Методическая разработка практического занятия по учебной дисциплине ОУД.07. Информатика
учебно-методический материал на тему

Пархоменко Ирина Сергеевна

Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, файловых структурах, базах данных, интернет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_s_analizom.docx309.48 КБ

Предварительный просмотр:

1 курс, группа 12Ю

23.12.2016

C:\Users\007\Desktop\На сайт Ивановой\2титул.jpeg


Технологическая карта урока

Организационная информация

Предмет

Информатика

Группа

12Ю

Преподпватель (ФИО, должность)

Пархоменко Ирина Сергеевна, преподаватель информатики

Образовательное учреждение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Владикавказский торгово-экономический техникум»

Республика

РСО-Алания

Город

г. Владикавказ

Описание занятия

Тема занятия

Тема 2.2.3. Поиск информации с использованием компьютера.

Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет. Открытый урок.

Тип занятия (мероприятия, занятия)

Контроля, оценки, коррекции знаний

Методы обучения

Практическое занятие (лабораторная работа №9)

Форма обучения

Работа в малых группах

Время реализации занятия 

2 часа (академических)

Цели занятия (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель: 

Цели урока:  

1. образовательная – определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками осуществления поиска информации в базах данных, компьютерных сетях, файловых структурах; владение информационной технологией организации поиска информации на государственных образовательных порталах;

2. развивающая – развивать умения и навыки при выполнении практической работы; интерес к предмету Информатика; критическое мышление обучающихся;

3. воспитательная – воспитывать самостоятельность при работе на ПК; умение аргументировать и отстаивать свою  позицию.

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Формирование знаний о назначении наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых процессоров, баз данных, компьютерных сетей).

Оценка и организация информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев.

Умение анализировать и сопоставлять различные источники информации

Планируемые результаты

УУД, которые актуализируют, приобретут, закрепят обучающиеся в ходе занятия

Познавательные: оценка информации с позиций ее свойств: достоверности, объективности, полноты, актуальности;

владение компьютерными средствами представления аи анализа данных; оценка и организация информации. Умение анализировать и сопоставлять различные источники информации.

Личностные: самостоятельность при работе на ПК; умение работать в команде.

Коммуникативные: умение аргументировать и отстаивать свою  позицию.

Регулятивные: умение организовать рабочее место, работать с инструкцией по выполнению работы, правильно записать результаты работы.

Уровень освоения

Репродуктивный

Оборудование

Компьютеры, раздаточный материал

Дидактическая структура урока

  1. Организационный момент (3 мин).
  2. Сообщение темы и цели задания (2 мин).
  3. Повторение правил техники безопасности (2 мин).
  4. Последовательность выполнения:  записать дату, тему и цель практического занятия; изучить методические рекомендации; ознакомиться с содержанием работы; выполнить задания; ответить на контрольные вопросы; сформулировать и записать вывод о проделанной работе.
  5. Практическая работа за компьютером  (15мин).
  6. Динамическая пауза (3мин).
  7. Продолжение практической работы за компьютером  (15 мин).
  8. Динамическая пауза (3мин).
  9. Продолжение практической работы за компьютером  (10 мин).
  10. Рефлексия. Здесь каждый обучающийся получает перечень вопросов о том, что понравилось на уроке, что нового обучающийся узнал. Рассказ «Узнавая новое» (5 мин).
  11. Подведение итогов урока (5 мин).
  12. Задание на дом (2мин).

Дополнительная информация.

Ресурсы, оборудование и материалы

Компьютерный класс с установленным интерактивным комплексом и локальной сетью. Программное обеспечение: Windows7, версия Проф, браузер Yandex.

Раздаточный материал.

Список учебной и дополнительной литературы

Использованные источники и литература:

  1. Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. – М., 2014.
  2.  Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: Пособие для подготовки к ЕГЭ : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. – М., 2013.
  3. Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М., 2014
  4. Цветкова М. С., Хлобыстова И. Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.
  5. Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. – М., 2015.

Дидактическое обеспечение занятия

Методические указания к выполнению лабораторной работы в электронном виде

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы 

ИКТ, групповая работа

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://images.google.ru;  www.edu.ru; www.school.edu.ru; www.kidsworld.ru; www.ver-dict.ru; www.kidsworld.ru

Тема 2.2.3. Поиск информации с использованием компьютера

Практическое занятие №9

Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет

Цель:

- формирование знаний о назначении наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых процессоров, баз данных, компьютерных сетей);

- развитие навыки осуществления поиска информации в базах данных, компьютерных сетях, файловых структурах;

- изучение информационной технологии организации поиска информации на государственных образовательных порталах. 

Время реализации занятия: 2 часа

Оснащение рабочего места: ПК, ОС, доступ к Интернет, рабочая тетрадь.

Техника безопасности: Правила ТБ при работе в компьютерном классе

Последовательность выполнения:

  1. Записать дату, тему и цель практического занятия.
  2. Изучить методические рекомендации
  3. Ознакомиться с содержанием работы.
  4. Выполнить задания.
  5. Ответить на контрольные вопросы.
  6. Сформулировать и записать вывод о проделанной работе.

Методические рекомендации

В настоящее время существует множество справочных служб Интернет, помогающих пользователям найти нужную информацию. В таких службах используется обычный принцип поиска в неструктурированных документах– по ключевым словам.

Поисковая система – это комплекс программ и мощных компьютеров, способные принимать, анализировать и обслуживать запросы пользователей по поиску  информации в Интернет. Поскольку современное Web-пространство необозримо, поисковые системы вынуждены создавать свои базы данных по Web- страницам. Важной задачей поисковых систем является постоянное поддержание соответствия между созданной информационной базой и реально существующими в Сети материалами. Для этого специальные программы (роботы) периодически обходят имеющиеся ссылки и анализируют их состояние. Данная процедура позволяет удалять исчезнувшие материалы и по добавленным на просматриваемые страницы ссылкам обнаруживать новые.

Служба World Wide Web (WWW) – это единое информационное пространство, состоящее из сотен миллионов взаимосвязанных электронных документов.

Отдельные документы, составляющие пространство Web, называют Web-страницами.

Группы тематически объединенных Web-страниц называют Web-узлами (сайтами).

Программы для просмотра Web-страниц называют браузерами (обозревателями).

К средствам поисковых систем относится язык запросов.

Используя различные приёмы можно добиться желаемого результата поиска.

!– запрет перебора всех словоформ.

+– обязательное присутствие слов в найденных документах.

-– исключение слова из результатов поиска.

&– обязательное вхождение слов в одно предложение.

~– требование присутствия первого слова в предложении без присутствия второго.

|– поиск любого из данных слов.

«»– поиск устойчивых словосочетаний.

$title– поиск информации по названиям заголовков.

$anchor–поиск информации по названию ссылок.

Содержание работы

Задание №1( 9 баллов)

  1. Загрузите Интернет.
  2. С помощью адресной строки выйдите на образовательный портал и дайте ему характеристику .

Электронный адрес портала

Характеристика портала

1

www.edu.ru

2

www.school.edu.ru

3

window.edu.ru

4

school-collection.edu.ru

5

katalog.iot.ru

6

www.kidsworld.ru

7

http://ege.edu.ru

8

www.en.edu.ru

9

www.ict.edu.ru

Задание №2 (9 баллов)

  1. Загрузите страницу электронного словаря Promt– www.ver-dict.ru.
  2. Из раскрывающегося списка выберите Русско-английский словарь (Русско-Немецкий).
  3. В текстовое поле Слово для перевода: введите слово, которое Вам нужно перевести.
  4. Нажмите на кнопку Найти.
  5. Занесите результат в следующую таблицу:

Слово

Русско-Английский

Русско-Немецкий

Информатика

Клавиатура

Программист

Монитор

Команда

Винчестер

Сеть

Ссылка

Оператор

Задание №3 (6 баллов))

  1. Загрузите страницу электронного словаря– www.efremova.info.
  2. В текстовое поле Поиск по словарю: введите слово, лексическое значение которого Вам нужно узнать.
  3. Нажмите на кнопку Искать. Дождитесь результата поиска.
  4. Занесите результат в следующую таблицу:

Слово

Лексическое значение

Метонимия

Видеокарта

Железо

Папирус

Скальпель

Дебет

Задание №4 (8 баллов)

С помощью одной из поисковых систем найдите информацию и занесите ее в таблицу:

Личности 20 века

Фамилия, имя

Годы жизни

Род занятий

Джеф Раскин

Лев Ландау

Юрий Гагарин

Альберт Эйнштейн

Стив Джобс

Фон Нейман

Олег Даль

Альберто Франчетти

Задание №5 (8 баллов)

Заполните таблицу, используя поисковую систему Яндекс: www.yandex.ru.

Слова,

входящие в запрос

Структура запроса

Количество

найденных

страниц

Электронный адрес первой найденной ссылки

Информационная

система

Информационная! Система!

Информационная + система

Информационная - система

«Информационная система»

Персональный

компьютер

Персональный компьютер

Персональный & компьютер

$title  (Персональный компьютер)

$anchor  (Персональный компьютер)

Задание №6. (10 баллов) Ответить на вопросы:

1) Для просмотра web-страниц необходима программа:

a)    Драйвер

b)   Браузер

c)    Интернет

d)   Поисковая система

2)Существуют следующие виды запросов (указать лишнее):

a)      Простой

b)      Параметрический

c)      Промежуточный

d)      С вычисляемыми полями

3)Запросы, позволяющие выполнять выборку на основе условий создаются с помощью…

a)      Мастера

b)      Конструктора

c)      Фильтрации

d)      Поисковой системы

4)Выберите верную команду поиска информации в текстовом документе

a)      Пуск – Найти

b)      Окно – Поиск

c)      Главная – Поиск

d)      Главная – Найти

5)В файловой структуре поиск файлов можно осуществлять по следующим критериям (указать лишнее)

a)      По имени

b)      По типу

c)      По структуре

d)      По объёму

6) При поиске в текстовых документах можно выбрать следующие параметры поиска (указать лишнее)

a)      Пишется как

b)      Направление

c)      Учитывать регистр

d)      Все словоформы

7)Выберете верный алгоритм поиска информации в файловой структуре:

a)      Пуск - Программы – Стандартные – Найти

b)      Пуск – Программы – Стандартные - Поиск

c)      Пуск – Стандартные – Поиск

d)      Пуск – Поиск

8)Выберите из перечисленного списка, поисковые системы сети Internet:

a)      Google

b)      Aport

c)      Mail

d)      Netscape Navigator

9)При поиске информации в сети Internetобязательно учитывается регистр написания поисковых слов:

a)      Да

b)      Нет

10) В текстовом документе при поиске слова «дом», найдутся ли слова «домашний» и «домой», если параметры поиска стоят по умолчанию:

a)      Да

b)      Нет

Задание №7(2 балла). Сделать вывод о проделанной работе.

Критерии оценивания

Количество баллов

Оценка

48 – 52 баллов

5 (отлично)

42 – 47 баллов

4 (хорошо)

30 – 41баллов

3 (удовлетворительно)

менее 30 баллов

2 (неудовлетворительно)


РЕФЛЕКСИЯ

Рассказ «Узнавая новое»

  1. На неделе мы с друзьями решили с пользой провести время и в воскресение отправиться в музей компьютерной техники.
  2. В нашей дружной компании собралось 7 человек.
  3. Самое первое, что мы узнали, придя на экскурсию это то, что самый крупный музей компьютерной техники находится в городе Казань.
  4. По мимо этого мы узнали множество интереснейших фактов, например, что первым вычислительным прибором считается Паскалино, изобретенный Блейз Паскалем в 1642 году.
  5. Так же мы узнали, что Абак – это счетная доска, применяющаяся для арифметических вычислений с  V века в Древнем Риме и Древней Греции.
  6. Ну и  мы тоже поделились своими знаниями в области информатики, в частности, что второе поколение ЭВМ работало на транзисторах, а третье – с использованием интегральных схем.
  7. Нам было очень интересно узнать, что в городе Екатеринбург находится памятник компьютерной клавиатуре, автором которого является Анатолий Вяткин.
  8. При экскурсе в историю компьютерной техники мы узнали, что прототип современной лазерной мыши был собран в 1964 году изобретателем Дугласом Энгелбартом, ее внутренняя часть состояла из двух зубчатых колес, вращающихся по одной оси перпендикулярно друг другу, а корпус был выполнен из дерева.

Выходной мы провели очень весело и познавательно и решили, что будем совершать подобные экскурсии чаще.

Маршрутный лист

  1. Найти документ «День» на диске C:
  2. В учебной базе данных «Борей» отобрать сотрудников, занимающих должность «Сотрудники отдела снабжения», создав запрос на основе таблицы «Клиенты» (записать их количество).
  3. В документе «Учебник» (Рабочий стол/Материалы) найти слово «музей».
  4.  
  1. В папке «Мои документы» найти документ «Из истории».
  2. Найти ответ в сети Интернет.
  1. На диске D: найти документ, имеющий в своем содержании слово «Абак».
  2.  
  1. В учебной базе данных «Борей» отобрать информацию о товаре «Сушеные груши», создав запрос на основе таблицы «Сведения о заказе» (записать их количество).
  2. Найти ответ в сети Интернет.
  3. Найти ответ в документе «Аппаратное обеспечение ЭВМ» (Рабочий стол/Материалы).
  1.  
  1. Найти на жестком диске документ «Памятник».
  2. Найти ответ в документе «Автор» (Рабочий стол/Материалы).
  3. Найти ответ в сети Интернет.
  1.  
  1. Найти на диске C: документ, имеющий в своем содержании словосочетание «первая мышка»
  2. В документе «Учебник» (Рабочий стол/Материалы) найти слово «мышь».
  3. Найти ответ в сети Интернет.

ФИО___________________________________________________


Анализ учебного занятия в соответствии

с требованиями ФГОС

Дата: 23.12.2016 г.

Группа: 12Ю

Преподаватель: Пархоменко И.С.

Количество обучающихся в группе: 26

Присутствовало в аудитории: 19

Тема занятия: Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет.

Тип занятия: контроль, оценка, коррекция знаний.

Методы обучения: практическое занятие (лабораторная работа).

Дидактическая задача занятия: определить готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Цели:

Образовательная:определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками осуществления поиска информации в базах данных, компьютерных сетях, файловых структурах; владение информационной технологией организации поиска информации на государственных образовательных порталах. 

Развивающая: развивать умения и навыки при выполнении практической работы; интерес к предмету Информатика; критическое мышление обучающихся.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность при работе на ПК; умение аргументировать и отстаивать свою  позицию.

Ведущие аспекты анализа занятия

Ведущие аспекты анализа занятия

Содержание наблюдения

1

2

Дидактическая задача занятия (краткий оценочный анализ)

1. Дидактическая задача занятия соответствует отобранному содержанию.

2. Решение дидактической задачи имеет положительный результат.

Содержание занятия

Основное содержание занятия соответствует содержанию рабочей программы, КТП.

Методы обучения

Методика проведения урока в полной мере соответствуют решению триединой цели.

Формы обучения

1.Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе.

2. Предложенные задания использованы целесообразно.

Результативность занятия

Цели занятия достигнуты, основная дидактическая задача решена.

УУД, которые актуализируют, приобретут, закрепят обучающиеся в ходе занятия:

  • оценка информации с позиций ее свойств: достоверности, объективности, полноты, актуальности;
  • владение компьютерными средствами представления аи анализа данных;
  • оценка и организация информации;
  • умение анализировать и сопоставлять различные источники информации.

Практическая направленность занятия

Вопросы и задачи, предлагаемые для выполнения обучающимся, имеют практическую направленность, доступность, связь теории с практикой, использование жизненного опыта обучающихся.

Самостоятельная работа обучающихся как форма организации учебной деятельности

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе занятия

На каждом этапе занятия формируются личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные учебные действия.

Формирование ИКТ-компетентности

Повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ для решения обучающих задач.

Структура занятия

Структура занятия в полной мере соответствует основной дидактической задаче.

Педагогический стиль

Нормы педагогической этики соблюдены.

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения преподаваемого предмета

Использованы элементы развивающих технологий: решение проблемных ситуаций, исследовательская работа, поисковая работа. Цель применения - формирование глубоких и прочных знаний, пробуждение интереса к предмету и к учению.

Применение здоровьесберегающих технологий,

Температурный режим в аудитории соответствует нормам, имело место чередование видов деятельности, динамические паузы выдерживались.

Рефлексия деятельности

1.Подведение итогов индивидуальной деятельности сделан, рассмотрен анализ совместного достижения поставленной цели урока. Каждый обучающийся получает перечень вопросов о том, что понравилось на уроке, что нового обучающийся узнал. Рассказ «Узнавая новое»

2. Домашнее задание имеет доступный объем и проинструктирован преподавателем.

Заключение: Оценка урока: «отлично»

С анализом ознакомлена

И.С. Пархоменко

Методист

Т.А. Бизюкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия по учебной дисциплине Фармакология

Методическая разработка подготовлена для проведения теоретического занятия по теме: "Предмет и задачи фармакологии. История фармакологии. Источники получения лекарственных веществ. Пути изыскания новы...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»

В представленной методической разработке учебного занятия показана равноправная роль обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за рез...

Методическая разработка практического занятия по учебной дисциплине ОП.01 Документационное обеспечение

Интеграция в обучении позволяет выполнить различные функции, необходимые для всестороннего и целостного развития личности студентов, развития интересов, мотивов, потребностей к познанию. Студент ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ИНСТРУКЦИИ"

Методические указания по планированию, организации и проведению практических занятий  составлены в соответствии с рабочими программами учебной дисциплины общепрофессионального цикла "Правила...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ИНСТРУКЦИИ"

Методические указания по планированию, организации и проведению практических занятий  составлены в соответствии с рабочими программами учебной дисциплины общепрофессионального цикла "Правила...

КОМПЛЕКС ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по учебной дисциплине ЕН.02 Информатика программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности СПО 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Методические указания к выполнению лабораторных занятий по дисциплине ЕН.02 Информатика разработаны для программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и экс...