Методическая разработка теоретического занятия по учебной дисциплине Фармакология
план-конспект занятия на тему

Проскунина Ольга Сергеевна

Методическая разработка подготовлена для проведения теоретического занятия по теме: "Предмет и задачи фармакологии. История фармакологии. Источники получения лекарственных веществ. Пути изыскания новых лекарственных средств", "Лекарственные вещества, средства, формы, препараты. Государтвенная Фармакопея.Рецепт. Аптека." в учебных группах специальности 31.02.01 Лечебное дело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

Касимовский филиал ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Специальность 31.02.01 Лечебное дело.

УД Фармакология

Раздел 1. Введение. История фармакологии.

Тема 1.1. Предмет и задачи фармакологии.  История фармакологии.  Источники получения лекарственных веществ. Пути изыскания новых лекарственных средств.

Раздел  2. Рецептура.

Тема 2.1. Лекарственные вещества, средства, формы, препараты. Государственная Фармакопея. Рецепт. Аптека.

                                                                                                                                                       

                                                       

Касимов 2015г.


I. Тема: Предмет и задачи фармакологии.  История фармакологии.  Источники получения лекарственных веществ. Пути изыскания новых лекарственных средств. Лекарственные вещества, средства, формы, препараты. Государственная Фармакопея. Рецепт. Аптека.

Форма и тип занятия:  теоретическое.

Место проведения: Касимовский филиал ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж».

II. Хронокарта:

Продолжительность: 90 мин.

  1.  Организационный момент - 2мин.  
  2. Сообщение темы занятия - 2 мин.
  3.  Мотивация - 2 мин.
  4.  Постановка цели занятия - 2 мин.

5. Сообщение плана и формы занятия - 2 мин.

6. Базовый контроль теоретического материала, актуализация опорных знаний студента по теме - 5 мин.

7. Изучение нового материала – 50 мин .

8. Самостоятельная работа студентов по усвоению нового материала - 15мин.

9. Подведение итогов занятия - 5 мин.

10. Организация рефлексии студентов - 3мин.

11. Задание на дом - 2мин.

Цели: 

учебные  – создание условий для:

  • изучения учебного материала по данной теме;
  • запоминания лекционного материала;
  • формирования представлений о содержании Государственной фармакопеи, ее значении, основных функциях аптеки;
  • для освоения общих и профессиональных компетенций учебной дисциплины.

воспитательные -  создание условий для: 

  • понимания сущность и значимости своей будущей профессии;
  • формирования интереса обучающихся к будущей профессии, воспитания чувства гордости за выбранную профессию;
  • формирования у обучающихся познавательного интереса к изучаемой дисциплине;
  • формирования добросовестного отношения обучающихся к изучению, чувства ответственности за качество выполняемой работы;
  • формирования бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия;
  • формирования познавательной потребности обучающихся;
  • формирования  ответственности при хранении лекарственных средств;
  • формировании ответственности  при выписывании рецептов.

развивающие – создание условий для:

  • развития у обучающихся логического мышления;
  • развития у обучающихся умения анализировать, выделять главное, существенное в изучаемом материале;
  • формирования навыков самообразования.

Схема интегративных связей темы:

  • Межпредметные связи:  УД Основы латинского языка с медицинской терминологией, ПМ.07. Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными».  
  • Внутрипредметные связи: темы «Твердые лекарственные формы. Мягкие лекарственные формы», «Жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций», раздел Частная фармакология.

Оснащение занятия.

Литература для преподавателя:

1.Информационные средства обучения (литература, интернет ресурсы):

Основная литература:

  1. Общая и клиническая фармакология: учебник для медицинских училищ и колледжей/ В.В.Косарев, С.А.Бабанов.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 477 с.- (Медицина).- ISBN 978-5-222-17231-5.
  2. Фармакология: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.И.Петрова.- М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008.-560 с. – ISBN 978-5-241-00894-7.
  3. Фармакология: учебник для медицинских училищ и колледжей /Н.И.Федюкович.- Изд.6-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 698 с. (Среднее профессиональное образование).- ISBN 978-5-222-12764-3.
  4. Фармакология: учебник / Д.А.Харкевич.-10-е изд., испр., перераб. и доп.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 752 с.: ил. ISBN 978-5-9704-1568-9.
  5. Фармакология: учебник / Н.И.Федюкович, Э.Д.Рубан.- Изд. 11-е, перераб. И доп.- Ростов н/Д: Феникс, 2014.-702 с.: - (Среднее профессиональное образование).- ISBN 978-5-222-22263-8.

Дополнительная литература:

  1. Лекарственные средства: 5000 наименований лекарственных препаратов и их форм (свойства, применение, взаимодействие, противопоказания): Справочник/Под редакцией М.А. Клюева.- Изд. 13-е, доп. и перераб, - М.: ИКТЦ «ЛАДА», при участии ООО «Поматур»,2008. – 637 с.- ISBN 978-5-94832-271-1.
  2.  Рецептурный справочник педиатра/ Е.Н.Панкова и др.- изд.5-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.- 416 с.- (Медицина). – ISBN 978-5-222-18117-1.
  3.  Рецептурный справочник фельдшера / Э.В.Смолева, Е.Л.Аподиакос.- Ростов н/Д: Феникс,2008.-311 с.- (Медицина).- ISBN 978-5-222-12705-6.
  4. Фармакология: конспект лекций/ В.Н.Малеванная. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 315 с.- (Зачет и экзамен). – ISBN 978-5-222-13745-1.
  5. Общая фармакология в схемах и таблицах: пособие для медицинских лицеев и колледжей)/ Т.Ф.Богданова, Е.Е.Соколова.- Ростов н/Д: Феникс, 2009.- 175 с.- (Медицина).- – ISBN 978-5-222-15457-1.

Справочная литература:

  1. Якубовская А.Г.Новейший справочник лекарственных препаратов.- Клуб семейного досуга, Белгород,2008.- ISBN 978-966-343-935-8.
  2. Полный лекарственный справочник среднего медицинского работника / М.Б.Ингерлейб.- Изд.5-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2013.-864 с. – (Медицина для вас). - ISBN 978-5-222-20095-7.

2. Учебно-наглядные материалы:

2.1. Таблицы и схемы:

  • Основные направления развития и задачи фармакологии.
  • История развития фармакологии. Основные этапы и направления.
  • Особенности современного этапа развития фармакологии и фармацевтического рынка.
  • Этапы разработки новых лекарственных препаратов.
  • Общая рецептура.
  • Правила выписывания и отпуска лекарственных средств.
  • Лекарственные формы.

2.2. «Рецептурные бланки» (формы № 148-1/у-88, № 148-1/у-04 (л), № 148-1/у-06 (л) и № 107-1/у, N 107/у-НП «Специальный рецептурный бланк на наркотическое средство или психотропное вещество»);

         2.3. Приказы Министерства здравоохранения  и социального развития РФ

1.Федеральный Закон от 12 апреля 2010 года  № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (принят Государственной Думой 24 марта 2010 года, одобрен Советом Федерации 31 марта 2010 года).

2.Приказ МЗ и СР РФ от 23 августа 2010 года № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств».

3.Приказ МЗ и СР РФ от 24 мая 2010 года № 380 О признании утратившим силу приказа МЗ РФ от 31 декабря 1999 года №  472  «О перечне лекарственных средств А и Б».

        4. Приказ МЗ РФ от 20 декабря 2012г. №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

        5. Приказ МЗ РФ от 01 августа  2012 г. №54н «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления».

        6.Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. №681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».

        7. Постановление Правительства РФ от 3 июня 2010 г. №398 «О внесении изменений в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».

        8. Приказ МЗ и СР РФ от 17 мая 2012 г. №562н «Об утверждении порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества».

        9. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. №1148 «О порядке хранения наркотических средств и психотропных веществ».

        3. Учебно-методические материалы.

3.1. Учебное пособие: «Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов. Правила хранения и отпуска лекарственных средств списков «А» и «Б».

3.2. Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по фармакологии.

4. Технические средства:

  • компьютер;
  • экран, колонки, проектор;
  • мультимедийные средства обучения: компьютерные презентации, фильмы.

III. Ход  теоретического занятия.

  1. Организационный этап.

Приветствие обучающихся,  контроль посещаемости, внешнего вида, проверка подготовленности кабинета,  готовности обучающихся к занятию; оформление в журнале темы данного занятия.

2. Мотивационный этап.

2.1. Сообщение темы и мотивация обучающихся.

Значение изучения фармакологии для дальнейшего формирования умений и навыков по  клиническим дисциплинам, для будущей профессиональной деятельности.

2.2. Постановка цели занятия. Сообщение плана и формы занятия.

После   проведения занятия студент должен:

Знать:

  • предмет и задачи фармакологии;
  • развитие отечественной фармакологии;
  • источники получения лекарственных веществ;
  • пути изыскания новых лекарственных средств, их клинические испытания;
  • понятия лекарственное вещество, средство, форма, препарат;
  • международное непатентованное наименование лекарственного средства, патентованное лекарственное средство;
  • фальсифицированное и недоброкачественное лекарственное средство;
  • классификацию лекарственных форм;
  • рецепт, структуру рецепта;
  • формы рецептурных бланков,  правила составления рецепта;
  • правила оформления рецептов на ядовитые, наркотические, сильнодействующие и психотропные средства;
  • что такое аптека, ее функции;
  • правила хранения, учета и отпуска лекарственных средств в аптеках и отделениях стационаров;

Представлять:

  • содержание Государственной фармакопеи, ее значение;
  • основные функции аптеки.

3. Контроль базового уровня знаний студентов.

Ответьте на вопросы:

  1. Как переводятся с латинского языка слова: pharmacon, logos.

4. Актуализация опорных знаний студента по теме.

5. Изучение нового материала.

План изложения:

  • Предмет и задачи фармакологии. Определение фармакологии, как науки ее связь с другими медицинскими и биологическими дисциплинами.
  •  Основные этапы развития фармакологии. Краткий исторический очерк развития науки о лекарственных средствах.  Значение работ отечественных ученых в развитии фармакологии  (И.П. Павлов, С.П. Боткин). Основоположник отечественной фармакологии  Н.П. Кравков.
  • Источники получения  лекарственных веществ (сырье растительного, животного, минерального, бактериального происхождения, синтез). Пути изыскания и клинические испытания новых лекарственных средств.
  • Определение лекарственного вещества (фармацевтическая субстанция), средства, формы, препарата. Международное непатентованное наименование лекарственного средства (МНН), патентованное лекарственное средство. Оригинальный препарат и генерический (дженерик). Фальсифицированное и недоброкачественное лекарственное средство.
  • Лекарственные формы, их классификация. Преимущества лекарственных форм промышленного производства.
  • Государственная фармакопея, ее значение, понятие о списках лекарственных средств «А» и «Б». Государственная фармакопея (11 и 12 издание).
  • Рецепт, определение. Структура рецепта. Формы рецептурных бланков. Общие правила составления рецепта. Обозначение концентраций и количеств лекарств в рецептуре. Принятые обозначения и сокращений используемые при выписывании рецептов.
  •  Правила оформления рецептов на ядовитые, наркотические, сильнодействующие и психотропные средства.
  • Основные сведения об аптеке. Правила хранения, учета и отпуска лекарственных средств в аптеках и отделениях стационаров.

6. Самостоятельная работа студентов по усвоению нового материала.

Работа студентов  со схемами и таблицами «Последовательность создания и внедрения лекарственных средств», «Правила выписывания и отпуска лекарственных средств», «Лекарственные формы».

7. Подведение итогов занятия.

Дается оценка работы группы в целом и отдельных студентов.

Выставляется оценка в журнал.

Заключение преподавателя и достижение поставленных целей, ответы на вопросы.

8.Организация рефлексии  студентов.

Обсуждение вопросов, вызвавших у студентов сомнения, непонимания.

Обсуждаются общие впечатления от изученного материала, форм деятельности студентов и преподавателя на занятии.

9 . Задание на дом.

1.Работа с конспектом.

2. Работа с учебником -  Гаевый М.Д., Галенко-Ярошевский П.А., Петров В.И., Гаевая Л.М.Фармакология с рецептурой: Учебник. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.- 464с. – ISBN 5-241-00112-3.- с. 6-18.

3. Изучение Федерального Закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

4. Изучение Приказа МЗ РФ от 20 декабря 2012г. №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», Приказа МЗ и СР РФ от 23 августа 2010 года № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств», Приказа МЗ РФ от 01 августа 2012 г. №54н «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления».

5. Работа с учебным пособием «Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов. Правила хранения и отпуска лекарственных средств списков «А» и «Б».

  1. Работа с методическим пособием для  подготовки к практическим занятиям по фармакологии.
  2. Работа с учебно-методической литературой в библиотеке и доступной базе данных, интернет-ресурсами.
  3.  Работа над рефератами (докладами):
  • «Вклад русских ученых в развитие фармакологии».
  • «Проблемы современной фармакологи».
  • «Развитие фармакологии во второй половине ХХ века».
  • «Новейшие лекарственные формы».
  • «Принципы изыскания новых лекарственных средств».

     9.  Подготовка электронных презентаций.

    10. Доложить результаты самостоятельной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Дисциплина ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики Тема: «Биохимические и молекулярные основы наследственности»

Методическая разработка по дисциплине ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики разработана преподавателем Фоминой Л.Н. по теме «Биохимические и молекулярные основы наследственности» дл...

Методическая разработка практического занятия по учебной дисциплине ОУД.07. Информатика

Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, файловых структурах, базах данных, интернет....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»

В представленной методической разработке учебного занятия показана равноправная роль обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за рез...

Методическая разработка теоретического занятия по учебной дисциплине ЕН.01 «Математика» Дифференциальное исчисление

Методическая разработка  по дисциплине «Математика» предназначена для преподавателя для подготовки к занятиям  по ЕН.01. «Математика» по специальности 34.02.01 Сестри...

Методическая разработка практического занятия по учебной дисциплине ОП.01 Документационное обеспечение

Интеграция в обучении позволяет выполнить различные функции, необходимые для всестороннего и целостного развития личности студентов, развития интересов, мотивов, потребностей к познанию. Студент ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ИНСТРУКЦИИ"

Методические указания по планированию, организации и проведению практических занятий  составлены в соответствии с рабочими программами учебной дисциплины общепрофессионального цикла "Правила...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия по учебной дисциплине ОП. 09 Психология по специальностям 34.02.01 Сестринское дело 2 курс (на базе общего образования) «Эмоциональные процессы и состояния»

Методическая разработка теоретического занятия составлена на основании рабочей программы ОП. 09 Психология «Общеобразовательного цикла» и включает в себя следующие разделы: информационную ...