КОС по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики
учебно-методический материал на тему
Назначение диагностической работы
Диагностическая работа входного тестирования по дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики» проводится с целью:
Оценить уровень готовности студентов к обучению дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kos_vhodnoy_kontrol_genetika_2018.doc | 278 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»
Обособленное подразделение № 1
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
курса повышения квалификации педагогических работников
образовательных организаций Департамента здравоохранения города Москвы «Современные требования к содержанию учебного процесса. Оценка общих и профессиональных компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СПО медицинского профиля»
по теме:
« КОС по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики»
Выполнил(а) работу преподаватель
высшей квалификационной категории
Полешко Ирина Васильевна
Москва
2018
СПЕЦИФИКАЦИЯ
входной диагностической работы по дисциплине
«Генетика человека с основами медицинской генетики»
для студентов 1 курса 101в группы очно-заочной формы обучения специальности «Сестринское дело»
1. Назначение диагностической работы
Диагностическая работа входного тестирования по дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики» проводится с целью:
Оценить уровень готовности студентов к обучению дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики»
2. Документы, определяющие содержание диагностической работы
Содержание диагностической работы определяется следующими документами:
- ФГОС СПО ….
- Рабочая программа по дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики», разработанная ГБОУ СПО «МК № 5 ДЗМ», утвержденная методическим советом «5» сентября 2017 г (Протокол № 1 от 5.09.20171)
- Дата проведения диагностической работы – третья неделя января 2019 года.
4. Структура и содержание диагностической работы
Диагностическая работа входного тестирования по дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики» для студентов 1курса специальности «Сестринское дело» содержит 3 типа заданий, которые различаются как формой представления, так и уровнем сложности. Работа включает следующие типы заданий:
- Задания с выбором ответа, к каждому из которых приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один (15 тестов).
- Задания с кратким ответом, в которых ответ необходимо записать в виде соответствия буквенно-цифровых значений (5 тестов).
- Задания со свободным конструированным ответом в виде термина (5 тестов).
Работа состоит из 25 заданий и охватывает учебный материал, изученный к моменту начала изучения дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики»
В рамках каждого варианта работы проверяется уровень подготовки (компетенции) студентов по всем элементам содержания, изученным за данное учебное время. Соотношение числа заданий по разным элементам содержания определяется целями работы, содержанием курса анатомии и физиологии человека, а также продолжительностью её проведения.
В таблице 1 приведено распределение заданий теста по элементам содержания темы.
Таблица 1
Распределение заданий по элементам содержания
Темы курса «Генетика человека с основами медицинской генетики» | Число заданий |
Тема 1.2. Методы медицинской генетики | 2 |
Тема 2.1. Закономерности наследования признаков | 3 |
Тема 2.4. Хромосомная теория наследственности | 5 |
Тема 2.6. Молекулярные основы наследственности | 4 |
Тема 2.5. Цитологические основы наследственности | 1 |
Тема 3.1.Мутационная изменчивость | 6 |
Тема 3.2. Классификация хромосомных аномалий у человека. | 2 |
Тема 4.2. Медико-генетическое консультирование | 2 |
Итого: | 25 |
В работе предусматривается проверка усвоения конкретных знаний, умений и способов деятельности по трем уровням:
- воспроизведение знаний,
- применение знаний и умений в знакомой ситуации,
- применение знаний и умений в измененной ситуации (см. таблицу 2).
Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями (компетенциями): опознание терминов, различение или классификацию объектов, явлений или понятий.
Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями (компетенциями): выполнения действия по воспроизведению информации об объекте изучения по памяти.
Применение знаний в измененной ситуации предусматривает оперирование студентами такими учебными умениями (компетенциями), как умениями применять усвоенную информацию в практической деятельности для решения типовых и некоторого класса нетиповых задач.
Таблица 2
Распределение заданий по уровням усвоения содержания
Уровни усвоения содержания | Число заданий |
1. Воспроизведение знаний | 20 |
2. Применение знаний и умений в знакомой ситуации | 3 |
3. Применение знаний и умений в измененной ситуации | 2 |
Итого: | 25 |
При разработке содержания диагностической работы учитывается необходимость проверки не только усвоения элементов содержания, указанных в таблице 1, но и, в равной мере, проверки овладения видами деятельности, перечисленными в таблице 3.
Таблица 3
Распределение заданий по видам деятельности
№ | Проверяемый вид деятельности | Число заданий |
1. | знание/ понимание | 19 |
2. | применение | 5 |
3. | анализ/ оценка | 1 |
Итого | 25 |
5. Время выполнения работы
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности – __1_ минут;
- для заданий повышенной сложности – _2-3__ минуты;
- для заданий повышенного и высокого уровня сложности – __5_ минут.
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
- Дополнительные материалы и оборудование
дополнительные материалы и оборудование не используется
7. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
1. Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный студентом номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл. Если студент выбрал более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.
2. Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный в ответ совпадает с верным ответом. Задания с кратким ответом оцениваются в соответствии с критериями оценивания. Если студент записал элементов ответа больше, чем требуется по инструкции, то ответ считается неверным. Номера верных ответов на задания с выбором ответа, верные ответы на задания с кратким ответом приведены в «Рекомендациях по проверке и оценке выполнения заданий», которые предлагаются к каждому варианту работы.
3. Задания со свободным конструированным ответом оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
«Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий»
8. План работы
В Приложении предлагается план диагностической работы по анатомии и физиологии человека, сконструированный на основании изложенных выше требований. В плане работы дается информация о каждом задании: тематическая принадлежность, проверяемый вид деятельности, уровень сложности, тип задания, время выполнения и максимальный балл.
Условные обозначения
Уровни сложности заданий: Б – базовый, П – повышенный, В – высокий
Тип задания:
ВО – задания с выбором ответа,
КО – задания с кратким ответом,
СО – задания со свободным ответом.
Приложение 1
План диагностической работы входного тестирования по дисциплине
«Генетика человека с основами медицинской генетики»
№ задания | проверяемый элемент содержания (по Кодификатору) | код проверяемого вида деятельности | уровень сложности задания | тип задания | время выполнения (в мин) | макс. балл за выполнение |
1 | 1.2 | 1 | Б | ВО | 1 | 1 |
2 | 2.1 | 1 | Б | ВО | 1 | 1 |
3 | 2.4 | 1 | Б | ВО | 1 | 1 |
4 | 2.6 | 1 | Б | ВО | 1 | 1 |
5 | 2.4 | 1 | Б | ВО | 1 | 1 |
6 | 2.6 | 1 | Б | ВО | 1 | 1 |
7 | 2.6 | 1 | Б | ВО | 1 | 1 |
8 | 2.1 | 1 | Б | ВО | 1 | 1 |
9 | 1.2 | 1 | Б | ВО | 1 | 1 |
10 | 3.2 | 1 | Б | ВО | 1 | 1 |
11 | 3.2 | 1 | Б | ВО | 1 | 1 |
11 | 3.1 | 1 | Б | ВО | 1 | 1 |
12 | 3.1 | 1 | Б | ВО | 1 | 1 |
13 | 4.2 | 1 | Б | ВО | 1 | 1 |
14 | 4.2 | 1 | Б | ВО | 1 | 1 |
15 | 4.2 | 1 | Б | ВО | 1 | 1 |
16 | 2.4 | 2 | П | КО | 2 | 2 |
17 | 3.1 | 2 | П | КО | 2 | 2 |
18 | 2.5 | 2 | П | КО | 2 | 2 |
19 | 3.1 | 2 | П | КО | 2-3 | 2 |
20 | 3.1 | 2 | П | КО | 2-3 | 2 |
21 | 3.1 | 2 | П | КО | 2-3 | 2 |
22 | 2.6 | 2 | П | КО | 2-3 | 2 |
23 | 1.2 | 2 | П | КО | 2-3 | 2 |
24 | 3.1 | 2 | П | КО | 2-3 | 2 |
25 | 2.1 | 2 | П | КО | 2-3 | 2 |
Приложение 1
Кодификатор
рабочей программы элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся по преподаваемой дисциплине
«Генетика человека с основами медицинской генетики»
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся по «Генетика человека с основами медицинской генетики»
является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольно-оценочных средств (далее – КОС). Кодификатор является систематизированным перечнем требований к уровню подготовки студентов и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код.
Кодификатор составлен на базе ФГОС СПО 34.02.01
Кодификатор состоит из двух разделов:
– Раздел 1. «Перечень элементов содержания, проверяемых в ходе промежуточной аттестации по «Генетика человека с основами медицинской генетики»
– Раздел 2. «Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших программу «Генетика человека с основами медицинской генетики»
1. Создать перечень элементов содержания, проверяемых в ходе промежуточной аттестации по «Генетика человека с основами медицинской генетики»
В первом и во втором столбцах таблицы указаны коды содержательных блоков, на которые разбит учебный курс биологии.
В первом столбце обозначены коды разделов (крупных содержательных блоков), а в третьем столбце (в тех же строках) даны названия этих разделов. Во втором столбце указаны коды контролируемых элементов содержания, для которого создаются задания экзаменационной работы, а в третьем столбце – описание этого содержания.
Таблица 1
Перечень элементов содержания, проверяемых в ходе промежуточной аттестации по ___________________ (название дисциплины, модуля)
Код раз-дела | Код контролируемого элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменуемой работы |
1 | 1.1. | Генетика и ее место в системе наук. |
1.2. | Методы медицинской генетики. | |
2 | 2.1. | Закономерности наследования признаков. |
2.2. | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. | |
2.3. | Аутосомно-доминантный и аутосомно-рецессивный типы наследования. | |
2.4. | Хромосомная теория наследственности. | |
2.5. | Цитологические основы наследственности. | |
2.6. | Молекулярные основы наследственности. | |
2.7. | Заболевания, наследуемые сцеплено с полом. | |
2.8. | Решение задач, моделирующих закономерности моно- и полигибридного скрещивания. | |
2.9. | Кроссинговер. | |
2.10. | Картирование генов. | |
2.11. | Решение задач моделирующих закономерности сцепленного с полом наследования. | |
3 | 3.1 | Мутационная изменчивость. |
3.2. | Классификация хромосомных аномалий у человека. | |
3.3. | Клинические проявления хромосомных синдромов. | |
3.4 | Выявление мутагенов в окружающей среде. | |
3.5. | Модификации. | |
3.6 | Генетика и онтогенез. | |
4 | 4.1. | Профилактика наследственной патологии. |
4.2. | Медико-генетическое консультирование. |
2. Создать перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших программу «Генетика человека с основами медицинской генетики».
В первых двух столбцах даны коды требований, в третьем – требования к уровню подготовки обучающихся, освоивших программу «Генетика человека с основами медицинской генетики».
Таблица 1
Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших программу «Генетика человека с основами медицинской генетики»
Код | Код требования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
1 | ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ | |
1.1 | Понимать | |
1.2 | Знать /понимать | |
2.1. | Закономерности наследования признаков, | |
2.2. | Виды взаимодействия генов | |
2.3. | Виды взаимодействия генов | |
2.4. | Знать /понимать | |
2.5. | Цитологические основы наследственности. | |
2 | 2.6. | Молекулярные основы наследственности. |
2.7. | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. | |
2.8. | Уметь решать задачи на заданную тему | |
2.9. | Знать /понимать | |
2.10. | Знать /понимать | |
2.11. | Уметь решать задачи на заданную тему | |
3.1 | Методы изучения наследственности и изменчивости | |
3.2. | Основные группы наследственных заболеваний, причины, механизмы возникновения | |
3.3. | Основные группы наследственных заболеваний, причины, механизмы возникновения | |
3.4 | Виды мутаций у человека, факторы мутагенеза | |
3.5. | Модификационная изменчивость | |
3.6 | Наследственность и изменчивость человека в норме и патологии | |
УМЕТЬ | ||
4.1 | Проводить беседу с населением по профилактике наследственных заболеваний | |
4.2 | - Проводить беседы по планированию семьи с учетом имеющейся наследственной патологии - проводить предварительную диагностику наследственных болезней | |
3 | ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
4.2 | Проводить опрос и вести учет пациентов с наследственной патологией |
Приложение 2
Контрольно-оценочные средства
(входной контроль)
учебной дисциплины ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики
специальность 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка)
I курс 2 семестр
очно-заочное (вечернее) отделение
Вариант 1
18. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В процессе двойного оплодотворения у цветковых растений происходит | ||||||||||||||||||
|
19. Проанализируйте таблицу «Виды мутаций». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
| |||||||||||||||
Список терминов и понятий: | |||||||||||||||
1) | соматические | ||||||||||||||
2) | генные | ||||||||||||||
3) | замена одного нуклеотида на другой | ||||||||||||||
4) | удвоение гена в участке хромосомы | ||||||||||||||
5) | добавление или выпадение нуклеотидов | ||||||||||||||
6) | гемофилия | ||||||||||||||
7) | дальтонизм | ||||||||||||||
8) | трисомия в хромосомном наборе |
20. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания генных мутаций. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
|
21. Рассмотрите предложенную схему классификации видов изменчивости. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
22. Установите соответствие между признаком нуклеиновой кислоты и её видом. |
|
|
23. По изображённой на рисунке родословной установите характер наследования признака, выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), и обоснуйте его. Определите генотипы потомков 1, 2, 3, 4, 5. Какова вероятность рождения у родителей 2, 3 следующего ребёнка с признаком, выделенным на рисунке родословной чёрным цветом?
24. Все приведённые ниже понятия, кроме двух, используют для описания закономерностей наследственной изменчивости. Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
|
25. Все приведённые ниже процессы, кроме двух, используют для описания генетических закономерностей. Найдите два процесса, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
|
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
к входному контролю по учебной дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики»
Номер задания | Вариант 1 |
1 | А |
2 | В |
3 | Б |
4 | Б |
5 | А |
6 | Г |
7 | Б |
8 | В |
9 | А |
10 | Б |
11 | Г |
12 | А |
13 | Г |
14 | А |
15 | Б |
16 | А-1,Б-1,В-2, Г-2,Д-1 |
17 | 1,2,4 |
18 | 2,4,5 |
19 | 5-А, 4-Б,8-В |
20 | 4,5 |
21 | Мутационная |
22 | А-1,Б-2,В-2, Г-1,Д-1,Е-2 |
23 | См.ниже |
24 | 1,5 |
25 | 2,5 |
Эталон ответа на 23 вопрос: на рисунке данной родословной наблюдается доминантный тип наследования, не сцепленный с полом. Доминантный признак проявляется в первом поколении и в каждом последующем; не сцеплен с полом, так как болеют индивидуумы и мужского и женского пола.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ» ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПРОВЕДЕНИЕ КРУГЛОГО СТОЛА «СУЩЕСТВУЕТ ЛИ НАУКА ТЕЛЕГОНИЯ?»
Хотите увидеть увлечённо работающих студентов? Предложите им участие в диспуте "Существует ли наука "телегония"?" Накануне дня влюблённых так актуально вспомнить о нравственности, верности и чистоте. ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Дисциплина ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики Тема: «Биохимические и молекулярные основы наследственности»
Методическая разработка по дисциплине ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики разработана преподавателем Фоминой Л.Н. по теме «Биохимические и молекулярные основы наследственности» дл...
КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.04.Генетика человека с основами медицинской генетики
Личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, т.е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых делает преподаватель с уче...
Мультимедийная презентация для сопровождения теоритического занятия дисциплины ОП 04 "Генетика человека с основами медицинской генетики", специальность 34.02.01 "Сестринское дело"
Мультимедийная презентация на тему "Методы исследования в генетики"...
Рабочая тетрадь по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики
Данная рабочая тетрадь поможет студентам в подготовке к практическим занятиям, и изучению данной дисциплины....
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Наследственное предрасположение к болезням»
Болезни с наследственной предрасположенностью обусловлены как наследственными факторами, так и факторами внешней среды. В настоящее время эта группа болезней составляет 92% от общего числа наследствен...
Методическая разработка открытого внеаудиторного мероприятия по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики. Студенческий лекторий «21 марта - Международный день человека с синдромом Дауна»
В методической разработке открытого внеаудиторного мероприятия по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики. Студенческий лекторий «21 марта - Международный день человека с си...