Методическая разработка (программа) «Обучение дошкольников безопасному поведению на дорогах»
методическая разработка
Все живем мы в обществе, где надо соблюдать определенные правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети. Основными причинами ДТП по неосторожности детей становятся:
· нарушение правил перехода проезжей части;
· неподчинение сигналам светофора;
· неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев и т.д.;
· игра на проезжей части или около неё.
С дошкольного возраста ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в транспорте.
Дорога и улица манят ребёнка своей неизвестностью, многообразием впечатлений. А у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице. Безопасность движения обеспечивается тогда, когда все - и водители, и пешеходы, и пассажиры соблюдают правила
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 40.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «детский сад №1» Петушок»
Методическая разработка (программа)
«Обучение дошкольников безопасному поведению на дорогах»
Целевая аудитория старшие дошкольники 5-7 лет
Автор работы Егорова Алена Алексеевна
Воспитатель
2024
- Пояснительная записка.
Все живем мы в обществе, где надо соблюдать определенные правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети. Основными причинами ДТП по неосторожности детей становятся:
- нарушение правил перехода проезжей части;
- неподчинение сигналам светофора;
- неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев и т.д.;
- игра на проезжей части или около неё.
С дошкольного возраста ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в транспорте.
Дорога и улица манят ребёнка своей неизвестностью, многообразием впечатлений. А у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице. Безопасность движения обеспечивается тогда, когда все - и водители, и пешеходы, и пассажиры соблюдают правила.
1.1 Актуальность.
Данная методическая разработка, посвящена актуальной проблеме – воспитанию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах. В этом должны принимать участие и родители, они как старшие наставники должны с самого детства говорить ребенку как правильно переходить дорогу, где можно играть, а где нет. А в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения должны и дальше рассказывать о правилах поведения на дорогах. Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Уже в раннем возрасте с детьми проводятся беседы, детям читают художественную литературу, показывают иллюстрации по теме. Но самым основным видом деятельности остается игра. Она является основным видом деятельности дошкольников. Играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Играя, дети постоянно общаются, между ними происходит диалог, проявляется активный познавательный интерес к окружающему миру.
Поэтому данная разработка «Обучение дошкольников безопасному поведению на дорогах» проводится с элементами современных технологий дошкольного образования – геокешинг, чтение QR –кодов при выполнение заданий.
- Целевая аудитория: дети, старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Родители и педагоги.
- Роль и место проведения мероприятия в системе работы педагогического работника.
Основная цель воспитательной работы должна заключаться в том, чтобы выработать у детей привычку безопасного поведения на дорогах и расширить у ребенка представление о проблемах безопасности дорожного движения в целом. Разработанный материал поможет воспитателям старших и подготовительных групп, педагогам дополнительною образования в организации и проведении мероприятий по безопасности дорожного движения среди младших школьников. Также может использоваться в муниципальных конкурсах: Марафоне Творческих программ по ПДД, его части могут быть использованы в конкурсах поделок, стихотворений и танцев.
1.4. Цель, задачи и планируемые результаты.
Цель: формирование представлений о правилах дорожного движения
у детей старшего дошкольного возраста через спортивно-познавательную игру «геокэшинг».
Задачи:
-Закрепление знаний о правилах дорожного движения, дорожных знаках в игровой форме.
-Развитие у детей умение ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута.
- Способствовать развитию исследовательских действий в процессе игры.
-Воспитание умения работать в команде, соблюдать правила игры, воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Сформирование у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах;
- грамотный, дисциплинированный пешеход;
- ориетрирующийся в дорожно-транспортной обстановке, в чрезвычайных ситуациях;
- умеющий использовать полученные знания на практике.
Активизировать познавательный интерес, сформировать эмоционально-положительное отношение к безопасному поведению на дороге, способствовать повышению эффективности обучения дошкольников по ПДД.
1.5. Форма проведения. Игра проходит в режиме прогулки на территории детского сада с использованием современной технологии – геокешинг. Геокешинг — одна из современных технологий дошкольного образования. «Образовательный геокешинг» — педагогическая технология, помогающая ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи, любознательность, наблюдательность и творчество. Суть технологии – организация игровой деятельности детей, наполняя её познавательным, развивающим материалом. Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников.
1.6. Педагогические технологии, методы и приёмы, используемые для достижения планируемых результатов.
- Игровые технологии в воспитательной работе
- Практико-ориентированный проект
- Здоровьесберегающие технологии
- Технологии сотрудничества
- Приёмы педагогической поддержки
Главной педагогической технологией, которая используется в данном занятии - это технология игрового обучения. Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Так же в процессе данного занятия используется технология QR- кодов. При помощи планшета дети вместе с воспитателем получают задание не по карточкам, а наводя планшет на картинку с кодом. Тек же, что бы детям было интереснее выбирать игру, было разработано дидактическое пособие «Мобильный куб». На гранях, которого ребятам предложены задания в трех направлениях тимбилдинг, геокешинг, квест. Данное занятие дети пожелали провести в направлении геокешинг.
1.7. Ресурсы, необходимые для проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные)
- Кадровые: педагог-руководитель, при наличии педагог по танцам и пению, родительская общественность
- Методические: методическая литература или сайты по предмету.
- Материально-технические: планшет, колонки для музыкального сопровождения.
- Информационные: доступ к сети Интернет, аккаунты в соцсетях.
1.8. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогического работника, популяризирующего ПДД
Методическая разработка может быть использована в работе воспитателя старших и подготовительных групп, руководителя отряда ЮИД в школе, педагога внеурочной деятельности или педагога дополнительного образования. Оборудование: плакаты по правилам дорожного движения, поделка-модель светофора (по количеству детей), памятки пешехода, грамоты победителям, колонки с музыкальными оформлением.
2.Основная часть.
2.1. Описание хода проведения мероприятия.
Ход НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
Вводная часть (мотивация) | |
У главного входа дети стоят по кругу, в центре – сундук с замком. К детям пришел в гости Светофор. - Светофор: Здравствуйте дети, я пришел к вам за помощью. Кто-то ночью поменял мои цвета и добавил новые. И теперь на проезжей части аварии, а пешеходы не знают где и когда им можно переходить дорогу - Ребята, поможем светофору найти его цвета, а также машинам и пешеходам. Светофор: Спасибо большое! А в благодарность гостинцы для вас подготовил. Смотрите, вот они – в сундуке – еле дотащил! Они такие тяжелые! Сейчас я вас угощу, а потом правила повторять начнем. Пытается найти ключ от сундука, но не находит – кто – то украл. Светофор громко плачет, бегает, пытается отыскать ключ. -Украли! Украли! -Где ключ? В кармане находит письмо и читает его: «Я забрал ключ, на кусочки поломал и по всему детскому саду кусочки разбросал! я сладости люблю, вот и хотел немного попробовать. Для того, чтобы угощение найти Вам самим придется кусочки отыскать и ключ собрать. Чтобы вам легче отыскать было – я карту составил – где кусочки упасть могли. Да только кусочки замка те из вас получат, кто задания без ошибок и правильно выполнят.…» (Нарушитель ПДД) Светофор: Я в сундуке вам угощение принес, а как теперь без ключа открыть! -Подожди плакать. Ребята, вы поможете Светофору части ключа найти, чтобы сундук с угощениями открыть? -Как и чем мы можем помочь Светофору? Сфетофор раздает карты с указанием координат маршрута. | Ответы детей Ответы детей Педагог вместе с детьми рассматривает карту и определяют маршрут. |
Основная часть | |
Станция 1. «Дорожные знаки» Ребята подходят к первой станции, на станции стоит мобильный куб с заданием. -Чтобы получить кусочек ключа, нужно найти дорожные знаки, которые изображены на картинках.. -Молодцы, ребята! Справились с заданием, а вот и элемент ключа нашелся Станция 2 «Улицы города» На веранде, на станции лежит необходимое оборудование для игр «Эстафета -водители» Капитаны команд должны взять обручи. Представить, что они водители автобуса и посадить своих пассажиров. «Нарисуй знаки» Играющим предлагается за одну минуту нарисовать знаки дорожного движения. Выигрывает та команда, которая не только правильно нарисует знаки, но и объяснит их. «Автомульти» Командам надо вспомнить средства передвижения сказочных героев. По очереди их необходимо называть. ( подсказки) На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печке) Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольд? (Велосипед) Какой подарок сделали родители дяди Фёдора почтальону Печкину? (Велосипед) Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету) На чём летал старик Хоттабыч? (На ковре – самолёте) Личный транспорт Бабы – Яги? (Ступа) «Светофор» Перед детьми светофор - Смотрите, ребята, как это устройство называется? (светофор) -Для чего он нужен, вы знаете? -Какие вы знаете виды светофоров? (автомобильный) -А какой вид светофора есть для нас -пешеходов? (пешеходный). -Покажите, на какой картинке, какой вид светофора изображен? В чём различия? - Ребята, что обозначает красный (желтый, зеленый) сигнал светофора? -Ребята, сейчас мы с вами поиграем и проверим, как хорошо вы знаете правила дорожного движения, и, может быть, элемент ключа заодно найдем. Звучит веселая музыка «Сигналы светофора». Условия игры: я показываю вам зелёный кружок, вы шагаете на месте; красный – замерли; жёлтый – смотрим по сторонам. (Играем 5 – 7 раз с ускорением. Во время игры выпадает элемент ключа) -Молодцы, ребята вы справились с заданием! 3. Станция «Дорожные загадки» Н столе, возле дерева на станции лежат карточки с загадками. -Ребята, а вы знаете, что каждый знак имеет свое название и установлен в таком месте, где он необходим для регулирования безопасности движения. Сейчас я проверю, как хорошо вы знаете названия знаков, и что каждый из них обозначает. -Если правильно ответите – получите элемент ключа. На каждой картинке знаки зашифрованы QR – кодом. При правильном ответе мы наводим планшет на код и получаем ответ. Сверяем его с ответом детей. 1. Я хочу спросить про знак Нарисован знак вот так, В треугольнике ребята Со всех ног бегут куда-то. Осторожно дети 2. Этот знак совсем не сложный Но зато такой надежный Помогает он в пути Нам дорогу перейти. Пешеходный переход 3. Где ведут ступеньки вниз, Ты спускайся, не ленись. Знать обязан пешеход: Тут …. Подземный переход 4. Ездить на велосипеде Любят взрослые и дети. С этим знаком станет ясно, Где кататься безопасно Велосипедная дорожка 5. В этом месте пешеход Терпеливо транспорт ждет. Он пешком устал шагать, Хочет пассажиром стать. Место остановки автобуса 6. Не мелькайте быстро, спицы, Не спеши, велосипед! Нам велят остановиться, Здесь проезда дальше нет! Движение велосипедистов запрещено -Молодцы ребята, справились с заданием! получите элемент ключа. -Кусочки ключа собрали. Нашли правильные цвета для светофора. Светофор: спасибо вам ребята, теперь на моих дорогах больше аварий не будет. Давайте откроем сундук! Вы все большие молодцы. Склеив ключ из кусочков, дети открывают сундук с угощением. | Играют в «Эстафета-водителей», «Сигналы светофора» Ответы детей Ответы детей После выполнения этого задания дети получают правильные цвета светофора После выполнения задания дети получают элемент ключа Ответы детей Ответы детей После выполнения задания дети получают элемент ключа |
Заключительная часть | |
- Кому нужна наша помощь? Как мы можем помочь? -Что помогало вам выполнять задания? - Какое испытание было интересным, трудным? | Ответы детей. Дети склеивают части ключа, открывают им сундук (с конфетами) Свободная деятельность детей |
2.2. Методические рекомендации.
Сценарий мероприятия - это педагогическая программа воздействия на участников. Существуют несколько факторов, которые влияют на yспешность мероприятия.
Во-первых, нужно определить на какую возрастную группу оно будет рассчитано.
Во-вторых, прогнозирование специфики аудитории:
- свои дети (из творческого объединения, группы и т.п., с которыми при необходимости можно провести предварительную подготовку к мероприятию);
- незнакомая аудитория, состоящая только из приглашенных зрителей;
- смешанная аудитория, то есть и приглашенные, и свои дети (в этом случае свои дети могут оказывать помощь в проведении мероприятия.
В-третьих, мероприятие должно обладать следующими характеристиками:
- информативность - мы должны нести аудитории позитивную информацию;
- формирование ценностей - показ положительных и отрицательных сторон события;
- использование известных сюжетных ходов, включение известных (литературных) героев - данный прием позволит участникам быстрее включиться в происходящее действие;
- «проживаемость» сюжета - участники должны сопереживать героям, пропускать происходящее через себя и свои эмоции.
И, наконец, одним из основных требований к мероприятию является умелое сочетание подвижных и статичных форм деятельности.
Таким образом, для того чтобы удержать внимание любой аудитории и особенно детской, необходимо сочетать статичное и подвижное, командное и личное соревнование.
Общее время мероприятия не должно превышать 40 минут.
1. Непосредственно перед мероприятием необходимо проверить уровень подготовленности всех участников и организаторов программы, внести последние коррективы.
2. Необходимо четко соблюдать время проведения мероприятия.
3. Четкая, слаженная работа всех участников организации мероприятия позволит провести его на высоком уровне.
4. Необходимо по ходу действия следить за реакцией детей и, по возможности вносить коррективы в сценарий.
5. После проведения мероприятия необходимо его проанализировать. Лучше, если это произойдет сразу после его окончания, и в обсуждении примут участие вся группа.
В процессе анализа необходимо дать оценку эффективности работы всех организаторов, оценить само событие: успешное, среднее и провальное.
Отследив все этапы подготовки и проведения мероприятия, выявить все сильные и слабые места, выработать рекомендации для предотвращения повторения подобных ошибок и использования положительного опыта в дальнейшем.
2.3. Список литературы
1. Авдеева, Н.Н., Князева, Н.Л., Стеркина, Р.Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2013. – 144 с
2. Волков С.Ю. Про правила дорожного движения. М., 2006.
3. Дети - дорога - жизнь. Методическое пособие для преподавателей ПДД.-Нижнекамск, 2012.
4.Добрая дорога детства: интернет портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dddgazeta.ru/
5. Кирьянова, В.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Методическое пособие / под ред. В.Н.Кирьянова. – М .: Издательский Дом Третий Рим, 2013. – 154 с.
6.Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - М: Издательский Дом Третий Рим, 2013.
7.Оривенко, Л.П., Зубкова, Г.Л. Дорожная азбука для дошколят. В помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с детьми и родителями по безопасности дорожного движения. / Л.П. Оривенко, Г.Л.Зубова. – Оренбург: ООО "Орензнак", 2014. – 207 с.
8.Чермашенцева, О.В. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации / О.В.Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 207с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивный комплекс автошколы FORVARD для формирования культуры безопасного поведения на дороге.
В работе представлен материал к выступлению в рамках Научно-практической конференции «Социальная миссия дополнительного образования: новые реалии» с мастер-классом по использованию Интерактивного комп...
Мастер-класс «Интерактивная автошкола, как технология обучению безопасного поведения на дороге»
В работе представлено выступление на ГМС «Методы и технологии организации НТТ в системе ДО «Лучшие практики». 29.09.2016.Мастер-класс «Интерактивная автошкола, как технология обучению безопасного пове...
Презентация по ПДДТТ. " Применение кейс-технологий в детском саду при обучении дошкольников навыкам безопасного поведения на дороге"
Меня очень заинтересовала работа с кейс-технологиями. Так как позволяет погрузить группу детей в проблемные ситуации и путем подбора решений найти выход. Дает возможность на практике использовать полу...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ на период 2019-2020 гг. Объединение «Безопасность дорожного движения», 3 год обучения
В работе показаны материалы, представляющие систему работы с одаренными детьми в объединении «Безопасность дорожного движения» ГБУ ДО ДДЮТ Московского района СПб ИУЦ «Автоград»...
Формирование культуры безопасного поведения на дорогах у младших школьников в рамках программы "Конструируем из бумаги с применением компьютера"
В данной методической разработке представлен опыт использования возможностей детского начального технического творчества для воспитания у детей сознательного отношения к вопросам безопасности дорожног...
Памятка для родителей о безопасном поведении на дорогах.
Уважаемые родители! Прошу внимательно изучить эти рекомендации и придерживаться их в повседневной жизни. Ведь в обучении детей навыкам безопасного поведения на дороге как нигде важен пример взрослых. ...
Методическая разработка: Учебная презентация " Викторина "Безопасность на дороге" к образовательной программе "Пешеходная грамота" Раздел 5 Дорожная безопасность Тема Р.5. Т.2. Безопасный маршрут в школу и домой.
В работе представлена викторина "Безопасность на дороге" к образовательной программе "Пешеходная грамота" Раздел 5 Дорожная безопасность Тема Р.5. Т.2. Безопасный маршрут в шк...