РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 00 Общепрофессиональные дисциплины ОП. 06 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ Специальность 3.33.02.01 Фармация
учебно-методический материал на тему
В результате освоения учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО 3.33.02.01 Фармация
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Братский медицинский колледж»
. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ОГБПОУ БМК И.В.Котова « ___ » _____________ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 00 Общепрофессиональные дисциплины
ОП. 06 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ
Специальность 3.33.02.01 Фармация
Очно-заочная форма обучения
по программе базовой подготовки
Братск, 2017г.
Рассмотрено и одобрено на | РАССМОТРЕНО: |
заседании ЦМК №4 | Педагогическим советом |
Протокол № 10 | Протокол № |
от « 13 » июня 2017 г. | от « 29 » июня 2017 г. |
Председатель ЦМК Белая А.Б.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с документами:
- Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 2014 года 33.02.01 Фармация, квалификация Фармацевт;
- Общероссийским классификатором специальностей по образованию (дата введения 2017 – 07 – 01);
- локального нормативного акта «Положение по формированию рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей» ОГБПОУ БМК;
- плана учебного процесса по специальности 3.33.02.01 Фармация (очно-заочная форма обучения).
Организация-разработчик рабочей программы:
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Братский медицинский колледж».
Разработчики:
И.П. Савина - преподаватель ОГБПОУ БМК.
Рецензент:
Алексонис Ольга Анатольевна -
Заведующий Братской клинико-диагностической лабораторией, главный лаборант г. Братска
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 17 |
| 20 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 3.33.02.01 Фармация.
- Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин программы подготовки специалистов среднего звена.
- Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО 3.33.02.01 Фармация следующими умениями и знаниями, которые формируют общие компетенции (ОК) и в дальнейшем профессиональные компетенции:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;
- осуществлять профилактику распространения инфекции;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- роль микроорганизмов в жизни человека и общества;
- морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;
- основные методы асептики и антисептики;
- основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний;
- факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике.
Перечень формируемых компетенций:
OK12. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 90 часов, включая:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 32 часов;
- самостоятельная работа обучающегося - 58 часов;
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
В том числе: | |
Лабораторные занятия | - |
Практические занятия | 16 |
Контрольные работы | - |
Курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 58 |
В том числе: | |
Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
Промежуточная аттестация по дисциплине в форме дифференцированного зачёта |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины: Основы микробиологии и иммунологии
Наименование разделов и тем. | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов. | Уровень освоения. |
1. | 2. | 3. | 4. |
Раздел 1 | Основы микробиологии. | 24 | |
Тема 1.1. Введение в микробиологию и иммунологию. | Содержание учебного материала | 2 | |
Микробиология как наука. Этапы развития микробиологии. Медицинская микробиология, направления, задачи, объекты исследования. | 1 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 3 | |
Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка сообщений, докладов ( примерные темы: «Достижения иммунологии», «Достижения вирусологии», «Русские иммунологи»). | |||
Тема 1.2. Морфология и классификация микробов | Содержание учебного материала | 9 | |
Основные морфологические группы микроорганизмов. Классификация и морфология бактеий. Строение клеточной стенки бактерий. Тинкториальные свойства бактерий. | 1 | 1 | |
Практические занятия
| 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | 2,3 | |
Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка сообщений и докладов ( примерные темы: «Особенности грамотрицательных бактерий», «Строение вирусов»,и др. Составление конспекта по теме: « Техника микроскопирования» | |||
Тема 1.3. Физиология микроорганизмов | Содержание учебного материала | 8 | |
| 1 | 1 | |
Практические занятия 1. Записать алгоритм приготовления питательных сред. 2. Сварить питательные среды - Агар, Эндо, Плоскирева. 3. Сделать смыв с объектов окружающей среды. 4. Провести посев на питательную среду. 5. Решить тесты. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся
«Методы выделения чистых культур»).
| 3 | 2,3 | |
Тема 1.4. Экология микроорганизмов | Содержание учебного материала | 5 | |
| 1 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся.
| 4 | 2,3 | |
Раздел 2 | Учение об инфекции | 32 | |
Тема 2.1. Учение об инфекции | Содержание учебного материала | 6 | |
1. Понятие об инфекции и инфекционном заболевании. 2. Интенсивность эпидемического процесса. 4. Формы инфекционного процесса. 5. Эпидемический процесс, его звенья. 6. Профилактика инфекционных заболеваний. 7. Понятие об источнике инфекции. Механизмы передачи инфекции. 8. Пути и факторы передачи инфекции. 9. Восприимчивость популяции. | 1 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка презентаций. Подготовка сообщений, докладов (примерные темы « История особо опасных инфекций», « Эпидемии гриппа», «Мировые эпидемии») | 5 | 2,3 | |
Тема 2.2. Антибиотики. Химиотерапия и химиопрофилактика. | Содержание учебного материала | 10 | |
| 1 | 1 | |
Практические занятия
| 4 | 2,3 | |
Самостоятельная работа обучающихся Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка сообщений, докладов ( примерные темы « Современные методы химиотерапии», « Проблема лекарственной аллергии») | 5 | ||
Тема 2.3. Асептика и антисептика. Противоэпидемический режим в аптеках | Содержание учебного материала | 6 | |
1.Понятие об асептике и антисептике. 2.Стерилизация, ее методы, применение в аптечной практике. 3.Дезинфекция, ее виды, методы, применение в аптеке. 4.Противоэпидемический режим в аптеках. | 1 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Изучение основной и дополнительной литературы. Индивидуальный проект - « Аптека будущего». | 5 | 2,3 | |
Тема 2.4. Санитарная микробиология | Содержание учебного материала | 10 | |
| 1 | 1 | |
Практические занятия
| 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка сообщений, докладов ( примерные темы «Достижения санитарной микробиологии», «Особенности санитарно-показательных микроорганизмов» | 5 | 2,3 | |
Раздел 3. | Основы иммунологии | 16 | |
Тема 3.1. Иммунная система организма человека. Виды иммунитета. Механизм иммунного о ответа. | Содержание учебного материала | 4 | |
1. Понятие об иммунитете. Виды невосприимчивости организма человека. 2. Иммунная система организма человека: органы, клетки, иммуноглобулины. 3. Виды иммунитета. 4. Механизм иммунного ответа. | 1 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка презентаций. Подготовка сообщений, докладов ( примерные темы « Иммунологическая толерантность», «Значение иммунного ответа в решении проблем современной трансплантологии», «Проблемы трансплантологии».) | 3 | 2,3 | |
Тема 3.2. Аллергия. Виды аллергенов. Аллергические заболевания | Содержание учебного материала | 5 | |
1. Виды аллергических реакций. 2. Аллергические заболевания - немедленного, замедленного типа. 3. Профилактика и лечение аллергических заболеваний. | 1 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка презентаций. Подготовка рефератов (примерные темы « Связь аллергии с промышленными выбросами г Братска», «Современные методы диагностики аллергических заболеваний», « Современные методы лечения аллергии») | 4 | 2 | |
Тема 3.3. Специфическая профилактика инфекционных болезней. | Содержание учебного материала | 7 | |
1.Понятие об иммунотерапии и иммунопрофилактике инфекционных заболеваний. 2. Иммунобиологические препараты, их группы. Понятие о серологических реакциях, их виды и применение в медицинской практике. 3. Вакцины, сывороточные препараты (классификация, способы применения и хранения). | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Изучение основной и дополнительной литературы. Оформление санбюллетеня «Вакцинация» Подготовка р сообщений (примерные темы « Иммунопрофилактика инфекционных болезней», «Прививки -за и против», «Виды вакцин, отличительные особенности», «Методы производства вакцин», « История прививки») | 5 | 2,3 | |
Раздел 4 | Частная микробиология | 18 | |
Тема 4.1. Бактериальные инфекции: дыхательные кишечные и ВБИ | Содержание учебного материала | 5 | |
| 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов ( примерные темы « Возбудители ВБИ», « Принципы действия дезсредств», « Правила применения дезинфицирующих препаратов») Оформление санбюллетеня примерные темы «Кишечные инфекции», «Дыхательные инфекции» | 4 | ||
Тема 4.2. Грибковые инфекции | Содержание учебного материала | 4 | |
1.Возбудители грибковых кишечных инфекций – микотоксикозов. 2.Возбудители грибковых респираторных инфекций, их классификация. 3.Возбудители грибковых инфекций наружных покровов – дерматомикозов, их классификация. 4.Источники инфекций, пути заражения. 5. Характерные клинические проявления. 6. Профилактика распространения инфекций. 7.Противогрибковые препараты. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Изучение основной и дополнительной литературы. | 3 | ||
Тема 4.3. Протозойные инфекции | Содержание учебного материала | 5 | |
1.Возбудители протозойных кишечных инвазий: амебиаза, лямблиоза. 2.Возбудители протозойных кровяных инвазий: малярии, лейшманиозов, трипаносомозов. 3.Возбудители протозойных инвазий мочеполовых путей: трихомоноза. 4.Токсоплазмоз, источник инвазии, пути заражения, жизненный цикл паразита, основные проявления врождённых и приобретённых токсоплазмозов. 5.Источник инвазии, путь заражения, жизненный цикл паразита. Характерные клинические проявления. 6.Противопротозойные препараты. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 4 | ||
Тема 4.4. Вирусные инфекции | Содержание учебного материала | 4 | |
1.Возбудители вирусных респираторных инфекций: гриппа, парагриппа, других острых респираторных вирусных инфекций, кори, краснухи, ветряной оспы, опоясывающего герпеса, натуральной оспы. 2.Источники и пути заражения. 3. Характерные клинические проявления. 4. Профилактика распространения инфекций. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Изучение основной и дополнительной литературы. | 3 | ||
Всего: | 90 | ||
Всего аудиторных занятий: | 32 | ||
В том числе практических занятий: | 16 | ||
Самостоятельной работы: | 58 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально- техническому обеспечению
Реализация дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы микробиологии», лаборатории основ микробиологии и иммунологии;
Технические средства обучения:
- аудио- и видеосредства;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
и мультимедиапроектор, экран;
- телевизор;
- DVD-плеер.
Оборудование кабинета основ микробиологии и иммунологии:
- Аппаратура и приборы;
- Термостат;
- Микроскопы;
- Дозаторы;
- Холодильник;
- Бактерицидные лампы;
- Медицинская аппаратура и принадлежности;
- Таблицы и схемы по темам занятий;
- Учебное кино и видеофильмы;
- Информационно - методический уголок.
Оборудование лаборатории основ микробиологии и иммунологии:
- Аппаратура и приборы;
- Микропрепараты;
- Медицинский инструментарий;
- Лабораторные принадлежности и материалы;
- Лабораторная посуда;
- Реактивы;
- Среды и полуфабрикаты сред;
- Лечебные и диагностические препараты.
- Медицинская документация;
- Аптечка для оказания первой медицинской помощи;
- Вытяжка и противопожарная сигнализация;
- Огнетушитель;
- Централизованное водоснабжение;
- Информационно - методический уголок.
3.2. Информационное обеспечение обучения: перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Литература:
Основной источник:
Электронный учебник:
Основы микробиологии и иммунологии. учебник / Под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970435991.html
Дополнительные источники:
Камышева К.С.«Микробиология основами эпидемиологии и методы исследования» Р-Д-2014.
Электронные учебники:
1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. В 2 т. Том 2. [Электронный ресурс] : учебник / Под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко - М. : ГЭОТАР-Медиа,2016. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970436424.html
Дополнительная литература:
- А. С. Лабинской, Л. П. Блинковой, А. С. Ещиной « Частная медицинская микробиология с техникой микробиологических исследований» 2005.
- Черкес Ф.К. «Руководство к практическим занятиям по микробиологическим исследованиям», 1980.
Интернет-ресурсы:
- Руководство по лабораторным методам диагностики [Электронный ресурс] / А. А. Кишкун - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013.
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970426593.html
- Атлас паразитов человека и их переносчиков. Н.А.Королёва
http://studepedia.org/index.php?post=41456&vol=1
- База знаний по биологии человека
http://humbio.ru/humbio/tarantul_sl/00000d07.htm
- Библиотека с книгами по биологии
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования.
Результаты обучения ( освоенные умения, усвоенные знания). | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения. |
Освоенные умения: | Текущий контроль:
Рубежный контроль:
Промежуточная аттестация:
|
- дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам; | |
- осуществлять профилактику распространения инфекции; | |
Усвоенные знания: | Текущий контроль:
Рубежный контроль:
Промежуточная аттестация:
|
- роль микроорганизмов в жизни человека и общества; | |
- морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения; | |
- основные методы асептики и антисептики; | |
- основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний; | |
- факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ (БАЗОВАЯ ДИСЦИПЛИНА) для всех специальностей
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ по изучению ОП.06 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ специальность 3.33.02.01 Фармация
Данные методические рекомендации позволяют студентам получить необходимую информацию для подготовки к любому виду занятий....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» программы подготовки специалистов среднего звена для всех специальностей технического профиля на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Физика»программы подготовки специалистов среднего звенадля всех специальностей технического профиляна базе основного общего образованияс получени...
Рабочие программы учебной дисциплины ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело 2016-2017 гг.
Рабочая программа ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессиональног...
Рабочие программы учебной дисциплины ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело 2017-2018 гг.
Рабочая программа ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессиональног...
Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.06 «Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики» для специальности среднего профессионального образования 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
В процессе изучения дисциплины обучающийся получает общие сведения о жидкости и газе; предмет и задачи курса, связь с другими дисциплинами....