МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОСНОВАМ ПАТОЛОГИИ
учебно-методическое пособие на тему
Методическое пособие по дисциплине Основы патологии предназначено для проведения теоретического занятия по теме ПОВРЕЖДЕНИЯ в медицинских колледжах для специальности Лечебное дело.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_po_osnovam_patologii_dlya_feldsherov.docx | 100.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 2»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ТЕМЕ:
ПОВРЕЖДЕНИЯ
для преподавателя
Дисциплина: ОП. 08. Основы патологии
Специальность: 31.02.01. Лечебное дело
Москва
2017 г.
Пояснительная записка
Методическое пособие теоретического занятия по теме «Повреждения» разработано в соответствии с ФГОС специальности 31.02.01. Лечебное дело, квалификационной характеристикой фельдшера и требованиями рабочей программы дисциплины ОП. 08 Основы патологии.
В методическое пособие теоретического занятия входят:
- организационный блок (технологическая карта занятия, мотивация, внутри дисциплинарные и междисциплинарные связи),
- информационный блок (теоретический материал),
- блок контроля (вопросы контроля исходного уровня знаний; вопросы для закрепления изученного материала; тестовые задания для оценки усвоения знаний и эталоны ответов),
- приложения (слайды презентации и список использованной литературы).
Используемые в ходе занятия методы и приемы обучения способствуют выработке познавательной и творческой активности студентов, позволяют сконцентрировать их учебную деятельность. Для развития познавательного интереса студентов на данном занятии применяются информационные технологии.
Представленное методическое пособие способствует формированию общих и профессиональных компетенций при проведении занятия по данной теме.
Содержание
1. Организационный блок
- Технологическая карта занятия
- Мотивация
- Внутридисциплинарные и междисциплинарные связи
2. Информационный блок
- Теоретический материал
3. Блок контроля
- Контроль исходного уровня знаний
- Вопросы для закрепления знаний
- Тестовые задания для оценки усвоения знаний
4. Приложения
- Список литературы
1. Организационный блок
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
- Дисциплина: ОП. 08 "Основы патологии"
- Тема: Повреждения
- Занятие: № 2
- Тип занятия: комбинированное
- Форма проведения: теоретическое занятие
- Время проведения: 90 минут
- Место проведения: учебная аудитория (кабинет Основы патологии)
- Цели занятия:
Знать:
- общую характеристику дистрофий (внутриклеточных накоплений);
- классификацию дистрофий (белковые, жировые, углеводные дистрофии), стромально-сосудистые (мезенхимальные) и паренхиматозные дистрофии, смешанные дистрофии;
- характеристику нарушений водного и минерального обмена (отеки, ацидоз, алколоз);
- характеристику основных форм некроза;
- понятие «апоптоз».
Уметь:
- пользоваться медицинской терминологией;
- пояснять этиологию и патогенез дистрофий, некроза.
- применять знания при изучении других тем по патологии и на других дисциплинах и профессиональных модулях.
- Уровень освоения: 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- Работа по достижению данных целей обеспечивает формирование следующих компетенций:
Код/шифр компетенции | Содержание компетенции | Пути формирования компетенции |
Общие компетенции | ||
ОК1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Выполнение аудиторной работы в полном объеме |
ОК2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их качество | Анализ учебных текстов, краткое формулирование ответов на вопросы, заполнение предложенных таблиц и схем |
ОК3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Решение ситуационных задач, подписывание рисунков, заполнение таблиц и схем |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой ля постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Приобретение новых знаний, выполнение самостоятельной работы |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | |
Профессиональные компетенции | ||
ПК 1.1. | Планировать обследование пациентов различных возрастных групп. | Осознанное изучение учебного материала, умение объяснять патологические процессы, владеть терминологией |
ПК 1.2 | Проводить диагностические исследования. | |
ПК 1.3. | Проводить диагностику острых и хронических заболеваний. | |
ПК 2.4. | Проводить контроль эффективности лечения. | Следование инструкциям при выполнении аудиторных заданий |
ПК 2.5. | Осуществлять контроль состояния пациента. | |
ПК 3.1. | Проводить диагностику неотложных состояний. | |
ПК 3.2. | Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. |
- Оборудование к занятию:
Материально – техническое оснащение занятия:
- Мультимедийная установка (компьютер, проектор, экран)
- плакаты «Белковые дистрофии», «Жировые дистрофии», «Формы гангрены», «Пролежни»
- рентгеновские снимки легких, фотографии УЗИ почек, печени.
Учебно-методическое оснащение занятия:
- методическое пособие для преподавателя
- презентация по теме
- контролирующий материал (карточки с тестовыми заданиями)
- учебник для самостоятельной работы – Основы патологии учебник для медицинских училищ и колледжей. Митрофаненко В.П., Алабин И.В. М. ГЭОТАР-Медиа, 2015.
- Учебная литература:
1. Основы патологии учебник для медицинских училищ и колледжей. Митрофаненко В.П., Алабин И.В. М. ГЭОТАР-Медиа, 2015.
2. Патологическая анатомия: учебник Струкова А.А., Серов В.В. М. ГЭОТАР-Медиа, 2013.
3. Патологическая анатомия и патологическая физиология: учеб. по дисциплине для студентов учреждений средн.проф. образования Пауков В.С., Литвицкий П.Ф., М. ГЭОТАР-Медиа, 2010.
4. Патология: учебник Пауков В.С., Литвицкий П.Ф. М.: «Медицина» 2004.
- Ход занятия
№ п/п | Этап занятия | Время (мин) | Методы обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
I. | Организационный момент | 2 мин. | - | Приветствие студентов. Заполнение журнала, сообщение темы занятия, определение целей и основных вопросов лекции. | Студенты готовятся к занятию |
II. | Актуализация знаний | 10 мин | Репродуктивный | Организует фронтальный устный опрос | Отвечают на вопросы преподавателя. |
III. | Изучение нового материала | 50мин | Объяснительно-иллюстративный | Преподаватель объясняет новый материал. | Оформляют конспект Наблюдают за демонстрацией слайдов. |
IV. | Закрепление изученного материала | 20 мин | Репродуктивный | Инструктирует студентов по выполнению задания на закрепление материала, Организует взаимоконтроль . Корректирует ответы. Организует выполнение тестовых заданий. | Отвечают на вопросы. Осуществляют взаимоконтроль. Выполняют тестовые задания |
V. | Рефлексия | 3 мин | Проблемный | Обобщает изученное, предлагает проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей. | Обобщают изученное на занятии Анализируют допущенные ошибки |
VI. | Итоги занятия | 5 мин | - | Оценивает работу группы. Поясняет домашнее задание. | Записывают домашнее задание. |
Общее время занятия (мин.) | 90 |
- Задание на дом: Основы патологии учебник для медицинских училищ и колледжей. Митрофаненко В.П., Алабин И.В. М. ГЭОТАР-Медиа, 2015. с.29-49.
МОТИВАЦИЯ
В условиях современного развития науки и медицины важно знать этиологию, патогенез и последствия нарушений обменных процессов в организме, понимать механизмы развития дистрофий, некроза, а также сформировать современный подход в понимании принципов ухода за пациентами с данными патологическими состояниями. Изучение данной темы позволит понять:
- значение правильного питания,
- значение здорового образа жизни,
- последствия нарушений обменных процессов.
Теоретические знания, полученные при изучении данной темы, будут необходимы для:
- оказания помощи пациентам хирургического профиля,
- оказания помощи пациентам терапевтического профиля.
ВНУТРИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ
2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Повреждением - или альтерацией называется изменение клеток, межклеточного вещества, а в зависимости от объема поврежденных клеток - тканей и органов. При повреждении меняется метаболизм в клетках, что приводит к нарушению их жизнедеятельности, и нарушается их функция. Повреждением сопровождается любое заболевание или патологический процесс. А само повреждение вызывает защитные и восстановительные реакции.
Характер повреждения зависит от многих причин:
- Особенности повреждающих воздействий - химических или инфекционных факторов.
- Механизмы их действия на ткани - прямой или опосредованный (через кровь или нервную систему).
- Различная чувствительность тканей к тем или иным повреждающим факторам.
Различают виды повреждений:
- Дистрофия
- Некроз
- Апоптоз
Смерть – вариант повреждения, которая наступает при глубоких необратимых повреждениях.
Дистрофия
Это патологический процесс, отражающий нарушение обмена веществ в организме: повреждение клеток и межклеточного вещества, в результате чего изменяется функция организма.
Сущность дистрофии заключается в том, что в клетках и межклеточном веществе образуется избыточное или недостаточное количество свойственных им соединений или же, образуются вещества, не свойственные данной клетке или ткани.
Имеется несколько механизмов дистрофии:
- Инфильтрация- пропитывание клеток и тканей различными веществами.
- Извращенный синтез - синтез аномальных веществ.
- Трансформация - образование одних продуктов обмена вместо других - например, белков вместо углеводов.
- Декомпозиция или фанероз - распад тех или иных структурных комплексов.
Общие принципы классификации дистрофии.
- В зависимости от нарушения обмена веществ дистрофии делят на:
белковые
жировые
углеводные
минеральные
- В зависимости от локализации дистрофии в паренхиме или строме они бывают:
паренхиматозные
мезенхимальные
смешанные
- По признаку распространенности бывают: общие и местные.
- В зависимости от причин выделяют: приобретенные и наследственные.
Паренхиматозные дистрофии – изменения в клетках органа или ткани (паренхиме).
1.Белковые дистрофии (диспротеинозы). Развиваются под влиянием какого-либо патогенного фактора (при гипоксии, различных инфекционных заболеваниях, интоксикациях) при этом белки клетки либо уплотняются, либо становятся жидкими. Белковые дистрофии могут быть: обратимыми, необратимыми.
Среди паренхиматозных белковых дистрофий выделяют:
- Зернистую, которая проявляется появлением в цитоплазме большого количества белковых зерен, чаще всего - в печени, почках, сердце. Причинами, как правило, являются расстройства кровообращения (застойное полнокровие), инфекции и интоксикации.
- Гиалиново - капельную, которая характеризуется появлением крупных, сливающихся белковых капель в цитоплазме клеток (чаще в почках, реже - в печени и миокарде). Причины - хронические заболевания этих органов.
- Гидропическую (водяночную) - проявляется появлением в клетках кожи, печени, почек, надпочечников вакуолей, наполненных цитоплазматической жидкостью (при различных заболеваниях, истощении, гиповимтаминозах).
- Роговая дистрофия - это появление избытка рогового вещества в ороговевающем эпителии кожи, а также образование его там, где в норме его не бывает - на слизистых оболочках. Причины дистрофии данного вида - хроническое воспаление, вирусные инфекции, гиповитаминоз.
2. Жировые дистрофии (липидозы, которые проявляются в виде появления капель жира в цитоплазме клеток миокарда, печени, почек (в норме жир при микроскопии не виден). Причинами жировых дистрофии чаще всего являются инфекции и некоторые интоксикации. Кроме этих липидозов, которые являются приобретенными, есть и врожденные липидозы (болезнь Гоше, болезнь Ниманна). Обычно они развиваются в сердце, печени, почках. Причины - гипоксия - кислородное голодание. При всех болезнях, связанных с гипоксией, развивается жировая дистрофия:
- ишемическая болезнь сердца.
- гипертоническая болезнь
- атеросклероз
- врожденные и приобретенные пороки сердца
- хронические заболевания легких: пневмонии, бронхоэктатическая болезнь, туберкулез
Паренхиматозную жировую дистрофию органов вызывают и различные инфекции, интоксикации (жировая дистрофия миокарда, жировая дистрофия печени, жировая дистрофия почек).
3. Углеводные дистрофии могут проявляться в виде нарушения обмена гликогена - увеличения или уменьшения содержания его в клетках, а также появление в необычных местах (при сахарном диабете, врожденных дистрофиях). Кроме того, углеводные дистрофии проявляются как избыточные накопления слизистых и слизеподобных веществ (гликопротеидов), на слизистых оболочках в результате их воспаления.
Они связаны либо с накоплением в тканях и клетках белково-полисахаридных комплексов (гликоген), либо с изменением их химического состава. Это связано с развитием сахарного диабета -тяжелого распространенного заболевания.
Мезенхимальные (стомально-сосудистые) дистрофии
Развиваются при нарушении обмена веществ в интерстициальной соединительной ткани, т.е. межклеточной соединительной ткани. Известно, что соединительная ткань составляет строму органов (каркас), входит в состав стенок кровеносных сосудов и состоит из коллагеновых, эластических и ретикулярных волокон, а также основного вещества. Волокна состоят из белков коллагена и эластина.
1. Белковые дистрофии
Среди мезенхимальных белковых дистрофий выделяют:
- Мукоидное набухание проявляется в виде набухания коллагеновых
волокон соединительной ткани при различных заболеваниях воспалительного и не воспалительного характера.
- Фибриноидное набухание характеризуется пропитыванием коллагеновых
волокон белками плазмы и фибрином, образующим нерастворимые соединения. В исходе этого вида дистрофий иногда развиватся фибриноидный некроз, образующий очаги полного разрушения соединительной ткани.
- Гиалиноз характеризуется образованием в межклеточной ткани однородных плотных полупрозрачных масс, напоминающих гиалиновый плащ. Он развивается чаще всего в стенках сосудов, что ведёт к повреждению их внутренней оболочки, плазматическому пропитыванию сосудистой стенки и резкому сужению просвета сосудов (артериосклерозу). Кроме того, процессы гиалиноза могут возникать в спайках и рубцах, приводя к образованию так называемого келоида (келоидного рубца), что необратимо, т.к. сосуды ломаются.
- Амилоидоз -это диспротеиноз, характеризующийся появлением масс аномального сложного вещества -амилоида -в межуточной ткани самых различных органов. Амилоидоз бывает первичным (врождённым) и вторичным (приобретенным), возникающим в результате различных заболеваний. Локализуется амилоид, чаще всего, в паренхиматозных органах. При этом амилоидные массы, сдавливая клеточные элементы паренхимы, вызывают их атрофию; постепенно паренхима замещается амилоидом.
2. Жировые дистрофии
Мезенхимальные липидозы проявляются в виде нарушения обмена (увеличения количества) нейтрального жира - общего ожирения (тучности)в виде нарушения обмена холестерина, которое лежит в основе возникновения атеросклероза.
3. Углеводные дистрофии
Коллагеновые волокна межуточного вещества соединительной ткани замещаются накапливающимися здесь слизеподобными веществами (ослизнение ткани); это происходит, например, при недостаточной функции щитовидной железы (микседема - "слизистый отек").
Смешанные дистрофии
О смешанных дистрофиях говорят, когда изменения возникают как в паренхиме, так и в строме органов и тканей; возникает оно при нарушении обмена сложных белков. Сложные белки- это соединения, состоящие из белка и веществ небелковой природы. Например:
белок + красящее вещество (пигмент)- называются хромопротеиды,
белок + нуклеиновые кислоты называются нуклеопротеиды,
белок + липиды называются липопротеиды
белок + углеводы называются гликопротеиды.
а также минералов.
-нарушение обмена натрия
-нарушение обмена калия
-нарушение обмена кальция
Эти нарушения одновременно происходят в клетке и межклеточном веществе и являются следствием нарушения сложных белков и минералов.
1. Нарушение обмена хромопротеидов (эндогенных пигментов)
Эндогенные пигменты бывают трех видов: производные гемоглобина (гемоглобиногенные), протеиногенные и производные обмена жиров (липидогенные).
Основные из гемоглобиногенных пигментов - это образующиеся в результате физиологического старения и распада эритроцитов: ферритин, гемосидерин и билирубин. Билирубин захватывается клетками печени, соединяется в них с глюкуроновой кислотой и выделяется в желчные протоки; в кишечнике он частично всасывается, часть его выделяется с калом в виде стеркобилина, часть - с мочой в виде уробилина. Нарушение обмена билирубина выражается в виде его накопления в крови - желтухи. Желтуха бывает трех видов: надпеченочная (гемолитическая) - причина ее заключена в повышенном распаде эритроцитов, печеночная (паренхиматозная)- возникает из-за поражения клеток печени и нарушения захвата ими билирубина, а также подпеченочная (обтурационная, или механическая), причина которой заключается в затруднении оттока желчи по желчным путям.
Протеиногенные пигменты.
Основной из этих пигментов - меланин - определяет окраску кожи, волос и цвет глаз человека. Пониженное его содержание ведет к альбинизму, или очаговому исчезновению, - белым пятнам на коже, или витилиго. Повышенное содержание меланина в коже встречается при эндокринных заболеваниях (Адиссонова болезнь - поражение надпочечников), очаговые изменения его отложения отмечаются вродимых пятнах (невусах).
Липидогенные пигменты, основным из которых является липофусцин, могут усиленно откладываться в клетках печени и миокарда в старости, при истощении, при пороках сердца и других заболеваниях.
2.Нарушение обмена нуклеопротеидов
Нуклеопротеиды построены из белка и ДНК или РНК. При заболеваниях с повышенным распадом клеток, гнойные воспаления содержание мочевой кислоты в моче повышается. На содержание мочевой кислоты также
влияет характер питания – избыток белковой пищи (яйца, мясо, икра). При нарушении обмена нуклеопротеидов развивается подагра и мочекислый инфаркт почки.
3. Смешанные минеральные дистрофии
Нарушение обмена натрия.
Натрий обуславливает осмотическое давление Нарушения обмена натрия могут быть в виде гипернатриемии и гипонатриемии.
Гипернатриемия развивается при повышении поступления натрия в организм с пищей, при введении концентрированных растворов натрия- 10%, при снижении выделения натрия с мочой, что бывает при избыточной выработке гормона альдостерона при заболевании надпочечников. При гипернатриемии отмечается повышение нервно- мышечной возбудимости, развиваются судорожные состояния, повышается АД из- за спазма сосудов, повышается осмотическое давление плазмы, что приводит к потере воды клетками и понижению скорости кровотока.
Гипонатриемия - при понижении натрия в рационе или при повышении их выведения из организма (усиленное потоотделение, поносе, нарушении функции почек. Характеризуется мышечной слабостью, нарушением чувствительности, гипотонией, диспепсией, вода из плазмы выходит за пределы сосудов и развиваются отеки.
Нарушение обмена калия
Калий содержится в цитоплазме, в межтканевой жидкости и крови. Участвует в процессах возбуждения и торможения в ЦНС, в обмене натрия и поддержания КОС. Гиперкалиемия развиввается при повышении поступления калия с пищей и лекарствами, при снижении выделения калия почками, что приводит к брадикардии, остановке сердца в диастоле. Это называется калиевая интоксикация.
Гипокалиемия развивается при гипоксии, травмах, гемолизе эритроцитов, коме, когда происходит разрушение клеточных мембран и выход калия в плазму что приводит к снижению нервно - мышечного возбуждения, нарушению чувствительности. Снижается АД, урежается пульс, появляются спастические сокращения желудка кишечника, желчного пузыря и боли в животе.
Нарушения обмена кальция
Повышение концентрации кальция в крови (гиперкальциемия) возникает при избытке паратгормона и витамина Д, а также при недостатке тиреокальцитонина и ацидозе. При этом происходит снижение нервно-мышечной возбудимости и возникновение парезов и параличей. Деминерализация костей и зубов происходит из-за усиленного поступления кальция в кровь из костной ткани и дентина при дефиците гормона роста (тормозится костеобразование) и тиреокальцитонина, повышении секреции парагормона и т.д. Все это приводит к рахиту у детей и разрушению зубов у взрослых. Выпадение извести в органах и тканях называется обызвествлением, или петрификацией. В ряде случаев, когда в участках обызвествления отмечают появление костной ткани, говорят об оссификации. Образование камней (конкрементов). Камни - это плотные образования, которые могут возникать в тех или иных полых органах или в выводных протоках желез. Это является, как правило, следствием комбинации трех видов причин: нарушения обмена солей, нарушения секреции и застоя секрета, а также воспалительных процессов в органах, где образуются камни (чаще всего, это почки и желчный пузырь).
Изменение концентрации кальция в крови проявляется в виде ее понижения - гипокальциемии (при повышении продукции тиреокальцитонина, снижении секреции паратгормона, гиповитаминозе Д), следствием чего является возникновение судорог из-за нарушения процессов нормального сокращения мышечных волокон.
Нарушение водного обмена .
1.Обезвоживание (дегидратация).
Потеря воды может происходить вместе с потерями электролитов через желудочно-кишечный тракт при рвоте и поносе, через почки при назначении больших доз мочегонных препаратов, при некоторых заболеваниях почек, через кожу при обильном потоотделении. Кроме того, потери воды могут и не сопровождаться потерями электролитов при абсолютном недостатке воды (когда расход воды организма повышает его поступление из вне): через легкие при длительной гипервентиляции (глубоком частом дыхании), через почки при усиленном выделении воды при несахарном диабете. Обезвоживание приводит к сгущению крови, уменьшению ОЦК, снижению МОК, ЦДВ, АД. Вследствие этого происходит ухудшение кровоснабжения органов и тканей, что проявляется нарушениями со стороны ЦНС, почек, желудочно-кишечного тракта и т.д.
2. Задержка воды в организме (гипергидратация).
а) Водные отравления могут возникнуть при поступлении в организм воды, превышающем ее выделение (при недостаточной функции почек, в послеоперационном периоде, при лечении шока и т.д.). При этом могут возникнуть гемолиз из-за снижения осмотического давления плазмы, рвота, судороги, кома и смерть.
б) Водянка - патологические скопления жидкости в естественных полостях организма называются отечная жидкость называется транссудатом. (асцит, гидроторакс, гидроперикард, анасарка, гидроцеле, гидроцефалия)
в) Отеки - патологические скопления жидкости в тканях организма.
Застой крови в большом круге кровообращения при сердечно-сосудистой и венозной недостаточности приводит к повышению гидростатического давления и появлению сердечных и венозных (застойных) отеков.
При уменьшении концентрации белка в плазме уменьшается и онкотическое давление, вода "не удерживается" в просвете капилляра, и возникают онкотические отеки (кахектические, марантические, "голодные").
Почечные отеки связаны как с уменьшением концентрации белка в плазме (в связи с его потерей с мочой) при заболевании почек, так и с повышением осмотического давления тканевой жидкости из-за задержки солей в тканях.
Лимфатические отеки, как правило, возникают при повышении гидростатического давления лимфатических сосудах из-за нарушения их проходимости.
Нарушение проницаемости сосудистой стенки лежит в основе воспалительных, неврогенных, токсических и травматических отеков.
Нарушение кислотно-основного равновесия
Соотношение между веществами, имеющими кислую и щелочную реакцию, в организме находится в состоянии баланса, или кислотно-основного равновесия (КОС), результатом чего является постоянство значений pH крови 7,36 -7,44. Это равновесие поддерживается так называемыми буферными системами, компенсирующими сдвиг КОС в ту или иную сторону (бикарбонатный буфер, фосфатный буфер, белковый буфер, гемоглобин).
Нарушение КОС из-за появления избытка кислых продуктов называется ацидозом, а из-за избытка щелочных продуктов - алкалозом.
Ацидоз бывает газовым, возникающим при накоплении недоокисленных продуктов из-за недостатка кислорода при нарушениях внешнего дыхания и недостаточности кровообращения, и негазовым (метаболическим), возникающим при накоплении кислых продуктов при обменных нарушениях (сахарный диабет, голодание), задержке выделения кислых продуктов при почечной недостаточности, потере щелочей при поносах и свищах пищеварительного тракта, а также при отравлениях кислотами.
Алкалоз бывает газовым - при гипервентиляции (из-за усиленного выведения углекислоты) и негазовым(метаболическим) - при введении в организм большого количества щелочных веществ, потере кислых продуктов (желудочного сока) с рвотой, при повышенной продукции глюкокортикоидов. Обычно алкалоз встречается гораздо реже ацидоза.
Любой некомпенсированный сдвиг КОС в ту или иную сторону обычно имеет очень тяжелые последствия для течения биохимических процессов в организме и для организма в целом.
Некроз
Некроз (от греч. necros - мёртвый) гибель отдельных клеток, участков тканей, части органа или целого органа в живом организме. Некроз является конечным выражением необратимого летального прижизненного повреждения клеток, вызванного действием повреждающих факторов. При этом в погибшем органе или в клетках полностью и необратимо прекращается обмен веществ, и они теряют все свои функции. Некрозу предшествуют периоды умирания, ослабления и прекращения функции клеток и тканей. Им соответствует изменение клеток и межклеточного вещества, характерное для необратимой, чаще белковой дистрофии. Такое состояние структур называется некробиозом, переходит в некроз клеток и тканей, которая затем подвергается разложению - аутолизу. Ядра погибающих клеток последовательно подвергаются сморщиванию (кариопикноз), распаду на глыбки (кариорексис) и лизируются (кариолизис). В цитоплазме происходит денатурация и коагуляция белков, сменяемая обычно колликвацией. Коагуляция цитоплазмы, сменяется распадом её на глыбки (плазморексис) и лизисом органелл (плазмолизис). Исчезновение клеточных ядер — один из основных признаков некроза. Та же динамика гибели наблюдается в цитоплазме, в которой развиваются плазморексис и плазмолиз. Наконец, растворяется вся клетка — происходит цитолиз. В области очага некроза развивается воспаление как ответная реакция организма на гибель его части.
Причины некроза:
- механические (травмы)
- температурные (ожоги, обморожения)
- ионизирующие излучения
- химические вещества (кислоты, щелочи)
- нарушение нервной и сосудистой трофики тканей
- под влиянием токсинов при инфекции и неинфекционных заболеваниях
- патологические состояния
Признаки некроза:
- необратимые признаки ядер и цитоплазмы клеток.
Некротические ткани отличаются от окружающих по консистенции, цвету, запаху, иногда зловонному. Вокруг очага некроза ограничивающих его от живых тканей, возникает демаркационная линия - зона воспаления. В хирургии это используется иссечения погибшей тканей.
Формы некроза
1. Коагуляционный (сухой) некроз - в основе его лежат процессы денатурации тканевых белков и обезвоживание. Различают творожистый и фибриноидный. Участки некротизированной ткани светлые, крошатся.
2. Колликвационный некроз - он характеризуется размягчением и расплавлением погибших тканей. Участки некротизированной ткани расплавлены, отмечается набухание.
3. Гангрена (слайд № 23) - особая форма некроза, отличается черным или бурым цветом. Развивается в конечностях легких, влагалище, кишечнике.
Различают:
- сухую гангрену (конечности мумифицируются).
- влажная гангрена (в легких, кишечнике, имеет гнилостный зловонный запах).
- газовая гангрена (при тяжелых ранениях или травмах конечностей в ткани заносятся бактерии - анаэробы, что приводит накоплению продуктов их метаболизма и гибели участка ткани. При этом мышцы становятся грязно - серыми, при надавливании на них выделяются пузырьки газа и слышен характерный «хруст»).
- пролежни - участки некроза кожи, подкожной клетчатки или слизистой оболочки, повреждающихся от давления в условиях истощения организма.
4. Секвестр (слайд № 24) – отграниченный от здоровых тканей участок погибшей ткани.
5. Инфаркт (слайд № 25) - некроз ткани, развивающийся в результате острого нарушения кровообращения в них (миокарда, легких). Различают белый (ишемический) и красный (геморрагический) варианты инфаркта.
Исходы некроза
1. Благоприятный:
- образуется рубец (организация)
- образуется капсула (инкапсуляция)
- откладывается известь петрификация участка некроза
- образуется кость (оссификация)
- самопроизвольная ампутация (отделения) - (мутиляция) конечностей.
2. Неблагоприятный:
- развитие гнойного воспаления с гнойным расплавлением. Токсины этого процесса всасываются в кровь - общая интоксикация, лихорадка, нарушение гомеостаза, смерть.
Апоптоз
Апоптоз (от греч. apoptosis - листопад) смерть клеток в живом организме, развивающаяся без предварительного повреждения клетки, в результате включения генетической программы, предопределяющей её гибель и фактически является "самоубийством" клетки. Является физиологической нормой при смене клеток в здоровых тканях. Апоптоз развивается в отдельных клетках, которые вначале теряют контакты с соседними клетками, затем уменьшаются в размерах, в их ядрах конденсируется хроматин. Ядра становятся изрезанными, плотными и фрагментируются на отдельные глыбки. Одновременно происходит распад цитоплазмы, в которой сохраняются в конденсированной форме внутриклеточные структуры. В результате клетка распадается на апоптозные тельца, каждое из которых окружено мембраной. Апоптозные тельца очень быстро поглощаются окружающими клетками, иногда макрофагами. Однако в ответ на апоптоз никогда не развивается воспалительная реакция и на месте погибших клеток воспроизводятся клетки той же ткани. Следует подчеркнуть, что апоптозу подвергаются лишь клетки, но не ткани в целом.
3. БЛОК КОНТРОЛЯ
КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
(фронтальный опрос)
1. Охарактеризуйте понятие «этиология».
2. Охарактеризуйте понятие «патогенез».
3. Перечислите периоды болезни, охарактеризуйте каждый.
4. Объясните значение терминов «симптом» и «синдром».
5. Объясните отличительные особенности острой и хронической форм течения болезни.
6. Охарактеризуйте изменения в тканях при их гипоксии.
7. Перечислите виды лихорадки по степени повышения температуры.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
Тема «Повреждения»
1 вариант
Инструкция: выберите 1 верный ответ.
1. Изменения в тканях, связанные с нарушением обмена веществ, в результате чего происходит накопление продуктов обмена:
А) некроз
Б) гипертрофия
В) дистрофия
Г) атрофия
2. Мукоидное набухание – это:
А) вариант белковой паренхиматозной дистрофии
Б) вариант жировой стромально-сосудистой дистрофии
В) вариант белковой стромально-сосудистой дистрофии
Г) вариант углеводной паренхиматозной дистрофии
3. Нарушение КОС, при котором в организме накапливается большое количество кислых соединений – это:
А) ацидоз
Б) алкалоз
В) гликолиз
Г) липидоз
4. Механизм развития углеводных дистрофий:
А) нарушение обмена сложных белков
Б) нарушение баланса гликопротеидов и мукополисахаридов
В) нарушение обмена нейтрального жира
Г) нарушение обмена холестерина
5. Омертвление в живом организме клеток, ткани, органа – это:
А) некроз
Б) дистрофия
В) атрофия
Г) метаплазия
6. Обызвествление ткани, возникающее в ходе нарушений обмена кальция:
А) гиалиноз
Б) ацидоз
В) атрофия
Г) петрификация
7. Участок мертвой ткани, располагающийся среди живых тканей – это:
А) гангрена
Б) некроз
В) секвестр
Г) инфаркт
8. Из перечисленных дистрофий к белковым паренхиматозным относится:
А) зернистая
Б) фибриноидное набухание
В) мукоидное набухание
Г) мелкокапельная
9. Мертвая ткань приобретает коричневую или черную окраску при форме некроза:
А) коагуляционный
Б) влажный
В) колликвационный
Г) гангрена
10. Генетически запрограммированная гибель клеток называется:
А) атрофия
Б) апоптоз
В) амилоидоз
Г) алколоз
Тема «Повреждения»
2 вариант
Инструкция: выберите 1 верный ответ.
1. Нарушение обмена веществ в клетке, ткани, органе – это:
А) дистрофия
Б) атрофия
В) метаплазия
Г) гиперплазия
2. Укажите причину инфаркта участка ткани:
А) некроз возникает в результате избыточного трения ткани
Б) некроз возникает в результате нарушения кровоснабжения ткани
В) некроз возникает в результате анаэробной инфекции
Г) некроз возникает в результате гипертермии ткани
3. Нарушение КОС, при котором в организме накапливается большое количество щелочных соединений – это:
А) ацидоз
Б) алкалоз
В) гликолиз
Г) липидоз
4. к белковым мезенхимальным дистрофиям относится:
А) гиалиново - капельная
Б) пылевидная
В) роговая
Г) гиалиноз
5. Жировая клеточная дистрофия характеризуется:
А) наличием капель жира в цитоплазме
Б) увеличением количества жира в жировых депо
В) появлением вакуолей в цитоплазме клеток
Г) наличием капель жира в межклеточном веществе
6. Апоптоз – это:
А) нарушение обмена веществ в клетке
Б) обызвествление ткани
В) генетически запрограммированная гибель клеток
Г) гибель ткани
7. Некроз сосудистого генеза называется:
А) гангрена
Б) пролежень
В) инфаркт
Г) инсульт
8. Характерная особенность коагуляционного (сухого) некроза творожистой формы:
А) участки некротизированной ткани фибринизированы
Б) участки некротизированной ткани светлые, крошаться
В) участки некротизированной ткани расплавлены, отмечается набухание
Г) участки некротизированной ткани темно-коричневого цвета, мумифицированы
9. Вид дистрофии при котором образуется атипичный белок:
А) амилоидоз
Б) гиалиноз
В) кератоз
Г) ихтиоз
10. Нарушение обмена белков в организме называется
А) липидоз
Б) диспротеиноз
В) фанероз
Г) гиалиноз
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Основы патологии: учебник для медицинских училищ и колледжей. Митрофаненко В.П., Алабин И.В. М. ГЭОТАР-Медиа, 2013.
2. Патологическая анатомия: учебник / под ред. В.С. Паукова. Струкова А.А., Серов В.В. М. ГЭОТАР-Медиа, 2013.
3. Основы патологии. Ремизов И. В., Дорошенко В. А. М.: Феникс, 2012.
4. Основы патологии: учебник. Алабин И.В., Митрофаненко В.П. М. ГЭОТАР-Медиа, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Физические основы полупроводниковых приборов"
Собственная проводимость полупроводников. Примесная проводимость полупроводников.Дрейфовый и диффузионный токи в полупроводниках....
Методическая разработка по дисциплине "Основы патологии"
Для спецдисциплин....
Учебно-методическое пособие по Основам учебно-исследовательской деятельности
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по профессиям 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, 23.01.03 Автомеханик, 19.01.17 Повар, кондитер содержит ре...
Методическое пособие дисциплине "Основы маркетинга и менеджмента"
Целью данного методического пособия является формирование у студентов целостного представления о маркетинге, как философии, стратегии тактике рыночной деятельности и специфики ее реализаци...
Учебный методический комплекс по дисциплине ОП.03. Основы патологии
Данный учебно-методический комплекс по дисциплине "Основы патологии" составлен в помощь студентам и преподавателям для изучения курса, который является одним из модулей в цикле общепро...
Сборник методических рекомендаций по выполнению внеаудиторных самостоятельных работДисциплина Основы патологии
Данный сборник методических рекомендаций по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ составлен в соответствии с ФГОС специальности 34.02.01. Сестринское дело и требованиями рабочей программы дис...
ПАТОЛОГИЯ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Методическая разработка теоретического занятия по дисциплине ОП.03 Основы патологии
Аннотация: данная методическая разработка является частью учебно-методического комплекса по дисциплине ОП.03 Основы патологии для специальности 34.02.01 Сестринское дело. В разработк...