Методическая разработка открытого занятия учебной практики ПМ 01 Выполнение стрижек и укладок.
методическая разработка
Тип учебного занятия:
-выполнение трудовых приемов и операций сложных комплексных работ.
Методы обучения:
Словесный - объяснение, рассказ, фронтальный опрос.
Повторение опорных знаний.
Наглядный - показ мастером п/о приемов работы, демонстрация
презентаций.
Практический (самостоятельная работа обучающихся по выполнению
отработки практических навыков).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Троицкий технологический техникум»
Методическая разработка открытого
занятия учебной практики
43.01.02
ПМ. 01 Выполнение стрижек и укладок волос
Тема учебного занятия: Укладка волос горячим способом
Разработала: мастер производственного обучения
Волгина Светлана Александровна
Троицк, 2024 г
Цели учебного занятия:
- Обучающая:
Формировать понимания сущности выполнения стрижки волос, организовывать собственную деятельность при выполнении стрижки волос клиенту, формировать умение отрабатывать навыки при выполнении укладки горячим способом, анализировать рабочую ситуацию, формирование выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности при выполнении укладки горячим способом (на утюжок выпрямитель) в соответствии с инструкционно - технологической картой.
- Развивающая: осуществлять свои действия в соответствии с наиболее рациональным сочетанием и чередованием с учетом вида работ, развитие мышления с помощью анализа информации при выполнении укладки горячим способом (на утюжок выпрямитель)
- Воспитательная: Воспитание устойчивого интереса к профессии парикмахер, совершенствование умений организовывать свою деятельность при выполнении расчетов амортизации, Совершенствование умений организовывать свою деятельность при выполнении расчетов амортизации
Методы обучения:
Словесный - объяснение, рассказ, фронтальный опрос.
Повторение опорных знаний.
Наглядный - показ мастером п/о приемов работы, демонстрация
презентаций.
Практический (самостоятельная работа обучающихся по выполнению
отработки практических навыков).
Формируемые ОК, ПК:
ПК 1 Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов
ПК 2 Выполнять мытье волос и профилактический уход за ними
ПК 4 Выполнять укладки волос
ПК 6 Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Тип учебного занятия:
-выполнение трудовых приемов и операций сложных комплексных работ.
Оснащение учебного занятия:
-Оборудование рабочего места: рабочий стол, стул для клиента, зеркало.
- Инструменты: расческа для расчесывания, расческа с хвостиком, утюжок выпрямитель.
- Материалы и приспособления: зажимы, пеньюар, шампунь, бальзам, полотенце, одноразовые воротнички.
- Наглядные пособия: инструкционно – технологическая карта выполнения укладки горячим способом (на утюжок выпрямитель)
- место проведения: учебная мастерская- парикмахерская
Таблица 1.
Карта занятия учебной практики
Элементы внешней структуры урока | Элементы внутренней (дидактической) структуры урока | Содержание деятельности мастера производственного обучения | Содержание деятельности обучающихся | Методы и средства обучений |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Организационная часть (5мин) | Организационный момент | -Выявление отсутствующих студентов; -проверка внешнего рабочего вида ( соответствие одежды требованиям ТБ ) - внимание и готовность студентов к уроку - проведение техники безопасности | Подготовка к уроку. Докладывают об отсутствующих | Перцептивный метод (беседа) |
2. Вводный инструктаж (40мин) | 2.1 Целевая установка | Сообщение мастером производственного обучения темы занятия: укладка волос горячим способом (накрутка локонов с помощью утюжка) Цель занятия научиться выполнять укладку волос горячим способом с помощью утюжка создавая локоны Мотивационная деятельность студентов. Начав работу, парикмахер не имеет права отвлекаться какими-либо посторонними делами или разговаривать с другими посетителями или обслуживающим персоналом. Все внимание должно быть обращено только на выполнение работы по обслуживанию клиента. Все конфликты , возникающие между парикмахером и клиентом, должны рассматриваться администрацией данной парикмахерской. Одной из важных задач администрации и обслуживающего персонала парикмахерских является привлечение постоянных клиентов. Это работа должна вестись в следующих направлениях: Содержание всех помещений парикмахерской в образцовой чистоте и порядке. Соблюдение правил техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Культура поведения обслуживающего персонала. Качественное выполнение всех видов обслуживания посетителей. Укладка волос – это завивка на непродолжительное время, в результате чего изменяется структура волос. Состоит из нескольких операций при помощи которым выполняются прически различной формы и рисунка. Видео-ролик | Воспринимают информацию. Записывают тему урока. Мотивация учебной деятельности через осознание студентами практической значимости применяемых знаний. | Перцептивный метод ( объяснение, беседа) |
2.2Актуализация знаний | Опрос по материалу МДК 01 Стрижки и укладки волос, повторение сведений МДК: проверка теоретических знаний обучающихся по теме: путем устного опроса. Опрос студентов: Приложение №1
| Отвечают на вопросы по желанию устно, исправляют ответы | Перцептивный метод (беседа) | |
2.3 Создание ориентировочной основы действий обучающихся | Показ и объяснение приемов, способов, технологий выполнения укладки волос горячим способом (накрутка локонов с помощью утюжка) Объяснение правил охраны труда, предупреждение ошибок, разъяснение способов контроля и самоконтроля. Предлагает изучить студентам инструкционно- технологическую карту. Проводит показ трудовых приемов укладка волос горячим способом (накрутка локонов с помощью утюжка) Убеждает студентов в практической значимости и важности трудовых приемов. Проводит показ трудовых приемов в замедленном темпе. Объясняет порядок выполнения каждой операции. Подготовительные работы: -пригласите клиента; - проведите диалог с клиентом; -закрепите одноразовый воротничок на шее клиента и накройте его плечи пеньюаром; - проведите диагностику волос с целью определения состояния кожи головы и структуры волос; - приготовьте оборудование, инструменты и приспособления; - проведите мытье головы. Основной технологический процесс выполнения химической завивки волос: -нанесите термозащиту на волосы ; -расчешите волосы; - посушите волосы феном (до полного высыхания волос); - разогрейте утюжок до необходимой вашим волосам температуры.
Заключительные работы: - при необходимости используйте стайлинг ( лак) -проведите расчет клиента; - проведите уборку рабочего места, дезинфекцию инструментов. Проводит показ трудовых приемов в нормальном рабочем темпе. | Анализируют, воспринимают. Изучают инструкционно- технологическую карту Восприятие показа и объяснений мастера, рекомендации и технологических карт. Самостоятельное определение технологической последовательности и способов выполнения задания. | Перцептивный метод (объяснение, инструктаж) Наглядно демонстрационный ( показ трудовых приемов и операций сложных комплексных работ) | |
2.4 Закрепление и проверка усвоение вводного инструктажа | Предлагает студентам решить ситуационную задачу и составить самостоятельно алгоритм трудовых действий по выполнению укладки волос горячим способом (накрутка локонов с помощью утюжка) | Составляют алгоритм трудовых действий по выполнению укладки волос горячим способом (накрутка локонов с помощью утюжка) | Перцептивный метод (устный опрос) | |
2.5 выдача заданий | Разъяснение норм времени и оценки качества по укладки волос горячим способом (накрутка локонов с помощью утюжка) Приложение 2 Распределение студентов по рабочим местам | Слушают, воспринимают. | Перцептивный метод (объяснение) | |
3.Текущий инструктаж(210 мин) | 3.1 Формирование( отработка новых способов действий) | Организация проведения и руководство упражнениями обучающихся в выполнении трудовых процессов, управлению технологическими процессами. Обеспечение качества деятельности. Целевые обходы: рабочих мест, обучающихся в процессе их самостоятельной работы: Первый обход: - проверить своевременно ли обучающиеся приступили к работе; -правильность организации рабочих мест; Второй обход: - правильность выполнения трудовых приемов; - соблюдение правил безопасности труда при работе; Третий обход: -выполнение самоконтроля обучающимися; Четвертый обход: -проверить качество выполняемой работы на определенном этапе вмешиваться в работу обучающихся при возникновении ошибок. Обратить внимание на слабых обучающихся. Оказывать индивидуальную помощь требующим особого внимания обучающимся. Проводит дополнительный инструктаж и показывает приемы выполнения химической завивки по необходимости. Пятый обход: проверка правильности ведения межоперационного контроля. Прием и оценивание выполненных заданий. | Отработка приёмов, показанных мастером. Отработка отдельных приемов и способов действий. Отработка правильных способов самоконтроля хода и результатов работы. | Метод упражнения |
4.Заключительный инструктаж(15мин) | 4.1 Подведение итогов урока | Анализ групповой и индивидуальной работы. Показательные исправления основных ошибок при выполнении работы. Объявление мастером о достижении цели урока. Объявление лучших студентов по времени и качеству выполнения работ. Выставление и комментирование оценок за работу. Уборка мастерской. Рефлексия : Проводиться в виде анкетирования. | Самоанализ работы на уроке, уборка рабочих мест. | Методы развития самостоятельности и активности студентов. |
4.2 Выдача домашнего задания | Отработка технологий выполнения укладки волос горячим способом (накрутка локонов с помощью утюжка) Спасибо за урок!!! | Ведения записей в тетрадях. Уяснение хода выполнения задания. |
Ход урока:
- Организационный момент:
Здравствуйте уважаемые студенты.
Меня зовут Светлана Александровна Волгина, сегодня занятие учебной практики проведу у вас я.
Внешний вид соответствует требованию урока, рабочие места подготовлены. Ничего лишнего нет.
II. Вводный инструктаж:
2.1 Целевая установка
Тема нашего урока: «Укладка волос горячим способом: накрутка локонов с помощью электро-щипцов выпрямителей».
Мотивационная деятельность студентов
Укладка волос – это завивка на непродолжительное время, в результате чего изменяется структура волос. Состоит из нескольких операций при помощи которым выполняются прически различной формы и рисунка.
Давайте обратим внимание на экран. Демонстрирует видеоролик.
Видео-ролик
2.2 Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся
5 мин.
Опрос по материалу МДК 01 Стрижки и укладки волос, повторение сведений МДК: проверка теоретических знаний обучающихся по теме: путем устного опроса.
Делит группу на две команды. Назначает капитана команды.
Проводит опрос блиц турнир. «Знай, умей, используй!»
(Приложение 1)
Опрос студентов:
Задание –“ Знай, умей, используй!”
Группа делится на две команды. Командам задаются вопросы на скорость. Участники команды – поднимают руку и отвечают. Если ответ правильный, команда получает жетон. Если ответ не правильный или не полный то право ответа переходит следующей команде. При выставлении итоговой оценки за урок учитывается результаты блиц турнира.
Вопросы:
1) Для чего необходимо мыть волосы?
Ответ: Мыть волосы надо для удаления жира, который выделяют сальные железы кожи головы. Если волосы не мыть регулярно, то выделяющийся жир и пот смешиваются с чешуйками кожи и грязью, они создают почву для бактерий, что приводит к кожным заболеваниям.
2) Какими способами выполняется мытьё волос в парикмахерской?
Ответ: Мытьё волос в парикмахерской выполняется двумя способами: с наклоном головы вперёд и с наклоном головы назад.
3) Какими свойствами обладают чистые волосы?
Ответ: Чистые волосы обладают следующими свойствами: большая эластичность, лёгкое приобретение нужной формы, меньшая склонность к разрывам.
4) Какая температурам воды наиболее приемлема для мытья головы?
Ответ: Оптимальной температурой для мытья головы является 34 – 39*С.
5) В каких целях выполняется мытьё головы?
Ответ: Гигиеническое – удаление загрязнений. Деформационное – удаление следов предыдущей причёски.
Подготовительное – разрыхление внешнего чешуйчатого слоя волос.
6) Можно ли наносить шампунь непосредственно на волосы? Поему?
Ответ: Нет. Нанося так шампунь, нет возможности равномерно распределить его по волосам и холодный шампунь доставляет неприятные ощущения клиенту. Перед нанесением шампуня на волосы, его растирают в ладонях.
7) С какой целью применяют средства по уходу за волосами?
Ответ: Средства по уходу за волосами применяются с целью придания им красивого и здорового вида, профилактики лечения болезней волос.
8) Для чего предназначены лечебные шампуни?
Ответ: Лечебные шампуни предназначены для волос с перхотью и другими кожными заболеваниями.
9) Какое мытьё волос называется гигиеническим?
Ответ: Мытьё волос, которое называется гигиеническим, будет с использованием шампуня и выполняется 2 раза. Преследует цель: удаление загрязнений с поверхности кожи и волос.
10) Дайте характеристику бальзаму – ополаскивателю?
Ответ: Бальзам – ополаскиватель делает волосы мягкими, придаёт им блеск, сглаживает верхний слой, компенсируя потерю влаги.
11) С какой целью применяются шампуни особого назначения?
Ответ: Шампуни особого назначения применяются до и после химической завивки и окрашивания.
12) Перечислите препараты для нейтрализации волос.
Ответ: Для нейтрализации волос применяются бальзамы – ополаскиватели, кондиционеры смываемые и не смываемые.
2.3 Формирование ориентировочной основы действий
10 мин.
Объясняет порядок выполнения каждой операции.
1.Подготовительные работы:
1.1 Проводит технику безопасности
(Приложение 2)
перед тем как начать нашу работу вспомним и проговорим т/б при.
Предлагает требованиями охраны труда при работе с электроприборами.
Техника безопасности при работе:
Все электроприборы должны быть исправны.
1. Электроприборы должны иметь надежное заземление.
2. Запрещается прикасаться к электроприборам мокрыми руками.
3. Нельзя выключать электроприборы из сети, держа за шнур.
4. Все электронагревательные приборы должны иметь огнестойкие подставки.
5. Вся электропроводка должна быть надежно изолировано.
6. Нагреватель у аппаратов для сушки волос горячим воздухом можно включать только при работе вентилятора.
7. Пользоваться аппаратам для сушки волос горячим воздухом можно только при наличии у них предохранительной сетки.
8. При работе с феном следует следить за тем, чтобы волосы не попадали в отверстие для всасывания воздуха и не наматывались на ось вентилятора.
9. При работе с феном необходимо внимательно следить за струей горячего воздуха.
10. Все электроприборы и принадлежности нужно хранить в сухом месте.
11. Пользоваться сушуаром для сушки белья / мокрого/ строго воспрещается.
12. Нельзя допускать ударов нагревателей электроприборов.
13. Щипцы необходимо включать непосредственно перед работой и не оставлять их без присмотра.
14. Ремонт электрооборудования парикмахерской должен осуществляться только специалистами.
Предлагает требованиями охраны труда при работе с электроприборами.
1.2 Предлагает изучить инструкционно – технологическую карту
Раздаю карты . Предлагает изучить инструкционно – технологическую карту
Эту карту следует читать горизонтально последовательно. Если возникли вопросы, задавайте.
(приложение №3)
- Предлагает подготовить инструменты и приспособления:
На сегодняшний урок нам необходимы для работы эл. щипцы, расческа, зажимы, фарт. И т.д..проверьте все ли у вас на рабочих местах.
Если они не приготовлены…
2. Проводит показ трудовых приемов слитно, в нормальном темпе
Убеждает обучающихся в практической значимости и важности изучаемых трудовых приемов. обратите внимание каким образом производиться накрутка локонов. На крутить на голове пару локонов.
2.1 Проводит показ трудовых приемов в замедленном темпе :
Объясняет порядок выполнения каждой операции.
Подготовительные работы:
-пригласите клиента;
- проведите диалог с клиентом;
-закрепите одноразовый воротничок на шее клиента и накройте его плечи пеньюаром;
- проведите диагностику волос с целью определения состояния кожи головы и структуры волос;
- приготовьте оборудование, инструменты и приспособления;
- проведите мытье головы.
-нанесите термозащиту на волосы ;
-расчешите волосы;
- посушите волосы феном (до полного высыхания волос);
- разогрейте выпрямитель до необходимой вашим волосам температуры.
-разделите волосы на пробор.
Существует ряд непреложных правил, которые специалисты рекомендуют соблюдать беспрекословно:
1. Чем тоньше ваши волосы, тем меньшая температура должна быть у прибора при укладке. То же относится к ослабленным и повреждённым волосам.
2. Очень часто, из-за боязни, что кудряшка ещё не сформировалась, девушки держат прибор на прядке слишком долго. Не надо так делать! Это просто сжигает ваши волосы в самом прямом смысле.
3. Обязательно используйте термозащиту перед тем, как делать укладку горячими приборами.
4. Никогда не используйте стайлинг-средства перед укладкой горячими приборами, они очень агрессивно воздействуют на волосы в разогретом состоянии.
5. Не используйте расчёску с металлическими зубчиками при укладке. А лучше вообще никогда.
6. Не нагружайте причёску и не проделывайте с ней какие-либо манипуляции сразу после завершения укладки, дайте волосам отдохнуть, остынуть и закрепиться в искусственно созданной форме.
7. После любой термической укладки старайтесь избегать солнца, так как повышенные температуры делают волосы крайне уязвимыми к УФ-лучам.
8. Протирайте пластины прибора сразу, как только закончите процесс укладки, чтобы удалить остатки всех средств, которые впоследствии могут повредить вашим волосам.
9. Если вы часто укладываете волосы горячими приборами, обязательно давайте своим волосам восстанавливаться, питая и увлажняя их маслами, масками и другими, специально предназначенными, средствами.
-Требующийся температурный параметр: Тонкие волосы — не превышайте 160 градусов. Температура грубых — до 200 градусов. Золотая середина для укладки — 180 градусов.
- Ширина утюжка для ваших волос: Длина до плеч ширина — 2 см. Если густые — 2,5 см; Для длинных и негустых ширина — от 5 до 6 см.
-Создавать волны лучше с задней части головы. Для этого берем прядь нужного размера (крупные пряди — для создания больших волн или мелкие пряди — для более объемной прически).
-Зажимаем прядь волос утюжком и поднимаем его вверх, немного вытягивая.
-Перекручиваем и направляем утюжок вниз, также немного вытягивая.
Повторяем действие до конца локона.
-Аналогичные действия выполняем на остальных волосах.
-Разбиваем пальцами локоны, чтобы образ получился более расслабленным.
Показ 1 вида Дан-андап (не туда и не сюда)
Показ 2 вида – накрутка на половину пряди.
Показ 3 вида – накрутка с оттяжкой в низ.
Заключительные работы: спросить у студентов…
6. Заключительные работы.
Напоминает о проведении заключительных работ:
- расчет клиента;
- уборка рабочего места, дезинфекцию инструментов.
Проводит показ трудовых приемов в нормальном рабочем темпе.
2.4 Закрепление и проверка усвоение вводного инструктажа
Ваша задача разделиться на группы по два человека. Предлагает студентам решить ситуационную задачу и составить самостоятельно алгоритм трудовых действий по выполнению укладки волос горячим способом (накрутка локонов с помощью электро-щипцов выпрямителей)
2.5 Выдача заданий
Разъяснение норм времени и оценки качества по укладки волос горячим способом (накрутка локонов с помощью утюжка) (Приложение №4)
Распределение студентов по рабочим местам
3.Текущий инструктаж
3.1Формирование (отработка) новых способов действий
Целевые обходы
Первый обход: проверка организации рабочих мест, соблюдение правил т/б: особое внимание обратить на слабых обучающихся.
Второй обход: проверка правильности выполнения трудовых приемов: особое внимание обратить на обучающихся затрудняющихся выполнять определенные трудовые операции
Коллективное текущее инструктирование
Третий обход: проверка правильности ведения самоконтроля: обратить внимание на выполнение приемов обучающимися.
Четвертый обход: проверка правильности соблюдения технических и технологических условий в работе, принять, оценить и выдать дополнительно задания наиболее успевающим обучающимся
Коллективное текущее инструктирование:
Пятый обход: проверка правильности ведения промежуточного (межоперационного контроля): прием практической работы, оценивание.
Поощрение обучающихся в процессе достижения ими поставленной цели (в т.ч. слабых).
Каждый обучающийся освоил трудовые приемы по выполнению по выполнению накрутки волос с помощью выпрямителя для волос
4.Заключительный инструктаж
4.1 Подведение итогов урока
1. Подвести итоги за день. Анализ работы каждого обучающегося
2. Выставить и прокомментировать оценки качества работы каждого обучающегося.
3. Отметить, кто добился отличного качества работы.
Разобрать наиболее характерные недочеты в работе обучающихся и рекомендации по их устранению.
Уборка мастерской.
Рефлексия раздать лепесточки
4.2 Выдача заданий
Отработка технологий выполнения укладки волос горячим способом (накрутка локонов с помощью электро-щипцов выпрямителей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока учебной практики "Приготовление щей, бракераж готовых блюд, виды подачи" по ПМ.03 "Приготовление супов и соусов" по профессии Повар, кондитер
План-конспект урока учебной практики, технология приготовления щей из свежей капусты и щей из свежей капусты с картофелем, требования к качеству...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока учебной практики по профессии « Повар, кондитер» ПМ.04. Приготовление блюд из рыбы Тема урока: «Приготовление блюд из запеченной рыбы», «Рыба запеченная по -русски»
Приготовление блюд из запеченной рыбы...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока учебной практики по профессии « Повар, кондитер» ПМ.05.Приготовление блюд из мяса и домашней птицы. Тема урока: «Приготовление блюд из котлетной массы»
Приготовление блюд из мяса и домашней птицы...
Методическая разработка открытого урока учебной практики
Методическая разработка открытого урока учебной практики по профессии 35.01.23 Хозяйка(ин) усадьбы...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по ПМ.05 Выполнение работ по профессии: Оператор по искусственному осеменению животных и птиц. УП.05.01 Техника искусственного осеменения самок сельскохозяйственных животных и птиц.
Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия учебной практики ПМ.05 выполнение работ по профессии: Оператор по искусственному осеменению животных и птицы УП. Оператор по искусст...
Методическая разработка Открытого занятия учебной практики по теме: «Выполнение дуговой наплавки валиков в нижнем положении шва»
Методическая разработка занятия учебной практики «Выполнение дуговой наплавкиваликов в нижнем положении шва» разработана в соответствии с программой учебнойпрактики по профессии СПО 15.01....