Сестринское обследование пациентов с патологией ЛОР - органов
план-конспект занятия на тему
В представленном материале подробно описана схема обследования пациента медицинской сестрой при заболеваниях ЛОР - оргаов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sestrinskoe_obsledovanie_patsienta_s_patologiey_lor.docx | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Сестринское обследование пациента с патологией ЛОР- органов.
СХЕМА ОСМОТРА ПАЦИЕНТА
Цель сестринского обследования пациента — это выявление нарушенных потребностей пациента. Оно заключается в сборе информации о состоянии его здоровья, личности больного, образе жизни и отражении полученных данных в карте сестринского процесса (сестринской истории болезни).
Сестринская оценка состояния пациента — это непрерывный систематический процесс, требующий навыков наблюдения и общения. Целью оценки является определение конкретных потребностей человека в сестринском уходе.
Сестринское обследование не зависит от врачебного и не может им подменяться, так как перед этими обследованиями стоят разные задачи. Врач проводит обследование, ставит медицинский диагноз, выявляет причины нарушения функций органов и систем с целью дальнейшего лечения.
Задача медицинской сестры — обоснование мотивации индивидуального ухода.
Различают три группы методов сестринского обследования: субъективный метод сестринского обследования, объективный метод сестринского обследования и дополнительный метод сестринского обследования.
1. Субъективный метод сестринского обследования — беседа, распрос, дающие информацию об ощущениях самого пациента относительно проблем, связанных с его здоровьем. При этом можно использовать различные шкалы, тесты и опросники.
2. Объективный метод сестринского обследования — проводятся путем осмотра и наблюдения за пациентом, а также общепринятыми методами (например, пальпацией, перкуссией, аускультацией, термометрией, измерением артериального давления).
3. Дополнительный метод сестринского обследования — результаты лабораторных и инструментальных обследований.
Проводя сестринское обследования пациента, надо выяснить: состояние его здоровья с учетом каждой из 14 фундаментальных потребностей по А. Маслоу; что пациент считает нормальным для себя в связи с каждой указанной потребностью; какая помощь нужна пациенту для удовлетворения каждой потребности; как и в какой степени нынешнее состояние здоровья
мешает ему осуществлять самоуход; какие потенциальные трудности или проблемы можно предвидеть в связи с изменением его здоровья; предыдущие заболевания и проблемы.
Результаты сестринского обследования пациента заносятся в карту сестринского процесса (иногда ее называют сестринской историей болезни). К сожалению, унифицированной формы карты сестринского процесса не существует, и каждое ЛПУ или среднее специальное медицинское учебное заведение используют свои формы.
Схема сестринского обследования пациента:
Обследование пациента |
Группы исследуемых параметров: 1) состояние основных функциональных систем организма; 2) психологическое и интеллектуальное состояние; 3) социологические данные; 4) способность пациента к осуществлению самоухода; 5) сведения о факторах риска |
Источники информации: 1) расспрос пациента; 2) расспрос членов семьи и окружающих; 3) физикальное обследование; 4) результаты использования анкет, шкал и опросников; 5) ознакомление с медицинской документацией; 6) наблюдение за пациентом |
Методы сестринского обследования: 1) субъективные; 2) объективные; 3) дополнительные |
Сестринское обследование - первый этап сестринского процесса
Расспрос
Субъективный метод обследования – расспрос. Это данные, которые помогают медсестре составить представление о личности пациента.
Расспрос играет огромную роль в:
• предварительном заключении о причине болезни;
• оценке и течении заболевания;
• оценке дефицита самообслуживания.
Расспрос включает anamnessis. Этот метод внедрил в практику известный терапевт Захарин.
Анамнез – совокупность сведений о больном и развитии заболевания, полученных при расспросе самого пациента и знающих его лиц.
Расспрос складывается из пяти частей:
• паспортная часть;
• жалобы пациента;
• anamnesis morbe;
• anamnesis vitae;
• аллергические реакции.
Жалобы пациента дают возможность выяснить причину заставившую обратиться к врачу.
Из жалоб пациента выделяют:
• актуальные (приоритетные);
• главные;
• дополнительные.
Главные жалобы - это те проявления заболевания, которые больше всего беспокоят пациента, более резко выражены. Обычно главные жалобы и определяют проблемы пациента и особенности ухода за ним.
Anamnesis morbe
Anamnesis morbe – первоначальные проявления болезни, отличающиеся от тех, которые пациент предъявляет, обратившись за медицинской помощью, поэтому:
• уточняют начало заболевания (острое или постепенное);
• далее уточняют признаки заболевания и те условия в которых они возникли;
• затем выясняют, какое было течение заболевания, как изменились болезненные ощущения с момента их возникновения;
• уточняют, были ли проведены исследования до встречи с медсестрой и каковы их результаты;
• следует расспросить: проводилось ли ранее лечение, с уточнением лекарственных препаратов, которые могут изменить клиническую картину болезни; все это позволит судить об эффективности терапии;
• уточняют время наступления ухудшения.
Anamnesis vitae
Anamnesis vitae – позволяет выяснить, как наследственные факторы, так и состояние внешней среды, что может иметь прямое отношение к возникновению заболевания у данного пациента.
Anamnesis vitae собирается по схеме:
1. биография пациента;
2. перенесенные заболевания;
3. условия труда и быта;
4. интоксикация;
5. вредные привычки;
6. семейная и половая жизнь;
7. наследственность.
Объективное обследование:
• физическое обследование;
• знакомство с медицинской картой;
• беседа с лечащим врачом;
• изучение медицинской литературы по уходу.
Объективный метод – это осмотр, который определяет статус пациента в настоящее время.
Осмотр проводится по определенному плану:
• общий осмотр;
• осмотр определенных систем.
Методы обследования:
• основные;
• дополнительные.
К основным методам обследования относятся:
• общий осмотр;
• пальпация;
• перкуссия;
• аускультация.
Аускультация – выслушивание звуковых феноменов, связанных с деятельностью внутренних органов; является методом объективного обследования.
Пальпация – один из основных клинических методов объективного обследования пациента с помощью осязания.
Перкуссия – постукивание по поверхности тела и оценка характера возникающих при этом звуков; один из основных методов объективного обследования пациента.
После этого медсестра готовит пациента к другим назначенным обследованиям.
Дополнительные исследования – исследования, проводимые другими специалистами (пример: эндоскопические методы обследования).
При общем осмотре определяют:
1. общее состояние пациента:
• крайне тяжелое;
• средней тяжести;
• удовлетворительное;
2. положение пациента в постели:
• активное;
• пассивное;
• вынужденное;
3. состояние сознания (различают пять видов):
• ясное – пациент конкретно и быстро отвечает на вопросы;
• помрачненное – пациент отвечает на вопросы правильно, но с опозданием;
• ступор – оцепенение, пациент на вопросы не отвечает или отвечает не осмысленно;
• сопор – патологический сон, сознание отсутствует;
• кома – полное подавление сознания, с отсутствием рефлексов.
4. данные антропометрии:
• рост,
• вес;
5. дыхание;
• самостоятельное;
• затрудненное;
• свободное;
• кашель;
6. наличие или отсутствие одышки;
различают следующие виды одышки:
• экспираторная;
• инспираторная;
• смешанная;
7. частоту дыхательных движений (ЧДД)
8. артериальное давление (АД);
9. пульс (Ps);
10. данные термометрии и т. д.
Артериальное давление - давление, оказываемое скоростью тока крови в артерии на ее стенку.
Антропометрия – совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела.
Пульс – периодические толчкообразные колебания (удары) стенки артерии при выбросе крови из сердца при его сокращении, связанные с динамикой кровенаполнения и давления в сосудах в течение одного сердечного цикла.
Термометрия – измерение температуры тела термометром.
Одышка (диспное) – нарушение частоты, ритма и глубины дыхания с ощущениями недостатка воздуха или затруднения дыхания.
Цель первого этапа сестринского процесса – создание информационной базы о пациенте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирующие и контролирующие элементы профессиональных компетенций .Дидактический материал практического занятия." ПМ 01. МДК 01.01 Тема:"Субъективные и объективные методы обследования пациента с патологией органов дыхания."
Материал для урока в помощь преподавателю терапии..Дисциплина "Пропедевтика клинических дисциплин"...
Методическая разработка по теме "Обследование пациентов при заболевании органов дыхания".
Данная методическая разработка предназначен для проведения практического занятия по теме "Обследование пациентов при заболевании органов дыхания"....
Сестринское обследование пациента терапевтического профиля
В презентации подробно рассматриваются этапы сестринского процесса, схема обследования пациента терапевтического профиля, объём незаваисимого сестринского вмешательства...
Объективное сестринское обследование пациента
Объективное сестринское обследование пациента...
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме: Методы обследования пациента с заболеваниями органов пищеварения
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме : Методика обследования пациентов с патологией системы кроветворения
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...
Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями эндокринной системы» раздела 1
Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы»...