Формы организации внеаудиторной работы студентов по формированию профессионально значимых нравственных качеств и их результативность
материал на тему

Захарова Наталья Ивановна

Информация для преподавателей с целью обмена опытом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_sovete_klassnogo_rukovoditelya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

           

Тема: «Формы организации внеаудиторной работы студентов по формированию профессионально значимых нравственных качеств и их результативность»

Автор: Захарова Н.И.

Предлагаю рассмотреть:

  1. цели профессионального образования
  2. параметры модели личности
  3. алгоритм организации воспитательного процесса
  4. формы воспитательной работы и использование их во внеурочной работе студентов по формированию профессионально значимых нравственных качеств из личного опыта

В профессиональном учебном заведении качество подготовки специалистов характеризуется прежде всего уровнем образованности, воспитанности и развития личности каждого выпускника, то есть по существу выражает результат образовательного процесса.

В ГОС СПО не обозначены задачи воспитания и развития студентов, обозначены лишь требования к знаниям и умениям выпускников.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определила цель профессионального образования, заключающуюся в подготовке квалифицированного, компетентного, ответственного работника, готового к профессиональному совершенствованию, способного к эффективной работе, конкурентоспособного на рынке труда (слайд)

Современные требования, предъявляемые к молодому специалисту, обусловлены социально-экономическими изменениями, происходящими в обществе. Конкурентоспособный специалист – это не только компетентный и высокопрофессиональный работник, а прежде всего личность, обладающая навыками нестандартного, гибкого мышления, готовая к постоянному профессиональному росту, способная к самоорганизации и совершенствованию.

Каждое профессиональное учебное заведение должно выпускать из своих стен человека, который соответствовал бы параметрам модели личности (слайд модели личности).

Выделим основополагающие цели в воспитательной системе:

  • гармоничное развитие личности
  • формирование духовно-нравственных качеств студентов
  • подготовка выпускников к социальной адаптации и активному участию в жизни общества.

Необходим новый подход к всестороннему развитию личности.

Одним из путей этого развития является обращение к нравственному воспитанию студентов. Стремление только к материальному благосостоянию, к развлечениям в ущерб нравственному обогащению приводят общество в кризисное состояние.

Для получения успешных результатов в воспитании огромное значение имеет не только то, что делает классный руководитель, но и как он делает.

Можно проводить сколько угодно мероприятий и даже добиться некоторого внешнего эффекта в них, но, пожалуй невозможно достичь существенных результатов воспитания, если не знать как надо организовать для этого воспитательный процесс.

Алгоритм организации воспитательного процесса (слайд):

  1. Определение целей и задач
  2. Выбор формы воспитательной работы и название мероприятия
  3. Создания психологического настроя
  4. Предварительная подготовка
  5. Проведение мероприятия
  6. Педагогический анализ (результативность)

Как выбрать формы работы?

Само понятие «форма» многозначно.

В практике воспитательной работы имеет место «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации.

Переход форм из одного типа в другой по «лесенке».

Типы форм (слайд):

Мероприятия – игры – дела: представляется самым благоприятным с точки зрения воспитательных возможностей форм.

Самыми эффективными формами работы являются коллективно – творческие дела (КТД).

К примеру: проектная деятельность:

19.10.09. в рамках марафона дисциплин по фармацевтической технологии творческая группа из студентов III курса – 1В, 2В, 3В показала свой проект по теме «Страницы истории фармацевтической технологии» (слайд).

Коллективно – творческие дела:

  1. предоставляют возможность студенту внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные)
  2. способствуют укреплению коллектива
  3. эмоционально привлекательны для студентов.

Преподаватель, владеющий технологиями создания радости и успеха в учебно-воспитательной деятельности, умеющий использовать различные формы (слайд классификация форм воспитательной работы) в их различных сочетаниях, в наибольшей мере будет способствовать гармоничному развитию студентов и воспитанию доверия к позитивным ценностям общества(слайд):

  • нравственным (добро, свобода, честность, милосердие, справедливость)
  • интеллектуальным (истина, знания, творчество)
  • эстетическим (красота, гармония, вдохновение)
  • социальным (семья, любовь, дети, отечество)
  • витальным (жизнь, здоровье, природное окружение)

Формы воспитательной работы

Формы управления и самоуправления

Познавательные формы

Развлекательные формы

Собрания, студенческий совет, школа самоуправления, стенная печать, рейды, классные часы

Экскурсии, предметные недели (в рамках марафона дисциплин), тематические классные часы, выставки, конференции, беседы, конкурсы, олимпиады, лектории

Концерты, тетрализованные классные часы, КВН и другие игры

Одним из основных профессионально значимых качеств личности является ее «профессионально-личностная направленность».

Фармацевтическая направленность – это мотивация к профессии фармацевта, главное в которой – действенная ориентация на развитие личности студента, которая включает различные формы и методы работы.

Давать методические рекомендации по проведению работы в этом направлении проблематично и сложно, каждый классный руководитель как специалист в свой области, будет организовывать работу с учетом своего профессионального опыта.

(Демонстрация слайдов)

Предлагаю Вашему вниманию формы внеурочной работы студентов по формированию профессионально значимых нравственных качеств из опыта своей работы.

Формы организации внеурочной работы студентов по формированию профессионально значимых нравственных качеств.

8-9 слайд. Любовь к будущей профессии, положительное отношения к ней всегда выступают в качестве обязательного критерия профессиональной зрелости подготовленности и мастерства. На 3 курсе проводятся  классные часы с профессиональной направленностью с приглашением работников аптек бывших выпускников училища где в непринужденной обстановке говорим о нравственной стороне нашей профессии. По итогам практики проходят практические конференции, где наряду с технологическими проблемами разбираются и вопросы деонтологии, обращая внимание на наиболее востребованные направления: психология фармацевтической деятельности, конфликтология, персональное консультирование посетителей. Студенты рассказывали как они выходили из тех или иных ситуаций, обсуждали варианты правильного решения, разыгрывали сценки из жизни аптеки: фармацевт – больной, фармацевт – фармацевт, фармацевт - врач. Например: 1) Как быть, если больной, разговаривая с фармацевтом провоцирует ссору! Ответы студентов: фармацевту необходима выдержка, самообладание, терпение, в сочетании с уверенностью в своих знаниях. Безграмотный фармацевт да ещё и с амбициями вызывает резко отрицательные эмоции. 2) Больной пришёл с жалобой, что лекарство приготовленное в данной аптеке не помогает. Как поступит фармацевт? Ответы студентов были неоднозначными. Многие студенты высказывали, что больные больше верят врачам. Другие студенты предлагали: надо сделать всё, чтобы убедить больного в правильности изготовления лекарства, что недопустимо в присутствии больного высказывание критических замечаний в адрес врача или выражать сомнения в целесообразности назначенного им лекарственного средства.

Анализируя рецептуру аптек, студенты отмечали, что за последние 10 лет объём экстемпорального производства в стране сократился более, чем в три раза. Вместе с тем, продукция выпускаемая производственными аптеками по-прежнему востребована стационарными и амбулаторными больными. (слайд) Студенты провели анализ рецептуры аптек – базы практик, и представили в виде диаграмм результаты своих исследований. Сделали вывод: что выход из сложившейся ситуации требует общих усилий законодателей, чиновников, работников в сфере образования и профессионалов фармацевтического рынка.

10 слайд. Степень осознания студентом свойств и особенностей собственного «я», важных для учебной и профессиональной деятельности, служат показателем успешности его интеллектуального, социального и профессионального развития. Невозможно воспитать у студентов чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости богатства культурных традиций ирает огромную роль в становлении личности студента.

Диспут – устное открытое рассуждение, выявление разных точек зрения (решения не принимаются) Студенты активно обсуждали вопросы нравственности с выбором жизненных ценностей, анализировали их ценности в диспуте: «Моральное – Я и твоя жизненная позиция» Возникали и спорные позиции. К примеру, с одной стороны жизнь в демократическом обществе      (свобода слова, печати, личности, нет цензуры) Духовная, нравственная жизнь многообразна. С другой стороны нет работы, денег, чтобы кормить, одевать и учить своих детей. Люди пьют, становятся наркоманами. О каких моральных ценностях может идти речь, когда с телеэкрана на нас идёт негативная информация: насилие и кровь, секс и терроризм. Всюду сейчас действует двойная мораль. Классный руководитель умело возвращает студентов к выбранным ими ценностям жизни, анализируют вместе со студентами: действительно ли они определяют личное развитие?

11 слайд. Человек никогда не может достигнуть нравственного идеала, если он не способен проникнуться понятием прекрасного. Наполняя свое сознание прекрасными образами, устремляя свои мысли на их создание человек становиться носителем и создателем прекрасного. Он внутреннее и внешне преображается, критерии его нравственности стремятся к идеалам. Училище готовит фармацевтов, для которых охрана здоровья населения – профессиональный долг, а собственное здоровье – ресурс необходимых в работе духовных и физических сил. Физическое здоровье пропагандируется в училище через систему внеклассных мероприятий, привлечения студентов к занятиям физкультурой и спортом. В режим училища введена обязательная физкульт пауза. Работа классных руководителей, педагогов, родителей и самих студентов училища должна быть направлена на формирование моды на здоровье, физическую красоту, отказ от вредных привычек. Приоритетными направлениями являются:

  • профилактика «опасного поведения» (курение, алкоголизм, наркомания, сексуальная распущенность)
  • обучение методом сохранения и улучшения здоровья.

Совместными усилиями классного руководителя и самих студентов готовятся беседы по пропаганде здорового образа жизни, профилактики асоциального поведения.

Студентам предлагается поделится тем, какие вредные привычки у них есть (анонимно) Студенты отмечали: много ем, близко смотрю телевизор, курю и др. Анализировали как эта привычка влияет на здоровье и как от неё избавиться.

12 слайд. За круглым столом студенты говорили о том, что настоящие сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье. Мне было приятно услышать слова благодарности высказанные студентов в адрес родителей: «мы можем сказать огромное спасибо нашим родителям поставившим нас на ноги, сделавшим нас людьми, которые стремятся к лучшему, к новому, к интересному в жизни. Они сделали нас людьми небезразличными к окружающему миру, отзывчивыми и честными. Спасибо им за наше счастливое детство, проведённое в тепле, ласке, уюте и заботе.»

13 слайд. Использование внеаудиторных форм творческой работы студентов – важный этап профессионального самоопределения: глубокое изучение избранной профессии, укрепление убеждённости в том, что сделан правильный выбор. Идеей проекта: « Взять из старого всё необходимое, для нового»

Студенты отмечали, что работая над проектом они обрели новые для себя практические навыки: Интернет - поиск, фотографирование, создание компьютерной презентации и коммуникативные умения.

Демонстрация слайдов: 14,15,16.

Никто не может сделать человека таким, каким он хочет быть, он должен творить себя сам и учёба в училище создаёт для этого все возможности.

Результативность оценки воспитательной работы в группе определяется с помощью следующих критериев:

  • уровень (высокий, средний или низкий)
  • ориентация на индивидуальные особенности студентов (их интересы, способности, уровень умственного развития)
  • состояние здоровья студентов
  • качество воспитательной работы со студентами, в том числе классного руководителя
  • уровень развития студенческого самоуправления
  • посещаемость занятий
  • состояние психологического климата в группе, в том числе отношения студентов друг к другу, к преподавателям, к учебе
  • роль и место группы в общественных мероприятиях

17 слайд. По результатам социологических опросов студентов большинство из них стремятся к выбранной специальности, ставя высшей целью здоровье человека. Для достижения своих целей большинство видят необходимость получения высшего образования. Одинаково ценны – интересная работа и счастливая семейная жизнь. Как положительный факт можно отметить то, что для молодёжи особенно приоритетной являются независимость, способность действовать самостоятельно и решительно. Эти качества личности будут играть определённую роль при возрастающей конкуренции на рынке труда. На вопрос анкеты: для меня большое значение имеют организованные в группе мероприятия профессиональной направленности - большинство студентов ответили: « Да, они помогли мне сделать выбор. Они заставили меня задуматься о будущем месте работы»

Формы внеурочной работы

Цели, задачи

Предполагаемые результаты деятельности

(8 СЛАЙД)

Тематические классные часы (III курс)

- «Люди в белых халатах»

- «Знакомство с этическим кодексом фармацевта»

- Формирование личностных, нравственных, профессиональных качеств студентов

Самодисциплина, понимание студентами ценности человеческой жизни, справедливости, милосердия, доброжелательности

(9 СЛАЙД)

Конференции (IV курс)

- «Деонтологические аспекты в работе фармацевта»

- «Люди нам доверяют»

- «Анализ рецептуры аптек г.Москвы»

- Воспитание любви и уважения к избранной профессии

Овладение этикой взаимоотношений

(10 СЛАЙД)

Диспуты (IV курс)

- «Я – специалист»

- «Я – россиянин»

- «Что фармация для тебя?»

- «Моральное – Я и твоя жизненная позиция»

- Формирование профессиональных и гражданских качеств студентов

- Воспитание любви и уважения к своему Отечеству

Уважение человеческого достоинства, убежденность студентов в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной

(11 СЛАЙД)

Беседы (III курс)

- «Уроки этикета»

- «Знать, чтобы не оступиться»

- «Человек и его облик»

- «Тет-а-тет»

- «Наполним музыкой сердца»

- Воспитание культуры поведения

- Воспитание у студентов чувства прекрасного, формирование эстетических вкусов

- Раскрытие содержания понятия толерантности у студентов

Умение видеть прекрасное в окружающей жизни, правила поведения в общественных и культурных местах, дома, в училище. Быть толерантным к другим людям

(12 СЛАЙД)

Круглый стол (IV курс)

- «Поговорим о семье»

- Информационная палатка, посвященная году ребенка

- «Страна счастливого детства»

- Формировать уважение к членам семьи, любовь к детям

- Воспитывать семьянина

Сформировать заботу о своей семье, любовь к детям, внимание к людям

(13 СЛАЙД)

Защита творческих проектов (III-IV курс)

- «Страницы истории фармацевтической технологии» (в рамках марафона дисциплин)

- Формирование личностных, нравственных, профессиональных и гражданских качеств студентов

- Воспитание сознательного отношения к учебе

Студенты должны изучать историю своей профессии.

Умение творчества и самостоятельности

(14 СЛАЙД)

Выставки, конкурсы творческих работ студентов (IV курс)

- рефератов

- презентаций, фотоальбомов

- кроссвордов, и др.

- конкурс «Лучший по профессии»

- Выработать потребность студентов в постоянном пополнении своих профессиональных знаний в творчестве

Умение работать самостоятельно, творчески

(15 СЛАЙД)

Выпуск плакатов, стенгазет

(в рамках марафона дисциплин)

- Формировать эстетическое отношение к окружающей среде, труду как источнику радости и творчества людей

- Развивать творческое мышление, художественные способности, эстетические вкусы

Умение видеть прекрасное, сформировать профессионально значимые нравственные качества студентов

(16 СЛАЙД)

Экскурсии (III-IV курс)

- Кремль. Оружейная палата

- Музей современной истории России

- Музей – усадьба Коломенское

- Поездки по историческим местам

- Государственная Третьяковская галерея

- Поклонная гора

- Политех. музей

- Музей Дарвина

- Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина,

- Воспитание сознательного отношения к народному достоянию, преданность Отчизне

Умение видеть прекрасное

(17 СЛАЙД)

Анкетирование, социологические опросы (IV курс)

- «Твои жизненные ценности»

- «Образование и карьера»

- Способствовать осознанию себя как личности

Создание условий для самопознания и самовоспитания

В заключении стоит отметить, что:

  1. Личностный подход понимается как опора на значимые личностные ценности, которые выражают очень важные для профессионального воспитания характеристики – направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, доминирующие мотивы деятельности и поведения
  2. Нравственность является стержневой основой всех взаимоотношений в обществе, то есть проблема совершенствования нравственной культуры должна рассматриваться как основополагающая в воспитании будущих специалистов
  3. Различными видами деятельности добиваться формирования духовно-нравственной, творческой, ответственной, дисциплинированной личности студента, акцентируя внимание на необходимые фармацевту профессиональные качества: организованность, милосердие, доброжелательность, порядочность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности формирования профессионально значимых качеств обучающихся в условиях модульного обучения".

Модульная система обладает определёнными преимуществами:  1) гибкостью с учётом индивидуальных способностей обучаемых и их особенностей;  2) ориентированностью на четкую конечную ц...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению профессионального модуля МДК 05.06 Практикум по автоматизации бухгалтерского учета в сельском хозяйстве для специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов  по изучению профессионального модуля МДК 05.06 Практикум по автоматизации бухгалтерского учета в сельском хозяйстве для спе...

Доклад на тему "Реферат как форма организации самостоятельной работы студентов"

Как правильно организовать самостоятельную работу студентов?!...

Кроссворд как форма организации самостоятельной работы студента.

Учебны йкроссворд является дидактической игрой, в процессе решения которого происходит своеобразная самостоятельная проверка знаний и его создают сами студенты. Данное задание может выполняться индиви...

ФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА-АЛГОРИТМ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная внеаудиторная работа является видом учебной деятельности, выполняемой обучающимися без непосредственного контакта с преподавателем. Внеаудиторная работа на сегодняшний день представляе...

Статья. «Методические рекомендации для организации внеаудиторной работы студентов в учреждениях среднего профессионального образования»

Наше время характеризуется бурным развитием науки и техники. Наука становится производительной силой общества. Под влиянием запросов практики происходит сближение фундаментальных и прикладных наук, со...