Методика проведения и точки аускультации ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Методика проведения и точки аускультации
Аускультацию сердца обычно проводят в положении стоя. Для того чтобы шумы при дыхании не мешали обследованию, пациента просят периодически задерживать дыхание на 4–6 секунд (предварительно больной должен глубоко вдохнуть).
Для выслушивания используют 5 точек аускультации сердца (номера соответствуют последовательности выслушивания тонов).
Первая точка — область так называемого верхушечного толчка, которая позволяет оценить работу митрального клапана и атриовентрикулярного отверстия слева. Находится на 1–2 см внутри от соска в V межреберье. Сначала определяется тон после длинной паузы, а затем — после короткой. В норме по громкости первый тон в области верхушечного толчка всегда сильнее второго.
Иногда на этом месте выслушивается добавочный III тон, что может свидетельствовать о наличии какой-либо патологии сердца или о молодом возрасте пациента. В последнем случае появление третьего тона считается нормой.
Вторая точка - выслушивается в районе II межреберья справа. Здесь фиксируется работа клапанов аорты и устья аорты. Исследование проводится при задержке дыхания.
Третья точка — II межреберье слева от грудины, здесь выслушиваются клапаны лёгочной артерии.
Важно отметить, что после прослушивания трёх вышеперечисленных точек рекомендуется повторить процесс. Все три тона должны быть одинаковыми по громкости и звучанию.
Четвёртая точка — находится в области основания грудины в районе V межреберья. Здесь выслушивается правое атриовентрикулярное отверстие и трёхстворчатый клапан.
Пятая точка (в медицине её называют точкой Боткина — Эрба) – определяется в III межреберье слева от грудины. Это дополнительное место для выслушивания клапанов аорты. Обследование проводят на вдохе с задержкой дыхания в течение 3–5 секунд.
Места выслушивания клапонов
Клапан | Места выслушивания | Анатомическая проекция |
Двухстворчатый клапан (митральный) | У верхушки сердца, т.е. в V м/р, на ½ - 1 см кнутри от СКЛ. | Прикрепление III реберного хряща к левому краю грудины. |
Трёхстворчатый клапан | У правого края грудины, у места прикрепления к ней V реберного хряща, либо в месте сочленения конца тела грудины с мечевидным отростком. | На середине линии, соединяющей конец III левого реберного хряща с V правым реберным хрящом. |
Аортальный клапан | Во II м/р справа у края грудины и в точке Боткина-Эрба (III м/р слева у грудине) | На грудине на уровне III рёберных хрящей, чуть левее срединной линии. |
Клапан легочной артерии | Во II м/р слева у края грудины | Там же |
Заболевания, диагностируемые с помощью выслушивания
Тон | Изменение тонов | Заболевания |
I | ослабление |
|
усиление |
| |
II | ослабление |
|
усиление |
|
Трактовка шумов
Виды шумов | Заболевания |
Диастолические |
|
Органические систолические |
|
Функциональные систолические |
|
Экстракардиальные | сухой перикардит |
Особенности проведения обследования у детей
При интерпретации шумов необходимо принимать во внимание возраст пациента. Например, для детей младше 7 лет специфично выслушивание третьего и четвёртого тонов, что в их возрасте является нормой. В то же время данное отклонение у взрослого населения говорит о тяжёлом заболевании.
Обследование у малышей проводят в положении стоя или лёжа по определённым точкам на грудной клетке с помощью детского фонендоскопа.
Детский фонендоскоп Duplex
Аускультация у малышей проводится с помощью специального детского фонендоскопа
Главное отличие детской аускультации — это выслушивание II тона, который гораздо громче, чем у взрослых. Кроме того, у новорождённых считается нормой одинаковая длина паузы между I, II тонами и последующим вновь первым, то есть они следуют друг за другом так же, как удары маятника.
Наличие же шумов у детей в первые дни жизни зачастую говорит о врождённых пороках сердца. Если посторонние звуки появились после 3–5 лет, то это говорит о ревматических поражениях сердца.
Помимо этого, в подростковом возрасте могут регистрироваться акцидентальные шумы, или «кошачье мурлыканье». В большинстве случаев они не несут угрозы и являются следствием возрастных изменений организма.
Аускультация сердца, основные тоны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект материалов для проведения экзамена по ПМ.02.Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Промежуточная аттестация в форме экзамена по ПМ.02.Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях проводится с целью ...
Контрольно-оценочные средства для проведения промежуточной аттестации по учебной практике ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, специальность 34.02.01 Сестринское дело 2019-2020 гг.
Материал для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по учебной практике ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах....
Контрольно-оценочные средства для проведения промежуточной аттестации по производственной практике ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, специальность 34.02.01 Сестринское дело 2019-2020 гг.
Материал для проведения промежуточеой аттестации в форме дифференцированного зачета по производственной практике ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах....
Контрольно-оценочные средства для проведения квалификационного экзамена по ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, специальность 34.02.01 Сестринское дело 2019-2020 гг.
Материал для проведения промежуточной аттестации (квалификационный экзамен) по ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах....
Методическая разработка практического занятия «Осуществление пособия при проведении ЛФК. Медицинский контроль» ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.02. Основы реабилитации Специальность: 34.02.01. Сестринское дело,
Методическая разработка была выполнена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения. Данная тема входит в изучение ...
СПЕЦИФИКАЦИЯ контрольно - оценочных средств для проведения дифференцированного зачета по учебной практике ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах для студентов 3 и 4 курсов по специальности 34.02.01 Сестринское дело
Назначение контрольно - оценочных средств: Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для итогового контроля по учебной практике ПМ.02, который проводится в рамках промежуточной аттестаци...
Контрольно-оценочные средства для проведения экзамена (квалификационного) по ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, курс 4, семестр 7. Год начала подготовки
Контрольно-оценочные средства (КОС) для проведения экзамена (квалификационного) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся по ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и ...