по теме.
- Подготовка терминологического диктанта.
СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
- Продолжительность занятия - 360 мин.
- Организационный момент - 5 мин.
- Контроль исходного уровня знаний - 20 мин.
- решение ситуационных задач -20 мин
- провести дифференциальную диагностику (работа с карточками).- -20 мин.
- собрать набор медикаментов для оказания доврачебной помощи, продемонстрировать обязательные методы внутреннего исследования гинекологических больных, собрать набор инструментов для исследования.- 20 мин.
- Тест-контроль – 20 мин
- Подведение итогов - 20 мин.
- Самостоятельная работа - 70 мин.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
I. Контроль знаний студента: осуществляется в начале занятия в виде фронтального опроса В ходе семинара проводится устная беседа с целью выявления более глубоких знаний учащихся. Опросу подлежат каждый студент.
II. Поэтапное выполнение заданий:
- Преподаватель раскрывает мотивацию цели занятия, подчеркивая при этом, что внематочная беременность, относится к грозным осложнениям, при которых очень высока материнская смертность, исход этого заболевания зависит от быстроты и квалифицированно оказанной помощи.
- Со всей группой проводится решение ситуационных задач по данной теме, где студенты показывают умение поставить правильно диагноз и выполнить необходимые манипуляции в определенной последовательности.
III. Контроль достижения цели: Показателем достижения цели является правильность выполнения обязательных заданий, ответов на тест-задание, ответов на поставленные вопросы, решение ситуационных задач, выполнение необходимых манипуляций.
IV. Заключение: При подведении итогов занятия преподаватель указывает на отрицательные и положительные стороны подготовки учащихся к данному занятию. Дается задание на дом и каждому учащемуся выдается разработка с вопросами по теме следующего занятия.
V. Литература для преподавателя:
- «ГИНЕКОЛОГИЯ Л.Н. Василевская . 2005г.
- Под редакцией д.м.н. Э.К Айламазян "Неотложная помощь при экстримальных состояниях в гинекологии". Ленинград, "Медицина" 1995 г.
Литература для студента:
1 Под редакцией д.м.н. Э.К Айламазян "Неотложная помощь при экстримальных состояниях в гинекологии". Ленинград, "Медицина" 1995 г.
3.« Гинекология. Практикум». В,Б, Цхай. 2006г.
4 «Гинекология» В,И, Бодяжина1977г.
Приложения
Тест- контроль
Задание № 1: Назвать причины кровотечения по П половине беременности.
Эталон № 1: 1. Предлежание плаценты.
- ПОНРП.
- Рак шейки матки.
- Кровоточащая эрозия матки.
- Полип шейки матки.
- Разрыв варикозного узла влагалища
Задание № 2: Каковы причины предлежания плаценты?
Эталон №2: 1. Дистрофические изменения.
- Истинно-цервикальная недостаточность.
- Опухоли матки.
- Аномалии развития матки.
- Рубец на матке.
- Запоздалое появление ферментативных процессов в трофобласте.
Задание №3: Классификация предлежания плаценты.
Эталон № 3: 1. Полное предлежание плаценты (центральное).
- Частичное предлежание плаценты (краевое и боковое).
- Шеечно-перешеечная плацента
Задание № 4: Перечислить основные симптомы предлежания плаценты. Эталон №4: 1. Кровотечения различной интенсивности.
- Гипоксия плода.
- Неправильное положение плода
- Высокое стояние предлежащей части при продольном наложении.
5. Анемия при повторяющихся кровотечениях.
Задание № 5: Показание к операции кесарево сечение при предлежании пла
центы.
Эталон № 5: 1. Полное предлежание плаценты.
- Сочетание частичного предлежания плаценты с неправильным положением плода
- Усиление кровотечения при амниотомии и неудавшаяся ее попытка при продольном положении плода
Задание № 6: На чем основывается диагностика предлежания плаценты?
Эталон №6: 1. Анамнез.
- Приемы Леопольда
- Осмотр в зеркалах в условиях стационара
- Влагалищное исследование в условиях развернутой операционной.
- УЗИ.
Занятие №7: Назвать осложнения для матери и плода при предлежании плаценты.
Эталон № 7: 1. Геморрагический шок.
Задание № 8: Эталон №8:
Задание №9: Эталон № 9:
Задание № 10 Эталон № 10:
Задание № 11 Эталон № 11:
Задание № 12 Эталон № 12:
- Эмболии околоплодными водами
- ДВС - синдром.
- Приращение плаценты.
- Гипоксия и гибель плода.
Перечислить причины ПОНРП.
- Васкулопатия при нефропатии, гипертонической болезни, сахарном диабете и др. заболеваниях.
- Опухоли матки, аномалии развития матки.
- Перенашивание беременности.
- Перерастяжение матки (многоплодие, многоводие).
- Травмы живота
- Короткая пуповина
- Быстрое излитие вод.
Клинические проявления ПОНРП.
- Кровотечения.
- Боли.
- Гипертонус матки.
- Локальная болезненность матки.
- Гипоксия и гибель плода
Осложнения для матери и плода при ПОНРП.
1. Геморрагический шок.
- ДВС - синдром.
- Эмболии околоплодными водами.
- Маточно-плацентарная апоплексия (матка Кувелера).
Тактика акушерки при поступлении беременной с кровотечением во П половине беременности.
- Вызвать врача
- Заказать одногруппную кровь.
- Провести пробу Ли-Уойта
- Пунктировать две вены.
- Провести профилактику гипоксии плода
- Развернуть операционную.
Назвать меры профилактики предлежания и отслойки плаценты.
- Профилактика абортов.
- Предупреждение и лечение воспалительных заболеваний.
- Своевременное выявление и лечение поздних гестозов, гипертонической болезни, хронических инфекций.
Далее проводится опрос студентов.
Контрольные вопросы:
- Назвать причины кровотечении во II половине беременности.
- Каковы причины предлежания плаценты.
- Дать понятие предлежания плаценты.
- Классификация предлежания плаценты.
- Перечислить основные симптомы предлежания плаценты.
- На чем основывается диагностика предлежания плаценты.
- Показания к операции кесарево сечение при предлежании плаценты.
- Перечислить причины ПОНРП.
- Клинические проявления ПОНРП.
- Осложнения для матери и плода при ПОНРП.
- Тактика акушерки при поступлении беременной с кровотечениями во П половине беременности.
Ситуационные задачи.
Задача № 1. Повторнородящая. Срочные роды. С началом родовой деятельности появилось умеренное кровотечение. Общее состояние роженицы удовлетворительное. Таз нормальный. Положение плода поперечное, головка определяется слева, ягодицы справа, предлежащей части нет. Сердцебиение плода ясное. Влагалищное исследование: шейка сглажена, открытие 4 см. Спереди и слева на протяжении 2 см. определяется ткань плаценты. Диагноз? Терапия?
Диагноз: Роды вторые, срочные первый период родов. Поперечное положение плода. Частичное предлежание плаценты.
Тактика: 1. Вызвать врача
- Пунктировать 2 вены, и начать инфузионную терапию.
- Провести профилактику гипоксии плода.
- Заказать кровь.
- Подготовить операционную.
Задача № 2. Роженица 34 лет, беременность 5-я, роды четвертые. В родах 9 часов. Положение плода продольное, предлежит головка. Сердцебиение плода 160 уд. в мин. Матка умеренно напряжена во время и вне схватки, из влагалища умеренные и кровянистые выделения темного цвета. При влагалищном исследовании найдено: шейка укорочена, открытие зева 5 см. Плодный пузырь цел, оболочки плотные, натянуты на головке, мыс не достижим. Диагноз: тактика?
Диагноз: Роды пятые, срочные первый период родов. Плоский плотный пузырь. Преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты. Внутриутробная гипоксия плода.
Тактика: 1. Амниотомия.
2.Лечение гипоксии плода
3. Предоперационная подготовка
Далее преподаватель объясняет, что переходит к деловой игре. Будет разыграна одна ситуация. Распределение ролей производится по жеребьевке, в результате которой участники игры получают пакет, содержащий карточки с условиями задачи.
При подготовке к игре:
1. Все учащиеся должны повторить материал по следующим темам:
- течение и введение нормальных родов;
- неотложная помощь при кровотечениях в родах;
- первичный и вторичный туалет новорожденного;
- функциональные обязанности акушерки различных отделений акушерского стационара
2. Время, отводимое на проведение игры - 90 мин.
- Исполнители - учащиеся, выбранные по жеребьевке и ведущий один из студентов.
- Преподаватель выполняет руководящую роль, а при необходимости - роль врача,
- Запрещается вмешательство играющих в действие конкретного игрока без его просьбы, возможно выполнение двумя игроками одной роли (основной игрок и его дублер).
- Проблема проведения игры запрещает делать то, что невозможно в реальной жизни.
Описание игры.
Игра представляет учащимся представлять некоторые конкретные ситуации, возникающие на ФАПе, в отделениях родильного дома (приемное, операционная, родильный зал, послеродовая палата), продемонстрировать практические навыки, необходимые для оказания неотложной помощи, дает возможность правильно ориентироваться в возникающих ситуациях.
Каждый участник получает одну роль. Игра позволяет продемонстрировать следующие навыки и манипуляции.
- Прием и санитарная обработка поступающих.
- Подготовка роженицы к родах.
- Определение группы крови, пробы на совместимость.
- Проведение инфузионной терапии.
- Профилактика кровотечения в III периоде родов и в раннем послеродовом периоде.
- Признаки отделения последа,
- Способы выделения последа.
- Осмотр родовых путей на зеркалах.
- Осмотр последа.
- Восстановление разрывов мягких тканей родовых путей.
В игре предусмотрены следующие роли:
- Фельдшер ФАПа (фельдшерско – акушерский пункт).
- Акушерка приемного покоя.
- Акушерка родильного блока,
- Ведущая.
- Жюри из сильных студентов - 2 чел.
Каждая роль имеет свою маркировку. Каждый играющий студент прикрепляет к халату карточку с названием должности. Накануне преподаватель сообщает о предстоящей игре, но роли заранее не распределяются. Это нужно сделать в начале игры. Несмотря на то, что каждый студент выполняет свою роль, он в то же время как бы проигрывает все роли, определенные в игре. Практические манипуляции демонстрируются на фантоме и кукле. Ошибки учащихся комментируются вслух преподавателем или жюри.
Ситуация
На ФАП обратилась повторородящая женщина на сроке беременности 40 недель, по поводу мажущихся кровянистых выделений из половых путей, появившихся утром после сна
- Тактика фельдшера ФАП.
- Объем обследования. Предположительный диагноз.
По дороге в родильный дом у беременной началась регулярная родовая деятельность. Отошли околоплодные воды. Она срочно доставлена в ближайший родильный дом с подозрение на предлежанием плаценты. Тактика акушерки приемного блока. Объем санитарной обработки.
Из приемного отделения после соответствующей обработки роженицу транспортируют в операционную. Врачом под прикрытием инфузионной терапии произведен осмотр в зеркалах и влагалищное исследование. Диагноз: роды первые, срочные, первый период родов, краевое предлежание плаценты.
3. Тактика акушерки в операционной. Во втором периоде родов.
4. Родился живой доношенный мальчик, закричал сразу.
5. Тактика медсестры детской. Принципы обработки новорожденного.
6. Тактика акушерки в третьем периоде родов.
Ведение III пер.родов. Признаки отделения последа. Способы выделения последа. После отделения последа из половых путей появилась алая кровь струйкой.
7. Диагноз. Тактика акушерки родильного зала Осмотр шейки в зеркалах.
Фрагмент № 1 - ФАП
Ведущий: На ФАП приходит женщина, повторнородящая при сроке беременности 40 недель.
Беременная: Аня, здравствуйте.
Фельдшер ФАПа: Здравствуйте, Ира, что случилось, Вам же не сегодня приходить на прием.
Беременная: Час тому назад после сна у меня появились мажущие кровянистые выделения и я очень обеспокоена этим.
Фельдшер: Ложитесь, пожалуйста, на кушетку и покажите мне свою подкладную. Не волнуйтесь.
Ведущая: Фельдшер осматривает подкладную. На ней небольшое количество кровянистых выделений.
Фельдшер: Ира, а обменная книжка с Вами.
Беременная: Да, я взяла с собой и книжку и медицинский полис и паспорт. Я последние недели всегда ношу их с собой.
Ведущий: Беременная отдает документы фельдшеру. Он производит наружное акушерское исследование.
Фельдшер Живот увеличен беременной маткой. Матка при пальпации, безболезненная, в № - тонусе. Положение плода продольное, 1 позиция, предлежит головка, высоко над входом в малый таз. Сердцебиение плода ясное, ритмичное 130 в 1 мин.
Беременная: Что-то очень серьёзное.
Фельдшер: Не волнуйтесь, но мы с вами сейчас поедем в родильный дом, потому что за вами необходимо наблюдение и я не могу оставить Вас дома
Ведущий: Фельдшер по телефону вызвать скорую помощь с целью транспортировки беременной в родильный дом. Через 20 мин, женщину на носилках переносят в машину "скорой помощи" и в сопровождении фельдшера беременная была доставлена в родильный дом.
П ведущая: По дороге в родильный дом у беременной начались схватки и отошли околоплодные воды. Она срочно доставлена в ближайший родильный дом.
Фрагмент № 2 - приемное отделение родильного дома.
Акушерка приемного отделения: Вы наблюдались в женской консультации? Покажите обменную карту, раздевайтесь.
Беременная: Да регулярно посещала акушерку. На учет встала с 8 недель беременности.
Ведущий: Акушерка смотрит обменную карту.
Беременная: Утром, после сна у меня неожиданно появились мажущие кровянистые выделения, я обратилась к фельдшеру и она отправила меня в родильный дом. По дороге сюда у меня начались схватки, а затем отошли воды.
Ведущий: Акушерка по телефону вызывает врача Смотрит подкладную, определяет пульс, измеряет АД -120/80 мм. ртутного столба на обеих руках. Осматривает беременную, заполняет историю родов.
Акушерка: Ваша фамилия, имя, отчество, возраст.
Беременная: Костина Ирина Анатольевна, 38 лет.
Акушерка: Где вы живете и кем работаете?
Беременная: Пос.Моква, ул. Колхозная 3, работаю бухгалтером.
Ведущий: Пришел дежурный врач. Акушерка в присутствии врача собирает анамнез.
Акушерка: Какие заболевания были у вас в детстве и будучи взрослой, не страдаете ли вы заболеваниями сердца, почек, болезнью Боткина, туберкулезом.
Беременная: В детстве перенесла корь, взрослой неоднократно болела гриппом.
Акушерка: Не было ли гинекологических заболеваний, венерических.
Беременная: Нет, не болела
Акушерка: С какого возраста начались менструации, поскольку дней, через сколько дней приходит.
Беременная: Менструации с 14 лет, установились сразу, продолжительность 3 дня, через 28 дней, умеренные, безболезненные.
Акушерка: С какого возраста живете половой жизнью, сколько было беременностей.
Беременная: Половой жизнью живу с 22 лет, когда вышла замуж. Всего было 5 беременностей: первые две закончились нормальными срочными родами, дети живы, затем было три медицинских аборта без осложнений. Настоящая беременность шестая.
Акушерка: Как протекла эта беременность, не было ли осложнений, не госпитализировались ли в отделение патологии.
Беременная: Я все время чувствовала себя хорошо. Осложнений не было.
Акушерка: Сколько раз вы посетили фельдшера ФАПа
Беременная: Я посещала 10 раз. Прибавила в весе 10 кг.
Ведущий: Акушерка производит измерение таза - 25-28-30-21 см. Измеряет окружность живота, высоту стояния дна матки, определяет положение плода, предлежание, позицию, отношение предлежащей части к входу в малый таз. Выслушивает сердцебиение плода. Считает продолжительность схватки и промежутки между схватками. Звонит в операционную, чтобы готовились к осмотру беременной. Учитывая, мажущие кровянистые выделения и подозрение на предлежание плаценты акушерка производит частичную санитарную обработку. Переодевают, и транспортирует в операционную на каталке.
Фрагмент № 3 - операционная.
Ведущий: При развернутой операционной и с иглой в вене производит осмотр в зеркалах и влагалищное исследование. Предполагаемый диагноз подтвердился.
Диагноз: Роды вторые, срочные. Первый период родов.Краевое Предлежание плаценты.
Фрагмент № 4 - операционная.
Ведущий: Учитывая данный диагноз роженица оставлена в операционной под наблюдением акушерки, которая производит профилактику внутриутробной гипоксии плода
Фрагмент № 5.
Ведущий: Начались потуги. Акушерка берет одноразовый стерильный пакет, накрывает стол для новорожденного. Готовится к приему родов. Обрабатывает наружные половые органы раствором йодоната. Оказывает пособие по защите промежности.
Акушерка Цели защиты промежности. Препятствовать быстрому продвижению и преждевременному разгибанию головки, регулировать потужную деятельность и сохранить промежность от разрыва. Пособие оказывают с момента прорезывания головки.
Ведущий: Родилась живая доношенная девочка с оценкой по шкале Апгар 9 баллов.
Акушерка: После рождения ребенка производим профилактику гонобленареи и первичный туалет новорожденного
Фрагмент № 6.
Акушерка: Для профилактики кровотечения в 3 периоде родов и в раннем послеродовом периоде внутривенно на глюкозе вводим 0,1% метиэргометрина и выводим мочу катетером.
Фрагмент № 7.
Ведущий: Через 10 минут появились признаки отделения последа
Акушерка: Матка вытянулась и отклонилась вправо (признак Шредера), удлинился наружный отрезок пуповины (признак Альфельда), при надавливании ребром ладони под лоном наружниый отрезок пуповины не вытягивается (признак Кюстнера-Чукалова).. Женщину попросили подышать животом и наружний отрезок пуповины не втягивается. Просим женщину потужиться.
Ведущий: Но послед сам не выделяется.
Акушерка: Учитывая то, что послед сам не выделяется, мы применили способы выделения последа: по Амбумадзе или по Креде-Лазаревичу.
Ведущий: После выделения последа - послед осмотрен - цел. С целью профилактики кровотечения положен пузырь со льдом на низ живота.
Фрагмент № 9.
Ведущий: После рождения последа из половых путей появилась алая кровь струйкой. Матка плотная.
Акушерка: Матка при пальпации плотная, на уровне пупка. Из половых путей продолжает вытекать алая кровь. Учитывая то, что матка плотная, а выделения продолжаются, можно думать о разрыве мягких тканей. Для этого необходимо произвести осмотр шейки матки и влагалища на зеркалах.
Ведущий: Акушерка готовит стол для осмотра мягких тканей стерильной пеленкой, разворачивает пакет с набором инструментов для осмотра шейки матки и влагалища.
Акушерка: Шейка цела. Имеется разрыв промежности 1 ст.
Ведущий: Акушерка производит восстановление разрыва, кровотечение прекратилось. Матка плотная.
Ситуация завершена, преподаватель оценивает играющих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка практического занятия для преподавателей латинского языка "Имя существительное"
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей латинского языка в СПО медицинского профиля. Предлагаются методы преподавания тем, направленных на изучение изменения имени существ...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя на тему"Осложнения беременности (гестозы)" по специальности "Сестринское дело".
В разработке указаны пояснительная записка, обоснование темы,технологическая карта, согласно которой проводится практическое занятие. Даны приложения №7 , с помощью которых проводится заня...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»
Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя. Тема: Течение, ведение III периода родов.
Тема: Течение, ведение III периода родов....
Методическая разработка практического занятия для преподавателя. Тема: Течение, ведение I периода родов.
Методическая разработка практического занятия для преподавателя....
Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента
Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента
Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...