Методическая разработка практического занятия по учебной дисциплине ОУД.07. Информатика
учебно-методический материал на тему
Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, файловых структурах, базах данных, интернет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_s_analizom.docx | 309.48 КБ |
Предварительный просмотр:
1 курс, группа 12Ю
23.12.2016
Технологическая карта урока
Организационная информация | |
Предмет | Информатика |
Группа | 12Ю |
Преподпватель (ФИО, должность) | Пархоменко Ирина Сергеевна, преподаватель информатики |
Образовательное учреждение | Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Владикавказский торгово-экономический техникум» |
Республика | РСО-Алания |
Город | г. Владикавказ |
Описание занятия | |
Тема занятия | Тема 2.2.3. Поиск информации с использованием компьютера. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет. Открытый урок. |
Тип занятия (мероприятия, занятия) | Контроля, оценки, коррекции знаний |
Методы обучения | Практическое занятие (лабораторная работа №9) |
Форма обучения | Работа в малых группах |
Время реализации занятия | 2 часа (академических) |
Цели занятия (образовательные, развивающие, воспитательные) | Цель: Цели урока: 1. образовательная – определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками осуществления поиска информации в базах данных, компьютерных сетях, файловых структурах; владение информационной технологией организации поиска информации на государственных образовательных порталах; 2. развивающая – развивать умения и навыки при выполнении практической работы; интерес к предмету Информатика; критическое мышление обучающихся; 3. воспитательная – воспитывать самостоятельность при работе на ПК; умение аргументировать и отстаивать свою позицию. |
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) | Формирование знаний о назначении наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых процессоров, баз данных, компьютерных сетей). Оценка и организация информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев. Умение анализировать и сопоставлять различные источники информации |
Планируемые результаты УУД, которые актуализируют, приобретут, закрепят обучающиеся в ходе занятия | Познавательные: оценка информации с позиций ее свойств: достоверности, объективности, полноты, актуальности; владение компьютерными средствами представления аи анализа данных; оценка и организация информации. Умение анализировать и сопоставлять различные источники информации. Личностные: самостоятельность при работе на ПК; умение работать в команде. Коммуникативные: умение аргументировать и отстаивать свою позицию. Регулятивные: умение организовать рабочее место, работать с инструкцией по выполнению работы, правильно записать результаты работы. |
Уровень освоения | Репродуктивный |
Оборудование | Компьютеры, раздаточный материал |
Дидактическая структура урока | |
| |
Дополнительная информация. | |
Ресурсы, оборудование и материалы | Компьютерный класс с установленным интерактивным комплексом и локальной сетью. Программное обеспечение: Windows7, версия Проф, браузер Yandex. Раздаточный материал. |
Список учебной и дополнительной литературы | Использованные источники и литература:
|
Дидактическое обеспечение занятия | Методические указания к выполнению лабораторной работы в электронном виде |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | ИКТ, групповая работа |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | http://images.google.ru; www.edu.ru; www.school.edu.ru; www.kidsworld.ru; www.ver-dict.ru; www.kidsworld.ru |
Тема 2.2.3. Поиск информации с использованием компьютера
Практическое занятие №9
Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет
Цель:
- формирование знаний о назначении наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых процессоров, баз данных, компьютерных сетей);
- развитие навыки осуществления поиска информации в базах данных, компьютерных сетях, файловых структурах;
- изучение информационной технологии организации поиска информации на государственных образовательных порталах.
Время реализации занятия: 2 часа
Оснащение рабочего места: ПК, ОС, доступ к Интернет, рабочая тетрадь.
Техника безопасности: Правила ТБ при работе в компьютерном классе
Последовательность выполнения:
- Записать дату, тему и цель практического занятия.
- Изучить методические рекомендации
- Ознакомиться с содержанием работы.
- Выполнить задания.
- Ответить на контрольные вопросы.
- Сформулировать и записать вывод о проделанной работе.
Методические рекомендации
В настоящее время существует множество справочных служб Интернет, помогающих пользователям найти нужную информацию. В таких службах используется обычный принцип поиска в неструктурированных документах– по ключевым словам.
Поисковая система – это комплекс программ и мощных компьютеров, способные принимать, анализировать и обслуживать запросы пользователей по поиску информации в Интернет. Поскольку современное Web-пространство необозримо, поисковые системы вынуждены создавать свои базы данных по Web- страницам. Важной задачей поисковых систем является постоянное поддержание соответствия между созданной информационной базой и реально существующими в Сети материалами. Для этого специальные программы (роботы) периодически обходят имеющиеся ссылки и анализируют их состояние. Данная процедура позволяет удалять исчезнувшие материалы и по добавленным на просматриваемые страницы ссылкам обнаруживать новые.
Служба World Wide Web (WWW) – это единое информационное пространство, состоящее из сотен миллионов взаимосвязанных электронных документов.
Отдельные документы, составляющие пространство Web, называют Web-страницами.
Группы тематически объединенных Web-страниц называют Web-узлами (сайтами).
Программы для просмотра Web-страниц называют браузерами (обозревателями).
К средствам поисковых систем относится язык запросов.
Используя различные приёмы можно добиться желаемого результата поиска.
!– запрет перебора всех словоформ.
+– обязательное присутствие слов в найденных документах.
-– исключение слова из результатов поиска.
&– обязательное вхождение слов в одно предложение.
~– требование присутствия первого слова в предложении без присутствия второго.
|– поиск любого из данных слов.
«»– поиск устойчивых словосочетаний.
$title– поиск информации по названиям заголовков.
$anchor–поиск информации по названию ссылок.
Содержание работы
Задание №1( 9 баллов)
- Загрузите Интернет.
- С помощью адресной строки выйдите на образовательный портал и дайте ему характеристику .
№ | Электронный адрес портала | Характеристика портала |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 |
Задание №2 (9 баллов)
- Загрузите страницу электронного словаря Promt– www.ver-dict.ru.
- Из раскрывающегося списка выберите Русско-английский словарь (Русско-Немецкий).
- В текстовое поле Слово для перевода: введите слово, которое Вам нужно перевести.
- Нажмите на кнопку Найти.
- Занесите результат в следующую таблицу:
Слово | Русско-Английский | Русско-Немецкий |
Информатика | ||
Клавиатура | ||
Программист | ||
Монитор | ||
Команда | ||
Винчестер | ||
Сеть | ||
Ссылка | ||
Оператор |
Задание №3 (6 баллов))
- Загрузите страницу электронного словаря– www.efremova.info.
- В текстовое поле Поиск по словарю: введите слово, лексическое значение которого Вам нужно узнать.
- Нажмите на кнопку Искать. Дождитесь результата поиска.
- Занесите результат в следующую таблицу:
Слово | Лексическое значение |
Метонимия | |
Видеокарта | |
Железо | |
Папирус | |
Скальпель | |
Дебет |
Задание №4 (8 баллов)
С помощью одной из поисковых систем найдите информацию и занесите ее в таблицу:
Личности 20 века | ||
Фамилия, имя | Годы жизни | Род занятий |
Джеф Раскин | ||
Лев Ландау | ||
Юрий Гагарин | ||
Альберт Эйнштейн | ||
Стив Джобс | ||
Фон Нейман | ||
Олег Даль | ||
Альберто Франчетти |
Задание №5 (8 баллов)
Заполните таблицу, используя поисковую систему Яндекс: www.yandex.ru.
Слова, входящие в запрос | Структура запроса | Количество найденных страниц | Электронный адрес первой найденной ссылки |
Информационная система | Информационная! Система! | ||
Информационная + система | |||
Информационная - система | |||
«Информационная система» | |||
Персональный компьютер | Персональный компьютер | ||
Персональный & компьютер | |||
$title (Персональный компьютер) | |||
$anchor (Персональный компьютер) |
Задание №6. (10 баллов) Ответить на вопросы:
1) Для просмотра web-страниц необходима программа:
a) Драйвер
b) Браузер
c) Интернет
d) Поисковая система
2)Существуют следующие виды запросов (указать лишнее):
a) Простой
b) Параметрический
c) Промежуточный
d) С вычисляемыми полями
3)Запросы, позволяющие выполнять выборку на основе условий создаются с помощью…
a) Мастера
b) Конструктора
c) Фильтрации
d) Поисковой системы
4)Выберите верную команду поиска информации в текстовом документе
a) Пуск – Найти
b) Окно – Поиск
c) Главная – Поиск
d) Главная – Найти
5)В файловой структуре поиск файлов можно осуществлять по следующим критериям (указать лишнее)
a) По имени
b) По типу
c) По структуре
d) По объёму
6) При поиске в текстовых документах можно выбрать следующие параметры поиска (указать лишнее)
a) Пишется как
b) Направление
c) Учитывать регистр
d) Все словоформы
7)Выберете верный алгоритм поиска информации в файловой структуре:
a) Пуск - Программы – Стандартные – Найти
b) Пуск – Программы – Стандартные - Поиск
c) Пуск – Стандартные – Поиск
d) Пуск – Поиск
8)Выберите из перечисленного списка, поисковые системы сети Internet:
a) Google
b) Aport
c) Mail
d) Netscape Navigator
9)При поиске информации в сети Internetобязательно учитывается регистр написания поисковых слов:
a) Да
b) Нет
10) В текстовом документе при поиске слова «дом», найдутся ли слова «домашний» и «домой», если параметры поиска стоят по умолчанию:
a) Да
b) Нет
Задание №7(2 балла). Сделать вывод о проделанной работе.
Критерии оценивания
Количество баллов | Оценка |
48 – 52 баллов | 5 (отлично) |
42 – 47 баллов | 4 (хорошо) |
30 – 41баллов | 3 (удовлетворительно) |
менее 30 баллов | 2 (неудовлетворительно) |
РЕФЛЕКСИЯ
Рассказ «Узнавая новое»
Выходной мы провели очень весело и познавательно и решили, что будем совершать подобные экскурсии чаще. | Маршрутный лист
|
ФИО___________________________________________________
Анализ учебного занятия в соответствии
с требованиями ФГОС
Дата: 23.12.2016 г.
Группа: 12Ю
Преподаватель: Пархоменко И.С.
Количество обучающихся в группе: 26
Присутствовало в аудитории: 19
Тема занятия: Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет.
Тип занятия: контроль, оценка, коррекция знаний.
Методы обучения: практическое занятие (лабораторная работа).
Дидактическая задача занятия: определить готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Цели:
Образовательная:определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками осуществления поиска информации в базах данных, компьютерных сетях, файловых структурах; владение информационной технологией организации поиска информации на государственных образовательных порталах.
Развивающая: развивать умения и навыки при выполнении практической работы; интерес к предмету Информатика; критическое мышление обучающихся.
Воспитательная: воспитывать самостоятельность при работе на ПК; умение аргументировать и отстаивать свою позицию.
Ведущие аспекты анализа занятия
Ведущие аспекты анализа занятия | Содержание наблюдения |
1 | 2 |
Дидактическая задача занятия (краткий оценочный анализ) | 1. Дидактическая задача занятия соответствует отобранному содержанию. 2. Решение дидактической задачи имеет положительный результат. |
Содержание занятия | Основное содержание занятия соответствует содержанию рабочей программы, КТП. |
Методы обучения | Методика проведения урока в полной мере соответствуют решению триединой цели. |
Формы обучения | 1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. 2. Предложенные задания использованы целесообразно. |
Результативность занятия | Цели занятия достигнуты, основная дидактическая задача решена. УУД, которые актуализируют, приобретут, закрепят обучающиеся в ходе занятия:
|
Практическая направленность занятия | Вопросы и задачи, предлагаемые для выполнения обучающимся, имеют практическую направленность, доступность, связь теории с практикой, использование жизненного опыта обучающихся. |
Самостоятельная работа обучающихся как форма организации учебной деятельности | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. |
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе занятия | На каждом этапе занятия формируются личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные учебные действия. |
Формирование ИКТ-компетентности | Повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ для решения обучающих задач. |
Структура занятия | Структура занятия в полной мере соответствует основной дидактической задаче. |
Педагогический стиль | Нормы педагогической этики соблюдены. |
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения преподаваемого предмета | Использованы элементы развивающих технологий: решение проблемных ситуаций, исследовательская работа, поисковая работа. Цель применения - формирование глубоких и прочных знаний, пробуждение интереса к предмету и к учению. |
Применение здоровьесберегающих технологий, | Температурный режим в аудитории соответствует нормам, имело место чередование видов деятельности, динамические паузы выдерживались. |
Рефлексия деятельности | 1.Подведение итогов индивидуальной деятельности сделан, рассмотрен анализ совместного достижения поставленной цели урока. Каждый обучающийся получает перечень вопросов о том, что понравилось на уроке, что нового обучающийся узнал. Рассказ «Узнавая новое» 2. Домашнее задание имеет доступный объем и проинструктирован преподавателем. |
Заключение: Оценка урока: «отлично»
С анализом ознакомлена | И.С. Пархоменко | |
Методист | Т.А. Бизюкина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка теоретического занятия по учебной дисциплине Фармакология
Методическая разработка подготовлена для проведения теоретического занятия по теме: "Предмет и задачи фармакологии. История фармакологии. Источники получения лекарственных веществ. Пути изыскания новы...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»
В представленной методической разработке учебного занятия показана равноправная роль обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за рез...
Методическая разработка практического занятия по учебной дисциплине ОП.01 Документационное обеспечение
Интеграция в обучении позволяет выполнить различные функции, необходимые для всестороннего и целостного развития личности студентов, развития интересов, мотивов, потребностей к познанию. Студент ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ИНСТРУКЦИИ"
Методические указания по планированию, организации и проведению практических занятий составлены в соответствии с рабочими программами учебной дисциплины общепрофессионального цикла "Правила...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ИНСТРУКЦИИ"
Методические указания по планированию, организации и проведению практических занятий составлены в соответствии с рабочими программами учебной дисциплины общепрофессионального цикла "Правила...
КОМПЛЕКС ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по учебной дисциплине ЕН.02 Информатика программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности СПО 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Методические указания к выполнению лабораторных занятий по дисциплине ЕН.02 Информатика разработаны для программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и экс...