РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины ОП. 09 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ Специальность 3.31.02.01 Лечебное дело
учебно-методический материал на тему
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть предусмотренными ФГОС по специальности СПО 3.31.02.01 Лечебное дело следующими общими компетенциями (ОК), а так же умениями и знаниями, которые формируют профессиональные компетенции (ПК).
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Братский медицинский колледж»
УТВЕРЖДАЮ: |
Директор ОГБПОУ БМК |
И.В.Котова |
« ___ » _____________ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины
ОП. 09 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ
Специальность 3.31.02.01 Лечебное дело
Очная форма обучения
по программе углубленной подготовки
Братск, 2017 г.
Рассмотрено и одобрено на | РАССМОТРЕНО: |
заседании ЦМК №4 | Педагогическим советом |
Протокол № 10 | Протокол № |
от « 13 » июня 2017 г. | от « 29 » июня 2017 г. |
Председатель ЦМК Белая А.Б.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с документами:
- Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 2014 года 31.02.01 Лечебное дело, квалификация Фельдшер;
- Общероссийским классификатором специальностей по образованию (дата введения 2017 – 07 – 01);
- локального нормативного акта «Положение по формированию рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей» ОГБПОУ БМК;
- плана учебного процесса по специальности 3.31.02.01 Лечебное дело.
Организация-разработчик рабочей программы:
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Братский медицинский колледж».
Разработчики:
И.П.. Савина - преподаватель ОГБПОУ БМК.
Рецензент:
Алексонис Ольга Анатольевна -
Заведующий Братской клинико-диагностической лабораторией, главный лаборант г. Братска
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 21 |
| 23 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 3.31.02.01 Лечебное дело.
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин программы подготовки специалистов среднего звена.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть предусмотренными ФГОС по специальности СПО 3.31.02.01 Лечебное дело следующими общими компетенциями (ОК), а так же умениями и знаниями, которые формируют профессиональные компетенции (ПК).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований;
- проводить простейшие микробиологические исследования;
- дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;
- осуществлять профилактику распространения инфекции.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- роль микроорганизмов в жизни человека и общества;
- морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;
- основные методы асептики и антисептики;
- основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний;
- факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике.
Перечень формируемых компетенций
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.
ПК 1.4. Проводить диагностику беременности.
ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.
ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.
ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.
ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.
ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.
ПК 3.6. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.
ПК 4.2. Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на закрепленном участке.
ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
ПК 4.5. Проводить иммунопрофилактику.
ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду.
ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.
ПК 6.4. Организовывать и контролировать выполнение требований противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах офисе общей врачебной (семейной) практики.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 108 часов, включая:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 72 часа;
- самостоятельная работа обучающегося - 36 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы. | Объем часов. |
Максимальная учебная нагрузка (всего). | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего). | 72 |
В том числе: | |
Лабораторные занятия | - |
Практические занятия | 32 |
Контрольные работы | - |
Курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего). | 36 |
В том числе: | |
Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
Итоговая аттестация по дисциплине в форме дифференцированного зачёта |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины: Основы микробиологии и иммунологии
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1. | 2. | 3. | 4. |
Раздел 1 | Основы микробиологии | 31 | |
Тема 1.1 Введение в микробиологию и иммунологию. | Содержание учебного материала | 3 | |
| 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 2,3 | |
| |||
Тема 1.2. Организация микробиологической лабораторной службы | Содержание учебного материала | 7 | |
| 2 | ||
Практическая работа
| 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 1 | ||
Тема 1.3. Морфология и классификация микробов. Методы изучения. | Содержание учебного материала | 9 | |
| 2 | 1 | |
Практическая работа
| 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | 2,3 | |
| |||
Тема 1.4. Физиология микроорганизмов. Методы изучения | Содержание учебного материала | 8 | |
| 2 | 1 | |
Практические занятия.
| 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 2,3 | |
| |||
Тема 1.5. Экология микроорганизмов | Содержание учебного материала | 4 | |
Системы сбора, хранения и утилизации медицинских отходов, содержащих инфицированный материал. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 2 | ||
Раздел 2. | Учение об инфекции | 24 | |
Тема 2.1 Учение об инфекционном процессе. Общая патология инфекционных болезней. | Содержание учебного материала | 4 | |
1.Понятие об инфекции и инфекционном заболевании. 2.Интенсивность эпидемического процесса. 3.Признаки инфекционного заболевания. 4.Формы инфекционного процесса. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 2,3 | |
| |||
Тема 2.2 Микробиологическая диагностика инфекционных заболеваний. | Содержание учебного материала | 4 | |
| 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 2,3 | |
| |||
Тема 2.3 Основы эпидемиологии. Учение об эпидемическом процессе. | Содержание учебного материала | 4 | |
1. Понятие об эпидемическом процессе. 2.Источник инфекции. 3.Механизмы передачи возбудителей инфекции, соответствие механизма передачи возбудителя его локализации в организме человека. 4.Пути передачи возбудителей инфекции. 5.Природнаяочаговость инфекционных болезней. 6. Восприимчивость коллектива к инфекции. 7.Интенсивность эпидемического процесса. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 2,3 | |
| |||
Тема 2.4 Методы эпидемиологии | Содержание учебного материала | 4 | |
| 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 2,3 | |
| |||
Тема 2.5 Микробиологические основы химопрофилактики и химиотерпии инфекционных болезней. Антибиотики | Содержание учебного материала | 8 | |
| 2 | ||
Практические занятия | 4 | ||
| |||
Самостоятельная работа обучающихся
| 2 | ||
Раздел 3. | Основы иммунологии | 29 | |
Тема 3.1 Иммунная система организма человека. Виды иммунитета. Механизм иммунного ответа. | Содержание учебного материала. | 4 | |
1.Понятие об иммунитете. Виды невосприимчивости организма человека. 2.Иммунная система организма человека: органы, клетки, иммуноглобулины. 3.Виды иммунитета. 4.Механизм иммунного ответа. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 2,3 | |
| |||
Тема 3.2. Неспецифические факторы иммунитета. | Содержание учебного материала. | 3 | |
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||
| |||
Тема 3.3. Специфические факторы иммунитета | Содержание учебного материала | 3 | |
| 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 2,3 | |
| |||
Тема 3.4. Механизм иммунного ответа. | Содержание учебного материала | 3 | |
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 1 | ||
Тема 3.5. Серологические реакции | Содержание учебного материала | 8 | |
| 2 | 1 | |
Практические занятия | 4 | 2 | |
Проведение реакции гемагглютинации. Зарисовывание полученного результата. Составление схем постановки основных серологических реакций. Решение задач. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 2,3 | |
| |||
Тема 3.6. Аллергические реакции. Профилактика аллергий. | Содержание учебного материала | 4 | |
1.Виды аллергических реакций. 2..Аллергические заболевания - немедленного, замедленного типа. 3.Аллергодиагностика. 4.Профилактика и лечение аллергических заболеваний. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 2,3 | |
| |||
Тема 3.7 Специфическая профилактика инфекционных болезней. | Содержание учебного материала | 4 | |
1.Понятие об иммунотерапии и иммунопрофилактике инфекционных заболеваний. 2.Иммунобиологические препараты, их группы. Понятие о серологических реакциях, их виды и применение в медицинской практике. 3. Вакцины, сывороточные препараты (классификация, способы применения и хранения). | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 2,3 | |
| |||
Раздел 4. | Основы паразитологии | 24 | |
Тема 4.1 Медицинская протозоология. | Содержание учебного материала | 8 | |
| 2 | 1 | |
Практическое занятие | |||
| 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 2,3 | |
| |||
Тема 4.2 Медицинская гельминтология. | Содержание учебного материала | 8 | |
| 2 | 1 | |
Практическая работа | 4 | ||
1. Рассмотрение, анализ микропрепаратов биологического материала с возбудителями гельминтозов. 2. Составление конспекта «Методы микробиологической диагностики гельминтозов:». 3. Решение ситуационных задач. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 2,3 | |
| |||
Тема 4.3 Медицинская арахноэнтомология. | Содержание учебного материала | 8 | |
1.Классификация насекомых. 2. Задачи медицинской арахноэнтомологии. 3. Понятия о природно-очаговых болезнях. 4. Принципы профилактики. 5. Борьба с трансмиссивными инфекциями. | 2 | 1 | |
Практические занятия | 4 | 2 | |
Презентации и защита наглядных пособий –плакатов, санбюллетней, выступлений по профилактике паразитических инвазий. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 2,3 | |
| |||
Всего: | 108 | ||
Всего аудиторных занятий: | 72 | ||
В том числе практических занятий: | 32 | ||
Самостоятельной работы: | 36 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально- техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета, лаборатории основ микробиологии и иммунологии; кабинета основ микробиологии и иммунологии;
Технические средства обучения:
- аудио- и видеосредства;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
и мультимедиапроектор, экран;
- телевизор;
- DVD-плеер.
Оборудование кабинета основ микробиологии и иммунологии
- Аппаратура и приборы;
- Медицинская аппаратура и принадлежности;
- Таблицы и схемы по темам занятий;
- Учебное кино и видеофильмы;
- Информационно - методический уголок.
Оборудование лаборатории основ микробиологии и иммунологии:
- Аппаратура и приборы;
- Термостат;
- Микроскопы;
- Дозаторы;
- Холодильник;
- Бактерицидные лампы;
- Микропрепараты;
- Медицинский инструментарий;
- Лабораторные принадлежности и материалы;
- Лабораторная посуда;
- Реактивы;
- Среды и полуфабрикаты сред;
- Лечебные и диагностические препараты.
- Медицинская документация;
- Аптечка для оказания первой медицинской помощи;
- Вытяжка и противопожарная сигнализация;
- Огнетушитель;
- Централизованное водоснабжение;
- Информационно - методический уголок.
3.2. Информационное обеспечение обучения: перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Литература:
Основной источник:
Электронный учебник:
Основы микробиологии и иммунологии. учебник / Под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970435991.html
Дополнительные источники:
Камышева К.С.«Микробиология основами эпидемиологии и методы исследования» Р-Д-2014.
Электронные учебники:
1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. В 2 т. Том 2. [Электронный ресурс] : учебник / Под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко - М. : ГЭОТАР-Медиа,2016. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970436424.html
Дополнительная литература:
- А. С. Лабинской, Л. П. Блинковой, А. С. Ещиной « Частная медицинская микробиология с техникой микробиологических исследований» 2005.
- Черкес Ф.К. « руководство к практческим занятиям по микробиологическим исследованиям», 1980.
Интернет-ресурсы:
- Руководство по лабораторным методам диагностики [Электронный ресурс] / А. А. Кишкун - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013.
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970426593.html
- Атлас паразитов человека и их переносчиков. Н.А.Королёва
http://studepedia.org/index.php?post=41456&vol=1
- База знаний по биологии человека
http://humbio.ru/humbio/tarantul_sl/00000d07.htm
- Библиотека с книгами по биологии
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования.
Результаты обучения ( освоенные умения, усвоенные знания). | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения. |
Освоенные умения: | |
| Текущий контроль:
Рубежный контроль:
Промежуточная аттестация:
|
| Текущий контроль:
Рубежный контроль:
Промежуточная аттестация: оценка результатов дифференцированного зачета |
| Текущий контроль:
Рубежный контроль:
Промежуточная аттестация: оценка результатов дифференцированного зачета |
| Текущий контроль:
Рубежный контроль:
Промежуточная аттестация: оценка результатов дифференцированного зачета |
Усвоенные знания: | |
| Текущий контроль:
Рубежный контроль:
Промежуточная аттестация:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины ОП. 03 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИНФЕКЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО 3.31.02.05 Стоматология ортопедическая...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 00 Общепрофессиональные дисциплины ОП. 06 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ Специальность 3.33.02.01 Фармация
В результате освоения учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО 3.33.02.01 Фармация...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Безопасность жизнедеятельности для специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА по специальности: 34.02.01 Сестринское дело
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП.02. анатомия и физиология человекапо специальности: 34.02.01 Сестринское дело...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 Экономика и бухгалтерский учет гостиничного предприятия 43.02.14 Гостиничное дело
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 Экономика и бухгалтерский учет гостиничного предприятия 43.02.14 Гостиничное дело...
Рабочая программа по учебной дисциплине "Основы микробиологии и иммунологии" Специальность - 34.0201 Сестринское дело
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...