Методическая разработка семинара по теме: « Инфекционная безопасность»
методическая разработка на тему
Предстерилизационная очистка и стерилизация – основа противоэпидемического режима в лечебно-профилактическом учреждении. Без соответствующих знаний по данной теме невозможно обеспечить профилактику внутрибольничной инфекции в будущей профессиональной деятельности, т.к. в стационаре среднему медперсоналу отводится главная роль в этом вопросе. Медицинские сестры выступают в роли организатора и ответственного исполнителя в осуществлении предстерилизационной очистки и стерилизации. В обязанности среднего медперсонала входит так же контроль качества обработки инструментария на данном этапе. Ежедневное, тщательное и неукоснительное соблюдение правил при выполнении своих должностных обязанностей способствует профилактике профессиональной заболеваемости сотрудников, позволит в значительной мере снизить риск возникновения и распространения внутрибольничной инфекции и сохранить здоровье пациентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponomareva_ib.docx | 48.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Медицинский колледж № 2»
Пономарева Н.Ю.
Методическая разработка семинара
по теме: « Инфекционная безопасность»
ПМ.04/ПМ.07
«Выполнение работ по профессии
«Младшая медицинская сестра по уходу за больными»
Санкт-Петербург
2015
Пояснительная записка
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальностям среднего профессионального образования 060501 «Сестринское дело», 060101 «Лечебное дело» по ПМ.04/ПМ.07 «Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными». Методическая разработка составлена на основе рабочей программы по ПМ.04/ПМ.07 «Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными». На изучение данной темы в рамках МДК 04.02/07.02 отводится 40 часов, данная тема рассчитана на 2 учебных часа. Методическая разработка рассмотрена ЦМК «Младшая медицинская сестра и общепрофессиональных дисциплин», согласована с методистом колледжа.
Занятие проводится в лекционном кабинете. В методической разработке по теме «Инфекционная безопасность» представлены все необходимые элементы проведения занятия: обоснование темы, цель, задачи занятия, задания для самостоятельной работы студентов на занятии позволяют оценить знания и умения по данной теме, проконтролировать освоение элементов общих и профессиональных компетенций. В качестве заданий для самостоятельной работы предлагаются графические структуры, ситуационные задачи, оформление памяток для персонала по обеспечению инфекционной безопасности. Для предварительного контроля знаний представлены вопросы для фронтального устного опроса; итоговый контроль - тестовые задания.
Современные педагогические приёмы и методы (работа малыми группами, само- и взаимопроверка выполненных заданий, выполнение продукта деятельности (памятка для персонала), используемые на занятии, позволяют оптимизировать занятие, обеспечить усвоение знаний, умений и формирование общих и профессиональных компетенций.
Мотивация
Предстерилизационная очистка и стерилизация – основа противоэпидемического режима в лечебно-профилактическом учреждении. Без соответствующих знаний по данной теме невозможно обеспечить профилактику внутрибольничной инфекции в будущей профессиональной деятельности, т.к. в стационаре среднему медперсоналу отводится главная роль в этом вопросе. Медицинские сестры выступают в роли организатора и ответственного исполнителя в осуществлении предстерилизационной очистки и стерилизации. В обязанности среднего медперсонала входит так же контроль качества обработки инструментария на данном этапе. Ежедневное, тщательное и неукоснительное соблюдение правил при выполнении своих должностных обязанностей способствует профилактике профессиональной заболеваемости сотрудников, позволит в значительной мере снизить риск возникновения и распространения внутрибольничной инфекции и сохранить здоровье пациентов.
Схема интегральных связей
Истоки | Тема | Выход |
Основы микробиологии и иммунологии Фармакология Гигиена и экология человека Анатомия и физиология человека Химия | Инфекционная безопасность | Профессиональные модули ПМ.01, ПМ.02, ПМ.03, ПМ.04, ПМ.05, ПМ.06 Учебная практика Производственная практика Квалификационный экзамен |
Цель занятия:
Показать роль медицинской сестры в обеспечении инфекционной безопасности для пациентов и персонала ЛПУ.
Задачи:
Учебная (ПК 7.5/4.5, 7.6/4.6): обучить студентов алгоритму проведения предстерилизационной очистки и стерилизации; помочь студентам систематизировать и осмыслить учебный материал.
Развивающая (ОК 1): развивать интерес к своей будущей профессии.
Воспитательная (ОК 11, ОК12): воспитывать ответственность, внимательность, аккуратность при работе с растворами и при проведении манипуляций.
Актуальность темы определяется элементами формируемых компетенций
Коды формируемых компетенций:
ОК 1,11,12
ПК 7.5/4.5, 7.6/4.6
Название компетенции | Студент должен знать | Студент должен уметь |
ПК 4.5/7.5 | -этапы предстерилизационной очистки; -виды контроля качества предстерилизационой очистки и стерилизации; - методы, виды и режимы стерилизации; - понятие асептики и антисептики; - виды упаковок для стерилизации и сроки хранения | - приготовить моющий комплекс для проведения ПСО: - поставить универсальную азопирамовую пробу; - упаковать изделия медицинского назначения |
ПК 4.6/7.6 | - принципы профилактики профессионального заражения; - принципы обеспечения безопасной больничной среды для пациентов и их окружения | - информировать пациента и его окружение по вопросам обеспечения инфекционной безопасности; - вести санпросветработу среди младшего медицинского персонала ЛПУ |
ОК 1 | - нормы санитарного законодательства | - поддерживать физическое здоровье |
ОК 11 | - этические нормы профессиональной деятельности | - организовать общение с пациентами и персоналом в соответствии с соблюдением этических норм |
ОК 12 | - принципы организации рабочего места с соблюдением требований производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности | - организовать рабочее место с соблюдением требований производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
Этапы занятия и контроль их усвоения
Этап занятия | Цель этапа | Содержание и методы проведения занятия | Время | Обеспечение этапа |
Вводный этап | ||||
Организационный момент | Сконцентрировать внимание студентов, настроить на работу | Проверка присутствующих и внешнего вида | 2 | Групповой журнал |
Цель занятия. Мотивация. Выявление межпредметных и внутрипредметных связей | Сформулировать тему и предполагаемый конечный результат работы. Создать положительную мотивацию познавательной деятельности. Рассказать о связях данной темы с другими учебными дисциплинами и ПМ, УП и ПП | Беседа с группой | 3 | Групповой журнал, методические материалы преподавателя |
Предварительный контроль знаний | Выявить исходный уровень знаний, провести коррекцию знаний | Фронтальный устный опрос: индивидуальная работа | 15 | Приложение № 1 |
Основной этап | ||||
Закрепление изученного ранее материала | Обобщить и систематизировать учебный материал | Индивидуальная и групповая работа: - заполнение графических структур; - решение ситуационных задач; - подготовка памяток для персонала | 50 | Приложения №№ 2,3,5,7; канцелярские принадлежности |
Заключительный этап | ||||
Заключительный контроль | Контроль усвоения знаний, умений, формирования элементов компетенций | Индивидуальная работа: выполнение тестовых заданий | 10 | Приложение № 4 |
Подведение итогов занятия | Стимуляция познавательной деятельности для самоподготовки к следующему занятию | Оценивание деятельности группы в целом и каждого студента | 5 | Групповой журнал |
Домашнее задание | Ориентация студентов на самоподготовку | Задание на самоподготовку (обязательные и на выбор) | 5 | Групповой журнал |
Карта самостоятельной работы студентов по теме: « Инфекционная безопасность»
№п/п | Этапы самостоятельной работы | Способ выполнения | Контроль |
1. | Предварительный контроль знаний | Индивидуальная работа: фронтальный устный опрос | Ответы на вопросы по эталону |
2. | Заполнение графических структур | Индивидуальная работа: запись в тетради | Представление заполненных структур; самопроверка по эталону преподавателя |
3. | Решение ситуационных задач | Работа малыми группами: - прочитать задачу; - оценить ситуацию; - составить алгоритм действий | Взаимопроверка по эталону преподавателя: представление решённых задач |
4. | Ведение санпросветработы | Работа малыми группами: - составление памяток для персонала по созданию безопасной больничной среды | Защита памяток; их соответствие СанПиН и критериям оценки |
5. | Заключительный контроль | Итоговый тест | Проверка выполнения работы по эталону |
Задания для самоподготовки:
- Изучить материал лекции «Лечебно-охранительный режим ЛПУ».
- Выполнить задания № 1 - № 7 в вопросах для самоподготовки в электронном виде стр10 - 11.
- По выбору студентов: подготовка сообщений, презентаций по темам «Безопасность медсестры при перемещении пациента», «Факторы риска падения пациента» и т.п.
Оснащение:
№ п/п | Наименование | Количество |
Ноутбук | 1 | |
Мультимедиа | 1 | |
Презентация | 1 | |
Задания для фронтального опроса | 1 | |
Тестовые задания | 15 | |
Ситуационные задачи | 10 | |
Графические структуры | 15 | |
Канцелярские принадлежности | По необходимости |
Литература для самоподготовки:
Основная
К.Е.Давлицарова, С.Н.Миронова. Манипуляционная техника. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.
Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова Основы сестринского дела. - Ростов-на-Дону: Феникс 2012.
Дополнительная
С.А.Мухина, И.И.Тарновская. Общий уход за больными. – М.: Медицина, 1989.
С.А.Мухина, И.И.Тарновская. Теоретические основы сестринского дела. В 2 частях. Часть I. - М.: 1996.
Т.П.Обуховец, Т.А.Склярова, О.В.Чернова. Основы сестринского ухода. Серия «Медицина для вас». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
Основы сестринского дела//под ред. С.И.Двойникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Г.И.Морозова. Основы сестринского дела. Ситуационные задачи. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
Сборник сестринских манипуляций.
Приложение 5
Ситуационные задачи
Задача №1
Вы медсестра центрального стерилизационного отделения. При проведении контроля качества предстерилизационной очистки с помощью азопирамовой пробы в течении 1 минуты появилось окрашивание реактива в фиолетовый цвет, переходящий в бурый.
Задание:
- Оцените ситуацию.
- Ваши действия.
Задача №2
Вы медсестра хирургического отделения. При определении пригодности рабочего раствора азопирама нанесли 2 капли реактива на кровяное пятно. В течение 1 минуты цвет пятна не изменился.
Задание:
- Оцените ситуацию.
- Ваши действия.
Задача №3
Вы медсестра процедурного кабинета. При вскрытии стерильной коробки КФ с универсальной укладкой обнаружили, что цвет индикаторной ленты
ИС – 132 не изменен.
Задание:
- Оцените ситуацию.
- Ваши действия.
Задача №4
Вы медсестра перевязочного кабинета. При вскрытии стерильной коробки КФ с универсальной укладкой обнаружили, что индикаторная лента
ИС – 132 отсутствует.
Задание:
- Оцените ситуацию.
- Ваши действия.
Задача №5
Вы медсестра перевязочного кабинета. При вскрытии стерильной коробки Кф с перевязочным материалом обнаружили, что нужный вам материал отсутствует, ничего не взяв, вы закрыли бикс.
Задание:
- Оцените ситуацию.
- Ваши действия.
Задача №6
Вы медсестра процедурного кабинета. При вскрытии стерильной коробки КФ с универсальной укладкой обнаружили, что не ней нет соответствующей бирки с указанием даты стерилизации.
Задание:
- Оцените ситуацию.
- Ваши действия.
Задача №7
Вы медсестра перевязочного кабинета. При вскрытии сухожарового шкафа обнаружили, что в нем отсутствует индикаторная лента.
Задание:
- Оцените ситуацию.
- Ваши действия.
Задача №8
Вы операционная медсестра. При накрытии стерильного стола вы обнаружили, что индикаторы ИС – 180 заложенные в сухожаровой шкаф не изменили цвет.
Задание:
- Оцените ситуацию.
- Ваши действия.
Задача №9
Вы медсестра перевязочного кабинета. При работе сухожарового шкафа вы обнаружили, что температура в нем не достигает 180 градусов.
Задание:
- Оцените ситуацию.
- Ваши действия.
Задача №10
Вы медсестра перевязочного кабинета. При вскрытии крафт – пакета с хирургическими инструментами вы обнаружили, что край пакета запечатан не герметично, но при этом индикаторы стерильности в пакете поменяли цвет.
Задание:
- Оцените ситуацию.
- Ваши действия.
Приложение № 4
ВАРИАНТ № 1
Закончите фразу:
- Асептика – это ….
- СЭР – это …..
- Стерилизация – это…..
Выберите правильный ответ:
- Для стерилизации инструментов применяют перекись водорода:
а) 6 % б) 4%
в) 3% г) 1%
- . Режим стерилизации перчаток в автоклаве:
а) Т 132С , давление 2 атм., 45 мин
б) Т 132С , давление 2 атм., 10 мин
в) Т 120С , давление 1,1 атм., 45 мин
г) Т 120С , давление 1,1 атм., 20 мин
- В биксе с фильтром содержимое считается стерильным с момента стерилизации в течение:
а) 20 суток б) 7 суток
в) 6 часов г) 24 часа
- Аппарат, применяемый для стерилизации перевязочного материала паровым методом:
а) термостат б) стерилизатор
в) автоклав г) сухожаровой шкаф
- . Для контроля температуры в сухожаровом шкафу применяют:
а) ИС- 150 б) ИС – 180
в) ИС – 120 г) ИС – 130
- Положительная азопирамовая проба на скрытую кровь дает окрашивание:
а) зеленое б) синее
в) красное г) фиолетовое
- Самый надёжный метод контроля стерильности:
а) визуальный б) бактериологический
в) физический г) фармакологический
ВАРИАНТ №2
Закончите фразу:
- Антисептика – это…..
- ВБИ – это ……
- Целью предстерилизационной очистки является ……
Выберите правильный ответ:
- Режим стерилизации инструментов медицинского назначения в сухожаровом шкафу:
а) 160 С – 60 мин б) 180 С – 60 мин
в) 150 С – 120 мин г) 180 С – 90 мин
- В крафт – пакете содержимое считается стерильным с момента стерилизации в течении:
а) 3 суток б) 7 суток
в) 6 часов г) 24 часа
- Для контроля температуры в паровом стерилизаторе применяют:
а) ИС- 150 б) ИС – 180
в) ИС – 120 г) ИС – 130
- Хранить изделия медицинского назначения после стерилизации в 6% раствором перекиси водорода необходимо в:
а) плотно закрытой стерильной ёмкости
б) фурацилине
в) спирте
г) хлорамине
- Положительная азопирамовая проба на скрытую кровь дает окрашивание в течение:
а) 1 мин б) 5 мин
в) 3 мин г) 7 мин
- При паровой стерилизации в качестве упаковочного материала применяется:
а) бумага обычная б) шелковая ткань
в) марля г) бязь
- Наиболее надежный метод контроля стерильности:
а) механический б) бактериологический
в) физический г) химический
Приложение 2
Способы асептики:
асептика |
Виды антисептики:
антисептика |
Приложение 3
ВИДЫ СТЕРИЛИЗАЦИИ |
Этапы обработки медицинских инструментов |
Приложение 6
Этапы предстерилизационной обработки |
Приложение 7
Виды упаковки и сроки стерильности
Виды упаковки | Сроки хранения стерильности |
Крафт-пакеты | |
Бикс КФ | |
Пергаменты | |
Крепированная бумага |
Приложение 1
Вопросы к фронтальному устному опросу.
- Что такое внутрибольничная инфекция (ВБИ)?
- Что такое санитарно- противоэпидемический режим (СЭР)?
- Что такое асептика?
- Перечислите основные составляющие асептики?
- Что такое антисептика?
- Какие виды антисептики вы знаете?
- Что такое стерилизация?
- Какие методы стерилизации вы знаете?
- Перечислите способы стерилизации?
- Какие режимы стерилизации для сухожарового шкафа вы знаете?
- Какие режимы стерилизации для автоклава вы знаете?
- Какой стерилянт используют для химического способа стерилизации, назовите режимы?
- Для чего нужна предстерилизационная очистка?
- Нужно ли проводить контроля качества ПСО?
- Чем определяется качество ПСО?
- Сколько инструментов подлежат проверке контроля качества ПСО?
- Нужно ли проводить контроль стерильности?
- Назовите самый точный способ контроля стерильности?
- Какие виды упаковочного материала для стерилизации вы знаете?
Эталоны ответов:
Приложение 4
Вариант №1
- Асептика – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение внедрения возбудителей в рану, ткани, органы, полости тела больного при хирургических операциях, перевязках и других лечебно диагностических процедур.
- СЭР – комплекс организационных , санитарно- профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заноса и распространения ВБИ.
- Стерилизация – это комплекс мероприятий направленных на уничтожение патогенных и условно патогенных микроорганизмов на объектах внешней среды, а так же их споровых форм.
- А 6% перекись водорода
- Г 120 С 1,1 атм. 45 мин
- А 20 суток
- В автоклав
- Б ИС – 180
- Г фиолетовый
- Б бактериологический
Вариант №2
1. Антисептика – комплекс лечебно – профилактических мероприятий, направленных на уничтожение микроорганизмов в ране, других патологических образованиях или организме в целом.
2. ВБИ – это любое клинически распознаваемое инфекционное заболевание, которое поражает пациента в результате его попадания в больницу или обращения за медицинской помощью или инфекционное заболевание сотрудника вследствие его работы в данном учреждении, вне зависимости от того , появились симптомы заболевания во время пребывания в больнице или после его выписки.
3. Целью предстерилизационной очистки является удаление белковых, жировых и механических загрязнений.
4. Б 180С - 60 мин
5. А 3 суток
6. В ИС – 120
7. А плотно закрытые стерильные ёмкости
8. А 1 мин
9. Г бязь
10 Б бактериологический
Приложение 5
Ситуационные задачи
№ задачи | Эталон ответа |
1. | 1. Реакция положительная, что свидетельствует о наличии загрязнений 2. Повторить предстерилизационную очистку всей партии инструментария до получения отрицательной реакции |
2. | 1. Раствор не пригоден к работе 2. Приготовить новый рабочий раствор. |
3. | 1. Материал в биксе не пригоден к работе 2. Поменять индикатор и отправить опять в стерилизацию. |
4. | 1. Материал в биксе не пригоден к работе 2. Положить индикатор и отправить опять в стерилизацию. |
5. | 1. Материал в биксе расстерилизован и должен быть использован в течении 6 часов, если нет, то упаковать по новой поменять индикатор и отправить опять в стерилизацию. |
6. | 1. Материал в биксе не пригоден к работе, т.к. не известен срок стерилизации 2. Прикрепить бирку, упаковать материал по новой , поменять индикатор и отправить опять в стерилизацию. |
7. | 1. Инструменты не пригодны к работе, нет контроля качества стерильности 2. Положить индикатор и провести стерилизацию в полном объёме. |
8. | 1. Инструменты не пригодны к работе, нет контроля качества стерильности 2. Положить новый индикатор и провести стерилизацию в полном объёме. |
9. | 1. Сухожаровой шкаф не исправен, инструменты не пригодны к работе 2. Доложить о неисправности, вызвать ремонтников. |
10. | 1. Материал в пакете не пригоден к работе, т.к. не известен срок стерилизации 2. Упаковать материал по новой , поменять индикатор и отправить опять в стерилизацию. |
Приложение 7
Виды упаковки и сроки стерильности
Виды упаковки | Сроки хранения стерильности |
Крафт-пакеты | 72 часа |
Бикс КФ | 20 суток |
Пергаменты | 20 суток |
Крепированная бумага | 20 суток |
Приложение 6
Этапы предстерилизационной обработки |
Поместить в моющий комплекс |
Промыть в моющем комплексе |
Промыть проточной водой |
Обессолить в дистилированой воде |
просушить |
Провести пробу на качество ПСО |
упаковать |
Приложение 3
ВИДЫ СТЕРИЛИЗАЦИИ |
паровой | воздушный | химический |
132С 2 атм 20 мин | 120С 1,1 атм 45 мин | 180С 60 мин | 6% перекись водорода 18С 360 мин | 6% перекись водорода 50С 180 мин |
Этапы обработки медицинских инструментов |
дезинфекция |
Предстерилизационная очистка |
стерилизация |
Приложение 2
асептика |
Стерилизация инструментов, материала | Обработка рук | Соблюдение правил и приёмов в работе |
антисептика |
механическая | физическая | химическая | биологическая | смешанная |
Приложение 1
- ВБИ – это любое клинически распознаваемое заболевание микробной этиологии, связанное с пребыванием, лечением, обследованием или обращением человека за медицинской помощью в ЛПУ, или инфекционное заболевание сотрудника вследствие его работы в данном учреждении вне зависимости от того, когда появились симптомы заболевания: во время пребывания в стационаре или после выписки.
- СЭР – это комплекс организационных, санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий, надёжно препятствующих возникновению ВБИ.
- Асептика – система профилактических мероприятий, обеспечивающих недопущение попадания в рану, ткани, органы, полости тела пациента микроорганизмов при различных лечебных и диагностических процедурах, перевязках, операциях. Главный закон асептики: СТЕРИЛЬНОЕ КАСАЕТСЯ ТОЛЬКО СТЕРИЛЬНОГО.
- Асептика включает:
- стерилизацию инструментов, материала;
- обработку рук врача и медсестры;
- соблюдение санитарно-гигиенических правил и приёмов в работе при проведении операции, исследования.
- Антисептика – комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на уничтожение микроорганизмов в ране или организме человека в целом.
- Различают: механическую антисептику, физическую антисептику, химическую антисептику, биологическую асептику, комбинированную антисептику.
- Стерилизация – обеспложивание, полное уничтожение всех форм микроорганизмов, включая споровые формы, на объектах внешней среды.
- Методы стерилизации:
- термические: паровой, воздушный, глассперленовый;
- химические: газовый, химические препараты;
- радиационный;
- плазменный, озоновый (группа химических средств).
- Паровой(автоклав), воздушный(сухожаровой шкаф), химический (химические препараты), радиационный.
- Режим сухожарового шкафа 180С – 60 минут.
- Режим автоклава: основной - 2 атмосферы 132С 20 минут;
щадящий – 1,1 атмосфера 120С 45 минут.
- 6% перекись водорода, 18С 360 минут, 50С 180 минут.
- Цель ПСО- это удаление белковых, жировых, механических и лекарственных остатков (в том числе невидимых), дезинфектантов с предметов медицинского назначения для обеспечения эффективности последующей стерилизации и безопасного использования простерилизованных изделий.
- Нужно, т.к. остатки крови и моющих средств можно не увидеть невооруженным глазом.
- Проводят азопирамовую пробу - универсальная: на скрытую кровь: появление через минуту фиолетового окрашивания, на остатки моющих средств: другие цвета.
- Контролю качества ПСО подлежит 1% из каждой партии обработанных инструментов, но не менее 3-5 единиц.
- Обязательно проводится контроль стерилизации (контрольные тесты), для контроля обеспечения асептики.
- Самый надёжный контроль стерилизации – бактериальный посев.
- Стерилизационная коробка КФ, крафт- пакеты, пергаменты, крепированная бумага.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Внеклассного мероприятия «Урок безопасности в сети «Интернет»»
Мероприятие предназначено для студентов 1 курса специальностей, реализуемых в колледже. Методическая разработка предназначена для усвоения студентами правил безопасного использования сети «Интер...
Методическая разработка игро-тренингового занятия "Безопасное общение"
Создание школьниками проекта «Безопасная школа»....
Методическая разработка "Викторина: Правила дорожной безопасности"
Викторина "Правила дорожного движения" подготовлена для студентов среднийх профессиональных учереждений. Цель: проверить и закрепить знания Правил дорожного движения для пешеходов ...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя на тему «Инфекционная безопасность»
Инфекционная безопасность – важный раздел повседневной работы медицинской сестры. Без знаний принципов инфекционной безопасности и неумения применить их на практике - невозможно обеспечить профи...
Методическая разработка занятия. Тема 3: «Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления»
Методическая разработка по предмету: «Основы управления транспортными средствами»Цели занятия:Образовательная - изучение эксплуатационных свойств транспортных средств и их влияния на эффек...
Методическая разработка (программа) «Обучение дошкольников безопасному поведению на дорогах»
Все живем мы в обществе, где надо соблюдать определенные правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети. Основными причина...
Методическая разработка: Учебная презентация " Викторина "Безопасность на дороге" к образовательной программе "Пешеходная грамота" Раздел 5 Дорожная безопасность Тема Р.5. Т.2. Безопасный маршрут в школу и домой.
В работе представлена викторина "Безопасность на дороге" к образовательной программе "Пешеходная грамота" Раздел 5 Дорожная безопасность Тема Р.5. Т.2. Безопасный маршрут в шк...