РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09. ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09. Профилактика ВИЧ-Инфекции
по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая
квалификация выпускника: зубной техник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vich_zto.doc | 564.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«МедицинскИЙ КОЛЛЕДЖ №5»
ОП №2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09. Профилактика ВИЧ-Инфекции
по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая
квалификация выпускника: зубной техник
Москва
2017
РАССМОТРЕНА на заседании ЦМК ОПД Протокол № ___ от «___» _________ 201_ г. Председатель ЦМК Подпись ФИО | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая (Приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 N 972). |
ОДОБРЕНА Методическим советом ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ОП №2 Протокол №______ от «___» ___________ 201_ г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора ОУ ОП№2 ___________/Л.С.Спирина/ «___» ___________ 201_ г. |
Составитель:
Корнеева Н.Ф.- преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5»
Рецензент:
Фетисов А.А - преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5»
2
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. Паспорт рабочей программы дисциплины ОП. 09.
«Профилактика ВИЧ-инфекции»
1.1 Область применения программы.
Рабочая программа дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности
31.02.05 Стоматология ортопедическая
1.2 Место учебной дисциплины.
В структуре основной профессиональной образовательной программы дисциплина Профилактика ВИЧ-инфекции относится к циклу общепрофессиональных дисциплин:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиски и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Оказывать первую (доврачебную) помощь при неотложных состояниях.
ОК 12. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных профессиональных целей.
ОК 15. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1 Изготавливать съемочные пластиночные протезы при частичном отсутствии зубов;
ПК 1.2 Изготавливать съемные пластиночные протезы при полном отсутствии зубов;
ПК 1.3. Производить починку съемных пластиночных протезов.
ПК 1.4 Изготавливать съемные иммедиат-протезы;
ПК 2.1 Изготавливать пластмассовые коронки и мостовидные протезы.
ПК 2.2 Изготавливать штампованные металлические коронки и штампованно-паяные мостовидные протезы;
ПК 2.3 Изготавливать культевые штифтовые вкладки.
ПК 2.4 Изготавливать цельнолитые коронки и мостовидные зубные протезы;
ПК 2.5 Изготавливать цельнолитые коронки и мостовидные зубные протезы с облицовкой;
ПК 3.1 Изготавливать литые бюгельные протезы с кламмерной системой фиксации.
ПК 4.1 Изготавливать основные элементы ортодонтических аппаратов;
ПК 4.2 Изготавливать основные съемные и несъемные ортодонтические аппараты.
4
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
В том числе: | |
Лабораторные занятия | |
Практические занятия | 24 |
Контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
В том числе: | |
1. Создание презентаций | 2 |
2. Работа с учебными текстами, конспектом лекции, подготовка ответов | 15 |
3. Составление таблицы и их заполнение | 4 |
4. Графическая работа | 3 |
Итоговая аттестация : экзамен | 6 |
5
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
ОП. 09 «Профилактика ВИЧ-инфекции»
Специальность 31.02.05 «Стоматология Ортопедическая»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень усвоения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Содержание учебного материала | ||||||||
Тема 1. | Пандемия ВИЧ-инфекции Эпидемия ВИЧ инфекции в Российской Федерации. Этапы развития эпидемии Современные тенденции развития эпидемии ВИЧ-инфекции в РФ. Динамика заболеваемости ВИЧ-инфекции в РФ Динамика заболеваемости ВИЧ-инфекции в г.Москве Показатели летальности от ВИЧ-инфекции Стратегия ЮНЭЙДС (Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИД). Программа ВОЗ 90-90-90 Особенности распространения ВИЧ-инфекции в Африке, Европе, Азии и Океании. Соотношение живущих ВИЧ/СПИДом и вновь инфицированных мужского и женского населения. | 2 | 1 | |||||
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | ||||||
Практическое занятие. | 2 | 1 | ||||||
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | ||||||
Содержание учебного материала | ||||||||
Тема 2. | Определение звеньев эпидемического процесса | 2 | 1 1 | |||||
Самостоятельная работа. | 1 | |||||||
Практическое занятие. | 2 | 1 1 | ||||||
Самостоятельная работа. | 1 | |||||||
Содержание учебного материала |
Тема 3. | Особенности микроорганизма, позволяющие быть участником инфекционного процесса. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | |
Тема 4. | Морфология вируса иммунодефицита человека. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | |
Практическое занятие. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | |
Содержание учебного материала | |||
Тема 5. | Источники ВИЧ-инфекции. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | |
Практическое занятие. Эпидемический процесс ВИЧ-инфекции в Московском регионе. Динамика заболеваемости. Возрастная структура заболевших, Уязвимые группы. Динамика летальности. Динамика заболеваемости у беременных | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | |
Содержание учебного материала | |||
Тема 6. | Особенности вируса иммунодефицита человека, позволяющие быть участником инфекционного процесса. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | |
Содержание учебного материала | |||
Тема 7. | Органы иммунной системы человека, | 2 | 1 |
Этапы иммунопатогенеза при ВИЧ-инфекции. | |||
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | |
Практическое занятие. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | |
Содержание учебного материала | |||
Тема 8. | Стадии ВИЧ-инфекции по В.В. Покровскому | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | |
Практическая работа . | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | |
Содержание учебного материала | |||
Тема 9. | Грибковые инфекции часто встречающиеся: кандидоз , гистоплазмоз , криптококкоз . | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | |
Содержание учебного материала | |||
Тема 10. | Грибковые инфекции: кандидоз, гистоплазмоз, криптококкоз. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. Подготовить проект на тему « Грибковые поражения полости рта при ВИЧ-инфекции». | 1 | 1 | |
Содержание учебного материала | |||
Тема 11. | Скрининговое обследование методом ИФА, выявление вирусоспецифических антител. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. Составить схему ПЦР | 1 | 1 1 | |
Практическое занятие . Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции. Порядок освидетельствования на антитела к ВИЧ. Обязательное тестирование на антитела к ВИЧ. Добровольное медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию. ИФА в диагностике ВИЧ-инфекции( скрининговое обследование) . Экспресс-методы в диагностике ВИЧ-инфекции. Иммуноблотинг ( референс обследование )ПЦР в диагностике ВИЧ-инфекции. | 2 | ||
Самостоятельная работа. Составить графологическую схему ИФА. | 1 | 1 | |
Содержание учебного материала | |||
Тема 12. | Антиретровирусная терапия схемы ВААРТ, основные группы препаратов. Механизм действия . | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. | 1 | ||
Практическое занятие. | 2 | 1 1 | |
Самостоятельная работа. | 1 |
Тема 13. | Основные положения санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.5.2826-10(утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.01.2011 №1) “Профилактика ВИЧ-инфекции”, по порядку освидетельствования на ВИЧ-инфекцию: | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. | |||
Практическое занятие. | 2 | ||
Самостоятельная работа. | 1 | ||
Тема 14. | Санитарно-противоэпидемиологический режим в зуботехнической лаборатории. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. | 1 | ||
Практическое занятие . | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа. | 1 | ||
Тема 15. | Типы аварийных ситуаций: | 2 | 1 |
Тема 16. | Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями: республиканские, областные, городские. | 2 | 1 |
Практическое занятие. | 2 | 1 | |
Тема 17. | Статьи федерального закона № 38 Ф3 от 30.03.1995 | 2 | |
Самостоятельная работа. | 1 | ||
Тема 18. | Санитарно-просветительная работа. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа. | 1 | 1 | |
Практическое занятие. | 2 | 1 1 | |
Самостоятельная работа. | 1 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный( узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный( выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.-продуктивный( планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета основ микробиологии и иммунологии.
Оборудование учебного кабинета:
1. Мебель и стационарное оборудование
- доска классная;
- стол и стул для преподавателя;
- столы и стулья для студентов;
- книжный шкаф;
- шкафы для инструментов и приборов.
2. Учебно-наглядные пособия
- плакаты, слайды, фотографии;
- муляжи колоний бактерий, грибов на чашках Петри;
- микропрепараты бактерий, грибов, простейших;
- образцы бланков направлений на микробиологические исследования, регистрации результатов проведенных исследований и др.;
- плакаты и другие средства наглядной агитации, используемые в профилактической деятельности.
3. Аппаратура и приборы.
- микроскопы с иммерсионной системой;
- термостат для культивирования микроорганизмов.
4. Лабораторные инструменты, посуда, реактивы, питательные среды, обеспечивающие проведение практических занятий.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедийное оборудование;
- программное обеспечение для пользования электронными образовательными ресурсами.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Борисов Л.Б.
Микробиология, иммунология, вирусология. Издательство: МИА, 2005.
2. Воробьев А.А.
Медицинская и санитарная микробиология: Учеб. Пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений / А.А.Воробьев, Ю.С.Кривошеин, В.П.Широбоков.-М.: Издательский центр «Академия», 2003.
3. Воробьев А.А., Быков А.С.
Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. –М.: Медицинское информационное агентство, 2003.
4. Воробьев А.А.
Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Издательство: МИА, 2008.
5. Сбойчаков В.Б.
Санитарная микробиология. Учебное пособие. Издательство: ГЭОТАР- Медиа, 2007.
6. Тец В.В.
Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. – Изд. 2-е, перераб. И доп. – М.; Медицина, 2002.
Дополнительные источники:
1. Алешукина А.В.
Медицинская микробиология: Учебное пособие. – ростов н/Д: Феникс, 2003.
2. Г.Р. Бурместер
Наглядная иммунология. – М.: БИНОМ. Лаборотория знаний, 2007
3. Ворбьев А.А., Быков А.С., Бойченко М.Н.
Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учеб. для студентов мед. вузов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мед. информ. Агентство, 2006
4. Кипайкин В.А., Рубашкина Л.А.
Эпидемиология: Учебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
5. Коротяев А.И., Бабичев С.А.
Медицинская микробиология и вирусология. Издательство: СпецЛит, 2008.
6. Кулешова Л.И., Пустосветова Е.В., Рубашкина Л.А.
Инфекционный контроль в лечебно-профилактических учреждениях. Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
7. Лабинская А.С., Блинкова Л.П., Ещина А.С.
Основные источники:
Зверев В.В., Бойченко М.Н. Основы микробиологии и иммунологии: учебник для медицинских училищ и колледжей. – М.; ГЭОТАР-Медиа, 2014 г.
Методические рекомендации МР 3.1.0087-14 «Профилактика заражения ВИЧ» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18 марта 2014 г.)
8 апреля 2014
Дополнительные источники:
- Основы микробиологии и иммунологии (Для СПО) Сбойчаков В.Б., Москалев А.В., Карапац М.М., Клецко Л.И. издательство КноРус 2017г.
- Приказ МЗ СССР от 10.06.1985г. № 770 «О введение в действие отраслевого стандарта » ОСТ 42.21-285
- Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы стерилизации и режимы.
- Приказ МЗ и социального развития РФ от 5.12.2015 г. № 757 «О неотложных мерах в организации обеспечения лекарственными препаратами больных ВИЧ-инфекции»
- Методические рекомендации «Предупреждение заражения, в том числе медицинских работников, вирусом иммунодефицита человека на рабочем месте» утверждены МЗ и социального развития РФ 06.08.2007 № 5961-PX
- И.Ерамова, С.Матич, М.Мюнз «Постконтактная профилактика ВИЧ-инфекции. Лечение и помощь при ВИЧ/СПИД» 2007г.
- ФЗ №38-ФЗ от 30.03.1995г. «О предупреждении распространения в РФ заболеваний вызываемого ВИЧ(ВИЧ-инфекция)»
- Катаева В.А. «Профилактика ВБИ в стоматологических поликлиниках. Учебное пособие для студентов стоматологических факультетов» Москва 1989 г. 20с
- Шуков В.С., Рюмина И.И. «Безопасность на рабочих местах в ЛПУ»
- Приказ МЗ и медицинской промышленности РФ от 19.12.2003 г. №606 «Об утверждении инструкции по профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку и образца информированного согласия на проведение химиопрофилактики ВИЧ»
Интернет-ресурсы:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F% - Портал Микробиология и иммунология
- http:/studentmedic.ru/shpory.php?view=128 – Шпаркалка по микробиологии
- http:/mikrobiki.ru/mikrobiologiya/osnovy-mikrobioligii-i-immunologii/osnovy-mikrobiologii-virusologii-i-immunologii.html – Микробы и человек
- http:/micro.moy.su/publ/vvedenie/vvedenie_v_mikrobiologiju/razvitie_mikrobioligii/1-1-0-1 – История развития микробиологии.
4.Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирование, а так же выполнение обучающими индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Освоенные компетенции | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований. | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; | Решение ситуационных задач, демонстрация практических действий по забору и упаковке, разных инфекционных материалов и составление сопроводительных документов. |
Уметь проводить простейшие микробиологические исследования. | ОК 4. Осуществлять поиски и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития. | Демонстрация практических действий по приготовлению, окраске и микроскопического исследования препаратов. |
Уметь дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам. | ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Выполнение заданий по определению принадлежности микроорганизмов к бактериям по рисункам, фотографиям. Муляжам морфологии и культурных свойств. Выполнение заданий по определению принадлежности бактерий к грамм (+)/грамм(-) коккам, палочкам, извитым формам в микропрепаратах. |
Уметь осуществлять профилактику распространения различных инфекций. | ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Подготовка агитационных материалов, презентаций на электронном носителе. Составление текста бесед по профилактике ВИЧ-инфекции для разных групп населения. |
Знать роль микроорганизмов в жизни человека и общества | ОК 11. Оказывать первую (доврачебную) помощь при неотложных состояниях. | Составление рефератов по истории и развитию науки микробиологии, о современных достижениях иммунологии. |
Знать основы эпидемиологии и пути заражения ВИЧ-инфекции | ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | Подготовка и проведение бесед по профилактике распространения ВИЧ-инфекции среди населения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины "Валеология"
Валеология (Valeo, греч. - здравствовать, быть здоровым ) - Наука об индивидуальном здоровье, методах его поддержания и укрепления. Впервые термин Валеология был введен Брехманом (1982 г.). Вале...
Рабочая программа дисциплины ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности "Организация обслуживания в общественном питании"
Программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 100114 Организация обслуж...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ОП.01 Экономика организации Для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдисциплины ОП.01 Экономика организацииДля обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звенаспециальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...
Рабочая программа дисциплины "Корпоративные финансы" направление подготовки 38.03.01 Экономика. Профиль подготовки Налоги и налогообложение (программа академического бакалавриата)
Целью освоения дисциплины «Корпоративные финансы» является формирование комплекса знаний об организационных, научных и методических основах организации и управления финансами корпораций (организаций),...
Рабочая программа дисциплины ОП.06 Охрана труда по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»
Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее ППКРС) Тамбовского областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Многоотраслевой колледж&r...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ И УЧЕТА по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии: 43.01.09 Повар, кондитер
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 9 дека...
Положение о структуре, требованиях к оформлению и порядке утверждения рабочей программы дисциплины образовательной программы среднего профессионального образования (циклы ОГСЭ, ЕН, ОП)
Положение о структуре, требованиях к оформлению и порядке утверждения рабочей программы дисциплины образовательной программы среднего профессионального образования (циклы ОГСЭ, ЕН, ОП)...