Рабочая программа дисциплины "Валеология"
рабочая программа по теме

 

Валеология (Valeo, греч. - здравствовать, быть здоровым ) - Наука об индивидуальном здоровье, методах его поддержания и укрепления. Впервые термин Валеология был введен Брехманом (1982 г.). Валеология является интегративной наукой, так как используют результаты различных отраслей медицины, психологии, философии и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primernaya_programma_po_valeologii.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

КТЛП

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального  образования (среднее специальное учебное заведение)

 Копейский техникум легкой промышленности    

(ГОУ СПО (ССУЗ)  КТЛП) 

Рабочая   программа дисциплины

«Валеология»

По специальностям социально-экономического и

технологического профиля обучения

 очное обучение

Копейск

2011

ОДОБРЕНО                                                                 УТВЕРЖДАЮ

ПЦК общепрофессиональных                                          зам. директора по ТО    

дисциплин,         протокол № ___                                                            

от «__»__________2011г.                                               ____________                                                                                                                        

                  Программа составлена на основе федеральных государственных образовательных стандартов СПО по специальности технического профиля подготовки    262019   Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

Автор:

Рецензенты:

Ашифина Е.А.,  преподаватель Копейского техникума легкой промышленности.

Т.В. Никифорова – методист КТЛП

РЕЦЕНЗИЯ

     

      Автор рабочей программы «Валеология» Ашифина Е.А..- преподаватель Копейского техникума легкой промышленности.

       Рабочая  программа  разработана на основе ФГОС по специальности СПО 262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий в соответствие с  учебным планом и методическими материалами Федерального института развития образования.

Автор предлагает собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала.

          Рабочая  программа  учебной дисциплины состоит из разделов:

- паспорт примерной программы учебной дисциплины;

-  структура и примерное содержание учебной дисциплины;

-условия реализации учебной дисциплины;

- контроль и оценка результатов освоения учебной  дисциплины;

- разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечивающими (последующими) дисциплинами;

- разделы дисциплины и виды занятий.

          Данную  программу  могут   использовать  преподаватели СПО для подготовки студентов  по данной специальности.

Рецензент:

методист  техникума                    _____________/Т.В.Никифорова/

СОДЕРЖАНИЕ

1 Паспорт примерной программы учебной дисциплины…………………..5

2 Структура и примерное содержание учебной дисциплины……………6-9

3 Условия реализации учебной дисциплины…………………………….….10

4 Контроль и оценка результатов освоения учебной  дисциплины………..11

5 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечивающими (последующими) дисциплинами……………………………………………...12

6 Разделы дисциплины и виды занятий……………………………………....12

1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Валеология»

1.1  Программа учебной дисциплины «Валеология» является частью основной профессиональной образовательной программы базового уровня по специальности СПО 262019   Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ОГСЭ.05
  1. Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины:

требования к умениям:

уметь:

  1. Составлять ежедневный рацион в соответствии с основными правилами рационального питания;
  2. Использовать полученные знания на просвещение других молодых людей;
  3. использовать современные методы  самооценки здоровья;
  4. сохранять уровень психофизиологической устойчивости в условиях учебной и  трудовой деятельности ;

требования к знаниям:

знать:

  1. о значении здорового образа жизни  в жизни человека
  2. Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на человека;
  3. репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
  4. о вредном воздействии алкоголя , наркотиков и табакокурения на организм человека, особенно женщины;
  5. Пути выхода из конфликтных и кризисных ситуаций;
  6. систему индивидуального подхода к здоровью и здоровому образу жизни;
  7. основные методики  оздоровления организма;
  8. о мерах профилактики стрессовых ситуаций. 

Максимальная учебная нагрузка обучающегося  - 60 часов, в том числе:

обязательная учебная нагрузка обучающегося    -  41 часов;

самостоятельная работа обучающегося                -  19 часов


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

41

в том числе:

лабораторные работы

-

практические занятия

4

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий

Самостоятельная работа студента (всего)

19

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

Исследовательская работа

Работа с информационными источниками

3

Реферативная работа

4

Расчетно-графическая работа

-

Творческие задания

4

Подготовка презентационных материалов

8

Итоговая аттестация в форме зачета                                                              


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел  1 Валеология- как наука

Тема 1.1 Введение

Содержание учебного материала

6

1-2

1

Введение в валеологию, предмет и объект валеологии  , задачи валеологии 

2

1

2

Основные критерии здоровья. Факторы, влияющие на здоровье человека. понятие образа, стиля и уклада жизни.

2

1

Самостоятельная работа студента

2

2

1

Написание сочинения- рассуждения «Здоров будешь, все добудешь!»

2

2

Тема 1.2 Защитные свойства организма

Содержание учебного материала

3

1

1

Иммунитет. Методы повышения Иммунитета. Профилактика простудных и вирусных заболеваний

2

1

Самостоятельная работа студента

1

1

1

Подготовка рефератов по теме: «Закаливание, виды закаливания»

1

2

Раздел   2 Здоровый образ жизни

Тема 2.1 Валеология  Питания.  

Содержание учебного материала

9

1-2

1

«Золотые»  правила питания. Обмен веществ. Роль белков, жиров и углеводов в правильном питании.

2

1

2

Виды питания (раздельное питание,  вегетарианство, макробиотика, др.)

2

1

3

П.З.1. «Составление  ежедневного рациона в соответствии с правилами рационального питания»

2

2

Самостоятельная работа студента

3

1

1

Подготовка докладов по теме: «Коварная еда», «Большая беда- быстрая еда»

1

2

2

Подготовка презентаций на тему: «Золотые правила питания», «Диета и ее влияние на здоровье.»

2

2

Тема 2.2 Минералы и витамины.

Содержание учебного материала

5

1-2

1

Виды витаминов и минералов

2

1

2

Роль витаминов и минералов в рациональном питании.

2

1

Самостоятельная работа студента

1

1

Подготовка докладов по теме: «Авитаминоз»,

1

2

Тема 2.3. Оптимальный двигательный режим и культура движения

Содержание учебного материала

5

1

1

Конституция человека. Типы телосложения. Рост, вес, пропорции тела. Значение двигательной Активности для здоровья человека.

2

1

2

Особенности методики оздоровительной тренировки. Методы и средства тренировки на выносливость, гибкость и координацию

2

1

Самостоятельная работа студента

1

1

Подготовка докладов по теме: «Здоровый позвоночник»

1

2


1

2

3

4

Тема 2.4.  Дерматология и косметика

Содержание учебного материала

2

1

1

Строение и свойства кожи. Уход за кожей и волосами в подростковом и юношеском возрасте. Гигиена и закаливание кожи. Косметология .

2

1

Тема 2.5.  Опасные повороты судьбы

Содержание учебного материала

12

1-2

1

Курение. Состав табачного дыма, его влияние на организм. Пассивное курение.

2

1

2

Алкоголизм, его   стадии и последствия. Способы и методы устранения алкогольной зависимости. Первая медицинская помощь при алкогольном отравлении.

2

1

3

Наркомания и последствия Внешний вид наркомана, признаки Передозировки наркотиков, первая помощь при передозировке наркотиков.

2

1

Самостоятельная работа студента

6

1-2

1

Подготовка рефератов по теме: «Берегись белой тучи. О проблемах наркомании»

2

2

2

Подготовка презентаций по теме: «Женщина и сигарета»

2

2

3

Написание сочинений-рассуждений на тему: «Кто курит табак, тот сам себе враг», «Вино любишь, сам себя губишь…»

2

2

Тема 2.6.  Психика и здоровье

Содержание учебного материала

8

1-2

1

Стресс, виды стресса. Синдром хронической усталости и профилактика

2

1

2

П.З.2 «Стресс. Методика преодоления стресса»

2

2

3

Полноценный отдых, сон. Методы расслабления и релаксации, массаж и самомассаж, баня.

2

1

Самостоятельная работа студента

2

1

1

Подготовка презентаций по теме: «Здоровый сон»

2

2

Раздел  3 Современные  методики оздоровления

Тема 3.1  Основы восточной медицины

Содержание учебного материала

10

1-2

1

Лечение продуктами мумие и медолечение

2

1

2

Лечебные свойства минералов. Аромотерапия. Цветотерапия.

2

1

3

Фитотерапия. Глинолечение и лечение землей

2

1

Самостоятельная работа студента

3

1-2

1

Подготовка рефератов по теме: «Ароматы здоровья»

1

2

2

Подготовка презентаций по теме: «Аромотерапия. Правила использования эфирных масел»

2

2

Зачет по курсу

1

2


3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует:

  1. Наличие учебного кабинета 
  2. Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- рабочие места по числу обучающихся;

-плакаты;

- шкафы для хранения наглядных пособий;

-классная доска;

-  таблицы

3 Технические средства обучения:

- мультимедиа;

-экран;

- компьютер

3.2. Информационное обеспечение обучения

 Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. О-1   В.И.Петрушин, Н.В. Петрушина . Валеология: Учебник для ВУЗов

 М.: Гардарики, 2003. – 432 с.: ил.

Дополнительные источники:

  1. Кетрин Райт Медицинский справочник. Как уберечься от болезней. Харьков, 2007

  1. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани: Учеб.                                 Пособие для учащихся 9-11 классов общеобраз. Учр. и препод.курса «ОБЖ»._ М.:     ООО «Издательство АСТ», 2000 – 400с.: ил.

  1. Полная энциклопедия Жизнь и здоровье женщины . Олма- Пресс образование. М.: 2004 в 2 томах

  1. Здоровье на крыльях пчелы. М.: РИПОЛ классик, 2007 – 64 с


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения

  1. Составлять ежедневный рацион в соответствии с основными правилами рационального питания;
  2. Использовать полученные знания на просвещение других молодых людей;
  3. Использовать современные методы  самооценки здоровья;
  4. сохранять уровень психофизиологической устойчивости в условиях учебной и  трудовой деятельности ;

Практические занятия

Наблюдение;

Ролевые игры, Викторины, Решение ситуационных задач, Составление меню на день, неделю…

Знания

  1. о значении здорового образа жизни  в жизни человека
  2. Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на человека;
  3. репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
  4. о вредном воздействии алкоголя , наркотиков и табакокурения на организм человека, особенно женщины;
  5. Пути выхода из конфликтных и кризисных ситуаций;
  6. систему индивидуального подхода к здоровью и здоровому образу жизни;
  7. основные методики  оздоровления организма;
  8. о мерах профилактики стрессовых ситуаций. 

Тестовый опрос;

Письменный и устный опросы.

Наблюдение; зачет.


  1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ) ДИСЦИПЛИНАМИ

№ п/п

Наименование обеспечивающих дисциплин

№№ разделов (тем) данной дисциплины, необходимых для обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

1.

Физическая культура

Тема 2.3

2

Безопасность жизнедеятельности

Тема 2.6

3

Биология

Тема 2.4., Тема 2.5.

4.

Психология

Тема 2.6

  1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Практические занятия

СРС

Всего

1

Валеология- как наука

6

-

3

9

2

Здоровый образ жизни

24

4

13

33

3

Современные  методики оздоровления

6

3

13

зачет

1

ИТОГО:

37

4

19

60


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Техническое оснащение и организация рабочего места

Организация рабочего места в соответствии с видамиизготовляемых блюд, выбор и обслуживание технологическго оборудования...

Рабочая программа учебной практики ПМ.07. Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитер

Рабочая  программа учебной практики профессионального модуля ПМ.07. Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитер – является частью основной профессиональной образовательной программы ба...

Рабочая программа производственной практики ПМ.07. Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитер

Производственная практика направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта по специальности.Освоение основного вида профессиональной деятель...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места" общепрофессиональный цикл основной профессиональной программы по професси 260807.01 "Повар, кондитер"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ МДК 04.01 Выполнение работ по рабочей профессии «Рабочий зеленого хозяйства»

Программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»  в...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03.Техническое оснащение и организация рабочего места подготовки квалифицированных рабочих и служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер

Рабочая программа разработана с целью реализации требований ФГОС третьего поколения, предъявляемых к подготовке квалифицированных рабочих в области общественного питания и предназначена для подготовки...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...