Социальный проект "Жить здорово"
проект на тему

Использование 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Социальный проект "Жить здорово"134.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное учреждение

Республики Тыва

«Тувинский агропромышленный техникум» с.Балгазын

D:\Pictures\логотип техникума.jpg

 VII Республиканский Агро-фестиваль

«Ростки таланта»

Секция «Социальные проекты»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЖИТЬ ЗДОРОВО!»

D:\Pictures\совету лидеров\5o_kJkDTnJw.jpg

 

Разработчик проекта – Агапова Анастасия,

                                         Руководитель проекта – Чооду Азиана Николаевна

Кызыл - 2016 год

Содержание

Паспорт проекта …………………………………………

3

Введение ………………………………………………….

4

Обоснование актуальности проекта ……………………

5

Цель и задачи проекта …………………………………...

Значение этноедагогики, национальных игр, традиций тувинцев в сохранении здоровья………………………..

Роль религии в охране здоровья, в современном обществе ………………………………………………….

7

8

10

Основное содержание, этапы и сроки реализации проекта…………………………………………………….

12

Примерный план мероприятий реализации проекта ….

13

Критерии эффективности проекта ……………………...

15

Ожидаемые результаты и потенциалы проекта ….........

15

Список литературы ……………………………………...

17

Паспорт проекта

Название проекта

«Жить здорово!»

Основание для разработки проекта

  • Постановление Правительства РТ от 17.06.2010г. №268 «Концепция формирования здорового образа жизни в РТ»
  • Концепция развития ГБПОУ РТ «Тувинский агропромышленный техникум» на 2012-2017 годы (воспитательная система)

Разработчик проекта

Агапова Анастасия, студентка  группы ТЕХ, 1 курса

Руководитель проекта

Чооду Азиана Николаевна – педагог-психолог

Участники проекта

Администрация, мастера производственного обучения, кураторы и классные руководители, актив и волонтеры молодежной организации «Молодая гвардия», студенты, родители

География проекта

ГБПОУ РТ «Тувинский агропромышленный техникум» с.Балгазын Тандинского района Республики Тыва

Цель и задачи проекта

Цель:

формирование у студентов мотивации здорового образа жизни, через традиции и ценности национальной культуры в области здоровья, организация эффективной, системной профилактической деятельности волонтеров здоровья.

Задачи:

  • Сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
  • Сохранение национально-культурных традиций;
  • Формирование у молодежи навыков ответственного отношения за свою жизнь и здоровье посредством использования технологии «равный равному»;
  • Разработка программ для молодежи по здоровому образу жизни;
  • Повышение уровня компетентности педагогов, родителей по формированию здорового образа жизни.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный

Объемы финансирования и источники финансирования

На добровольческой основе, за счет финансовых средств, полученных от деятельности молодежной организации

Ожидаемые результаты проекта

  • Формирование сознательной установки подростков и молодежи на здоровый образ жизни;
  • Развитие потребности в ведении здорового образа жизни;
  • Реализация потенциала молодежи;
  • Снижение социальной напряженности;
  • Снижение девиантного поведения среди молодежной аудитории.

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Ничто не может сравниться с ним: ни богатство, ни положение в обществе, ни слава. Это настоящая драгоценность, подаренная нам природой.

Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется образом жизни, на 20% – экологическими; на 20% – биологическими (наследственными) факторами и на 10% – медициной. Следовательно, если человек ведет ЗОЖ, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. Особую актуальность это приобретает в молодежной среде – потенциально наиболее активной части населения. Как ни банально это звучит, но от того, насколько здорова наша молодёжь зависит будущее России. Организация здорового образа жизни россиян является одной из составляющих национальной безопасности страны, развитие физической культуры и спорта поддерживается на уровне президента России.

Молодёжь от 16 до 29 лет, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), составляет около 30 % населения.. Так вот, заболеваемость этой категории за последние 5 лет увеличилась на 26,3 %. Смертность от неинфекционных заболеваний постоянно возрастает и достигает сейчас 83 %.

Причиной всех подобных заболеваний является отсутствие личной заинтересованности у большинства молодёжи в здоровом образе жизни, заботе о продолжении своего рода. Молодые готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они еще идеологически неустойчивы, и в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной альтернативы, то идеологический вакуум заполняется наркотиками, курением, алкоголизмом и другими вредными привычками.

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

В настоящее время создается большое количество различного рода социальных программ федерального, регионального и муниципального уровней, частично и полностью посвященных поддержке государством, органами муниципальной власти молодежи. Однако эффективность этих программ невысокая, охватывает небольшой процент населения. Молодежь упорно не ведет здоровый образ жизни, что снижает эффективность здоровьесберегающей среды техникума. Вместо этого, они активно пропагандируют праздный образ жизни, предпочитают пустое времяпровождение. Поэтому, важно решать проблемы молодежи на местах: в городе, селе, поселении, образовательном учреждении и т.п.

В воспитательной работе образовательного учреждения мероприятия по пропаганде здорового образа жизни заявлены среди приоритетных направлений, но ограничивается несколькими стандартными мероприятиями, представляет собой хаотичное использование различных методик.

Социальная значимость проекта: применение здоровьесберегающих технологий, этнопедагогики, национальных традиций в реализации проекта обеспечит формирование социально-значимой здоровой личности.

Организация профилактической работы по здоровому образу жизни должна проводиться исходя из интересов молодежи. В формировании у молодежи навыков ответственного отношения за свою жизнь и здоровье, эффективно проводить посредством использования технологии «равный равному».

Волонтеры проекта «Жить здорово!» - это объединение на добровольной основе молодых людей ГБПОУ РТ «Тувинский агропромышленный техникум», члены молодежной организации «Молодая гвардия», направление работы «Школа волонтера». Волонтеры дают поддержку и возможность претворить в жизнь идеи и информацию, основываясь на мнении, интересах и опыте каждого. Проект направлен на  поддержку молодых, укрепление  и популяризацию здорового образа жизни.

 Необходимость развития волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни в молодежной среде вытекает из увеличивающегося с каждым годом числа  молодежи склонного к алкоголизации, наркомании, табакокурения в нашей республике. Как следствие, увеличение числа правонарушений в результате употребления ПАВ. 

Новизна проекта: использование традиционных и инновационных средств - активное использование интернета (социальных сетей) для формирования в сознании молодежи потребности к здоровому образу жизни, создание социальных видеороликов (на тувинском языке), организация диско-лекций, зала спортивной литературы «Спринтерское чтение».

Практическая значимость: реализуя его мы шагаем в ногу со временем, выполняя Послание президента РФ В.В.Путина, с учетом требований современной молодежи.

В основе проекта лежит комплексный подход ,сочетающий в себе организацию мероприятий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, ребятами волонтерского отряда, которые на личном примере пропагандируют здоровый образ жизни, показывая его преимущества при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов. Волонтеры самостоятельно создают буклеты, листовки, презентации, социальные видеоролики по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни и предлагают свои работы обучающимся.

 «Жить здорово!» - так называется это проект, потому что молодое поколение является стратегическим ресурсом государства и одновременно одним из важных субъектов его социально-экономической политики. От того, как здорово проживает молодежь, зависит будущее нашей республики, страны.

Очень важно, чтобы в результате реализации данного проекта добиться того, чтобы молодые начали думать: «Быть здоровым стало престижно и модно!».

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель:

формирование у студентов мотивации здорового образа жизни, через традиции и ценности национальной культуры в области здоровья, организация эффективной, системной профилактической деятельности волонтеров здоровья.

Задачи:

  • Сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
  • Сохранение национально-культурных традиций;
  • Формирование у молодежи навыков ответственного отношения за свою жизнь и здоровье посредством использования технологии «равный равному»;
  • Разработка программ для молодежи по здоровому образу жизни;
  • Повышение уровня компетентности педагогов, родителей по формированию здорового образа жизни.

Предполагается, что достижение данной цели и задач будет способствовать становлению здоровой личности, здоровой нации, здоровой России.

Методы реализации проекта

  • Тематические выступления (лектории);
  • Выпуск памяток, листовок и буклетов по здоровому образу жизни;
  • Презентации;
  • Акции;
  • организация малых олимпийских игр;
  • фестивали SPORTивной молодежи, форумы;
  • круглые столы, семинары;
  • дебаты;
  • квесты;
  • «мозговой штурм»;
  • консультирование, тренинги;
  • активное использование интернета (социальных сетей), популяризация национальных традиций через интернет.
  • создание видеороликов (на русском и тувинском языках);
  • организация коллективно-творческих дел и т.п..

ЗНАЧЕНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ, НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР, ТРАДИЦИЙ ТУВИНЦЕВ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

        Этнопедагогика – система воспитания и образования подрастающего поколения, складывающаяся веками в этносе. Этнос – группа людей, объединенная длительным проживанием на определенной территории, общим языком, культурой и самосознанием.

        В юном возрасте у ребенка закладываются основы его идеалов, убеждений и мировоззрения. Приобщение подрастающего поколения к истокам народной культуры, культуры здоровья, создание образовательно –культурной, оздоровительной среды позволяет человеку наиболее успешно реализовывать свою индивидуальность.

Основой деятельности по формированию культуры здоровья я считаю возможности природы родного края, устного народного творчества. Одним из средств этнокультурных условий, наиболее благоприятно влияющих на формирование здорового образа жизни  являются тувинские героические сказки, пословицы, поговорки и подвижные национальные игры.

        Национальные игры представляют собой особый вид спорта и составляют уникальный пласт в культуре любого народа. У тувинцев из поколения в поколение существовала устойчивая система разнообразных игр национальных игр. Национальные тувинские игры в сравнении с играми других народов отличаются зрелищностью и массовостью. Помимо этого, они сохранились до наших дней в своем первоначальном виде.

         В традиционном тувинском обществе было очень много игр, таких как, кажык (игра в кости), тевек (почекушки), ча адар моорей (стрельба из лука), аът бажы аграмчылаар (арканы для метания в изображение коня из картона или дерева),   и т.д. Эти игры, способствуют развитию речи, ловкости, выносливости, гибкости, тренируют ноги, способствуют выработке правильного дыхания, воображения, памяти, интеллекта. Национальные тувинские игры полезны и для физического, и для психического здоровья.

        Приоритетным направлением воспитания в области здоровья должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, верить в собственные силы и доверять миру.

        В настоящее время идет возрождение традиций и обычаев тувинского народа. Поэтому, усиливается интерес  не только к зрелищным играм, но и к здоровому питанию. В последнее время популярным стал Губернаторский проект — «Одно село — один продукт», благодаря которому многие кожууны республики начали возрождать и выпускать продукты местного производства, а самое главное — экологически чистые продукты с соблюдением наиболее приближенных технологий, аналогичные по технологиям наших предков.

Указом Главы Республики Тыва Ш. В. Кара-оолом, 2015 год объявлен – «Годом народных традиций в Республике Тыва.

Праздники и игры стали необходимой частью народной системы физического воспитания. Таким и стал тувинский национальный праздник животноводов «Наадым» — праздник урожая и животноводов, который включал в себя многие спортивные национальные состязания. История «Наадыма» насчитывает многие тысячелетия.

Одним из важных игр, безусловно, можно считать национальную борьбу «Хуреш». Тувинцы, где бы ни были, всегда борятся – проводят соревнования среди парней по хурешу. Хуреш зрелищное мероприятие, к нему ходят целыми семьями. Имеет огромное влияние на формирование потребности к ведению здорового образа жизни.

Роль религии в охране здоровья в современном российском обществе

Участие религиозных организаций в общественной жизни имеет давние исторические традиции.

Несмотря на кажущееся различие и противоборство всех мировых религий между собой, бесспорным остается факт, что все они направлены на формирование у человека установок на ведение здорового образа жизни и содержат схожие императивы об этических и медицинских нормах жизнедеятельности. Анализируя нормы, устанавливаемые религиозными организациями, относительно следующих основных угроз здоровью, очевидны общие черты:

  • 1. Аборт резко осуждается и признается как неблагоприятный фактор ухудшающий состояние здоровья нации;
  • 2. Употребление ПАВ неприемлемо, причем это утверждается не только современными священнослужителями (как в случае с абортом), но также подробно рассматривается в древнейших религиозных книгах с позиции максимального ограничения. Религиозные организации также играют огромную роль, предлагая современной медицине эффективный альтернативный путь преодоления патологической зависимости от вредных привычек;
  • 3. Личная гигиена как барьер для распространения инфекционных заболеваний. Считается, что применение омовения в качестве религиозного ритуала повышало распространенность основ гигиены за счет предубеждений веры.
  • 4. Любая религия расставляет приоритеты в значении пищи для жизни человека, строго определяя качественный и количественный состав продуктового рациона. Источником этих приоритетов является культурно-историческая основа конкретного этноса и степень богатства природных ресурсов в коренной для данной религии местности.

Буддизм

Отличительной чертой буддизма с позиции здравоохранения является духовная направленность жизнедеятельности на обретение гармонии с окружающим миром. Единение с природой прослеживается в традиционной медицине тибетских монахов, вегетарианстве, упоре на внутреннее самосовершенствование предпочтительно к внешнему.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап - организационно-подготовительный (1-4 неделя):

- постановка проблемы (анкетирование обучающихся с целью выявления состояния здоровья, физического развития, мониторинг общественного мнения среди участников анкетирования о потребности создания волонтерского движения;

- создание базы для реализации проекта;

- изучение нормативно-правовой базы федерального, республиканского уровней в сфере молодежной политики;

- изучение технологий помощи и поддержки молодежи;

- привлечение к работе в проекте необходимых специалистов;

- сбор информации для издания справочного буклета в помощь молодым

 2 этап – основной (5-30 неделя):

- разработка плана мероприятий добровольческого движения при активном участии студентов;

- выполнение работы согласно основному содержанию данного проекта;

- индивидуальные, групповые консультации специалистов  

- участие молодежи в республиканских форумах, фестивалях, акциях, конкурсах  и т.п.

3 этап – итоговый (31-38 неделя):

- диагностика удовлетворенности участников проекта;

- анализ результатов проекта (количество посещений, частота посещений, увеличение численности молодых, ведущих ЗОЖ и т.д.) - подведение итогов и определение перспектив дальнейшего развития проекта;

- презентация сборника;

- распространение опыта работы среди молодежи. 

Сроки реализации проекта

С началом учебного года до конца учебного процесса. Возобновление работы происходит с началом учебного процесса. В ходе реализации наш проект будет совершенствоваться.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА И ИХ СТОИМОСТЬ:

Мероприятия

Сроки

 проведения

Стоимость

Ежегодный профилактический осмотр студентов. Распределение их по группам здоровья.

сентябрь

-

Семинар для педагогов «Здоровьесберегающие технологии при работе со студентами»

сентябрь

-

Тестирование, анкетирование по теме «Здоровый образ жизни»

2 раза в год

(сентябрь, май)

300

Малые олимпийские игры

октябрь

1000

Тематический лекторий «Диалоги о здоровье»:

- «Нужен ли нам здоровый образ жизни?»

- Культура и традиции тувинского народа по здоровому образу жизни

октябрь

-

Агитплакат «Учись говорить «НЕТ!»

октябрь

-

Конкурс стенгазет, плакатов «Мы за здоровый образ жизни»

октябрь

1000

Конкурс сочинений «Мой образ жизни»

октябрь

500

Антинаркотический квест  между школой и техникумом

ноябрь

2000

Выставка-предостережение «Внимание-наркотики!»

ноябрь

-

Дискуссия-интерактивная игра «Курить-здоровью вредить»

ноябрь

 (День отказа откурения)

500

Выпуск социальных видеороликов по проблемам наркомании, алкоголизма, курения (кружок «PRO100»

ноябрь

-

Акция «Красная ленточка»

декабрь

500

Дебаты «Здоровый образ жизни: за и против»

январь

-

Выпуск памяток, листовок и буклетов по здоровому образу жизни

постоянно

500

Презентации

постоянно

-

Акции:

Красная ленточка», «Конфетки вместо сигаретки», «Антиникотин», «Предупрежден-значит вооружен», «Голосуем за жизнь вместе», «Мы выбираем жизнь», «Улыбайся», «Подари улыбку техникуму», «Подтверди», «молодежь против СПИДа» и т.д.

каждый месяц

500

Национальный праздник «Шагаа»

Январь-февраль

3000

Месячник оборонно-массовой и спортивной работы.

Спортивный праздник «Богатырские забавы»:

- хуреш

февраль

2000

Фестиваль SPORTивной молодежи

март

3000

День здоровья

 7 апреля

1000

Круглый стол «Я выбираю жизнь»

апрель

-

Диско-лекции

2 раза в месяц

-

Ежедневная утренняя зарядка

 В течение года

-

Использование интернет-ресурсов (социальных сетей) для организации профилактической работы

В течение года

Тренинги по программе «Обучение здоровому стилю жизни»

1 раз в месяц

-

Туристические слеты

1 раз в год

Просмотр видеороликов, кинотренинги

1 раз в месяц

-

Организация зала спортивной литературы «Спринтерское чтение»

В течение года

-

Театрализованное представление «Жизнь прекрасна, если у тебя есть будущее»

июнь

-

Участие в форумах

В течение года

2000

Консультации социально-психологической службы

 В течение года

-

Выступление на родительском собрании по вопросам здорового образа жизни «Как сохранить здоровье своего ребенка»

2 раза в год

-

Итого:

17500

Партнеры по проекту:

  • Зам.директора по ВР;
  • Социальный педагог;
  • Педагог-психолог;
  • Инспектор по профилактике правонарушений;
  • Фельдшер;
  • Педагог-организатор;
  • Библиотекарь;
  • Руководитель физического воспитания, преподаватели физической культуры;
  • Мастера производственного обучения;
  • Классные руководители;
  • Кураторы;
  • Преподаватель русского языка и литературы;
  • Руководитель дополнительного образования (кружок «PRO100»).

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

  • Внедрение в жизнедеятельность техникума здоровьесберегающих технологий, оздоровительной, профилактической работы;
  • Распространение опыта работы в другие учебные учреждения республики.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОТЕНЦИАЛЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Ожидаемые результаты:

  • Формирование сознательной установки подростков и молодежи на здоровый образ жизни;
  • Развитие потребности в ведении здорового образа жизни;
  • Реализация потенциала молодежи.
  • Снижение социальной напряженности.
  • Снижение девиантного поведения среди молодежной аудитории.

ПОТЕНЦИАЛЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Предполагается долгосрочная работа волонтерского движения «Жить здорово» молодежной организации «Молодая гвардия». С каждым годом количество волонтеров будет увеличиваться за счет студентов нового набора. Интерес к инициативе студентов поддерживается другими учебными заведениями, ведомствами, министерствами. Планируется создание подобных добровольческих направлений работы в учебных заведениях республики, обмен опытом с ними позволит расширить географию проекта и обеспечит новыми формами работы.

Реализация проекта поможет не только подрастающему поколению, молодежи оценивать важность здоровья как высшей ценности, но и проводить профилактическую работу с социально нежелательными привычками социума. Что как бы является продолжением национального проекта по улучшению демографической ситуации в стране.

Важно, чтобы в итоге работы волонтеров в направлении «Здоровый образ жизни» у личности сформировалась новая компетенция – ответственность за свое здоровье и здоровье других людей.

«Жить здорово!» - отлично.

Список использованной литературы

  1. Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии. М., 1991.
  2. Курбатский Г. Н. Тувинские праздники: Историко-этнографический
    очерк. Кызыл, 1973.
  3. М.Б.Кенин-Лопсан. Тыва чанчыл (Тувинские традиции). Ч.I и II: Учебное издание – Кызыл: Издательско-полиграфический отдел «Билиг». 2010г. 360с.
  4. Найдын Сарыглар. Тувинцы                        //Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Здоровые дети - здоровая страна"

Социальный проект направлен на профилактику наркомании, употребления алкоголя и тобакокурения в подростковом возрасте....

Контрольно-оценочные средства по МДК.01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья

Контрольно-оценочные средства   по  МДК.01.01  Медико-биологические и социальные основы здоровья разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по про...

МДК.01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья Тема: «Детские болезни»

Ребенок постоянно растет и развивается. На каждом возрастном этапе своей жизни он предстает в своем морфологическом, физическом и психологическом качестве. В процессе человеческого онтогенеза выделяет...

Методическое пособие для студентов СПО специальности 44.02.01. «Дошкольное образование» по МДК 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья

Раздел 1. Формирование основ здорового образа жизни ребенка.Тема 1.1 Понятие "здоровый образ жизни". Здоровье как состояние и свойство организма.Образ жизни это система устойчивых...

Методические материалы по учебной дисциплине "Медико-биологические о социальные основы здоровья"

Данные материалы разработаны для учебной дисциплины "Медико-биологические о социальные основы здоровья" специальности 44.02.01 Дошкольное образование...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯИЕЛЬНЫХ РАБОТ МДК. 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья для студентов, обучающихся по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование

Методические рекомендации к самостоятельным работам по междисциплинарному курсу МДК. 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья предназначены для организации эффективной самостоятельной ...

Технологическая карта учебного занятия по МДК 01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья "Режимные процессы 1 половины дня"

Тема занятия: Проведение режимных моментов в первую половину дня  в младшем и старшем дошкольном возрасте.Цель:Демонстрация умения проводить  режимные моменты в  1 половину дня на ...